самообразование ТЕМА: «Занимательная математика в играх»
Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение
«ГОРА- ПОДОЛЬСКАЯ СРЕДНЯЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ШКОЛА»
Грайворонского района
ПЛАН по самообразованию
ТЕМА: «Занимательная математика в играх»
на 2018 – 2020 учебный год
Тема самообразования: «Занимательная математика в играх».
Индивидуальный план работы по самообразованию на 2018- 2020г.г.
Ф.И.О. педагога: Лаврова Светлана Николаевна
Специальность: учитель технологии
Образование: педагогическое
Стаж педагогической работы: 13лет
Квалификационная категория:
Курсы повышения квалификации : 2018год
Дата начала работы над темой: 2018год
Предполагаемая дата окончания работы: 2020 год
Цель: развивать познавательную активность детей, любознательность через занимательный математический материал.
Задачи:
1. Развивать интерес к математике в дошкольном возрасте.
2. Способствовать развитию мыслительных операций (анализ, синтез, сравнение, логического мышления и креативности мышления (умение гибко, оригинально мыслить) ;
3. Способствовать стремлению к достижению положительного результата, настойчивости и находчивости;
4. Формирование базисных математических представлений, речевых умений
ПЕРСПЕКТИВНЫЙ ПЛАН
Месяц
| Направления работы | Способы достижения |
Сентябрь
| Подбор литературы по теме самообразования
Мониторинг, анкетирование
Работа с документацией. Изучение ФГОС ДО, закона «Об образовании», других нормативных документов Планирование работы с детьми на новый учебный год. | Работа с личной библиотекой, Интернетом .
Знакомство и анализ документации. Знакомство с литературой по данной тематике. Создания перспективного плана работы. |
Октябрь | Работа над развивающей математической средой группы. | Знакомство с литературой. Оформление уголка группы |
Ноябрь
|
Разработка картотек игр по ФЭМП |
Подбор материала |
Декабрь | - Чтение математической сказки «В стране «Математике» , анализ и обсуждение сказки с детьми. Проведение занятий, с использованием игрового занимательного материала (игры с использованием счетных палочек)
| Подбор материала по темам. |
Январь | - Подгрупповая и индивидуальная работа по развитию математических представлений с помощью занимательного материала (рисуем по клеточкам)
|
|
Февраль | Проведение занятия по математике с использованием занимательных математических игр «Поиски клада»
| Подбор материала |
Март | Использование загадок, задач-шуток, занимательных вопросов на занятиях и в совместной деятельности воспитателя и детей. Подгрупповая и индивидуальная работа с помощью занимательного материала (игры «Составь картинку», «Найди отличия», «Найди пару)
|
|
Апрель | - Математическое развлечение для детей «Путешествие в страну чудес» Проведение занятий с использованием индивидуального счетного материала.
|
|
Май | Анализ, оформление результатов диагностики Разработка плана по самообразованию на новый учебный год. | Подбор методической литературы. |
Работа с родителями:
-Рекомендации для родителей «Математика – это интересно»
- Консультация для родителей «Как организовать игры детей дома »
-Проведение родительского собрания по теме «Математика в гостях у семьи»
- Оформление папки-передвижки «Занимательная математика дома в повседневной жизни»
- Индивидуальные беседы и консультации
- Оформление выставки для родителей: «Математические игры и упражнения для дошкольников»
Литература по теме:
1. Программа «От рождения до школы» - Под ред. Н. Е. Веракса, Т. С. Комаровой, М. А. Васильевой
2. «Математика и дети» - А. Белошинская – кандидат пед - х наук.
3. «Ориентировка в пространстве» - Т. Мусейнова – кандидат пед - х наук.
4. «Сюжетно – дидактические игры с математическим содержанием» - А. А. Смоленцева. 5. «Сенсорное воспитание» - Э. Пилюгина.
6. «Играем в числа» - серия пособий
7. «Развиваем восприятие, воображение» - А. Левина.
8.Л. Г. Петерсон, Н. П. Холина «Игралочка». Практический курс математики для дошкольников. Методические рекомендации. - М.: Баласс, 2003 г. - 256 с.
9.Под ред. Б. Б. Финкельнтейн. «Давайте вместе поиграем». Комплект игр с блоками Дьенеша. С-Пб, ООО «Корвет», 2001 г.
10.В. П. Новикова, Л. И. Тихонова "Развивающие игры и занятия с палочками Кюизенера. Раздаточный материал" от 3 до 7 лет, 2008 г
11.Т. А. Фалькович, Л. П. Барылкина «Формирование математических представлений»: Занятия для дошкольников в учреждениях дополнительного образования. - М.: ВАКО, 2005 г. – 208
Консультация для воспитателей
«Логико-математические игры на занятиях по ФЭМП и в свободное время» Обучение математике детей дошкольного возраста немыслимо без использования занимательных игр, задач, развлечений. При этом роль несложного занимательного материала определяется с учетом возрастных возможностей детей и задач всестороннего развития и воспитания: активизировать умственную деятельность, заинтересовывать математическим материалом, увлекать и развлекать детей, развивать ум, расширять, углублять математические представления, закреплять полученные знания и умения, упражнять в применении их в других видах деятельности, новой обстановке. Используются логико-математические игры и с целью формирования представлений, ознакомления с новыми сведениями. При этом непременным условием является применение системы игр и упражнений. Дети очень активны в восприятии задач – шуток, головоломок, логических упражнений. Они настойчиво ищут ход решения, который ведет к результату. В том случае, когда занимательная задача доступна ребенку, у него складывается положительное эмоциональное отношение к ней, что стимулирует мыслительную активность. Ребенку интересна конечная цель: сложить, найти нужную фигуру, преобразовать, которая увлекает его. Из всего многообразия математического материала в дошкольном возрасте наибольшее применение находят дидактические игры. Основное назначение игр - обеспечить упражняемость детей в различении, выделении, назывании множеств предметов, чисел, геометрических фигур, направлений, и т. д. В дидактических играх есть возможность формировать новые знания, знакомить детей со способами действий. Каждая из игр решает конкретную задачу совершенствования математических (количественных, пространственных, временных) представлений детей. Логико-математические игры включаются непосредственно в содержание занятий как одной из средств реализации программных задач. Место этим играм в структуре занятия по ФЭМП определяется возрастом детей, целью, значением, содержанием занятия, направленного на выполнение конкретной задачи формирования представлений. В младшей группе, особенно в начале года все занятие должно быть проведено в форме игры. Логико – математические игры уместны и в конце занятия с целью воспроизведения, закрепления ранее изученного. Так, в средней группе на занятия по ФЭМП после ряда упражнений на закрепление названий, основных свойств (наличие сторон, углов) геометрических фигур может быть использована игра «найди и назови». В формировании у детей математических представлений широко используются занимательные по форме и содержанию разнообразные дидактические игровые упражнения. Они отличаются от типичных заданий и упражнений необычностью постановки задачи (найти, догадаться, неожиданностью преподнесения ее от имени, какого-либо литературного сказочного героя (Буратино, Чебурашки, Незнайки). Они интересны для детей, эмоционально захватывают их. А процесс решения, поиска ответа, основанный на интересе к задаче, невозможен без активной работы мысли. Этим положением и объясняется значение логико- математических игр, задач и упражнений в умственном и всестороннем развитии детей. В ходе игр и упражнений с занимательным математическим материалом дети овладевают умением вести поиск решения самостоятельно. Воспитатель вооружает детей лишь схемой и направлением анализа занимательной задачи, приводящего в конечном результате к решению. Систематическое упражнение в решении задач таким способом развивает умственную активность, логическое мышление, самостоятельность мысли, творческое отношение к учебной задаче, инициативу. В детском саду в утреннее и вечернее время можно проводить игры математического содержания (словесные и с использованием пособий, настольно – печатные, такие, как «Домино фигур», «Составь картинку», «Арифметическое домино», «Лото», «Найди пару», игры в шашки и шахматы. При правильной организации и руководстве со стороны воспитателей эти игры помогают развитию у детей познавательных способностей, формированию интереса к действиям с числами, и геометрическими фигурами, величинами, решению задач. Таким образом, математические представления детей совершенствуются. Но этого недостаточно для выявления и развития многообразных интересов и склонностей дошкольников. Дидактические игры организуются и направляются воспитателем. Дети редко играют в них по собственному желанию. В детском саду нужно создавать такие условия для математической деятельности ребенка, при которых он проявлял бы самостоятельность при выборе игрового материала, игры, исходя из развивающихся у него потребностей, интересов. В ходе игры, возникающей по инициативе самого ребенка, он приобщается к сложному интеллектуальному труду. Уголок занимательной математики – это специально отведенное, математически оснащенное играми, пособиями и материалами, и определенным образом художественно оформленное место. Организовать его можно, используя обычные предметы детской мебели: стол, шкаф, обеспечив свободный доступ детей к находящимся там материалам. Этим самым детям предоставляется возможность выбрать интересующую их игру, пособие математического содержания и играть индивидуально или совместно с другими детьми, небольшой подгруппой. Организуя уголок занимательной математики, надо исходить из принципа доступности игр детям в данный момент и помещать в уголок такие игры и игровые материалы, освоения которых детьми возможны на разных уровнях. От усвоения заданных правил и игровых действий они переходят к придумыванию новых вариантов игр. Дети могут придумывать новые более сложные силуэты не только из одного, но и из 2 – 3 наборов к игре; один и тот, же силуэт, например, лису, составлять из разных наборов. Для стимулирования коллективных игр и творческой деятельности дошкольников необходимо использовать магнитные доски, фланелеграфы с наборами фигур, счетных палочек, альбомы для зарисовки придуманных ими задач, составления фигур. Из многообразия головоломок наиболее приемлемы в старшем дошкольном возрасте головоломки с палочками. Их называют задачами на смекалку геометрического характера, так как в ходе решения, как правило, идет трансфигурация, преобразование одних фигур в другие, а не только изменение их количества. В дошкольном возрасте используются самые простые головоломки. Необходимо иметь наборы обычных счетных палочек, чтобы составлять из них наглядные задачи – головоломки. Кроме этого потребуются таблицы с графически изображенными на них фигурами, которые подлежат преобразованию. На обратной стороне таблицы указывается, какое преобразование надо проделать, и какая фигура должна получиться в результате. Особое место среди математических развлечений занимают игры на составление плоскостных изображений предметов, животных, птиц, домов, кораблей из специальных наборов геометрических фигур. Наборы фигур при этом подбираются не произвольно, а представляют собой части разрезанной определенным образом фигуры: квадрата, треугольника, круга, овала. Они интересны детям и взрослым. Детей увлекает результат составить увиденное на образце или задуманное, и они включаются в активную практическую деятельность по подбору способа расположения фигур с целью создания силуэта. Из многообразия логико-математических игр и развлечений наиболее доступными и интересными в дошкольном возрасте являются загадки, задачи – шутки. В загадках математического содержания анализируется предмет с временной точки зрения, с количественной или пространственной, подмечены простейшие математические отношения: Два кольца, два конца, а посередине гвоздик (ножницы). Четыре братца под одной крышей живут (стол). Назначение загадок и задач – шуток, занимательных вопросов состоит в приобщении детей к активной умственной деятельности, выработки умения выделять главные свойства, математические отношения, замаскированные внешними несущественными данными. Они могут быть использованы воспитателем в процессе разговоров, бесед, наблюдений с детьми за какими-либо явлениями, то есть в том случае, когда создается необходимая ситуация. С целью развития мышления детей используют различные виды логических задач и упражнений. Это задачи на нахождение пропущенной фигуры, продолжения ряда фигур, знаков, на поиск закономерностей, чисел, задачи типа матричных, на поиск недостающей в ряду фигуры (нахождение закономерностей, лежащих в основе выбора этой фигуры) и др., например, Какая из фигур здесь лишняя и почему? Какое число надо поставить в пустую клетку? Игра – «Четвертый лишний». Назначение логических задач и упражнений состоит в активации умственной деятельности ребят, в оживлении процесса обучения. Игры на смекалку, головоломки, занимательные игры вызывают у ребят большой интерес. Дети могут, не отвлекаясь, подолгу упражняться в преобразовании фигур, перекладывая палочки или другие предметы по заданному образцу, по собственному замыслу. В таких занятиях формируются важные качества личности ребенка: самостоятельность, наблюдательность, находчивость, сообразительность, вырабатывается усидчивость, развиваются конструктивные умения. В ходе решения задач на смекалку, головоломок дети учатся планировать свои действия, обдумывать их, искать ответ, догадываться об ответе, проявляя при этом творчеств
Консультация для родителей
«Математика – это интересно!»
Умственное развитие ребѐнка, его познавательных способностей тесно связано с процессом формирования элементарных математических представлений через знакомство с геометрическими фигурами и геометрическими телами, количественным и порядковым счѐтом; умением присчитывать и отсчитывать предметы, сравнивать предметы по одному и нескольким признакам, ориентироваться во времени, в пространстве и на листе бумаги, устанавливать последовательность событий, составлять предмет из частей, из палочек и так далее. Игра как один из наиболее естественных видов деятельности детей способствует становлению и развитию интеллектуальных и личностных проявлений, самовыражению, самостоятельности. Эта развивающая функция в полной мере свойственна и занимательным математическим играм. Игры математического содержания помогают воспитывать у детей познавательный интерес, способность к исследовательскому и творческому поиску, желание и умение учиться. Необычная игровая ситуация с элементами проблемности, присущая занимательной задаче, интересна детям. Достижение цели игры - составить фигуру, модель, дать ответ, найти фигуру - приводит к умственной активности, основанной на непосредственной заинтересованности ребенка в получении результата. Все это способствует формированию готовности к обучению. Дорогие мамы и папы, а теперь поиграем! Предлагаем Вам, примеры игр, в которые можно с удовольствием поиграть дома и на улице.
«Считаем в дороге» Если у вас есть машина, и вы проводите много времени в ней, а ребенку нечем заняться. Поиграйте с ним, кто больше сосчитает машин своего цвета. Например, взрослый считает машины красного цвета, а ребенок зеленого, и наоборот. В маршрутке можно посчитать остановки, и количество пассажиров, которые входят и выходят.
«Сложи квадрат» Возьмите плотную бумагу разных цветов и вырежьте из нее квадраты одного размера - скажем, 10 Х 10 см. Каждый квадрат разрежьте по заранее намеченным линиям на несколько частей. Один из квадратов можно разрезать на две части, другой - уже на три. Самый сложный вариант для малыша - набор из 5-6 частей. Теперь давайте ребенку по очереди наборы деталей, пусть он попробует восстановить из них целую фигуру.
«Пуговицы» Игра закрепляет умение сравнивать две группы предметов. Необходимый инвентарь: пуговицы разного цвета, размера и формы. ◈ Как играем: у всех дома есть пуговицы. С их помощью можно придумать самые разные игры. Положить, например, вверх круглые пуговицы (они могут быть разного цвета и размера), а вниз под них — квадратные. Поровну ли их, каких больше, меньше? Или положить вверх красные круглые пуговицы, а вниз синие квадратные. ◈ Закрепляем: считать можно листочки, камешки: на улице, на реке.
Игра «Четыре цвета» Нарисуйте загогулину, не отрывая карандаша от бумаги. Или используя линейку, нарисуйте абстрактные линии или овалы с кругами, как на рисунке снизу. · Возьми четыре карандаша или фломастера. · Каждый элемент в фигуре раскрась своим цветом. · Фрагменты расположенные рядом, должны быть разных цветов. Подумай немного прежде чем раскрашивать.
Игра “Измеряем цифры”· На листах бумаги нарисуйте цифры 1, 2, 3, 4 и 5 одинаковые по высоте. · Возьмите длинную веревку и ножницы. Сначала наложи веревку на цифру 1, так чтобы веревка повторяла контуры цифры. Оставшийся конец веревки отрежьте. · Таким же образом наложи веревки на другие цифры. Сравните куски веревки, на какие цифры веревки понадобилось больше всего? А на какие - меньше? Какая цифра оказалась длиннее всех? Иллюстрация из книги «Где обедал воробей?»
Игра помогает ребенку понять, что «величина» - понятие относительное. Необходимый инвентарь: вырезанные из любых книжек, журналов слон, волк, медведь, заяц, еж, по масштабу они должны быть пропорциональны своему реальному размеру, пять квадратов — «клеток» для животных соответствующего разного размера.
Консультация для родителей «Математика для малышей, что это?»
С помощью занятий математикой, младшая группа детского сада дает детям знания о разделении предметов на группы по признакам, таких как цвет, форма, размер. Малыши, впервые сталкиваясь с понятием «один и много», объединяют в группы однородные предметы и пробуют выделять один названный предмет из общей группы, находят в окружении один или несколько одинаковых предметов, пробуют считать предметы до пяти. А так же сравнивать предметы, усваивать их величины: длиннее — короче, одинаковые, выше — ниже, шире — уже, толще — тоньше, больше — меньше. Определять форму: круг, квадрат, треугольник. Математикой можно заниматься с ребѐнком везде дома, в детском саду и даже на прогулке. Путь развития у детей представлений о пространстве долгий и сложный, поэтому необходимо формировать умения различать и называть пространственные представления на основе конкретных, непосредственных восприятий и действий, добиваться определения направления словом. Большое значение и место в ознакомлении детей с пространственными ориентировками занимают дидактические игры. Проводятся такие занятия в младшем возрасте обычно утром. Вот пример одной из дидактических игр, которые можно проводить в детском саду и дома. Эта игра дает возможность в новых связях закреплять знания «один» и «много», называется «Найди игрушку». Каждый ребенок должен принести предварительно разложенные на видном месте воспитателем машины или кубики и положить на стол. Когда все дети принесут игрушки, воспитательница говорит: «Вот как много у нас стало машин (или кукол). Саша принес одну, Таня тоже принесла одну куклу, и т. д. и стало их много». Игра повторяется несколько раз. На прогулке можно провести эту игру с цветами, листьями, флажками. Важно, чтобы все дети, принимающие участие в игре, были активны и была создана эмоциональная игровая обстановка. Построенные таким образом дидактические задачи в играх будут способствовать усложнению и уточнению восприятия форм, величины и развитию детского внимания. Так же во время прогулки можно играть, в самое простое, что можно придумать, это считать определѐнные встречные предметы. На занятиях нужно часто повторять такие фразы: «Посмотри, здесь стоят две черные машины и две белые. Всего - четыре ». Так постепенно освоим и состав числа. Предложите малышу на прогулке отыскивать «все чего по два». Это непросто, но интересно. Таким образом, занятия математики развивает интеллектуальные способности, познавательную активность, интерес детей к математике и желание творчески применять полученные знания, следовательно, способствует прочному усвоению программного материала.
Консультация для родителей «Дома играем-математику изучаем»
Цель: показать родителям, как на основе игр закрепить знания, умения, навыки по математике, играя дома с ребенком.
Работа по формированию у дошкольников элементарных математических представлений – величайшая часть их общей подготовке ребѐнка к школе. Решая разнообразные математические задачи, дети проявляют волевые усилия, приучаются действовать целенаправленно, преодолевать трудности, доводить начатое дело до конца, воспитывается привычка к точности, аккуратности, умение контролировать свои действия. В средней группе занятия по математике проводятся еженедельно, продолжительностью 20 минут. Работа ведется по нескольким разделам: «Количество и счет», «Величина», «Форма», «Ориентировка во времени». На занятиях по математике я забочусь и о прочном усвоении детьми знаний, предусмотренных программой, и, что особенно важно, о развитии у них интереса к математическим занятиям, самостоятельности, гибкости мышления, смекалки, сообразительности, умение делать простейшие обобщения, доказывать правильность тех или иных суждений. Дети учатся кратко и точно отвечать на вопросы, делать выводы, пользоваться правильными грамматическими оборотами речи. Дети с общим недоразвитием речи имеют неустойчивое внимание, поэтому их необходимо заинтересовать, проводя занятия в игровой форме. Играя, ребенок приобретает новые знания, развивает способности, подчас не догадываясь об этом. Закреплением пройденного материала происходит в совместной и самостоятельной деятельности, но, как показала практика, этого недостаточно, необходимо родителям принимать активное участие, в изучении математики играя всей семьей. Радость, которую вы доставите ребенку, станет и вашей радостью, п проведенные вместе приятные минуты помогут Вам сделать добрее и веселее совместную жизнь. Приходя вечером домой, вы часто слышите от своих детей просьбу «Поиграй со мной», но у родителей много домашних дел, например, приготовить ужин. Так давайте приготовим его, играя с ребенком!
1. Моторика - «Золушка» Попросить ребенка перебрать в отдельные емкости горох и фасоль для второго блюда.
2. Форма - «Испечем печенье» Пока мама замешивает тесто, ребенок на столе где рассыпана мука, пальчиком рисует формы будущего печенья: круглые, овальные, квадратные, треугольные, прямоугольные – закрепляя тем самым геометрические фигуры. 3. Количество и счет - «Накроем на стол» Предложить ребенку посчитать, сколько человек будут ужинать и в соответствии с этим поставить соответствующее количество предметов (чашки, вилки, тарелки, блюдца, ложечки). При этом, закрепляя умение считать и согласовывать существительные с числительными.
4. Игра «Карусель» Учить считать в пределах
5. В эти игры можно играть не только с мамой на кухне, но и с папой в гараже, с бабушкой в саду, в парке, по дороге из детского сада домой и т. д.
Вопросы родителей
Подготовительная к школе группа Игра-путешествие в страну Математики
Задачи: закрепить представления о свойствах предметов, сложении и вычитании групп предметов, взаимосвязи целого и частей. Повторить количественный и порядковый, обратный счет, цифры 0 – 10, состав чисел в пределах 10, узнавать и называть геометрические фигуры (круг, квадрат, треугольник, отрезок, луч, многоугольник), закрепить навыки ориентирования на листе бумаги.
Ход
1. игра «Выбираем транспорт» - сегодня нам доставили телеграмму: Фея из волшебной страны Математики приглашает нас в гости. Давайте выберем такой вид транспорта, который позволит нам быстро добраться к Фее и вовремя вернуться домой. - А вот загадка не простая, а зашифрованная. Соедините на своих листках точки по порядку – получится картинка (ракета). Проверить по образцу: Ну что, полетим? Начали обратный отсчет (с 10 до 0).
2. Игра «Волшебная лужайка» - Ну вот мы и прилетели в страну Математику. На лужайке перед сказочным замком Феи и трава и птицы и звери – все необыкновенное, сказочное, математическое. Рассмотрите картинку. Какие цифры «спрятались» в рисунках? Давайте назовем их. Дети по очереди называет цифру, выходит к доске, берет листок с названной цифрой. Когда дети назовут все цифры, становятся по порядковому счету. Воспитатель так же задает детям вопросы: - какой ты по счету, назови цифру меньше на 1, больше на 1. - назови соседа справа, слева.
3. Игра «Салки-догонялки» - У Феи живут в мире и согласии самые разные животные. Вот и утята и мышата собрались на полянке поиграть в салки – догонялки. Посчитайте, сколько мышат и сколько утят (3 утенка и 7 мышат). - Составьте 4 равенства и назовите в них части и целое. Дети выполняют задание с комментированием: - Здесь 3 утенка и 7 мышат. 3+7=10. Части – 3 и 7, целое – 10. - Переставим части, целое не изменяется: 7+3=10. - Если 3 утенка убегут, останутся мышата: 10-3=7. Целое – 10, части 3 и 7. Дети по очереди выходят к доске, называют и показывают где части, где целое.
Физминутка «Не ошибись!» А теперь ребята немного поиграем. Дети выходят на ковер, воспитатель показывает цифру от 1 до 10: - Подними руки на 2 меньше цифры которую ты видишь. - Сделай на три наклона вперед больше цифры которую ты видишь. - Сделай на 1 приседание меньше цифры, которую ты видешь. - сделай на 4 хлопка над головой больше цифры которую ты видешь. - подними правую ногу на 3 раза меньше цифры, которую видишь.
4. «Подарок от Феи» Ребята, вы так хорошо занимались, что Фея вами очень довольна. И решила сделать каждому из вас подарок. Так как мы с вами находимся в волшебной стране, то и подарок заколдованный. Нам нужно его разгадать. Дети выполняют графический диктант на листке клетчатой бумаги. Найдите левый верхний угол. Отсчитайте 10 клеток вниз. Поставьте точку. С этой точки у нас начнется рисунок. Должен получится «Ключ». Ребята, Фея дарит каждому вот такой волшебный Ключ, для того чтобы открыть двери к знаниям
5. Итог - Вы сегодня побывали в гостях у Феи в ее волшебной стране, где все связано с математикой. Что вам понравилось? Какие задания были трудными? Какие легкими? Все молодцы, хорошо работали. На этом наше путешествие закончено.
Тема: «Поиски клада»
Образовательная область: Познавательное развитие (Формирование элементарных
математических представлений)
Цель: Развивать математическое мышление.
Задачи:
- Закрепить умение детей читать карты – схемы, ориентироваться в пространстве
относительно себя.
- С помощью блоков Дьенеша закрепить представления о геометрических формах,
умение их классифицировать по нескольким признакам (форма, размер, цвет, толщина).
- С помощью логических игр и упражнений развивать математические способности
детей, Способствовать формированию мыслительных процессов, умению удерживать в
памяти многоступенчатые задания,
- Развивать смекалку, зрительную память, воображение используя различные головоломки
- Развить речь, умение аргументировать свои высказывания.
- Воспитывать самостоятельность, умение понимать учебную задачу и выполнять ее
самостоятельно.
Интеграция образовательных областей:
Речевое развитие, Социально – коммуникативное развитие.
Методические приемы:
Словесные, наглядные, практические, игровые, проблемные.
Материалы и оборудование: Мультимедийная установка, презентация, блоки Дьенеша,
схемы к ним, игра «Волшебный мешок», обручи, карта, игра «Клоуны и дудочки», игра
«Пиратская фрегата», игра «Числовые домики», головоломки «Колумбово яйцо»,
«Танграм», «Монгольская игра», сунук – клад, карандаши.
Ход деятельности:
С добрым утром, начат день,
Первым делом гоним лень,
Зевоту мы прогоняем,
и играть все начинаем.
Ребята, я попрошу вас закрыть глаза, (включается слайд со звуками моря), что вы
слышите? Да действительно это шумит море, а это что за корабль появился на горизонте?
(1 слайд – море, пиратский корабль, в море плавает бутылка с посланием)
Пираты плавают на своѐм корабле по волнам Тихого океана. (замечают бутылку с
посланием). Как вы думаете, кому адресовано это послание? Вам интересно узнать, что
они нам написали? На послание просто так не выловишь, а вот если мы правильно
ответим на хитрые пиратские вопросы, то сможем достать это письмо.
- сколько лап у двух кошек?
- что лишнее: март, апрель, понедельник?
- какой сегодня день недели?
- какой день недели будет завтра? -
Назовите времена года?
- Как называется первый зимний месяц?
- Утром мальчик рисовал, вечером смотрел мультики, а ночью он спал Когда же мальчик
играл в футбол?
- Какое число больше 5, но меньше 7?
Молодцы, ребята, вот и пиратское послание волна вынесла. Открывайте бутылку, Даша,
прочитаешь письмо?
«Здравствуйте, ребята! мы узнали, что вы скоро пойдѐте в первый класс, и решили
приготовить для вас сюрприз. Сегодня рано утром мы побывали в вашей группе и
спрятали КЛАД. Найти этот клад будет очень не просто, но если вы будете следить за
картой и выполнять все инструкции, то обязательно достигните поставленной цели и
отыщете наш клад. Желаем удачи!»
- Какое замечательное приключение нас ожидает, вы готовы к поискам клада? Тогда
давайте рассмотрим карту, я думаю, что можно воспользоваться лупой, нам надо
определить, в каком направлении мы будем двигаться. (рассматривают, высказывают
предположения, определяют, что начать поиски надо с красной отметки).
- Идя по карте, находят мешок,
- Давайте прочитаем первую инструкцию. «Попробуйте на ощупь определить, что я
спрятал в мешке.» (дети по очереди достают фигуры из набора «Блоки Дьенеша,
рассказывая о признаках – большой треугольник, красного цвета, маленький круг синего
цвета…… ). давайте поиграем с ними, а игра называется «Положи на место» (на полу
выкладываются три обруча разного цвета и ставится разнос с блоками, детям даѐтся
задание
- В красный обруч положите большие синие фигуры
- В синий обруч положите все круглые фигуры.
- В жѐлтый обруч положите маленькие треугольники.
Между красным и синим положите маленькие прямоугольники.
- Между жѐлтым и синим обручем положите жѐлтые большие квадраты .
- Почему вы не взяли фигуры оставшиеся на разносе?).
Очень быстро справились с этим заданием, можно отправляться дальше.
- Подходят к следующему ориентиру. (картинки тетрадь, пенал, учебник, портфель,
пирамидка) Ребята мы должны определить, какой предмет здесь лишний, именно под
ним и лежит следующая инструкция. Почему вы решили, что пирамидка лишняя?
(школьные принадлежности, а пирамидка - игрушка) Проверяйте, правильно ли вы
ответили (достают схемы Дьенеша). Вот и следующее задание. Пираты предлагают к
каждой схеме подобрать нужный блок. Давайте вспомним условные обозначения. -
форма, размер, цвет, толщина. Предлагаю вам выбрать схему для работы, и присесть за
столы. (на каждого ребѐнка индивидуальная схема, работают самостоятельно, после
окончания работы проверяют друг у друга)
Как вы думаете, вы справились с этим заданием? Тогда давайте продолжим поиски клада,
посмотрим на карту и определим, в каком направлении нам двигаться дальше.
(ФИЗКУЛЬТМИНУТКА)
Подходят к следующему ориентиру. Следующую инструкцию мы получим, если
поможем пиратам. Однажды пираты побывали на цирковом представлении, им очень
понравилось выступление клоунов с дудочками, вернувшись на свой пиратский корабль
они решили поиграть в клоунов, для этого он приготовили кружочки – это клоуны, чем
они отличаются?(разного цвета), и полоски – это дудочки, они одинаковые? (разной
длины) , но пираты не могут разобраться, кому на какой дудочке играть. Потому, что
самый грустный клоун должен играть на самой короткой дудочке, а самый весѐлый клоун
на самой длинной дудочке Помогите пиратам расставить клоунов от самого грустного до
самого весѐлого и раздать им дудочки. Синий клоун самый грустный, зелѐный клоун
веселее, чем синий, желтый клоун веселее, чем зелѐный клоун, а красный клоун веселее,
чем желтый, он самый весѐлый клоун ( дети выкладывают дудочки).
А вот и инструкция, давайте прочитаем – разместите пиратские команды по - своим
кораблям, так, что бы количество пиратов на корабле соответствовало цифре. Давайте
расставим пиратские корабли по порядку, от цифры 1 до 10, проверим, всѐ в порядке, или
что то не так (не хватает корабля с цифрой 7, все ли пиратские команды попали на свой
корабль. Предлагаю спросить у гостей, правильно ли мы выполнил это задание?
-Тогда продолжаем наш путь – внимательно смотрим на карту, куда нам дальше
двигаться?
-Подходят к следующему ориентиру. Инструкция спрятана в самой тонкой и маленькой
книге, в мягком переплѐте, попробуйте отыскать еѐ. (подобрать книги разного размера и
толщины), - Почему не подходит
эта книга, она самая тоненькая? Почему вы не выбрали эту, она самая маленькая?
Давайте прочитаем инструкцию. Для выполнения задания разделитесь на команды так,
что бы в них было не больше одного мальчика и не меньше одной девочки, каждая пара
выберет задание. В домиках живут числа, а мы с вами знаем, что любое число можно
составить из двух меньших, в ваших домиках все окошечки заполнена, верхний ряд
правильно, а вот все остальные числа перепутаны, соедините числа, так, что бы
получилось число, живущее в домике. Ребята, вы все справились с этим заданием, и нам
можно продолжить путь, посмотрим на карту.
- следующую инструкцию мы найдѐм, если вы сможете отыскать столько отличий
между этими картинками, сколько ракушек в этой шкатулке.
- Молодцы, а вот и инструкция – Ребята, в этих конвертах лежат головоломки –
колумбово яйцо, танграм и монгольская игра, выберете себе головоломку
(на конвертах символы), рассаживайтесь за столы и выполните задание по образцу или
придумайте фигуру сами, но помните, что главное правило этих головоломок – нужно
использовать все детали. Давайте рассмотрим, какие удивительные фигуры у нас
получились.
- мне кажется наши поиски подходят к концу, посмотрите на карту, нам осталось одно
направление.
(Идут, находят сундук, в сундуке математические игры, медальоны «Кладоискатель»,
приглашение в первый класс, )
- Какое удивительное приключение нам приготовили пираты Скажите, а какие качества
вы проявили во время поиска клада? (внимательность, находчивость, смекалку, дружбу,
взаимовыручку…). на карте отмечаю самые трудные и самые интересные задания.
ОТЧЁТ ПО РЕАЛИЗАЦИИ ПЛАНА САМООБРАЗОВАНИЯ
В 2018-2019учебном году я взяла тему по самообразованию: «Влияние
занимательного математического материала на развитие познавательной
активности у дошкольников».
Формирование элементарных математических представлений является наиболее важной
темой во всестороннем развитие детей, но в последние десятилетия возникли
тревожащие тенденции, связанные с тем, что система образовательной работы с
дошкольниками стала во многом использовать школьные формы, методы, иногда и
содержание обучения, что не соответствует возможностям детей, их восприятию,
мышлению, памяти. Справедливо критикуется возникающий на этой основе формализм в
обучении, завышенные требования к умственному развитию детей. И самое главное,
происходит искусственное ускорение темпов развития детей.
И в связи с этим, эффективное развитие интеллектуальных способностей детей
дошкольного возраста с учетом сензитивных периодов развития – одна из актуальных
проблем современности. Дошкольники с развитым интеллектом быстрее запоминают
материал, более уверены в своих силах, легче адаптируются в новой обстановке, лучше
подготовлены к школе.
На современном этапе развития дошкольного образования, в соответствии с ФГОС, такая
форма работы, как занятие, теряет свою актуальность. Возрастает роль игры. Играя,
ребѐнок овладевает определѐнными качествами личности. Он становится эмоционально
отзывчивым, любознательным и активным. Дошкольник решает интеллектуальные и
личностные задачи адекватные возрасту, имеет первичные представления о ближайшем
социуме, государстве, мире, овладевает универсальными предпосылками учебной
деятельности.
Обучение математике детей дошкольного возраста немыслимо без использования
занимательных игр, задач, развлечений. При этом роль несложного занимательного
материала определяется с учетом возрастных возможностей детей и задач всестороннего
развития и воспитания: активизировать умственную деятельность, заинтересовать
математическим материалом, увлекать и развлекать детей, развивать ум, расширять и
углублять математические представления. Любая математическая задача на смекалку,
несет в себе определенную умственную нагрузку, которая чаще всего замаскирована
занимательным сюжетом, внешними данными, условием задачи. Основная цель
использования занимательного материала - формирование представлений и закрепление
уже имеющихся знаний.
Работу по теме начала с подбора и изучения документации, составления плана работы на
учебный год, провела первичный мониторинг, который показал важность выбранной
мной темы.
В октябре я подбирала материал для математических игр, работала над оформлением
развивающей математической среды, ведь непременным условием развития
интеллектуальных способностей является обогащенная предметно - пространственная
среда. Это, прежде всего, интересные развивающие игры, разнообразные игровые
материалы, а также игры, занимательный математический материал. головоломки,
математические конструкторы, подборка математических ребусов и кроссвордов,
графические задания, дидактические и настольные игры и многое другое. Игровые
пособия в уголке Юный математик пополнялись в течении всего учебного года.
В ноябре – декабре была разработана картотека занимательных игр по ФЭМП, которая
использовалась постоянно. В качестве наглядного материала на занятиях использовались
сюжетные картинки, иллюстрации и плакаты. Изучила новинки методической литературы.
Январь посвятили знакомству с математическими сказками, обсуждали и анализировали
их, учились придумывать математические истории самостоятельно. Использовали
игровые ситуации. Проводилась подгрупповая и индивидуальная работа по развитию
математических представлений с помощью занимательного материала.
В феврале продолжила подгрупповую и индивидуальную работу по развитию
математических представлений с помощью занимательного материала (игры «Составь
картинку», «Найди отличия», «Найди пару» «Счѐтные палочки») .В течении марта –
апреля использовали дидактические игры математического содержания в совместной
деятельности с детьми. Прошло математическое развлечение для детей «Путешествие в
страну математических загадок», занятие с использованием индивидуального счетного
материала, подгрупповая и индивидуальная работа по развитию математических
представлений с помощью палочек , настольно-печатных игр.
В ходе реализации плана по самообразованию проведена большая работа с родителями. –
Даны рекомендации для родителей «Математика – это интересно»,
Консультация для родителей «Как организовать игры детей дома с использованием
занимательного математического материала»,
Проведение родительского собрания по теме «Математика в гостях у семьи»
Родители участвовали в математическом КВН «Играем в математику»
Оформление папки-передвижки «Занимательная математика дома в повседневной жизни»
Индивидуальные беседы и консультации
Оформление выставки для родителей: «Математические игры и упражнения для
дошкольников»..
Для педагогов подготовлены рекомендации «Создание математического уголка в группе»
(по возрастам). Было подготовлено и проведено занятие для педагогов «На поиски клада»,
в котором использовала множество приѐмов и игровых технологий, на этом занятии
педагоги увидели, как можно использовать занимательные математические игры в ходе
образовательной деятельности, насколько они расширяют возможности детей проявить
свои математические способности
В мае проведѐн итоговый мониторинг детей, анкетирование родителей с целью выяснения
результатов проделанной работы, По итогам которых , можно сделать вывод о том, что
использование занимательного математического материала способствовало.
- Активизации умственной деятельности детей.
- Развитию основных умственных операций: анализа, синтеза, абстрагирования,
сравнения, обобщения, классификации.
- Формированию основ творческого мышления.
- Развитию эмоционально-волевой сферы.
- Развитию коммуникативных навыков.
- Развитию и систематизации знаний, умений, математических представлений
- Повышению интереса детей к математике.
_ Привлекли родителей к данной теме.
– Заинтересовали педагогов.
План по самообразованию на 2018 – 19учебный год реализован полностью.
Поставленная цель и задачи решены.
Памятка для родителей:
ЧТО НЕОБХОДИМО ЗНАТЬ И УМЕТЬ РЕБЁНКУ, ПОСТУПАЮЩЕМУ В ШКОЛУ:
1. Своё имя, отчество и фамилию.
2. Свой возраст (желательно дату рождения).
3. Свой домашний адрес.
4. Свой город, его главные достопримечательности.
5. Страну, в которой живёт.
6. Фамилию, имя, отчество родителей, их профессию.
7. Времена года (последовательность, месяцы, основные приметы каждого времени года, загадки и стихи о временах года).
8. Домашних животных и их детёнышей.
9. Диких животных наших лесов, жарких стран, Севера, их повадки, детёнышей.
10.Транспорт наземный, водный, воздушный.
11.Различать одежду, обувь и головные уборы; зимующих и перелётных птиц; овощи, фрукты и ягоды.
12.Знать и уметь рассказывать русские народные сказки.
13.Различать и правильно называть плоскостные геометрические фигуры: круг, квадрат, прямоугольник, треугольник, овал.
14.Свободно ориентироваться в пространстве и на листе бумаги (правая - левая сторона, верх- низ и т.д.)
15.Уметь полно и последовательно пересказать прослушанный или прочитанный рассказ, составить, придумать рассказ по картинке.
16.Запомнить и назвать 6-10 картинок, слов.
17.Различать гласные и согласные звуки.
18.Разделять слова на слоги по количеству гласных звуков.
19. Хорошо владеть ножницами (резать полоски, квадраты, круги,
прямоугольники, треугольники, овалы, вырезать по контуру предмет.)
20.Владеть карандашом: без линейки проводить вертикальные и горизонтальные линии, рисовать геометрические фигуры, животных, людей, различные предметы с опорой на геометрические формы, аккуратно закрашивать, штриховать карандашом, не выходя за контуры предметов.
21.Свободно считать до 20 и обратно, выполнять счётные операции в пределах 20. Соотносить число предметов и цифру. Усвоить состав чисел: 2,3,4,5. Читать простейшие математические записи.
22.Уметь внимательно, не отвлекаясь, слушать (30 – 35 минут).
23.Сохранять стройную, хорошую осанку, особенно в положении сидя.