"Воспитатель года 2020"

Шульжицкая Влада Владимировна

Предварительный просмотр:


Предварительный просмотр:

Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение

 детский сад №14 р.п. Мухен района имени Лазо

 Хабаровского края

G:\конкурс воспитатель года\Педагогическая находка. Шульжицкая\IMG-20191211-WA0013.jpg

«Играем со сказками»

Литературный досуг в подготовительной группе

(Методическая разработка)

                      Адаптировала и провела: воспитатель 1 категории

                                                               Шульжицкая Влада Владимировна

                                                                   2019г.

Введение

       Мероприятия, организуемые в рамках досуговой  деятельности, дарят дошкольникам яркие впечатления, которые сохранятся на всю жизнь.

Организация досуга дошкольников рассматривается как целостная динамическая система. Правильно организованная досуговая деятельность способствует формированию у дошкольника таких качеств, как инициативность, уверенность в себе, сдержанность, мужественность, выносливость, настойчивость, искренность, честность и др. По мнению А. В. Рябчук, А. А. Бражнова досуговая деятельность – это целенаправленная активность, отвечающая потребностям и мотивам человека

Досуговая  деятельность отражает все основные принципы дошкольного образования по ФГОС ДО п. 1.4.

Цель организации любого вида досуга дошкольников - привитие детям нравственно-эстетических ценностей, любви к традициям и стремления к культурному отдыху. Это особая сфера воспитательно-образовательного процесса в детском саду, в которой учитываются потребности и интересы ребят. Используя различные формы и методы организации, и учитывая индивидуальные особенности воспитанников, педагог насыщает культурно-досуговую деятельность нравственным содержанием при соблюдении принципов

  • создание дружеской атмосферы, положительных эмоций, получение радости от общения и коллективной деятельности;
  • создание условий для саморазвития и раскрытия творческого потенциала каждого воспитанника;
  • развитие самосознания детей;
  • учёт всех компонентов здорового образа жизни.

       Мероприятия в рамках досуговой деятельности можно разделить на тематические направления (спортивное, музыкальное, литературное, театральное, художественное экологическое), виды досуга ( отдых, праздник , развлечение). Работа в рамках досуговой деятельности ведётся ежедневно.

       Таким образом, досуговая деятельность – это целенаправленная активность, отвечающая потребностям и мотивам человека. Досуговая деятельность в своих  высших  формах может включать все  9 видов  деятельности ребенка по ФГОС ДО (игровую, коммуникативную, познавательно – исследовательскую, восприятие художественной литературы и фольклора, самообслуживание, конструирование, изобразительную, музыкальную, двигательную). Служит целям воспитания, просвещения и самовоспитания дошкольника.

Проблема

     В целом уровень речевого развития современных детей-дошкольников можно охарактеризовать как неудовлетворительный и проблема развития речи день ото дня становится всё более актуальной. Почему? К сожалению, сейчас, когда детям  всё меньше времени отводят на  чтение  художественной литературы и дошкольники больше  проводят время  за экранами  телефонов, телевизоров и компьютеров, они лишаются возможности услышать правильную, красивую русскую речь. Ведь не секрет, что сегодня средства массовой информации отнюдь не являются эталонами в этом смысле.

   Поэтому развитию речи в детских дошкольных учреждениях уделяется особое внимание. Программа детского сада ставит перед воспитателем задачу научить каждого ребенка содержательно, грамматически правильно, связно и последовательно излагать свои мысли. Речь дошкольника должна быть живой, эмоциональной, выразительной.

   Главным проявлением речи выступает попытка ребенка выразить мысль, добиться понимания и адекватной реакции со стороны окружающих.Если учесть, что сегодняшние дошкольники  обладают слабым умением в области связной речи, то эта проблема является актуальной.

   Работая в старших группах детского сада, столкнулась с данной проблемой. Считаю, что досуги во всех его направлениях и видах смогут  решить эту задачу.  Правильно подобранные  формы, технологии, методы, приемы, в досуге помогают закрепить, расширить знания и умения детей. Для меня это стало педагогической находкой:  Досуг – «полезный» отдых.

Пример: данная разработка литературного досуга «Играем со сказками». Структура обычная – наполнение личное.

 Цель:  обобщение знаний детей о русских народных сказках через речевую и познавательную активность.

Задачи :

Образовательные:  создание положительной мотивации к активному познанию окружающей действительности, расширить и закрепить знания детей о сказках, приобщать к художественному слову;

Развивающие:  привлечение дошкольников к участию в играх-драматизациях, формирование потребности к творчеству.

Воспитательные: создание благоприятной эмоциональной атмосферы в группе, чувства защищённости у каждого воспитанника, воспитывать любовь народному творчеству, чувство коллективизма, взаимопомощи, отношение к окружающему миру через сказки.

Предварительная работа:

   Чтение сказок о животных и волшебных сказок; выявление характерных слов и жанровых особенностей; беседа о характере и поступках героев; дидактические игры; игры драматизации; театрализованные постановки по мотивам русских народных сказок; рисование; лепка; аппликация, заучивание стихов.

Материал:

  Сказочная музыка, волшебная карта Марьюшка, придорожный камень с надписью, яблоня с волшебными яблоками, корзинка с клубком ,макет избушки  на курьих ножках, д/игра «Герои сказок» (синквейн), маска лисы, ширма, волшебный клубок, одежда для детей и воспитателя в русском стиле., кукла Марьюшка,  пирог, сундук , письмо от кощея , страницы из волшебной книги.

В ходе досуга были использованы:

   Карты  Проппа, прием мотивации, зачитывание стихов и малых фольклорных форм, игры-драматизации, сюрпризный момент,  прием синквейна.

Ход досуга.

Занятия в рамках -досуговой деятельности содержат обязательный структурный компонент - мотивирующее начало. Воспитатель входит в группу в русском народном костюме, где его ждут дети (одетые в народные костюмы)  В руках корзинка с волшебным клубком.

Воспитатель: Ребята вы любите сказки? Почему вы их любите?А как выдумаете,  как попасть в сказку? Надо, одеться как сказочный герой, иначе в сказку не попасть. И клубочек нам поможет туда добраться. ( Отправляются по коридору  за клубочком в музыкальный зал)

(звучит песня: музыка В. Дашкевича, слова Ю. Кима (Михайлова) «В гостях у сказки») Дети входят в зал.

Кристина (читает стих)

 У лукоморья дуб зеленый………

Русалка на ветвях сидит....и.т.д.

Воспитатель: Какие бывают сказки? Дети. Волшебные, о животных

Воспитатель. ( сидит кукла Марьи – царевны)

Сегодня я утром получила письмо от Марьи - царевны,

послушайте, что она пишет. «Добрые молодцы и красны девицы! Злой Кощей заколдовал меня и разбросал мою сказку по белому свету. Помогите. Отыщите ее. В помощь вам карта волшебная. Спрятана она под камнем придорожным».

Воспитатель. Поможем  Марьюшке?

Что же это за камень такой придорожный, под которым

Марьюшкина карта лежит? Где он должен лежать?

Дети. Это камень, который возле дороги лежит.

ВоспитательДавайте его поищем?

Дети вместе с воспитателем находят камень в зале, читают надпись на нем:

«Налево пойдешь - крепким сном заснешь».

«Направо пойдешь - совсем пропадешь».

«А прямо пойдешь - испытание найдешь».

Воспитатель.Какую же дорожку мы выбираем?

Дети выбирают прямую дорожку. Объясняют свой выбор.

Воспитатель.Ребята, какие качества надо взять с собой в дорогу, чтобы

одолеть злые чарыКощея?

Дети. Доброту, честность, справедливость, смелость, выносливость, отвагу, ловкость, находчивость, смекалку.

Воспитатель и дети находят карту, разворачивают её. На карте схема  зала  с указателями предметов - заданий каждого этапа пути.

1Этап . Двигаясь по направлению стрелки на карте, находят сундук с эмблемой «сказки о животных».

ВоспитательКакие сказки спрятаны в сундуке?

Дети.О животных.

Воспитатель.Правильно. Ребята нужно назвать сказки, в которых живут такие герои: медведь, заяц, волк, петух, лиса.

Игра «Назови сказки о животных».ЦельЗакрепить знание сказок о животных.  Дети. ответы

Воспитатель: Молодцы с первым заданием справились.

2Этап.Дети двигаются дальше, находят конверт с заданием.

Воспитатель:Ребята, а здесь лежит письмо от Кощея, в нем задание.

Что бы помочь Марьюшке,  нужно сказку новую придумать (карты  Проппа) Дети. (Составляют и рассказывают сказку по картам)

Воспитатель: ребята, про лису много сказок есть, расскажите какая в сказках лиса? Дети. Хитрая, обманщица, умная, плутовка.

3 Этап . Воспитатель. Ребята, нам нужно выполнить еще одно задание, чтобы

помочь Марьюшке - выманить лису из избушки, перехитрить её, с помощью ласковых слов, мимики и жестов.

Дети.  (Дети подбирают фразы, что бы выманить лису).

ПОКАЗ детьми сказки ЛИСА И журавль.  (Дети отыскали 1- ю страницу Марьюшкиной сказки).

ВоспитательДавайте посмотрим карту, куда двигаться дальше?

Дети смотрят карту, где стрелка показывает на «Яблоньку». На яблоньке висит эмблема «Волшебные сказки».

ВоспитательПобывали мы с вами в сказках о животных и попали в

волшебные сказки.

Ваня (с поклоном). Читает стих про яблоню.

Воспитатель: Ребята, скажите добрые слова о яблочках, похвалите их.

Дети: Наливные, сочные, спелые, румяные, душистые, вкусные, аппетитные.

Воспитатель:

Неспроста яблонька на пути у нас стоит. Надо и её задание выполнить, (воспитатель снимает с веток листочки с заданием).

4  Этап.

Прием «Синквейна». Дети составляют по трем словам  Емеля ,Айболит, Снегурочка  синквейн.

Воспитатель. Молодцы! С этим заданием справились. Долог путь, труден, но делать нечего - надо идти дальше, (дети отыскали 2 -ю страницу сказки).

Смотрят на карту, стрелка показывает направление к избушке на курьих ножках.

Воспитатель:Показывает детям картинку: «Догадались, чья эта избушка?»

Дети. Да, эта избушка Бабы – Яги.

Воспитатель: (Достает конверт с заданием от Бабы-Яги)

Ребята, нужно выполнить ещё одно задание. Назовите сказки, в которых есть Баба - Яга? и отгадывают загадки о волшебных предметах.

Воспитатель: Задание Бабы - Яги мы выполнили, отправляемся дальше.

Ребята, вы знаете, что в сказке бывает зачин (начало), присказка и концовка сказки. Я вам прочитаю предложение, а выдолжны догадаться, что это: зачин, присказка или концовка?

«Было это ни далеко, ни близко, ни высоко, ни низко, на той горе, где щелкала лиса орехи в дупле, где рыба - кит в лесу заблудилась, вот тогда все это приключилось».

«Скоро сказка сказывается, да не скоро дело делается».

«Тут и сказке всей конец, кто дослушал - молодец».

«И я на том пиру был, мед, пиво пил, по усам текло, дав рот не попало».

Дети. Ответы

Воспитатель: Хорошо идем дальше.(Достает 3-ю страницу).

Мы одолели Кощея, все задания выполнили, но Марьюшке пока не помогли. Надо разложить по порядку расколдованные странички. Найти начало, середину и конец сказки. (Воспитатель читает отрывки, дети раскладывают по порядку).

Воспитатель. «Шла Марьюшка чистым полем, шла тенистым лесом,

высокими горами, птички веселыми песнями ей сердце радовали, ручейки лицо белое умывали, леса темные привечали».

«Поехали они в свое государство, пир собрали, в трубы

затрубили, в пушки запалили и был пир такой, что и теперь помнят».

«Жил да был крестьянин. Умерла у него жена, осталось

три дочери».

Входит Живая Марьюшка  дарит сладкий пироги благодарит за спасение.

Марьюшка:

Читайте сказки, играйте с ними, уму-разуму учитесь! Ведь не зря в народе говорят: «Сказка ложь, да в ней намек, добрым молодцам - урок!»

Воспитатель. Ну, что же ребята вот мы и спасли Марьюшку от злых чар Кощея.  А взрослым я хочу пожелать:

Тимофей:  Не бойся сказки, бойся лжи.

А сказка не обманет.

Ребенку сказку расскажи –

На свете правды больше станет!

Отправляемся в группу пьем чай с пирогом.

Литература:

1. Анисимова, Т. Б. Большая книга детского досуга / Т.Б. Анисимова. - М.: Феникс, 2014. - 160 c.

2.Жарков А.Д. Технология культурно-досуговой деятельности: Учебное пособие для студентов вузов культуры и искусств. / А.Д. Жарков - М.: МГУКИ, 2017. – 185 с.

3.«Русские народные загадки, пословицы, поговорки» составитель Ю. Г. Круглов М. Просвещение. 1990г.

4.Шорыгина Т. А. Беседы о характере и чувствах. Методические рекомендации. – М.: ТЦ Сфера, 2013.

5. Погудин, В. В часы досуга / В. Погудин. - М.: Тюмень: Тюменское книжное, 2016. - 188 c.

6.Федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного образования (Приказ Минобрнауки России от 27.10.2014 N 1351 (ред. от 25.03.2015) [Электронный ресурс] / Режим доступа: http://www.consultant.ru/document/cons_doc_law_118580/, свободный. – Загл. с экрана (дата обращения 19.11.2018).

7. Интернет ресурсы.


Предварительный просмотр: