Когда появились ноты.

Логинова Ольга Васильевна
Государственное бюджетное образовательное учреждение лицей №533, Красногвардейского района, г. Санкт-Петербург. факс: 444-0161 oo-lyceum-533@yandex.ru Методическая разработка интегрированного урока ИЗО и музыки На тему «Звуки красок» «Когда появились ноты» Учитель - ИЗО - Логинова Ольга Васильевна Учитель музыки - Грахова Елена Вячеславовна, 2017. Цикл уроков «Звуки красок». Тема урока I «Когда появились ноты» Интегрированные занятия внеурочной деятельности 5 класс (Урок №2, рассчитан на 2 часа). Цель: - попытаться помочь учащимся передать изобразительно свои слуховые ассоциации; Задачи: - Продолжать формирование устойчивого интереса к музыке и различным формам ее бытования; - Помогать развивать художественно-образное мышление в музыке и изобразительном искусстве; - Способствовать развитию интереса к искусству через творческое самовыражение; - Обогащение духовного мира учащихся, воспитание их музыкального, художественного и эстетического вкуса; - Раскрыть выразительные возможности цвета и изобразительные возможности звука; дать представление о связи музыки с жизнью и с другими видами искусства; Оборудование учащихся: Бумага формата А1, , фломастеры, краски, кисти, цветные карандаши и гелиевые ручки, пастель; Оборудование учителей: Мультимедийная установка; Наглядное пособие: Песня «Я хочу увидеть музыку» Г. Струве; мотеты (И.С. Баха, Ж.Б. Люлли), Презентация «Звуки красок» №2, видеофильм «Когда появились ноты»; Раздаточный материал: карточки с расшифровкой нот Гвидо Ареццо; карточка со стихотворением Ход урока: I. № Этапы урока Основное содержание урока Деятельность учителя Деятельность учащихся Планируемый результат 1. Организационный момент 2 мин Организация, внимания всех учащихся. Подготовка рабочего места к уроку. Проверка тетрадей, оборудование к ИЗО. Приветствие учащихся. Включение учащихся в учебный процесс. Умение подготовиться к уроку. 2. Вступление. 3 мин. Включает песню «Я хочу увидеть музыку» Струве Г. Слушают песню «Я хочу увидеть музыку». Умение прослушать музыку. 3. Основная часть урока. 28 мин. - Знакомы ли вам сказки английского писателя Льюиса Керолла? В одной из его сказок «Алиса в стране чудес» есть забавная героиня Соня и такие странные строки: «А ещё они рисовали всякую всячину всё, что начинается на букву «М». Они рисовали мышеловки, месяц, математику, множество… Ты, когда-нибудь видела, как рисуют множество? - Множество чего? – спросила Алиса. - Ничего, - отвечала Соня, - просто множество». Но даже героям этой удивительной сказки не пришло в голову нарисовать ещё одно слово на букву «М». - Как вы думаете, какое слово? - Вспомните, что звучало в начале урока? - Какой жанр? - Кто исполнитель? Эту песню написал композитор Георгий Струве на стихи обычной девочки Ирины Исаковой. - Что хотела сказать Ирина Исакова своими стихами? Озвучиваются стихи, написанные на доске: Красок музыка полна И живёт во всех она. Кто рисует всё в себе, Кто рисует на холсте,- Но везде пусть вашей кистью Управляют чувства, Как внутри, так и вовне. - Что относится к музыке? - Как называются звуки музыки? - Сколько всего главных нот? - Где они живут? - А если нет нотного стана, чем можно его заменить? - А знаете ли вы, кто придумал ноты и научил петь по руке? Показ слайдов . № 1 Задумывались ли вы когда-нибудь о том, кто придумал нотную грамоту и почему именно До-Ре-Ми-Фа-Соль-Ля-Си, и что вообще обозначают эти знаки? Просмотр слайдов на фоне средневекового мотета. Показ слайдов. №2, 3. Скульптура Гвидо Ареццо и панорама Тоскано. Показ слайдов. №4, -Что вы видите на картинке? -Что изображено? - Что это за знаки? - Что необычного в этих знаках? - Как вы думаете, что здесь записано? - Эти знаки изображены хаотично? Обратите внимание на начало каждой фразы. Что вы видите? - Схожа ли нотная запись с прослушанной музыкой? - Как вы думаете, где эта музыка могла бы звучать? - Как называется музыка, звучащая в храмах? - В каком стиле написан этот мотет? - Какова особенность звучания голосов в полифонии? Звучит канон в исполнении учащихся. Показ слайдов. № 5 -Как оформил нотный лист художник-монах? -Кто изображён на листе? - Как вы поняли, что это певцы? - Что монахи делают? Опишите их движения - Этот рисунок дополняет нотную запись? - Как вы это увидели? - Все ли монахи одинаково жестикулируют? - Как вы думаете, они стоят или плывут? Показ слайдов. №6 - Задумывались ли вы когда-нибудь о том, кто придумал нотную грамоту и почему именно До-Ре-Ми-Фа-Соль-Ля-Си , и что вообще обозначают эти буквы? И так, Гвидо совершил революционный переворот в музыке. Он придумал ноты, изобрел современную систему записи нот и создал сольфеджио. Он придумал методику преподавания музыки для своих учеников по руке. Термин "Гвидонова рука" используется до сих пор: каждая фаланга пальцев соответствовала звуку определенной высоты, поэтому работая с хором, Гвидо мог по своей руке показывать ученикам, какой звук петь. Беседа с учащимися о связи музыки и изобразительного искусства. Подведение к правильному ответу: Музыка Песня Солист и хор. Музыка и Изобразительное искусство едины. «Звуки красок» Звуки. Ноты Семь. На нотном стане. Кистью руки. (Выполняется дыхательная артикуляционная гмнастика перед пением). Потом предлагает спеть нотный звукоряд по руке. Показывает слайд № 1 спрашивает включает мотет И.С. Баха Показывает слайд № 2 -3 Сообщает о новом методе обучения нотной грамоты, введённой монахом Гвидо Ареццо. Показывает слайд № 4. Подведение учащихся к правильному ответу: 1. нотная грамота. 2. мелодия, гимн. (нет) Задаёт вопрос 3. В храмах. Обращает внимание на текст под каждой нотой новой фразы. 4. Духовная. 5. Полифония. 6. Канон Предлагает спеть канон Даёт объяснение особенности духовной музыки на основе мотета. Показывает слайд №5 В 12 веке книги писались в монастырях от руки. Подвести к ответу: 1. Монахи, певцы. 2. Изображение нот на листе. Обратить внимание: 1. На движение рук монахов, т.к. движение рук – это условный знак. 2. Цвет одежды. 3.Расположение фигур. Задаёт вопрос Обращает внимание на слайд № 6. Подводит к итогу: Каждая нота – частица мироздания, вселенной, христианского миропонимания. Показывает на своей руке, проговаривая ноты. Включаются в беседу. Отвечают. Слушают отвечают слушают мотеты Смотрят Отвечают. Слушают смотрят рассуждают отвечают расшифровывают вид песни отвечают, что каждая фраза начинается с новой ноты,образуется звукоряд. Читают название нот.. Записывают в тетради новый термин - Мотет. - Полифония. Исполняют канон. Смотрят Отвечают Обсуждают Делают выводы. Отвечают. Получают новый материал. Записывают в тетрадь. Повторяют. Умение проявить свою эрудицию, выразить свою мысль и найти нужный ответ. Знание терминов и нотной грамоты. Умение проинтонировать нотный звукоряд по руке. Умение ассоциативно мыслить. Умение воспринимать новый материал и записать основную информацию в тетради. Умение увидеть, прочитать и понять задание. Умение исполнить свою мелодию и услышать мелодию другого голоса, Исполнить двухголосие. Умение сформулировать свои мысли, отстоять своё мнение. Умение обобщить полученные знания. 5. Домашнее задание. 2 мин. 1. Дать письменно характеристику каждой ноте и связать их с образами данными монахом Гвидо Ареццо. урок II «Когда появились ноты» № Этапы урока Основное содержание урока Деятельность учителя Деятельность учащихся Планируемый результат 1 Подготовка к уроку. 1 мин. . Проверяет готовность учащихся к уроку Умение подготовиться к уроку. 2 Проверка домашнего задания. 10 мин. Звучат мотеты. - Какая музыка звучит? Кто её исполняет? - Кто такой Гвидо Ареццо? - Почему ноты у Гвидо Ареццо связаны с образами Вселенной? - Как вы понимаете каждый образ? Поют канон. - Как вы поняли, что такое канон? - Может ли канон исполнить один певец? Прослушивает ответы учащихся. (Духовная музыка) (Монахи). Показывает слайды № 1 -6. (Божественность музыки). (Музыка создавалась для исполнения в храмах). Предлагает спеть нотный звукоряд. Предлагает спеть нотный звукоряд каноном. Задаёт вопросы. (нет). Подводят к выводу: -Вселенная наполнена множеством голосов, и каждая нота является частицей Вселенной. Образы Господа Бога, материи (из чего весь мир состоит), что такое чудо, семья планет и семья человеческая, солнце, млечный путь, небеса? Дают характеристику нотам, описанных в тетради. Вспоминают тему прошлого урока, обсуждают, слушают, подводят итог образам каждой ноты. Поют по руке. Поют канон. Отвечают. Умение самостоятельно подготовиться к данной теме урока дома и объяснить своё мнение на уроке. Умение образно мыслить. Умение спеть и показать ноты по руке. Умение пропеть и услышать двухголосие. Умение представить художественный образ. 3. Практическое задание. Учитель ИЗО 20 мин. Если ноты связаны с образами всей Вселенной, то- каких красок должны быть полны наши ноты, по вашему мнению? Показ слайда №7 - Каждая нота, согласно Гвидо Ареццо, имеет свой конкретный образ, конкретное место, конкретный цвет. Вам предстоит воплотить образы нот в общем творческом рисунке. В процессе деятельности учащихся звучит «Мотет», Ж.Б. Люлли. Практическое задание. Мы с вами пришли к общему выводу, что ноты и их звук и цвет – это вся наша Вселенная. - Как Вселенная на ваш взгляд выглядит? Попробуйте её (Вселенную) изобразить в вашей совместной работе, используя свои ассоциации нот звукоряда по системе Гвидо Ареццо. - Как вы думаете, какая нота должна доминировать в вашем рисунке? Какой аллегорический визуальный образ к ней лучше всего подойдёт? - Каким цветом она должна быть представлена? Какой композиционный центр вы выберете для неё? Ведёт беседу о нотах и обращает внимание на пособия, лежащие на партах, и задаёт вопросы. Слушает объяснение учащихся. Задаёт вопрос. Подвести к выводу: 1. Наши ноты полны всех красок мира. Выда1т лист формата А1. Слушает рассуждения учащихся. Даёт практическое задание, ограниченное по времени и включает музыку. Контролирует работу учащихся. Направляет в нужное русло. Высказывают мнение. Рассуждают. Выбирают способы совместной деятельности. Распределяют обязанности, приступают к творческой деятельности. Умение анализировать и высказывать свои мысли. Умение философски мыслить. Умение объединиться в команду и распределять вид деятельности. Умение ассоциативно мыслить. 4. Рефлексия. 2 мин. - Как вы думаете, как можно назвать наш урок? Принимают выполненную работу. Подводят итог. Предлагают название урока. Самооценка результатов деятельности. Умение обобщить, увидеть большое в едином целом, определённое в частном. 5. Домашнее задание. 2 мин. 1. Найти материал по Гвидо Ареццо, о духовной музыке, прослушать разные виды мотетов. 2. Принести карандаши, акварельные краски, бумагу формата А3, кисти. Слайд презентации №1 Слайд презентации №2 Слайд презентации №3 Слайд презентации № 4 Слайд презентации № 5 Слайд презентации № 6 Слайд презентации № 7 Слайд презентации №8 Итог урока:

Скачать:

Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

Задумывались ли вы когда-нибудь о том, кто придумал нотную грамоту и почему именно До-Ре-Ми-Фа-Соль-Ля-Си , и что вообще обозначают эти буквы?

Слайд 3

монах Гвидо Аретинский (Гвидо д'Ареццо) 990-1160 г.г. Тоскана, Флоренция.

Слайд 7

Do – Dominus – Господь; Re – rerum – материя; Mi – miraculum – чудо; Fa – familias рlanetarium – семья планет, т.е. солнечная система; Sol – solis – Солнце; La – lactea via – Млечный путь ; Si – siderae – небеса. Задумывались ли вы когда-нибудь о том, кто придумал нотную грамоту и почему именно До-Ре-Ми-Фа-Соль-Ля-Си , и что вообще обозначают эти буквы?

Слайд 8

звуки красок