Инновационная деятельность на базе КФУ
Тема моей инновационной работы : «Проектно-исследовательская деятельность по биологии как средство формирования метапредметных знаний».
Все изменения, которые происходят в современной жизни, требуют внедрения новых способов образования и педагогических технологий, направленных на воспитание подлинно свободной личности, формирование у детей способности самостоятельно мыслить, добывать и применять знания, принимать определенные решения и чётко планировать действия.
Одним из наиболее эффективных методов развития и способов внедрения разнообразных метапредметных навыков и умений обучающихся является исследовательская деятельность. В процессе выполнения исследовательской работы у учащихся развиваются самостоятельность, инициатива; формируется способность к самоорганизации и самоконтролю.
Исследовательские проекты – довольно сложный вид деятельности как для школьников, так и для руководителя. Работа начинается с выявления учащихся, имеющих склонность и желание заниматься исследовательской деятельностью. Затем проводится обучение школьников специальными знаниями, а также развитие у них общих умений и навыков, необходимых в исследовательском поиске.
В дальнейшем учащиеся знакомятся с научной терминологией, видами научных источников и формами работы с ними, а также методами исследования, видами оформления результатов и критериями оценки работы. Учатся составлять план исследования, проводить эксперимент, собирать и обобщать материал, составлять библиографию, выступать с докладом и защищать проект.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
исследовательский проект по экологии | 2.87 МБ |
Подписи к слайдам:
Актуальность проблемы. В результате неграмотного применения некогда здоровые плодоносящие земли, становятся непригодными для выращивания важных сельскохозяйственных культур. Происходит глобальное нарушение процессов круговорота основных биогенных элементов в искусственных агроценозах. При этом не только усиливается загрязнение окружающей среды, но и возрастает энергоемкость продукции. Одним из наиболее перспективных путей решения этих проблем является «биологизация» земледелияи, в частности, регулирование основных микробиологических процессов в агроэкосистемах с использованием комплекса микробных биопрепаратов. Стремление к экологизации сельского хозяйства натолкнуло на мысль попробовать применить микробиологический препарат «Байкал ЭМ-1» и исследовать его действие на параметры роста и развития растений на ранних этапах развития.
Цель работы : на основании лабораторного исследования определить влияние препарата «Байкал ЭМ-1» на энергию прорастания и всхожесть семян редиса.
Фотосинтезирующие бактерии – синтезируют полезные вещества из корневых выделений растений, органических веществ и ядовитых газов (например, сероводорода), используя солнечный свет и тепло почвы как источники энергии. Молочнокислые бактерии , входящие в состав препарата – ЭМ, в результате своей деятельности повышают температуру почвы на 2-5 0 С, и кроме того они вырабатывают физиологически активные вещества и молочную кислоту, которые, воздействия на оболочку семян, облегчают им всасывание воды и других веществ. Дрожжи синтезируют антибиотические и полезные для растений вещества из аминокислот и сахаров, продуцируемых фотосинтезирующими бактериями, органическими веществами и корнями растений. Актиномицеты , которые по своему строению занимают промежуточное положение между бактериями и грибами, производят антибиотические вещества. Эти антибиотики подавляют рост вредных грибов и бактерий. Ферментирующие грибы . Грибы типа Aspergillus и Penicillum быстро разлагают органические вещества, производя этанол, сложные эфиры и антибиотики. Они подавляют запахи, предотвращают заражение почвы вредными насекомыми и их личинками.
Для проведения эксперимента нами использовано следующее оборудование: чашки Петри, мерные пробирки, пипетка, фильтровальная бумага, раствор марганцовки, микробиологическое удобрение «Байкал ЭМ-1». Опыты проводили с семенами редиса сорта «Жара».
Семена проращивали в чашках Петри (по 20 шт.) при 25°С у батареи комнатного отопления. Норма расхода водных растворов препаратов 10 мл на чашку Петри на 20 шт. семян редиса. Семена предварительно в течение 20 минут продезинфицировали в растворе марганцовки, затем промыли водой и подсушили.
Далее семена редиса замачивали в рабочем растворе «Байкал ЭМ-1» (концентрация 1:1000) на 24 часа, а затем переносили в другие чашки Петри с фильтровальной бумагой, увлажненной водой. Контрольные семена замачивали в воде.
Наблюдения велись ежедневно. Энергию прорастания и всхожесть семян определяли на 3-й и 10-й день проращивания. 1 повторность (3-й день) 2 повторность в конце опыта
Варианты опыта Повторность 1 Повторность 2 Среднее значение Число семян % Число семян % Контроль (замачивание в воде) 11 55 9 45 10±1 Замачивание в препарате «Байкал ЭМ-1» 14 70 13 65 13,5±0,05 Таблица 1. Влияние препарата «Байкал ЭМ-1 на энергию прорастания семян редиса» (на 3 сутки ) Полученные нами данные (таблица 1) позволили сделать вывод, что применение биоудобрений положительно сказывается на энергии прорастания. Так, замачивание семян в рабочем растворе «Байкал ЭМ-1» повысило данный показатель в 1,27 раза, или до 70%, по сравнению с замачиванием в воде в первой повторности и в 1,44 раза, или до 65% - во второй повторности.
.
Варианты опыта Повторность 1 Повторность 2 Среднее значение Число семян % Число семян % Контроль (замачивание в воде) 15 75 14 70 14,5±0,05 Замачивание в препарате «Байкал ЭМ-1» 19 95 18 90 18,5± 0,05 Таблица 2. Влияние препарата «Байкал ЭМ-1 на всхожесть семян редиса».
Такая же закономерность прослеживается и при определении всхожести семян редиса (диаграмма 2). Замачивание семян в рабочем растворе «Байкал ЭМ-1» повысило данный показатель в 1,27 раза, или до 95%, по сравнению с замачиванием в воде.
По данным исследованиям видно, что семена редиса предварительно обработанные препаратом «Байкал ЭМ-1» обладают более высокими показателями энергии прорастания и всхожести, чем семена замоченные в воде. Это отражается и на темпах роста растений и на мощности проростков. Таким образом, опыты с редисом показали, что использование в предпосевной обработке семян препаратом «Байкал ЭМ-1», усиливает ростовые процессы, может привести к повышению урожая. К тому же, основываясь на данных изученной литературы, применение ЭМ – технологии возможно не только для получения высоких урожаев возделываемых культур, но и для повышения плодородия почвы, а также в борьбе с сорняками и болезнями растений.
В плане оживления почвы и роста урожая эффективность препарата «Байкал ЭМ-1»уже не подлежит никакому сомнению. В любых вариантах применения препарат дает положительный результат. Тем не менее, определенные цифровые обещания в росте урожайности дать не возможно. Так как слишком много факторов влияет на этот рост. Тем более, что результаты очень сильно зависят как от интенсивности применения препарата, так и от правильности соблюдений технологий. Поэтому можно лишь оценить основные цифровые тенденции применения ЭМ-технологии.
1. Агапкин Н.Д. применение нетрадиционного микробиологического удобрения для возделывания яровой мягкой пшеницы // Образование, наука, медицина: эколого-экономический аспект / Пенз. гос. с.-х. акад. – Пенза, 2005. 2. Блинов В.А., Буршина С.Н., Шапулина Е.А. Биологическое действие эффективных микроорганизмов(обзорная статья). // Биологические препараты. Сельское хозяйство. Экология: практика применения / сост.: Т.А. Костенко – Москва: ЭМ – Кооперация, 2008. 3. Булгадаева Р.В., Нечесов И.А.. Дранишникова О.И., Шаблин П.А. К истории применения микробных землеудобрительных препаратов в сельском хозяйстве [электронный ресурс] – режим доступа: http : // agro - tema . ru // article 9498 html . 4. Гладышева Т.И. Выращивание огурца с применением «Байкал ЭМ-1».// Биологические препараты. Сельское хозяйство. Экология: практика применения / сост.: Т.А. Костенко – Москва: ЭМ – Кооперация, 2008. 5. Журбицкий З.И. Потребность растений в питании как основа применения удобрений.// Москва , издательство АН СССР 1968. 6. Крымова Е.А. Оценка влияния биологического препарата «Байкал ЭМ-1» на ростовые показатели озимых зерновых культур.// Проблемы агрохимии и экологии, 2010, № 2 с 50-54. 7. Петренко Ю.Д., Коровякова В.И. Общее земледелие с агрохимией.// Москва, Прсвещение, 1966. 8. Халтурин Е.В. Чудо технология. Теория и практка применения препарата «Байкал ЭМ-1».// Улан-Уде, 2003.