Рабочие программы
Предварительный просмотр:
«Азбука нравственности»
Пояснительная записка
Рабочая программа составлена на основе следующих нормативных документов:
- Национальная образовательная программа «Наша новая школа»
- Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации «Об утверждении и введении в действие федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования» от 6 октября 2009 года №373 /зарегистрирован Минюстом России 22 декабря 2009 года №15785/
- Приказ Министерства образования и науки РФ от 28.11.2010г. №1241 «О внесении изменений в федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования, утвержденный приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 6 октября2009г. №373» (зарегистрирован в Минюсте 4 февраля 2011г. №19707)
- Приказ Министерства образования и науки РФ от 22 сентября 2011г. №2357 «О внесении изменений в федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования, утвержденный приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 6 октября 2009г. №373» (зарегистрирован в Минюсте 4 февраля 2011г. №19707
- Концепция духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина России.
- Письмо Министерства образования и науки Российской Федерации от 12.05.201г. №03-296 «Об организации внеурочной деятельности при введении Федерального образовательного стандарта общего образования»
- Примерная основная общеобразовательная программа начального общего образования. Одобрена решением Федерального учебно-методического объединения по общему образованию. Протокол № 1/15 от 08.04.2015
- Программы А.И. Шемшуриной «Этическая грамматика в начальных классах». М. Просвещение. 1998г.
Программы А.И. Шемшуриной «Этическая грамматика в начальных классах» реализуется в соответствии с требованиями Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования, с учетом образовательного процесса школы и реализуется в рамках раздела учебного плана «Внеурочная деятельность» по направлению «Духовно - нравственное».
Человеку приходится бывать в разных ситуациях, встречаться с различными людьми. Чтобы всегда и везде выглядеть достойно и чувствовать себя уверенно, нужно с детства усвоить нормы поведения в обществе, соблюдение их должно стать привычкой. При этом важно понимать, что правила вежливости – не что-то искусственно выдуманное для усложнения жизни, а, наоборот, благодаря им общение становится более человечным, потому что они основаны на уважительном и тактичном отношении к человеку. Так считает Насонкина С.А.
Если у ребенка недостаточно сформирована способность к общению в детстве, то в дальнейшем у него могут возникнуть внутриличностные и межличностные конфликты, которые у взрослого человека разрешить очень сложно, а иногда и невозможно.
К дошкольному возрасту у ребенка уже имеется опыт общения со взрослыми и сверстниками, но преобладает непроизвольный характер поведения. Школьнику необходимо дать больше самостоятельности, развивать ответственность за выполнение ряда обязанностей. У ребенка появляется “внутренняя позиция”, которая в дальнейшем будет присуща человеку на всех этапах его жизненного пути и станет определять его отношение не только к себе, но и к занимаемому им положению в жизни. Следовательно, наиболее важным периодом обучения этикету является младший школьный возраст и младший подростковый возраст.
Участники программы: учащиеся 1 класса
Состав группы: постоянный
Форма занятий: групповые
Время существования программы: программа рассчитана на 1 класс обучения.
Количество занятий и учебных часов в неделю, за год: Программа рассчитана на 33 учебных недели
Основная идея программы:
Учащиеся должны пройти первоначальную школу этикета - привитие хороших манер и умение вести себя в обществе, умение выглядеть достойно, чувствовать себя уверенно в различных жизненных ситуациях в соответствии с нормами поведения.
Задачи:
- познакомить учащихся с этикетными правилами и нормами поведения в общественных местах;
- сформировать адаптивный тип взаимодействия со сверстниками и взрослыми;
- сформировать уважительное и тактичное отношение к личности другого человека;
- формировать устойчивую положительную самооценку школьников.
Основные направления содержания деятельности:
Для решения поставленных в программе задач используются следующие технологии:
-информационно-коммуникативные технологии;
-здоровьесберегающие технологии;
-технология развивающего обучения.
В практике работы используются следующие формы:
-ролевые и дидактические игры;
-тренинговые упражнения;
-рисование;
-викторины;
-тесты;
-беседы;
-конкурсы.
Условия реализации программы:
-кабинет
Планируемые результаты освоения учащимися
программы внеурочной деятельности
В результате прохождения программы внеурочной деятельности предполагается достичь следующих результатов:
Первый уровень результатов – учащиеся должны знать о моральных нормах и правилах нравственного поведения, в том числе об этических нормах взаимоотношений в семье, между поколениями, носителями разных убеждений, представителями различных социальных групп.
Для достижения данного уровня результатов необходимо:
сформировать позитивное отношение учащихся к занятиям этической грамматикой и к этическим нормам взаимоотношения с окружающими.
Второй уровень результатов - получение обучающимися опыта переживания и позитивного отношения к базовым ценностям общества.
Для достижения данного уровня результатов необходимо:
- Воспитать взаимоотношения обучающихся на уровне класса, то есть дружественной просоциальной среды, в которой каждый ребенок получает практическое подтверждение приобретенных знаний и начинает их ценить.
- Учащиеся должны получить опыт взаимодействия со сверстниками, старшими и младшими детьми, взрослыми в соответствии с общепринятыми нравственными нормами.
Третий уровень результатов - получение обучающимися опыта самостоятельной общественной деятельности, ощущение себя гражданином, социальным деятелем, свободным человеком.
Для его достижения необходимо:
- сформировать навык взаимодействия обучающихся с представителями различных социальных субъектов, в том числе за пределами образовательного учреждения, в открытой общественной среде.
С переходом от одного уровня результатов к другому существенно возрастают воспитательные эффекты:
- на первом уровне воспитание приближено к обучению, при этом предметом воспитания как учения являются не столько научные знания, сколько знания о ценностях;
- на третьем уровне создаются необходимые условия для участия обучающихся в нравственно ориентированной социально значимой деятельности.
Переход от одного уровня воспитательных результатов к другому должен быть последовательным, постоянным.
В результате реализации настоящей программы могут быть достигнуты следующие воспитательные результаты:
- начальные представления о моральных нормах и правилах нравственного поведения;
- нравственно-этический опыт взаимодействия со сверстниками, старшими и младшими детьми, взрослыми в соответствии с общепринятыми нравственными нормами;
- неравнодушие к жизненным проблемам других людей, сочувствие к человеку, находящемуся в трудной ситуации;
- способность эмоционально реагировать на негативные проявления в детском обществе и обществе в целом, анализировать нравственную сторону своих поступков и поступков других людей;
- уважительное отношение к родителям, к старшим, заботливое отношение к младшим;
- знание традиций своей семьи и образовательного учреждения, бережное отношение к ним.
Тематическое планирование.
№ п/п | Название темы | Содержание и форма деятельности | |
1 | Что такое этикет? Первое знакомство | Вводное занятие. Введение понятия «этикет». Беседа «Этикет как часть жизни современного человека». Игра «Верно-неверно» | |
2 | О том, как надо здороваться | Выявление знаний о поведении, обсуждение вопроса о том, как учащиеся ежедневно в школе, дома, на улице выполняют знакомые им правила этикета. Игра «Верно ли я…» | |
3 | Знакомство, прощание. О вежливости | Учить детей вежливым словам, пользоваться ими, уяснить и уточнить правила вежливости. Игра «Вежливые слова». Изготовление плаката со словами вежливости. | |
4 | Общественные места | Рассказ о правилах поведения детей и подростков в общественных местах. | |
5 | Ты - пешеход | Закрепление знания правил дорожного движения; вспомнить правила безопасного поведения на дорогах. Игра «Красный, жёлтый, зелёный» | |
6 | Ты - пассажир | Составление памятки «Ты-пассажир». | |
7 | Об отношении к учёбе. Поведение в школе | Выявление правил школьной жизни. Формирование положительного отношения к учёбе. Игра «Доскажи словечко…» | |
8 | У себя дома | Составление правил «У себя дома» | |
9 | Если ты идёшь в театр, на концерт или в кино | Беседа о поведении учащихся в театре, кино, на концерте. Создание проблемной ситуации. | |
10 | О разговоре | Введение понятия «Общение», «разговор». Выявление форм общения с друзьями, взрослыми людьми, родителями. Рисунок «Моё общение» | |
11 | Разговор по телефону | Разобрать с учащимися некоторые правила, связанные с разговорами по телефону; обратить внимание на влияние телефонных разговоров на психику человека; предупредить о правовой ответственности за ложные телефонные звонки. | |
12 | Гость – хозяину радость | Научить принимать гостей, быть радушным хозяином (хозяйкой), познакомить с правилами поведения в гостях: обучать культуре поведения на основе управления собой. | |
13 | Неожиданный гость | Научить принимать гостей, быть радушным хозяином (хозяйкой), познакомить с правилами поведения в гостях: обучать культуре поведения на основе управления собой. | |
14 | Идём в гости | Игра «Доброму гостю хозяин рад». 10 правил радушного хозяина | |
15 | Прошу к столу | 10 правил радушного хозяина. Правила поведения за столом. Создание проблемных ситуаций. Рисунок «Как нельзя вести себя за столом» | |
16 | О подарках | Беседа «Что такое подарок». Как правильно дарить и принимать подарки. Стенгазета «Подарок родным» | |
17 | Твой внешний вид | Беседа о внешнем виде в школе, дома, в гостях, на улице. Создание проблемных ситуаций. | |
18 | По одёжке встречают | Беседа о внешнем виде в школе, дома, в гостях, на улице. Создание проблемных ситуаций. | |
19 | Конкурс «Проверь себя» | Диагностика усвоенных знаний | |
20 | Ещё раз о вежливости. Волшебные слова вежливости | Учить детей вежливым словам, пользоваться ими, уяснить и уточнить правила вежливости. Игра «Вежливые слова». | |
21 | Так ли уж важно быть вежливым? | Создание проблемных ситуаций и их решение. | |
22 | Дружба заботой да подмогой крепка | Выявление представления учащихся о том, что такое дружба и каким должен быть настоящий друг. Рисунок «Мой лучший друг» | |
23 | Чтобы быть человеком | Беседа «Я – человек! Каждый ли на Земле может так сказать про себя?» | |
24 | Тактично - нетактично | Введение понятий «тактичность». Игра «День-ночь» | |
25 | «Если бьёт дрянной драчун слабого мальчишку…» | Беседа «Что такое хорошо и что такое плохо» | |
26 | Каков Дёма, таково у него и дома | Изготовление стенгазеты | |
27 | Что ты оставишь после себя? | Беседа «Великие люди». Беседа «Что мы оставим после себя» | |
28 | Мы едем, едем, едем | Повторение правил поведения в транспорте. | |
29 | Ты и общество | Рассказ «Что такое общество». Правила поведения в обществе. Игра «Можно или нет» | |
30 | О красивых словах и красивых делах | Путешествие «Красота в словах и делах» | |
31 | Театр – это место для зрелищ | Повторение правил поведения в театре. | |
32 | Хозяин весел – гости радостны. Если ты - гость | 10 правил хорошего гостя. (иллюстрировать) | |
33 | Викторина на знание правил этикета «Эти правила важны – знать мы их всегда должны» | Заключительное занятие. Диагностика уровня знаний учащихся по пройденным темам. |
РЕСУРСНОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ
- Богуславская Н.Е., Купина Н.А. Веселый этикет (учебное пособие по развитию коммуникативных способностей ребенка). – Екатеринбург: “Литература»1992г.
- Насонкина С.А. Уроки этикета/ Худ. И.Н. Ржевцева. – СПб.: Изд-во “ДЕТСТВО-ПРЕСС”, 2003.
- Г.Голубицкий. Что такое этикет? Увлекательное путешествие в страну Хороших Манер. 1-я и 2-я части. Анфас, 1988.
- Программа А.И.Шемшурина «Этическая грамматика в начальных классах»М. Просвещение. 1998год.
- Л.В. Мищенкова. «Уроки нравственности» Методическое пособие.
1 класс. –М.: Издательство РОСТ. -2013