Подготовка к ОГЭ по русскому языку

Тихомирова Наталья Юрьевна

Данный раздел содержит материал для подготовки к экзамену по русскому языку (памятки, задания, тесты, презентации и т.д.)

Скачать:


Предварительный просмотр:

Задание № 10. Вводные слова.

Вводные слова – это слова, с помощью которых говорящий выражает отношение к тому, что он сообщает.

Значения вводных слов

Примеры вводных слов

  1. Степень достоверности сообщения:

большая степень уверенности

безусловно, разумеется, без сомнения, несомненно, конечно, бесспорно, действительно, само собой

меньшая степень уверенности, предположение

вероятно, кажется, может, может быть, быть может, наверно, наверное, возможно, пожалуй, должно быть, думаю, надо полагать, очевидно, по-видимому, видимо, видно, не правда ли, в самом деле, по всей вероятности

  1. Различные чувства:

радость, удовольствие

к счастью, к радости, к общей радости, на радость,

к удовольствию, на счастье

сожаление, огорчение

к (большому, великому) огорчению, к прискорбию,

к сожалению, жаль, к несчастью, на беду, как на беду,

как нарочно, к великой досаде, как назло, к стыду, по несчастью, нечего греха таить

удивление

к удивлению, к изумлению, странное дело, удивительное дело

страх, опасение

ужас, чего доброго, неровен час, к ужасу

  1. Источник сообщения:

сам говорящий

С моей точки зрения, по-моему, думаю, вижу, помнится, известно, на мой взгляд, по моему мнению

другие люди

по-вашему, говорят, по слухам, по преданию, слышно, по наблюдению…, по выражению…, по мнению…, по словам…, с точки зрения…, по утверждению…, по рассказам…, по сообщению…, по сведениям…

  1. Обращение к собеседнику:

привлечение внимания

Позвольте, помилуйте, поймите, послушайте, согласитесь, понимаете, знаете, видите ли, видишь ли, вообразите, заметьте (себе), помните

выражение вежливости

извините, простите, пожалуйста, будьте добры, спасибо, будьте любезны

  1. Оформление мысли:

связь мыслей, порядок

перечисление: например, во-первых, во-вторых,

в-третьих, наконец, далее;

противопоставление: напротив, наоборот, однако,

с одной стороны, с другой стороны;

следствие, вывод: значит, итак, следовательно, в общем, таким образом, стало быть

способ оформления мыслей

другими словами, иначе говоря, короче, короче говоря,

к слову сказать, кстати, лучше сказать, между нами говоря, так сказать, одним словом, проще говоря, подчёркиваю, по существу

Вводные слова не являются членами предложения, на письме всегда выделяются запятыми, независимо от местонахождения в предложении



Предварительный просмотр:

        

Как писать сочинение-рассуждение на морально-этическую тему (задание 15.2 в формате ОГЭ-2016)

Памятка. Алгоритм написания

1. Что такое «сочинение по заданному тексту»?

Сочинение по заданному тексту - это сочинение-рассуждение о смысле отрывка из исходного текста.

Задание проверяет умение самостоятельно ИНТЕРПРЕТИРОВАТЬ(истолковывать, разъяснять, раскрывать) смысл ключевого фрагмента текста (как правило, это финал, в котором заключена главная мысль (идея) исходного текста).

Основным содержанием такого сочинения будет анализ (а не пересказ!) информации, которая содержится в тексте.

2. Как сформулировано и оформлено задание 15.2?

В проекте ДЕМО-2016 задание 15.2 выглядит следующим образом:

Напишите сочинение-рассуждение. Объясните, как Вы понимаете смысл финала текста«Письма, пользуясь её слепотой, вынули не из шкатулки – их вынули из её души, и теперь ослепла и оглохла не только она, но и её душа...»

Приведите в сочинении два аргумента из прочитанного текста,подтверждающие Ваши рассуждения. Приводя примеры, указывайте номера нужных предложений или применяйте цитирование. Объём сочинения должен составлять не менее 70 слов.

Сочинение пишите аккуратно, разборчивым почерком.

.

3. Как должно быть построено сочинение?

Поскольку ваша задача - написать сочинение-рассуждение, то необходимо соблюдать требования к построению текста именно указанного типа речи.

Напомню, что рассуждение состоит из следующих частей:

1. Вступление – тезис

2. Основная часть – доказательства (аргументы) + примеры

3. Заключение – вывод

Отсутствие в сочинении одного из элементов композиции рассматривается как ошибка и будет стоить вам потери баллов.

4. Как начинать сочинение?

Как было сказано выше, начинается сочинение со вступления-тезиса.

Тезис – это мысль, которую нужно доказать.

В тезисе вы должны коротко сформулировать своё понимание смысла указанного фрагмента.

Поскольку объём всего сочинения небольшой, вступление может состоять из 1-2-х предложений.

Допускается и большее количество предложений во вступлении, но в этом случае помните, что объём вступления должен быть значительно меньше объёма основной части.

При написании вступления можно использовать следующиеречевые клише:

Смысл последних строк текста говорит нам о том, что…

Текст заканчивается словами: "…". На мой взгляд, речь идет о том, что (как и др.) …

Я считаю, что мысль автора данного текста, выраженная в выделенном фрагменте, заключается в том, что …

Автор данного текста привлекает читателя к размышлению над вопросом...

По моему мнению, в указанном фрагменте выражена главная мысль текста, которая заключается в следующем: …

В этом отрывке автор говорит о том, что…

Смысл данного отрывка я понимаю так: …

В выделенной фразе автор выражает мысль о том, что

Не лишним будет употребление вводных слов: я думаю, я считаю, на мой взгляд, по моему мнению, мне кажется, я убеждён и т.д. Но не злоупотребляйте ими и помните, что вводные слова всегда выделяются запятыми.

5. Как писать основную часть?

Основная часть вашего сочинения должна быть по объёмубольше, чем вступление и заключение.

В основной части следует избегать:

 пересказа текста

• изложения сведений, не имеющих прямого отношения к теме.

В основной части необходимо продемонстрировать умениелогичноаргументировано и стилистически грамотно излагать свои мысли.

В основной части вы должны доказать справедливость выраженной в тезисе мысли.

Как это сделать? Вот некоторые рекомендации:

1. Перечитайте текст несколько раз.

2. Определите его тему (о чём текст?), идею (какими мыслями хочет поделиться с читателями автор?) Как правило, идея текста заключается именно в выделенном фрагменте.

3. Сформулируйте заключённую в выделенном отрывке идею своими словами и запишите её на черновике.

4. Отметьте те фрагменты текста, которые подтверждают, по вашему мнению, эту идею.

5. Сформулируйте смысл каждого из них своими словами и запишите на черновике. Помните, что это должен быть не пересказ, арассуждение и анализ текста!

В основной части вы должны привести не менее двух аргументов(или доказательств) и подтвердить каждый аргумент минимум одним примером, взятым из текста.

6. Как оформлять примеры в сочинении?

Во-первых, помните о требованиях к примерам:

примеров должно быть не менее 2;

примеры должны быть из указанного текста;

примеры должны подтверждать разные аргументы;

каждый пример должен соответствовать указанному аргументу;

пример без указания на аргумент не учитывается.

Во-вторыхоформлять примеры в сочинении можно 3-мя способами:
1) 
цитировать предложение (если оно не очень длинное), при этом знаки препинания расставляются так же, как и в предложении с прямой речью, или же предложение заключается в скобки.

В некоторых случаях цитировать можно не всё предложение, а частьего, ставя на месте пропущенных слов многоточие.

2) указывать номера предложений без цитирования (это делается в том случае, если предложение очень длинное).

3) для того чтобы включение примеров не нарушало требование связности, можно использовать следующие речевые клише:

• Чтобы подтвердить сказанное, обратимся к … предложению текста. 
• Подтвердить данный аргумент можно примером из …. предложения текста. 
• Справедливость этого вывода можно доказать на примере … предложения.
• В подтверждение собственных выводов приведу пример из … предложения прочитанного мною текста.

• Предложение № … подтверждает мысль о том, что … .

7. О чём писать в заключении?

Заключение так же, как и вступление, не должно превышать по объёму основную часть сочинения.

Задача ЗАКЛЮЧЕНИЯ — подвести итогобобщить сказанное,завершить работу, еще раз обратив внимание на самое главное.

Вывод должен быть:

коротким, но ёмким по содержанию

логически связан с предыдущим изложением

не должен противоречить по смыслу тезису и аргументам

В начале заключения можно использовать следующие вводные слова:итак, следовательно, значит, таким образом, мы пришли к выводу, подводя итог вышесказанному, делая выводы из вышеизложенных доказательств и т.д.

Помните, что вводные слова всегда выделяются запятой!

8. Сколько абзацев должно быть в сочинении?


Абзацное членение текста – это одно из важных 
условий при написании сочинения.
Помните: сочинение должно иметь 
не менее 3 –х абзацев:

1 абзац - тезис

• 2 абзац – аргументы с примерами

• 3 абзац – вывод

Основная часть может состоять и более чем из одного абзаца.

Помните, что новый абзац вы начинаете в том случае, если далее следует новая мысль, например, новый аргумент.

9. Каким должен быть объём сочинения?

В 2015 году минимальное количество слов в сочинении должно быть70.

Строго следуйте минимальному пределу указанного объёма! То есть в вашем сочинении должно быть не менее 70 слов.

Помните, что если суммарный объём ваших сочинения и изложения составит 70–139 слов, то максимальный балл по каждому из критериев грамотности будет равняться всего 1.

При подсчёте слов не забывайте о том, что союзы, предлоги и частицы считаются отдельно

Слова, которые пишутся через дефис, считаются, как одно слово.
10. Грамотность

Перед тем как переписать полученный текст в чистовик, проверьте его на наличие всех видов ошибок (орфографических, пунктуационных, грамматических, речевых) и при необходимостиоткорректируйте его.


11. Про почерк

Помните, что задания 15.1, 15.2, 15.3 будет проверятьэкзаменационная комиссия, а не компьютер. Поэтому пишите сочинение АККУРАТНО, РАЗБОРЧИВО, так, чтобы экзаменатор смог прочитать написанное без труда и чтобы у него не возникало вопросов: какая в слове буква – О или А и т.п.

12. Образец сочинения

Финальные строки текста имеют переносное значение. Я понимаю их так: человека можно лишить смысла жизни, если бездушно украсть у него самое священное и дорогое. Попробую доказать справедливость своего суждения.

Во время войны Анна Федотовна потеряла своего единственного сына. От горя и слез, нервного переутомления и тяжести пережитого женщина ослепла. На память о сыне у неё осталось единственное письмо, полученное с фронта. Анна Федотовна очень дорожила этим письмом, что подтверждает предложение № 17. Каждый вечер перед сном она брала его в руки и вспоминала навечно запечатлённые в сердце строки. Для неё это было настоящее вечернее «священнодействие», которое придавало ей силы и поддерживало в ней жизнь.

Но однажды Анна Федотовна столкнулась с неосознанной детской жестокостью и равнодушием. Это доказывают предложения № 24 и 27. Старательные пионеры пришли к ней в дом и, воспользовавшись доверием хозяйки, украли ее реликвию. То, что было смыслом и содержанием жизни старой женщины, оказалось для них обычным музейным экспонатом. Анна Федотовна потеряла не только память о сыне, но и смысл жизни. Но есть ещё одна причина, по которой душа героини ослепла и оглохла. Женщина, пережившая войну и смерть сына, не смогла пережить и жестокость нашего времени - непонимание, цинизм и равнодушие к чужому горю и памяти.

Таким образом, героиня текста ослепла дважды: в первый раз - потеряв сына, а во второй раз – потеряв смысл жизни и веру в людей.



Подписи к слайдам:

Готовимся к ГИА
тренажер
Лексическое значение слова
Инструкция по работе с тренажером
Учебный тренажер содержит 12 заданий формата вопроса №3 ГИА по русскому языку.2. Каждое задание имеет 4 варианта ответа. Нужно выбрать один правильный, нажав при этом на кружок рядом с выбранным вариантом ответа.3. Если ответ правильный, появится «плюс».4. Если ответ неверный, появится «минус».5. Переход к следующему заданию осуществляется по кнопке внизу.
1
-
-
+
-
2
3
4
очень холодныйпокрытый льдомбезучастный, невозмутимыйвраждебно холодный
1
Укажите лексическое значение выделенного слова в предложении: Десять раз нырял Николай в ледяной поток, пока не попал петлею на кран экскаватора.
1
-
-
+
-
2
3
4
испытывало внутреннюю дрожьиспытывало волнениеколебалось, дрожалобыло охвачено волнением, страхом
2
Укажите лексическое значение выделенного слова в предложении:Небо, полное грозою, все в зарницах трепетало.
1
-
-
+
-
2
3
4
вобрать в себя воздухвнушить что-либонемного передохнутьиспустить вздох
3
Укажите лексическое значение выделенного слова в предложении:Восторг в их души жизнь вдохнула.
1
-
-
+
-
2
3
4
служащий для упоратвердый в осуществлении чего-либопостоянный, неизменныйпоследовательный
4
Укажите лексическое значение выделенного слова в предложении:Холодный ветер, резкий и упорный, кидает нас, и тяжело грести.
1
-
-
+
-
2
3
4
переменить сидячее положение на стоячеепереместиться вверхтронуться, двинутьсяпробудиться к активной деятельности
5
Укажите лексическое значение выделенного слова в предложении:Вот поднялась испуганная стая, свистя крылами, скрылась вдалеке.
1
-
-
+
-
2
3
4
находящийся на большой глубинепроисходящий в глубине чего-либонаходящийся в отдаленииотражающий сущность, основной, главный
6
Укажите лексическое значение выделенного слова в предложении:Часто чувствуешь свое бессилие передать глубинный ход созидания старыми методами.
1
-
-
+
-
2
3
4
несвежий, затхлыйразрушенный гниениемпорочный в каком-либо отношениивредный для здоровья
7
Укажите лексическое значение выделенного слова в предложении:В примерочной не было никакой мебели, кроме трех пустых ящиков с гнилой стружкой.
1
-
-
+
-
2
3
4
пропитываться краскойкрасящее веществотон, цвет в природето, что и румянец
8
Укажите лексическое значение выделенного слова в предложении:Густая ночь сгущает краски, и поневоле страшно нам.
1
-
-
+
-
2
3
4
идейное течение эпохи Возрождениямягкое, доброе отношение к кому-либоуважение к человеческому достоинствуборьба за человечность общественных отношений
9
Укажите лексическое значение выделенного слова в предложении: Им овладел легкий припадок гуманизма: увидав на окне в клетке чижа и коноплянку, он лирически заговорил о том, что ему всегда жалко видеть птиц в клетках.
1
-
-
+
-
2
3
4
хватать крючок с наживкойзахватывать каким-нибудь орудием что-тоуносить, увозить с собойовладеть кем-нибудь либо чем-нибудь
10
Укажите лексическое значение выделенного слова в предложении:В реке начали брать шилишперы, серебряные и сильные рыбы.
1
-
-
+
-
2
3
4
свойство характеравдохновитель чего-либоглавное лицо в деле, в обществевнутренний мир человека
11
Укажите лексическое значение выделенного слова в предложении:Немало птиц в душе моей гнездится, но аист всех мне ближе и милей.
1
-
-
+
-
2
3
4
заполненный деламисвязанный с деломпрактически полезныйвыражающий занятость
12
Укажите лексическое значение выделенного слова в предложении: Между книгами попадались письма и бумаги, большей частью делового характера и совершенно неинтересные.
ahm-anu
Удачи!!!
ahm-anu
Использованные материалы: Шаблон презентации - Ахметшина Н.Ю. Шаблон учебного тренажёра – Захарова Т.А., Байдакова Т.Б. -www.it-ru/profil.aspx?cat_no=692&d_no=48111&all=1&page=3 Русский язык. 9 класс. Итоговая аттестация 2012/ Л.И.Мальцева, П.И.Нелин, Т.М.Бандоля, Н.М.Смеречинская. – Ростов н/Д: Издатель Мальцев Д.А., М: НИИ школьных технологий, 2012.


Подписи к слайдам:

Система упражнений по подготовке к написанию сжатого изложения Сжатое изложение Содержательная обработка прослушанного текста. Умение извлекать главную информацию из текста. Языковая обработка прослушанного текста. Умение лаконично передавать извлечённую информацию в письменной речи. Способы сокращения текста
Содержательные
Языковые
1. Замена: однородных членов обобщающим наименованием фрагмента предложения синонимичным выражением;предложения или его части указательным местоимением; предложения или его части определительным или отрицательным местоимением с обобщающим значением; сложноподчиненного предложения простым.2. Исключения: повторов; фрагмента предложения: одного или нескольких синонимов.3. Слияния: нескольких предложений в одно.
Разделение информации на главную и второстепен-нуюСвёртывание информации за счёт обобщения
Роль плана Раскрывает содержание текста.Отражает последовательность развития авторской мысли.Восстанавливает в памяти содержание текста.Ускоряет работу над текстом сжатого изложения.Помогает сохранить авторский стиль.Организует самоконтроль.Сосредотачивает внимание на содержании абзацев и текста в целом. Принципы составления плана. 1. Выделив в абзацах опорные слова и словосочетания, получаем назывной план.2. Поставив вопрос к каждому абзацу, получаем вопросный план.3. Ответив на вопрос кратко, получаем тезисный план. Шлемовид-ная форма куполов оказалась более приспособ-ленной к русскому климату: она не позволяла снегу и дождю скапливать-ся и вредить строению.
Почему появились шлемовидные купола в древнерус-ском зодчестве?
Шлемовид-ные купола в древнерус-ской архитектуре.
Обратимся к древнерусскому зодчеству. Снежная зима и дождливая осень на Руси диктовали свои законы даже при строительстве храмов: высокая крутая кровля не задерживала ни снег, ни воду. По этой причине островерхие шлемовидные купола в русской архитектуре вскоре вытеснили покатые византийские.
Тезисный план
Вопросный план
Назывнойплан
Текст
Образец плана текста Опорные фразы – ключи к пониманию текста. 1 абзац Подростковый возраст психологи называют самым трудным. В это время многое меняется в человеке. Он осознаёт, что не хочет жить так, как навязывают ему взрослые. Но сам ещё не может чётко определить жизненные ориентиры. Он хочет войти в большой мир, найти в нём собственное место и в то же время подвергает этот мир жёсткой критике. Мысли и желания подростка в этот период противоречивы, непонятны ему самому. Причины сложности подросткового возраста: максимализм, отсутствие жизненных ориентиров, неспособность разобраться в себе самом. 2 абзац
Познание себя, понимание ответственности за свои действия – это основа становления личности подростка. Прежде поступки совершались импульсивно, под влиянием мгновенных чувств. Ребенок искренне утверждал, что «чашка сама упала», а задача «не решилась». Единственным желанием при этом было, чтобы буря поскорее миновала и родители перестали сердиться. Зато теперь, даже если не случилось никаких неприятностей, начинается мучительный процесс переживаний, обдумывания своих действий. Основа становления личности подростка - познание себя, понимание ответствен-ности за свои действия. 3 абзац
Это происходит еще и потому, что подростковый возраст связан с потребностью во внешней оценке, признании значимости собственной личности. Взрослеющему человеку хочется знать, какой он на самом деле. Появляется интерес к собственному внутреннему миру. Сам себе он кажется не таким, как все, а особенным, стремится стать индивидуальностью. Его чувства противоречивы, могут колебаться от уверенности в своей гениальности до неверия в себя. Противоречи-вость чувств подростка, потребность в положитель-ной внешней оценке, стремление стать индивидуаль-ностью. 4 абзац
Проживая этот сложный период, подросток взрослеет: по-новому осознаёт себя и пытается самостоятельно принимать серьезные решения.Он приобретает опыт общения с окружающими и выходит во взрослую жизнь с ценнейшими качествами личности: чувством ответственности, совест-ливостью, осознанием собственной неповторимости. Подростковый возраст – время приобретения опыта общения с окружающими и формирование ценных качеств личности. УПРАЖНЕНИЯ НА ОСВОЕНИЕ ПРИЁМОВСЖАТИЯ ТЕКСТА Перестройте сложные предложение в простые, сохраняя их суть. Философы, то есть древние философы, первыми поняли ценность времени – они наверняка еще до Сенеки пробовали как-то обуздать время, приручить, понять его природу, ибо и тогда оно доставляло людям огорчение своей быстротечностью. Ценность времени – в его быстротеч-ности. Деловой человек наращивает скорости, внедряет ЭВМ, переделывает универмаги в универсамы, печатает газеты фотоспособом, он и говорить старается лаконичнее, уже не пишет, а диктует в диктофон, а дефицит времени увеличивается. У делового человека дефицит времени увеличивается. Не только у него цейтнот становится всеобщим: недостает времени на друзей, на письма, на детей, нет времени на то, чтобы думать, чтобы не думая постоять в осеннем лесу, слушая черенковый хруст облетающих листьев, нет времени ни на стихи, ни на могилы родителей. Цейтнот становится всеобщим. Самое дорогое, что есть у человека,- это жизнь, но если всмотреться в эту самую жизнь поподробнее, то можно сказать, что самое дорогое - это Время, потому что жизнь состоит из времени, складывается из часов и минут. Самое дорогое - это Время, составляю-щее нашу жизнь. Сократите сложное предложение за счет менее существенной части. Помню, как восхищала меня в детстве суровая и гордая романтика Древней Спарты. Мне нравилось всё в этой удивительной стране: и то, что слабых детей сбрасывали со скалы, и что мать-спартанка провожала сына на войну не слезами, а прекрасной, афористичной фразой: «Со щитом или на щите», и что маленький спартанец, пронёсший в школу под рубахой живого лисёнка, не плакал и не кричал, когда зверёк вгрызался в его тело. Помню, как восхищала меня в детстве суровая и гордая романтика Древней Спарты. Мне нравилось всё в этой удивительной стране. Замените фрагменты предложений обобщающими понятиями. Мордочка Микки-Мауса изображена на куртках, футболках, ночных рубашечках, пижамках, носках, свитерах, фартучках, портфелях, пеналах, карандашах, на обоях, на часах (предмет коллекционный); на детских бутылочках, на баночках, коробках, картонках, на бумаге, пластмассе, дереве, жести. Мордочка Микки-Мауса изображена на многих вещах, предметах, материалах. Я родился и большую часть жизни прожил в Ленинграде. В своём внешнем облике город связан с именами Растрелли, Росси, Кваренги, Захарова, Воронихина. Я родился и большую часть жизни прожил в Ленинграде. В своём внешнем облике город связан с именами знаменитых архитекторов. Исключите повторы и объедините предложения. В Спарте сразу после рождения в пропасть швыряли слабосильных и нестандартных, то есть тех, кто в дальнейшем просто вынужден был бы противопоставить безукоризненной мужественности окружающих мощь разума и силу духа. Тех, кого непосильная тяжесть меча поневоле отталкивала бы к резцу, линейке и перу. Тех, для кого «выжить» означало бы - «изобрести». В Спарте убивали физически слабых детей, хотя среди них могли быть гении. Замените прямую речь косвенной, сохранив смысл высказывания. Знаменитый художник В.В.Стасов так говорил об И.И. Шишкине: «Шишкин - художник народный. Всю жизнь он изучал русский, преимущественно северный лес, русское дерево, русскую чащу, русскую глушь. Это его царство, и тут он не имеет соперников, он единственный».(37 слов) Знаменитый художник В.В.Стасов утверждал, что Шишкин - художник народный, изучавший всё русское, а потому ему нет равных в этой области.(20 слов) Изложите указанную часть текста одним предложением. Едва ли кто-нибудь может сказать, что, однажды увидев море, он забыл его. Более того, море продолжает звать к себе, оно является в сновидениях, в мечтах и думах. И сколько бы ни прошло лет, каждый из нас, вновь увидев море, потрясен его жизненной силой, игрой волн, неукротимым ритмом движения. Море - вот поистине колдовской калейдоскоп самых невероятных сочетаний цветов, бликов и пятен. Однажды увидев море, вовек невозможно забыть его невероятную красоту и неукротимую мощь. Подчеркните в тексте предложения, смысловые части, которые могут быть убраны без ущерба для содержания. На протяжении всей истории человечества волки и люди всегда жили рядом. Эти хищники всегда представляли опасность для человека. Они нападали на домашний скот, а иногда и на человека. А потому люди всегда стремились уничтожать этих хищников всеми способами и средствами. Волков травили ядами, убивали из ружей, ловили в капканы и петли. В последние годы против волков стали применять самолеты и вертолеты, снегоходы. Несмотря на все эти меры, волки продолжают жить. Правда, во многих странах Западной Европы волков уже давно нет, но там мало и условий для их жизни. Волки очень пластичны и живут в самых разнообразных климатических условиях. Они обитают в тайге и в тундре, в степях и в пустынях, в городах и болотах. На протяжении всей истории человечества волки и люди всегда жили рядом. Эти хищники всегда представляли опасность для человека. Они нападали на домашний скот, а иногда и на человека. А потому люди всегда стремились уничтожать этих хищников всеми способами и средствами. Волков травили ядами, убивали из ружей, ловили в капканы и петли. В последние годы против волков стали применять самолеты и вертолеты, снегоходы. Несмотря на все эти меры, волки продолжают жить. Правда, во многих странах Западной Европы волков уже давно нет, но там мало и условий для их жизни. Волки очень пластичны и живут в самых разнообразных климатических условиях. Они обитают в тайге и в тундре, в степях и в пустынях, в городах и болотах. Сжато изложите содержание абзаца. Что надо лесному зверю, зверьку или зверенышу для зимнего выживания? То же, что и человеку: надежная крыша над головой, удобная, теплая одежка да приличный запас калорийного корма, которого до спасительницы-весны должно хватить. Бобры не исключение. Но в отличие от всяких разных любителей чужими руками сотворенных убежищ, от охочих до соседских кладовых воришек, а также от некоторых «хитрецов», погружающихся зимой в крепкий сон, лесные дровосеки все от начала до конца делают сами. И жилища сооружают, надежнее не придумаешь, и корм припасают, как усердные домохозяйки, и образ жизни ведут – любой спортсмен позавидует. (90 слов) Что надо лесному жителю для зимнего выживания? То же, что и человеку: дом, одежда, пища. Бобры не исключение. Но они, в отличие от других зверей, все от начала до конца делают сами: и жилища сооружают, и корм припасают. (38 слов) Напишите текст, объединяющий общую информацию высказываний Египет был крупнейшей аграрной державой, и многочисленные запасы зерна необходимо было оберегать от нашествий грызунов. Кошек, истребляющих крыс и мышей, египтяне считали священными животными. Не случайно у верховного бога Египта Ра была кошачья голова. В Китае кошка символизировала материнство. Верили, что, если повесить на дверь комнаты молодой матери пучок кошачьей шерсти, малыш обязательно будет счастлив. В Японии хозяином кошки мог стать только очень обеспеченный человек. Содержание животного требовало огромных расходов: питомца было принято наряжать, кормить только из золотой и серебряной посуды специально приготовленной пищей и даже приставлять к нему персонального слугу. В странах мира к кошке относились по-разному: в Египте она считалась священным животным из-за своих охотничьих качеств, в Китае-символом материнства, а в Японии – признаком материальной обеспеченности. Проверяем себя Андерсен умел радоваться всему интересному и хорошему, что попадается на каждой тропинке и на каждом шагу. Пожалуй, неправильно называть это свойство умением. Гораздо вернее назвать его талантом, редкой способностью замечать то, что ускользает от ленивых человеческих глаз. (37 слов) Андерсен умел радоваться интересному. Это талант, редкая способность человека обращать внимание на всё. (13 слов) Проверяем себя Мы ходим по земле, но часто ли нам является в голову желание нагнуться и тщательно рассмотреть эту землю, рассмотреть все, что находится у нас под ногами? А если бы мы нагнулись или даже больше - легли бы на землю и начали рассматривать ее, то на каждой пяди мы бы нашли много любопытных вещей. (53 слова) Мы часто не хотим замечать обыденное, хотя в нём есть много удивительного.(12 слов) Проверяем себя Разве не интересен сухой мох, рассыпающий из своих кувшинчиков изумрудную пыльцу, или цветок подорожника, похожий на сиреневый солдатский султан? Или обломок перламутровой ракушки - такой крошечный, что из него нельзя сделать даже карманное зеркальце для куклы, но достаточно большой, чтобы бесконечно переливаться и блестеть таким же множеством неярких красок, каким горит на утренней заре небо над Балтикой. Разве не прекрасна каждая травинка, наполненная пахучим соком, и каждое летучее семечко липы? Из него обязательно вырастет могучее дерево! (74 слова) Разве не интересен сухой мох, цветок подорожника или обломок перламутровой ракушки? Разве не прекрасна каждая травинка и семечко липы, из которого вырастет дерево? (23 слова) Проверяем себя В сложной биографии Андерсена нелегко установить то время, когда он начал писать свои первые прелестные сказки. С раннего детства его память была полна разных волшебных историй. Но юноша Андерсен долго считал себя кем угодно - певцом, танцором, декламатором, поэтом, сатириком и драматургом, но только не сказочником. Несмотря на это, отдаленный голос сказки давно слышался то в одном, то в другом из его произведений как звук чуть затронутой, но тотчас же отпущенной струны. (72 слова) В биографии Андерсена нелегко определить, когда он начал писать свои сказки. Его память была полна волшебных историй. Но юноша Андерсен долго считал себя кем угодно, но только не сказочником. Однако сказка жила в его произведениях. (33 слова) Проверяем себя Свободное воображение ловит в окружающей нас жизни сотни частностей и соединяет их в стройный и мудрый рассказ. Нет ничего, чем пренебрег бы сказочник, - будь то горлышко пивной бутылки, капля росы на пере, потерянном иволгой, или заржавленный уличный фонарь. Любая мысль - самая могучая и великолепная - может быть выражена при дружеском содействии этих скромных вещей. (56 слов) В окружающей жизни не было ничего, чем он пренебрёг бы. Любая мысль находила выражение в простых вещах.(17 слов) Проверяем себя Что толкнуло Андерсена в область сказки? Сам он говорил, что легче всего писать сказки, оставаясь наедине с природой, "слушая ее голос", особенно в то время, когда он отдыхал в лесах Зеландии, почти всегда окутанных неплотным туманом, дремлющих под слабым мерцанием звезд. Далекий ропот моря, долетавший в чащу этих лесов, придавал им таинственность.(52 слова) Природа также вдохновляла Андерсена на создание сказок. (6 слов) Проверяем себя Но мы также знаем, что многие свои сказки Андерсен писал среди зимы, в разгар детских елочных праздников, и придавал им нарядную форму, свойственную елочным украшениям. Этот человек был настоящим волшебником. (32 слова) (По К.Паустовскому) (376 слов) Его произведения, написанные в новогодние праздники, нарядны, похожи на ёлочные игрушки. Андерсен был настоящим волшебником. (15 слов) (117 слов) Внимание! При написании изложения экзаменуемым может быть использована лексика, отличающаяся от той, которая представлена в исходном тексте или в информации о тексте.Читая экзаменационную работу, эксперт устанавливает:1) соответствие количества микротем в работе экзаменуемого количеству микротем в информации о тексте;2) соответствие последовательности микротем в работе экзаменуемого последовательности микротем в информации о тексте;3) точность передачи информации в каждой из микротем.


Подписи к слайдам:

15
15
Всего заданий
Время тестирования
мин.
Введите фамилию и имя
Тест
по русскому языкуподготовка ГИАГрамматическая основа
1.2
True
True
False
True
Начать тестирование
15
True
1
Задание
Укажите количество грамматических основ в предложении: « Ну, если не хотите, то желаю и впредь всем здоровья!»-сказал он и ,опрокинув в рот стакан, улыбнулся.
Две
Четыре
Шесть
Три
Далее ►
y р S р0ЂбЂГ€їGroup 43"срј…:}рR р  г рn¦яЂпЂ@ы…‡‰їїЛФ”Ня?ЂГїAutoShape 44р+ Ёл tр туX 0 рDџЎd¦ рФРррR р у рt¦яЂпЂ„…‡€їЃwwwїЛФ”Ня?ЂГїAutoShape 45р5 ґо yр туX 0 рDџЎd¦ рФРррR р у рt¦яЂпЂ


Подписи к слайдам:

Готовимся к ГИА
В 3
тренажер
В 6

Инструкция по работе с тренажером
Учебный тренажер содержит 12 заданий формата вопросов В3, В6 ГИА по русскому языку.2. Каждое задание имеет 4 варианта ответа. Нужно выбрать один правильный, нажав при этом на кружок рядом с выбранным вариантом ответа.3. Если ответ правильный, появится «плюс».4. Если ответ неверный, появится «минус».5. Переход к следующему заданию осуществляется по кнопке внизу.
1
-
-
+
-
2
3
4
закрыл, стараюсь дышатьглаза закрылглаза закрыл, стараюсь дышатьзакрыл, стараюсь
1
Укажите, какие слова являются грамматической основой предложения: Закрыл на минуту глаза, стараюсь дышать глубже.
1
-
-
+
-
2
3
4
еще прохладнобылобыло прохладно, тихоеще было прохладно, тихо
2
Укажите, какие слова являются грамматической основой предложения:На реке было еще прохладно, тихо.
1
-
-
+
-
2
3
4
многое можно услышатьможно услышатьможномногое можно
3
Укажите, какие слова являются грамматической основой предложения: Многое можно услышать в пробуждающемся лесу.
1
-
-
+
-
2
3
4
он селон сел, положил подбородок, стал ждатьон сел, положил, стал ждатьсел, положил, стал ждать
4
Укажите, какие слова являются грамматической основой предложения: Он сел на мельничный жернов, положил подбородок на кулаки и стал терпеливо ждать, не спуская глаз с калитки.
1
-
-
+
-
2
3
4
Дарья вскочилаДарья вскочила, принялась накрыватьДарья вскочила, приняласьДарья принялась накрывать
5
Укажите, какие слова являются грамматической основой предложения: Дарья вскочила и, все еще взволнованная своим рассказом, принялась накрывать на стол.
Вода, лес гармонировалиВода, громады, лес гармонировали, создавалиВода, громады, лес гармонировалиВода, громады утесов, лес гармонировали, создавали
Укажите, какие слова являются грамматической основой предложения: Темная вода, громады утесов на берегу и молчаливый лес так гармонировали друг с другом и создавали картину, полную величественной красоты.
1
-
-
+
-
2
3
4
6
1
-
-
+
-
2
3
4
2 6 3 5
7
Укажите количество грамматических основ в предложении: Там солнце кажется светлей, там радостней весна златая, прохладней легкий ветерок, душистее цветы, там сладостней журчит поток, там соловей поет звучнее.
1
-
-
+
-
2
3
4
1 4 3 2
8
Укажите количество грамматических основ в предложении: Если ты получишь пять приглашений, конечно, идешь туда, где интереснее.
1
-
-
+
-
2
3
4
2 3 4 1
9
Укажите количество грамматических основ в предложении: Когда идешь по лесной тропинке, хочется верить, что впереди ждет чудо, встреча с чем-то прекрасным и удивительным.
1
-
-
+
-
2
3
4
3 4 1 2
10
Укажите количество грамматических основ в предложении: Может быть, с ним не всегда было легко дружить, но от одного сознания, что он есть, всегда становилось легче.
1
-
-
+
-
2
3
4
1 4 2 3
11
Укажите количество грамматических основ в предложении: Загадочная и странная она, эта Маша, думал я, как быстро и непонятно меняется ее настроение.
Укажите количество грамматических основ в предложении: Направо и налево чернели мрачные, таинственные пропасти, и туманы, клубясь и извиваясь, как змеи, сползали туда по морщинам соседних скал, будто чувствуя и пугаясь приближения дня.
1
-
-
+
-
2
3
4
3 2 4 1
12
ahm-anu
Удачи!!!
ahm-anu
Использованные материалы: Шаблон презентации - Ахметшина Н.Ю. Шаблон учебного тренажёра – Захарова Т.А., Байдакова Т.Б. -www.it-ru/profil.aspx?cat_no=692&d_no=48111&all=1&page=3 Русский язык. 9 класс. Итоговая аттестация 2012/ Л.И.Мальцева, П.И.Нелин, Т.М.Бандоля, Н.М.Смеречинская. – Ростов н/Д: Издатель Мальцев Д.А., М: НИИ школьных технологий, 2012.