Главные вкладки
Булаткина Елена Анатольевна
НОД по развитию речи в старшей группе.
Тема: «Зима пришла»
Цель: повышение качества речевого развития у детей
Задачи:
Образовательные:
- уточнить и систематизировать знания детей о зиме, ее признаках, названия зимних месяцев;
-учить подбирать прилагательные к существительным, отвечать на вопросы;
-учить составлять рассказ по мнемотаблице;
- обогащать лексику родственными словами, формировать звуковую культуру речи.
Развивающие:
-развивать слуховую память, связную речь; зрительное внимание.
- активизировать словарь по теме «Зима»;
Воспитательные:
- воспитывать умение внимательно слушать педагога и своих сверстников, выслушивать вопрос до конца и давать ответ полным предложением;
-прививать любовь к поэтическому слову;
- воспитывать у детей интерес к сезонным изменениям в природе.
Предварительная работа: беседа о зиме, рассматривание картин и иллюстраций, чтение стихов и пословиц, наблюдение за погодой на прогулках.
Виды деятельности: коммуникативная, двигательная, восприятие художественной литературы и фольклора, познавательная, игровая.
Педагогические технологии: здоровьесберегающие, информационно- коммуникативные.
Материалы:
Демонстрационный: картинки зимы и др.
Раздаточный: мнемотаблицы- схемы, облегчающие процесс запоминания информации-рассказа в данном случае.
Ход НОД:
Воспитатель: Ребята! Сегодня к нам в группу пришли гости. Поприветствуйте их пожалуйста!
Дети: Здравствуйте!
Воспитатель: Сейчас я вас попрошу присесть в круг на коврик.
Собрались все дети в круг. Я твой друг, и ты- мой друг
Дружно за руки возьмёмся и друг другу улыбнёмся. Ребята, я хочу чтобы наша встреча сегодня была такой же солнечной как ваши улыбки!
Сегодня утром, когда я шла на работу в детский сад, встретила женщину, она была одета в белую шубу, в белую шапку, в белые сапожки, а в руках у не была волшебная палочка. Как вы думаете, кто была эта женщина?
Дети: зима
Воспитатель: Ребята, пройдите вместе со мной к столу. Волшебница-зима, обратите внимание на картинку, оставила мне свой волшебный сундучок. Хотите открыть сундучок и посмотреть, что в нём находится?
Дети: Да
Воспитатель: Но для этого нужно произнести волшебные слова. Сначала их скажу я, а потом вы вместе со мной: Чик, чук, чак, чок – открывайся, сундучок! (Ребята повторяют несколько раз)
Сколько же здесь у нас заданий разных, подарков. А это что?
Дети: снежок
Воспитатель: Я вам предлагаю стать в круг. У меня в руках снежок. Кому я передам снежок, тот должен ответить на мой вопрос полным ответом, только после этого передать снежок следующему.
-Какое сейчас время года? (Сейчас время года –зима)
-Какое время года было до зимы?(До зимы была осень)
-Какое время года будет после зимы?(После зимы будет весна)
- Сколько зимних месяцев? (Зимой три месяца)
-Назови первый зимний месяц? (Первый зимний месяц-декабрь)
-Назови второй зимний месяц?(Второй зимний месяц- январь)
-Назови третий зимний месяц? ( Третий зимний месяц – февраль)
-Назови самый главный зимний праздник (Самый главный зимний праздник- Новый год)
-Назови зимующую птицу. (Снегирь- зимующая птица)
-Какое животное меняет к зиме серую шубку на белую?( Заяц зимой меняет серую шубку на белую)
- Какой зверь зимой впадает в спячку? ( Медведь зимой впадает в спячку)
Воспитатель: Молодцы! Теперь пройдём на стульчики.
Стали дни короче,
Солнце светит мало.
Вот пришли морозы-
И зима настала!
Зима хочет проверить, знаете ли вы её признаки?
Я вам буду показывать картинки, а вы должны ответить на вопросы: какая, какое, какой. Кто знает ответ поднимаем руки. (зима какая; солнце зимой какое; небо зимой какое; снег какой; речка зимой какая; мороз какой)
Воспитатель: Теперь проходим за столы.
Я сейчас вам расскажу про зиму. Вы внимательно слушайте, потом ответите на мои вопросы.
«Пришла зима. Она накрыла землю белым покрывалом.
Идёт снег. Дует ветер. Трещит мороз. Зима пришла не с пустыми руками. Она принесла подарки: снегопады, сугробы, метели, лед. Эти подарки нужны людям для того, чтобы кататься на лыжах, коньках, санках. А еще можно слепить снеговика, построить крепость, поиграть в снежки. Мы очень любим зиму».
- Кто пришел к нам в гости? - Чем зима накрыла землю? - Какие подарки принесла зима? - Для чего людям нужны эти подарки? – Во что можно играть зимой?
Воспитатель: Теперь я предлагаю вам отдохнуть . Выходите из-за столов.
Повторяйте за мной слова и движения:
Мы бежим с тобой на лыжах Дети “скользят” шагают (ходят на лыжах)
Снег холодный лыжи лижет “Скользят”, делая поочередно ногами
А потом – на коньках, руки за спиной (“бегут” на коньках)
Но упали мы. Ах! приседают
А потом снежки лепили, Показывают, как лепят снежки
(сверху то одна рука, другая)
А потом снежки катили, катят воображаемый комок
А потом без сил упали падают
И домой побежали бегут по кругу
Воспитатель: снова садимся за столы
Я прочитаю рассказ ещё раз, а вы подготовьтесь к пересказу. Чтобы запомнить рассказ, вы можете смотреть на рисунки- подсказки.
Пока мы рассказывали с вами о гостье зиме, в волшебном сундучке появилось много снежинок. Но снежинки эти не простые, а «снежинки-загадки».
(Дети достают снежинки и отгадывают загадку)
1.Что за нелепый человек
Пробрался к нам
В двадцатый век?
Морковкой нос,
В руке метла,
Боится солнца
И тепла? (Снеговик)
2. Он слетает белой стаей и сверкает на лету. Он звездой прохладной тает на ладони и во рту. (Снег.)
3. С неба падают зимою
И кружатся над землёю
Лёгкие пушинки,
Белые... (Снежинки)
4. Назовите-ка, ребятки,
Месяц в этой вот загадке:
Дни его – всех дней короче,
Всех ночей длиннее ночи.
На поля и на луга
До весны легли снега.
Только месяц наш пройдет,
Мы встречаем Новый год.(Декабрь)
5. Наступили холода.
Обернулась в лед вода.
Длинноухий зайка серый
Обернулся зайкой белым.
Перестал медведь реветь:
В спячку впал в бору медведь.
Кто скажет, кто знает,
Когда это бывает?(Зима)
6. Без досок, без топоров
Чрез речку мост готов.
Мост – как синее стекло:
Скользко, весело, светло.(Лёд)
7. Он вошел – никто не видел,
Он сказал – никто не слышал.
Дунул в окна и исчез,
А на окнах вырос лес.(Мороз)
Воспитатель: Зима ещё для вас в сундучке оставила подарки. Подойдите к сундучку. Но для этого нужно выполнить последнее задание зимы- помочь ей составить стихотворение.
Тихо-тихо, как во сне, падает на землю………………………………………снег!
С неба всё скользят пушинки - серебристые………………………….снежинки!
На поселке, на лужок, всё снижается………………………………………………..снежок!
Вот веселье для ребят - все сильнее……………………………………………снегопад!
Все бегут в перегонки, все хотят играть в……………………………………..снежки!
Словно в белый пуховик, нарядился………………………………………….снеговик!
Рядом – снежная фигурка, это девочка…………………………………….снегурка!
На снегу-то, посмотри, с красной грудкой……………………………………снегири!
Словно в сказке, как во сне, землю всю украсил…………………………………снег!
Какие слова вы добавляли? (снег, снежинки, снежок, снеговик…)
На какое слово они все похожи? (на слово «снег»)
Молодцы! Зима вам дарит снежинки.
Итог занятия – закрепление. Вспомните ребята, о каком времени года мы сегодня говорили? - Что мы делали? - Что Вам понравилось?