Эссе «Я учу детей нового поколения»

Мушта Валентина Ивановна
 

Эссе «Я учу детей нового поколения»

   Как должен работать с ребенком 21 века идеальный  учитель? Разумеется, создать такую общую «инструкцию» для всех невозможно: дети разные и к ним необходим особенный подход.

Постоянно ловлю себя на мысли, спрашивая о том, интересно ли ребенку учиться, вновь и вновь убеждаюсь, что универсальных педагогических рецептов не существует, превосходить себя, чтобы ученик преодолел планку требований общества. Таков удел учителей, которые со страстью и смирением посвятили себя этой профессии.

 Он артист – но его слушатели и зрители не аплодируют ему. Он скульптор – но его работ никто не видит. Он врач – но пациенты очень редко благодарят его за лечение и, в общем-то, не хотят лечиться. Он отец и мать – но не получает причитающейся каждому отцу доли сыновней любви. Где же взять ему сил для каждодневного вдохновения? Только в самом себе, только в сознании величия своего дела. Будни захлестывают учителя – план, журнал, отметки, родители, администрация, крупные и мелкие бытовые проблемы, а ему надо все это оставить у порога и войти к детям с возвышенно настроенной душой.

     Я вновь и вновь не устаю размышлять над своей работой, снова и снова ищу ответ на главный вопрос: как поддержать в ребенке желание познавать мир, желание учиться?

    Думаю, что современный учитель – не тот, кто знает все ответы, а тот, кто постоянно ставит перед собой новые и новые  вопросы. Он носитель не истины, а любви к ней, воплощение усилий по ее воплощению. Истина для него – это увлекательный процесс. Никогда не завершенный, но влекущий, интригующий. И детей очаровывает это желание узнать.

Задача учителя в том, чтобы поддержать в ребенке его желание в самом широком смысле – его жизненную энергию, стремление обладать знанием, присвоить его себе. Никакие уговоры тут не помогут: желание учиться пробуждается у ребенка только тогда, когда он ощущает его во взрослом человеке.

      В трудностях с учебой нет ничего необычного. Они связаны с особенностями личности ребенка, чертами характера, обстановкой в семье.

     Одно из главных качеств в нашей профессии – это умение слушать и слышать каждого ребенка, вступать с ним в диалог, понимать его потребности, которые он сам не всегда осознает.

     Образно говоря, я представляю себе учителя как человека в халате со множеством карманов, наполненных разными инструментами. И в нужный момент он должен достать из кармана именно тот, который поможет именно этому ребенку и именно в этой ситуации. Чем богаче его арсенал, тем больше он готов к той неизвестности, которая ждет его при входе в класс.

    Понимая, насколько различны способности учеников, считаю, что мудрый учитель позволяют детям идти к знанию своим путем… и иногда на нем заблуждаться – ведь опыт ошибок иногда ценнее успехов. Иначе как ребенок обретет способность самостоятельно мыслить?

    Конечно, в нашей работе важны и положительные оценки, но гораздо важнее конкретной оценки могут быть те мысли, которые ребенку пришли в голову, те чувства, которые он пережил при общении на уроке или изучении предмета. Поэтому, по моему мнению,  настоящий учитель не тот, кто не допускает ошибок, а тот,  кто ценит продвижение вперед своего ученика. Встреча ребенка с учителем должна быть  бесценна.