Методическая копилка. (Конспекты уроков).
конспекты уроков;
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
Урок русского языка. Мягкий знак - показатель мягкости согласного звука. | 2.72 МБ |
Предварительный просмотр:
г. Нижний Новгород
МБОУ «Школа №32»
Выполнила:
учитель начальных классов
Кострова О.В.
2014-2015 у.г.
Тип урока: урок изучения нового материала.
Вид урока: урок-игра.
Цель урока:
Совершенствовать умения обозначать мягкость согласных в конце и в середине слова мягким знаком.
Задачи урока:
- Формировать умение правильного употребления слов с Ь.
- Развивать орфографическую зоркость.
- Способствовать развитию речи учащихся.
Оборудование: карта города, карточки со словами и словосочетаниями.
Ход урока
1. Организационный момент.
Доброе утро, ребята.
2. Сообщение темы урока.
Долгожданный дан звонок,
Начинается урок.
Быть должны у нас в порядке
Ручки, книжки и тетрадки.
- Давайте проверим, всё ли мы приготовили к уроку русского языка.
- А теперь послушайте загадку и определите, что мы будем повторять сегодня на уроке?
Что за буква, кто узнает:
Звука не обозначает,
Может только показать,
Как согласную читать. (Мягкий знак).
- Какую работу выполняет Ь знак?
- Как вы предполагаете, чем сегодня будем заниматься на уроке?
3. Чистописание.
- Посмотрите на строку чистописания.
НА, НЯ, МЬ, МЫ, КЕ, КО, НУ, МЮ
Цель чистописания:
-Следим за высотой, наклоном и шириной букв.
- Одной чертой подчеркнуть сочетание букв с мягким согласным звуком;
- 2-мя чертами— с твёрдым согласным звуком;
(Поставить восклицательный знак над самым красивым сочетанием букв).
- Какие звуки придают твёрдость согласному? (А, О, У, Ы, Э).
- Какие звуки придают согласному мягкость? (Е, Ё, Ю, Я, И).
- А что мы знаем об этих согласных? (Они йотированные).
- В каких позициях в слове буквы е, ё, ю, я обозначают два звука? (Когда стоят в начале слова, после гласного, после разделительного мягкого знака).
я | е | ё | и | ю |
[й’а] | [й’э] | [й’о] | [й’и] | [й’у] |
- Итак, какую работу выполняет Ь знак ?
- А кроме Ь знака, какие буквы помогают согласным стать мягкими?
-А теперь попробуем отгадать загадку:
Без ключа, ты мне поверь,
Не откроешь эту….(дверь)1.
-Давайте выполним звуко-буквенный разбор отгаданного слова.
(1 ученик выполняет это задание у доски).
4. Работа по теме.
- Тема нашего урока: написание слов с Ь.
- Сегодня у нас будет не простой урок, а УРОК- ПУТЕШЕСТВИЕ.
А куда мы отправимся путешествовать? Внимательно послушайте стихотворение:
В путешествие сегодня
Отправляемся, друзья.
В необычный город-сказку
Под названьем МЯГКИЙ ЗНАК.
- Куда мы отправимся путешествовать?
(На доске появляется карта города в виде мягкого знака).
- Давайте выберем транспорт, на котором мы будем путешествовать.
(Перед ребятами список разного вида транспорта. Они выбирают корабль.)
1). Итак, в путь. В любом городе есть улицы, переулки, площади, проспекты. Первая улица города “Мягкого Ь” - это Словарный переулок. (Работа в парах).
Здесь живут слова из словарика, в написании которых есть Ь. Давайте вспомним жителей этого переулка. (Дети вспоминают слова из словарика). (После записи слов идёт проверка в парах).
Пальто, учитель, тетрадь, учительница, мальчик, медведь.
( Работа в парах – взаимопроверка).
- Ребята, мы встретили новое словарное слово, оно образовалось в русском языке из двух слов: мёд, ведать. Слово ведать обозначало когда-то есть, пробовать…(Выступает ученик с докладом).
- Давайте попробуем назвать родственные слова. (Медведь, медведица, медвежата).
- Ребята, вы слышали такие выражения, как «медведь на ухо наступил» и «медвежья услуга»? (Ответы учащихся). «Медведь на ухо наступил»- значит у человека отсутствует музыкальный слух. «Медвежья услуга» - значит неумелая услуга, приносящая вместо помощи вред.( Эти выражения вывешиваются на доску).
- А теперь посмотрите на слова, которые вы написали? Что заметили при записи слов? (Ответы учащихся).
Вывод….
- Едем дальше по нашему городу на трамвае. ( Дети встают и выполняют физкультминутку).
Физкультминутка.
- Если я называю слово, где есть мягкий согласный, то вы делаете руки в стороны, а затем хлопок над головой, а если твёрдый согласный, то приседаете.
Коньки, пальто, лото, шарф, словарь, поезд, стульчик, пиджак, апельсин.
_Молодцы!
2). Идем дальше по нашему городу. Теперь на нашем пути оказалась
Торговая площадь. А встречает нас на торговой площади известный герой мультфильма. Кто он? Догадайтесь. О себе он говорит: (на доске стихотворение).
Друзья, открою вам секрет:
Мне без варенья жизни нет.
Для здоровья и веселья
Ем печенье, ем варенье.
- Кто же это? (На доске появляется Карлсон).
- А сейчас Карлсон желает проверить, кто из вас самый внимательный и сможет запомнить его стихотворение. (Читаем хором).
- Скажите, на какую орфограмму в этом стихотворении встретились слова? ( Ь).
- Какую роль выполняет в данных словах Ь знак?
(Во всех словах пишется разделительный Ь знак).
- Перед какими буквами он пишется? (Он пишется перед Я, Е, а может перед И, Ю,Ё).
- Что происходит с этими буквами? (Они дают 2 звука).
(Запись по памяти. Проверка. Обозначение орфограммы).
-Молодцы, ребята. Карлсон доволен.
- А теперь отправляемся дальше в путь.
3) На нашем пути улица предложений. Жители этой улицы живут в разных домах. А когда они выходят на прогулку и вместе гуляют, то получаются предложения. Вот и сейчас жители этой улицы вышли на прогулку. Попробуйте составить предложение.
- Для этого вы открываете учебник. Необходимо составить предложения по картинкам. (Ученик объясняет, как правильно записать предложение, какие слова надо вставить).
- Подчеркните главные члены предложения. Проверьте.
- Кто уверен, что правильно записал предложение и подчеркнул главные члены, поставьте знак уверенности (!), а те, кто сомневается - (?).
–А посмотрите, какие домики в нашем городке.
Пенал, карась, собака, синица, горизонт, суббота. |
- Необходимо списать слова, обозначая буквами твёрдые и мягкие согласные. (Дифференцированная самостоятельная работа по вариантам).
1 вариант – выписывают слова с мягкими согласными;
2 вариант – выписывают слова с твёрдыми согласными;
3 вариант – записать слова, разделяя их чёрточками для переноса.
(Слабым учащимся выдаются карточки).
Вывод…
5. Закрепление изученного материала:
• Игра «Хоккей».
По краям доски, справа и слева, хоккейные ворота. Перед каждыми воротами – большая шайба. На левой шайбе написано: «Мягкий знак в конце», на правой: «Мягкий знак в середине». Класс делится на две команды: левую и правую. Задача игроков – забросить как можно больше шайб в ворота противника, т.е. написать слова с мягким знаком на конце или в середине слова. Желающие по цепочке выходят и записывают слова на доске.
• Распределительный диктант.
Листья, божья коровка, свинья, льдина, муравьи, дождь, обезьяны, сосулька.
(Дети распределяют слова на 2 столбика: в 1 столбик записывают слова с разделительным ь знаком, во 2 столбик ь знак – показатель мягкости согласных.
6. Итог урока.
- Вот и закончилось наше путешествие по городу “Мягкий знак”.
- Какую учебную задачу ставили на уроке?
- Поднимите руку те, кто считает, что он справился с этой задачей.
- Какую роль выполняет Ь знак?
- Покажите в тетради, на полях, с каким настроением вы уходите с урока?
7. Домашнее задание.