Адаптация детей раннего возраста к условиям ДОО
Детский сад это первое социальное учреждение где ребёнок приобретает свой первый опыт общения На начальном этапе поступления и нахождения ребёнка в детском учреждении заметно изменяется привычный ритм жизни ребёнка, что, в результате, может вызвать эмоциональный стресс.Важным этапом в жизни ребенка раннего возраста является переход из семьи в детский сад. От того, насколько ребенок подготовлен в семье к переходу в ДОУ, зависит и течение адаптационного периода, и дальнейшее развитие малыша (Н.М. Аксарина, Л.Г. Голубева) Я предлагаю вашему вниманию свою работу по изучению данной проблемы.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
adaptatsiya_detey_rannego_vozrasta_k_usloviyam_doo.docx | 75.08 КБ |
Предварительный просмотр:
Содержание
Введение……………………………………………………………………………. 3
Глава 1 Теоретические подходы к проблеме социально-психологической адаптации детей к ДОУ…………………………………………………………….. 6
1.1 Проблема социально - психологической адаптации в современной психологии…………………………………………………………………… 6
1.2 Психологические особенности детей раннего возраста……………..12
1.3 Особенности социально - психологической
адаптации детей к ДОУ……………………………………………………..16
Глава 2. Исследование особенностей социально - психологической адаптации детей раннего возраста к условиям дошкольного учреждения………………. 22
2.1. Характеристика методики…………………………………………….22
2.2 Результаты исследования………………………………………………23
Заключение………………………………………………………………………… 26
Список литературы……………………………………………………………….29
Приложения………………………………………………………………………..30
Введение
В соответствии с Федеральным законом об образовании от 29.12.2012 N 273-ФЗ (ред. от 31.12.2014) "Об образовании в Российской Федерации" (29 декабря 2012 г.) Дошкольное образование направлено на формирование общей культуры, развитие физических, интеллектуальных, нравственных, эстетических и личностных качеств, формирование предпосылок учебной деятельности, сохранение и укрепление здоровья детей дошкольного возраста.
В дошкольном учреждении ребёнок начинает приобретать опыт общественной и социальной жизни. В дошкольном возрасте начинает формироваться личность (Л.И. Божович, Л.С. Выготский), поэтому дошкольное учреждение рассматривается как один из определяющих факторов в ее становлении (И.В. Дубровина, A.M. Прихожан). Известно, что смена социальных отношений представляет для ребенка значительные трудности. Один из моментов - его переход из семьи в детский сад. Внимание к адаптации детей раннего возраста к условиям ДОУ связано с тем, что, являясь динамическим процессом прогрессивной перестройки функциональных систем организма, она обеспечивает возрастное развитие (Д. Журавлев). Кроме того, механизмы приспособления, возникшие в процессе адаптации, закрепляются в структуре личности и становятся подструктурами ее характера (Д. Журавлев).
Вопрос адаптации в отечественной психологии рассматривали: Г.М. Андреева, Ф.Б. Березин, А.А. Бодалев, Л.И. Божович, М.И. Лисина и др., в зарубежной А. Адлер, Э. Берн, Г. Гартман, Л. Филипс.
Большинство из них изучают процесс школьной адаптации. Теоретически обоснованных исследований по адаптации детей дошкольного (4-6 лет) и раннего возраста (1-3 лет) недостаточно. Изучением данной проблемы занимались: Н.М. Аксарина, В.Г. Алямовская, Л.Г. Голубева, А.И. Захаров. К сожалению, проблемы, связанные с адаптацией детей раннего возраста к условиям ДОУ, сводятся к рекомендации перед поступлением ребенка в детский сад максимально приблизить домашний режим дня к режиму дошкольного учреждения.
Важным этапом в жизни ребенка раннего возраста является переход из семьи в детский сад. От того, насколько ребенок подготовлен в семье к переходу в ДОУ, зависит и течение адаптационного периода, и дальнейшее развитие малыша (Н.М. Аксарина, Л.Г. Голубева).
Актуальность проблемы. Детский сад это первое социальное учреждение где ребёнок приобретает свой первый опыт общения На начальном этапе поступления и нахождения ребёнка в детском учреждении заметно изменяется привычный ритм жизни ребёнка, что, в результате, может вызвать эмоциональный стресс.
Объект исследования: социально - психологическая адаптация детей к дошкольному учреждению.
Предмет: особенности социально - психологической адаптации детей раннего возраста к условиям дошкольного учреждения.
Цель: выявить условия успешной адаптации ребёнка к ДОУ.
Задачи:
- Изучить теоретические подходы к проблеме социально - психологической адаптации в психологии;
- Рассмотреть психологические особенности детей раннего возраста.
- Выявить особенности социально - психологической адаптации детей раннего возраста к ДОУ.
- Организовать и провести исследование, для выявления условий успешной адаптации ребёнка к ДОУ.
Гипотеза:
Для того чтобы процесс привыкания к детскому саду не затягивался, необходимо следующее:
1. Создание эмоционально благоприятной атмосферы в группе.
2. Работа с родителями, которую необходимо начинать до поступления ребенка в сад.
3. Правильная организация игровой деятельности в адаптационный период, направленная на формирование эмоциональных контактов "ребенок - взрослый" и "ребенок - ребенок".
Методы:
- - беседа;
- - анализ документов;
- - метод включенного наблюдения;
- - метод для определения степени социальной адаптации ребенка в ДОУ
В. Н. Меркуловой и Л. Г. Самоходкиной;
Выборка: в исследовании принимали участие 25 детей
в возрасте 2- 3 лет – ясельная группа ДОУ.
Глава 1 Теоретические подходы к проблеме социально-психологической адаптации детей к ДОУ
1.1 Проблема социально - психологической адаптации в современной психологии
В зарубежной психологии значительное распространение получило необихевиористское определение адаптации, которое используется, например, в работах Г. Айзенка и его последователей.
Адаптацию (adjustment) они определяют двояко:
а) как состояние, в котором потребности индивида, с одной стороны, и требования среды - с другой, полностью удовлетворены. Это состояние гармонии между индивидом и природной или социальной средой;
б) процесс, посредством которого это гармоничное состояние достигается[10;84].
Социальную адаптацию бихевиористы понимают как «процесс (или состояние, достигающееся как результат этого процесса) физических, социально-экономических или организационных изменений в специфически-групповом поведении, социальных отношениях или в культуре» [10;89]. В функциональном отношении смысл или цель такого процесса зависит от перспектив улучшения способности выживания групп или индивидов или от способа достижения значимых целей. В бихевиористском определении социальной адаптации речь идет преимущественно об адаптации групп, а не индивида.
"Социальная адаптация" используется также для обозначения процесса, посредством которого индивид или группа достигают состояния социального равновесия, т. е. отсутствия переживания конфликта со средой.
Согласно интеракционистской концепции адаптации, которую развивает, в частности, Л.Филипс, все разновидности адаптации обусловлены как внутри психическими, так и средовыми факторами. Определение "эффективной адаптации личности", содержит такие элементы, которые в бихевиористском определении отсутствуют. Такое название интеракционисты дают той разновидности адаптации, при достижении которой личность удовлетворяет минимальным требованиям и ожиданиям общества. Согласно Л.Филипсу, адаптированность выражается двумя типами ответов на воздействие среды:
а) принятие и эффективный ответ на те социальные ожидания, с которыми каждый встречается в соответствии со своим возрастом и полом;
б) гибкость и эффективность при встрече с новыми и потенциально опасными условиями, а также способность придавать событиям желательное для себя направление [10;91].
В этом смысле адаптация означает, что человек успешно пользуется создавшимися условиями для осуществления своих целей, ценностей и стремлений.
Представители интеракционистского направления социальной психологии проводят различие между адаптацией (adaptation) и приспособлением (adjustment). Так, например, Т.Шибутани пишет: "Каждая личность характеризуется комбинацией приемов, позволяющих справляться с затруднениями, и эти приемы могут рассматриваться как формы адаптации (adaptation). В отличие от понятия "приспособление" (adjustment), которое относится к тому, как организм приспосабливается к требованиям специфических ситуаций, адаптация относится к более стабильным решениям - хорошо организованным способам справляться с типическими проблемами, к приемам, которые кристаллизуются путем последовательного ряда приспособлений "[13;163].
В целом психоаналитическая теория адаптации человека является в настоящее время самой разработанной. Психоаналитики создали широкую систему понятий и открыли ряд процессов, с помощью которых человек адаптируется к социальной среде. Однако в целом психоаналитическая теория адаптации носит печать биологизаторских тенденций психоанализа, она опирается на фрейдовские представления о структуре психики, ее инстанциях (Оно, Я, Сверх-Я) и их взаимодействиях[10; 98].
В отечественной специальной литературе встречается более широкое понимание социальной адаптации: это «итог процесса изменений социальных, социально-психологических, морально-психологических, экономических и демографических отношений между людьми, приспособление к социальной среде» [10; 99].
Так, например, Ф. Б. Березин считает, что человеческое общество является не просто адаптивной (наподобие биологических), а адаптивно-адаптирующей системой, поскольку человеческая деятельность имеет преобразовательную природу [4; 65].
По мнению А. Налчаджяна, выработка полноценного научного определения социально-психической адаптации личности возможна только на основе идеи онтогенетической социализации. Определение этого понятия должно отражать реальный и чрезвычайно сложный процесс, благодаря которому индивид превращается в личность, обладающую некоторыми основными чертами социально-психической зрелости. Онтогенетическую социализацию можно определить как «такой процесс взаимодействия индивида и социальной среды, в ходе которого, оказываясь в различных проблемных ситуациях, возникающих в сфере межличностных отношений, индивид приобретает механизмы и нормы социального поведения, установки, черты характера и их комплексы и другие особенности и подструктуры, которые в целом имеют адаптивное значение»[10;83]. Каждый процесс преодоления проблемных ситуаций можно считать процессом социально-психической адаптации личности, в ходе которого она использует приобретенные на предыдущих этапах своего развития и социализации навыки и механизмы поведения или открывает новые способы поведения и решения задач, новые программы и планы внутри психических процессов.
Социально-психическую адаптированность можно охарактеризовать как «такое состояние взаимоотношений личности и группы, когда личность без длительных внешних и внутренних конфликтов продуктивно выполняет свою ведущую деятельность, удовлетворяет свои основные социогенные потребности, в полной мере идет навстречу тем ролевым ожиданиям, которые предъявляет к ней эталонная группа, переживает состояния самоутверждения и свободного выражения своих творческих способностей. Адаптация же - это тот социально-психологический процесс, который при благоприятном течении приводит личность к состоянию адаптированности» [10; 85].
В проблемных ситуациях, не связанных с переживанием препятствий на пути достижения цели, адаптация осуществляется с помощью конструктивных механизмов (познавательных процессов, целеобразования, целеполагания, конформного поведения). В ситуации, где ощущается наличие внешних и внутренних барьеров, адаптация осуществляется с помощью защитных механизмов (регрессии, отрицания, формирования реакции, вытеснения, подавления, проекции, идентификации, рационализации, сублимации, юмора и т.д.)
Помимо собственно адаптации различают девиантную и патологическую адаптацию. Понятие «девиантная адаптация» объединяет в себе способы адаптации личности, обеспечивающие удовлетворение ее потребностей неприемлемым для группы путем. Различают две формы девиантной адаптации - не конформистскую
- новаторскую.
Не конформистская девиантная адаптация нередко приводит к конфликтам с группой, новаторская (творческая) девиантная адаптация сопровождается созданием новых способов разрешения проблемных ситуаций. Патологическая адаптация - это процесс, который осуществляется с помощью патологических механизмов и форм поведения и приводит к образованию невротических и психотических синдромов[4; 113].
Наряду с различными формами адаптации существует явление дезидаптации. Дезадаптацией называется «процесс, который приводит к нарушению взаимодействия со средой, усугублению проблемной ситуации и сопровождается межличностным и внутри личностными конфликтами» [4; 117]. Диагностическими критериями дезадаптации являются нарушения в профессиональной (учебной) деятельности и в межличностной сфере, а также реакции, выходящие за пределы нормы и ожидаемых реакций на стресс (агрессия, депрессия, аутизм, тревожность и др.).
По продолжительности влияния на личность различают временную, устойчивую, ситуативную и общую устойчивую дезадаптированность личности. Временная адаптация связана с включением в новую ситуацию, в которой необходимо адаптироваться (поступление в школу, на работу и др.). Устойчивая ситуативная дезадаптированность связана с невозможностью найти приемлемые способы адаптации в специфических условиях при решении. Общая устойчивая адаптированность - это состояние стабильной неприспособленности личности, активизирующее защитные механизмы [4; 119].
Причинами возникновения состояния дезадаптированности являются:
1) пережитый психосоциальный стресс;
2) пережитые экстремальные ситуации;
3) неблагополучное включение в новую социальную ситуацию или нарушение устоявшихся взаимоотношений в группе.
Состояние дезадаптированности может сопровождаться отклонениями в поведении личности; тогда возникают конфликты, не имеющие явной причины, неадекватные реакции, отказ от выполнения предписаний, по отношению к которым ранее не возникало противодействия. Такого рода предписания обозначаются терминами «социальная норма» и «социальная ценность». Социальные нормы и ценности являются регуляторами социального поведения людей. Социальная норма - это модель должного, общезначимое правило поведения, установленное социальными группами и обществом.
Ненормативное поведение называют отклоняющимся, или девиантным (от лат. deviatio - отклонение, уклонение). А. Реан дает следующее определение: «Отклоняющееся поведение - форма дезорганизации поведения индивида или категории лиц в обществе, обнаруживающая несоответствие сложившимся ожиданиям, моральным и правовым требованиям общества» [12; 29]. Подобное поведение регулируется системой норм, не принятой данной группой. «Положительная девиация» коррелирует с творческими способностями и стремлением к их реализации. «Отрицательная девиация» выражается в таких формах поведения, как ложь, обман, грубость, бездействие, агрессивность и др.
То насколько быстро ребёнок адаптируется к изменениям в привычном ритме жизни, зависит от много. Поскольку социальная адаптация протекает в условиях социального взаимодействия людей, то степень адаптированности субъекта к группе или социуму будет определяться, с одной стороны, свойствами социальной среды, а с другой - его собственными свойствами и качествами. К числу социальных (или средовых) факторов, определяющих успешность адаптации, относятся однородность группы, значимость и компетентность ее членов, их социальное положение, жесткость и единообразие предъявляемых требований, численность группы, характер деятельности ее членов. К личностным или субъективным факторам - уровень тревожности, компетентности человека, его самооценка, степень идентификации себя с группой или иной социальной общностью и приверженности ей, а также пол, возраст и некоторые типологические особенности.
Таким образом, проблема социально - психологической адаптации представляет собой важную область научных изысканий, разрабатываемую представителями различных направлений психологии.
Традиционно под адаптацией понимается процесс вхождения человека в новую для него среду и приспособления к ее условиям. Адаптация является активным процессом, результатом которой является либо адаптация к новым условиям жизни , либо приводит к стрессу. При этом выделяются два основных критерия успешной адаптации: внутренний комфорт (эмоциональная удовлетворенность) и внешняя адекватность поведения (способность легко и точно выполнять требования среды).
1.2 Психологические особенности детей раннего возраста
Ранний возраст охватывает период от 1 года до 3 лет. В этот период изменяется социальная ситуация развития ребенка. К началу раннего возраста ребенок, приобретая стремление к самостоятельности и независимости от взрослого, остается связанным со взрослым, так как нуждается в его практической помощи, оценке и внимании. Это противоречие находит разрешение в новой социальной ситуации развития ребенка, которая представляет собой сотрудничество или совместную деятельность ребенка и взрослого[1; 58].
Изменяется и ведущий вид деятельности ребенка. Если у младенца ведущим - является общение, то у детей раннего возраста на первый план выходит манипуляция и ознакомление с предметом. Общение становится средством овладения общественными способами употребления предметов.
В раннем возрасте происходит интенсивное психическое развитие, главными компонентами которого являются [3; 85]:
- предметная деятельность и деловое общение со взрослым;
- активная речь;
- произвольное поведение;
- формирование потребности в общении со сверстниками;
- начало символической игры;
- самосознание и самостоятельность.
В раннем возрасте наблюдается совершенно особое отношение ребенка к действительности, эту особенность принято называть ситуативностью. Ситуативность заключается в зависимости поведения и психики ребенка от воспринимаемой ситуации. Восприятие и чувствование еще не отделены друг от друга и представляют собой неразрывное единство, которое вызывает непосредственное действие в ситуации. Вещи имеют особую притягательную силу для ребенка. Ребенок воспринимает вещь непосредственно здесь и сейчас, не привнося в ситуацию своего замысла и знания о других вещах [5; 118].
Общение со сверстниками детей раннего возраста также имеет свои отличительные особенности.
В младенческом возрасте проявление интереса одного ребенка к другому продиктовано потребностью в новых впечатлениях, интересом к живому объекту.
В раннем возрасте сверстник выступает в качестве партнера по взаимодействию. Развитие потребности в общении со сверстниками проходит ряд этапов:
- внимание и интерес к сверстнику (второй год жизни);
- стремление привлечь к себе внимание сверстника и продемонстрировать свои успехи (конец второго года жизни);
- появление чувствительности к отношению сверстника и его воздействиям (третий год жизни).
Общение детей друг с другом в раннем возрасте имеет форму эмоционально-практического воздействия, характерными особенностями которого являются непосредственность, отсутствие предметного содержания, ненормированость, зеркальное отражение действий и движений партнера. Через сверстника ребенок выделяет себя, осознает свои индивидуальные особенности. При этом решающую роль в организации взаимодействия между детьми играют взрослые [7; 84].
К трем годам у ребенка появляются собственные желания, зачастую не совпадающие с желаниями взрослого, нарастает тенденция к самостоятельности, стремление действовать независимо от взрослых и без них. К концу раннего возраста появляется знаменитая формула «Я сам».
Симптомы кризиса трех лет:
- негативизм (непослушание, нежелание выполнять указания взрослого, стремление все делать на оборот);
- упрямство (ребенок настаивает на своем не потому, что ему чего-то сильно хочется, а потому, что он этого потребовал);
- строптивость (протест ребенка направлен не против конкретного взрослого, а против образа жизни; это бунт против всего, с чем он имел дело раньше);
- своеволие (ребенок все хочет делать сам и добивается самостоятельности там, где мало что умеет).
Далеко не все дети обнаруживают столь резкие негативные формы поведения или быстро их преодолевают. В то же время их личностное развитие происходит нормально. Следует различать объективный и субъективный кризис [8; 93].
Объективный кризис - обязательный и закономерный этап развития личности ребенка, на котором появляются личностные новообразования. Внешне, по своей субъективной картине, он далеко не всегда сопровождается негативным поведением.
Важнейшим личностным образованием является открытие ребенком самого себя. С этих пор он начинает называть себя не в третьим лице («Маша хочет домой»), а сознательно произносит местоимение «я». Появившееся «Я сам» знаменует переход от самопознания к самосознанию. Возникновение «системы Я» порождает мощную потребность в самостоятельной деятельности. Наряду с этим ребенок из мира, ограниченного предметами, переходит в мир людей, где его «Я» занимает новое место.
Отделившись от взрослого, он вступает с ним в новые отношения. Отчетливо проявляется своеобразный комплекс поведения, который включает в себя:
• стремление к достижению результата своей деятельности;
• желание продемонстрировать успехи взрослому, получить одобрение;
• обостренное чувство собственного достоинства, которое проявляется в повышенной обидчивости и чувствительности к признанию достижений, эмоциональных вспышках, бахвальстве.
Этот комплекс был назван «гордостью за достижения». Он охватывает одновременно три главные сферы отношений ребенка - к предметному миру, к другим лицам и к самому себе [13; 68].
Суть этого новообразования, являющегося основным поведенческим коррелятом кризиса трех лет, состоит в том, что ребенок начинает видеть себя через призму своих достижений, признанных и оцененных другими людьми.
Таким образом, ранний возраст является одним из ключевых в жизни ребенка и во многом определяет его будущее психологическое развитие.
Особое значение этого возраста объясняется тем, что он непосредственно связан с такими жизненными приобретениями ребенка, как предметная деятельность и деловое общение со взрослым; активная речь; произвольное поведение; формирование потребности в общении со сверстниками; начало символической игры; самосознание и самостоятельность.
1.3 Особенности социально - психологической адаптации детей к ДОУ
С приходом ребенка в дошкольное учреждение его жизнь существенным образом меняется: строгий режим дня, отсутствие родителей или других близких взрослых, новые требования к поведению, постоянный контакт со сверстниками, новое помещение, таящее в себе много неизвестного, а значит потенциально опасного, другой стиль общения.
Адаптацию в условиях дошкольного учреждения нужно рассматривать процесс вхождения ребенка в новую для него среду и болезненное привыкание к ее условиям [2; 48].
Выделяются два основных критерия успешной адаптации ребёнка к ДОУ: внутренний комфорт (эмоциональная удовлетворенность) и внешняя адекватность поведения (способность легко и точно выполнять требования среды) [2; 49].
В ходе комплексного исследования , проведенными учеными в разных странах выделено три фазы адаптационного процесса:
1) острая фаза, которая сопровождается разнообразными колебаниями в соматическом состоянии и психическом статусе. Что приводит к снижению веса, частым респираторным заболеваниям, нарушению сна, снижению аппетита, регрессу в речевом развитии (длится в среднем один месяц);
2) подострая фаза характеризуется адекватным поведением ребенка, то есть все сдвиги уменьшаются и регистрируются лишь по отдельным параметрам на фоне замедленного темпа развития, особенно психического, по сравнению со средними возрастными нормами (длится 3-5 месяцев);
3) фаза компенсации характеризуется убыстрением темпа развития, в результате дети к концу учебного года преодолевают указанную выше задержку темпов развития [6; 34].
Важнейший компонент адаптации - согласование самооценок и притязаний ребенка с его возможностями и реальностью социальной среды.
Существует ряд критериев, по которым можно судить, как адаптируется ребенок к жизни в организованном детском коллективе.
К основным критериям адаптации ребенка к условиям ДОУ относятся:
• поведенческие реакции;
• уровень нервно - психического развития;
• заболеваемость и течение болезни;
• главные антропометрические показатели физического развития (рост, вес) [6; 35].
Различают степени тяжести прохождения адаптации к детскому саду:
1. Легкая адаптация:
- временное нарушение сна (нормализуется в течение 7-10 дней);
- аппетита (норма по истечении 10 дней);
- неадекватные эмоциональные реакции (капризы, замкнутость, агрессия, угнетенное состояние и т.д.), изменения в речевой, ориентировочной и игровой активности приходит в норму за 20-30 дней;
- характер взаимоотношений со взрослыми и двигательная активность практически не изменяются;
- функциональные нарушения практически не выражены, нормализуются за 2-4 недели, заболеваний не возникает. Основные симптомы исчезают в течение месяца (2-3 недели нормативно).
2. Средняя адаптация: все нарушения выражены более и длительно : сон, аппетит восстанавливаются в течение 20-40 дней, ориентировочная деятельность (20 дней), речевая активность (30-40 дней), эмоциональное состояние (30 дней), двигательная активность, претерпевающая значительные изменения, приходит в норму за 30-35 дней. Взаимодействие со взрослыми и сверстниками не нарушается. Функциональные изменения отчетливо выражены, фиксируются заболевания (например, острая респираторная инфекция).
3. Тяжелая адаптация (от 2 до 6 месяцев) сопровождается грубым нарушением всех проявлений и реакций ребенка. Данный тип адаптации характеризуется снижением аппетита (иногда возникает рвота при кормлении), резким нарушением сна, ребенок нередко избегает контактов со сверстниками, пытается уединиться, отмечается проявление агрессии, подавленное состояние в течение долгого времени (ребенок плачет, пассивен, иногда происходит волнообразная смена настроения). Обычно видимые изменения происходят в речевой и двигательной активности, возможна временная задержка в психическом развитии. При тяжелой адаптации, как правило, дети заболевают в течение первых 10 дней и продолжают повторно болеть в течение всего времени привыкания к коллективу сверстников.
4. Очень тяжелая адаптация: около полугода и более. Встает вопрос, - стоит ли ребенку оставаться в детском саду, возможно, он «несадовский» ребенок [9; 68].
Для того чтобы ребенок мог быстро и безболезненно адаптироваться к условиям дошкольного учреждения, необходимо готовить его к поступлению в детский сад.
Для успешной адаптации ребенка к условиям дошкольного учреждения взрослым необходимо сформировать у него положительную установку на детский сад, позитивное отношение к нему. Это зависит от профессионального мастерства воспитателей, атмосферы тепла, доброты, внимания.
Трудности адаптации возникают в тех случаях, когда ребенок встречает непонимание, его пытаются вовлечь в общение, содержание которого не отвечает его интересам, желаниям. Ребенок должен быть готов к тому уровню общения, который задает атмосфера детского сада. Как показывает опыт детских психологов, дети далеко не всегда обладают необходимыми для той или иной группы детского сада навыками коммуникации.
На процесс адаптации ребенка влияют достигнутый уровень психического и физического развития, состояние здоровья, степень закаленности, сформированность навыков самообслуживания, коммуникативного общения со взрослыми и сверстниками, личностные особенности самого малыша, а также уровень тревожности и личностные особенности родителей. Дети, имеющие отклонения в этих сферах труднее адаптируются к новым микросоциальным условиям. У них может развиваться эмоционально-стрессовая реакция, приводящая к нарушению здоровья [9; 57 - 58]. Для профилактики подобных реакций необходима организация медико-психолого-педагогического сопровождения детей в период их подготовки и адаптации к пребыванию в дошкольном образовательном учреждении (ДОУ).
Однако при любой подготовке ребёнка к детскому саду каждый малыш оказывается в стрессовой ситуации.
Практика показывает, что основными причинами тяжелой адаптации к условиям ДОУ являются [11; 71]:
- Несоблюдение режима детского сада в семье,
- своеобразные привычки,
- неумение играть,
- отсутствие культурно-гигиенических навыков,
- Черезмерное опекание всемье.
Адаптационный период можно условно разделить на 2 этапа: 1.подготовительный.
Его следует начинать за 1-2 месяца до приема ребенка в детский сад. Задача этого этапа - сформировать такие стереотипы в поведении ребенка, которые помогут ему безболезненно приобщиться к новым для него условиям.
Коррекцию необходимо провести в домашних условиях, и делать это следует постепенно, не торопясь, оберегая нервную систему ребенка от переутомления.
Необходимо обратить внимание на формирование навыков самостоятельности. Ребенок, умеющий есть, самостоятельно одеваться и раздеваться, в детском саду не будет чувствовать себя беспомощным, зависимым от взрослых, что положительно скажется на самочувствии. Умение самостоятельно занять себя игрушками поможет ему отвлечься от переживаний, на некоторое время сгладить остроту отрицательных эмоций.
Как только в семье посчитают, что все эти задачи успешно решены и малыш подготовлен к приходу в ДОУ, наступает следующий этап - в работу включается педагог, который непосредственно будет работать с ребенком в детском саду.
2. этап - основной.
Главная задача данного этапа - создание положительного образа воспитателя. Родители должны понимать важность этого этапа и стараться установить с воспитателем доброжелательные отношения.
Воспитатель, узнавая ребенка, со слов родителей, смогут найти подход к ребенку значительно быстрее и точнее, а ребенок в свое время начнет доверять воспитателю, испытывая при этом чувство физической и психической защиты.этап - заключительный.
Ребенок начинает посещать детский сад по 2-3 часа в день. Затем ребенка оставляют на сон. Следует помнить, что в процессе привыкания в первую очередь нормализуются настроение, самочувствие ребенка, аппетит, в последнюю очередь - сон [11; 73].
Таким образом, социально - психологическая адаптация детей к ДОУ - сложный и активный процесс, проходящий у каждого ребёнка по - разному, успех которого обусловлен рядом объективных и субъективных факторов, таких как возраст ребенка; состояние здоровья; уровень развития; характеристика нервной системы; умение общаться с взрослыми и сверстниками; сформированность предметной и игровой деятельности; приближенность домашнего режима к режиму детского сада.
Глава 2. Исследование особенностей социально - психологической адаптации детей раннего возраста к условиям дошкольного учреждения
На основании теоретического материала, в практической части работы проводится диагностика процесса адаптации детей к ДОУ. Исследование проходило на базе МБДОУ № 1 г.Елабуга.
Диагностическое исследование подразумевает подготовительную работу по сбору информации о ребенке, его семье, уровне подготовленности к дошкольному учреждению, об индивидуальных особенностях ребенка: что ему нравиться, что нет, каковы его умения и навыки, в какой помощи он нуждается, какие методы поощрения и наказания приемлемы для ребенка.
Работа в диагностическом направлении обеспечивает, прежде всего, определение уровня развития ребенка, его соответствие нормативным показателям ведущих для данного возраста линий развития. Полученные результаты позволяют определить характер психофизического развития каждого ребенка – его нормативность, наличие опережения либо задержки, как в целом, так и по отдельным линиям.
Существующие в настоящее время методы психодиагностики позволяют выявить степень подготовленности ребенка к посещению детского сада. Работа проводилась по методу для определения степени социальной адаптации ребенка в ДОУ В. Н. Меркуловой и Л. Г. Самоходкиной;
Выборка: в исследовании принимали участие 25 детей в возрасте 2- 3 лет – первая младшая группа МБДОУ д/с №1 «Дюймовочка»
2.1 Характеристика методики
Метод для определения степени социальной адаптации ребенка в ДОУ
В. Н. Меркуловой и Л. Г. Самоходкиной
Наблюдая за процессом адаптации и внося данные в специальную таблицу, педагог - психолог сможет сделать вывод о результате адаптации каждого ребенка. Успешность адаптации проявляется в поведенческих реакциях и в продолжительности адаптационного периода.
Авторы выделяют четыре основных фактора поведенческой адаптации:
- эмоциональное состояние;
- социальные контакты;
- послеполуденный сон;
- аппетит.
Каждый из факторов может оцениваться от +3 до -3, т.е. от отличной адаптации до полной дезадаптации. Для удобства обработки данных и во избежание субъективного толкования приводим ниже краткие характеристики разных оценок ( +1, +2, +3, 0, -1, -2, -3 ). Суммарно по всем четырем факторам можно получить +12 или -12, в интервале чего и определяются уровни адаптации.
Продолжительность процесса адаптации может быть непродолжительной(когда ребенок в первый день социализируется в ДОУ) или быть продолжительной.
Уровень, т.е. успешность адаптации, выводится из взаимосвязи продолжительности адаптационного периода (А) и поведенческих реакций (П).
ПРИЗНАКИ УСПЕШНОЙ АДАПТАЦИИ РЕБЁНКА К ДОУ:
- хороший аппетит;
- спокойный сон;
- охотное общение с другими детьми;
- адекватная реакция на любое предложение воспитателя;
- нормальное эмоциональное состояние.
2.2 Результаты исследования
Метод для определения степени социальной адаптации ребенка в ДОУ В. Н. Меркуловой и Л. Г. Самоходкиной.
При определении поведенческой реакции были получены результаты, указанные в таблице
Вид адаптация | Время адаптпции | Поведенче - ские реакции (П) | Степень Адаптации |
Легкая | До 5 дней -1 неделя | +14…+6 | Высокий |
Средняя | До 15 дней - 3 недели | +8…0 | Средний |
Усложненная | До 25 дней - 5 недель | -1…-5 | Усложнённый |
Дезадаптация | Более 5 недель | -5…-10 | Дезадаптация |
Определение степени социальной адаптации ребенка в детском учреждении было проведено с помощью анализа адаптационных карт детей из первой младшей группы детского сада, (Образец см. в Приложении 1).
Среди детей группы (см. таблицу в Приложении 2) 20 % детей характеризуются дезадаптацией и усложнённой адаптацией к условиям ДОУ; 67 % средней; 13 % - лёгкой адаптацией. Можно сделать вывод, что дети входящие в группу легкой адаптации быстрее проходят все этапы привыкания к детскому саду, дети входящие в группу средней тяжести адаптации доходят до третьего этапа и останавливаются на нем. Малыши, характеризующиеся дезадаптацией и усложнённой формой адаптации, надолго застревают на первом и втором этапах - они либо совсем не могут привыкнуть к новым условиям детского сада, отчего испытывают постоянный эмоциональный дискомфорт, либо стремятся к постоянному эмоциональному и физическому контакту с воспитателем.
По результатам диагностики( авторы С.С. Дреер , А.Н.Потыкан) (программа воспитания и обучения в детском саду на начало учебного года 43% детей имели средний уровень, 57% детей имели низкий уровень умственного развития, что объясняется поступлением ребёнка в ДОУ и стрессовой ситуацией, связанной с существенными изменениями в привычном образе жизни ребёнка . ( Рис. 1 )
0% 43% 57%
Высокий Средний Низкий
Рис. 1:Уровни развития детей на начало учебного 2014-2015 гг.
К концу учебного года 20% детей осталось на низком уровне развития, 48% детей имеют средний уровень ,42% - высокий уровень развития. (Образец диагностической карты см.в Приложении 3) ( Рис. 2)
42% 48% 20%
Высокий Средний Низкий
Рис.2 Уровень развития детей на конец учебного 2014-2015 года
Из чего можно сделать вывод, что адаптация детей к детскому саду прошла наиболее безболезненно.
Заключение
По результатам проделанной работы можно сделать следующие выводы:
1) Адаптация детей раннего возраста к дошкольному учреждению проходит в 4 этапа. На первом этапе у всех детей наблюдаются признаки неблагополучия в эмоциональной сфере, психологического дискомфорта.
Малыши отказываются от общения с другими людьми, от игрушек, болезненно реагируют на расставание с родителями, в группе ведут себя беспокойно, часто капризничают, плачут, постоянно спрашивают про маму, просятся домой. К сверстникам и воспитателю относятся равнодушно или сторонятся их.
На следующем этапе дети из множества незнакомых взрослых выделяют для себя воспитателя. Они начинают откликаться на его обращение по имени, реагировать на ласку и предложения поиграть, обращаться к нему за помощью и поддержкой, если возникают затруднения при соблюдении режимных процедур и если что-нибудь не получается. Малыши пытаются найти у воспитателя утешение в своей тоске по дому и разлуке с мамой.
На третьем этапе дети начинают активно пользоваться игрушками, которые есть в группе, исследовать незнакомые предметы и окружающую обстановку группы.
На последнем четвертом этапе у малышей наблюдается интерес к другим детям, потребность в общении с ними.
2) Данные этапы привыкания проходят все малыши, пришедшие в детский сад, но их продолжительность у всех детей разная. Этим и определяются особенности адаптации.
3) В зависимости от того какова была продолжительность адаптационного периода можно выделить разные варианты адаптации ребенка к дошкольному учреждению и разделить детей на три группы: группу легкой адаптации, адаптации(13%), средней тяжести (67%) и группу тяжелой адаптации (20%).
Проанализировав поведение детей с разными вариантами адаптации к ДОУ, можно сказать, что дети из группы легкой адаптации быстро и безболезненно проходят все этапы привыкания к детскому саду, малыши с адаптацией средней тяжести доходят до третьего этапа и останавливаются на нем. Дети с тяжелой адаптацией надолго застревают на первом и втором этапах - они либо вообще не могут привыкнуть к новым условиям детского сада, отчего испытывают постоянный эмоциональный дискомфорт, либо стремятся к постоянному эмоциональному и физическому контакту с воспитателем.
4) У детей с легкой и тяжелой адаптацией не наблюдается различий в умственном развитии, показателях познавательной активности, общения и речи, но были выявлены отличия в уровне развития процессуальной игры и развитии целенаправленности и самостоятельности в предметной деятельности. Так дети из группы легкой адаптации проявляют самостоятельность в ходе выполнения действий, ориентированы на конечный результат своей деятельности, способны находить способы действий, ведущие к намеченной цели, готовы удерживать цель на протяжении долгого времени, могут оценивать свои действия по результату, в игре демонстрируют инициативность, способность совершать разнообразные игровые действия и использовать предметы заместители. У детей с тяжелой адаптацией данные умения развиты слабо. Таким образом, гипотеза нашего исследования о том, что дети с достаточно высоким уровнем развития предметной деятельности и испытывающие интерес к предметному окружению будут значительно легче принимать новые условия жизни и осваиваться в них, чем их ровесники с недостаточным уровнем ее развития, подтверждается частично, отдельные параметры предметной деятельности не влияют на адаптацию ребенка к ДОУ.
Список литературы
1. Абраменкова В.В. Социальная психология детства: развитие отношений в детской субкультуре. Воронеж, 2000.
2. Айсина Р., Дедкова В., Хачатурова Е. Социализация и адаптация детей раннего возраста // Ребенок в детском саду. - 2003. - №5. С. 49-53,
3. Аксарина Н.М. Воспитание детей раннего возраста. М.: Просвещение, 1977.
4. Березин Ф.Б. Психическая и психофизиологическая адаптация человека. Л., 1989.
5. Волосова Е.Б. Развитие ребенка раннего возраста. М.: Просвещение, 1999.
6. Жадинец М. Ребенок идет в детский сад // Дошкольное воспитание. - 1990. - №5.
7. Лисина М. И. Общение, личность и психология ребенка. М.: Воронеж, 1997.
8. Лютоева Е.К., Монина Г.Б. Тренинг эффективного взаимодействия с детьми.-СПб.: Речь, 2001.
9. Мухина B.C. Возрастная психология. М.: Просвещение, 1999.
10. Печора К.Л. Дети раннего возраста в дошкольном учреждении. М.: Просвещение, 1986.
11. Психологические основы формирования личности в условиях общественного воспитания: Тезисы докладов / Под ред. И.Л. Дубровиной, A.M. Прихожан и др. М.: АПН СССР, 1986.
12. Смирнова Е. О. Детская психология. М.: Владос, 2003.
13. Шибутани Т. Социальная психология. - Ростов н /Д: Феникс, 1999.
14.http://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_173649/Федеральный закон от 29.12.2012 N 273-ФЗ (ред. от 31.12.2014) "Об образовании в Российской Федерации" (с изм. и доп., вступ. в силу с 31.03.2015) (29 декабря 2012 г.)
Приложения
Приложение 1
Адаптационная карта ребёнка
Фамилия, имя Карапетян Виктория__________
Дата рождения.____26.07.2012_____________________
Дата | 15.11 | 17.11 | 19.11 | 21.11 | 24.11 | 27.11 | 30.11 | 3.12 | 7.12 | 10.12. |
1 | -2 | -2 | -1 | -1 | -1- | +1 | +1 | +1 | +2 | +2 |
2 | -2 | -2 | -2 | -2 | -2 | -2 | -1 | -1 | -1 | -1 |
3 | -1 | -1 | -1 | -1 | -1 | -1 | +2 | +2 | +2 | +2 |
4 | +1 | +1 | +2 | +2 | +1 | +1 | +2 | +2 | +2 | +2 |
Уровень | Ср. | +7 |
Дата первого посещения.__15.11.2014_______________
Заболеваемость: низкая
№ | Месяцы | Дни, пропущенные по болезни | Всего дней |
1. | Ноябрь | 20-23 | 4 |
2. | Декабрь | 19-21 | 3 |
3. | Январь | 0 | 0 |
4. | Февраль | 10-13, 17-21 | 9 |
5. | Март | 15-20 | 5 |
Степень адаптации: средняя___________
Приложение 2.
группа
№ | Уровень адаптации |
1 | средняя |
2 | средняя |
3 | усложнённая |
4 | лёгкая |
5 | средняя |
6 | Средняя |
7 | Дезадаптация |
8 | Средняя |
9 | Лёгкая |
10 | Средняя |
11 | Средняя |
12 | Усложнённая |
13 | Средняя |
14 | средняя |
15 | средняя |
Приложение 3.
МБДОУ №1 «Дюймовочка» ДИАГНОСТИЧЕСКАЯ КАРТА
Воспитатели: Уткина Т.А., Умственное развитие.
Вагизова Ф.А.
Дата проведения диагностики: начало года - сентябрь 2014г
№ п/п | Ф.И. ребёнка | Уровень познавательной Активности | Уровень развития произвольного слухового запоминания | Уровень развития произвольного внимания, работоспособности | Умение детей выполнять задание в соответствии с инструкцией взрослого | Рекомендации |
1 | 2 | 3 | 4 | 5 | 6 | 7 |
1. |
Результаты диагностики уровня развития детей. Начало учебного года.
Высокий уровень - % детей
Средний уровень - % детей
Низкий уровень - % детей
МБДОУ №1 «Дюймовочка» ДИАГНОСТИЧЕСКАЯ КАРТА
Воспитатели: Уткина Т.А., Умственное развитие.
Вагизова Ф.А.
Дата проведения диагностики: конец учебного года - апрель 2015г
№ п/п | Ф.И. ребёнка | Уровень познавательной Активности | Уровень развития произвольного слухового запоминания | Уровень развития произвольного внимания, работоспособности | Умение детей выполнять задание в соответствии с инструкцией взрослого | Рекомендации |
1 | 2 | 3 | 4 | 5 | 6 | 7 |
1. | ||||||
Средний уровень в% |
Результаты диагностики уровня развития детей.
Конец учебного года
Высокий уровень - % детей
Средний уровень - % детей
Низкий уровень - % детей
Приложение 4:
ОПРЕДЕЛЕНИЕ ПОВЕДЕНЧЕСКОЙ РЕАКЦИИ В СООТВЕТСТВИИ С ОЦЕНКОЙ ФАКТОРОВ АДАПТАЦИИ РЕБЕНКА В ДОУ
1. Эмоциональное состояние ребенка
(+3) Весел, жизнерадостен, подвижен, активен.
(+2) Улыбается, настроение хорошее, спокоен.
(+1) Иногда задумчив, замкнут.
(-1) Легкая плаксивость, хныканье.
(-2) Плачет за компанию; плач приступообразный.
(-3) Сильный, профилактический плач; подавленное настроение.
2. Социальные контакты ребенка
(+3) Много друзей, охотно играет с детьми.
(+2) Сдержан, просится на руки; неохотно играет с детьми.
(+1) Безразличен к играм, отстранен, замкнут.
(-1) Невесел, с детьми не контактирует, даже если вовлечен в игру.
(-2) Проявляет тревогу, бросает начатые игры.
(-3) Недружелюбен, агрессивен, мешает детям играть.
3. Сон ребенка
(+3) Сон спокойный, глубокий, засыпает быстро.
(+2) Сон спокойный.
(+1) Засыпает не скоро, спит спокойно, но недолго.
(-1) Засыпает с хныканьем, тревожен во сне
(-2) Засыпает с плачем, долго, беспокоен во сне.
(-3) Отсутствие сна, плач.
4. Аппетит ребенка
(+3) Очень хороший аппетит, съедает все с удовольствием.
(+2) Нормальный аппетит, ест до насыщения.
(+1) Аппетит выборочный, но насыщенный.
(-1) Отвергает некоторые блюда, капризничает.
(-2) Приходится следить за тем, чтобы ел; ест долго, неохотно.
(-3) Отвращение к еде, кормление мучительно.