эссе "Я - учитель"

Чарикова Ирина Викторовна

Размышления о  профессии

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл ya_uchitel.docx17.5 КБ

Предварительный просмотр:

Я – учитель.

Где родился, там и пригодился.

Приближается первая суббота февраля. В маленьком заполярном городе  школа ждет встречи со своими выпускниками. Написаны  сценарии, распределены обязанности, идет сбор фотографий, альбомов, готовятся стенгазеты.  Ожидание праздника. Репетиции, шутки. Эта радостная суета передается и мне – в то время девочке-подростку, присутствующей в актовом зале. К предстоящему мероприятию готовится моя мама со своими десятиклассниками. Я часто приходила посмотреть, как она вместе с классом готовится к мероприятиям: концертам, смотрам художественной самодеятельности, строя и песни. Мне были известны особенности этой работы – она не заканчивается за порогом школы, а продолжается и дома, можно сказать, в любое время дня и ночи. Проверка тетрадей, конспекты уроков, беседы с родителями учеников…  

Хорошо, если в жизни человека встречается школьный учитель, увлеченный своей работой.  Можно слушать бесконечно его завораживающие истории, и то, что раньше казалось совершенно не заслуживающим внимания, становится интересным.  Мне повезло вдвойне, потому что таким учителем была и моя мама. Она и строгая, и справедливая, и веселая, и добрая. Она может поддержать в трудную минуту, вовремя найти нужные слова. Мама – пример для меня, идеал, к которому хочется стремиться.

  Уже в раннем школьном возрасте я определилась с выбором профессии.  Менялись только предпочтения специализации. Сначала я хотела быть учителем начальных классов, затем - учителем английского языка. Родители поддерживали мое стремление изучать язык, покупали книги и даже выписывали газету на английском. В шестом классе начали изучать биологию, и я влюбилась в этот предмет. Было интересно работать с микроскопом, определять растения по гербариям, делать зарисовки. Для меня это был урок – психологический отдых. Позже началась химия: ее волшебные превращения, множество символов и сложных формул. А для меня это было, наверное, искусством. И любимые уроки, конечно же, практические работы. Такие разные учителя - преподаватель биологии, доброжелательная и спокойная Людмила Гавриловна, а учителя  химии, строгую Валентину Сергеевну, многие побаивались. На этих двух предметах я и остановила свой выбор.  Я буду учителем химии и биологии и вернусь в родной город, в  свою родную школу. Что для этого нужно? Учиться…

Школьные годы позади, я студентка педагогического института в Ярославле. Естественно-географический факультет, старинное здание на набережной реки Которосль.  Лекции, семинары, полевые практики, экскурсии, работа в ботаническом саду. Так много нового, интересного. И это не только множество разных учебных предметов. Для северной девочки, это прежде всего, природа.  Осенние листья кленов в парках древнего города, первая настоящая весна с цветением черемухи, яблони, сирени – всего этого многие не замечают. Чтобы увидеть красоту природы, нам тоже надо учиться. Нужно вовремя остановиться и присмотреться, прислушаться. Вспоминаю занятия по зоологии беспозвоночных -  не сухой научный текст, а эмоциональный рассказ преподавателя о насекомом или восторженный возглас по поводу первых хвоинок лиственницы. Нам, студентам, тогда показалось, что она рассказывает  сказку детям. Сначала даже было смешно, но именно поэтому мы и обратили внимание на эти явления. Таких моментов должно быть как можно больше, ведь знания формируются на уровне эмоций.

Незаметно пролетели пять студенческих лет. Я пришла работать в школу -  сбылась мечта девочки-подростка. Теперь я не ученица, я – учитель биологии. Для меня это самый интересный, загадочный, удивительный предмет – о жизни, во всех ее проявлениях. Передо мной встал новый вопрос: как пробудить интерес к своему предмету? Не секрет, что биология многими воспринимается как второстепенный предмет и существует оскорбительное выражение «ботаник», хотя так называют умных людей. Большинство детей более или менее ответственно относятся к тем предметам, по которым собираются сдавать экзамены.Тех ребят, которые выбирают экзамен по биологии, не так уж много. Но ведь и при подготовке к экзаменам школьники лишь механически заучат термины, систематические категории, законы.  Это всего лишь сумма знаний, а в настоящее время этого недостаточно. Задача учителя в современной школе – помочь стать успешными в будущем, сделать выбор, принять решения и нести за них ответственность. Для этого дети должны научиться ставить цели, планировать свои действия, реализовывать их и при этом не нарушать нормы морали. Я хочу показать  школьникам значимость биологических знаний и применение их в повседневной жизни.  Пусть большинство из них не станет биологами или врачами, но каждому придется заботиться о собственном здоровье. Почему трава зеленая, медведь белый, а тигр полосатый? Эти знания необходимы для понимания целостной картины мира. На уроках я часто использую в качестве примеров картины известных художников с изображениями объектов природы. Не случайно художники выбирали для создания своих полотен природу. Это позволяет показать детям, что весь живой мир вокруг нас – это и есть биология. Я учу детей видеть необычное в обычном, воспринимать каждый учебный день как маленькое открытие. Тогда на уроке возникает радость познания, блеск в глазах, удивление, появляются вопросы, на которые хочется искать ответы. Познание живой природы бесконечно. Леонардо да Винчи сказал: «Природа так обо всем позаботилась, что повсюду ты находишь, чему учиться». Как и дети, я постоянно учусь чему-то новому, совершенствую свое педагогическое мастерство, изучаю и внедряю новые технологии.

Приближается первая суббота февраля. В маленьком заполярном городе  школа ждет встречи со своими выпускниками. Идет сбор фотографий, альбомов. Ожидание праздника. Теперь и я готовлюсь к этому мероприятию, как раньше это делала моя мама. Я уже не сторонний наблюдатель, и приду на этот вечер как выпускница школы. Увижу своих учителей, одноклассников, а также своих выпускников. А одна из них тоже выбрала путь учителя биологии и химии. Значит мои уроки не прошли даром. Слова благодарности  выпускников – это стимул для дальнейших педагогических открытий, исследований, уроков творчества.