Мои публикации
- 2017 год, публикация в сборнике материалов II Международной научно-практической конференции Современное образование: актуальные вопросы, часть 2
-2019 год, публикация в сборнике методических материалов №2 Управление качеством образования в условиях системных инноваций
-2019 год, публикация в сборнике методических материалов Милләтебез сагында
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
Игровая технология | 317.03 КБ |
Проектная деятельность в обучении дошкольников татарскому языку | 18.38 КБ |
Предварительный просмотр:
ИГРОВАЯ ТЕХНОЛОГИЯ КАК СРЕДСТВО ПРИОБЩЕНИЯ ДОШКОЛЬНИКОВ К НАЦИОНАЛЬНОЙ КУЛЬТУРЕ
Шелудько Н.С.,
старший воспитатель
МБДОУ № 36 «Улыбка»
Необходимость приобщения молодого поколения к национальной культуре трактуется народной мудростью: наше сегодня, как никогда наше прошлое, также творит традиции будущего. Что скажут о них наши потомки? Наши дети должны хорошо знать не только историю Российского государства, но и традиции национальной культуры, осознавать, понимать и активно участвовать в возрождении национальной культуры; самореализовать себя как личность любящую свою Родину, свой народ и все что связано с народной культурой: народные танцы, в которых дети черпают нравы, обычаи и дух свободы творчества в плясках, или устный народный фольклор: считалки, стихи, потешки, прибаутки, пусть это будут народные игры, в которые дети очень любят играть.
Игры являются неотъемлемой частью интернационального, художественного и физического воспитания детей разного возраста. Игра – это школа воспитания. В ней свои «учебные предметы». Одни из них развивают у детей ловкость, меткость, быстроту и силу; другие учат премудростям жизни, добру и справедливости, чести и порядочности, любви и долгу. Игра формирует высокую нравственность.
Опыт работы в детском саду по приобщению детей к русской народной культуре является результатом многолетних наблюдений, практических наработок, в основе которых лежит теория развития ребенка как личность, его социализация. Правильно организованное воспитание и процесс усвоения ребенком опыта общественной жизни, сформированное условие для активного познания дошкольником окружающей его социальной действительности имеет решающее значение в становлении основ личности.
С первых лет жизни ребенка приобщение его к культуре, общечеловеческим ценностям помогают заложить в нем фундамент нравственности, патриотизма, формирует основы самосознания и индивидуальности.
Актуальность данной темы очень велика на современном этапе развития нашего общества, т.к. в России возрождается идеология, т.е. духовность, мораль и нравственность, формируется новая идеология, идет пересмотр старых ценностей.
Время неумолимо требует пересмотра всего того, что сегодня не соответствует требованиям живительного процесса обновления. «Народ, который не знает своей культуры и истории — презрен и легкомыслен» Н.М.Карамзин.
С раннего возраста начинаем знакомить детей с родной культурой, родной речью, произведениями устного народного творчества, это способствует развитию духовного, нравственного, эстетического воспитания и в будущем они сумеют сохранить все культурные ценности нашей Родины и России, будут жить, даря миру громадное количество талантов, которыми восхищались, и будут восхищаться в России.
Поэтому учебно-воспитательная работа должна включать в себя нравственные идеи, осуществляться в разнообразных и эффективных формах, содержательно и при должной эмоциональной насыщенности, а в этом конечно на наш взгляд поможет игра.
Игровая педагогическая технология - организация педагогического процесса в форме различных педагогических игр. Это последовательная деятельность педагога по: отбору, разработке, подготовке игр; включению детей в игровую деятельность; осуществлению самой игры; подведению итогов, результатов игровой деятельности.
Концептуальные основы игровой технологии:
Игровая форма совместной деятельности с детьми создаётся при помощи игровых приёмов и ситуаций, выступающих в качестве средства побуждения и стимулирования ребёнка к деятельности.
Реализация педагогической игры осуществляется в следующей последовательности - дидактическая цель ставится в форме игровой задачи, образовательная деятельность подчиняется правилам игры; учебный материал используется в качестве её средства; успешное выполнение дидактического задания связывается с игровым результатом.
Игровая технология охватывает определённую часть образовательного процесса, объединённую общим содержанием, сюжетом, персонажем. В игровую технологию включаются последовательно игры и упражнения, формирующие одно из интегративных качеств или знание из образовательной области. Но при этом игровой материал должен активизировать образовательный процесс и повысить эффективность освоения учебного материала.
Главная цель игровой технологии - создание полноценной мотивационной основы для формирования навыков и умений деятельности в зависимости от условий функционирования дошкольного учреждения и уровня развития детей.
Её задачи:
- достигнуть высокого уровня мотивации, осознанной потребности в усвоении знаний и умений за счёт собственной активности ребёнка.
- подобрать средства, активизирующие деятельность детей и повышающие её результативность.
Игровые технологии тесно связаны со всеми сторонами воспитательной и образовательной работы детского сада и решением его основных задач.
Игровые технологии, дают ребёнку: возможность «примерить» на себя важнейшие социальные роли; быть лично причастным к изучаемому явлению; прожить некоторое время в «реальных жизненных условиях».
Значение игровой технологии не в том, что она является развлечением и отдыхом, а в том, что при правильном руководстве становится: способом обучения; деятельностью для реализации творчества; методом терапии; первым шагом социализации ребёнка в обществе.
Воспитательное и обучающее значение игры зависит от:
- знания методики игровой деятельности;
- профессионального мастерства педагога при организации и руководства различными видами игр;
- учёта возрастных и индивидуальных возможностей.
Виды педагогических игр очень разнообразны. Они могут различаться
по виду деятельности, по характеру педагогического процесса,
по характеру игровой методики, по содержанию, по игровому оборудованию.
Главный компонент игровой технологии - непосредственное и систематическое общение педагога и детей.
Её значение:
- активизирует воспитанников;
- повышает познавательный интерес;
- вызывает эмоциональный подъём;
- способствует развитию творчества;
-максимально концентрирует время занятий за счёт чётко сформулированных условий игры;
- позволяет педагогу варьировать стратегию и тактику игровых действий за счёт усложнения или упрощения игровых задач в зависимости от уровня освоения материала.
Игровые занятия проходят очень живо, в эмоционально благоприятной психологической обстановке, в атмосфере доброжелательности, свободы, равенства, при отсутствии изоляции пассивных детей. Игровые технологии помогают детям раскрепоститься, появляется уверенность в себе. Как показывает опыт, действуя в игровой ситуации, приближенной к реальным условиям жизни, дошкольники легче усваивают материал любой сложности.
Список литературы:
1.Алешина Н.В. Знакомим дошкольников с родным городом и страной (патриотическое воспитание). Конспекты занятий. – М.: УЦ «Перспектива», 2011
2.Касаткина Е. И. Игровые технологии в образовательном процессе ДОУ. //Управление ДОУ. - 2012. - №5.
4.Князева О.Л.,Маханева М.Д. Приобщение детей к истокам русской народной культуры: Программа развития личностной культуры дошкольников. Издательство « Детство - пресс»,2004
5.Козлова С.А. Я – человек. Программа социального развития ребенка.: Школьная пресса,2005
6. Козлова С.А Социальное развитие дошкольника. Советы родителям М.: Школьная пресса ,2005
Предварительный просмотр:
ПРОЕКТНАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ В ОБУЧЕНИИ ДОШКОЛЬНИКОВ ТАТАРСКОМУ ЯЗЫКУ
Шелудько Наталья Сергеевна,
старший воспитатель
МБДОУ детский сад
комбинированного вида
№ 36 «Улыбка»
Язык – основное средство приобщения к национальной культуре. Обучение детей татарскому языку в детском саду – одна из самых сложных методических задач. Чем младше ребёнок, тем больше у него шансов овладеть вторым языком в максимально возможном объёме и с естественным произношением.
Обучение языку — планомерный, целенаправленный процесс развития познавательных способностей детей, усвоения ими системы элементарных знаний об окружающем и соответствующего словаря, формирования речевых умений и навыков. Главное в нашей работе - создание условий для свободного общения детей дошкольного возраста на татарском языке средствами эффективных образовательных технологий. Поэтому задача педагогов - найти интересные способы и технологии для изучения татарского языка русскоязычным детям дошкольного возраста, научить говорить их на татарском языке с удовольствием.
Основными видами инновационных технологий, применяемых в дошкольном учреждении являются: здоровье сберегающие технологии, игровые, развивающие технологии, коррекционные технологии, информационные технологии и, конечно же, проектная деятельность.
Данная технология направлена на то, чтобы развить активное самостоятельное мышление ребенка и научить его не просто запоминать и воспроизводить знания, а уметь применять их на практике. Важно, что в работе над проектом дети учатся сотрудничать, а обучение в сотрудничестве воспитывает в них взаимопомощь, желание и умение сопереживать, формируются творческие способности и активность воспитанников. Использование этой технологии позволяет предусматривать все возможные формы работы в группе: индивидуальную, групповую, коллективную. Выполнение проектных заданий позволяет дошкольникам видеть практическую пользу изучения татарского языка, следствием чего является повышение интереса и мотивации к изучению данного языка. Обучение посредством активного включения воспитанников в процесс обучения, ведет к овладению искусством коммуникации. Даже недостаточно мотивированные воспитанники проявляют интерес к языку во время выполнения творческих заданий. Использование метода проектной деятельности возможно при изучении отдельных тем “Минем өем”, “Уйный-уйный үсәбез”, “Без инде хәзәр зурлар – мәктәпкә илтә юллар”). Выполняя задания проекта, воспитанники получают возможность практически применить знания по татарскому языку. Дошкольники вместе с педагогом находят необходимую информацию, содержащую ценный страноведческий, лексический, грамматический материал, используя для этих целей не только материал пособия, но и другие источники информации.
В результате использования метода проектов дети легче осваивают татарский язык, овладевают лексическим минимумом татарских слов, установленных региональной программой, становятся более раскрепощёнными и самостоятельными, целеустремлёнными и уверенными в себе, общительными, внимательными и заботливыми по отношению к сверстникам и взрослым. У детей формируется правильное и полное представление о родной стране, городе, о традициях, предметах культуры, формируется чувство национального достоинства.
Приобретенные знания умения по татарскому языку дети переносят в повседневную жизнь.
Большую роль в реализации проектов играет привлечение родителей. Благодаря их участию в проектах у детей формируется чувство гордости, повышается самооценка, а у тех детей, родители которых чаще выполняют роль ассистентов, наблюдается значительное продвижение в развитии.