Когда появились ноты.
Опубликовано 12.01.2019 - 12:23 - Логинова Ольга Васильевна
Государственное бюджетное образовательное учреждение лицей №533,
Красногвардейского района, г. Санкт-Петербург.
факс: 444-0161
oo-lyceum-533@yandex.ru
Методическая разработка интегрированного урока ИЗО и музыки
На тему
«Звуки красок»
«Когда появились ноты»
Учитель - ИЗО - Логинова Ольга Васильевна
Учитель музыки - Грахова Елена Вячеславовна,
2017.
Цикл уроков «Звуки красок».
Тема урока I «Когда появились ноты»
Интегрированные занятия внеурочной деятельности
5 класс
(Урок №2, рассчитан на 2 часа).
Цель:
- попытаться помочь учащимся передать изобразительно свои слуховые ассоциации;
Задачи:
- Продолжать формирование устойчивого интереса к музыке и различным формам ее бытования;
- Помогать развивать художественно-образное мышление в музыке и изобразительном искусстве;
- Способствовать развитию интереса к искусству через творческое самовыражение;
- Обогащение духовного мира учащихся, воспитание их музыкального, художественного и эстетического вкуса;
- Раскрыть выразительные возможности цвета и изобразительные возможности звука; дать представление о связи музыки с жизнью и с другими видами искусства;
Оборудование учащихся:
Бумага формата А1, , фломастеры, краски, кисти, цветные карандаши и гелиевые ручки, пастель;
Оборудование учителей:
Мультимедийная установка;
Наглядное пособие: Песня «Я хочу увидеть музыку» Г. Струве; мотеты (И.С. Баха, Ж.Б. Люлли),
Презентация «Звуки красок» №2, видеофильм «Когда появились ноты»;
Раздаточный материал:
карточки с расшифровкой нот Гвидо Ареццо; карточка со стихотворением
Ход урока:
I.
№ Этапы урока
Основное содержание урока Деятельность учителя Деятельность учащихся Планируемый результат
1. Организационный момент
2 мин Организация, внимания всех учащихся. Подготовка рабочего места к уроку.
Проверка тетрадей, оборудование к ИЗО.
Приветствие учащихся. Включение учащихся в учебный процесс.
Умение подготовиться к уроку.
2. Вступление.
3 мин. Включает песню «Я хочу увидеть музыку» Струве Г. Слушают песню
«Я хочу увидеть музыку». Умение прослушать музыку.
3. Основная часть урока.
28 мин. - Знакомы ли вам сказки английского писателя Льюиса Керолла?
В одной из его сказок «Алиса в стране чудес» есть забавная героиня Соня и такие странные строки:
«А ещё они рисовали всякую всячину всё, что начинается на букву «М». Они рисовали мышеловки, месяц, математику, множество… Ты, когда-нибудь видела, как рисуют множество?
- Множество чего? – спросила Алиса.
- Ничего, - отвечала Соня, - просто множество».
Но даже героям этой удивительной сказки не пришло в голову нарисовать ещё одно слово на букву «М».
- Как вы думаете, какое слово?
- Вспомните, что звучало в начале урока?
- Какой жанр?
- Кто исполнитель?
Эту песню написал композитор Георгий Струве на стихи обычной девочки Ирины Исаковой.
- Что хотела сказать Ирина Исакова своими стихами?
Озвучиваются стихи, написанные на доске:
Красок музыка полна
И живёт во всех она.
Кто рисует всё в себе,
Кто рисует на холсте,-
Но везде пусть вашей кистью
Управляют чувства,
Как внутри, так и вовне.
- Что относится к музыке?
- Как называются звуки музыки?
- Сколько всего главных нот?
- Где они живут?
- А если нет нотного стана, чем можно его заменить?
- А знаете ли вы, кто придумал ноты и научил петь по руке?
Показ слайдов .
№ 1
Задумывались ли вы когда-нибудь о том, кто придумал нотную грамоту и почему именно
До-Ре-Ми-Фа-Соль-Ля-Си,
и что вообще обозначают эти знаки?
Просмотр слайдов на фоне средневекового мотета.
Показ слайдов.
№2, 3. Скульптура Гвидо Ареццо и панорама Тоскано.
Показ слайдов.
№4,
-Что вы видите на картинке?
-Что изображено?
- Что это за знаки?
- Что необычного в этих знаках?
- Как вы думаете, что здесь записано?
- Эти знаки изображены хаотично?
Обратите внимание на начало каждой фразы. Что вы видите?
- Схожа ли нотная запись с прослушанной музыкой?
- Как вы думаете, где эта музыка могла бы звучать?
- Как называется музыка, звучащая в храмах?
- В каком стиле написан этот мотет?
- Какова особенность звучания голосов в полифонии?
Звучит канон в исполнении учащихся.
Показ слайдов.
№ 5
-Как оформил нотный лист художник-монах?
-Кто изображён на листе?
- Как вы поняли, что это певцы?
- Что монахи делают? Опишите их движения
- Этот рисунок дополняет нотную запись?
- Как вы это увидели?
- Все ли монахи одинаково жестикулируют?
- Как вы думаете, они стоят или плывут?
Показ слайдов.
№6
- Задумывались ли вы когда-нибудь о том, кто придумал нотную грамоту и почему именно
До-Ре-Ми-Фа-Соль-Ля-Си ,
и что вообще обозначают эти буквы?
И так, Гвидо совершил революционный переворот в музыке. Он придумал ноты, изобрел современную систему записи нот и создал сольфеджио. Он придумал методику преподавания музыки для своих учеников по руке. Термин "Гвидонова рука" используется до сих пор: каждая фаланга пальцев соответствовала звуку определенной высоты, поэтому работая с хором, Гвидо мог по своей руке показывать ученикам, какой звук петь. Беседа с учащимися о связи музыки и изобразительного искусства.
Подведение к правильному ответу:
Музыка
Песня
Солист и хор.
Музыка и Изобразительное искусство едины.
«Звуки красок»
Звуки.
Ноты
Семь.
На нотном стане.
Кистью руки.
(Выполняется дыхательная артикуляционная гмнастика перед пением).
Потом предлагает спеть нотный звукоряд по руке.
Показывает слайд № 1
спрашивает
включает мотет И.С. Баха
Показывает слайд № 2 -3
Сообщает о новом методе обучения нотной грамоты, введённой монахом Гвидо Ареццо.
Показывает слайд № 4.
Подведение учащихся к правильному ответу:
1. нотная грамота.
2. мелодия, гимн.
(нет)
Задаёт вопрос
3. В храмах.
Обращает внимание на текст под каждой нотой новой фразы.
4. Духовная.
5. Полифония.
6. Канон
Предлагает спеть канон
Даёт объяснение особенности духовной музыки на основе мотета.
Показывает слайд №5
В 12 веке книги писались в монастырях от руки.
Подвести к ответу:
1. Монахи, певцы.
2. Изображение нот на листе.
Обратить внимание:
1. На движение рук монахов, т.к. движение рук – это условный знак.
2. Цвет одежды.
3.Расположение фигур.
Задаёт вопрос
Обращает внимание на слайд № 6.
Подводит к итогу:
Каждая нота – частица мироздания, вселенной, христианского миропонимания.
Показывает на своей руке, проговаривая ноты. Включаются в беседу.
Отвечают.
Слушают
отвечают
слушают мотеты
Смотрят
Отвечают.
Слушают
смотрят
рассуждают
отвечают
расшифровывают вид песни
отвечают, что каждая фраза начинается с новой ноты,образуется звукоряд.
Читают название нот..
Записывают в тетради новый термин - Мотет.
- Полифония.
Исполняют канон.
Смотрят
Отвечают
Обсуждают
Делают выводы.
Отвечают.
Получают новый материал.
Записывают в тетрадь.
Повторяют. Умение проявить свою эрудицию, выразить свою мысль и найти нужный ответ.
Знание терминов и нотной грамоты.
Умение проинтонировать нотный звукоряд по руке.
Умение ассоциативно мыслить.
Умение воспринимать новый материал и записать основную информацию в тетради.
Умение увидеть, прочитать и понять задание.
Умение исполнить свою мелодию и услышать мелодию другого голоса,
Исполнить двухголосие.
Умение сформулировать свои мысли,
отстоять своё мнение.
Умение обобщить полученные знания.
5. Домашнее задание.
2 мин. 1. Дать письменно характеристику каждой ноте и связать их с образами данными монахом Гвидо Ареццо.
урок II «Когда появились ноты»
№ Этапы урока
Основное содержание урока Деятельность учителя Деятельность учащихся Планируемый результат
1 Подготовка к уроку.
1 мин. . Проверяет готовность учащихся к уроку Умение подготовиться к уроку.
2 Проверка домашнего задания.
10 мин. Звучат мотеты.
- Какая музыка звучит?
Кто её исполняет?
- Кто такой Гвидо Ареццо?
- Почему ноты у Гвидо Ареццо связаны с образами Вселенной?
- Как вы понимаете каждый образ?
Поют канон.
- Как вы поняли, что такое канон?
- Может ли канон исполнить один певец?
Прослушивает ответы учащихся.
(Духовная музыка)
(Монахи).
Показывает слайды № 1 -6.
(Божественность музыки).
(Музыка создавалась для исполнения в храмах).
Предлагает спеть нотный звукоряд.
Предлагает спеть нотный звукоряд каноном.
Задаёт вопросы.
(нет).
Подводят к выводу:
-Вселенная наполнена множеством голосов, и каждая нота является частицей Вселенной.
Образы Господа Бога, материи (из чего весь мир состоит), что такое чудо, семья планет и семья человеческая, солнце, млечный путь, небеса?
Дают характеристику нотам, описанных в тетради.
Вспоминают тему прошлого урока, обсуждают, слушают, подводят итог образам каждой ноты.
Поют по руке.
Поют канон.
Отвечают. Умение самостоятельно подготовиться к данной теме урока дома и объяснить своё мнение на уроке.
Умение образно мыслить.
Умение спеть и показать ноты по руке.
Умение пропеть и услышать двухголосие.
Умение представить художественный образ.
3. Практическое задание.
Учитель ИЗО
20 мин. Если ноты связаны с образами всей Вселенной, то- каких красок должны быть полны наши ноты, по вашему мнению?
Показ слайда №7
- Каждая нота, согласно Гвидо Ареццо, имеет свой конкретный образ, конкретное место, конкретный цвет.
Вам предстоит воплотить образы нот в общем творческом рисунке.
В процессе деятельности учащихся звучит «Мотет», Ж.Б. Люлли.
Практическое задание.
Мы с вами пришли к общему выводу, что ноты и их звук и цвет – это вся наша Вселенная.
- Как Вселенная на ваш взгляд выглядит?
Попробуйте её (Вселенную) изобразить в вашей совместной работе, используя свои ассоциации нот звукоряда по системе Гвидо Ареццо.
- Как вы думаете, какая нота должна доминировать в вашем рисунке?
Какой аллегорический визуальный образ к ней лучше всего подойдёт?
- Каким цветом она должна быть представлена?
Какой композиционный центр вы выберете для неё?
Ведёт беседу о нотах и обращает внимание на пособия, лежащие на партах, и задаёт вопросы.
Слушает объяснение учащихся.
Задаёт вопрос.
Подвести к выводу:
1. Наши ноты полны всех красок мира.
Выда1т лист формата А1.
Слушает рассуждения учащихся.
Даёт практическое задание, ограниченное по времени и включает музыку.
Контролирует работу учащихся.
Направляет в нужное русло.
Высказывают мнение.
Рассуждают.
Выбирают способы совместной деятельности.
Распределяют обязанности, приступают к творческой деятельности.
Умение анализировать и высказывать свои мысли.
Умение философски мыслить.
Умение объединиться в команду и распределять вид деятельности.
Умение ассоциативно мыслить.
4. Рефлексия.
2 мин. - Как вы думаете, как можно назвать наш урок?
Принимают выполненную работу.
Подводят итог. Предлагают название урока.
Самооценка результатов деятельности. Умение обобщить, увидеть большое в едином целом, определённое в частном.
5. Домашнее задание.
2 мин. 1. Найти материал по Гвидо Ареццо, о духовной музыке, прослушать разные виды мотетов.
2. Принести карандаши, акварельные краски, бумагу формата А3, кисти.
Слайд презентации №1
Слайд презентации №2
Слайд презентации №3
Слайд презентации № 4
Слайд презентации № 5
Слайд презентации № 6
Слайд презентации № 7
Слайд презентации №8
Итог урока:
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
презентация к уроку "Мотеты" или Когда появились ноты. | 2.31 МБ |
Предварительный просмотр:
Подписи к слайдам:
монах Гвидо Аретинский (Гвидо д'Ареццо) 990-1160 г.г. Тоскана, Флоренция.
Do – Dominus – Господь; Re – rerum – материя; Mi – miraculum – чудо; Fa – familias рlanetarium – семья планет, т.е. солнечная система; Sol – solis – Солнце; La – lactea via – Млечный путь ; Si – siderae – небеса. Задумывались ли вы когда-нибудь о том, кто придумал нотную грамоту и почему именно До-Ре-Ми-Фа-Соль-Ля-Си , и что вообще обозначают эти буквы?
звуки красок