Традиции и обычаи народов Урала в воспитательной работе с детьми

Налимова Елена Анатольевна

Материал будет полезен для педагогов ДОО

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл traditsiyam_i_obychai_narodov_urala.docx16.48 КБ

Предварительный просмотр:

Традициям и обычаи народов Урала

в воспитательной работе с детьми дошкольного возраста

Материал по народной культуре своего Отечества и своего края необходим педагогу периода детства. Знания о своих исторических, культурных корнях, о традициях и эстетических представлениях своего народа являются основой для формирования личности ребенка. На эти занятия в первую очередь должен ориентироваться педагог в воспитательном процессе. Кроме того, в дошкольном и младшем школьном возрасте дети охотно откликаются на яркие образы народной фантазии, с удовольствием включаются в фольклорные игры, легко и с интересом осваивают различные формы бытовой народно-обрядовой культуры. Теоретический материал по фольклорной тематике является важной составляющей профессионального багажа педагога периода детства.

В настоящее время в общеобразовательных школах Екатеринбурга и Свердловской области ведется предмет «Художественная культура Урала». Содержание программы по предмету ориентировано на изучение старшеклассниками художественной культуру Урала ХYIII – ХХ веков и предусматривает лишь беглое обращение к истории Урала в древности, к культуре и традициям населяющих его народов. Между тем эта часть истории и культуры Урала чрезвычайно интересна. Знания о том, что было на Урале в древности, какие народы его населяли, что обозначают названия местностей и какие легенды связаны с этими названиями, как формировалась этническая карта Урала, необходимы для понимания закономерностей в явлениях культуры последующих периодов, в художественном творчестве современности.

Этот пробел можно восполнить при обращении в воспитательной работе с детьми к материалу, связанному с традициями и обычаями народов Урала. Как показывает практика, сказки, легенды и мифы народов Урала воспринимаются с большим интересом и дошкольниками, и младшими школьниками. Вместе со сказочными и легендарными сюжетами дети впитывают знания об обычаях и традициях народов своего края, узнают о страницах его истории. Подобные занятия имеют и образовательный, и воспитательный эффект. В обычаях совершенно разных народов на определенных ступенях развития есть похожие или даже повторяющиеся моменты. Изучая культуру одного народа, можно найти закономерности, присущие и традициям других народов. В процессе занятий у школьников снимается первоначальное, зачастую пренебрежительное отношение к народам, стоящим на более низкой ступени развития. Знания и представления о мире у этих народов отличаются от современных представлений нашей культуры. Однако стройность и упорядоченность их мироощущения, поэтичность фольклорных образов вызывают уважение и интерес. В частности, древнюю и интересную историю имеют народы ханты и манси. В их мифах и сказках хранятся знания о событиях глубокой древности, передававшиеся из поколения в поколение, воскрешаются сюжеты древнейшей истории Урала: о появлении Уральских гор, о первых людях на Урале, о последствиях таяния ледника и др.

В Институте педагогики и психологии детства в качестве спецкурсов преподаются дисциплины «Традиции и обычаи народов Урала», «Педагогика народного творчества», призванные обогатить представления у студентов – будущих педагогов периода детства о культуре своего края, развить умения адаптации культурно-исторических знаний к детскому восприятию. Последнее немаловажно, так как исторические и фольклорные исследования по уральскому региону на сегодняшний день существуют, в основом, в изданиях, обращенных к специалисту или к взрослому читателю.

Содержание спецкурсов в тематических блоках – циклах лекций и практических занятий структурировано по определенным направлениям, что облегчает для студентов использование данных материалов в процессе педагогической практики. В практические занятия включены примеры художественной деятельности детей, возможной в процессе освоения фольклорного материала: народные игры, танцы, песни, потешки, прибаутки, поделки на основе образцов народного творчества. Каждая из предложенных тем предполагает педагогическую установку на обращение к фольклору не как к объекту изучения, но как к средству воспитания личности ребенка, причем, ребенка, живущего в условиях современности. В задачи спецкурсов входит ознакомление студентов с принципами народной педагогики, основанной на игре и художественно-образном постижении мира. Освоение этих принципов поможет будущим педагогам свободно обращаться к современным двигательно-речевым, музыкально-ритмическим, пальчиковым играм, а также создавать собственные игры-упражнения, основываясь на традициях народной педагогики.

С этих позиций ведется, например, разговор о праздниках народного календаря. В содержании программы сведения о народных календарных праздниках сориентированы на восприятие современных детей. Вряд ли будет оправданным сегодня буквальное следование моральным нормам наших предков или полная реконструкция народных календарных праздников. Традиционная обрядовость – это не просто красивые ритуалы, но выражение народного мировосприятия, явление философского порядка. Полноценное функционирование народных обрядов сегодня так же невозможно, как невозможно возвращение к мировосприятию далекого прошлого для общества, стоящего на иной ступени развития.

Обращение к народным календарным праздникам актуально сегодня в аспекте нравственного воспитания детей. В частности, подготовка и проведение праздников народного календаря могут быть направлены на воспитание у детей бережного и ответственного отношения детей к  окружающему миру людей и природы. Традиционная культура основывается на представлении об универсальности законов, направляющих жизнь природы и человека. Народная фантазия одушевила природные стихии, опоэтизировала их, создала яркие художественные образы, постигая и объясняя тайны круговорота бытия. Народные календарные праздники и обряды – это коллективные театрализованные действа, участники которых совместными ритуальными усилиями помогали природе, демонстрируя свое единство с ней. Календарный обряд соединял в сознании человека его самого, окружающих его людей и всю природу в единое целое. Идея помощи природе, активного взаимодействия с ней, лежащая в основе календарного обряда, востребована сегодня в эколого-эстетическом воспитании детей.

Педагогическая ценность народного календарного обряда состоит еще и в том, что он сохранил традицию игрового взаимодействия взрослых и детей. В календарном обряде принимали участие все, и каждому находилось свое место и своя роль. Детские календарно-обрядовые игры подразумевают участие в них и взрослых. Использование принципов организации народного действа на праздниках в ДОО и школе актуально в сегодняшнем стремлении объединить детский сад, школу и семью в единое воспитательное пространство. Праздник, в котором и дети, и взрослые являются активными участниками, перестает быть формой отчета педагогов и детей перед родителями и администрацией образовательного учреждения, обретает воспитательную и развивающую направленность.

Опыт обращения к уникальной культуре народов нашего края чрезвычайно полезен для профессионального развития будущего педагога периода детства – воспитателя, наставника детей, носителя культуры. Содержание спецкурсов «Традиции и обычаи народов Урала», «Педагогика народного творчества» раскрывает педагогический подход к фольклорному материалу как воспитательному средству. Многообразная информация по фольклору представлена с позиции «оживления» прошлого, его актуализации в сегодняшнем мире. Акцентируются те сведения, которые связывают в народном творчестве прошлое с современностью, объясняют то, что кажется в сегодняшнем мире непонятным и случайным, заставляют на привычные вещи посмотреть другими глазами. При таком подходе фольклорное произведение «оживает», входит в мир ребенка не как музейный экспонат, но как функциональное и живое творение. Прошлое соединяется в сознании современника с настоящим, а настоящее обретает новое измерение – глубину и новое качество – основательность.