Куфаева Ирина Валерьевна

Статья

Применение активных методов обучения при подготовке компетентного специалиста в практике преподавания естественнонаучных дисциплин.

В последние десятилетия широкое распространение получили активные методы обучения, побуждающие обучающихся к самостоятельному добыванию знаний, активизирующие их познавательную деятельность, развитие мышления, формирование практических умений и навыков.
Активные методы обучения - это методы, которые побуждают студентов к активной мыслительной и практической деятельности в процессе овладения учебным материалом. Активное обучение предполагает использование такой системы методов, которые направлены главным образом не на изложение преподавателем готовых знаний, их запоминание и воспроизведение студентом, а на самостоятельное овладение студентом знаниями и умениями в процессе активной познавательной и практической деятельности.
Для активизации познавательной деятельности студентов используются репродуктивная, эвристическая, исследовательская познавательная деятельности. Второй и третий виды относятся к продуктивным видам деятельности.
Эвристическая деятельность – сочетание объяснения преподавателя с поисковой деятельностью студента, где обучающийся проходит самостоятельно лишь отдельные этапы познания.
Исследовательская деятельность – сочетание поисковых действий обучающихся, где студент самостоятельно проходит все этапы познания, добывает новые способы деятельности.
А такой подход можно осуществить с использованием различных технологий: Так при рассмотрении темы Иммунные свойства крови. Возрастные особенности, Слуховая сенсорная система. Строение органа слуха, я использовала технологию проблемного обучения, темы Вирусы: неклеточная форма жизни я использовала технологию критического мышления
Особенности активных методов обучения состоят в побуждении студентов к практической и мыслительной деятельности, без которой нет движения вперед в овладении знаниями. Возникновение новых задач обусловлено бурным развитием информации. В таких условиях знания необходимо постоянно обновлять, что может быть достигнуто главным образом путем самообразования, а это требует от человека познавательной активности и самостоятельности. И здесь большое внимание уделяется продуктивным видам познавательной деятельности через системно- деятельностный подход.
Системно- деятельностный подход -организация учебного процесса, в котором главное место отводится активной и разносторонней, в максимальной степени самостоятельной познавательной деятельности студента. А такой подход можно осуществить при помощи использования преподавателем различных технологий: технология модерации, технология проблемного обучения, технология критического мышления, модульное обучение.
Чётко фиксирует:
Не только предполагаемые виды деятельности учителя и студентов на уроке, но и виды формируемых у обучающихся способов деятельности

Фиксирование видов формируемых у студентов способов деятельности позволяет сделать для учителя процесс формирования УУД прозрачным
(видимым, очевидным)
Активные методы обучения могут быть использованы на разных этапах учебного процесса: при первичном овладении знаниями, закреплении и совершенствовании знаний, формировании умений и навыков.
На уроках естественнонаучных дисциплин широко используются наглядные приемы обучения, сопровождающие лекцию, объяснение, беседу, рассказ: показ изображений на таблицах, плакатах, демонстрация моделей, натуральных объектов.
Объяснение учебного материала сопровождается слайдами, учебными кинофильмами, фрагментами кинофильмов. Использование наглядных приемов не только помогает понять и лучше запомнить учебный материал, но и создает эмоциональное отношение к изучаемому, повышает интерес к нему.
Особенно эмоциональное воздействие на студентов оказывает демонстрация видео- и кинофильмов, которые используются для создания проблемных ситуаций, на основе которых строится беседа, учебная дискуссия
учебные фильмы о системах организма, о вирусах, о происхождении жизни, отрывок из фильма «Гамлет» (о явлении призрака отца Гамлету)
В качестве приема, создающего эмоциональное отношение к изучаемому материалу, широко используется чтение стихотворений или отрывков из них, фрагментов литературной прозы, публицистических материалов
В обстановке приподнятых чувств обостряется внимание к теоретическому материалу, происходит приобщение студентов к актуальным проблемам жизни общества, придается новая окраска изучаемому содержанию, повышается его значимость в представлениях студентов.
В практике преподавания часто используются игровые приемы обучения - головоломки
Они вызывают интерес к изучаемому материалу, эмоциональный отклик, одновременно развивая сообразительность, находчивость и тем самым более прочному усвоению знаний.
Широкое применение имеют и практические приемы обучения, направленные на формирование практических учебных и профессиональных умений и навыков. Умениям и навыкам обучают прежде всего на практических занятиях по изучению методики определения физического развития школьника, определению ЖЕЛ, измерению АД и т.д.
Большое внимание уделяется самостоятельной работе студентов. В тематическом плане указаны темы, которые студенты должны рассмотреть самостоятельно. Разработаны задания, вопросы по самостоятельным работам, в форме опорных конспектов
Опорные конспекты используются и при изучении нового материала
Верным является утверждение, что коль нет познавательной задачи, нет и работы мысли, есть задача - есть поиск ее решения. Постановка задач в процессе обучения повышает активность студентов. Ребята исследуют явление, ищут пути его решения, выдвигают различные предположения, приводят доказательства, а это, несомненно, способствует активизации мыслительной деятельности студентов, развитию логического мышления, познавательной самостоятельности и в итоге формированию и развитию познавательного интереса к биологическим дисциплинам.
Почему эффективно использование активных методов обучения?
1. Как показали исследования ученых, человек запоминает только 10% того, что он читает, 20% того, что слышит, 30% того, что видит; 50-70% запоминается при участии в групповых дискуссиях, 80% - при самостоятельном обнаружении и формулировании проблем. И лишь когда обучающийся непосредственно участвует в реальной деятельности, в самостоятельной постановке проблем, выработке и принятии решения, формулировке выводов и прогнозов, он запоминает и усваивает материал на 90%. Близкие к приведенным данные были получены также американскими и российскими исследователями.
2. Следующая веская причина, по которой важно использование АМО в обучении, связана со становлением информационного общества. Процесс возрастания объема информации и объема знаний в информационном обществе стремителен и бесконечен, чтобы обеспечить конкурентоспособность специалистов, экономики, страны на мировом рынке необходимо непрерывно осваивать постоянно появляющиеся новые знания и умения. Однако, невозможно бесконечно увеличивать сроки обучения. Решение данного противоречия, необходимо искать на пути интенсификации получения образования, именно поэтому активные методы обучения сегодня становятся важной составляющей образовательного процесса.
3. Кроме интенсификации освоения учебной информации, АМО позволяет так же эффективно в процессе урока и во внеклассной деятельности осуществлять воспитательный процесс. Работа в команде, совместная проектная и исследовательская деятельность, отстаивание своей позиции и толерантное отношение к чужому мнению, принятие ответственности за себя и команду формируют качества личности, нравственные установки и ценностные ориентиры школьника, отвечающие современным потребностям общества.
4. Не меньшее значение имеет повышение интереса и мотивированности учителя, как от использования АМО, дающего простор для творческого поиска и развития потенциала педагога, так и вследствие повышения эффективности и качества его профессиональной деятельности. Освоив существующие активные методы, технологию их применения в образовательном процессе и убедившись в эффективности АМО, педагог может более активно использовать свой творческий потенциал, разрабатывая и внедряя авторские игровые методы в соответствии с индивидуальными особенностями учеников и реальными потребностями местного сообщества.

Добавить запись

Защита от спам-роботов