Самообразование
"Театрализованная деятельность - как формирование связной речи у дошкольников "
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
samoobrazovanie_na_2013_-_2017_god.doc | 100.5 КБ |
samoobrazovanie_na_2017_-_2022_god.doc | 107.5 КБ |
samoobrazovanie_2023-2027.doc | 146 КБ |
Предварительный просмотр:
План повышения квалификации (самообразования) воспитателя МАДОУ
«Центр развития ребенка – детский сад № 92 «Ладушки» Смаль Эльмиры Салимгараевны
Ф.И.О.: Смаль Эльмира Салимгараевна
Должность: воспитатель
Образование: Казанский государственный педагогический университет, 17июня 2004года, учитель татарского языка и литературы по специальности «Филология». Диплом о профессиональной переподготовке в институте экономике, управления и права по программе «Педагогика дошкольного образования», 1ноября 2013года
Повышение квалификации: «Современные подходы к организации образовательной деятельности, обеспечивающие реализацию ФГОС ДО», 2016 год
Квалификационная категория: первая
Стаж: 13 лет
Дата составления плана:
Тема самообразования: «Театрализованная деятельность – как формирование связной речи у дошкольников »
Актуальность темы и ее обоснованность: Эта тема для меня важна, потому что речь ребёнка является ключевым моментом в его развитии.
Успехи воспитанников в связной речи обеспечивают в будущем и в большей мере определяют успех при поступлении в школу, способствует формированию полноценного навыка чтения и повышению орфографической грамотности. Мне как педагогу это очень импонирует. Ведь работа по развитию речи – это умение выбирать нужные слова и правильно употреблять их в речи, строить предложения и связную речь.
Как показала практика, дети очень любят творческий характер, а также самостоятельность и возможность самим сочинять и рассказывать друзьям.
Я добиваюсь, чтобы дети показали отношение к тому, что они видели, что им особенно понравилось, заинтересовало их и почему, какие выводы они сделали. Всё это побудило меня значительно больше уделять внимания развитию связной речи у детей.
Цель: Приобщать детей к театральному искусству, к театрализованной деятельности. Способствовать формированию творческой личности; развивать речь и коммуникативные навыки у детей.
Задачи: 1. Расширять представления детей о театре, его видах, атрибутах, костюмах, декорации.
2. Учить детей налаживать и регулировать контакты в совместной и самостоятельной деятельности.
3. Развивать эмоциональность и выразительность речи у дошкольников.
4. Прививать детям первичные навыки в области театрального искусства (использование мимики, жестов, голоса).
5. Способствовать формированию эстетического вкуса.
6. Обеспечить взаимосвязь с другими видами деятельности: изобразительной, музыкальной, художественной литературой, конструированием.
7. Приобщать взрослых и детей к театрально-исполнительской деятельности.
Ожидаемый результат: к концу проекта дети будут знать и уметь:
· Умение самостоятельно выбирать сказку, стихотворение, песню для постановки.
· Снимать напряжение с отдельных групп мышц.
· Научатся запоминать и описывать любого героя.
· Произносить одну и ту же скороговорку, фразу с разными интонациями, в разных темпах.
· Сочинять этюды по сказкам.
· Строить простейший диалог.
· Распределять между собой обязанности и роли.
· Использовать средства выразительности драматизации.
· (поза, жесты, мимика, голос, движения).
Занимаясь театрализованной деятельностью дети приобретут:
· Уверенность в себе.
· Умение играть в коллективе.
Механизм реализации:
- сроки (5 лет)
- блоки (теоретический, практический, диагностический, аналитический)
№ | Блоки | Мероприятия | Срок | Отметка о выполнении, качественная характеристика выполнения |
2013 – 2017 учебный год | ||||
1. | Теоретический | изучение нормативных документов | В течении всего проекта | Из интернет ресурсов изучила методическую литературу по теме. |
чтение конкретных педагогических периодических изданий | ||||
чтение методической, педагогической и предметной литературы | ||||
обзор в интернете информации по образовательным областям | ||||
изучение и внедрение новых технологий | ||||
участие в конкурсах, проводимых в детском саду, также в профессиональных конкурсах | ||||
общение с коллегами в детских садах, районе, городе и в Интернете и изучение их опыта работы; обмен собственным опытом с воспитателями | ||||
работа с родителями (консультация, анкетирование, памятки) - оформление театрального уголка | ||||
2. | Практический | |||
С детьми | Изготовление атрибутов (маски, трафареты, настольный театр) | |||
Знакомство с художественным произведением, репетиции | ||||
Работа над темами: -знакомство с театром; -кто работает в театре; -правила поведения в театре; -с/р игра «Театр» | Сентябрь-ноябрь, 2013 | Знакомство с понятием театр, видами театров. Воспитание эмоционально-положительного отношения к театру и людям, которые там работают. Пополнение словарного запаса. Расширять интерес детей к активному участию в театральных играх. | ||
Работа над темами: -мимика; -сила голоса; -пальчиковый театр | Декабрь-январь, 2014 | Освоение навыков владения пальчиковым театром. Развитие мимики; раскрепощение через игровую деятельность; развитие силы голоса; работа над активизацией мышц губ | ||
Работа над темами: -пантомима; -сила голоса и речевое дыхание; -конусный настольный театр; -мимика и жесты Подготовка к инсценировке сказки «Заюшкина избушка» | Февраль-март, 2014 | Освоение навыков владения конусным настольным театром. Развитие умения концентрироваться на предмете и копировать его через движения; развитие силы голоса и речевого дыхания; активизация мышц губ. Развитие воображения; обучение с помощью мимики передавать настроение, эмоциональное состояние | ||
Работа над темами: -теневой театр -слух и чувство ритма. -открытый показ НОД для педагогов | Апрель-май, 2014 | Освоение навыков владения теневым театром. Развитие мелкой моторики рук в сочетании с речью. Развитие слуха и чувства ритма у детей. Показ открытого НОД для педагогов | ||
Работа над темами: -театральные игры; - куклы-говорунчики -сценическая пластика | Сентябрь-октябрь, 2014 | Развитие игрового поведения, готовность к творчеству; развитие коммуникативных навыков, творческих способностей, уверенности в себе. Освоение навыков владения куклами- говорунчиками. | ||
Подготовка к инсценировке сказки «Гуси-лебеди» | Ноябрь, 2014 | Разучивание ролей с детьми; изготовление костюмов и декораций | ||
Театрализованное представление для детей младших групп | Декабрь, 2014 | Показ спектакля младшей группе | ||
Работа над темами: -расслабление мышц; - театр из резиновых игрушек (персонажи из мультфильмов); -магнитный театр; -театр кукол-оригами; -чувства и эмоции | Январь-март, 2015 | Развитие умений владеть собственным телом; управлять собственными мышцами. Освоение навыков владения данным видом театральной деятельности. Знакомство с миром чувств и эмоций; развитие умений передавать чувства и эмоции. | ||
Работа над темами: -театр масок; -инсценировка шуток; -культура и техника речи | Апрель-май, 2015 | Освоение навыков владения театром масок. Побудить детей импровизировать и самих придумывать сюжет для театра. Работа над развитием речи, интонацией, логическим ударением. Формирование правильного четкого произношения (дыхание, артикуляция, дикция); развитие воображения; расширение словарного запаса. | ||
Упражнение «Угадай интонации»; скороговорки; игра «Успокой куклу»; отгадывание загадок; этюд «Старый гриб»; пальчиковые игры; игра «Гудок»; проговаривание скороговорок; игра «Дует ветер»; упражнения на тренировку памяти | Сентябрь-октябрь, 2015 | Развитие мимики; раскрепощение через игровую деятельность; развитие силы голоса; работа над активизацией мышц губ | ||
Подготовка игры – инсценировки «Волк и семеро козлят» на праздник «День матери» | Ноябрь, 2015 | Разучивание ролей с детьми; изготовление костюмов и декораций | ||
Игры - инсценировки, стихи, песни – хороводы для новогоднего представления | Декабрь, 2015 | Разучивание стихотворений и песен с детьми | ||
Конкурс рисунков «В театре». Игра «Лиса и волк»; игра «Ловим комариков»; игра «Волшебный стул»; пальчиковые игры; отгадываем загадки; игры- диалоги; игра «Чудесные превращения» | Январь-февраль, 2016 | Развитие мелкой моторики рук в сочетании с речью. Развитие слуха и чувства ритма у детей. Конкурс рисунков «В театре» (организация выставки) | ||
Подготовка к инсценировке сказки «Красная шапочка на новый лад» | Март-апрель, 2016 | Разучивание ролей с детьми; изготовление костюмов и декораций | ||
Театрализованное представление «Красная шапочка на новый лад» (Показ спектакля родителям и педагогам) | Май, 2016 | Показ спектакля родителям и педагогам | ||
Подготовить и обновить каталог пальчиковых игр | Сентябрь – октябрь, 2016 | |||
Упражнения на активизацию словарного запаса | Ноябрь – декабрь, 2016 | |||
Январь – март, 2017 | ||||
Апрель – май, 2017 | ||||
С родителями | Родительские собрания по теме творчества. Привлечение родителей к изготовлению атрибутов. | В течении года | ||
Консультации «Театральная деятельность в детском саду», «Развитие у детей сценического искусства», «Воспитание дружеских отношений в игре». Рекомендации «Театрализованные игры дома» | В течение года | Анкетирование, памятки | ||
Конкурс «Игрушка для театрального уголка своими руками» (семейное видео или фото о том, как это делалось) | Ноябрь, 2016 | Организация выставки | ||
Консультации: -«Организация театрализованной деятельности в домашних условиях» Тематические фотовыставки: -«Моя семья в лесу» -«Моя семья на даче» - «Мои домашние питомцы» | ||||
Конкурс рисунков «В театре» | Февраль, 2017 | Организация выставки | ||
С педагогами | Анкетирование, обследование предметно-развивающей среды | |||
Консультация для педагогов | ||||
Показ открытых занятий по данной теме | ||||
Обмен опытом в рамках театральной недели | ||||
Создание (обогащение) РППС, разработка МО (рабочие программы, планы, ЦОР, ЭОР) | Сбор материала по данной теме (диагностика, методические пособия, игры и упражнения, передовой педагогический опыт) | В течении года | ||
Пополнение оснащения в центр театра «В гостях у сказки» необходимыми материалами и пособиями для театральной деятельности | В течении года | |||
Создание «копилки театрализованных игр» и оформление настольных театров | В течении года | |||
Разработка картотеки «Игры - драматизации в старшей группе» | В течении года | |||
Разработка проекта театральной деятельности «Волшебный мир театра» | Сентябрь май, 2015-2016 | |||
3. | Диагностический | Мониторинг детей 2 раза в год | ||
4. | Аналитический | работа с родителями (консультация, анкетирование, памятки); участие в конкурсах, проводимых в детском саду, также в профессиональных конкурсах; чтение методической, педагогической и предметной литературы; отчет о проделанной работе на педагогическом совете |
Предварительный просмотр:
План повышения квалификации (самообразования) воспитателя МАДОУ
«Центр развития ребенка – детский сад № 92 «Ладушки» Смаль Эльмиры Салимгараевны
Ф.И.О.: Смаль Эльмира Салимгараевна
Должность: воспитатель
Образование: Казанский государственный педагогический университет, 17июня 2004года, учитель татарского языка и литературы по специальности «Филология». Диплом о профессиональной переподготовке в институте экономике, управления и права по программе «Педагогика дошкольного образования», 1ноября 2013года
Повышение квалификации: «Современные подходы к организации образовательной деятельности, обеспечивающие реализацию ФГОС ДО», 2016 год
Квалификационная категория: первая
Стаж: 13 лет
Дата составления плана:
Тема самообразования: «Театрализованная деятельность – как формирование связной речи у дошкольников »
Актуальность темы и ее обоснованность: Эта тема для меня важна, потому что речь ребёнка является ключевым моментом в его развитии.
Успехи воспитанников в связной речи обеспечивают в будущем и в большей мере определяют успех при поступлении в школу, способствует формированию полноценного навыка чтения и повышению орфографической грамотности. Мне как педагогу это очень импонирует. Ведь работа по развитию речи – это умение выбирать нужные слова и правильно употреблять их в речи, строить предложения и связную речь.
Как показала практика, дети очень любят творческий характер, а также самостоятельность и возможность самим сочинять и рассказывать друзьям.
Я добиваюсь, чтобы дети показали отношение к тому, что они видели, что им особенно понравилось, заинтересовало их и почему, какие выводы они сделали. Всё это побудило меня значительно больше уделять внимания развитию связной речи у детей.
Цель: Приобщать детей к театральному искусству, к театрализованной деятельности. Способствовать формированию творческой личности; развивать речь и коммуникативные навыки у детей.
Задачи: 1. Расширять представления детей о театре, его видах, атрибутах, костюмах, декорации.
2. Учить детей налаживать и регулировать контакты в совместной и самостоятельной деятельности.
3. Развивать эмоциональность и выразительность речи у дошкольников.
4. Прививать детям первичные навыки в области театрального искусства (использование мимики, жестов, голоса).
5. Способствовать формированию эстетического вкуса.
6. Обеспечить взаимосвязь с другими видами деятельности: изобразительной, музыкальной, художественной литературой, конструированием.
7. Приобщать взрослых и детей к театрально-исполнительской деятельности.
Ожидаемый результат: к концу проекта дети будут знать и уметь:
· Умение самостоятельно выбирать сказку, стихотворение, песню для постановки.
· Снимать напряжение с отдельных групп мышц.
· Научатся запоминать и описывать любого героя.
· Произносить одну и ту же скороговорку, фразу с разными интонациями, в разных темпах.
· Сочинять этюды по сказкам.
· Строить простейший диалог.
· Распределять между собой обязанности и роли.
· Использовать средства выразительности драматизации.
· (поза, жесты, мимика, голос, движения).
Занимаясь театрализованной деятельностью дети приобретут:
· Уверенность в себе.
· Умение играть в коллективе.
Механизм реализации:
- сроки (5 лет)
- блоки (теоретический, практический, диагностический, аналитический)
№ | Блоки | Мероприятия | Срок | Отметка о выполнении, качественная характеристика выполнения |
2017 – 2022 учебный год | ||||
1. | Теоретический | Изучить требование программы, методической литературы, интернет-ресурсов | В течение всего проекта | Составление картотеки использованной литературы |
Изучить психолого – педагогическую литературу | Сбор материала по данной теме (диагностика, методические пособия, игры и упражнения, передовой педагогический опыт) | |||
Знакомство с технологией использования разных видов театрализованных игр в образовательном процессе | ||||
Разработка картотеки «Игры - драматизации в средней группе» | ||||
обзор в интернете информации по образовательным областям | ||||
Создание «копилки театрализованных игр» и оформление настольных театров | В течении года | Проведение театрализованной деятельности в свободное время | ||
участие в конкурсах, проводимых в детском саду, также в профессиональных конкурсах | ||||
общение с коллегами в детских садах, районе, городе и в Интернете и изучение их опыта работы; обмен собственным опытом с воспитателями | ||||
работа с родителями (консультация, анкетирование, памятки) - оформление театрального уголка | ||||
2. | Практический | |||
С детьми | Изготовление атрибутов (маски, трафареты, настольный театр) | Сентябрь, 2017 | ||
Знакомство с художественным произведением, репетиции | Октябрь, 2017 | |||
Работа над темами: -знакомство с театром; -кто работает в театре; -правила поведения в театре; -с/р игра «Театр» | Ноябрь-декабрь, 2017 | Знакомство с понятием театр, видами театров. Воспитание эмоционально-положительного отношения к театру и людям, которые там работают. Пополнение словарного запаса. Расширять интерес детей к активному участию в театральных играх. | ||
Работа над темами: -мимика; -сила голоса; -пальчиковый театр | Январь-февраль, 2018 | Освоение навыков владения пальчиковым театром. Развитие мимики; раскрепощение через игровую деятельность; развитие силы голоса; работа над активизацией мышц губ | ||
Работа над темами: -пантомима; -сила голоса и речевое дыхание; -конусный настольный театр; -мимика и жесты Чтение русской народной сказки «Заюшкина избушка». Прослушивание аудиозаписи сказки «Заюшкина избушка». Иммитационные упражнения «Изобрази героя». Отгадывание загадок с использованием игрушек Конструирование «Домики для животных» | Март-май, 2018 | Освоение навыков владения конусным настольным театром. Развитие умения концентрироваться на предмете и копировать его через движения; развитие силы голоса и речевого дыхания; активизация мышц губ. Развитие воображения; обучение с помощью мимики передавать настроение, эмоциональное состояние | ||
Подготовить игру – инсценировку «Волк и семеро козлят» | Сентябрь-ноябрь, 2018 | Праздник «День матери» | ||
Подобрать игры - инсценировки, стихи, песни – хороводы для новогоднего представления | Декабрь, 2018 | Новогодний праздник | ||
Чтение сказки и прослушивание музыкальных фрагментов сказки: «Маша и медведь». Рассматривание иллюстраций по сказке. Просмотр сказки «Маша и медведь». Настольно-печатные игры: «Лото», «Домино», «Пазлы» по сказке | Январь-февраль, 2019 | Показ сказки: «Маша и медведь» (куклы би-ба-бо) | ||
Работа над темами: -теневой театр -слух и чувство ритма. -открытый показ НОД для педагогов | Март-май, 2019 | Освоение навыков владения теневым театром. Развитие мелкой моторики рук в сочетании с речью. Развитие слуха и чувства ритма у детей. Показ открытого НОД для педагогов | ||
Создание театра перчаток и варежек по произведению С. Маршака «Сказка о глупом мышонке». Чтение С. Маршак «Сказка о глупом мышонке». Подвижные игры: «Кошки-мышки», «Водят мыши хоровод», «Вышли мышки погулять». Пальчиковая игра «Два мышонка». «Сказка про зайку», «Мышка-мать и её хитрые мышата». Работа с детьми по звукоподражанию героям сказки. | Сентябрь-ноябрь, 2019 | Показ сказки: «О глупом мышонке» (театр перчаток и варежек) | ||
Работа над темами: -театральные игры; - куклы-говорунчики -сценическая пластика | Декабрь-январь, 2020 | Развитие игрового поведения, готовность к творчеству; развитие коммуникативных навыков, творческих способностей, уверенности в себе. Освоение навыков владения куклами- говорунчиками. | ||
Подготовка к инсценировке сказки «Гуси-лебеди» | Февраль-март, 2020 | Разучивание ролей с детьми; изготовление костюмов и декораций | ||
Театрализованная игра «Где мы были мы не скажем…» | Апрель, 2020 | |||
Театрализованное представление для детей младших групп | Май, 2020 | Показ спектакля младшей группе | ||
Работа над темами: -расслабление мышц; - театр из резиновых игрушек (персонажи из мультфильмов); -магнитный театр; -театр кукол-оригами; -чувства и эмоции | Сентябрь-октябрь, 2020 | Развитие умений владеть собственным телом; управлять собственными мышцами. Освоение навыков владения данным видом театральной деятельности. Знакомство с миром чувств и эмоций; развитие умений передавать чувства и эмоции. | ||
Работа над темами: -театр масок; -инсценировка шуток; -культура и техника речи | Ноябрь-декабрь, 2020 | Освоение навыков владения театром масок. Побудить детей импровизировать и самих придумывать сюжет для театра. Работа над развитием речи, интонацией, логическим ударением. Формирование правильного четкого произношения (дыхание, артикуляция, дикция); развитие воображения; расширение словарного запаса. | ||
Упражнение «Угадай интонации»; скороговорки; игра «Успокой куклу»; отгадывание загадок; этюд «Старый гриб»; пальчиковые игры; игра «Гудок»; проговаривание скороговорок; игра «Дует ветер»; упражнения на тренировку памяти | Январь-февраль, 2021 | Развитие мимики; раскрепощение через игровую деятельность; развитие силы голоса; работа над активизацией мышц губ | ||
Подготовка игры – инсценировки «Волк и семеро козлят» на праздник «8 марта» | Март, 2021 | Разучивание ролей с детьми; изготовление костюмов и декораций | ||
Конкурс рисунков «В театре». Игра «Лиса и волк»; игра «Ловим комариков»; игра «Волшебный стул»; пальчиковые игры; отгадываем загадки; игры- диалоги; игра «Чудесные превращения» | Апрель-май, 2021 | Развитие мелкой моторики рук в сочетании с речью. Развитие слуха и чувства ритма у детей. Конкурс рисунков «В театре» (организация выставки) | ||
Подготовка к инсценировке сказки «Красная шапочка на новый лад» | Сентябрь-ноябрь, 2021 | Разучивание ролей с детьми; изготовление костюмов и декораций | ||
Игры - инсценировки, стихи, песни – хороводы для новогоднего представления | Декабрь, 2021 | Разучивание стихотворений и песен с детьми | ||
Подготовка и показ театрализованного представления «Красная шапочка на новый лад» (Показ спектакля родителям и педагогам) | Январь-февраль, 2022 | Показ спектакля родителям и педагогам | ||
Упражнения на активизацию словарного запаса | Март, 2022 | |||
С родителями | Родительские собрания по теме творчества. Привлечение родителей к изготовлению атрибутов. | В течение года | ||
Консультации «Театральная деятельность в детском саду», «Развитие у детей сценического искусства», «Воспитание дружеских отношений в игре». Рекомендации «Театрализованные игры дома» | В течение года | Анкетирование, памятки | ||
Конкурс «Игрушка для театрального уголка своими руками» (семейное видео или фото о том, как это делалось) | Организация выставки | |||
Консультации: -«Организация театрализованной деятельности в домашних условиях» Тематические фотовыставки: -«Моя семья в лесу» -«Моя семья на даче» - «Мои домашние питомцы» | ||||
Конкурс рисунков «В театре» | Организация выставки | |||
С педагогами | Анкетирование, обследование предметно-развивающей среды | |||
Консультация для педагогов | ||||
Показ открытых занятий по данной теме | ||||
Обмен опытом в рамках театральной недели | ||||
Отчёт о проделанной работе по теме самообразования на итоговом педсовете | Выступление на педсовете | |||
Создание (обогащение) РППС, разработка МО (рабочие программы, планы, ЦОР, ЭОР) | Сбор материала по данной теме (диагностика, методические пособия, игры и упражнения, передовой педагогический опыт) | В течении года | ||
Пополнение оснащения в центр театра «В гостях у сказки» необходимыми материалами и пособиями для театральной деятельности | В течении года | |||
Создание «копилки театрализованных игр» и оформление настольных театров | В течении года | |||
Разработка картотеки «Игры - драматизации в старшей группе» | В течении года | |||
Разработка проекта театральной деятельности «Волшебный мир театра» | Сентябрь май, 2015-2016 | |||
3. | Диагностический | Мониторинг детей 2 раза в год | ||
4. | Аналитический | работа с родителями (консультация, анкетирование, памятки); участие в конкурсах, проводимых в детском саду, также в профессиональных конкурсах; чтение методической, педагогической и предметной литературы; отчет о проделанной работе на педагогическом совете |
Предварительный просмотр:
План повышения квалификации (самообразования) воспитателя МБДОУ
«Центр развития ребенка – детский сад № 97 «Күчтәнәч» Смаль Эльмиры Салимгараевны
Ф.И.О.: Смаль Эльмира Салимгараевна
Должность: воспитатель
Образование: Казанский государственный педагогический университет, 17июня 2004года, учитель татарского языка и литературы по специальности «Филология». Диплом о профессиональной переподготовке в институте экономике, управления и права по программе «Педагогика дошкольного образования», 1ноября 2013года
Повышение квалификации: «Проектирование и реализация модели образовательного процесса в ДОО в современных условиях» (с включением модуля «Особенности организации работы с детьми с ограниченными возможностями здоровья»), от 05 февраля 2022г.
Квалификационная категория: высшая
Стаж: 18 лет
Дата составления плана:
Тема самообразования: «Театрализованная деятельность – как формирование связной речи у дошкольников »
Актуальность темы и ее обоснованность: Эта тема для меня важна, потому что речь ребёнка является ключевым моментом в его развитии.
Общение является важным компонентом формирования личности ребенка, ведущим видом человеческой деятельности, направленным на познание и оценку самого себя посредством других людей.
Современные дети стали меньше общаться не только со взрослыми, но и друг с другом. Лучшим другом ребенка стал телевизор или компьютер, а любимым занятием – просмотр мультфильмов или компьютерные игры.
Причин возникновения проблем в общении у детей дошкольного возраста может быть несколько. Это - и высокая тревожность, слабая социальная рефлексия, неудовлетворенная потребность в общение, низкий социальный статус ребенка, недостаточное развитие эмоциональной сферы, различные формы детской нервозности. Чтобы помочь таким детям, необходимо как можно раньше планомерно и целенаправленно вести работу по формированию у них коммуникативных навыков. В связи с тем, что игра в дошкольном возрасте – ведущий вид деятельности, театрализованные игры становятся важным инструментом формирования коммуникативной компетентности - способности ребенка строить свое языковое общение с другими людьми. Формирование связной речи осуществляется через развитие коммуникативных навыков, обогащение словарного запаса, улучшение разговорной речи.
Цель: Повышение своего профессионального мастерства и компетентности, создание условий для успешного развития речи детей через театрализованную деятельность.
Задачи:
- изучить учебную, справочную, научно-методическую литературу по проблеме исследования;
- способствовать проявлению творческих способностей, опираясь на возможности каждого ребенка;
- учить детей общаться в процессе театрализованной деятельности, используя формы монолога и диалога;
- способствовать развитию у дошкольников потребности в самостоятельной театральной деятельности, эмоционально-положительному отношения к сверстникам;
- совершенствовать игровые навыки и творческую самостоятельность детей через постановку музыкальных, театральных сказок, игр-драматизаций, упражнений актерского тренинга.
Ожидаемый результат: к концу проекта дети будут знать и уметь:
· Умение самостоятельно выбирать сказку, стихотворение, песню для постановки.
· Снимать напряжение с отдельных групп мышц.
· Научатся запоминать и описывать любого героя.
· Произносить одну и ту же скороговорку, фразу с разными интонациями, в разных темпах.
· Сочинять этюды по сказкам.
· Строить простейший диалог.
· Распределять между собой обязанности и роли.
· Использовать средства выразительности драматизации.
· (поза, жесты, мимика, голос, движения).
Занимаясь театрализованной деятельностью дети приобретут:
· Уверенность в себе.
· Умение играть в коллективе.
Механизм реализации:
- сроки (5 лет)
- блоки (теоретический, практический, диагностический, аналитический)
№ | Блоки | Мероприятия | Срок | Отметка о выполнении, качественная характеристика выполнения |
2023 – 2027 учебный год | ||||
1. | Теоретический | изучение нормативных документов | В течении всего проекта | Из интернет ресурсов изучила методическую литературу по теме. |
чтение конкретных педагогических периодических изданий | ||||
чтение методической, педагогической и предметной литературы | ||||
обзор в интернете информации по образовательным областям | ||||
изучение и внедрение новых технологий | ||||
участие в конкурсах, проводимых в детском саду, также в профессиональных конкурсах | ||||
общение с коллегами в детских садах, районе, городе и в Интернете и изучение их опыта работы; обмен собственным опытом с воспитателями | ||||
работа с родителями (консультация, анкетирование, памятки) - оформление театрального уголка | ||||
2. | Практический | |||
С детьми | Изготовление атрибутов (маски, трафареты, настольный театр) | |||
Знакомство с художественным произведением, репетиции | ||||
Работа над темами: -знакомство с театром; -кто работает в театре; -правила поведения в театре; -с/р игра «Театр» | Сентябрь-ноябрь, 2023 | Знакомство с понятием театр, видами театров. Воспитание эмоционально-положительного отношения к театру и людям, которые там работают. Пополнение словарного запаса. Расширять интерес детей к активному участию в театральных играх. | ||
Работа над темами: -мимика; -сила голоса; -пальчиковый театр | Декабрь-январь, 2024 | Освоение навыков владения пальчиковым театром. Развитие мимики; раскрепощение через игровую деятельность; развитие силы голоса; работа над активизацией мышц губ | ||
Работа над темами: -пантомима; -сила голоса и речевое дыхание; -конусный настольный театр; -мимика и жесты Подготовка к инсценировке сказки «Заюшкина избушка» | Февраль-март, 2024 | Освоение навыков владения конусным настольным театром. Развитие умения концентрироваться на предмете и копировать его через движения; развитие силы голоса и речевого дыхания; активизация мышц губ. Развитие воображения; обучение с помощью мимики передавать настроение, эмоциональное состояние | ||
Работа над темами: -теневой театр -слух и чувство ритма. -открытый показ НОД для педагогов | Апрель-май, 2024 | Освоение навыков владения теневым театром. Развитие мелкой моторики рук в сочетании с речью. Развитие слуха и чувства ритма у детей. Показ открытого НОД для педагогов | ||
Работа над темами: -театральные игры; - куклы-говорунчики -сценическая пластика | Сентябрь-октябрь, 2024 | Развитие игрового поведения, готовность к творчеству; развитие коммуникативных навыков, творческих способностей, уверенности в себе. Освоение навыков владения куклами- говорунчиками. | ||
Подготовка к инсценировке сказки «Гуси-лебеди» | Ноябрь, 2024 | Разучивание ролей с детьми; изготовление костюмов и декораций | ||
Театрализованное представление для детей младших групп | Декабрь, 2024 | Показ спектакля младшей группе | ||
Работа над темами: -расслабление мышц; - театр из резиновых игрушек (персонажи из мультфильмов); -магнитный театр; -театр кукол-оригами; -чувства и эмоции | Январь-март, 2025 | Развитие умений владеть собственным телом; управлять собственными мышцами. Освоение навыков владения данным видом театральной деятельности. Знакомство с миром чувств и эмоций; развитие умений передавать чувства и эмоции. | ||
Работа над темами: -театр масок; -инсценировка шуток; -культура и техника речи | Апрель-май, 2025 | Освоение навыков владения театром масок. Побудить детей импровизировать и самих придумывать сюжет для театра. Работа над развитием речи, интонацией, логическим ударением. Формирование правильного четкого произношения (дыхание, артикуляция, дикция); развитие воображения; расширение словарного запаса. | ||
Упражнение «Угадай интонации»; скороговорки; игра «Успокой куклу»; отгадывание загадок; этюд «Старый гриб»; пальчиковые игры; игра «Гудок»; проговаривание скороговорок; игра «Дует ветер»; упражнения на тренировку памяти | Сентябрь-октябрь, 2025 | Развитие мимики; раскрепощение через игровую деятельность; развитие силы голоса; работа над активизацией мышц губ | ||
Подготовка игры – инсценировки «Волк и семеро козлят» на праздник «День матери» | Ноябрь, 2025 | Разучивание ролей с детьми; изготовление костюмов и декораций | ||
Игры - инсценировки, стихи, песни – хороводы для новогоднего представления | Декабрь, 2025 | Разучивание стихотворений и песен с детьми | ||
Конкурс рисунков «В театре». Игра «Лиса и волк»; игра «Ловим комариков»; игра «Волшебный стул»; пальчиковые игры; отгадываем загадки; игры- диалоги; игра «Чудесные превращения» | Январь-февраль, 2026 | Развитие мелкой моторики рук в сочетании с речью. Развитие слуха и чувства ритма у детей. Конкурс рисунков «В театре» (организация выставки) | ||
Подготовка к инсценировке сказки «Красная шапочка на новый лад» | Март-апрель, 2026 | Разучивание ролей с детьми; изготовление костюмов и декораций | ||
Театрализованное представление «Красная шапочка на новый лад» (Показ спектакля родителям и педагогам) | Май, 2026 | Показ спектакля родителям и педагогам | ||
Подготовить и обновить каталог пальчиковых игр | Сентябрь – октябрь, 2026 | |||
Упражнения на активизацию словарного запаса | Ноябрь – декабрь, 2026 | |||
Январь – март, 2027 | ||||
Апрель – май, 2027 | ||||
С родителями | Родительские собрания по теме творчества. Привлечение родителей к изготовлению атрибутов. | В течении года | ||
Консультации «Театральная деятельность в детском саду», «Развитие у детей сценического искусства», «Воспитание дружеских отношений в игре». Рекомендации «Театрализованные игры дома» | В течение года | Анкетирование, памятки | ||
Конкурс «Игрушка для театрального уголка своими руками» (семейное видео или фото о том, как это делалось) | Ноябрь, 2026 | Организация выставки | ||
Консультации: -«Организация театрализованной деятельности в домашних условиях» Тематические фотовыставки: -«Моя семья в лесу» -«Моя семья на даче» - «Мои домашние питомцы» | ||||
Конкурс рисунков «В театре» | Февраль, 2026 | Организация выставки | ||
С педагогами | Анкетирование, обследование предметно-развивающей среды | |||
Консультация для педагогов | ||||
Показ открытых занятий по данной теме | ||||
Обмен опытом в рамках театральной недели | ||||
Создание (обогащение) РППС, разработка МО (рабочие программы, планы, ЦОР, ЭОР) | Сбор материала по данной теме (диагностика, методические пособия, игры и упражнения, передовой педагогический опыт) | В течении года | ||
Пополнение оснащения в центр театра «В гостях у сказки» необходимыми материалами и пособиями для театральной деятельности | В течении года | |||
Создание «копилки театрализованных игр» и оформление настольных театров | В течении года | |||
Разработка картотеки «Игры - драматизации в старшей группе» | В течении года | |||
Разработка проекта театральной деятельности «Волшебный мир театра» | Сентябрь май, 2025-2026 | |||
3. | Диагностический | Мониторинг детей 2 раза в год | ||
4. | Аналитический | работа с родителями (консультация, анкетирование, памятки); участие в конкурсах, проводимых в детском саду, также в профессиональных конкурсах; чтение методической, педагогической и предметной литературы; отчет о проделанной работе на педагогическом совете |