Конкурс "Учитель года- 2016"

Кобелева Варвара Владимировна
 
Эссе " Я - учитель"

Методический семинар:

"Формирование и развитие общеучебных , исследовательских и интеллектуальных умений учащихся на уроках истории    и  обществознания»
 
 Пояснительная записка  методический семинар   "Формирование и развитие общеучебных , исследовательских и интеллектуальных умений учащихся на уроках истории    и  обществознания».

 

Скачать:


Предварительный просмотр:

Муниципальное  автономное общеобразовательное учреждение

Заводоуковского городского округа                                                        

«Новозаимская средняя общеобразовательная школа

имени Героя Советского Союза В.М. Важенина»

(МАОУ «Новозаимская СОШ»)

 Эссе «Я - учитель»

участника районного конкурса «Учитель года – 2016»

                               

                                                              Кобелева

Варвара Владимировна  

                                                         

                                                               

                                                                     Я - учитель.  

 

Если вы удачно выберете труд                                                          
и вложите в него свою душу,
то счастье само вас отыщет.
К.Д. Ушинский

           Я учитель... Сколько раз повторяла эту фразу! Своим ли, друзьям, знакомым или вовсе не знакомым людям в самых разных обстоятельствах. А сколько внутренних монологов, когда сомнения переполняли душу, начиналось именно этими словами. И понемногу все успокаивалось, находило свое объяснение, вставало на места.  Да, я учитель и всегда хотела им быть. Я мечтала стать хорошим учителем, и потому вопрос о сути этой профессии для меня далеко не праздный.

         Каким должен быть современный настоящий учитель? Каким хочет видеть меня ребенок? Каким хотят видеть меня родители моих учеников? В чём моя миссия как учителя? Без сомнения, хороший учитель всегда учится сам. Учится, работая над собой, учится, когда передает свои знания другим. «Чтобы открыть перед учеником искорку знаний, учителю надо впитать  море света, ни на минуту не уходя от лучей сияющего солнца знаний»  (В. А. Сухомлинский).Работая над собой, я всегда помню о том, что непререкаемым авторитетом для детей должны стать мои личностные качества как педагога, мои знания и жизненный опыт. Лев Толстой однажды выразил такую мысль: «Если учитель имеет только любовь к делу, он будет хорошим учителем. Если учитель имеет только любовь к ученику, как отец, мать, он будет лучше того учителя, который прочел все книги, но не имеет любви ни к делу, ни к ученикам. Если учитель соединяет в себе любовь к делу и к ученикам, он — совершенный учитель».  Все начинается с детства. А детство – с семьи и школы. Семья – это, прежде всего, родители, а в школе таковыми являются учителя. Школа - это особый мир детства. Этот мир тонок, хрупок, обостренно чувствует ложь и фальшь, не прощает ошибок взрослым… Поэтому я, как   учитель,  не только учу детей, но и сама учусь у своих учеников.  Постоянно нахожусь в поисках смыслов и ценностей своей деятельности, принимаю  активное участие в разработке и внедрении  инновационных моделей образовательной системы, успешно использую современные педагогические технологии на уроках. А успех педагогической деятельности, заключается в соблюдении этических принципов, ведь именно этическая культура педагога способствует установлению психологической совместимости учителя с учениками. И основным условием здесь является педагогический такт. Учитель, как никто другой, должен управлять своими чувствами, темпераментом, быть примером для детей – ведь различным проявлением своих эмоций, отношением к людям он передает ребятам подлинную науку высоконравственного поведения. Уверена, бестактность, оскорбительное отношение к детям наносит глубокие душевные травмы, вредит всему делу обучения и воспитания. Снова ссылаюсь на великого педагога: «Будьте доброжелательны!» – советовал В.А. Сухомлинский учителям, относя этот совет к азбуке педагогической культуры.  Настоящий учитель запоминается на всю жизнь. Я думаю, в жизни каждого человека был хороший, добрый, настоящий учитель, тот, который способен понять и простить, помочь поверить в свои силы и поддержать, с которым можно поделиться всем. Только отдав детям несколько лет, познав горький вкус первых ошибок и заметив обилие сорняков на своем педагогическом поле, я поняла философию служения и библейскую мудрость «не многие делайтесь учителями». Строитель может зарабатывать деньги на возведении  школьного здания. А мне, педагогу, необходимо знать, что я построю в умах и сердцах своих учеников! Только личность может воспитать личность. В этом случае единственный выход, а стало быть, и моя миссия учителя — быть просто Личностью.   Причем такой Личностью, за которой хочется идти. Личностью, которую хочется слушать, открыв рот. Как же стать такой личностью или хотя бы приблизиться к этому идеалу? По сути, есть только один путь — постоянно расти в духовном плане, не расслабляться, максимально использовать свои способности и быть настолько же требовательной к себе, насколько и к окружающим. Это с одной стороны, а с другой — давать детям то, что им действительно нужно: простое человеческое тепло, заинтересованность в их судьбе…Хочется сказать вслед за Ш.А. Амонашвили: "Учитель, будь солнцем, излучающим человеческое тепло, будь благодатной почвой для развития  человеческих чувств и сей знания не только в памяти и сознании твоих учеников, но и в первую очередь, в их душах и сердцах…". Повезет тому, кто встретит на своем пути настоящего учителя. В рассказе В.Г. Распутина «Уроки французского» повествование ведется от лица мальчишки, пережившего трудное военное время. Зачем ему какой-то французский? Но учительница Лидия Михайловна, разглядев в ученике способности и характер, трудное полуголодное детство, без устали помогала герою, ее уроки французского стали уроками жизни. И это тоже настоящий учитель, настоящая Личность.

     Современный учитель —  это, безусловно, всесторонне развитый и образованный человек, Профессионал. От меня как учителя-профессионала требуется глубокое и всестороннее знание своего предмета на современном научном уровне. Ученики простят своим учителям и строгость, и сухость, и даже придирчивость, но не простят плохого знания дела... Мастерство учителя-профессионала – это не только научная эрудиция и методическая мудрость педагога, но и тонкое искусство, а  подлинное искусство обучения и воспитания не терпит высокомерия, унижающей строгости, бездушности и формализма, пустых фраз и словесной трескотни, за которыми нет живой мысли и искреннего чувства.   Учитель-профессионал помогает каждому ребенку постигать и проживать жизнь, раскрывая перед ним ее содержание, и вместе восходить на новый уровень развития.       Люди перестают мыслить, когда перестают читать, а учитель перестаёт быть учителем, когда перестаёт учиться. Учитель – вечный Ученик. И я училась. Училась у известных педагогов (А.С.Макаренко, В.А.Сухомлинского, Ш.А.Амонашвили, Л.Н.Толстого), перечитывая их литературное наследие, училась у своих коллег. Нельзя взять чей-то опыт и полностью, один к одному, его повторить. Педагогические образцы не должны вытеснять мысль и собственный поиск. Педагогическим ремеслом можно овладеть, подражая опытным коллегам и следуя методике. Мастерство отличается от ремесла тем, что учитель-мастер задает эталон деятельности. Педагогическое мастерство - это то, чему можно подражать и к чему можно стремиться. Но есть ещё и талант. Настоящему таланту вряд ли стоит подражать. То, что делает талантливый учитель, доступно и посильно лишь ему, как отмеченной талантом личности. Талантом, наверное, можно восхищаться. Можно искать секреты успеха. Вот только заимствовать чужой талант нельзя. Я поняла, что не надо  бояться казаться смешной, не надо бояться  признавать свои ошибки. Не надо бояться учиться у детей. И я учусь у них до сих пор! Школа – особое государство, где сегодняшний день не похож на вчерашний, где каждая секунда – это поиск  нового, небывалого, безумно интересного, где нет места скуке, лени, ссорам и обидам. Мне все время надо быть интересной для окружающих и оставаться такой всегда, мне просто необходимо быть вечным двигателем и генератором идей и задумок. Мне надо торопиться, спешить… В школе  уживаются только самые стойкие, самые терпеливые, искренние, ответственные, самые добрые, самые интересные и яркие  люди! Если перестала зажигать – уходи! В этом государстве ты уже никому не интересна! Ведь это – особое государство! Это – школа!  Сколько бы веков ни прошло над Землей, сколько бы ни было еще впереди, но всегда будут существовать ученики и учителя. Человек может достичь вершин цивилизации, только передавая опыт и знания новым поколениям. Огромную роль в этом процессе играет школа – именно в ней происходит взросление юных граждан нашей страны, а значит – учитель, который формируя личность ученика сам должен быть примером. Учитель с Большой буквы – это Человек и Гражданин…

      Каким же должен быть учитель XXI века? Сегодня много говорят о компетентности учителя, о его профессионализме, индивидуальном стиле работы, об имидже учителя, ведь педагог не только учит, но и воспитывает, а воспитание достойного поколения XXI века –  огромная ответственность и нелёгкий труд. Дети всегда были детьми, а эпоха накладывает на жизнь и характер свой отпечаток. Времена меняются, меняются и дети, но учителю всегда нужно для себя определить смысл своей работы, свои методы. Деятельность учителя – это всякий раз вторжение во внутренний мир вечно меняющегося, противоречивого, растущего человека. Я  всегда стараюсь помнить об этом, чтобы не поранить, не сломать неокрепший росток детской души, ибо никакими учебниками нельзя заменить содружество педагога с детьми.  Быть учителем с большой буквы трудно. Надо отдавать саму себя, жертвовать свободным временем, увлечениями, забывать о здоровье, думать об учениках как о собственных детях, принимать близко к сердцу их проблемы. Быть современным учителем трудно, но возможно. Современный учитель , как и во все предыдущие эпохи, должен быть интересной личностью, справедливым и строгим, понимающим, уважающим и ценящим своих учеников. Современному учителю надо учиться быть счастливым. У счастливого педагога ученики в школе испытывают состояние счастья: какими бы они не были, каждую минуту они чувствуют, что их любят и желают им добра. Счастливый ли я человек? Но когда человек бывает счастлив? Наверное, тогда, когда он доволен жизнью, когда знает, зачем он живет. И я могу с полной уверенностью ответить: «Да! У меня любимая работа. Я работаю в коллективе, где меня окружают творческие люди, всегда готовые поддержать и помочь. Вокруг меня дети, и каждый из них - это своеобразный мир мыслей, взглядов, чувств, переживаний, интересов, радостей, тревог, горестей и забот». Современному учителю нужно учиться быть искренним. Хороший учитель всегда готов признать свои ошибки. «Гораздо благороднее сознать свою ошибку, чем довести дело до неисправимого», - размышлял  Лев Николаевич Толстой. «Миссия учителя» - звучит красиво, гордо, может быть, немного пафосно. Что же это такое? Я заглянула в словарь: миссия – это ответственное задание, роль, поручение. Мне больше нравится слово «роль». Ведь учитель - немного актер, ему отведена роль наставника, воспитателя, проводника знаний. Учитель – это образец, которому подражают дети. Самое главное - это понимать ученика, принимать его таким, какой он есть. Миссия современного учителя – воспитать человека, способного жить и успешно действовать в стремительно меняющемся мире, реализуя свои творческие возможности и уважая других людей.

    Мой выбор – постижение мира вместе с моими учениками, которых родители доверили мне, учителю. Я  обязана вести за собой детей, чтобы они не оставались на обочине, чтобы они не становились ненужными. Я должна  научить своих воспитанников идти трудными дорогами познаний, не ждать готовых решений, а искать и находить знания самим.  Недаром говорил Конфуций:  «Самое прекрасное зрелище на свете - вид ребёнка, уверенно идущего по жизненной дороге после того, как вы показали ему путь».            Таким образом, учитель должен обладать важными навыками, необходимыми для работы в новых условиях, быть компетентным в новых педагогических технологиях, подкованным в новых образовательных документах, а ещё он должен быть искренним, чутким, коммуникабельным и,  главное,   счастливым!  Ведь только у счастливого учителя могут быть счастливые ученики.    

Взяла я правила вот эти,

Чтоб счастье каждому дарить.

Всегда должны смеяться дети,

Ну и, конечно, в мире жить.

И пусть один малыш проказник,

А тот, другой, как ангелок,

Я подарю им светлый праздник,

Я дам им праздничный урок.

 Детей люблю я всей душою

 И для себя я поняла,

 Что не хочу я быть другою,

 Я этот путь сама нашла.

Прислушиваюсь к замечаниям,

 К своим коллегам обращаюсь,

 Хожу на курсы к новым знаниям,

 Собой усердно занимаюсь.

 Педагогическое кредо –

 Любить детей, ценить коллег.

 И главное в моей работе –

 Я – педагог!

 Я – человек!                                


Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

Выполнила: учитель истории и обществознания Кобелева В.В. Муниципальное автономное общеобразовательное учреждение Заводоуковского городского округа «Новозаимская средняя общеобразовательная школа имени Героя Советского Союза В.М. Важенина» « Формирование и развитие общеучебных , исследовательских и интеллектуальных умений учащихся на уроках истории и обществознания » Методический семинар

Слайд 2

Основные задачи современного образования: не просто вооружить выпускника фиксированным набором знаний, а сформировать у него умение и желание учиться всю жизнь; работать в команде; способность к самоизменению и самореализации

Слайд 3

Я как учитель в первую очередь строю образовательный процесс, так чтобы заинтересовать ребенка трудной, но интересной «дорогой» познания, показать ему направление пути, затем, вооружить всеми необходимыми навыками для активного исследования, анализа и преобразования дествительности Цель работы по данной теме: сформировать у обучающихся компетентность в сфере познавательной деятельности, в состав которых входят общие и специальные умения, и сделать детей активными участниками учебного процесса.

Слайд 4

Познавательный интерес – избирательная направленность личности на предметы и явления окружающей действительности. Эта направленность характеризуется постоянным стремлением к познанию и к новым более глубоким и полным знаниям .

Слайд 5

« Единственный путь, ведущий к знанию – это деятельность» Бернард Шоу Деятельностные способности формируются у ребёнка лишь тогда, когда он не пассивно усваивает новое знание, а включён в самостоятельную учебно-познавательную деятельность

Слайд 6

На основании Закона РФ «Об образовании» и «Концепции модернизации российского образования» основными направлениями федеральной и региональной политики в сфере образования являются: формирование у обучающихся ценностно-смысловых, общекультурных, учебно-познавательных, информационных, коммуникативных, социально-трудовых компетенций; формирование информационной культуры личности.

Слайд 7

В соответствии с основными направлениями федеральной и региональной политики в сфере образования я как учитель истории и обществознания внедряею в учебно-воспитательный процесс современные образовательные технологии: технология компетентностно-ориентированного обучения (например, метод проектного обучения); информационно-коммуникационные технологии, которые формируют ключевые компетентности, придают обучению естественный характер, делают школу для ребенка комфортным местом общественной жизни, а учебную деятельность — средством реализации и развития личностных особенностей от уровня образовательного стандарта до творческого .

Слайд 8

Новизна системы моей работы заключается в использовании технологий личностной педагогики в интеграции учебных предметов (информатика, история, обществоведение) и учебных тем в индивидуализации содержания образования активном использовании ИКТ и проектной деятельности

Слайд 9

Самостоятельность – постоянно проявляемая способность достигать цель деятельности без посторонней помощи Универсальные учебные действия

Слайд 10

Сократ Эвристическая беседа Самостоятельность в наблюдении, в речи, в практике. Я. А. Коменский К.Д.Ушинский «Самостоятельность мысли вытекает из самостоятельности знаний» Л.С. Выготский Знания приобретаются в процессе диалога. Центральная роль речи в обучении. Зона ближайшего развития. А.Дистервег Роль самостоятельности в усвоении ЗУН и познавательных интересов. А. Гин Практическая педагогика Научные основы Сократ Эвристическая беседа Самостоятельность в наблюдении, в речи, в практике. Я. А. Коменский К.Д.Ушинский «Самостоятельность мысли вытекает из самостоятельности знаний» А.Дистервег Роль самостоятельности в усвоении ЗУН и познавательных интересов. Самостоятельность в наблюдении, в речи, в практике. Я. А. Коменский К.Д.Ушинский «Самостоятельность мысли вытекает из самостоятельности знаний» Л.С. Выготский Знания приобретаются в процессе диалога. Центральная роль речи в обучении. Зона ближайшего развития. А.Дистервег Роль самостоятельности в усвоении ЗУН и познавательных интересов. Самостоятельность в наблюдении, в речи, в практике. Я. А. Коменский К.Д.Ушинский «Самостоятельность мысли вытекает из самостоятельности знаний» А. Гин Практическая педагогика Л.С. Выготский Знания приобретаются в процессе диалога. Центральная роль речи в обучении. Зона ближайшего развития. А.Дистервег Роль самостоятельности в усвоении ЗУН и познавательных интересов. Самостоятельность в наблюдении, в речи, в практике. Я. А. Коменский К.Д.Ушинский «Самостоятельность мысли вытекает из самостоятельности знаний»

Слайд 11

Интеллектуальный компонент Волевой компонент Эмоциональный компонент дивергентное- творческое конвергентное - алгоритмизированное Мышление Волевая активность инициатива, ответственность Волевое поведение дисциплинированность, организованность Ведущие эмоции уверенность, любознательность, удовлетворение, увлечение Знания Умения Навыки Деятельность: умение ставить цель, планировать, проявлять творчество Модель развития самостоятельности

Слайд 12

Выбор технологии урока Исследовательский Эвристический (частично-поисковый) Проблемного изложения Репродуктивный Объяснительно-иллюстративный Учитель Объясняет, организует восприятие и осмысление учебного материала Объясняет и даёт установку на повторение, запоминание Излагает материал как путь решения проблемы Создаёт ситуацию, требующую, «домыслить» недостающий элемент Организует самостоятельную деятельность по поиску новых знаний Ученики Воспринимают, осмысливают Многократно повторяют, запоминают Следят за ходом мысли учителя, получают образец построения логических рассуждений Ищут недостающую часть, осмысливая уже известные элементы и связи Самостоятельно добывают новые знания Эффективность Высокая скорость изучения материала Выработка навыков Формирование логики познания Формирование умений обнаруживать связи, зависимости Выработка умений самоорганизации познания Методы Классификация методов обучения по характеру учебно-познавательной деятельности (И.Я.Лернер, М.Н.Скаткин )

Слайд 13

10% -Чтение Зрительное и слуховое восприятие –20% Демонстрация – 30% Групповая дискуссия – 50% Практические упражнения – 75% Обучение других (практическое) – 90% 5%- лекция Интерактивная модель обучения Пассивная модель обучения Активная модель обучения Восприятие методов обучения

Слайд 14

Формы работы на уроках групповые индивидуальные парные дифференцированные интерактивные

Слайд 15

Современные образовательные технологии Виды деятельности Метод проектного обучения Ознакомление учащихся с проектным методом. Оказание помощи в постановке целей. Прогнозирование конкретных результатов обучения, воспитания и развития школьников. Выявление и использование способов учебной деятельности, предпочитаемых самими учащимися с учетом их индивидуальных способностей. Консультирование на всех этапах работы над проектом .

Слайд 16

Проектный метод Смысл этой технологии состоит в организации исследовательской деятельности. Проекты бывают различных типов: творческие, информативные, фантастические, исследовательские. Рабочий момент и защита проектов

Слайд 17

Метод проектов Подготовительный этап - исследовательский (ставится проблема перед учащимися, мозговая атака с целью коллективного поиска проблем, определяется цель деятельности) Открытие новых знаний (рекомендуются источники получения информации) Технологический этап (используется метод упражнений т.к. идет формирование у учащихся умений и навыков деятельности) Заключительный этап( коррекция проекта и его защиты, сравнение выполненного проекта с тем, который был задуман, конкурс творческих работ, оценка выполненных проектов должна носить стимулирующий характер- «Познавательный проект», «Веселый проект», «Красочный проект» и т. д.)

Слайд 18

Современные образовательные технологии Информационно- коммуникационные технологии Виды деятельности . Применение учебных электронных изданий по истории, ресурсов сети Интернет Разработка презентаций к урокам истории, лекций-презентаций, тренажеров для фронтальной работы, программ для самообучения учащихся и самоконтроля. Осуществление тестового контроля знаний обучающихся с использованием ПК. Оказание помощи учащимся при подготовке мультимедийных презентаций, проектов

Слайд 19

Информационно-коммуникационные технологии (ИКТ) При организации урока с использованием ИКТ планирую как фронтальную, так и самостоятельную работу, ограничивая её временными рамками, сочетаю работу на компьютере с обсуждением .

Слайд 20

НАУЧНО-ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКАЯ РАБОТА Высшей степенью успешности формирования позитивных мотивов познавательной деятельности являются научно-исследовательские работы с учениками. Желание детей вести собственное исследование является главным показателем того, что деятельность педагога в русле развития познавательной активности дала положительные результаты. Поскольку самостоятельное исследование сопряжено с трудностями объективного характера, требует много времени и усидчивости, Можно быть уверенным, что это уже самостоятельные личности, склонные к поиску и анализу информации, личности, которые будут занимать самостоятельную жизненную позицию, что так необходимо современному российскому обществу.

Слайд 21

Исследовательская технология Даёт возможность развивать знания, формировать умения, расширять опыт творческой деятельности и опыт ценностного отношения имеющихся знаний. Обучающиеся большую часть времени работают самостоятельно, учатся планированию, организации, самоконтролю и оценке своих действий и деятельности в целом. Работа в паре и группе

Слайд 22

Кейс-технология Основана на предоставлении обучающимся информационных образовательных ресурсов в виде специализированных наборов учебно-методических комплексов, предназначенных для самостоятельного изучения (кейсов) с использованием различных видов носителей информации. Применяются телекоммуникационные средства для обеспечения контактов обучающихся с преподавателем и членами учебной группы, а также для обеспечения их дополнительными информационными ресурсами. Существенная роль отводится организации очных занятий (консультаций) в составе группы обучающихся и индивидуально, проводимых специально подготовленным преподавателем –консультации .

Слайд 23

«Ребёнок – это не сосуд, который надо наполнить, а факел, который надо зажечь» Конфуций



Предварительный просмотр:

 Слайд 1  

«Методический семинар»

«Формирование и развитие общеучебных исследовательских и интеллектуальных умений учащихся на уроках истории, обществознания  

     

    Данная разработка   это структурированная совокупность идей (собственных или заимствованных) знаний, представлений, описывающих и обосновывающих профессиональные идеи.
  Слайд 2

               Основные задачи современного образования:
не просто вооружить выпускника фиксированным набором знаний, а сформировать у него умение и желание учиться всю жизнь;

  • работать в команде;
  • способность к
  • самоизменению и самореализации

В современном российском обществе, переходящем на стадию постиндустриального развития, поток информации все более усиливается. Сейчас уже ясно, что главная задача современного педагога – это не дать максимально большее количество знаний, а научить ребенка ориентироваться в реалиях информационного общества, самостоятельно добывать и анализировать информацию. Человек, как существо, идущее по пути наименьшего сопротивления, естественно легче усваивает уже готовые знания, но это тупиковый путь, готовящий исполнителя, но не исследователя, серую массу, но не активную личность. Путь поиска, исследования труден, многих он отталкивает именно своей трудностью, огромными усилиями, которые нужно потратить, чтобы получить крупицу знаний. Достаточно редко встречаются дети, в которых «инстинкт познания» настолько хорошо развит, что подталкивать его не надо – он сам пробьет себе дорогу. Таких детей мы называем гениями, одаренными детьми. Но есть масса других, в которых исследователь либо «спит», либо задавлен вечными «нельзя», «не трогай», «не твоего ума дело». Как разбудить врожденную потребность в познании в таких детях? Как заинтересовать их в постоянном поиске, радости своего маленького открытия? Как сформировать устойчивые позитивные мотивы познавательной деятельности? Поистине вечная проблема, стоящая перед педагогикой. Перспектива заманчива – ребенок будет учиться хорошо не потому, что за плохую «оценку» ругают родители, но потому, что ему это станет необходимо, приятно и интересно. И как результат, мы будем иметь активную личность, активно стремящуюся к самореализации.

 Слайд 3

 Именно поэтому,

Я как учитель в первую очередь    строю образовательный процесс, так чтобы заинтересовать ребенка трудной, но интересной «дорогой» познания, показать ему направление пути, затем, вооружить всеми необходимыми навыками для активного исследования, анализа и преобразования действительности. Цель работы по данной теме: сформировать у обучающихся компетентность в сфере познавательной деятельности, в состав которых входят общие и специальные умения, и сделать детей активными участниками учебного процесса.

Слайд 4

В основе учебной деятельности лежит познавательный интерес. Познавательный интерес – избирательная направленность личности на предметы и явления окружающей действительности.

Эта направленность характеризуется постоянным стремлением к познанию и к новым более глубоким и полным знаниям.

 Слайд 5

«Единственный путь, ведущий к знанию – это деятельность» Бернард Шоу Деятельностные способности формируются у ребёнка лишь тогда, когда он не пассивно усваивает новое знание, а включён в самостоятельную учебно- познавательную деятельность

Слайд 6

     На основании Закона РФ «Об образовании» и "Концепции модернизации российского образования на период до 2010 года" основными направлениями федеральной и региональной политики в сфере образования являются:

формирование у обучающихся ценностно-смысловых, общекультурных, учебно-познавательных, информационных, коммуникативных, социально-трудовых компетенций;

формирование информационной культуры личности.

Слайд 7

     В соответствии с основными направлениями федеральной и региональной политики в сфере образования  я  как учитель истории и обществознания внедряею в учебно-воспитательный процесс современные образовательные технологии:

технология компетентностно-ориентированного обучения (например, метод проектного обучения);

информационно-коммуникационные технологии, которые формируют ключевые компетентности, придают обучению естественный характер, делают школу для ребенка комфортным местом общественной жизни, а учебную деятельность — средством реализации и развития личностных особенностей от уровня образовательного стандарта до творческого.

Слайд  8

 

 Слайд 9

Большое внимание на уроках истории и обществознании уделяю развитию самостоятельности обучающихся.

              Самостоятельность – постоянно проявляемая способность достигать цель деятельности             без посторонней помощи.

Слайд 10

Основы развития самостоятельности беру в научных подходах  великих педагогов.

Сократ, А. Гин, Я.А.Коменский, К.Д. Ушинский, и т.д

 Слайд 11

                Исходя из данных подходов , использую следующую модель развития самостоятельности.

              Слайд 12

При планировании урока  использую методы позволяющие развивать у обучающихся познавательную самостоятельность.

 Выбор технологии  урока

Классификация методов обучения по характеру учебно-познавательной деятельности

(И.Я.Лернер, М.Н.Скаткин)

Исследовательский, эвристический (частично-поисковый,  проблемного изложения, репродуктивный, объяснительно-иллюстративный.

При проведении уроков истории и обществознания, обратила внимания, на эффективность восприятия учебного материала,  и сделала   выводы.

Слайд 13

Слайд 14

Для лучшего результата  восприятия учебного материала, использую  разные формы работы на уроках.

 Групповые, интерактивные, индивидуальные, дифференцированные, парные

Слайд 15

 В своей работе я использую современные образовательные технологии.

Современные образовательные технологии

Виды деятельности

Метод
проектного обучения

Ознакомление учащихся с проектным методом.

Оказание помощи в постановке целей.

Прогнозирование конкретных результатов обучения, воспитания и развития школьников.

Выявление и использование способов учебной деятельности, предпочитаемых самими учащимися с учетом их индивидуальных способностей.

Консультирование на всех этапах работы над проектом.

 Слайд 16

Проектный метод:  Смысл этой технологии состоит в организации

исследовательской деятельности.

 Проекты бывают различных типов:

творческие, информативные, фантастические, исследовательские.

Слайд 17

Метод проектов

  • Подготовительный этап - исследовательский (ставится проблема перед учащимися, мозговая атака с целью коллективного поиска проблем, определяется цель деятельности)
  • Открытие новых знаний (рекомендуются источники получения информации)
  • Технологический этап (используется метод упражнений т.к. идет формирование у учащихся умений и навыков деятельности)
  • Заключительный этап( коррекция проекта и его защиты, сравнение выполненного проекта с тем, который был задуман, конкурс творческих работ, оценка выполненных проектов должна носить стимулирующий характер- «Познавательный проект», «Веселый проект», «Красочный проект» и т. д.)

Проектный метод основывается на концепции деятельностного подхода и позволяет организовать обучение, в котором обучающиеся получают знания в процессе планирования и выполнения творческих заданий – проектов.

     Развивающие цели проектного обучения выражаются в успешном выполнении действий, относящихся к области:

логического мышления (осуществление анализа, синтеза, сравнения; умение строить индуктивные, дедуктивные умозаключения);

поисковой деятельности (нахождение нестандартных приемов решения задач, решение нестандартных задач, разработка плана решения, реализация плана решения с поэтапным контролем своей деятельности, анализ полученных результатов, поиск и отбор наиболее рациональных способов действия).

     Осознавая концепцию современной школы как школы не столько наделяющей выпускников конкретными знаниями и навыками, сколько закладывающей общую базу мышления и культуры, формирующей всесторонне развитого человека, создающей условия для дальнейшего развития в любом направлении, особое внимание уделяю воспитательной цели курса. Главными задачами работы в данном направлении являются:

воспитание инициативы, активности и самостоятельности обучающихся, способности к творческому сотрудничеству с осознанием ответственности за ре

воспитание ответственного отношения к компьютерной технике, информационным системам, к продуктам интеллектуальной деятельности других людей. результаты общего труда;

     Проектная деятельность позволяет проявить себя индивидуально или в группе, попробовать свои силы, приложить свои знания, принести пользу, показать публично достигнутый результат. Это деятельность, направленная на решение интересной проблемы, сформулированной зачастую самими учащимися в виде задачи, когда результат этой деятельности – найденный способ решения проблемы – носит практический характер, имеет важной прикладное значение и, что весьма важно, интересен и значим для самих открывателей.

 Слайд 18

Современные образовательные технологии

Виды деятельности

Информационно-
коммуникационные
технологии

Применение учебных электронных изданий по истории, ресурсов сети Интернет  

Разработка презентаций к урокам истории,  лекций-презентаций, тренажеров для фронтальной работы, программ для самообучения учащихся и самоконтроля.

Осуществление тестового контроля знаний обучающихся с использованием ПК.

Оказание помощи учащимся при подготовке мультимедийных презентаций, проектов.

Слайд 19

При организации урока с использованием ИКТ Как фронтальную ,так и самостоятельную работу, ограничивая ее временными рамками, сочетая работу на компьютере с обсуждением.

Безусловно, интерес представляет и попытка смоделировать исторические события, великие битвы. Используя желание детей смотреть   фильмы, можно ненавязчиво вызвать их интерес к теме или вообще истории, показать, что материал урока может быть легко усвояемым, а затем на этой базе строить ситуацию успеха ребенка.

  Кто-то из детей просто не успевает вникать в суть происходящего на экране, потому что вынужден вслушиваться и привыкать к голосу диктора, ведь у каждого учителя своя манера говорить, а нужно еще что-то запомнить! Я корректирую фразы и подстраиваюсь под ритм жизни, дыхания каждого класса, каждого ребенка, делая паузы и варьируя темп речи, диктор, же этого не делает. Именно поэтому, на мой взгляд, компьютерные технологии никогда не заменят живого учителя, способного чувствовать настрой и настроение ученика. Но не использовать возможности веб-ресурсов в современном образовании просто преступно. Важно использовать их правильно, максимально адаптировано, в необходимых количествах и наилучшего качества. Отдельного разговора заслуживает вопрос о качестве ресурса. Наилучшим является тот, который учитель делает для себя сам, ориентируясь на конкретных детей. Но не менее важно и то, как он будет «подан» детям. Я опробовала такой вариант использования интерактивного ресурса, подразумевающего звуковые ролики [ "От Кремля до рейхстага”, "История российской монархии”, "История России XX век”,  и т. д.] Так же на своих уроках использую ресурсы «Президентской  библиотеки им. Б.Н.Ельцина».    

В процессе объяснения новой темы, причем, на доске заранее записываются вопросы на которые дети должны ответить в результате просмотра ресурса. Таким образом, ученики заранее настраиваются на работу, выделение главного, размышление, а не праздно смотрят ролик. По мере просмотра может возникнуть необходимость записать что-то в тетради, поскольку зачастую пауз в ролике не делается, я считаю необходимым либо приостановить просмотр, а если это не возможно, наложением голоса учителя обратить внимание детей на тот или иной факт. Конечно, внимание детей будет несколько рассеяно, но вскоре, как видно из опыта, они привыкают слушать учителя и диктора одновременно. После просмотра ролика необходимо дать детям время подвести итоги, вновь обратиться к вопросам, заданным в начале объяснения новой темы, позволить им задать вопросы уточняющего характера и затем приступать к обсуждению. Естественно, следует варьировать качественные характеристики вопросов для старших и младших классов, добавляя по мере взросления детей аспекты проблемности.

 Итоги использования компьютерных технологий таковы:

повышение эффективности обучения (развитие интеллекта школьников и навыков самостоятельной работы по поиску информации; разнообразие форм учебной деятельности учащихся на уроке);

осуществление индивидуального подхода в обучении (работа самостоятельно с оптимальной для себя скоростью);

расширение объёма предъявляемой учебной информации;

обеспечение гибкости управления учебным процессом (отслеживание процесса и результата своей работы);

улучшение организации урока (дидактический материал всегда имеется в достаточном количестве);

повышение качества контроля знаний учащихся и разнообразие его формы;

включение учащихся в коллективную деятельность в парах, в группах;

повышение интереса ребенка к изучению предмета и к учению в целом, улучшение качества образования, активизация творческого потенциала ученика и учителя, включение школьников и педагогов в современное пространство информационного общества, самореализация и саморазвитие личности ученика.

Слайд 20

 Научно-исследовательская работа.

     Высшей степенью успешности формирования позитивных мотивов познавательной деятельности являются научно-исследовательские работы с учениками. Желание детей вести собственное исследование является главным показателем того, что деятельность педагога в русле развития познавательной активности дала положительные результаты. Поскольку самостоятельное исследование сопряжено с трудностями объективного характера, требует много времени и усидчивости,   Можно быть уверенным, что это уже самостоятельные личности, склонные к поиску и анализу информации, личности, которые будут занимать самостоятельную жизненную позицию, что так необходимо современному российскому обществу.  

Слайд 21

Исследовательская технология

Даёт возможность развивать знания, формировать умения, расширять опыт творческой деятельности и опыт ценностного отношения имеющихся знаний. Обучающиеся большую часть времени работают самостоятельно, учатся планированию, организации, самоконтролю и оценке своих действий и деятельности в целом.  

В своей работе использую кейс-технологию.

Слайд 22

Кейс-технология

Основана на предоставлении обучающимся информационных образовательных ресурсов в виде специализированных наборов учебно-методических комплексов, предназначенных для самостоятельного изучения (кейсов) с использованием различных видов носителей информации. Применяются телекоммуникационные средства для обеспечения контактов обучающихся с преподавателем и членами учебной группы, а также для обеспечения их дополнительными информационными ресурсами. Существенная роль отводится организации очных занятий (консультаций) в составе группы обучающихся и индивидуально, проводимых специально подготовленным преподавателем –консультации.

  Особенностью технологии является  работа с сase studies

(с «кейсами»), которая включает  анализ или решение конкретных ситуаций по определенному сценарию.

Отличительные особенности:

  • работа в малых группах (3–5 человек);
  • в сжатые сроки обучающиеся должны провести анализ конкретной ситуации, принять решение, выработать рекомендации.
  • Основными этапами кейс-технологии на уроках :
  • 1) подготовка и предоставление учителем учебно-методического материала по изучаемой теме каждому ученику;
  • 2) планомерная и последовательная работа с учащимися по проработке каждого вопроса темы, предполагающая как самостоятельное изучение ребенком отдельных вопросов, так и работу в классе или индивидуальные консультации;
  • 3) обязательное обобщение изучаемой темы учителем, выявление пробелов в изучении отдельных вопросов темы и их устранение;
  • 4) диагностика по окончании изучения темы или раздела
  • ПОЛОЖИТЕЛЬНЫЕ СТОРОНЫ КЕЙС-ТЕХНОЛОГИИ:
  • ученик видит сразу весь объем материала, который необходимо знать по данной теме;
  •  даже в случае болезни ребенок видит пропущенные им вопросы и может поработать над ними самостоятельно;
  •  ребенок может планировать время работы над данной темой;
  •  у части учащихся появляется желание подготовиться к обобщающему уроку как можно лучше, с тем, чтобы выступить в роли консультанта для одноклассников, что непременно оценивается учителем;
  •  к концу учебного года у ученика набирается полный набор учебно-методических материалов по всем изученным за год темам, который он может использовать для повторения и подготовки к экзаменам.

Подводя итог, хочу сказать, что современные ученики обладают более развитыми визуальными способностями, они демонстрируют быструю реакцию, натренированную в игровых реалиях, они способны быстро переключаться с одного задания на другое, им интересно все, что требует исследовательской деятельности. Степень овладения информационными технологиями учащимися несопоставимо выше, чем учителями. И это понятно, утверждает известный психолог Александр Асмолов, «ведь учитель лишь осваивает этот мир, а дети в нем живут». И завершить свою работу мне хочется следующим высказыванием великого китайского мудреца Конфуция

      Слайд 23

«Ребёнок – это не сосуд, который надо наполнить, а факел, который надо зажечь» 

                                                                                                                                        Конфуций