Методическая копилка. (Конспекты уроков).

 

конспекты уроков;

 

 

Скачать:


Предварительный просмотр:

г. Нижний Новгород

МБОУ «Школа №32»

                                                    Выполнила:

                                                                              учитель начальных классов

                                                        Кострова О.В.

2014-2015 у.г.

Тип урока: урок изучения нового материала.

Вид урока: урок-игра.

Цель урока:

Совершенствовать умения обозначать мягкость согласных в конце и в середине слова мягким знаком.

Задачи урока:

  • Формировать умение правильного употребления слов с Ь.
  • Развивать орфографическую зоркость.
  • Способствовать развитию речи учащихся.

Оборудование: карта города, карточки со словами и словосочетаниями.

Ход урока

1. Организационный момент.

Доброе утро, ребята.

2.  Сообщение темы урока.

Долгожданный дан звонок,
Начинается урок.
Быть должны у нас в порядке
Ручки, книжки и тетрадки.

- Давайте проверим, всё ли мы приготовили к уроку русского языка.

- А теперь послушайте загадку и определите, что мы будем повторять сегодня на уроке?

Что за буква, кто узнает:

Звука не обозначает,

Может только показать,

                        Как согласную  читать. (Мягкий знак).

- Какую работу выполняет Ь знак?

- Как вы предполагаете, чем сегодня будем заниматься на уроке?

3. Чистописание.

- Посмотрите на строку чистописания.

                            НА, НЯ, МЬ, МЫ, КЕ, КО, НУ, МЮ

Цель чистописания:

-Следим за высотой, наклоном и шириной букв.

- Одной чертой подчеркнуть сочетание букв с мягким согласным звуком;

- 2-мя чертами—   с твёрдым согласным звуком;

(Поставить восклицательный знак  над самым красивым сочетанием букв).

- Какие звуки придают твёрдость согласному? (А, О, У, Ы, Э).

- Какие звуки придают согласному мягкость?  (Е, Ё, Ю, Я, И).

- А что мы знаем об этих согласных? (Они йотированные).

- В каких позициях в слове буквы е, ё, ю, я обозначают два звука? (Когда стоят в начале слова, после гласного, после разделительного мягкого знака).

я

е

ё

и

ю

[й’а]

[й’э]

[й’о]

[й’и]

[й’у]

- Итак, какую работу выполняет Ь знак ?

- А кроме Ь знака, какие буквы помогают согласным стать мягкими?

-А теперь попробуем отгадать загадку:

Без ключа, ты мне поверь,

Не откроешь эту….(дверь)1.

-Давайте выполним звуко-буквенный разбор отгаданного слова.

(1 ученик выполняет это задание у доски).

4. Работа по теме.

- Тема нашего урока: написание слов с Ь.

- Сегодня у нас будет не простой урок, а УРОК- ПУТЕШЕСТВИЕ.

А куда мы отправимся путешествовать? Внимательно послушайте стихотворение:

В путешествие сегодня
Отправляемся, друзья.
В необычный город-сказку
Под названьем
МЯГКИЙ ЗНАК.

- Куда мы отправимся путешествовать?

    (На доске появляется карта города в виде мягкого знака). 

- Давайте выберем транспорт,  на котором мы будем путешествовать.

 (Перед ребятами список разного вида транспорта. Они выбирают корабль.)

  1). Итак, в путь. В любом городе есть улицы, переулки, площади, проспекты. Первая улица города “Мягкого Ь” - это Словарный переулок. (Работа в парах).

Здесь живут слова из словарика, в написании которых есть Ь.  Давайте вспомним жителей этого переулка. (Дети вспоминают слова из словарика). (После записи слов идёт проверка в парах).

                  Пальто, учитель,  тетрадь, учительница,  мальчик,  медведь.

( Работа в парах – взаимопроверка).

- Ребята, мы встретили новое словарное слово, оно образовалось в русском языке из двух слов: мёд, ведать. Слово ведать обозначало когда-то есть, пробовать…(Выступает ученик с докладом).

- Давайте попробуем назвать родственные слова. (Медведь, медведица, медвежата).

- Ребята, вы слышали такие выражения, как «медведь на ухо наступил» и «медвежья услуга»? (Ответы учащихся).  «Медведь на ухо наступил»- значит у человека отсутствует музыкальный слух. «Медвежья услуга» - значит неумелая услуга, приносящая вместо помощи вред.( Эти выражения вывешиваются на доску).

- А теперь посмотрите на слова, которые вы написали? Что заметили при записи слов? (Ответы учащихся).

Вывод….

- Едем дальше по нашему городу на трамвае. ( Дети встают и выполняют   физкультминутку).

Физкультминутка.

- Если я называю слово, где есть мягкий согласный, то вы делаете руки в стороны, а затем хлопок над головой, а если твёрдый согласный, то приседаете.

Коньки, пальто, лото, шарф, словарь, поезд, стульчик, пиджак, апельсин.

_Молодцы!

2). Идем дальше по нашему городу. Теперь на нашем пути оказалась

Торговая площадь. А встречает нас на торговой площади известный герой мультфильма. Кто он? Догадайтесь. О себе он говорит: (на доске стихотворение).

Друзья, открою вам секрет:

Мне без варенья жизни нет.

Для здоровья и веселья

Ем печенье, ем варенье.

- Кто же это? (На доске появляется Карлсон).

- А сейчас Карлсон желает проверить,  кто из вас самый внимательный и сможет запомнить его стихотворение. (Читаем хором).

 - Скажите, на какую орфограмму в этом стихотворении встретились слова? ( Ь).

- Какую роль выполняет в данных словах Ь знак?

(Во всех словах пишется разделительный Ь знак).

- Перед какими буквами он пишется? (Он пишется перед Я, Е, а может перед  И, Ю,Ё).

- Что происходит с этими буквами? (Они дают 2 звука).

(Запись по памяти. Проверка.  Обозначение орфограммы).

-Молодцы, ребята. Карлсон доволен.

- А теперь отправляемся дальше в путь.

3) На нашем пути улица предложений. Жители этой улицы живут в разных домах. А когда они выходят на прогулку и вместе гуляют, то получаются предложения. Вот и сейчас жители этой улицы вышли на прогулку. Попробуйте составить предложение.

- Для этого вы открываете учебник. Необходимо  составить предложения по картинкам.  (Ученик объясняет, как правильно записать предложение, какие слова надо вставить).

- Подчеркните главные члены предложения. Проверьте.

- Кто уверен, что правильно записал предложение и подчеркнул главные члены, поставьте знак уверенности (!), а те, кто сомневается - (?).

 –А посмотрите, какие домики в нашем городке.

Пенал, карась, собака, синица, горизонт, суббота.

- Необходимо списать слова, обозначая буквами твёрдые и мягкие согласные. (Дифференцированная самостоятельная  работа по вариантам).

1 вариант  –  выписывают слова с мягкими согласными;

2 вариант  – выписывают слова с твёрдыми согласными;

3 вариант – записать слова, разделяя их чёрточками для переноса.

(Слабым учащимся выдаются карточки).

Вывод…

5. Закрепление изученного материала:

      Игра «Хоккей».

По краям доски, справа и слева, хоккейные ворота. Перед каждыми воротами – большая шайба. На левой шайбе написано: «Мягкий знак в конце», на правой: «Мягкий знак в середине». Класс делится на две команды: левую и правую. Задача игроков – забросить как можно больше шайб в ворота противника, т.е. написать слова с мягким знаком на конце или в середине слова. Желающие по цепочке выходят и записывают слова на доске.

   •  Распределительный диктант.

Листья, божья коровка, свинья, льдина, муравьи, дождь, обезьяны, сосулька.

(Дети распределяют слова на 2 столбика: в 1 столбик записывают слова с разделительным ь знаком, во 2 столбик ь знак  – показатель мягкости согласных.

6. Итог урока.

- Вот и закончилось наше путешествие по городу “Мягкий знак”.

- Какую учебную задачу ставили на уроке?

- Поднимите руку те, кто считает, что он справился с этой задачей.

- Какую роль выполняет Ь знак?

- Покажите в тетради, на полях, с каким настроением вы уходите с урока?

 

7. Домашнее задание.