Справочные материалы для подготовки к ЕГЭ по русскому языку
Материалы для подготовки к ЕГЭ
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
Теоретический и практический материал к заданию А6 | 39 КБ |
Теоретический и практический материал к заданию А4 | 20.27 КБ |
Предварительный просмотр:
А6.
Замена придаточной части сложноподчиненного предложения обособленным определением, выраженным причастным оборотом.
Причастный оборот и определительная часть СПП могут быть синонимичны, отсюда – возможность их взаимозамены. Часто использование причастного оборота бывает целесообразно, так как способствует сжатости, лаконичности речи, вносит в высказывание элементы книжного стиля, помогает избежать скопления союзных слов, служит для устранения двусмысленности, связанной с возможностью двоякого соотнесения союзного слова который с одним из предыдущих существительных.
НУЖНО ЗНАТЬ!
1. Действительные и страдательные причастия. Причастия бывают действительные и страдательные. Действительные причастия обозначают признак, возникший в результате действия самого предмета (мальчик, пишущий письмо — сам мальчик пишет письмо). Страдательные причастия обозначают признак, возникший у предмета в результате действия другого предмета (письмо, написанное мальчиком — не письмо само себя написало, а мальчик его написал). Действительные причастия могут быть образованы как от переходных, так и от непереходных глаголов (лететь — летящий, летевший; увидеть — увидевший; вести — ведущий, ведший; прочитать — прочитавший, гулять — гуляющий, гулявший), а страдательные — только от переходных глаголов (лететь — непереходный глагол; увидеть — увиденный; вести — ведомый; прочитать — прочитавший, гулять — непереходный глагол).
2. Переходные и непереходные глаголы. Глаголы бывают переходными и непереходными. Переходные глаголы могут присоединять к себе существительное, местоимение или числительное в винительном падеже без предлога, например: Я пишу (что?) письмо (в. п.), Друг позвал (кого?) меня (в. п.) на ужин, Архитектор спроектировал (что?) три (в. п.) дома. Глаголы, которые не могут присоединять к себе существительное, местоимение или числительное в винительном падеже без предлога, называются непереходными, например: сидеть, белеть, приходить и т. п.
Замена невозможна!!! | Замена возможна!!! |
1. в главной части СПП есть указательное слово Все та же непонятная тоска, что уже приходила на балконе, пронизала всё его существо 2. в придаточной части глагол-сказуемое представлен формой глагола в сослагательном наклонении или формой будущего времени Таким образом, к смертной казни, которая должна совершиться сегодня, приговорены трое разбойников. | 1. сказуемое в придаточной части стоит в настоящем или прошедшем времени в изъявительном наклонении: Опять-таки виновата была кровь, которая прилила к вискам и застучала в них, только у прокуратора что-то случилось со зрением. Опять-таки виновата была кровь, прилившая к вискам и застучавшая в них, только у прокуратора что-то случилось со зрением 2. союзное слово который, какой, чей, что стоит в именительном падеже: Он [Левий] хотел только одного: чтобы Иешуа, который не сделал никому в жизни ни малейшего зла, избежал истязаний. Он [Левий] хотел только одного: чтобы Иешуа, не сделавший никому в жизни ни малейшего зла, избежал истязаний. 3. союзное слово стоит в винительном падеже без предлога: Вследствие этого смертный приговор Га-Ноцри, который вынес Малый Синедрион, прокуратор не утверждает. Вследствие этого смертный приговор Га-Ноцри, вынесенный Малым Синедрионом, прокуратор не утверждает. |
ЗАДАНИЕ А6.
В каком предложении придаточную часть сложноподчинённого предложения можно заменить обособленным определением, выраженным причастным оборотом?
- Вообще о писательской работе существует много таких мнений и предрассудков, которые могут привести в отчаяние своей пошлостью.
- Для искусства годится только тот материал, который завоевал место в сердце.
- Материал, из которого писатель слагает произведения, — слово.
- Я увидел, что осень смешала все чистые краски, какие существуют на земле.
ЗАДАНИЕ А6.
В каком предложении придаточную часть сложноподчинённого предложения нельзя заменить обособленным определением, выраженным причастным оборотом?
1) Человек, который живёт в согласии со своим внутренним миром, всегда созидатель и художник.
2) Он не успел рассказать нам и сотой доли того, что он превосходно видел и знал.
3) Высоко над землей взлетели листья, которые подхватил ветер.
4) Когда-то одна строчка Пришвина объяснила мне явление, которое до тех пор казалось мне случайным.
Предварительный просмотр:
А 4. СИНТАКСИЧЕСКИЕ НОРМЫ.
Построение предложений с деепричастным оборотом.
А4. Укажите грамматически правильное продолжение предложения.
Прочитав новый роман известного писателя,
- его герои произвели на меня отталкивающее впечатление.
- мне захотелось прочитать и его повести.
- я был очарован красотой его стиля.
- режиссёру захотелось поставить по нему фильм.
!!! Для выполнения задания необходимо знать:
- Что такое деепричастие.
- Что такое деепричастный оборот.
- Нормы употребления деепричастий и деепричастных оборотов.
- Деепричастие – это самостоятельная часть речи, которая отвечает на вопросы ЧТО ДЕЛАЯ? ЧТО СДЕЛАВ? и обозначает дополнительное, добавочное действие к основному. Чаще всего деепричастие относится к глаголу.
- Деепричастный оборот – это деепричастие с зависимыми словами; в деепричастном обороте деепричастие является главным словом.
- Нормы употребления деепричастных оборотов и одиночных деепричастий.
Выбирая правильное продолжение предложения, начинающегося с деепричастного оборота, следует учитывать, что действие, о котором идет речь в обороте, является добавочным по отношению к основному действию, речь о котором идет в сказуемом. Следовательно, как основное, так и добавочное действие должно выполняться одним и тем же лицом. Поэтому, прежде всего очень важно обращать внимание на наличие подлежащего (существительного или местоимения в Им.п). Но еще раз подчеркиваем: субъект, названный в подлежащем, должен выполнять оба действия.
Сравним два предложения:
1. Выбирая стиль одежды, подчеркивается индивидуальность.
2. Выбирая стиль одежды, я всегда советуюсь с подругой.
В обоих предложениях есть подлежащее. Но при этом в 1 предложении подлежащее «индивидуальность» не может выполнять действие, о котором идет речь в деепричастном обороте («индивидуальность» не может «выбирать стиль одежды»). Следовательно, в этом предложении содержится грамматическая ошибка. Во 2 предложении подлежащее «я» выполняет и основное действие, заключенное в сказуемом «советуюсь», и добавочное, заключенное в деепричастии «выбирая». Значит, это предложение не содержит грамматической ошибки.
!!! Важно также обращать внимание на то, что субъект, выполняющий оба действия, может быть формально не выражен. Речь в данном случае идет об определенно-личных и неопределенно – личных предложениях.
Этот подразумеваемый субъект должен выполнять оба действия!
Сказуемое в таких предложениях может быть выражено глаголом в одной из трех форм:
1) в форме повелительного наклонения (Приехав в Москву, обязательно сходите на Красную площадь);
-2) в форме 1-го или 2-го лица изъявительного наклонения: Читая текст, обращаю внимание на способы выражения авторской позиции. (Подлежащее «я» легко восстанавливается и относится как к сказуемому, так и к деепричастию);
3) в форме инфинитива в значении повелительного наклонения (Приехав в Москву, нужно сходить на Красную площадь).
Обратите внимание!!!
1. Деепричастный оборот не может быть употреблен, если действие, выраженное глаголом - сказуемым, и действие, выраженное деепричастием, относятся к разным лицам (нельзя: «Пользуясь калькулятором, расчёт производится быстро и легко»).
2. Деепричастный оборот не может быть употреблен в безличном предложении (нельзя: «Гуляя вечером, мне нездоровилось»).
3. Если предложение выражено конструкцией со страдательным причастием, деепричастный оборот не может быть употреблен, так как исполнитель действия, выраженного сказуемым, и исполнитель действия, выраженный деепричастием, не совпадают (нельзя: «Доставив необходимые медикаменты, самолет МЧС будет осмотрен техниками»).
АЛГОРИТМ ВЫПОЛНЕНИЯ ЗАДАНИЯ:
- Найти в первой части предложения деепричастие и выделить его.
- В вариантах ответа выделить грамматические основы.
- Проверить, в каком из вариантов ответа субъект (подлежащее или подразумеваемое подлежащее) выполняет и основное действие, выраженное сказуемым, и добавочное действие, выраженное деепричастием.
ПРИМЕРЫ ЗАДАНИЙ.
- Укажите грамматически правильное продолжение предложения.
Работая с химическими реактивами в лаборатории,
1) старайтесь быть предельно осторожными.
2) мне были понятны многие законы химии.
3) отношения иногда не складываются.
4) надписи на колбах сделаны четким почерком
- Укажите грамматически правильное продолжение предложения.
Прославив своё имя исследованиями болезней и применением вакцин,
1) у меня сложились замечательные отношения со всеми учеными.
2) это способствовало распространению и развитию науки.
3) ученый Луи Пастер по-прежнему остался очень скромным человеком.
4) нужны дополнительные финансовые средства.
- Укажите грамматически правильное продолжение предложения.
Приступая к написанию сочинения-рассуждения на ЕГЭ,
1) учитывается авторская позиция.
2) внимательно, вдумчиво прочитайте исходный текст.
3) часто проблема формулируется неточно, неправильно.
4) комментарий к сформулированной проблеме игнорируется.