Консультация для педагогов

Зяблинцева Татьяна Викторовна

Консультация для воспитателей «Польза развивающих игр для детей»

 

Как уже известно, развивающие игры – это одно из средств воспитания детей дошкольного возраста. Играя, ребенок познает мир вокруг себя – изучает цвет, форму, пространственные и числовые отношения между предметами.

В современной педагогике существует немалое количество игр для детей, которые способны развить сенсорные, двигательные и интеллектуальные способности ребенка.

Стоит помнить, что «развитие интеллекта» - это развитие всех умственных способностей: памяти, восприятия, мышления. Сконцентрировав свое внимание только на одном аспекте, нельзя говорить о развитии детского интеллекта в целом.

Лучше всего проводить развивающие игры в детском саду в группе детей, так как коллективные занятия помогут развить в ребенке способности к взаимодействию с людьми и коллективный дух.

Игры для дошкольников делятся на:

- настолько-печатные (лото, домино, шахматы, настольные игры и т.д.)

-словесные (считалки, скороговорки, потешки и тд.)

-творческие (волшебный экран, творческие наборы, картинки)

-с игрушками и предметами

-подвижные

Влияют:

- на развитие речи 

- на развитие мышления 

-на развитие памяти, внимательности, умения сосредотачиваться на проблеме

-на развитие воображения.

Помните, что в «арсенале» должны присутствовать разнообразные развивающие игры. Но это совсем не означает, что нужно иметь их в большом количестве. Обилие игр в детском саду рассеивает внимание детей и не позволяет им хорошо овладеть правилами и содержанием. Если же развивающие игры для детей не соответствуют их возрасту, то дошкольники не смогут в них играть. А слишком простые игры не возбуждают у детей умственной активности. Будьте внимательны при подборе игр.

Новые игры для детей дошкольного возраста вводить нужно постепенно. Они должны быть доступными для детей, но вместе с тем требовать определенного напряжения сил и способствовать их развитию.

Важно помнить, что игры, прежде всего, должны доставлять ребенку удовольствие. Малыш должен радоваться, что узнал что-то новое. Ведь эта радость является залогом успешного развития детей в раннем возрасте, и имеет большое значение для дальнейшего воспитания.


 

 

Скачать:


Предварительный просмотр:

МБДОУ "Детский сад №10 "Гнездышко"

__________________________________________________

Создание условий для развития речи детей через предметно-развивающую среду

КОНСУЛЬТАЦИЯ

для педагогов ДОУ

Подготовили: Рогова Т.П.,

Зяблинцева Т.В.

г. Рубцовск,  2018г

Формирование правильной речи ребенка является одной из основных задач дошкольного образования. Однако анализ ситуации за последние несколько лет свидетельствует о ежегодном увеличении количества дошкольников с речевыми нарушениями. И наш детский сад не исключение.

Для развития речи детей дошкольного возраста необходимо создавать определенную речевую среду.

Речевая развивающая среда – это, особым образом организованное окружение, наиболее эффективно влияющее на развитие разных сторон речи каждого ребенка.

Речевая среда бывает естественная и искусственная.

Естественная речевая среда – стихийно-речевая среда, в которой воспитывается ребенок. Она может быть благоприятной для речевого и общего психического развития – если с ребенком общаются люди с правильной речью, если реагируют на речь ребенка, отвечают на их вопросы. И может быть неблагоприятной, в том случае, если взрослые не реагируют на речь ребенка, не разговаривают, у них наблюдаются дефекты в речи (картавость, шепелявость). К естественной речевой среде относят речь педагога и окружающих ребёнка людей, свободное речевое общение детей со сверстниками и взрослыми.

Искусственная речевая среда – специально организованная среда с помощью методических средств. К методическим средствам речевого развития относится:

- Обучение.

- Организация  предметно-развивающей среды для активизации речи детей в различных видах деятельности. 

В дошкольной педагогике под предметно-развивающей средой понимается естественная обстановка, которая рационально организована, насыщенна разнообразными сенсорными раздражителями, игрушками  и игровыми материалами.  На  развитие ребенка-дошкольника большое влияние оказывает окружающее пространство, его наполняемость. Полноценное развитие ребенка дошкольного возраста будет успешно формироваться в условиях предметно-развивающей среды, которая обеспечивает разнообразную игровую, двигательную, творческую,  продуктивную и речевую деятельность ребенка.

 «В пустых стенах ребёнок не заговорит»…- заметила в своё время Елизавета Ивановна Тихеева (известный российский и советский педагог, крупнейший специалист по дошкольному воспитанию детей. Одна из создателей дошкольной педагогики в России, автор ряда трудов по дошкольному воспитанию и организации работы детсадов.). Насыщая групповое пространство, педагоги должны заботиться в первую очередь о том, чтобы дети могли в группе удовлетворить свои важные жизненные потребности в познании, в движении и в общении.

Группы должны быть оснащены игровым оборудованием, которое включает ТСО, наглядный, игровой и демонстрационный материал, обеспечивающий более высокий уровень познавательного развития детей и провоцирующий речевую активность.

Предметно-развивающая среда включает в себя три блока:

  1. Общий дизайн помещения
  2. Организация пространства жизнедеятельности детей.
  3. Игрушки и материалы, развивающие виды детской деятельности.

Общий дизайн помещения

Эстетика оформления групповых помещений обеспечивает эмоциональный комфорт и эстетическое воспитание детей. Рекомендуется выдерживать единый стиль в оформлении. Важный показатель эмоционального комфорта - свободное пространство, «воздух» в помещении.

Организация пространства жизнедеятельности детей предполагает соблюдение определенных принципов и требований, прежде всего зонирования группового помещения. Пространство в детском саду должно давать детям возможность одновременно заниматься разными видами деятельности, притом не мешая друг другу. Требование это реализуется посредством специально созданных функциональных центров (уголков).

Развивающая предметно-пространственная среда должна выступать как динамичное пространство, подвижное и легко изменяемое. В среде должна быть заложена возможность ее изменения. Это могут быть специальные предметы (легкие перегородки, ширмы, геометрические модули, скамейки, большие лоскуты ткани, мягкие пуфы, элементы крупного конструктора и соответствующие условия), легко передвигаемые, преобразующие пространство.

Игрушки и материалы, развивающие виды детской деятельности

Основное количество необходимого материала неизменно. Вместе с тем его можно дополнить любым специфическим пособием, необходимым для реализации конкретной программы.

Основные принципы организации среды  в соответствии с ФГОС ДО и программой «От рождения до школы»

Оборудование помещений дошкольного учреждения должно быть безопасным, здоровьесберегающим, эстетически привлекательным и развивающим. Мебель должна соответствовать росту и возрасту детей, игрушки — обеспечивать максимальный для данного возраста развивающий эффект.

Развивающая предметно-пространственная среда должна быть насыщенной, пригодной для совместной деятельности взрослого и ребенка и самостоятельной деятельности детей, отвечающей потребностям детского возраста.

Пространство группы следует организовывать в виде хорошо разграниченных зон («центры», «уголки», «площадки»), оснащенных большим количеством развивающих материалов (книги, игрушки, материалы для творчества, развивающее оборудование и пр.). Все предметы должны

быть доступны детям.

Подобная организация пространства позволяет дошкольникам выбирать интересные для себя занятия, чередовать их в течение дня, а педагогу дает возможность эффективно организовывать образовательный процесс с учетом индивидуальных особенностей детей.

Оснащение уголков должно меняться в соответствии с тематическим планированием образовательного процесса.

В качестве центров развития могут выступать:

• уголок для сюжетно-ролевых игр;

• уголок ряжения (для театрализованных игр);

• книжный уголок;

• зона для настольно-печатных игр;

• выставка (детского рисунка, детского творчества, изделий народных мастеров и т. д.);

• уголок природы (наблюдений за природой);

• спортивный уголок;

• уголок для игр с песком;

• уголки для разнообразных видов самостоятельной деятельности детей — конструктивной, изобразительной, музыкальной и др.;

• игровой центр с крупными мягкими конструкциями (блоки, домики, тоннели и пр.) для легкого изменения игрового пространства;

• игровой уголок (с игрушками, строительным материалом).

Особенности организации развивающей речевой среды для различных возрастных групп изложены в разделе «Психолого-педагогические условия реализации программы» ОО «Речевое развитие».

Организация предметно-развивающей среды с целью познавательно-речевого развития детей

   С целью создания эффективной развивающей предметной среды педагоги накапливают и систематизируют разнообразный практический материал для организации речевых игр и занятий:

  • картотеки и пособия для проведения артикуляционных гимнастик,
  • комплексы пальчиковых игр, физминуток;
  • игрушки и игровые пособия для развития правильного речевого дыхания,
  • тематические альбомы,
  • игры для обогащения пассивного и активного словаря, формирования грамматически правильного строя речи, связной речи, развития фонематического слуха и мелкой моторики,
  • дидактические игры, пособия способствующие развитию детей;
  • материалы для рассказывания,
  • художественная литература,
  • разнообразные дидактические, настольно-печатные игры, игры для развития мелкой моторики рук и т.д.

Материал, позволяющий ребенку проявить свою речевую активность, размещается в различных групповых центрах.

Центр художественного слова (книжный уголок).

Здесь представлены любимые детские сказки и рассказы по лексическим темам, а также иллюстративный материал, фотографии детских писателей. Наряду с художественной литературой в книжном уголке могут быть представлены справочная, познавательная литература, кроссворды, ребусы в соответствии с возрастом детей. 

Работа в этом центре способствует развитию всех сторон речевой системы:

- дети учатся правильно строить высказывание, пересказывать текст;

- составлять описательные и творческие рассказы;

- работать над интонационной выразительностью речи;

- делают первые шаги в чтении;

- знакомятся с книжной культурой.

Вследствие чего происходит обогащение словарного запаса, отрабатывается как диалогическая речь, так и монологическая.

Центр искусств (уголок изобразительной деят-ти), для которого отводят самое светлое, хорошо освещенное в группе место. Здесь воспитанники в свободное время рисуют, лепят, выполняют аппликационные работы. В распоряжении детей мелки, акварель, гуашь, дидактические игры, бумага разной фактуры, размера и цвета, картон и т. д.

Работа в этом уголке способствует развитию мелкой моторики, развивает речевое творчество детей, во время продуктивной деятельности создаются условия для осуществления тесной связи слова с действием, с признаками действия.

Уголок сенсорного развития, в котором можно разместить звучащие игрушки, игрушки-заместители, клубочки, катушки, рамки и вкладыши, пазлы, мозаика, шнуровки, головоломки и многое другое, способствующее развитию тактильных ощущений, слуховых анализаторов, зрительного восприятия, обоняния, развитию психических процессов, мелкой моторики (тем самым активизирует зоны, отвечающие за речь).

Уголок занимательной математики — удобное рабочее место, где ребята играют в дидактические и настольные игры.

Занимаясь математикой, можно работать над грамматическим строем речи, пространственно-временными представлениями, связной речью. Игра является одним из самых действенных средств познавательно-речевого развития дошкольников. И если во время организованной образовательной деятельности ребёнок получает знания, то во время игры он имеет возможность отразить знания об окружающем мире, поделиться этими знаниями с товарищами, найти единомышленников по интересам. Отдельные виды игр по-разному действуют на познавательно-речевое развитие.

Настольные игры и параллельно с этой работой необходимы словесные игры, обязательны использование настольно-печатных игр, которые помогают детям научиться классифицировать предметы, развивать речь, зрительное восприятие, образное и логическое мышление, внимание, наблюдательность, интерес к окружающему миру. Основным назначением является - развитие у детей внимания к слову, его точному употреблению. Создаются условия для речевой практики детей, пополнения и активизации словаря словами разных частей речи. Формируются практические навыки: умение быстро выбрать из своего словарного запаса наиболее точное, подходящее слово, составить предложение, различать оттенки в значении слов.

Игру можно использовать как средство формирования способности к общению, т.к. именно с помощью игры педагог способен помочь ребенку установить контакт с окружающим миром, а также со сверстниками.

Сюжетно-ролевые игры расширяют представления об окружающем мире, способствуют развитию речевого диалога. Игровые действия повышают умственную активность детей, ставят их в такие обстоятельства, которые требуют нужного высказывания, развивают умение использовать вежливые формы обращения, умение выражать эмоционально-положительное отношение к собеседнику с помощью средств речевого этикета.

Ребенок уже умеет самостоятельно действовать с предметами, а значит, начинает осваивать науку сюжетно-ролевой игры, разыгрывать целые сюжеты, в которых главное - отражение отношений между людьми. Заменяются реальные предметы на другие, с помощью которых  можно изображать нужное действие, а в дальнейшем и вовсе лишь словом. В ходе игры ребенок вслух разговаривает с игрушкой, говорит и за себя, и за нее, подражает гудению самолета, голосам зверей и т. д.

     Именно называние предметов новыми именами, обозначение действий, совершаемых с этими предметами, дает новый смысл каждой отдельной вещи, действию, поступку. Когда дети играют, они не только действуют, жестикулируют и манипулируют с игрушками, они еще всегда объясняют, что именно они делают. Без таких объяснений, придающих новый смысл предметам и действиям, невозможно ни принятие роли, ни создание условного пространства игры. Причем речь ребенка, объясняющая игру, должна быть кому-то адресована. Игровое действие должно иметь партнера или зрителя, которому необходимо объяснить, что означает тот или иной предмет или действие. Играя в больницу, обязательно следует договориться, кто врач, а кто больной, где шприц, а где градусник, когда врач дает таблетки, а когда слушает пациента. Без такой договоренности и без взаимного понимания игровая ситуация перестает существовать и рассыпается.

Уголок природы (исследовательский центр). 

Речевая деятельность немыслима без познания, без освоения ребенком окружающего мира.

В данном центре размещается разнообразный материал для экспериментирования, дидактические игры, модели, детские работы из природного материала, разные виды коллекций. В процессе выполнения опытов и исследований дети учатся составлять предложения по демонстрируемым действиям, объяснять явления природы, составлять небольшие рассказы, размышлять, рассуждать и доказывать. Постепенное знакомство с миром животных, растений, насекомых, со всеми видами производств и человеческого труда способствует увеличению и систематизированию запаса их знаний, развивает и обогащает речь. Провоцируют речевую активность и обеспечивают более высокий уровень познавательного развития демонстрационный и игровой материал предметные и сюжетные наборы картинок, схемы описания и сравнения на различные темы, дидактические игры, такие как «Что из чего», «Чья мама»...

Музыкально-театральный уголок может быть представлен набором детских музыкальных инструментов, звучащих игрушек, игр, направленных на ознакомление с различными музыкальными жанрами, портреты известных композиторов, а также аудиотехникой, фонотекой. Играя с музыкальными инструментами, дети учатся слышать различные звуки, отличать их по высоте, силе, что может способствовать развитию не только музыкального слуха, но и фонематического (а это важно при подготовке к обучению грамоте). Так же здесь располагаются сказочные персонажи, выполненные из различных материалов.  Дети с удовольствием с ними играют. Ребенок может самостоятельно или с участием взрослого взять на себя роль сказочного персонажа. Дети учатся правильно выстраивать фразы при инсценировке, перевоплощаются в различных героев, меняя при этом интонацию, голос. Театрализованные игры развивают уверенность в себе, коммуникабельность.

Уголок уединения.

-Уголок уединения, призван решать одну из задач стандарта дошкольного образования - создания благоприятных условий для реализации индивидуальной потребности ребенка в покое.

- Виды центров уединения:

  • « Норка» (младший возраст)
  • «Шатёр»  (средний, старший возраст)
  • «Ширма» (используется в любом возрасте,применяется там, где не позволяет пространство)

Наполняемость уголка:

Уголок уединения, как правило, наполняют предметами, к которым ребенок испытывает теплые чувства, которые ему близки. Рекомендуется положить в него фотографии родных и близких, игрушечный телефон, по которому можно "позвонить" маме с папой.

Если позволяет форма уголка, его расположение, на стену можно повесить пейзажи, обладающие терапевтическим эффектом.

Всем известно, что сильным умиротворяющим свойством обладает вода, именно поэтому различные световые и шумовые водопады также займут достойное место в «нише уединения».

Обязательным атрибутом такого уголка будут мягкие, красивые подушки, на которые ребенок сможет прилечь отдохнуть и, к примеру, послушать плеер с расслабляющей музыкой (дуновение ветра, шум воды, пение птиц, звуки дождя). Желательно также «населить» уголок и мягкими игрушками.

Нестандартное оборудование в уголке уединения

Отдельная категория игрушек и пособий уголка может быть направлена на то, чтобы ребенок смог выплеснуть все свои негативные эмоции.

С этой функцией отлично справятся:

Подушки для битья.

Коробочка «Спрячь все плохое».

В нее дети выбрасывают всю свою «злость и обиду» (сжав предварительно кулачки и собрав в них все, что накопилось «нехорошего»)

«Островок примирения».

При возникновении конфликтных ситуаций, драк, ссор или споров дети должны зайти на этот "островок" (самодельный, красиво оформленный коврик) и решить свой конфликт по «Мирилке».

«Коврик злости».

Помогает детям избавиться от возникшего внезапно чувства гнева. Он представляет собой обыкновенный коврик для прихожих с шероховатой поверхностью или связанный из грубых ниток, с небольшими разноцветными бантиками на нем. Ребенок снимает обувь, заходит на такой коврик и вытирает ножки до тех пор, пока ему не захочется улыбнуться.

«Стаканчик для гнева».

Представляет собой красиво оформленный темный стакан. Если ребенок проявляет агрессию, воспитатель предлагает ему отойти в уголок уединения и оставить все нехорошие слова и мысли, всю свою злость, гнев в этом стаканчике. После чего ребенок имеет возможность выговориться, а стаканчик затем плотно закрывается и прячется.

К нестандартному оборудованию можно отнести и так называемые «уголки настроения», помогающие ребенку проработать и отпустить свои негативные эмоции:

«Доска настроения»

Каждый ребенок в группе, при желании, может нарисовать на этой доске свое настроение, эмоции, переживаемые чувства и пр. Кроме того, дети могут рассмотреть иллюстрации, изображающие разные эмоции, поразмышлять и выбрать себе ту картинку, которая соответствует его текущему настроению.

«Зеркало моего настроения»

Если у ребёнка плохое настроение, можно предложить ему сесть перед зеркалом, в уголке уединения, посмотреть на себя внимательно и улыбнуться. Настроение обязательно улучшится.

Физкультурно-оздоровительный уголок пользуется популярностью у детей, поскольку реализует их потребность в двигательной активности, что положительно влияет на функциональное состояние мозга, и соответственно на развитие речи. В подвижных играх у детей развивали умение игрового и делового общения со сверстниками, желание участвовать в совместной коллективной деятельности; умение учитывать в процессе игры настроение, эмоциональное состояние сверстников.

Особого внимания к себе требуют так называемые подвижные игры. Эти игры обусловлены определенными правилами, соблюдать которые маленьким 3-4-летним детям трудно.

Толковое, обстоятельное, повторное разъяснение детям правил игры, совместное с ними обсуждение условий ее проведения - уже путь к развитию их языка. Хорошо подводить старших детей к тому, чтобы они толково излагали правила той или другой игры товарищам, с ней еще незнакомым. Изредка следует предлагать всему коллективу детей сообща рассказать о том, как мы проводим ту или другую игру. Таким высказываниям мы придаем большое значение. Особое значение для развития языка имеют игры, в которые включен литературный текст, стишок, предписывающий то или другое игровое действие («Совушка», «Кони», «Лохматый пес» и др.).

Центр конструирования (строительный уголок) содержит разнообразный строительный материал, который находится в свободном доступе для детей. Для построек имеются образцы моделей, схемы, фотографии, рисунки. Дети с большим удовольствием строят. Здесь удобно проводить игры, в процессе которых дети учатся понимать значения предлогов и употреблять их в речи.

Уголок безопасности дорожного движения интересен в первую очередь мальчикам. Он оснащен необходимыми атрибутами для закрепления знаний правил дорожного движения. Это всевозможные игрушки: транспортные средства, светофор, жезл регулировщика, дорожные знаки. Хорошим дидактическим пособием служит настольный макет с разметкой улиц и дорог.

Важным компонентом речевой среды является организация взаимодействия с родителями. Для этого можно использовать разные формы взаимодействия с родителями. - наглядная агитация (оформление информационных стендов в родительских уголках, папок-ширм, выставки книг и пособий, выпуск газеты, оформление книжек- малышек с детскими рассказами); - родительские встречи, конференции по развитию речи детей; - участие родителей в педсоветах; - опыт семейного воспитания; - индивидуальные беседы и консультации; - посещение семьи ребенка; - «включение» родителей в педагогический процесс (приглашение родителей на занятия по развитию речи, совместные сочинения рассказов и сказок, викторины, конкурсы, праздники, День открытых дверей, кружковая работа или организация клуба, литературные чтения в детском саду, организованные родителями.)

Заключение

Развитие познавательно – речевых способностей у детей это одна из главных задач дошкольного образования. Одно из важнейших познавательных процессов человека эта речь. Решение этих задач невозможно без создания современной предметно–развивающей среды. Организация   «Предметно–развивающей  среды» в детском саду несет  эффективность  воспитательного воздействия, направленного  на формирование у детей  активного познавательного  отношения к окружающему миру предметов, людей, природы. Педагоги особое внимание должны уделять предметной среде, прежде всего ее развивающему характеру. Одной из основных задач считается обогащение среды такими элементами, которые бы стимулировали познавательную, речевую, двигательную и иную активность детей.

Важно, что предметная среда имеет характер открытой, незамкнутой системы, способной к изменению, корректировке и развитию.

В речи детей существует множество проблем. Поэтому педагогическое воздействие предметно - развивающей среды улучшает развитие речи у детей дошкольного возраста. Правильно организованная предметно-развивающая среда создает возможности для преодоления отставания в речевом развитии. Позволяет  ребенку закреплять свои способности не только в непосредственно – образовательной деятельности, но и в свободной деятельности, стимулирует развитие самостоятельности и самодеятельности, формирует чувство защищенности и уверенности в себе, а значит, способствует гармоничному развитию личности, способностей, овладению способами деятельности.

Как  показывает практика работы в детском саду, правильно организованная развивающая среда позволяет ребенку научиться взаимодействовать со сверстниками и взрослыми, понимать и оценивать чувства и поступки людей.

Литература:

  1. Тихеева Е.И. Развитие речи детей (раннего и дошкольного возраста). М.: Просвещение, 1981.С. 5-7.
  2. «Организация развивающей предметно-пространственной среды в соответствии с федеральным государственным образовательным стандартом дошкольного образования». Методические рекомендации для педагогических работников дошкольных образовательных организаций и родителей детей дошкольного возраста. О.А. Карабанова и др. (www.firo.ru)
  3. «От рождения до школы» Примерная общеобразовательная программа дошкольного образования / Под ред. Н.Е. Вераксы, Т.С. Комаровой, М.А. Васильевой. – М.: МОЗАИКА – СИНТЕЗ, 2016