осокина надежда леонидовна

осокина надежда леонидовна

Диспут «Как развивать инициативу дошкольников на прогулке»
Выполнила: Осокина Н.Л.
Одной из самых актуальных в современной педагогике была и остается проблема формирования у детей самостоятельности и инициативности.
Что же такое инициатива? Инициатива — (от. франц. initiative, от лат. initium — начало) почин, внутреннее побуждение к новым формам деятельности, руководящая роль в каком-либо действии; внутреннее побуждение к новым формам деятельности, предприимчивости; руководящая роль в каких-либо действиях.
Итак, сегодня мы с Вами проведем диспут на тему «Как развивать инициативу дошкольников на прогулке».
Цель: Сопоставить различные точки зрения педагогов по данной теме.
Но сначала я познакомлю вас с законами диспута:
-Диспут - свободный обмен мнениями.
-На диспуте все активны. В споре все равны.
-Каждый выступает и критикует любое положение, с которым не согласен.
-Говори, что думаешь, и думай, что говоришь.
-Главное в диспуте - факты, логика, умение доказывать. Мимика, жесты в качестве аргументов не принимаются.
- Острое, меткое слово приветствуется.
-Перешептывание на месте, неуместные шутки запрещаются.
А сначала давайте настроимся на предстоящую работу, создадим себе хорошее настроение с помощью тренинга «Давайте говорить друг другу комплементы». Каждому участнику, по кругу, мы будем говорить комплементы, начинающиеся на первую букву его имени. Например: Анна – активная, артистичная и т.д.
Начинаем работать.

Что же нужно для развития детской инициативы?
(Высказывания педагогов)
Для развития детской инициативности нужно:
1.Давать простые задания (снимать Страх "не справлюсь"), развивать у детей инициативу.
2. Давать задания интересные или у ребенка есть личный интерес что-то делать.
3. Поддерживать инициативу.
Как вы думаете, какие способы поддержки детской инициативы можно выделить?
(Высказывания педагогов)
Способы поддержки детской инициативы:
- создание предметно-пространственной среды для проявления самостоятельности при выборе ребенка деятельности по интересам;
- выбор ребенком сотоварищей;
- обращение ребенка к взрослым на основе собственного побуждения;

Взрослым необходимо научиться тактично сотрудничать с детьми: не стараться всё сразу показывать и объяснять, не преподносить сразу какие-либо неожиданные сюрпризные, шумовые эффекты и т.п. Необходимо создавать условия, чтобы дети о многом догадывались самостоятельно, получали от этого удовольствие.
Таким образом, для поддержки детской инициативы необходимо:
(Высказывания педагогов)

1. предоставлять детям самостоятельность во всем, что не представляет опасности для их жизни и здоровья, помогая им реализовывать собственные замыслы;
2. отмечать и приветствовать даже минимальные успехи детей;
3. не критиковать результаты деятельности ребенка и его самого как личность.
4. формировать у детей привычку самостоятельно находить для себя интересные занятия; приучать свободно пользоваться игрушками и пособиями;
5. поддерживать интерес ребенка к тому, что он рассматривает и наблюдает.
6. для поддержки инициативы в познавательной, игровой, трудовой деятельности по указанию ребенка создавать для него все необходимые условия;
7. содержать в открытом доступе различные атрибуты к развлечениям;
8. поощрять различные творческие начинания ребенка.
Каким же образом мы, педагоги, дошкольного учреждения может создать эти условия для детей?
Прежде всего, рассмотрим само понятие «детская инициатива». В педагогическом словаре сказано, что понятие «инициатива» можно определить как почин, «первый шаг», к началу какого-нибудь действия.
В разном возрасте инициатива у детей проявляется по разному:
- в 2-3 года приоритетной сферой проявления детской инициативы является исследовательская деятельность с предметами, материалами, веществами;
- в 3-4 года - игровая и продуктивная деятельность;
- в возрасте 4-5 лет - познавательная деятельность, расширение информационного кругозора игровая деятельность со сверстниками;
- в старшем дошкольном возрасте - личностное общение со взрослыми и сверстниками, а также информационно-познавательная инициатива.

Инициатива и самостоятельность у детей дошкольного возраста формируется постепенно, одна за другой. Детская инициатива проявляется в свободной деятельности детей по выбору и интересам. Возможность играть, рисовать, наблюдать, экспериментировать, сочинять и прочее, в соответствии с собственными интересами, является важнейшим источником эмоционального благополучия ребёнка в детском саду.
Давайте вместе обсудим некоторые ситуации, которые происходят на прогулке.
№1 Четырехлетняя Машенька на прогулке набрала мелких камешков,
листьев, шишек, заполнив ими карманы пальто. Решила, что в группе будет
играть.
Воспитатель заметила оттопыренные карманы пальто.
(дискуссия: действия воспитателя по развитию детской инициативы на
прогулке???)
№2 Девочка на прогулочном участке заметила осколки стекла, стала убирать
их. Деятельность ребенка привлекла внимание сверстников.
(дискуссия: действия воспитателя по развитию детской инициативы на
прогулке???) (в труде инициатива примера)
№3 Мальчики сорвали на участке первые одуванчики с целью подарить их
своим мамам.
(дискуссия: действия воспитателя по развитию детской инициативы на
прогулке???)
№4 Несколько детей решили построить берлогу на участке для медведя. Для этого они собрали веточки, которых не хватило для
строительства и они стали ломать ветки с деревьев.
(дискуссия: действия воспитателя по развитию детской инициативы на
прогулке???)
№5 У детей появилась идея пересадить траву на песочницу.
(дискуссия: действия воспитателя по развитию детской инициативы на
прогулке???)
Какой педагогический смысл вы видите в
сборе природного материала?
Помимо разнообразных игрушек, которые можно купить в магазине, детям необходимы такие, которые можно сделать самим, например из природного материала. Ребенок, обладая фантазией, мысленно превращает находку в желательный образ: листья — в деньги, камешки — в сахар, прутики – в макароны... Играя, ребенок творит, фантазирует,
создает образы.
Самое главное, ребенок впоследствии должен объяснить, чем обусловлен его выбор. В этом вся суть самостоятельности и инициативности: ребенок должен чувствовать ответственность и действовать не спонтанно, а целесообразно.

«В любом человеке могут расцвести сотни неожиданных талантов и способностей, если ему просто предоставить для этого возможность» Дорис Мэй Лессинг
Дошкольник – это, прежде всего, деятель, стремящийся самостоятельно познавать и преобразовывать мир за счет возникающих разнообразных инициатив в решении доступных задач.
И нам с вами нужно «Научить ребенка, т.е. создать ему условия для полного овладения своими собственными способностями».

В конце я хочу сказать, что поддерживая детскую инициативу, познавая и понимая, как развивается, растет, мыслит и чувствует ребенок-дошкольник, мы сможем помочь ему найти свое место в этом сложном мире, развить интересы и способности, все те прекрасные возможности, которые даны ему природой.

осокина н л

Муниципальное автономное дошкольное образовательное учреждение
Центр развития ребенка – детский сад «Аленушка»

Открытое образовательное событие
«Путешествие в страну «Здоровье»
Средняя группа

Воспитатель:
Осокина Н.Л.

п. Селенгинск
2015

Цель: Формировать представление детей о своем здоровье.
Задачи:
- закреплять основные понятия: «здоровье», «правильное питание»; «опасные и безопасные предметы»;
- закреплять знания о средствах, необходимых для обработки ран, познакомить с новым средством – йодом;
- развивать внимание, память, мышление, воображение;
- воспитывать интерес детей к своему здоровью.
Материалы используемые на занятии:
Игрушка Доктор Айболит, муляжи продуктов питания, картинка с изображением двух зубов (веселого и грустного), 2 корзинки, видеозапись Смешарика, кукла Катя, пузырек с йодом, вата, бинт, ватные палочки, аптечка, витамины, 2 цветка (красный и синий), картинки для наклеивания на цветы
Словарная работа:
активизация: здоровье, полезные, вредные, безопасные, опасные
Обогащение : йод, аптечка
Предварительная работа: Беседа «Что могут наши руки», «Как ухаживать за зубами»; Сюжетно-ролевая игра «Больница»; Экскурсия в медкабинет; Чтение художественной литературы «Доктор Айболит», «Мойдодыр»; ООД «Мои руки»;
Ход ООД
- Ребята, послушайте загадку и отгадайте её:
«Всех на свете он добрей,
Лечит он больных зверей,
И однажды бегемота
Вытащил он из болота.
Он известен, знаменит. Это… (доктор Айболит).(игрушка Айболит)
— Я рад вас всех видеть, и желаю вам здоровья. Так обычно говорят люди, приветствуя друг друга. Ребята, а как вы думаете, что же такое здоровье?
Как, по- вашему, значит быть здоровым человеком?
Ответы детей: (быть чистыми, опрятными, с хорошим настроением, не болеть, быть сильными, выносливыми).
Д.А.: Всем известно, всем понятно,
Что здоровым быть приятно.
Только каждый должен знать,
Как ему здоровым стать.
Д.А.: Ребята, а всегда ли вы здоровы? Есть страна – «Здоровье». А давайте мы отправимся в эту страну? Чтобы добраться до этой страны надо пройти разные препятствия. Вы готовы? (ответы детей)
Воспитатель: А на чем мы будем добираться?
Д.А..: Чтоб в путь оправиться, не нужен транспорт нам. Надо просто друг другу улыбнуться, взяться за руки и пожелать «Доброго пути». (дети смотрят друг на друга, улыбаются и желают доброго пути)
В.: Ну, что, ребята, вы готовы отправиться в путешествие? 1-2-3 в «Здоровье» попади!
Воспитатель: Вот мы и попали в страну «Здоровье». Первая полянка «Здоровое питание».
Тридцать два весёлых зуба,
Уцепившись друг за друга
Вверх и вниз несутся в спешке,
Хлеб грызут, грызут орешки.
Д.а.: Ребята, улыбнитесь друг другу и посмотрите, много у вас зубов? Какие вы красивые, когда улыбаетесь.
Воспитатель: Посмотрите, на этой полянке два зуба. Какой это зуб? (показываю веселый зуб)
Дети: Веселый.
Воспитатель: Почему он веселый?
Дети: Он белый, здоровый.
Воспитатель: Какой это зуб? (грустный) А почему он грустный? (показывает грустный зуб)
Дети: У него дырочка, он болеет, у него кариес.
Воспитатель: Для того, чтобы быть здоровым нужно правильно питаться. Как вы считаете, что нужно делать, чтобы сохранить свое здоровье?
— Надо есть много овощей и фруктов, пить молоко (ответы детей)
Д.А.: А все ли продукты, которые мы едим, полезны для нашего здоровья? (ответы детей)
Я думаю, что вы знаете какие продукты полезные, а какие вредные для здоровья. Назовите полезные для здоровья продукты, вредные для здоровья продукты. Сейчас предлагаю вам поиграть в игру: «Полезные и вредные продукты» (дети раскладывают муляжи продуктов питания в две корзины).
Д.А.: Молодцы, я вижу, вы много знаете о здоровом питании.
Воспитатель: Ребята, чтобы попасть на следующую полянку - надо отгадать загадки. Послушайте волшебные загадки, которые перенесут вас на следующую поляну «Правила безопасного поведения».
Загадки об опасных предметах:
Если хорошо заточен,
Всё легко он режет очень-
Хлеб, картошку, свёклу, мясо,
Рыбу, яблоко и масло.
(нож)
Это тесный – тесный дом:
Сто сестричек жмутся в нём.
И любая из сестёр
Может вспыхнуть, как костёр.
(спички)
Я пыхчу, пыхчу, пыхчу,
Больше греться не хочу.
Крышка громко зазвенела:
«Пейте чай, вода вскипела!»
(чайник)
У него полно забот:
Инструмент бывалый –
Не большой, не малый,
Он и режет и стрижёт.
(ножницы)
В Полотняной стране по реке Простыне
Плывёт пароход то назад, то вперёд,
А за ним такая гладь – ни морщинки не видать.
(утюг)
Воспитатель: Молодцы! Правильно все загадки отгадали. Вот мы с вами и на поляне «Правила безопасного поведения».
Видеозапись
Смешарик: Здравствуйте! Давайте с вами поиграем. Я буду задавать вам вопросы, и если вы согласны, то похлопайте в ладоши, а если не согласны, то потопайте.
Игра Полезные и вредные советы

- сидя за столом размахивать ножом и вилкой;
- разговаривать, не прожевав пищу;
- пользоваться салфеткой во время еды;
- брать в рот кнопки, скрепки, иголки;
- играть со спичками;
- закаляться;
- открывать дверь незнакомому человеку;
- брать лекарства без разрешения взрослых;
- выполнять режим дня;
- включать электроприборы без разрешения взрослых;
- становиться на подоконник и высовываться из окна.
Д.А.: Молодцы, не ошибались и правильно отвечали. За это я вам подарю набор картинок (наборы картинок с изображением спичек, ножа, ножниц, утюга, чайника, красок, пластилина, мячика, книги)
Дети: Спасибо, Доктор Айболит!
Воспитатель: Ну что ж пора отправляться на следующую полянку.
Мы зарядку очень любим –
Каждый хочет быть здоров!
Нам зарядка помогает
Реже видеть докторов.
А сейчас мы с вами очутились на спортивной полянке, где сделаем физминутку.
( физминутка под звукозапись)
Сделаем разминку, держим ровно спинку
Голову назад, вперед,
Вправо, влево поворот.
Руки вверх поднять прямые,
Вот высокие какие,
Еще выше потянитесь
Вправо , влево повернитесь.
А теперь танцует таз,
Посмотрите-ка на нас,
Этим славным упражненьем
Поднимаем настроенье.
Дальше будем приседать:
Дружно сесть и дружно встать.
Прыгать нам совсем не лень,
Словно мячик целый день.
В.: Послушайте, ребята, кто-то плачет.
Д.А.: Да это кукла Катя. Что случилось?
Кукла: «Я взяла нож и порезала палец».
Д.А.: Давайте, Кате, обработаем рану.
В: Ребята, чем можно обработать рану? (зеленкой). Но есть еще одно волшебное средство – это йод.
(Показывает пузырек с йодом)
В.: Послушайте стихотворение:
Йод хороший, йод не злой,
Зря кричишь ты: «Ой-ой-ой!»-
Чуть завидев с йодом склянку.
Йод порой, конечно, жжет,
Но быстрее заживет
Йодом смазанная ранка.
Д.А.: Что еще нужно для обработки раны? Вата, бинт, ватные палочки (показывает).
В: Материалы для обработки раны хранятся в аптечке. Это маленькая коробочка, в которой лежат необходимые медикаменты .
-Алеша, где хранятся медикаменты?
Кукла Катя: Спасибо! Мне уже не больно!
Воспитатель: Спасибо, Катя! Чтобы попасть на следующую полянку, нам нужно наклеить картинки. На столе красный и синий цветок. Нужно вспомнить какие предметы для вас могут быть опасными (рассматриваем с детьми картинки) вам надо выбрать картинку, на которой изображен опасный для детей предмет и наклеить его на красный цветок, а на синий цветок наклеить картинки с изображением безопасных предметов.
Д.: Вы правильно выбрали и наклеили картинки. На красный цветок какие наклеили картинки? А на синий?
В.: Молодцы! Какая замечательная у нас получилась памятка о том, что может быть опасно для здоровья. Ребята, давайте подарим эти цветы кукле Кате?
Катя: Спасибо, ребята! Вот мы в стране «Здоровье». За то, что вы достойно прошли все препятствия, я приготовил вам сюрприз- эти эмблемы.
В.: Спасибо!
Д.: Спасибо доктор Айболит!
ДА: Мне очень понравилось с вами путешествовать.
В.: Нам пора возвращаться обратно в детский сад. 123 - в детский сад попади!
В: Скажите, ребята, а вам понравилось в стране «Здоровье»? А что вам больше всего запомнилось из нашего путешествия? (ответы детей)

Добавить запись

Защита от спам-роботов