Главные вкладки
Мартыновская Наталья Владимировна
Педагогическое эссе. « Учитель – профессия дальнего действия».
Моей дочери предложили написать сочинение на тему « Моя школа будущего». Ребенок надолго задумался, размышляя о том, какой бы он хотел видеть свою школу в этом далеком будущем. Когда дочь вопросительно и пытливо взглянула на меня, я поняла, что настал, и мой черед серьезно подумать об этом. Да что скрывать, ведь и раньше этот вопрос волновал, будоражил, заставлял надолго унестись в мир очень привычный, знакомый и в тоже время новый, неопознанный.
Как любят в нашем современном мире говорить о школе, об учителях, о знаниях, которые они дают, о невоспитанности современной молодежи. И как хотелось бы, чтобы все оценки сопровождались такими эпитетами: передовая школа, талантливый учитель, прочные знания, достойное высокой похвалы воспитания. Как этого добиться?
Известно уже давно, что «новое – это хорошо забытое старое». Может быть в трудах философов, писателей, известных деятелей прошлых веков мы найдем то истинное, что поможет нам сотворить новое, прекрасное будущее, будущее нашей школы.
Писатель – философ – Н.Г.Чернышевский говорил: «Три качества – обширные знания, привычка мыслить и благородство чувств – необходимы для того, чтобы человек был образованным для того, чтобы человек был образованным в полном смысле слова. У кого мало познаний, тот невежа; у кого ум не привык мыслить, тот груб, или тупоумен; у кого нет благородных чувств, тот человек дурной».
В школе будущего главной будет Мысль. Она составляет величие человека. Мыслящий человек имеет собственное миросозерцание, свое мнение обо всех сторонах и областях окружающей его жизни. Научить человека мыслить – важнейшая задача цивилизованного мира. А для этого нужно выработать у него стремление к знаниям, ведь как только угаснет желание познавать новое, человек перестанет быть человеком.
Деятельность – вот еще одна ступень на пути к получению знаний. Человек должен уметь и любить трудится. «Нет оружия более острого, чем знание, основанное на трудовых процессах», - читаем мы не теряющие злободневность слова Максима Горького. И еще следует помнить то, о чем предупреждал великий педагог Ян Каменский: «неразумен тот, кто считает необходимым учить детей не в той мере, в какой они могут усваивать, а в какой только сам он желает».
Дети будущего должны отличаться от современных, более развитыми природными способностями, в этом им помогут новые эффективные технологии, всеобщая компьютеризация, переход на обучение не только в государственных, но и в частных школах, в разновозрастных и разноуровневых группах.
Обществу все более и более нужны, будут люди образованные, мыслящие самостоятельно, добивающиеся всего своими силами. Школа будет выполнять заказ государства, и отвечать за его качество.
Но для его реализации мало образовывать человека, нужно помнить, что « из всех творений самое прекрасно – получивший прекрасное воспитание человек».
Об этом в современной школе стали забывать. А ведь именно от доброты нравов зависят процветание государства, благополучие людей, живущих в нем.
Мы забыли об идее формирования гармонически развитой личности. А ведь она была не плоха, только мы слишком формально отнеслись к ее реализации. Гармония – развития, как физическое, так и умственное, эстетическое, нравственное.
Воспитанный человек должен, прежде всего, знать и чтить историю своего народа, его культуру. Воспитание заключается в том, что более взрослые поколения передают свои знания, опыт, убеждения младшему поколению детям нужна «живая история, живая связь времен – встречи, воспоминания, книги, фильмы.
«Нельзя вырастить полноценного человека без воспитания в нем чувства Прекрасного» - так, считал Р.Тагор. И он, без сомнения, прав. Школа будущего – это связь с театром, это музыкальные вечера, включение в учебный план таких дисциплин, как этика, эстетика, риторика, ритмика, увеличение количества часов на уроки художественно – эстетического цикла.
Но нельзя воспитать человека без должного уважения к нему. Связь учитель – ученик не исчезнет с годами, она вечна и основываться должна на доверии, требовании, но, прежде всего на взаимном уважении. Развитие и практическая направленность таких чисто педагогических наук, как психология, социология, позволят узнать воспитанника во всех отношениях.
И как бы было хорошо, если бы учитель, родители, все, кто воспитывают человека, не были чрезмерно заняты. Ведь как считал Ж.-Ж. Руссо: «Величайшая ошибка при воспитании – это чрезмерная торопливость».
Пройдут годы, мир изменится, возможно, родители будут менее заняты, не будут обременены заботами, термином «неблагополучные семьи» просто некого будет назвать, и маленькие души детей будут наполняться восторгом от совместно проведенных с близкими людьми вечеров, прогулок, восхищением от прочитанных вместе книг, счастья отлюби и понимания.
Очень плохо, что мы лишились многих старых своих идеалов, а новых не приобрели. Только личность может воздействовать на развитие другой личности, и она должна быть образцом для подражания. Во все времена только живой пример воспитывает ребенка, а не слова, пусть самые хорошие, но не подкрепленные делом.
В своем сочинении моя дочь написала: «Для того, чтобы ученик стремился к знаниям, хотел быть высоконравственным человеком, учителю нужно просто стать его другом, помощником, наставником».
Воспитатель сам должен быть воспитан, сам должен быть тем, чем он хочет сделать воспитанника. Эта та истинна, которая ляжет в основу фундамента школы будущего.
Учитель будущего – творческая, созидающая личность, способная формировать, воспитывая и развивая, новую Личность, нового Человека.
Вы знаете, мне по-прежнему верится,
Что если останемся жить на Земле,
Высшим достоинством человечества
Станут когда – ни будь учителя.
Не на словах, а по вещей традиции,
Которая завтрашней жизни подстать,
Учителем надо будет родиться,
А только после этого – стать!
В нем будет мудрость талантливо-дерзкая,
Он будет солнце нести на крыле.
Учитель- профессия дальнего действия,
Главная на Земле!