дидактический материал по русскому языку на тему "Имя существительное" коррекционная школа 8 вида

Попова Вера Владимировна

Коррекционная школа 8 вида дидактический материал оп русскому языку по теме "Имя существительное"

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл sushchestvitelnoe_kartochki.docx20.52 КБ

Предварительный просмотр:

Имя существительное.

  1. «ЧЕТВЕРТЫЙ ЛИШНИЙ».

 Печка, печник, печь, печной.

  Подоконник, окно, оконный, окошко.

  Зимний, зимушка, зима, зимовье.

   Подсказка, сказка, сказать, сказочник.

2.В каждой строчке вычеркни слова, которые не являются именами существительными.

Речная, речка, речник, речушка.

Рука, наручники, ручной, ручка

 Ходок, походка, ходит

 Рыбак, рыбалка, рыбачит, рыбка.

  3.Выпиши из текста имена существительные

            Скоро звезды тихим светом

            Упадут на дно реки.

           Я прощаюсь с теплым летом

            Без печали и тоски.

4. Догадайся, о ком говорится.

    Летает, клюет_________________________________

    Пишет, читает_________________________________

     Ищет, крадется________________________________

Значение имен существительных в речи.

1.Что могут обозначать существительные? Дополни каждую строчку примерами.

 Закончи строчку существительными с общим названием предметов.

Автомобиль,_________________________-транспорт.

Отец,________________________________-

Абрикос,_____________________________-

Щука, _______________________________-

Брошка, _____________________________-

Ножницы, ___________________________-

Тюльпан, ____________________________-                                                    

2.Подбери и напиши названия птиц по алфавиту.

Голосами птичьими

Пусть весело звенит

Правильно составленный

Твой птичий алфавит.

А- аист,  Б- баклан,  В-

5

3.В речи существительные могут обозначать животных, птиц, растения, людей.

Животные- лев, _____________________

Птицы- попугай, _____________________

Растения- тополь, ____________________

Люди – соседка, _____________________

Имена существительные собственные и нарицательные

1.Фамилия наших предков произошли от прозвищ. Какие только русские фамилия не встречаются:

 « птичьи»: Сорокин,_________________________

 «звериные»: Львов,_________________________

 «растительные»: Дубов,_____________________

 « производственные»: Кузнецов______________

Продолжи каждый ряд фамилий.

2.Напиши названия городов, в которых живут эти жители.

калужане-Калуга

рязанцы-_______________

туляки-________________-

владимирцы-___________

костромичи-____________

орловцы -_______________

новгородцы-____________

москвичи-_____________

3.Дай клички животным по их внешнему виду или характеру.

пушистый-_____________                              дружелюбный-_______

черный-    _____________                               шаловливый-_______

маленький-____________                               хитрый-____________

4. Прочитай ряд нарицательных существительных .

Победа ,свобода, колобок, юность, известия.

Употреби их как имена собственные и подставь к словам по смыслу.

площадь____________

журнал_____________

газета______________

5.Запиши географические названия.

города России:____________________

реки России:______________________

моря России:_____________________

Одушевленные и неодушевленные имена существительные.

1.От неодушевленных имен существительных образуй одушевленные по образцу.

Что?                                     Кто?

Река-                                    речник

Пожар-

Лыжи-

Грибы-

2.Какая основная черта характера этих людей?

 Кто?                                           Что?

Добряк-                               доброта

Весельчак-                           ________

Храбрец-                              __________

Лентяй-                                __________

Изменение имен существительных по падежам.

1.Прочитай. От каких слов ставится вопрос к слову родник? Отметь их значком .

Не смолкает ни на миг

Разговорчивый родник.

Сквозь водицу в роднике

Светят камушки на дне.

А вода у родника

И студена и сладка.

2.Укажи падеж выделенных существительных.

Клевать носом-

Не показывать носа-

Остался с носом-

Водить за нос-

Зарубить на носу-

Три типа склонения имен существительных.

1.Укажи склонение существительных. В каждом столбике вычеркни «лишнее» слово.

_____________скл.                    _____________скл.                  ____________скл.

дорога                                              школьник                                 радость

деревня                                            товарищ                                  вещь

малина                                             машина                                   честь

автомобиль                                    яблоко                                     пень

погода                                             сердце                                     медаль


Склонение имен существительных во множественном числе.

1.Вставь пропущенные окончания существительных  множественного числа.

Укажи падеж.

Летом вы замечали, наверное, на листь… ивы маленькие пенистые комочки. В народе их называют

Кукушкиными слезк…  . Говорят, раздала кукушка дет…   по чужим гнез…  , и грустно ей стало. Горько

Плакала она, разыскивая их по деревь…  и кустарник…    . И растеряла повсюду свои слезки.

На самом деле в пенистых комоч…  живут личинки насекомого слюнявицы.  

Несклоняемые имена существительные.

  • Данные существительные запиши во множественном числе. Одно                        
  • Одно                                         Много                                  Одно                    Много

Ведро    _____________________________                     Болото_______________________

метро______________________________                      пальто________________________

кино________________________________                      ателье________________________

шоссе_______________________________                      окно__________________________


Число имен существительных.

1.Употреби существительные во множественном числе.

Брат, уж, поде, колесо, стул, слон, лужа, крыша, снег, звено, мышь, груша, море.

2.Запиши части тела птицы.

Существительные единственного числа:__________________

Существительные множественного числа:_________________

3.Дополни выражения существительными в единственном или во множественном числе.

Страшный_________ ,____________,_________.

Красные____________, __________ , ________ .

Трудолюбивые____   , ___________ , ________ .

Смешные _________ , ____________ , ________ .

Голубая ___________, ____________ , ________ .

Честный __________ , ____________ , ________ .

4. Приготовь ужин: макароны с творогом, овощной салат, компот.

Перечисли продукты, которые тебе понадобятся.

Подчеркни существительные, которые не изменяются по числам.