«Повышение профессионального мастерства педагогов детского сада»
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
ind.plan_.docx | 90.12 КБ |
Предварительный просмотр:
Индивидуальный план повышения профессионального мастерства старшего воспитателя МБДОУ Рыбно – Слободский детский сад «Березка» Карпеевой Галины Юрьевны.
Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение Рыбно – Слободский детский сад «Березка»
Республика Татарстан, п гт Рыбная Слобода.
«Повышение профессионального мастерства педагогов детского сада»
Содержание
Введение……………………………………………………………………………..3
Глава I. Теоретические основы проблемы повышения профессионального мастерства педагогов ДОУ………………………………………………………....6
- Категории "управление", "профессиональное мастерство"……………6
1.2. Повышение профессионального мастерства педагогов ДОУ: цели, содержание, методы, формы……………………………………………………….. 9
Глава II. Опыт разработки проекта программы повышения профессионального мастерства педагогов ДОУ………………………………………………………... 18
2.1. Анализ требований к повышению профессионального мастерства педагогов ДОУ в нормативных документах: Федеральном государственном образовательном стандарте дошкольного образования; Профессиональном стандарте педагога…………………………………………………………………. 18
2.2. Разработка проекта программы повышения профессионального мастерства педагогов ДОУ: опыт и результаты………………………………………………. 23
Выводы ………………………………………………………………… 46
Заключение…………………………………………………………………………47
Список литературы
Введение
Актуальность проблемы исследования
Повышение профессионального мастерства педагогов – это целенаправленная деятельность педагогов по овладению новыми для них педагогическими ценностями (идеями и концепциями, способствующими эффективному осуществлению педагогического процесса) и технологиями, включающая изучение, осмысление, творческую переработку и внедрение в практику образования различных инноваций.
Целью повышения квалификации является оптимизация педагогического процесса, профессиональный рост и постоянное совершенствование педагогов.
Необходимость повышения профессионального мастерства обусловлена изменениями в сфере дошкольного образования. Рост профессионального мастерства и педагогической культуры идёт более интенсивно, если педагог занимает позицию активного субъекта деятельности, если профессиональный и социальный опыт педагога осмысливается и соединяется с опытом коллег, если в педагогическом коллективе поддерживается и поощряется профессиональное творчество, поиск новых путей обучения, воспитания и развития воспитанников.
В целях повышения квалификации педагоги проходят курсы повышения квалификации, аттестация педагогов, участие педагогов в методической работе осуществляется, как внутри учреждения, так и по сетевому взаимодействию дошкольных учреждений.
На данный период времени педагоги дошкольных учреждений находятся в ситуации перехода на новый федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного образования. Стандарт дошкольного образования предъявляет требования к квалификации педагогов. Педагогические работники должны обладать основными компетенциями в организации мероприятий, направленных на укрепление здоровья детей и их физическое развитие; организации различных видов деятельности и общения детей; организации образовательной деятельности по реализации основной общеобразовательной программы дошкольного образования; осуществлении взаимодействия с родителями и сотрудниками образовательного учреждения; методическом обеспечении воспитательно-образовательного процесса.
Новые требования к качеству образования, выраженные в новых федеральных государственных образовательных стандартах, утверждение профессионального стандарта педагога предполагает необходимость изменения в организации, содержании и технологиях и масштабе подготовки педагогов. Главной целью программы состоит в повышении качества подготовки педагогических кадров, приведение системы педагогического образования в соответствие со стандартами профессиональной деятельности педагога и федеральном государственном образовательном стандарте дошкольного образования.
Процесс повышения квалификации педагогов является постоянным и непрерывным. Для нас является актуальным процесс управления повышением профессионального мастерства педагогов дошкольного образования. Заключается он в регулярном самообразовании, повышении квалификации педагогов, изучении и применении новых технологий, а так же мотивировании педагогических работников на профессиональную переподготовку. Важные качества, представленные в федеральном государственном образовательном стандарте дошкольного образования и профессиональном стандарте педагога, регламентируют серьезные профессиональные изменения для педагогов дошкольных учреждений.
Тема « Повышение профессионального мастерства педагогов детского сада »
Объект – педагоги ДОУ
Предмет исследования – процесс управления повышением профессионального мастерства педагогов ДОУ
Целью нашего исследования – выявление условий эффективности разработки и использования программы повышения профессионального мастерства педагогов в управлении ДОУ.
Реализация поставленной цели предполагает решение следующих задач:
- Анализ теоретических основ проблемы повышения профессионального мастерства педагогов ДОУ;
- Анализ требований к повышению профессионального мастерства педагогов ДОУ в нормативных документах;
- Опыт разработки проекта программы повышения профессионального мастерства педагогов ДОУ;
- Выявление условий эффективности разработки и использования программы повышения профессионального мастерства педагогов в управлении ДОУ
Гипотеза – заключается в том, что использование в управление программы повысит профессиональное мастерство педагогов.
Методы исследования: теоретические – изучение и анализ научной литературы; эмпирические – проектирование проекта программы.
Апробация и внедрение.
База исследования – Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение Рыбно – Слободский детский сад «Березка».
Глава I. Теоретические основы проблемы повышения профессионального мастерства педагогов ДОУ
В первой главе по изучению категориального аппарата речь идёт о категориях «управление», и «профессиональное мастерство», определение данных категорий в научной литературе. Анализируются особенности повышения профессионального мастерства педагогов ДОУ.
1.1. Категории "управление" и "профессиональное мастерство"
Анализ словарей показывает, что существует ряд толкований определения «управление». Так в словаре Даля В.И. дается следующее толкование определения.
Управление, - я; ср. 1. к Управлять (1-3 значение). 2. Административное учреждение или административный орган внутри какого-л. Учреждения. Центральное статистическое у. У. железной дороги. || Здание, помещение, в котором находится такой орган или учреждение. Расположиться у дверей управления. 3. Совокупность приборов, посредством которых управляют действием машины, механизма и других устройств. Пульт управления станцией. Станок с программным управлением. [12, с. 872]
Управление, -я, ср. 1. см. управлять. 2. Деятельность органов государственной власти. Местное у. Органы государственного управления.3. Совокупность приборов, посредством которых управляют ходом машины, механизма. Рычаги управления. 4. Крупное подразделение какого-н. учреждения, крупное административное учреждение. Центральное статистическое управление.5. В грамматике: синтаксическое подчинение одного слова другому, состоящее в том, что одно слово требует после себя дополнения в определенной форме. || прил. Управленческий, -ая, -ое (ко 2,4 знач.). У.аппарат. [12, с. 1095]
Таким образом, мы можем назвать отличительные признаки:
1.административный орган;
2.совокупность механизмов для управления;
Теперь следует обратиться к определению понятия «профессиональное мастерство». В акмеологическом словаре следующим образом представлено определение данного понятия.
Профессиональное мастерство – психическое новообразование, проявляющееся в высоком уровне развития знаний, навыков, умений, профессионально важных качеств личности, обеспечивающих ее успех в данной профессиональной деятельности. Профессиональное мастерство – необходимый компонент профессионального акме личности. Профессиональное мастерство выражается в стабильном достижении высокой производительности труда, в получении продукта труда, соответствующего требованиям профессии и социума. Профессиональное мастерство означает усвоение работником высоких стандартов профессии, воспроизведение на оптимальном уровне ранее созданных и накопленных в профессии рекомендаций, разработок, инструкций. Профессиональное мастерство – важное условие подготовки человека к профессиональному творчеству как созданию новых эталонов, задач и способов деятельности в профессии [1].
Мастерство, -а, ср. 1. Владение профессией; трудовой навык, ремесло. Столярное м. Швейное М. 2.Большое умение, искусство в какой-л. Области. Актерское м. М. рассказа. [12, с. 336]
Профессиональный, -ая, -ое. 1. Относящийся к профессии, связанный с какой-л. профессией. П. мастерство. 2. Относящийся к профессионализму (1зн.). В рисунке видна п. рука. 3. Являющийся профессионалом. П.политик. 4.Являющийся профессией. П.театр. < Профессиональность, - и; ж. Профессионально. нареч. [17, с. 649]
Профессиональный, - ая, - ое. 1. Относящийся к какой-н. профессии, связанный с профессией. Профессиональные интересы . П. союз (объединение работников какой-н. отрасли производства). 2. Относящийся к профсоюзу (устар.). Профессиональное движение. 3. Занимающийся чем-н. как профессией. П. игрок. [17, с.813]
Мастерство, а, ср. 1. Ремесло, ремесленное занятие. 2. Высокое искусство в какой-н. области. Педагогическое м. делать что-н. с большим мастерством. М.воздушного боя. [17, с. 436]
Профессиональное мастерство представляет собой высший уровень овладения работником своей профессией (специальностью) и подразумевает целый ряд качеств: высокую квалификацию и компетентность, надежность и ответственность, технологическую культуру и самодисциплину. Кроме того, профессиональное мастерство всегда связано с профессиональным творчеством [21].
Профессиональное мастерство специалиста - высокий уровень деятельности в ходе выполнения им своих обязанностей. Оно проявляется в точных, безошибочных движениях и действиях специалиста, в творческом использовании и применении им своей подготовленности. Внутренней основой профессионального мастерства специалиста является система знаний, навыков, умений, качеств, отвечающая профессии, ее целям и задачам. Профессиональные знания специалиста характеризуются осмысленностью, широтой, прочностью, гибкостью, глубиной, готовностью к правильному использованию их при изменении ситуаций трудовой деятельности Профессиональное невозможно без навыков. Обладая навыками, специалист имеет возможность сосредоточиться на главном, проявлять творчество в своей деятельности, выполнять ее с высокими количественными и качественными показателями. Навыки специалиста должны быть прочными, гибкими, разнообразными, охватывать важнейшие операции, типичные для данной специальности [20].
Таким образом, анализ источников, статей показывает отличительные признаки «профессионального мастерства»:
- высший уровень овладения специальностью;
- система знаний, навыков, умений, качеств, отвечающая профессии, ее целям и задачам;
- высокую квалификацию и компетентность, надежность ответственность, технологическую культуру и самодисциплину.
Анализ по проблеме показал, что управление следует рассматривать, как механизмы, рычаги процесс управления, административный орган.
Профессиональное мастерство - представляет собой высший уровень овладения работником своей профессией (специальностью) и подразумевает целый ряд качеств: высокую квалификацию и компетентность, надежность и ответственность, технологическую культуру и самодисциплину, связано с профессиональным творчеством.
Анализируя понятия, мы выделили важные качества, без которых не возможно становление профессиональной деятельности педагогов ДОУ. Эффективность профессионализма педагогов напрямую зависит от качества и системы управления ДОУ. Актуальность профессионализма педагогов в условиях внедрения федерального государственного образовательного стандарта требует изменений к подходу управления повышением мастерства педагогов.
- Повышение профессионального мастерства педагогов ДОУ: цели, содержание, методы, формы
Сегодня решение многих задач образования возможно лишь на основе совершенствования мастерства педагогов. Профессиональное мастерство педагогов является ведущим критерием оценки их деятельности при этом уровень знаний и умений воспитанников – является из основных показателей профессионализма сотрудников ДОУ. Современный педагог должен иметь оригинальный стиль деятельности, область рядом определенных качеств. Что же входит в понятие «педагогическое мастерство»?
Педагогическое мастерство, прежде всего, связано с личностью педагога, с комплексом качеств, которые способствуют обеспечению высокого уровня самоорганизации профессиональной деятельности. С технологической точки зрения педагогическое мастерство – это система, основными компонентами которой являются высокая общая культура, гуманистическая направленность, профессиональные знания и умения, творчество и педагогические способности, компетентность. В профессиональной деятельности педагог опирается на потенциальные возможности своей личности, а совершенствование общей культуры позволяет ему развивать творчество и педагогическое мастерство.
В современных условиях педагог – это, прежде всего исследователь, обладающий такими качествами, как научное психолого-педагогическое мышление, высокий уровень педагогического мастерства, определенная исследовательская смелость, развитая педагогическая интуиция, критический анализ, потребность в профессиональном самовоспитании и разумном использовании передового педагогического опыта, то есть обладающий сформированным потенциалом.
Инновационный потенциал педагога – совокупность социокультурных и творческих характеристик его личности, готовность совершенствовать педагогическую деятельность и наличие внутренних, обеспечивающих эту готовность средств и методов. Сюда же включаются желание и возможность развивать свои интересы и представления, искать нетрадиционные решения возникающих проблем, воспринимать и творчески воплощать уже существующие нестандартные подходы в образовании.
Важность проблемы столь велика, что педагог должен принять очень ответственное решение о переводе своей деятельности в режим саморазвитии, или, другими словами, выстроить видение проблемы на перспективу.
Поэтапное перспективное планирование дает педагогу возможность разработать развивающую парциальную программу по интересующему его направлению. Он заполняет таблицу по месяцам в соответствии с поставленными задачами, планируя содержание работы с детьми, с коллегами, родителями, предусматривая приобретение предполагаемого оборудования. Программа может быть рассчитана как на один год, так и на весь период. Количество часов определяется воспитательно-образовательным компонентом, загруженностью педагога, направлением развития образовательного учреждения.
Способность к взаимодействию и сотрудничеству также является проявлением высокого профессионального мастерства, результатом постоянного совершенствования профессиональной деятельности педагога, в процесс взаимодействия обусловлено духовным миром личности, её самобытностью, способностью человека быть самим собой. Взаимодействие предполагает развитую потребность в самопознании, самоанализе, самосовершенствовании.
Для этого каждому педагогу предлагается иметь портфолио (с англ. «рortfolio» - портфель, папка). Он позволяет более полно и убедительно отследить показатели профессионального роста и творческой активности педагога в течение длительного срока его профессиональной деятельности. Функции портфолио: статистическая, накопительная, практическая.
Цель создания портфолио – раскрытие творческого роста педагога, предоставление результатов своего труда для определения стимулирующего фактора со стороны администрации образовательного учреждения, управления образования, использование данных материалов для аттестации.
На лицевой стороне карты отражена краткая характеристика педагога и его профессиональный рост, то есть работа по совершенствованию педагогического мастерства из года в год (указываются участие в конкурсах, получение различных грантов и наград любого уровня и другое – можно приложить копии).
На обратной стороне фиксируются все наблюдения за воспитательно-образовательным процессом, накопленные за определенный период. В карте отмечаются любые наблюдения за процессом работы конкретного педагога. Это анкетирование, результаты педагогической диагностики и диагностики уровня знаний и умений детей, самоанализа, самоконтроля, любая жалоба со стороны сотрудников или родителей, результаты проведения открытых просмотров для города, района или своего педагогического коллектива и родителей, участие педагога в общественной жизни коллектива и так далее. Динамику достижений педагога необходимо показать через результаты. Это может быть оформлено в виде приложений к карте наблюдений по разделам:
- результаты воспитательно-образовательного процесса;
- инновационной деятельности;
- обобщения опыта и использования в своей деятельности опыта других педагогов;
- экспериментальной работы;
- печатных работ и другое.
Таким образом, карты является как бы аккумулятором роста педагога на протяжении всех лет работы в данном учреждении, в ней отражается динамика его профессионального роста.
Структура повышения профессионального мастерства педагогов ДОУ
Цель – повышение профессионального уровня педагогов, качества воспитательно-образовательной деятельности.
Задачи | Формы деятельности | Виды отчета | |
Начинающий (молодой) | 1.Знакомство с коллективом 2.Знакомство с физиологическими особенностями детей дошкольного возраста 4.Изучение методов и приемов используемых в реализации образовательной деятельности 5.Практическое применение полученных знаний. 6.Анализ результатов деятельности | Консультация, беседа, просмотр открытого занятия, участие в мастер-классе, диагностика (мониторинг), написание аналитической справки | Анализ занятия, ведение поэтапно-перспективного плана, выбор темы по самообразованию, ведение портфолио |
Педагог с опытом | 1.Поиск и применение новых видов деятельности 2.Обобщение опыта работы 3.Транслирование опыта работы в среде других педагогических коллективов 4.Позитивно воспринимают изменения в образовательно-воспитательной сфере | Проектные и рефлексивные карты, | Конспекты занятий, презентации опыта работы, творческие проекты, аналитические справки, пополнение опыта работы в портфолио |
Педагог-стажист | 1.Практическое применение полученных знаний 2.Анализ результатов деятельности 3.Оказание помощи молодым педагогам (наставничество) 4.Предоставить психолого-педагогическую помощь молодым специалистам | Проведение НОД, совместно деятельности, транслирование опыта работы, демонстрация мастер-классов. | Портфолио, обобщение опыта работа |
Я представила модель системы профессионального мастерства педагогов. Данная модель уже много лет реализуется в ДОУ. Она является весьма эффективной, потому что в такой системе педагоги взаимодействуют на всех уровнях. Отметим, что и отследить отношение педагогов к своей работе имеет существенное значение, как для самих педагогов, так и для администрации. Для каждого педагога разрабатывается «Индивидуальная программа творческого развития». Структура ее стандартна.
1) учебный план;
2) учебно-тематический план;
3) содержание каждого занятия;
4) перечень заданий для самостоятельной работы;
5) перечень тем для самостоятельного изучения;
6) формы отчетности.
Обладая разным опытом педагогической деятельности (молодые педагоги, опытные и педагоги-стажисты), в процессе педагогической деятельности необходимо отслеживать качество профессионального мастерства. Для этого мы попытались представить модель повышения профессионального мастерства педагогов ДОУ.
Модель системы непрерывного образования, повышение профессионального мастерства педагогов ДОУ
Мы попытались таким образом изобразить модель нашей системы работы.
На первоначальном этапе - это мониторинг профессионального мастерства педагогов, отслеживаются слабые и сильные стороны развития педагогического потенциала.
На следующем этапе мы пришли к дифференциации педагогов по степени квалификации, по отношению педагогических кадров к своей работе. И на основании этих результатов подбирается форма методической работы с педагогами по повышению мастерства.
Система непрерывного образования по повышению профессионального мастерства педагогов ДОУ
Дифференциация педагогов по уровню профессионального мастерства | Формы методической работы по повышению профессионального мастерства | |
Анкетирование (примерные анкеты для оценки потенциала педагога): - «Самооценка личности» (качества личности) - «Готовность педагога к работе в инновационном режиме» - «Развитие профессиональных способностей» - «Пути личностного профессионального развития педагога» и др. Ряд диагностических методик: -Самоотчеты, творческие отчеты педагога по результатам работы. -Наблюдение за работой воспитателя, психолога и администрации -Результаты анкетирования родителей на предмет оценки работы педагога. При проведении результата учитывали: 1) Самооценку педагога своей деятельностью | Педагоги – новаторы; Педагоги – мастера; Педагоги – опытные-активные, «двигатели»; Педагоги – опытные-малоактивные, «тормоз»; Педагоги – консерваторы; Педагоги – молодые специалисты. |
Формы работы:
|
Таким образом, принимая активное участие в образовательном процессе, педагог постепенно принимает участие в повышении мастерства. Система повышения квалификации заключается не только в том, чтобы учить педагога, но и в том, чтобы предоставить возможность учить других, а, следовательно, и повышать свою квалификацию. Поэтапно педагогам следует оценивать профессиональные способности педагога, с целью последующей коррекции и выбора правильного пути развития.
Целью повышения профессионального мастерства педагогов ДОУ является поэтапное, систематическое развитие потенциала педагогов. Основными формами повышения профессионального мастерства педагогов можно выделить следующие формы:
- аттестация педагогических работников;
- прохождение курсов повышения квалификации;
- участие в конкурсах профессионального мастерства;
- проведение мастер-классов;
- публикация статей в различных научных или периодических изданиях;
- презентация опыта работы;
- участие в разработки различных проектов;
- сетевое взаимодействие в образовательном пространстве ДОУ;
- методическое сопровождение педагогов;
- внедрение образовательных технологий.
Методические формы повышения квалификации педагогов в ОУ
Групповые | Индивидуальные | |
- Научно-методический семинар -Методическая выставка | - Диспут (дискуссия) -Участие в проектных группах | -Собеседование |
Критериями эффективности методической работы являются результативные показатели:
-уровни педагогического мастерства;
-активность педагогов.
Таким образом, профессиональное мастерство педагога выражается в совершенном владении методами и приемами, всем арсеналом педагогических умений и навыков, обеспечивающих практическое воплощение педагогического искусства в процессе формирования личности. Профессиональное мастерство формируется на основе педагогического опыта.
Выводы по I главе.
В первой главе Теоретические основы проблемы повышения профессионального мастерства педагогов ДОУ определено, что профессиональное мастерство включает в себя различные характеристики, такие как, высокое овладение знаниями и умениями профессиональной деятельности, владение различными технологиями, профессиональное мастерство формируется на основе педагогического опыта. Следует отметить такие качества, как высокую квалификацию и компетентность, надежность и ответственность, технологическую культуру и самодисциплину, связано с профессиональным творчеством.
Понятие «управление» характеризуется как орган, который имеют силу для управления кем- либо, чем-либо.
Глава II. Опыт разработки проекта программы повышения профессионального мастерства педагогами ДОУ
2.1. Анализ требований к повышению профессионального мастерства педагогов ДОУ в нормативных документах: Федеральном государственном образовательном стандарте дошкольного образования, Профессиональном стандарте педагога
Педагог – ключевая фигура в организации образовательного процесса. Ни на одном этапе взрослый не играет такой роли в развитии ребенка. Поэтому целью деятельности взрослого в условиях дошкольного образовательного учреждения является конструирование такого взаимодействия с ребенком, которое будет способствовать формированию его активности в познании окружающей действительности, раскрытию его неповторимой индивидуальности.
Можно ли обеспечить одно из основных условий стандарта дошкольного образования – высокий уровень профессионализма?
Какими качествами, компетентностями должен обладать современный педагог в условиях перехода на федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного образования и профессиональный стандарт педагога, регламентирующие деятельность педагогов ДОУ?
Современный этап внедрения стандарта дошкольного образования предполагает иной подход к системе воспитания и обучения дошкольников, а соответственно достичь положительных результатов можно только совершенствуя профессиональные качества педагога. В стандарте дошкольного образования немаловажную роль занимают требования, предъявляемые к профессионализму педагога [19, с. 21]. Стандарт требует новых форм работы от воспитателей. Обратимся к «Профессиональному стандарту педагога», в котором выделены важные качества педагогов дошкольного образования. Проанализировав эти важные документы, мы выделяем следующие требования, предъявляемые к педагогу [18, с.14].
Профессионально важные качества педагога (воспитателя)
Стандарт дошкольного образования и профессиональный стандарт педагога предъявляют важные требования к профессионализму педагога, в частности воспитателя. Регламентируют идентичные компетенции, предъявляемые к педагогу, а именно личные и профессиональные.
В стандарте педагога предъявляются наиболее четкие требования в большей степени направленные на профессиональные качества педагога. Такие как знание теории и методики дошкольного воспитания и образования, владение мониторингом с целью освоения образовательной программы детьми, создание благоприятной и безопасной атмосферы для детей, взаимодействие с узкими специалистами и реализация коррекционной работы с детьми, особое значение отводится работе с родителями.
В профессиональном стандарте педагога представлены требования к педагогу дошкольного образования (воспитателю), отражающие специфику его работы на дошкольном уровне образования.
К педагогу дошкольного образования по профессиональному стандарту педагога предъявляются следующие требования, рассмотрим подробнее:
Трудовые действия:
Участие:
- в разработке основной общеобразовательной программы образовательного учреждения в соответствии с ФГОС дошкольного образования;
- в создании безопасной и психологически комфортной образовательной среды в ДОУ через обеспечение безопасности жизни детей, поддержание эмоционального благополучия ребенка в период пребывания в ДОУ;
- в планировании и корректировке образовательных задач (совместно с узкими специалистами: психологом, логопедом, дефектологом и другими) по результатам мониторинга с учетом индивидуальных особенностей развития каждого ребенка раннего и/или дошкольного возраста;
- реализация педагогических рекомендаций специалистов (психолога, логопеда, дефектолога и др.) в работе с детьми, испытывающими трудности в освоении программы, а также с детьми с особыми образовательными потребностями;
- развитие профессионально значимых компетенций, необходимых для решения образовательных задач развития детей раннего и дошкольного возраста с учетом особенностей возрастных и индивидуальных особенностей их развития;
- формирование психологической готовности детей дошкольного возраста к школьному обучению;
- создание позитивного психологического климата в группе и условий для доброжелательных отношений между детьми, в том числе принадлежащими к разным национально-культурным, религиозным общностям и социальным слоям, а также с различными (в том числе ограниченными) возможностями здоровья.
Организация образовательно-воспитательного процесса:
- видов деятельности, осуществляемых в раннем и дошкольном возрасте: предметных, познавательно-исследовательских, игры (ролевых, режиссерских, с правилом), продуктивных; конструирования, создания широких возможностей для развития свободной игры детей, в том числе обеспечение игрового времени и пространства;
- конструктивного взаимодействия детей в разных видах деятельности, создание условий для свободного выбора детьми деятельности, участников совместной деятельности, материалов;
- образовательного процесса на основе непосредственного общения с каждым ребенком с учетом его особых образовательных потребностей;
- активно использовать недирективную помощь и способствовать поддержки детской инициативы и самостоятельности в разных видах деятельности.
Необходимые умения:
- организовывать виды деятельности, осуществляемые в раннем и дошкольном возрасте: предметная, познавательно-исследовательская, игра (ролевая, режиссерская, с правилом), продуктивная; конструирование, создания широких возможностей для развития свободной игры детей, в том числе обеспечения игрового времени и пространства;
- применять методы физического, познавательного и личностного развития детей раннего и дошкольного возраста в соответствии с образовательной программой организации;
- использовать методы и средства анализа психолого-педагогического мониторинга, позволяющие оценить результаты освоения детьми образовательных программ, степень сформированности у них качеств, необходимых для дальнейшего обучения и развития на следующих уровнях обучения;
- владеть всеми видами развивающих деятельностей дошкольника (игровой, продуктивной, познавательно-исследовательской);
- выстраивать партнерское взаимодействие с родителями (законными представителями) детей раннего и дошкольного возраста для решения образовательных задач, использовать методы и средства для их психолого-педагогического просвещения;
- владеть ИКТ-компетентностями, необходимыми и достаточными для планирования, реализации и оценки образовательной работы с детьми раннего и дошкольного возраста.
Необходимые знания:
- специфика дошкольного образования и особенностей организации работы с детьми раннего и дошкольного возраста;
- основные психологические подходы: культурно-исторический, деятельностный и личностный;
- основы дошкольной педагогики, включая классические системы дошкольного воспитания;
- общие закономерности развития ребенка в раннем и дошкольном возрасте;
- особенности становления и развития детских деятельностей в раннем и дошкольном возрасте;
- основы теории физического, познавательного и личностного развития детей раннего и дошкольного возраста.
Перечень требований: трудовых действий, организации образовательно-воспитательного процесса, умения и знания, личные и профессиональные качества воспитателя, выделенные из профессионального стандарта педагога и федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования были положены в основу обновленного проекта программы повышения профессионального мастерства педагогов ДОУ.
2.2. Разработка проекта программы повышения профессионального мастерства педагогов ДОУ
В современных условиях перехода к федеральному государственному образовательному стандарту во всех дошкольных образовательных учреждениях меняется статус педагога (воспитателя), его образовательные функции, соответственно меняются требования к его профессионально-педагогической компетенции.
Задачей администрации дошкольного учреждения становится разработка и применение системы внедрения новых, эффективных приёмов повышения квалификации педагогов.
Перед методической службой поставлены задачи:
- обеспечить реализацию инновационных стратегий;
- ориентировать педагогов на самообразование, саморазвитие, самосовершенствование;
- создавать условия для роста профессионального мастерства, компетентности и творческого потенциала каждого специалиста.
Одним из условий качества обучения и воспитания дошкольников, является профессиональное мастерство педагогов. На основании федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования и «Профессионального стандарта педагога» выделили следующие требования, на основании которых необходимо переработать программу по повышению профессионального мастерства.
Содержание | |
Профессиональные |
|
Личные |
|
Учитывая новые требования к педагогу ДОУ. Администрацией ДОУ было принято решение разработать обновлённый проект программы повышения профессионального мастерства педагогов. В параграфе представлен опыт разработки проекта программы по повышению профессионального мастерства педагогов.
Структура проекта программы
I Введение
II Цели и задачи
III План мероприятий повышения квалификации педагогов ДОУ
IV Содержание и реализация программы
V Организационно - методическое сопровождение программы
VI План – карта реализации основного периода программы ДОУ на учебный год
VII Формы методической работы ДОУ по повышению профессионального мастерства педагогов
VIII Прогнозируемый результат обновленной программы
I Введение
Успешное воспитание дошкольников напрямую связано с индивидуально-личностными и профессиональными качествами воспитателя, среди которых организованность, повышение самооценки и профессиональной компетенции, нацеленность на результат. От профессионализма педагогов напрямую зависит уровень развития творчества детей, их готовность к обучению в школе и к жизни.
Наиболее ценным сотрудником для любого дошкольного учреждения является педагог, находящийся на стадии профессионализации, который умеет решать простые и сложные задачи, имеет свой индивидуальный, неповторимый стиль деятельности.
Этот проект, направленный на всестороннее повышение компетентности и профессионального мастерства каждого педагога, ориентирован, прежде всего, на развитие и повышение творческого потенциала педагогического коллектива в целом, а, в конечном счете, — на повышение качества и эффективности образовательного процесса.
II Цели и задачи
Цели и задачи можно различать по отношению к конкретному педагогу детского сада, по отношению к педагогическому коллективу в целом с учетом новых стандартов: дошкольного образования и профессионального стандарта педагога.
По отношению к конкретному педагогу целью проекта является формирование индивидуальной, авторской высокоэффективной системы педагогической деятельности. Реализация этой цели предполагает следующие задачи:
- обогащение знаний педагогов;
- развитие ценностных ориентиров, убеждений, мотивов к творческой деятельности;
- развитие профессиональной мобильности педагогов, раскрывающей новые возможности самореализации, повышающей ценность и конкурентоспособность педагогического труда.
По отношению к педагогическому коллективу целью является формирование положительного отношения коллектива к изменениям в профессиональной сфере деятельности. Цель достигается путем решения задач:
- выработка единой педагогической позиции, ценностей, традиций;
- организация анализа и самоанализа;
- выявление, обобщение и распространение передового педагогического опыта;
- приобщение коллектива к научно-исследовательской деятельности.
Обновленный проект программы выполняет также посреднические функции между дошкольным образовательным учреждением и более широкой системой непрерывного образования. Это осуществляется путем:
- распространения опыта работы своего дошкольного учреждения (посредством организации семинаров-практикумов, методических объединений, дней открытых дверей и т.п.);
- изучения опыта работы других педагогических коллективов.
Участники проекта: заведующий, старший воспитатель, учитель-логопед, инструктор по физическому воспитанию, музыкальный руководитель, воспитатели, родители, детский коллектив.
III План мероприятий повышения квалификации педагогов ДОУ
Цель: создание эффективной системы повышения квалификации педагогических кадров, ориентированных на формирование успешной, здоровой, социально адаптированной личности, ориентированной на общечеловеческие ценности, владеющей необходимыми знаниями для дальнейшего бучения с учетом индивидуальных способностей
Задачи первого этапа:
1.Создание эффективной системы повышения квалификации кадров в ДОУ на нормативно-правовой основе.
2. Повышение уровня квалификации кадров через прохождение квалификационных курсов.
Задачи второго этапа:
1.Повышение уровня результативности усвоения программ путем внедрения новых информационных технологий в учебный процесс.
2.Формирование системы мотивации и стимулирования индивидуальной исследовательской деятельности педагогов средствами маркетинга.
Задачи третьего этапа:
1.Выявление проблем связанных с организацией системы повышения квалификации.
2.Анализ деятельности и разработка дальнейших путей повышения квалификации педагогов.
Направление деятельности | Исполнители | Сроки | ||
2015- 2016 | 2016- 2020 | |||
1.Создание нормативно-правовой основы повышения квалификации работников ДОУ. | 1.Систематизировать нормативно-правовые документы проведения аттестации работников ДОУ. 2.Разработка локальных актов и обновление должностных инструкций, регламентирующих деятельность ДОУ и педагогических кадров. | Заведующая, старший воспитатель психолог | ||
2.Внедрение новых информационных технологий в учебный процесс через: | 2.1. Разработка модели методической работы в учреждении; 2.2.Разработку педагогами перспектив, целей и задач образовательной деятельности; 2.3. Определение программы работы и обеспечение преемственности в работе с коллегами; 2.4.Участие каждого специалиста ДОУ в мониторинге используемой программы и ее диагностике. | Заведующая, Старший воспитатель, педагог-психолог, узкие специалисты | ||
3.Обеспечение управления и контроля педагогического процесса компьютерными программами, тестами и технологиями. | 3.1.Создание банка управленческих и диагностических программ по каждому ведущему виду деятельности педагогического коллектива. 3.2.Отслеживание результативности индивидуальной исследовательской деятельности педагогов. | Заведующая, старший воспитатель, психолог | ||
4.Разработка диагностических карт профессионального мастерства и определение личных потребностей сотрудников в обучении. | 4.1. Проведение самоанализа 4.2.Составление индивидуальных перспективных планов повышения квалификации педагогов 4.3. Работа над персональными темами по самообразованию педагогов | Заведующая, старший воспитатель | ||
5.Повышение квалификации сотрудников | 5.1.Своевременное обучение всех сотрудников: - на курсах повышения квалификации в ГАОУ «Институт развития образования РТ» 5.2.Апробация новых форм повышения квалификации сотрудников (дистанционное обучение, вебинары и др.) 5.3.Увеличение количества работников имеющих квалификационные категории (первую, высшую). | Заведующая, старший воспитатель | ||
6.1.Трансляция опыта педагогов через: | 6.1.Участие в семинарах-практикумах, выступления на педагогическом совете (на уровне учреждения); 6.2.Районные конференции и семинары; 6.3.Участие в конкурсах профессионального педагогического мастерства, мастер-классы; 6.4.Организация наставничества; 6.5.Ведение Портфолио (документ профессиональных достижений); 6.6.Печатные издания, сайт детского сада и другие Интернет-сайты и цифровые образовательные ресурсы. | Заведующая, старший воспитатель | ||
7.Выявление проблем связанных с организацией системы повышения квалификации. | 7.1.Анализ деятельности коллектива. 7.2.Разработка дальнейших путей повышения квалификации | Заведующая, старший воспитатель, психолог |
IV Содержание и реализация программы
Проект программы, рассчитанный на два учебных года, включает в себя три этапа.
Второй этап | Третий этап | |
Целью является активное стимулирование мотивации педагогов, развитие у них адекватного представления о собственной деятельности и профессиональной мобильности, необходимой для самореализации в профессии. Он включает следующие мероприятия: - анализ и обобщение имеющегося в учреждении опыта работы по заявленной теме; - психолого-педагогический мониторинг способностей педагогов; - формирование мотивационной готовности родителей к участию в конкурсах; - включение в процесс планирования педагогов дошкольного образовательного учреждения, что способствует: -повышению у педагогов личной заинтересованности в реализации конкурсной деятельности; -развитию активности и организаторских способностей педагогов ДОУ и созданию положительного микроклимата. - проведение тестирования, обучающих занятий, семинаров для педагогов с целью повышения их профессиональной мотивации, творческой инициативности и формирования умения социального позиционирования себя в профессии; -разработка тематики и определение направлений проекта на основе содержания конкурсной деятельности. | Работа по раскрытию перед педагогами новых возможностей самореализации, повышающих их ценность как профессионалов. -оформление позитивного педагогического опыта, подлежащего распространению; -участие педагогов, детского коллектива и родителей в конкурсах образовательной системы разного уровня; -мастер-класс по представлению и защите профессионального опыта педагогов на мероприятиях разного уровня; -подготовка фото- и видеоматериалов для достижения личностных целей и целей учреждения в целом; -помощь в подготовке презентаций созданной методической продукции и творческих отчетов о результатах работы; -представление материалов творческого труда на заседаниях педагогического совета ДОУ; -проведение открытых мероприятий для педагогов городской образовательной системы. | Заключительный этап, цель которого - закрепление конкурентоспособности сотрудников ДОУ в широких педагогических кругах. Проводится оценка результатов работы всех участников проекта (на основании самоанализа), обрабатываются и оформляются все материалы, создается методическое пособие для внедрения данной модели в практику работы дошкольного учреждения. |
V Организационно - методическое сопровождение программы
Для выявления способностей педагогов к развитию проводим анкетирование (приложение 2), по результатам составляем итоговую таблицу, где продумываем систему работы с педагогами. Все это помогает нам спланировать предварительную работу, подготовить коллектив к реализации проекта.
Подобранные практические занятия помогают организовать самообразование педагогов и повысить его эффективность. Участвуя в занятиях, педагоги могут самостоятельно выстроить свою деятельность по приобретению новых знаний.
Основным компонентом в данном проекте являются конкурсы. Необходимость конкурса «вызревает» в самой практике работы, подсказывается современностью. Конкурс проходит в несколько этапов. Этапы проведения конкурса могут быть едины для всех планируемых конкурсов.
Оказание технической поддержки на всех этапах конкурса. Провести тренинги для участников конкурса, во время которых они как бы проживают все его этапы (мастер-класс, конкурсное занятие, публичная консультация, самоанализ), получают ответы на интересующие их вопросы. Целый цикл занятий посвящать психологической подготовке к участию в испытаниях: отрабатывать навыки публичного выступления, искать способы эффективного воздействия на аудиторию, такие как имидж - это визитная карточка конкурсанта. Такие занятия помогают участникам быстрее адаптироваться к условиям проведения конкурса.
Педагоги на таких встречах получают рекомендации по следующим темам:
- Защита проекта.
- Требования к написанию эссе.
- Проведение учебного занятия и самоанализа.
- Использование информационных технологий.
Основной этап проекта состоит из конкурсов, которые ориентированы на возможности всего учреждения, уровень работы, индивидуальные особенности педагогов. Темы конкурсов помогают педагогам расширить и углубить их знания, совершенствуют их профессиональный уровень.
Содержание и тематика конкурсов, прежде всего, зависят:
- от годовых задач, стоящих перед детским садом;
- приоритетных направлений развития: физкультурно-оздоровительная и художественно-эстетическая;
- интересов педагогов;
- реализация внедрения ФГОС;
- повышение квалификации педагогов.
VI План – карта реализации основного периода программы ДОУ на учебный год
Цель | Сроки | |
Методическое сопровождение педагогов | Оказание помощи педагогам | В течение года |
Расстановка кадров по группам | Закрепление педагога с определенной возрастной группой | Август-сентябрь |
Конкурс – конкурса «Подготовка к новому учебному году» | Создание предметно-развивающей среды в связи с требованиями ФГОС | Начало учебного года август-сентябрь |
Профессионального мастерства: «Дебют» (для молодых специалистов), | Повышение престижа профессии педагога и участие в городском конкурсе профессионального мастерства | Сентябрь-октябрь |
Аттестация педагогических работников | Повышение квалификации педагогов | В течение года |
Участие в городских конкурсах, в том числе и профессиональных, методических объединениях, научно-практических конференциях | Повышение профессионального мастерства педагогов, презентация опыта работы, обмен опыта с другими участниками образовательных событий | В течение года |
Организация дополнительного образования в ДОУ. Хореографический кружок «Солнышко» и театральный «Светлячок» | Развивать художественно-эстетические и физические качества детей посредством кружковой деятельности. | В течение года, 1 раз в неделю |
Организация мероприятий досуга и праздника | Раскрытие творческого потенциала педагогов, привлечение детей в творческую и познавательную деятельность, привлечение родителей в воспитательно-образовательный процесс ДОУ | В течение года, тематические праздники, реализация проектов |
Педсоветы, консилиумы, семинары, семинары-практикумы, мастер-классы, смотры-конкурсы и выставки, изучение передового педагогического опыта | Создание условий для демонстрации педагогического опыта работы, что способствует повышению профессиональной компетентности педагогов | В течение года |
На всех этапах проводится систематическая работа по внедрению стандарта дошкольного образования, отрабатываются механизмы внедрения, происходит знакомство и обучение педагогов с нормативными документами, регламентирующими образовательную деятельность.
В особую структуру модели методической службы выделено три педагогические мастерские:
- «Школа молодого педагога»,
- «Школа передового опыта»,
- «Школа высшего педагогического мастерства».
Особенности педагогических мастерских, функционирующих в ДОУ.
«Школа передового опыта» | «Школа высшего педагогического мастерства» | |
Помогает адаптироваться начинающим воспитателям, выработать собственную систему воспитания. В современной ситуации к числу приоритетных ценностей относятся независимость, свобода выбора, возможность творческого поиска. Большинство молодых педагогов нуждаются не столько в наставничестве, сколько в возможности получить методическую, психолого-педагогическую, управленческую и другую информацию. Поэтому основными задачами «Школы молодого педагога» являются: формирование и воспитание потребности у молодых педагогов непрерывного самообразования; помощь педагогу с опорой на достижения педагогической науки и передового педагогического опыта; стимулирование развития индивидуального стиля творческой деятельности педагога. | Значимость заключается в ее открытости для всех коллег. Каждый преподаватель имеет возможность непосредственного вхождения в творческую лабораторию «Мастер-класс». Внутри данного объединения проходят беседы, изучаются современные методы и приемы работы, осуществляется взаимное посещение занятий и тщательный анализ. Такое творческое содружество совершенствует работу всех педагогов. Общение «на равных» опытных и начинающих педагогов, глубокая заинтересованность каждого каждым способствуют созданию в коллективе творческой атмосферы, стимулируют педагогический поиск, что, в конечном счете, обогащает образовательный процесс. | Деятельность направлена на организацию научно-экспериментальной и опытно-исследовательской работы по апробации новых концепций, идей, проектов, программ, внедрения реального дипломного проектирования в осуществлении поставленных задач. Говоря о внесении изменений в структуру методической деятельности, стоит отметить, что методический кабинет становится центром научно-методической работы, где формируется профессиональная культура педагога. |
Материал методического кабинета можно рассортировать на несколько разделов:
- нормативные и инструктивные материалы,
- методические материалы,
- методическая и справочная литература,
- дидактический и наглядный материал,
- ТСО.
Помимо педагогических мастерских, являющихся одним из вариантов методической работы, также можно выделить следующие формы:
VII Формы методической работы ДОУ
по повышению профессионального мастерства педагогов
Эти формы разработаны с учетом дифференцированного подхода к профессиональному мастерству педагогов. Среди них есть формы только для молодых и малоопытных педагогов, и есть формы, которые рекомендуются для педагогов мастерства еще не достигших, но способных его достичь.
Система непрерывного образования педагогов предполагает разработку образовательных программ для отдельных групп педагогов, объединяющихся по личностным качествам, психологической совместимости, по степени заинтересованности.
Либо есть другой вариант: для каждого педагога разрабатывается «Индивидуальная программа творческого развития».
Структура ее написания общепринята. Она включает в себя:
1) учебный план;
2) учебно - тематический план;
3) содержание каждого занятия;
4) перечень заданий для самостоятельной работы;
5) перечень тем для самостоятельного изучения;
6) формы отчетности.
В ДОУ отработаны этапы профессионального развития педагога по осуществлению перестройки мышления педагогов для подведения их к самостоятельной формулировке противоречия между возможностями системы и современными требованиями к подготовке выпускника. (Приложение № 2 Этапы профессионального развития педагогов ДОУ)
Далее организационный этап программы предполагает:
- Пополнение воспитателями базовых научных и методических знаний.
- Развитие исследовательских умений воспитателей.
- Организация взаимодействия занятий, круглых столов, защит программ, творческих отчетов и т. д.
Таким образом, из предложенных форм работы, мы остановимся подробнее на одном. «Проектные команды» сравнительно новая форма работы в ДОУ, но уже зарекомендовала себя, как весьма эффективная. Данная форма работы нами осваивается едва ли больше года. Работа над проектами вообще вызывала много вопросов и сложностей, например, целеполагание, формы проведения, этапы разработки, а так же техническое оформление. Для успешного освоения проектирования, мы предложили педагогам схему, по которой они выстраивали свою деятельность.
Результаты достижения, по освоению метода проектов: создали мини-уголок природы на территории ДОУ совместно с педагогами, детьми и родителями, ответственный педагог обобщила опыт работы на краевой конференции по экологическому воспитанию детей. Этот проект представили на заочном этапе смотра-конкурса территорий. Неоднократно представляли проект на всероссийских конкурсах.
Разработали и провели проект «В поисках здоровья» с участием педагогов, детей и родителей. Все механизмы проведения были прописаны. Данный проект был представлен на всероссийских конкурсах.
В младшей группе обобщен опыт работы по художественно-эстетическому воспитанию детей. Проект так же участвовал во всероссийском конкурсе.
Педагоги активно осваивают метод проектов вместе с детьми, например, «Я – исследователь», «Пернатые друзья», «Мы – наследники республики», «Мы – патриоты родного края». Работа над проектом педагога и детей строится по таким же этапам, но здесь значение имеет возраст и способности детей.
Таким образом, работая в «проектных командах» педагогов ДОУ в частности над проектом, педагоги не просто осваивают новые формы и методы работы, они делятся своим опытом, узнают новое, тем самым повышая свое профессиональное мастерство.
Структура участия в «проектных командах»
Цель: обеспечение практической готовности педагогического коллектива к освоению новшеств.
Содержание деятельности:
1.Промежуточная диагностика уровня инновационного потенциала педагогического коллектива.
2. Совершенствование системы научно-методической работы, её организация.
Качество воспитательно-образовательного процесса в ДОУ зависит не только от целей и задач, которые поставлены перед педагогическим коллективом ДОУ, но и в значительной мере от профессиональной компетентности кадров, реализующих эти цели на практике.
Поэтому уровень методической работы, её эффективность во многом определяют профессиональную готовность кадров к реализации образовательной программы ДОУ.
В нашем учреждении активно применяем метод Мозговой штурм, презентация, а так же командный метод.
Командный позволяет «заставить» людей действовать в одной команде для разработки в кратчайшие сроки конкретных реализуемых предложений, нацеленных на решение проблемы.
При использовании этого метода каждый педагог может:
- сосредоточиться на содержании;
- действовать целенаправленно;
- сохранить возможность для импровизации;
- проявить самостоятельность каждому участнику обсуждения;
- проводить обсуждение в свободной и коллегиальной обстановке.
Метод непроизвольно создает коллегиальную обстановку, не опрос или выступление по очереди, а решение в процессе работы.
Метод «Мозговой штурм» или «Мозговая атака» (brainstorming) – процедура группового креативного мышления, точнее – это средство получения от группы лиц большого количества идей за короткий промежуток времени.
В нашем детском саду этот метод активно применяется на заседаниях творческой группы для обсуждения плана или проведения различных мероприятий: детских каникул, соревнований, педагогических конкурсов, методических объединений и др.
Все перечисленные методы достаточно эффективны. После их применения выявляются позитивные изменения общего уровня профессиональной компетенции педагогов.
Применение интерактивных методов обучения позволило создать условия для самостоятельной и творческой работы педагогов, познакомиться с предлагаемым опытом работы, развить умение работать коллективно, плодотворно сотрудничая друг с другом, повысить их педагогическую компетентность, активизировать деятельность педагогов на педсоветах и семинарах, заинтересовать их в участии в профессиональных конкурсах не только муниципального, но и регионального уровня.
Следующий пункт плана на практическом этапе:
3. Создание внутрисадовской системы повышения квалификации (теоретические семинары, деловые игры, практикумы, творческие группы и т. д.). Для того чтобы работа носила системный характер необходимо уделять большое внимание изучению профессионального потенциала педагогов ДОУ.
Здесь поможет создание методического паспорта воспитателя ДОУ. Методический паспорт воспитателя – это своеобразный паспорт методического мастерства педагога ДОУ, который даёт целостное представление о каждом педагоге (рассчитан он на 5 лет). А также помогает сократить бумажный поток документации. Структура его такова: (Приложение №3 Структура методического паспорта педагога ДОУ).
Методический паспорт педагога позволяет адекватно оценить результаты профессионального роста и позитивных изменений в деятельности каждого члена педагогического коллектива.
Далее на практическом этапе реализации программы следует:
4. Совершенствование структуры управления в условиях работы в инновационном режиме, активное участие педагогов и принятие управленческих решений.
Активизации профессионального потенциала педагогов придаём огромное значение. Создание стимулирующих мероприятий преследует разные цели: от признания и самовыражения до получения вознаграждения разного уровня. В МБДОУ существует система мер поощрения творческих педагогов, проводятся смотры - конкурсы профессионального мастерства, на лучшую постановку воспитательно-образовательной работы, на обогащение предметно-развивающей среды, различные выставки и др.
В своей деятельности администрацией используются все виды контроля, применяются различные методы диагностики: наблюдения, анализ документации, анкетирование, изучение продуктов детской деятельности, экспресс-анализ достижений и продвижения детей.
Используем следующие методы управления коллективом:
- методы экономического стимулирования:
- доплата за активное участие, высокие показатели,
- разовые премии
- административные методы:
- рациональная расстановка кадров,
- указы, распоряжения в рамках деятельности ДОУ.
- психолого-педагогические методы воздействия:
- совет, просьба, пожелания,
- стимуляция творческой активности, инициативности сотрудников,
- воспитание чувства коллективной ответственности и самосознания.
Методы общественного воздействия:
- вовлечение сотрудников и родителей в управление ДОУ,
- развитие демократического стиля в процессе работы и выстраивании стратегии развития ДОУ,
- обеспечение свободы личности каждого педагога.
5. Разработка педагогами авторских программ, проектов, специальных семинаров.
6. Активное участие педагогов в методической работе на уровне города:
- работа в составе проблемно-творческих групп;
- участие в работе научно-практических конференций;
- обобщение опыта своей работы в виде публикаций;
- участие в выставках материалов передового педагогического опыта.
Контрольно-оценочный этап реализации «проектных команд»
Цель: выявление рассогласования между желаемым и реальным уровнями инновационного потенциала педагогического коллектива.
Содержание деятельности:
1. Диагностика уровня инновационного потенциала педагогического коллектива.
Оценка в системе показателей:
- восприимчивость педагогов к новому;
- подготовленность к освоению новшеств;
- степень новаторства педагогического коллектива;
- степень творческой активности;
- развитость коммуникативных связей.
2. Установление причин рассогласования между желаемыми и реальными уровнями инновационных потенциалов.
3. Составление программы деятельности педагогического коллектива по дальнейшему развитию инновационного потенциала.
Эффективность деятельности педагогического коллектива ДОУ по развитию инновационного потенциала будет достигнута, если конструировать ее, как динамический процесс, характеризующийся преемственностью его этапов в соответствии с содержанием, формами и методами работы, нацеленными на развитие инновационного потенциала педагогического коллектива ДОУ:
- последовательно развивать восприимчивость педагогов к новшествам;
- обеспечивать их подготовленность к освоению новшеств;
- повышать уровень новаторства и творческой активности воспитателей в коллективе;
- обеспечивать психолого-педагогические и организационно-педагогические условия развития педагогов ДОУ.
VIII Прогнозируемый результат обновленной программы
В результате внедрения проекта программы в практику работы учреждения мы предполагаем, что:
- уровень инициативности, творческой активности педагогов преобразуется в процесс активизации их саморазвития и профессионального роста;
- изменится социальное позиционирование педагогов вследствие интеграции в профессиональное сообщество через повышение умения презентовать свой опыт работы;
- повысится уровень воспитательно-образовательной работы в ДОУ;
- возрастет имидж ДОУ;
- реализуются требования к профессиональным компетенциям педагога;
- закрепление и успешная деятельность молодых педагогов;
- повышение квалификации и наращивание кадрового потенциала.
Обновленный проект программы по управлению повышением профессионального мастерства педагогов ДОУ, в основу которого положены важные качества, выделенные из федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования и профессионального стандарта педагога. Существующие формы работы по повышению профессионального мастерства педагогов в ДОУ: педагогический совет, участие в мастер-классах, участие в конкурсах профессионального мастерства, прохождение курсовой подготовки, аттестация педагогических кадров успешно реализуется. В опыт учреждения внедрен метод проектов, который позволяет педагогам раскрывать творческий потенциал, реализовывать образовательную программу, формировать у детей предпосылки учебной деятельности, зарекомендовал себя одним из эффективных по повышению профессионализма педагогов.
Выводы по II главе
Во второй главе «Опыт разработки проекта программы в управлении повышением профессионального мастерства педагогами ДОУ» проанализированы Стандарт дошкольного образования и профессиональный стандарт педагог, которые предъявляют одинаковые требования к профессионализму педагога, в частности воспитателя. Регламентируют идентичные компетенции, предъявляемые к педагогу. Исследуя стандарты, мы выделили важные требования, предъявляемые к профессионализму педагога ДОУ.
Перечень требований: трудовых действий, организации образовательно-воспитательного процесса, умения и знания, личные и профессиональные качества воспитателя, выделенные из профессионального стандарта педагога и федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования были положены в основу обновленного проекта программы повышения профессионального мастерства педагогов ДОУ. Предлагаемые формы работы станут условием для развития профессионализма педагогов.
В ДОУ обновлен проект программы по управлению повышением профессионального мастерства. Данный проект доработан в связи с условиями модернизации дошкольного образования, определяемые ФГОС дошкольного образования и Профессиональным стандартом педагога.
Заключение
В современных условиях изменения системы дошкольного образования важное место занимает профессиональное мастерство педагогов. Профессиональное мастерство включает в себя различные характеристики, такие как, высокое овладение знаниями и умениями профессиональной деятельности, владение различными технологиями, профессиональное мастерство формируется на основе педагогического опыта. Следует отметить такие качества, как высокую квалификацию и компетентность, надежность и ответственность, технологическую культуру и самодисциплину, связано с профессиональным творчеством.
Проанализировав Стандарт дошкольного образования и профессиональный стандарт педагога, которые предъявляют одинаковые требования к профессионализму педагога, в частности воспитателя. Регламентируют идентичные компетенции, предъявляемые к педагогу. Исследуя стандарты, мы выделили важные требования, предъявляемые к профессионализму педагога ДОУ.
Перечень требований: трудовых действий, организации образовательно-воспитательного процесса, умения и знания, личные и профессиональные качества воспитателя, выделенные из профессионального стандарта педагога и федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования, были положены в основу обновленного проекта - программы повышения профессионального мастерства педагогов ДОУ. Предлагаемые формы работы станут условием для развития профессионализма педагогов.
На основании полученных результатов, нами обновлен проект - программы по управлению повышением профессионального мастерства. Данный проект доработан в связи с условиями модернизации дошкольного образования, определяемые ФГОС дошкольного образования и Профессиональным стандартом педагога.
Список литературы
1.Акмеологический словарь / Под общ. ред. А.А. Деркача. – М.: Изд-во РАГС, 2004. – 161 с.
2.Аншукова Е.Ю. Аналитическая деятельность старшего воспитателя.// Управление ДОУ. - 2004. - №3. с. 29 - 32.
3.Багаутдинова С.Ф. Особенности методической работы в современном ДОУ. // Управление ДОУ. - 2004. - №3. с. 82 - 85.
4.Белая К.Ю. 300 ответов на вопросы заведующей детским садом / К.Ю. Белая. - М.: ООО АСТ, 2003. - 393 c.
5.Белая К. Ю. Методическая работа в ДОУ. Анализ, планирование, формы и методы. - М., 2008.
6.Белая К. Ю. Педсовет в ДОУ. Подготовка и проведение. - М., 2008.
7.Беляева В.А. Петренко А.А. Деятельность педагога - методиста в системе муниципального образования /В.А. Беляева, А.А. Петренко М.: АРТИ, 2004. - 160 с.
8.Беляева И. В. Система работы старшего воспитателя с молодыми специалистами// Справочник старшего воспитателя дошкольного учреждения. - 2008. - № 12.
9.Васильева А.И., Бахтурина Л.А., Кобитина И.И. Воспитатель-методист детского сада. - Минск, 2005.
10.Виноградова Н. А., Микляева Н. В. и др. Методическая работа в ДОУ. Эффективные формы и методы: методическое пособие. - М., 2005.
11.Волобуева Л. М., Мирко И. А. Активные методы обучения в методической работе ДОУ// Управление ДОУ. - 2006. - № 6.
12. Даль В.И. Толковый словарь русского языка. Современная версия. – М.: Изд-во Эксмо, 2002. – 640с.
13. Дуброва В.П., Милошевич Е.П. Организация методической работы в дошкольном учреждении / В.П. Дуброва, Е.П. Милошевич. - М.: Новая школа, 1995. - 124 с.
14.Зинкевич Е., Зенченко С. Старший воспитатель: система работы по повышению квалификации педагогов//Дошкольное воспитание. - 2003. - № 5.
15.Кузнецова Е. Б., Волкова С. М. Влияние новых форм методической работы на повышение профессиональной компетентности педагогов ДОУ// Управление ДОУ. - 2009. - № 7.
16.Кутузова И.Повышение квалификации педагогов ДОУ в современном педагогическом пространстве// Дошкольное воспитание. - 2005. - №9.
17.Ожегов С.И. Словарь русского языка: Ок. 53000 слов / С.И.Ожегов; Под обще. Ред. проф. Л.И.Скворцова. – 24-е изд., испр. – М.: ООО «Издательство Оникс»: ООО «Издательство «Мир и Образование», 2007. – 1200 с.
18.Приказ Минтруда России от 18.10.2013 N 544н "Об утверждении профессионального стандарта "Педагог (педагогическая деятельность в сфере дошкольного, начального общего, основного общего, среднего общего образования) (воспитатель, учитель) "
19.Приказ Минобрнауки России от 17.10.2013 N 1155 "Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования"
20.Электронный ресурс http://premia-rf.ru/
21.Электронный ресурс http://psihotesti.ru/