Инновационный проект
В поисках идеальной методики развития духовного и физического развития детей, при создании данного проекта использованы дифференцированный подход, где тесно переплетаются знания физической культуры и внеурочной деятельности "Шах и мат" и "Волейбол".
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
chaaa_ondar_m._shagonar.docx | 54.28 КБ |
Предварительный просмотр:
Муниципальное бюджетное образовательное учреждение с углубленным изучением отдельных предметов средняя образовательная школа №1 г.Шагонар Улуг-Хемского кожууна
Республики Тыва
Карта инновационной деятельности
учителя физической культуры
Ондар Мары Бадыевны
Шагонар 2016 г.
Карта инновационной педагогической деятельности
Содержание инновационного педагогического опыта
«Реализация инновационный технологий для развития духовного и физического здоровья детей ».
В поисках идеальной методики развития духовного и физического развития детей, при создании данного проекта использованы вариативные технологии, где тесно переплетаются знания по внеурочной деятельности «Шах и Мат» и «Волейбол», межпредметная связь с литературой, историей, физикой, географией. Помимо развития физических и умственных способностей во время занятий учащиеся находят много познавательного для себя. Туда можно отнести занимательные истории о волейболе и о шахматном мире, исторические справки о спортсменах, география, где и как начались развиваться эти виды спорта. Все это способствует появлению интереса у детей к исследовательской работе. Так же содержание данного проекта влияет и на духовно-нравственное воспитание учащихся. Данный подход является методологической основой концепции федеральных государственных образовательных стандартов (ФГОС). Таким образом, развивается не только физические данные учащихся, так же формируется стремление к нравственному и духовному обогащению.
Инновационный проект создан группой учителей физической культуры МБОУ СОШ №1 г. Шагонар: Ондар М.Б., Соян А.В., Ондар Ч.А., Куулар Э.Я.,Сувакпит Г.М. социальный педагог и психолог Тютюгиной С.В. на муниципальной и региональной уровне. Проект составлен на основе рабочих программ:
*по физической культуре Ляха;
* шахматы И.Г.Сухина;
Актуальность темы в его практической направленности: реализация инновационной технологии способствующих развитию духовного, умственного и физического здоровья детей. Сформулированы методические рекомендации для успешной организации рефлексивных умений и навыков.
Принципиальное отличие ФГОС заключается в том, что целью является предметный, а основной целью является личностный результат. Важна, прежде всего, личность самого ребенка и происходящие с ним в процессе обучения изменения, не сумма знаний, накопленная за время обучения в школе. Сейчас все хорошо понимают, что ориентировка обучения только на формирование у школьников знаний - умений, связанных с освоением учебного предмета, не может привести к серьезным результатам в развитии личности ученика; необходимо, чтобы в поле зрения учителя постоянно находилась деятельность, которой занимается ребенок, ее цель, мотив, конкретные учебные действия и операции.
Исходя, из общих положений федеральных государственных образовательных стандартов общего образования должно гарантировать разнообразие индивидуальных образовательных траекторий и индивидуального развития каждого обучающегося (включая талантливых детей и детей с ограниченными возможностями здоровья), обеспечивающих рост творческого потенциала, познавательных мотивов, обогащение форм учебного сотрудничества и расширение зоны ближайшего развития.
В соответствии с требованиями ФГОС меняется система требований к результату образования, меняется и система оценивания достижений учащихся. В качестве основного результата образования выступает овладение набором универсальных учебных действий, позволяющих ставить и решать важнейшие жизненные и профессиональные задачи. Цели и задачи сконцентрированы на развитие духовного и физического здоровья детей дифференцированным подходом. Ведущий педагогический замысел моделирования и построения дифференцированного подхода связан с желанием создать условия для достижения максимального результата в духовном –умственном и физическом развитии личности.
Цель: Реализация инновационной технологии для развития духовного и физического здоровья детей.
Объект исследования: инновационные формы и методы, технологии развития духовного и физического здоровья детей.
Предмет исследования: Реализация дифференцированного подхода для развития духовного и физического здоровья детей.
Задачи:
- изучить теоретический анализ литературы, где даны основы инновационных форм и методов, технологий развития духовного и физического здоровья детей;
- осуществить отбор инновационных форм и методов образовательной деятельности, ориентированных на развитие духовного и физического здоровья детей;
- разработать и апробировать применения дифференцированного подхода;
- сформировать банк методических материалов для успешной реализации данной программы.
Основное содержание:
В 2013 – 2014 учебном году были предприняты действия для подготовки внедрения дифференцированного подхода для развития духовного и физического развития детей. Основной целью подготовительного этапа работы над проектом стало непрерывное совершенствование уровня педагогического мастерства учителей, как важнейшее условие повышения качества знаний учащихся, а также обновление содержания, структуры и технологий обучения.
Для достижения цели использовались следующие методы: теоретический анализ литературы по проблеме (педагогической, психологической литературы; изучение и обобщение практического опыта по теме проекта; изучение документов, определяющих политику государства в области образования) анализ и синтез, сравнение, прогнозирование, наблюдение.
На основном этапе осуществлялось формирование системы педагогических действий по отбору инновационных форм и методов образовательной деятельности в логике дифференцированного подхода, апробация технологических карт и методик оценки уровня сформированности УУД: системы критериев и показателей уровня сформированности УУД у обучающихся младших и средних классов
В заключение проведен анализ результатов работы, соотнесение их с поставленными целями и задачами, оформление и описание хода и результатов работы. Распространение опыта работы коллегам школы, муниципальной и регионального общественности в рамках работы методического объединения учителей физической культуры.
Механизм реализации опыта:
- Определение актуальности изучаемого вопрос и восстребованность его среди учителей физической культуры.
- Планирование работы.
- Организация работы в соответствии с разработанным планом.
- Обобщение и анализ результатов работы по теме.
Понятие деятельностного подхода было введено в 1985 г. Что означает «деятельность»? Деятельность- это всегда целеустремленная система, система, нацеленная на результат. Говоря об образовании как ведущей социальной деятельности общества, предполагается нацеленность на результат как системообразующий фактор деятельности. Этот результат в истории нашей науки выступал в разных понятиях. Н.А.Бернштейн называл этот результат «образ потребного будущего». Другой ученый, П.К.Анохин, говорил о «системообразующем результате». А.Н.Леонов говорил «о результате как мотиве и ценности деятельности». Таким образом, с самого начала в деятельностном подходе выделяется результат деятельности как целенаправленной системы. Второе понятие деятельностного подхода указывает на то, что результат может быть достигнут только в том случае, если есть обратная связь. Третий момент: деятельность как система всегда имела генетически развивающий план анализа. То есть, каждый раз надо выделять психолого–возрастные индивидуальные особенности развития личности ребенка и присущие этим особенностям формы деятельности.
Чему должен научиться ребенок? Стандарт нового поколения и есть стандарт, который помогает научить учиться, а тем самым, овладеть универсальными учебными действиями, которые формируют фундаментальное ядро образования. Деятельностный подход приводит к пониманию того, чем являются в широком смысле слова стандарты образования. Стандарт образования фиксирует не само содержание образования, хотя с ним связано, а результаты образования, результаты деятельности, и требования к этим результатам. Дать способы культурного мышления – вот что необходимо сделать сегодня в мире, где поток информации безграничен. Алексей Николаевич Леонтьев говорил, что горе нашего образования наблюдается в обнищании души при обогащении информации. Деятельностный подход нацелен на развитие личности, на формирование гражданской идентичности, указывает и помогает отследить ценностные ориентиры, которые выстраиваются в новое поколение стандартов российского образования.
Вариативность – это один из основных путей гуманитаризации не только содержания, но и самого процесса обучения. Основная тенденция проводимых в современной системе образования инновационных изменений. При этом важно обеспечить каждому ученику не только право, но и реальную возможность выбора. Например, для развития скорости на уроках по легкой атлетике использованы игры связанные с бегом на короткие отрезки «вызов номеров», «челноки», «черепашки»; для развития меткости – «метко в цель», «меткий стрелок», «точь-в-точь», «мишень» и др. Игра является средством физического воспитания и развития. При игровом методе тщательно регламентируются взаимоотношения между играющими.
Дифференцированный – в игровых ситуациях требует самостоятельности в выборе наиболее результативных физических упражнений. Проблема дифференцированного обучения продолжает оставаться актуальной и сегодня. Что же такое дифференцированное обучение и индивидуальный подход в обучении? Под дифференцированным обучением обычно понимают форму организации учебной деятельности для различных групп учащихся. Индивидуальный подход – важный психолого-педагогический принцип, учитывающий индивидуальные особенности каждого ребёнка.
Как строить процесс дифференцированного обучения?
Практики говорят: по степени умственного развития, работоспособности. Теоретики считают: по степени помощи ученику. Дифференциацию можно проводить по степени самостоятельности учащихся при выполнении каких-либо определенных действий. Работа эта сложная и кропотливая, требующая постоянного наблюдения, анализа и учёта результатов.
Нагрузка, преодолевается ребенком, полностью зависит от его активности и выполняемой в игре функции. Для достижения успеха в спорте юным спортсменам приходится использовать целый комплекс действий (ум, терпимость, бег, силу воли и прочее), причем в самых различных сочетаниях. На пути к успеху у каждого спортсмена всегда бывают проигрыши. Чтобы предотвратить это, учителю-наставнику приходиться сделать долгую и кропотливую работу со своими подопечными.
Логика работы с воспитанниками представлена на данной схеме:
Проигрыш.
1) Причина проигрыша - допущенные ошибки.
2) Причина ошибок - метод их устранения.
3) Устранение причин. Виды возможных ошибок.
Практика показывает, что принципы поражения юных спортсменов в соревнованиях чаще содержатся в недостатках внимания, мышления и т.п., чем в отсутствии определенных умений и навыков. С ростом класса игры (вида спорта) эта особенность начинает проявляться еще более ярко. Именно эта черта шахмат и волейбола дает возможность реализовать вышеизложенную цель. Шахматная партия, как и в волейболе - это борьба умов, поэтому для детей наиболее типичны совершенно незакономерные проигрыши. Причины, их вызывающие, таковы:
1. Невнимательность.
2. Неумение вести партию с полной отдачей от начала до конца.
3. Небрежность (особенно в лучших и выигранных позициях).
4. Малодушие (отказ от борьбы в лучшей позиции из-за боязни проиграть, недостаточное сопротивление в худшем положении - "все равно проиграю" и т.п.).
5. Нерешительность (боязнь сделать ход, боязнь риска и т.д.).
6. Отсутствие культуры умственного труда.
Высоких результатов достигают мои подопечные на соревнованиях по волейболу, используя вариативный метод «Шах и Мат + Волейбол». Учащиеся посещающие секции по волейболу одновременно проходили обучение по шахматам. «Шах и Мат» развивает логическое мышление, интеллектуальные способности, опережающие действия перестановки фигур на доске, так же эти ходы и действия можно перенести на игровое поле по волейболу. В командной игре «волейбол», каждый игрок является шахматистом. Чтобы выиграть одно очко, нужно на несколько ходов вперед продумать свой ход, нужно настраиваться на игру другой команды для того чтобы они не смогли найти слабые позиции твоей команды. Учащиеся, играющие в спортивные игры, а в данном случае «волейбол» сразу формируют свои спортивные умения и на шахматной доске. Это подтверждает что все виды спорта (одиночный, командный) требует от спортсмена умственной, физической подготовки и выносливости. Так одиночный вид спорта (шахматы) становится главным, действующим интеллектуальным «нападающим» в командной игре.
Таким образом, этот инновационный творческий проект развивает не только физическую силу, быстроту реакции, выносливость, а так же затрагивает духовно-нравственную сторону развития личности, формируя всесторонне развитого человека ХХI века. В новых условиях ФГОС этот проект приобретает особую актуальность, так как в инновации важно активное формирование, моделирование процессов, в которых предполагается произвести изменения, проектирование новых систем и ситуаций. А самое главное это конечный результат работы, т.е. формирование человека ХХI века. А это ориентированность на знания и использование новых технологий; активное стремление расширить жизненный горизонт, установка на рациональное использование своего времени и проектирование своего будущего, здоровый и безопасный образ жизни.
Во время работы над инновационным творческим проектом, несмотря на отсутствие классного руководства, посещаю и выступаю на родительских собраниях классов, школы по проблемам физического воспитания, укрепления духовно-нравственного потенциала подрастающего поколения. По этой же проблеме выступала неоднократно на семинарах, практикумах и конференциях внутри школы, на муниципальном и республиканском уровнях. Публикуются статьи в профессиональном электронном сайте . Постоянно провожу консультации для родителей по развитию духовного и физического здоровья их детей.
Повышаю свою педагогическую компетентность по данной проблеме в ТГИП и ПКК г.Кызыл.
Повышение квалификации
№. Название структуры. Год, месяц. Объем часов. Проблематика курсов.
Таблица 1
№ | Наименование курсов, семинаров | Место и срок проведения | Кол-во часов | № сертификата, удостоверение |
1. | Семинар: «Подготовка и реализация физкультурно-спортивного комплекса ГТО в учебно-воспитательном процесса» | г. Чадаан 25.09.2015 | 8 | Сертификат № 5 Лектор |
2. | Курс повышение: «Теория и методика преподавания физической культуры» | ГОУ ДПО (ПК)С г. Кызыл | 24 | Сертификат |
3. | Республиканская научно-практическая конференция: «Распространение моделей формирования культуры здорового и безопасного образа жизни: опыт, проблемы и перспектива» | ТГИП 30-31.05.2015г. | 36 | Сертификат № 058 Докладчик |
4. | Всероссийская научно-практическая конференция: «Реализация ФГОС дошкольного и общего образования: проблемы, поиски, решения» | ГАОУ ДПО ПК(С Г. Кызыл 14 -15.05.2015г | 16 | Сертификат №0545 Участник |
5. | «ИКТ компетентность педагога ОО» | 25-30.05.2015 | 72 | Удостоверение №2437 |
6. | «Современные образовательные технологии по выявлению и развитию одаренности и творческих способности детей» | ГАОУ ДПО (ПК)С 13-17.04.2015 | 40 | Удостоверение №1819 |
7. | «Актуализация и обеспечение педагогического сопровождения детей, проявивших выдающиеся способности» | ГАОУ ДПО (ПК)С 20-22.04.2015г. | 24 | Удостоверение №1907 |
8. | Организация учебного предмета «физическая культура» в условиях ФГОС» | ГАОУ ДПО (ПК)С 25-29. 05.2015 | 40 | Удостоверение №2490 |
9. | «Организация и проведение мониторинга здоровье школьников по компьютерной программе «Методика комплексной оценки здоровья учащихся общеобразовательных школ» | ГАОУ ДПО (ПК)С 7-11. 09.2015 | 72 | Удостоверение №220 |
10. | Семинар «Определение оптимальной модели организации внеурочной деятельности в условиях реализации ФГОС на начальной ступени общего образования» | Улуг-Хем 9.04.2015 | 6 | Сертификат Докладчик |
11. | Семинар-практикум: «Роль и функции судьи в проведении турниров» | Кызылский район 13-15.05.2015 | 36 | Сертификат |
12. | «Формирование ИКТ – Компетенции педагогов ДОУ» Тувинский региональном отделении общественной организации «Педагогическое общества России» | РТ «Педагогическое общество России» 09.02.2015г. | 72 | Удостоверение №871 |
13. | «Актуальные вопросы аттестации педагогических работников» | ТГИП и ПКК 03.02.2015г. | 8 | Сертификат №128 |
Всего: 476 часов, из них ФГОС-62ч, ИКТ- 144ч.
Далее представлены результаты использования инновационного проекта:
Стабильные результаты освоения обучения обучающимися образовательных программ и показатель динамика их достижения
за 2013-14 у.год, 2014-15 уч.год, 2015-16 (осенний).
Качество знаний учащихся по итогам мониторингов, проводимых организацией (для общеобразовательных школ)
Таблица №2
ФИО | предмет | 2013-2014 | 2014-2015 | 2015-2016 | |||
усп., | кач.,% | усп., | кач.,% | усп., | кач.,% | ||
Ондар М. Б. | Физическая культура | 100 | 85 | 100 | 87 | 100 | 88,5 |
В среднем успеваемость – 100%, качество – 86,3 %
Наличие и рейтинг успешности участников предметных олимпиад, входящих в перечень олимпиад Министерства образования и науки РФ, РТ, Министерства культуры РФ и РТ
Таблица 3
№ | Ф. И. О | Наименование | уровень | результат | Год |
1. | Чыдым-оол Владияна | VI олимпиады развивающего обучения среди учащихся | муниципальный | I | приказ №118 От 26. 02. 2014 |
2. | Олчей Кежик | VI олимпиады развивающего обучения среди учащихся | муниципальный | I | приказ №118 От 26. 02. 2014 |
3. | Монгуш Диана | VI олимпиады развивающего обучения среди учащихся | муниципальный | II | приказ №118 От 26. 02. 2014 |
4. | Мылдык Аймир | VI олимпиады развивающего обучения среди учащихся | муниципальный | III | приказ №118 От 26. 02. 2014 |
5. | Доваатор Дарый | Всероссийской предметной Олимпиады по физкультуре «Спорт-интеллект» среди учащихся 9, 11 кл. | муниципальный | II | Приказ № 241 от 26.03.2014г. |
5. | Чыдым-оол Владияна | VII олимпиады развивающего обучения среди учащихся | Региональный | I | Приказ №464 от 21. 03. 2014 |
6. | Монгуш Диана | VII олимпиады развивающего обучения среди учащихся | Региональный | I | Приказ №464 от 21. 03. 2014 |
7. | Команда МБОУ СОШ №1 г.Шагонара Улуг-Хемского района: Чыдым-оол Владиана Сат Айдын Барнаков Данил Кужугет Идегел | Первенство по шахматам (конкурс) I Республиканской шахматной олимпиады | Региональный | III | от 6. 12. 2014г приказ №882-д |
8. | Команда: Улуг-Хемского района | VII летней Спартакиаде учащихся РТ | региональный | II | 2-4 апреля 2015г |
9. | Дакыр-оол Чечек Тюлюш Камаа | Участники II этапа Спартакиады учащихся России по волейболу в г. Саяногорск | Федеральный | участие | с 11 по 19 мая 2015г |
10. | Команда: МБОУ СОШ №1 г.Шагонара | в уличном баскетболе на республиканских спортивных соревнованиях школьников «Президентские спортивные игры» 2015 года | Региональный | III | 22-26 мая 2015 |
11. | Команда: МБОУ СОШ №1 г. Шагонара | в плавании на республиканских спортивных соревнованиях школьников «Президентские спортивные игры» 2015 года | Региональный | III | 22-26 мая 2015 |
12. | Соян Сайдаш | В беге 60 метров среди юношей на республиканских спортивных соревнованиях школьников «Президентские спортивные игры» 2015 год с результатом 8,33сек. | Региональный | II | 22-26 мая 2015 |
13. | Куулар Виктория | В беге 60 метров среди девушек на республиканских спортивных соревнованиях школьников «Президентские спортивные игры» 2015г. | Региональный | II | 22-26 мая 2015 |
Наличие и рейтинг успешности участников предметных олимпиад, не входящих в перечень олимпиад Министерства образования и науки РФ, РТ, Министерства культуры РФ и РТ
Таблица 4
№ | Ф. И. О | Наименование | уровень | Результат | год |
1. | Чыдым-оол Владияна | Первенство РТ по шахматам среди девушек | региональный | II | От 18/10/ 2014 |
2. | Команда МБОУ СОШ №1 г.Шагонар | Финал чемпионата школьной баскетбольной лиги среди общеобразовательных школ «КЭС-БАСКЕТ» сезона 2014-15 г.г. | региональный | III | От 13/02/2015 |
3. | Команда МБОУ СОШ №1 г.Шагонар | Финал чемпионата школьной баскетбольной лиги среди общеобразовательных школ «КЭС-БАСКЕТ» сезона 2015-16 г.г. | муниципальный | II | От 14/11/ 2015 |
Наличие и рейтинг победителей и призеров предметных Олимпиад профессионального мастерства творческих конкурсов, фестивалей, смотров, спортивных соревнований и т.д.
Таблица 5
№ | Ф. И. О | Наименование | уровень | результат | год |
1 | Команда: Улуг-Хемского района | VII летней Спартакиаде учащихся РТ | региональный | II | 2-4 апреля 2015г |
2 | Дакыр-оол Чечек Тюлюш Камаа | Участники II этапа Спартакиады учащихся России по волейболу в г. Саяногорск | Федеральный | участие | с 11 по 19 мая 2015г |
3 | Команда: МБОУ СОШ №1 г. Шагонара | в уличном баскетболе на республиканских спортивных соревнованиях школьников «Президентские спортивные игры» 2015 года | Региональный | III | 22-26 мая 2015 |
4 | Команда: МБОУ СОШ №1 г. Шагонара | в плавании на республиканских спортивных соревнованиях школьников «Президентские спортивные игры» 2015 года | Региональный | III | 22-26 мая 2015 |
5 | Соян Сайдаш | В беге 60 метров среди юношей на республиканских спортивных соревнованиях школьников «Президентские спортивные игры» 2015 год с результатом 8,33сек. | Региональный | II | 22-26 мая 2015 |
6 | Куулар Виктория | В беге 60 метров среди девушек на республиканских спортивных соревнованиях школьников «Президентские спортивные игры» 2015г. | Региональный | II | 22-26 мая 2015 |
Положительный результат обучения и воспитания при внедрении инновационного педагогического опыта
При применении дифференцированного подхода отслеживается положительная динамика результатов. Полученные в урочной и во внеурочной деятельности умения учащиеся с успехом применяют не только на уроках, но и в различных соревнованиях на муниципальном и региональном уровне занимая призовые места. Так же в ходе обучения они проводят исследовательские работы, создают проекты, фоторолики о великих спортсменах, о различных видах спорта и т.д. Их работы на различных конкурсах отличались и были удостоены наград. При участии в различных соревнованиях неоднократно были отмечены их высокая тактика и техника игры членами судейства и других тренеров.
При реализации данного проекта наша школа заслужено поднялась на I место по всем видам спорта в VII-ой летней Спартакиаде района по итогам 2014-15 учебного года, Почетная грамота Управления образования Улуг-Хемского района, приказ №525 от 25.08.2015 года.
Вывод: Важное место в образовательном процессе занимают психическое и физическое здоровье учащихся, индивидуализация образовательных маршрутов, создание психологически безопасной и комфортной образовательной среды. Изучив теоретическую литературу, проанализировала и выбрала наиболее эффективные методы, которые качественно влияет на данные технологии при развитии духовного и физического здоровья детей. В работе с дифференцированными заданиями важно учитывать зону актуального и ближайшего развития. А для этого важно осуществлять постоянный контроль за результатами работы.
Данный проект повлиял и на духовно-нравственное воспитание учащихся. Подобранный материал и используемые методы работы имеют позитивные результаты развития личности на уроках физической культуры и во внеурочной деятельности «Шах и Мат».
Инновационная практика предложена к использованию коллективу учителей школ района. В дальнейшем я планирую продолжить работу по созданию предпосылок активного включения детей с ограниченными возможностями физического здоровья в разнообразие организационных форм и учет индивидуальных особенностей каждого обучающегося (включая талантливых детей), обеспечивающих рост творческого потенциала, обогащение форм взаимодействия со сверстниками и взрослыми.
При использовании вариативного метода «Шах и Мат + Волейбол» развивается логическое мышление, интеллектуальные способности, опережающие действия перестановки фигур на доске, так же можно эти ходы и действия перенести на игровое поле по волейболу. Все эти знания хорошо отражаются при коллективной игре. Шахматы вырабатывают терпимость и выносливость, а волейбол физическую подготовку и здоровье. Так, одиночный вид спорта (шахматы) становится главным действующим и интеллектуальным «связующим», «нападающим» и «защитником» в командной игре.