Рабочие программы
Рабочая программа по учебнику Никитин А.Ф.10-11 класс базовый уровень
Рабочая программа по истории Россиии 11 класспо учебнику В.А.Шестаков
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
rabochaya_programma_po_pravu_10_klass.docx | 62.96 КБ |
rabochaya_programma_po_istoriya_rossii_11_klass.docx | 51.2 КБ |
Предварительный просмотр:
Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение средняя общеобразовательная школа №1 х.Маяк
Рассмотрена и рекомендована к утверждению педагогическим советом школы. Протокол №1 от 29.08.2015г. . | Согласовано с заместителем директора по учебно-воспитательной работе ___________Тишина Т.В. | Утверждено приказом МБОУ СОШ №1 х.Маяк №150 от 29.08.2015г. Директор школы______________Бочаров В |
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
ПО ПРАВУ ДЛЯ 10 КЛАССА
НА 2015-2016 УЧЕБНЫЙ ГОД
Составитель: Тишина Татьяна Васильевна,
учитель истории и обществознания
высшей квалификационной категории
2015г
Пояснительная записка
Общая характеристика учебного предмета
В старшей школе право, будучи важным компонентом социально-гуманитарного образования личности, относится к числу приоритетных дисциплин, обеспечивающих возможности правовой социализации подростков. Правовое образование направлено на создание условий для развития гражданско-правовой активности, ответственности, правосознания обучающихся, дальнейшее освоение основ правовой грамотности и правовой культуры, навыков правового поведения, необходимые для эффективного выполнения выпускниками основных социальных ролей в обществе (гражданина, налогоплательщика, избирателя, члена семьи, собственника, потребителя, работника). Право, как учебный предмет, создает основу для становления социально-правовой компетентности обучающихся, в нем акцентируется внимание на проблемах реализации и применения права в различных правовых ситуациях.
Содержание правового образования на данном уровне выстроено с учетом образовательных целей ступени, социальных потребностей и опыта взрослеющей личности, а также содержания курса права в основной школе.
К основным содержательным линиям примерной образовательной программы курса права для 10-11 классов общеобразовательной школы (базовый уровень) относятся следующие:
- роль права в регулировании общественных отношений; законотворческий процесс в стране;
- гражданство, основные права и обязанности граждан; участие граждан в управлении государством, избирательная система в России;
- вопросы семейного и образовательного права; имущественные и неимущественные права личности и способы их защиты; правовые основы предпринимательской деятельности; основы трудового права и права социального обеспечения;
- основы гражданского, уголовного, административного судопроизводства;
- особенности конституционного судопроизводства; международная защита прав человека в условиях мирного и военного времени.
Курс также включает темы, связанные с освоением способов составления простых документов, понимания юридических текстов, получения и использования необходимой информации, квалифицированной юридической помощи и т.п.
Условием решения образовательных задач правового обучения и воспитания на базовом уровне является образовательная среда, обеспечивающая участие обучающихся в выработке и реализации правил и норм, регулирующих отношения в конкретной школе.
Цели
Изучение права в старшей школе на базовом уровне направлено на достижение следующих целей:
- развитие личности, направленное на формирование правосознания и правовой культуры, социально-правовой активности, внутренней убежденности в необходимости соблюдения норм права, на осознание себя полноправным членом общества, имеющим гарантированные законом права и свободы;
- воспитание гражданской ответственности и чувства собственного достоинства; дисциплинированности, уважения к правам и свободам другого человека, демократическим правовым институтам, правопорядку;
- освоение знаний об основных принципах, нормах и институтах права, возможностях правовой системы России, необходимых для эффективного использования и защиты прав и исполнения обязанностей, правомерной реализации гражданской позиции;
- овладение умениями, необходимыми для применения освоенных знаний и способов деятельности с целью реализации и защиты прав и законных интересов личности; содействия подержанию правопорядка в обществе; решения практических задач в социально-правовой сфере, а также учебных задач в образовательном процессе;
- формирование способности и готовности к самостоятельному принятию правовых решений, сознательному и ответственному действию в сфере отношений, урегулированных правом.
Рабочая программа разработана на основе:
- федеральных государственных образовательных стандартов по праву (базовый уровень);
- примерной программы среднего общего образования по праву (базовый уровень);
- программы «Право» базовый уровень А.Ф.Никитина, 2007
Срок реализации программы 1 год
В соответствии с учебным планом школы на изучение курса «Право» в 10 классе отведено 35 часов (из расчета 1 час в неделю ), по учебному плану-34 часа.
Учебное пособие: Никитин А.Ф. Право. 10-11 класс Базовый уровень – М.; Дрофа, 2015
Формы организации учебного процесса: классно-урочная, семинары, проекты. Самостоятельные и практические работы, выполняемые учащимися.
Технологии обучения: объяснительно-иллюстративная, технология совершенствования общеучебных умений и навыков, информационные технологии, проблемное и развивающее обучение.
Виды и формы контроля: устный, письменный, тестирование
Планируемый уровень подготовки выпускников на конец ступени приведены в разделе «Требования к уровню подготовки выпускников», который полностью соответствует стандарту.
Академическая успеваемость – 100%, качество не ниже 50%.
Общеучебные умения, навыки и способы деятельности
Для учебного предмета Право на этапе среднего общего образования в области познавательной деятельности являются:
- умение самостоятельно и мотивированно организовывать свою познавательную деятельность (от постановки целей до получения и оценки результата);
- участие в проектной деятельности, в организации и проведении учебно-исследовательской работы: выдвижение гипотез, осуществление их проверки, владение приемами исследовательской деятельности, элементарными навыками прогнозирования (умение отвечать на вопрос: «Что произойдет, если…».
В области информационно-коммуникативной деятельности предполагается поиск нужной информации по заданной теме в источниках права; извлечение необходимой информации из источников, созданных в различных знаковых системах (текст, таблица, график), отделение основной информации от второстепенной, критическое оценивание достоверности полученной информации, передача содержания информации адекватно поставленной цели (сжато, полно, выборочно); умения развернуто обосновать суждения, давать определения, приводить доказательства; объяснение изученных положений на самостоятельно подобранных конкретных примерах, владение основными навыками публичных выступлений.
В области рефлексивной деятельности обеспечивается понимание ценности образования как средства развития культуры личности; объективное оценивание своих учебных достижений, поведения, черт своей личности, учет мнения других людей при определении собственной позиции и самооценке, владение навыками организации и участия в коллективной деятельности: постановка общей цели и определение средств ее достижения, конструктивное восприятие иных мнений и идей, определение собственного отношения к явлениям современной жизни, умение отстаивать свою гражданскую позицию, формулировать свои мировоззренческие взгляды, осуществление осознанного выбора путей продолжения образования или будущей профессиональной деятельности.
Правовое образование в старшей школе на базовом уровне ориентировано на формирование умений осмысленно употреблять правовые понятия и категории, характеризовать основные правовые институты, механизмы и процедуры в России, объяснять взаимосвязь государства, права и других социальных норм; различать виды судопроизводства; полномочия правоохранительных органов, адвокатуры, нотариата, прокуратуры; порядок рассмотрения споров в сфере отношений, урегулированных правом;
Выпускник старшей школы должен уметь использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни для: поиска, первичного анализа и использования правовой информации; обращения в надлежащие органы за квалифицированной юридической помощью; анализа норм закона с точки зрения конкретных условий их реализации.
Результаты обучения
Результаты изучения курса «Право» приведены в разделе «Требования к уровню подготовки выпускников», который полностью соответствует стандарту. Требования направлены на реализацию личностно ориентированного, деятельностного и практикоориентированного подходов; освоение учащимися интеллектуальной и практической деятельности; овладение знаниями и умениями, востребованными в повседневной жизни, позволяющими ориентироваться в окружающем мире, значимыми для защиты прав и законных интересов граждан и подержания правопорядка в обществе.
Рубрика «Знать/понимать» включает требования к учебному материалу, который усваиваются и воспроизводятся учащимися.
Рубрика «Уметь» включает требования, основанные на более сложных видах деятельности, в том числе творческой: объяснять, изучать, распознавать и описывать, выявлять, сравнивать, определять, анализировать и оценивать, проводить самостоятельный поиск необходимой информации.
В рубрике «Использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни» представлены требования, выходящие за рамки учебного процесса и нацеленные на решение разнообразных жизненных задач. Эти требования, как и некоторые другие результаты обучения, связанные с реализацией целей воспитания и развития личности учащихся, могут быть определены как прогнозируемые и не подлежат непосредственной проверке.
Виды деятельности:
- работа с источниками права, в том числе новыми нормативными актами;
- анализ норм закона с точки зрения конкретных условий их реализации;
- выбор правомерных форм поведения и способов защиты прав и интересов личности ;
- изложение и аргументация собственных суждений о правовых явлениях общественной жизни;
- решение отдельных правовых споров с учетом социального опыта ученика.
ТРЕБОВАНИЯ К УРОВНЮ ПОДГОТОВКИ ВЫПУСКНИКОВ
В результате изучения права на базовом уровне ученик должен
знать/понимать
- права и обязанности, ответственность гражданина как участника конкретных правоотношений (избирателя, налогоплательщика, работника, потребителя, супруга, абитуриента); механизмы реализации и способы защиты прав человека и гражданина в России, органы и способы международно-правовой защиты прав человека, формы и процедуры избирательного процесса в России;
уметь
- правильно употреблять основные правовые понятия и категории (юридическое лицо, правовой статус, компетенция, полномочия, судопроизводство);
- характеризовать: основные черты правовой системы России, порядок принятия и вступления в силу законов, порядок заключения и расторжения брачного контракта, трудового договора, правовой статус участника предпринимательской деятельности, порядок получения платных образовательных услуг; порядок призыва на военную службу;
- объяснять: взаимосвязь права и других социальных норм; основные условия приобретения гражданства; особенности прохождения альтернативной гражданской службы;
- различать: виды судопроизводства; полномочия правоохранительных органов, адвокатуры, нотариата, прокуратуры; организационно-правовые формы предпринимательства; порядок рассмотрения споров в сфере отношений, урегулированных правом;
- приводить примеры: различных видов правоотношений, правонарушений, ответственности;
использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни для:
- поиска, первичного анализа и использования правовой информации; обращения в надлежащие органы за квалифицированной юридической помощью;
- анализа норм закона с точки зрения конкретных условий их реализации;
- выбора соответствующих закону форм поведения и действий в типичных жизненных ситуациях, урегулированных правом; определения способов реализации прав и свобод, а также защиты нарушенных прав;
- изложения и аргументации собственных суждений о происходящих событиях и явлениях с точки зрения права;
- решения правовых задач (на примерах конкретных ситуаций).
Критерии оценивания
Критерии | 5 (ОТЛ.) | 4 (ХОР.) | 3 (УД.) | 2 (НЕУД.) |
1. Организация ответа (введение, основная часть, заключение) | Удачное использование правильной структуры ответа (введение - основная часть - заключение); определение темы; ораторское искусство (умение говорить) | Использование структуры ответа, но не всегда удачное; определение темы; в ходе изложения встречаются паузы, неудачно построенные предложения, повторы слов | Отсутствие некоторых элементов ответа; неудачное определение темы или её определение после наводящих вопросов; сбивчивый рассказ, незаконченные предложения и фразы, постоянная необходимость в помощи учителя | Неумение сформулировать вводную часть и выводы; не может определить даже с помощью учителя, рассказ распадается на отдельные фрагменты или фразы |
2. Умение анализировать и делать выводы | Выводы опираются не основные факты и являются обоснованными; грамотное сопоставление фактов, понимание ключевой проблемы и её элементов; способность задавать разъясняющие вопросы; понимание противоречий между идеями | Некоторые важные факты упускаются, но выводы правильны; не всегда факты сопоставляются и часть не относится к проблеме; ключевая проблема выделяется, но не всегда понимается глубоко; не все вопросы удачны; не все противоречия выделяются | Упускаются важные факты и многие выводы неправильны; факты сопоставляются редко, многие из них не относятся к проблеме; ошибки в выделении ключевой проблемы; вопросы неудачны или задаются только с помощью учителя; противоречия не выделяются | Большинство важных фактов отсутствует, выводы не делаются; факты не соответствуют рассматриваемой проблеме, нет их сопоставления; неумение выделить ключевую проблему (даже ошибочно); неумение задать вопрос даже с помощью учителя; нет понимания противоречий |
3. Иллюстрация своих мыслей | Теоретические положения подкрепляются соответствующими фактами | Теоретические положения не всегда подкрепляются соответствующими фактами | Теоретические положения и их фактическое подкрепление не соответствуют друг другу | Смешивается теоретический и фактический материал, между ними нет соответствия |
4. Научная корректность (точность в использовании фактического материала) | Отсутствуют фактические ошибки; детали подразделяются на значительные и незначительные, идентифицируются как правдоподобные, вымышленные, спорные, сомнительные; факты отделяются от мнений | Встречаются ошибки в деталях или некоторых фактах; детали не всегда анализируются; факты отделяются от мнений | Ошибки в ряде ключевых фактов и почти во всех деталях; детали приводятся, но не анализируются; факты не всегда отделяются от мнений, но учащийся понимает разницу между ними | Незнание фактов и деталей, неумение анализировать детали, даже если они подсказываются учителем; факты и мнения смешиваются и нет понимания их разницы |
5. Работа с ключевыми понятиями | Выделяются все понятия и определяются наиболее важные; чётко и полно определяются, правильное и понятное описание | Выделяются важные понятия, но некоторые другие упускаются; определяются чётко, но не всегда полно; правильное и доступное описание | Нет разделения на важные и второстепенные понятия; определяются, но не всегда чётко и правильно; описываются часто неправильно или непонятно | Неумение выделить понятия, нет определений понятий; не могут описать или не понимают собственного описания |
6. Причинно-следственные связи | Умение переходить от частного к общему или от общего к частному; чёткая последовательность | Частичные нарушения причинно-следственных связей; небольшие логические неточности | Причинно-следственные связи проводятся редко; много нарушений в последовательности | Не может провести причинно-следственные связи даже при наводящих вопросах, постоянные нарушения последовательности |
Программно-методическое обеспечение
Никитин А.Ф., Никитина Т.И.Учебник. М.. Дрофа, 2015
Азаров А. Я., Болотина Т. В. Права человека: Пособие для учителя.— М.,2002.
Алексеев С. С. Философия права.— М., 2002;
Исаев И. А. История государства и права России.— М., 2004.
Кашанина Т. В., Каманин А. В. Основы российского права.— М., 2007.
Каманина Т. В., Каманин А. В. Право и экономика: 10—11 кл.— М., 2000.
Коваленко А. Я. Правоведение: 10—11 кл.— М., 2003.
Кравченко А. И. Обществознание: 10—11 кл.— М., 2004.
Морозова С. А. Обществознание: 10—11 кл.— СПб., 2003.
Митинский В. О. Обществознание: 10 кл.— М., 2002.
Мушинский В. О. Основы правоведения: 10—11 кл.— М., 2004.
Никитин А. Ф. Обществознание: 10—11 кл.— М., 2003.
Никитин А. Ф. Основы обществознания: 8 кл.— М., 2002.
Никитин А. Ф. Основы обществознания: 9 кл.— М., 2002.
Никитин А. Ф. Школьный юридический словарь.— М., 2003.
Основы российского права.— М., 2007.
Певцова Е. А. Основы правовых знаний: Практикум для старших классов.— М.,2002.
Права человека. История, теория, практика.— М., 2005.
Сборник кодексов РФ.— М., 2008.
Человек и общество. Обществознание: 11 кл./Под ред. Л.Н.Боголюбова и А. Ю. Лазебниковой,— Ч. 2.— М., 2006.
Шилобод М. И., Петрухин А. С, Кривомеев В. Ф. Политика и право: 10 —11 кл.— М., 2005:
Юридическая энциклопедия.— М., 2004.
ОСНОВНОЕ СОДЕРЖАНИЕ
Тема 1. История государства и права
Связь и взаимозависимость государства и права. Основные теории происхождения государства и права: теологическая, патриархальная, договорная, теория насилия, органическая, психологическая, расовая, материалистическая.
Развитие права в России до XIX в. Влияние на правовую мысль Киевской Руси религиозно-символического мышления. Первые памятники философско-правовой мысли. Русская Правда. Судебник 1497 г. Соборное уложение 1649 г. Государственно-правовые реформы Петра I. «Наказ» Екатерины II. Российское право в XIX — начале XX в. Совершенствование правовой системы в царствование Александра I. Деятельность М. М.Сперанского. Совершенствование системы управления, издание Полного собрания законов и Свода законов Российской империи Николаем I. Отмена крепостного права. Реформы местного самоуправления и судебная. Развитие правовой системы в начале XX в. Манифест 17 октября 1905 г. Деятельность Государственной думы. Основные государственные законы — конституционные законы России.
Советское право 1917—1953 гг. Замена права «революционным правосознанием». Революционный террор. Репрессии 30-х гг. «Сталинская» Конституция СССР 1936 г.
Советское право 1954—1991 гг. Критика Культа личности. Консервация административно-командной системы управления. Рост правонарушений. Начало правозащитного, диссидентского движения. Принятие Конституции СССР 1977 г. Кризис общества «развитого социализма».
Реформа российского права после 1991 г. Распад СССР. Попытки превратить Россию в модернизированное государство с рыночной экономикой. «Изъятие» у населения сберегательных вкладов, аферы финансовых пирамид. Проведение приватизации в стране. Принятие Конституции Российской Федерации, Гражданского кодекса РФ, Уголовного кодекса РФ и др.
Тема 2. Вопросы теории государства и права
Понятие государства. «Общественный», «классовый», «политико-правовой» подходы к рассмотрению сущности государства. Признаки и функции государства. Форма правления, форма государственного устройства, политический режим.
Понятие права. Система права. Законодательство. Отрасли и институты права. Признаки права. Объективное и субъективное право. Назначение права. Формы реализации (источники) права. Правовая норма, ее структура. Виды норм права.
Понятие и признаки правового государства. Верховенство закона. Законность и правопорядок. Разделение властей. Гарантированность прав человека.
Тема 3. Конституционное право
Понятие конституции, ее виды. Конституционное право России, его принципы и источники. Конституционная система. Понятие конституционализма.
Конституционный кризис начала 90-х гг. Принятие Конституции Российской Федерации и ее общая характеристика. Достоинства и недостатки Основного закона России.
Основы конституционного строя. Содержание вступительной части Конституции. Российская Федерация — демократическое федеративное правовое государство с республиканской формой правления. Социальное государство. Светское государство. Человек, его права и свободы — высшая ценность. Многонациональный народ России — носитель суверенитета и источник власти. Субъекты осуществления государственной власти. Прямое действие Конституции РФ.
'Федеративное устройство России. Равенство субъектов федерации. Целостность и неприкосновенность территории Российской Федерации. Виды субъектов РФ. Федеральное законодательство! и законы субъектов РФ. Проблема сепаратизма.
Президент Российской Федерации. Статус главы государства. I Гарант Конституции РФ, прав и свобод человека и гражданина. Полномочия Президента РФ. Условия досрочного прекращения полномочий Президента или отрешения его от должности.
Федеральное Собрание Российской Федерации. Парламенты I в европейской политической традиции. Парламентаризм. Две палаты Федерального Собрания — Совет Федерации и Государственная ] Дума, их состав и способы формирования. Комитеты и комиссии 1 обеих палат. Предметы ведения Совета Федерации и Государственной Думы. Порядок принятия и вступления в силу законов Российской Федерации.
Правительство Российской Федерации, его состав и порядок формирования. Полномочия Правительства РФ. Досрочное прекращение полномочий Правительства РФ. Судебная власть в РФ. Судебная система: федеральные суды и суды субъектов РФ. Принципы судопроизводства. Присяжные заседатели. Прокуратура РФ как единая централизованная система. Функции прокуратуры. Генеральный прокурор РФ*.
Местное самоуправление. Решение вопросов местного значения. Муниципальная собственность. Самостоятельность местного самоуправления в пределах его полномочий. Структура и формирование местного самоуправления.
Тема 4. Права человека
Права, свободы и обязанности человека и гражданина. Значение Всеобщей декларации прав человека. Виды прав человека. Положения философии прав человека.
Международные договоры о правах человека: Содержание Международного Билля о правах человека. Виды международных документов о правах человека.
Гражданские права. Равенство прав и свобод людей. Право на жизнь. Запрет рабства и пыток. Равенство перед законом. Принцип презумпции невиновности. Право на свободу передвижения. Право на свободу мысли, совести и религии.
Политические права. Право на свободу убеждений. Право на свободу мирных собраний и ассоциаций. Право принимать участие в управлении своей страной непосредственно или через посредство избранных представителей.
Экономические, социальные и культурные права. Право владеть имуществом. Право на социальное обеспечение и на осуществление прав в экономической, социальной и культурной областях. Право на труд, на свободный выбор работы. Право на отдых. Право на образование. Право участвовать в культурной и научной жизни общества.
Права ребенка. Декларация прав ребенка. Конвенция о правах ребенка.
Тема 5. Избирательное право и избирательный процесс.
Избирательные права граждан. Активное избирательное право. Пассивное избирательное право. Принципы демократических выборов. Избирательное законодательство*.
Избирательный процесс. Основные избирательные системы: мажоритарная, пропорциональная, смешанная.
Тема 6. Гражданское право
Понятие и источники гражданского права. Гражданский кодекс РФ, его содержание и особенности.
Обязательственное право. Понятие обязательства. Понятие сделки, договора. Стороны договора. Виды договоров.
Право собственности. Понятие собственности. Виды собственности. Правомочия собственника. Объекты собственника. Способы приобретения права собственности. Приватизация. Защита права собственности. Прекращение права собственности.
Гражданская правоспособность и дееспособность. Признание гражданина недееспособным или ограниченно дееспособным. Гражданские права несовершеннолетних. Эмансипация.
Предприниматель и предпринимательская деятельность. Виды предприятий.
Нематериальные блага, пути их защиты. Причинение и возмещение вреда.
Тема 7. Налоговое право
Понятие налога, сбора, пошлины. Налоговое право. Система налогового законодательства. Права и обязанности налогоплательщика. Субъекты и объекты налоговых правоотношений. Налоговые органы. Аудит.
Налоги с физических лиц. Налоговая; дееспособность. Подоходный налог. Налог на имущество. Декларация о доходах.
Ответственность за уклонение от уплаты налогов. Административная и уголовная ответственность.
Тема 8. Семейное право
Понятие и источники семейного права. Семейный кодекс РФ. Понятие семьи. Члены семьи. Семейные правоотношения.
Брак, условия его заключения. Порядок регистрации брака.
Права и обязанности супругов. Личные права. Имущественные права и обязанности. Брачный договор. Прекращение брака.
Права и обязанности родителей и детей. Лишение родительских прав. Алименты. Усыновление. Опека, попечительство.
Тема 9. Трудовое право
Понятие и источники трудового права. Трудовой кодекс РФ. Трудовые правоотношения. Права и обязанности работника и работодателя.
Трудовой договор. Трудовая книжка. Основания прекращения трудового договора. Коллективный договор. Стороны и порядок заключения коллективного договора.
Оплата труда. Заработная плата в производственной сфере. Системы оплаты труда: повременная, сдельная, дополнительная. Охрана труда. Государственный надзор и контроль за соблюдением законов об охране труда. Охрана труда и здоровья женщин и несовершеннолетних.
Индивидуальные и коллективные трудовые споры. Комиссия по трудовым спорам (КТС). Забастовки. Дисциплина труда. Правила внутреннего трудового распорядка. Дисциплинарная и материальная ответственность работников. Порядки возмещения ущерба.
Тема 10. Административное право
Понятие и источники административного права. Административное правовое регулирование. Административная ответственность. Кодекс РФ об административных правонарушениях. Административные правонарушения. Признаки и виды административных правонарушений.
Административные наказания, их виды. Подведомственность дел об административных правонарушениях.
Тема 11. Уголовное право
Понятие и источники уголовного права. Принципы российского уголовного права. Уголовный кодекс РФ, его особенности.
Понятие преступления. Состав преступления. Категории преступлений. Неоднократность преступлений. Совокупность преступлений. Рецидив преступлений. Основные группы преступлений.
Уголовная ответственность. Уголовное наказание, его цели. Виды наказания. Наказания основные и дополнительные. Уголовная ответственность несовершеннолетних.
Тема 12. Основы судопроизводства
Понятие гражданское процессуальное право. Особенности уголовного судопроизводства.
Тема 13. Правовая культура
Понятие правовой культуры. Содержание правовой культуры. Пути совершенствования правовой культуры.
Учебно-тематический план
Раздел, тема | Кол-во часов |
Тема 1. Из истории государства и права | 2 |
Тема 2. Вопросы теории государства и права | 3 |
Тема 3. Конституционное право | 7 |
Тема 4. Права человека | 5 |
Тема 5. Избирательное право | 1 |
Тема 6. Гражданское право | 3 |
Тема 7. Налоговое право | 3 |
Тема 8. Семейное право | 2 |
Тема 9. Трудовое право | 2 |
Тема 10. Административное право | 1 |
Тема 11. Уголовное право | 3 |
Тема 12. Основы судопроизводства | 1 |
Тема 13. Правовая культура | 1 |
Всего за год | 34 |
КАЛЕНДАРНО-ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ
№ | Тема урока | Кол-во часов | Элементы содержания | Требования к уровню подготовки | Вид контроля | Домашнее задание | Дата |
Тема 1. Из истории государства и права | 2 | ||||||
1 | Происхождение государства и права. Право Древнего мира. | 1 | Связь и взаимозависимость государства и права. Основные теории происхождения государства и права: теологическая, патриархальная, договорная, теория насилия, органическая, психологическая, расовая, материалистическая. Развитие права в России до XIX в. Влияние на правовую мысль Киевской Руси религиозно-символического мышления. Первые памятники философско-правовой мысли. Русская Правда. Судебник 1497 г. Соборное уложение 1649 г. Государственно-правовые реформы Петра I. «Наказ» Екатерины II. Российское право в XIX — начале XX в. Совершенствование правовой системы в царствование Александра I. Деятельность М. М.Сперанского. Совершенствование системы управления, издание Полного собрания законов и Свода законов Российской империи Николаем I.. Реформы местного самоуправления и судебная. Развитие правовой системы в начале XX в. Манифест 17 октября 1905 г. Деятельность Государственной думы. Основные государственные законы — конституционные законы России. Советское право 1917—1953 гг. Замена права «революционным правосознанием». Революционный террор. Репрессии 30-х гг. «Сталинская» Конституция СССР 1936 г. Советское право 1954—1991 гг. Критика Культа личности. Начало правозащитного, диссидентского движения. Принятие Конституции СССР 1977 г. Кризис общества «развитого социализма». | Объясняет связь государства и права. Рассказывает о теориях происхождения государства и права и характеризует их содержание. Характеризует важнейшие элементы процесса появления государства и права. Рассказывает о становлении права в эпоху Древнего мира. Выполняет тестовые задания. | § 1, 2 | 07.09 | |
2 | Современное российское право. Воинская обязанность, альтернативная гражданская служба. | 1 | Реформа российского права после 1991 г. Распад СССР. Попытки превратить Россию в модернизированное государство с рыночной экономикой. «Изъятие» у населения сберегательных вкладов, аферы финансовых пирамид. Проведение приватизации в стране. Принятие Конституции Российской Федерации, Гражданского кодекса РФ, Уголовного кодекса РФ и др. | Характеризует роль Конституции РФ 1993 г. в переходе России к демократической модели развития. Называет важнейшие правовые акты, принятые за последние 20 лет. | § 9 | 14.09 | |
Тема 2. Вопросы теории государства и права | 3 | ||||||
3 | Государство, его признаки и формы | 1 | Понятие государства. «Общественный», «классовый», «политико-правовой» подходы к рассмотрению сущности государства. Признаки и функции государства. Форма правления, форма государственного устройства, политический режим. | Объясняет понятие «государство», характеризует основные теоретические подходы в рассмотрении сущности государства. Называет признаки государства, формы правления, формы государственного устройства. Характеризует политические режимы. Высказывают собственное мнение по вопросу необходимости государства в современном обществе. | § 10 | 21.09 | |
4 | Понятие права. Правовая норма. Источники права. | 1 | Понятие права. Система права. Законодательство. Отрасли и институты права. Признаки права. Объективное и субъективное право. Назначение права. Формы реализации (источники) права. Правовая норма, ее структура. Виды норм права. | Характеризует понятия: право, элементы права, источники права, правовая норма, система права. | § 11 | 28.09 | |
5 | Понятие и признаки правового государства. Верховенство закона. Законность и правопорядок. Разделение властей | 1 | Понятие и признаки правового государства. Верховенство закона. Законность и правопорядок. Разделение властей. Гарантированность прав человека. | Характеризует основные признаки правового государства. Выполняет тестовые задания. Объясняет принцип верховенство закона в правовом государстве и содержание понятий «законность» и «правопорядок. Характеризует понятие «разделение властей». | § 12, § 13 | 5.10 | |
Тема 3. Конституционное право | 6 | ||||||
6 | Понятие конституции, ее виды. Конституционализм. Общая характеристика Конституции РФ | 1 | Понятие конституции, ее виды. Конституционное право России, его принципы и источники. Конституционная система. Понятие конституционализма. Конституционный кризис начала 90-х гг. Принятие Конституции Российской Федерации и ее общая характеристика. Достоинства и недостатки Основного закона России. | Характеризует понятие «конституция». Называет виды и источники конституций. Характеризует конституционное право и конституционализм. Характеризует причины конституционной реформы в России в начале 1990-х гг. Рассказывает о порядке принятия Конституции РФ. Анализирует ее достоинства и недостатки. Выполняет тестовые задания. | Самостоятельная работа Тест№1 | § 16,18 | 12.10 |
7 | Основы конституционного строя. Гражданство в РФ Конституционное судопроизводство | 1 | Основы конституционного строя. Содержание вступительной части Конституции. Российская Федерация — демократическое федеративное правовое государство с республиканской формой правления. Социальное государство. Светское государство. Человек, его права и свободы — высшая ценность. Многонациональный народ России — носитель суверенитета и источник власти. Субъекты осуществления государственной власти. Прямое действие Конституции РФ. | Рассказывает о содержании преамбулы Конституции РФ. Характеризует основные положения Конституции РФ о ценностях, демократии, государственной власти и т.д. Объясняет понятие «прямое действие Конституции». Характеризует содержание понятий «гражданство», «гражданин», рассказывает об основаниях для приобретения гражданства (принцип крови, принцип почвы). Выполняет тестовые задания. Обсуждает проблему: двойное гражданство: выгоды и трудности. | § 19,20 | 19.10 | |
8 | Федеративное устройство Президент Российской Федерации | 1 | 'Федеративное устройство России. Равенство субъектов федерации. Целостность и неприкосновенность территории Российской Федерации. Виды субъектов РФ. Федеральное законодательство! и законы субъектов РФ. Проблема сепаратизма. Президент Российской Федерации. Статус главы государства. I Гарант Конституции РФ, прав и свобод человека и гражданина. Полномочия Президента РФ. Условия досрочного прекращения полномочий Президента или отрешения его от должности. | Объясняет государственное устройство России. Характеризует различные формы территориально-государственного устройства: федерация, конфедерация, унитарное государство. Называет виды субъектов РФ и их количество. Характеризует понятие «сепаратизм». Выполняет тестовые задания. Характеризует статус Президента РФ согласно Конституции РФ, его полномочия, вступления в должность и отрешения от должности. | § 21,22 | 26.10 | |
9 | Федеральное собрание. Совет Федерации. Государственная Дума Законотворческий процесс в Российской Федерации | 1 | Федеральное Собрание Российской Федерации. Парламенты I в европейской политической традиции. Парламентаризм. Две палаты Федерального Собрания — Совет Федерации и Государственная ] Дума, их состав и способы формирования. Комитеты и комиссии 1 обеих палат. Предметы ведения Совета Федерации и Государственной Думы. Порядок принятия и вступления в силу законов Российской Федерации. | Характеризует понятие «парламентаризм» и законодательный орган РФ – Федеральное собрание, его структуру, полномочия палат, процедуру комплектования, полномочия. Рассказывает о процедуре создания законов в РФ и полномочиях субъектов законодательной деятельности. | § 23,24 | 09.11 | |
10 | Исполнительная и судебная власть в РФ | 1 | Правительство Российской Федерации, его состав и порядок формирования. Полномочия Правительства РФ. Досрочное прекращение полномочий Правительства РФ. Судебная власть в РФ. Судебная система: федеральные суды и суды субъектов РФ. Принципы судопроизводства. Присяжные заседатели. Прокуратура РФ как единая централизованная система. Функции прокуратуры. Генеральный прокурор РФ*. | Рассказывает о высших органах исполнительной и законодательной власти в РФ, процедуре их формирования, полномочиях и функциях. Выполняют тестовые задания. | § 25,26 | 16.11 | |
11 | Местное самоуправление | 1 | Местное самоуправление. Решение вопросов местного значения. Муниципальная собственность. Самостоятельность местного самоуправления в пределах его полномочий. Структура и формирование местного самоуправления. | Характеризует роль местного самоуправления в системе власти России. Объясняют способы участия граждан в местном самоуправлении, называют круг вопросов, решаемых местным самоуправлением | § 27 | 23.11 | |
Тема 4. Права человека | 6 | ||||||
12 | Права и свободы человека и гражданина Международные договоры о правах человека | 1 | Права, свободы и обязанности человека и гражданина. Значение Всеобщей декларации прав человека. Виды прав человека. Положения философии прав человека. Международные договоры о правах человека: Содержание Международного Билля о правах человека. Виды международных документов о правах человека. | Характеризует важнейшие нормативные документы (международные и российские), определяющие права человека. Анализирует соотношение прав и обязанностей. Обсуждает проблему: должен ли народ отвечать за деяния своих лидеров? Называет международные договоры, которые входят в Международный билль о правах. Характеризует содержание Факультативного протокола к международному пакту о гражданских и политических правах. Объясняет классификацию международных договоров. | § 28,29 | 30.11 | |
13 | Гражданские права. Политические права | 1 | Гражданские права. Равенство прав и свобод людей. Право на жизнь. Запрет рабства и пыток. Равенство перед законом. Принцип презумпции невиновности. Право на свободу передвижения. Право на свободу мысли, совести и религии. Политические права. Право на свободу убеждений. Право на свободу мирных собраний и ассоциаций. Право принимать участие в управлении своей страной непосредственно или через посредство избранных представителей. | Характеризует гражданские права гражданина РФ, приводя конкретные примеры. Обсуждают проблему: может ли смертная казнь остановить рост тяжких преступлений? Характеризует политические права гражданина РФ, приводя конкретные примеры. | § 30,31 | 07.12 | |
14 | Экономические, социальные и культурные права. Права ребенка. Право на благоприятную окружающую среду и способы его защиты. | 1 | Экономические, социальные и культурные права. Право владеть имуществом. Право на социальное обеспечение и на осуществление прав в экономической, социальной и культурной областях. Право на труд, на свободный выбор работы. Право на отдых. Право на образование. Право участвовать в культурной и научной жизни общества. Права ребенка. Декларация прав ребенка. Конвенция о правах ребенка. | Характеризует экономические, социальные и культурные права гражданина РФ, приводя конкретные примеры. Характеризует российское экологическое право и содержание экологической угрозы. Называет основные направления пути выхода из экологического кризиса. Обсуждает проблему: экономическое развитие и защита окружающей среды. Характеризует содержание Конвенции о правах ребенка. Анализирует трудности, с которыми сталкивается общество в процессе реализации права детей на свободу ассоциаций и собраний. Выполняет тестовые задания. | § 32,33,34 | 14.12 | |
15 | Нарушения прав человека
| Различные формы дискриминаций. Характеристика понятий «грубое нарушение прав человека», «геноцид», «апартеид», «расизм», | Характеризует понятия «грубое нарушение прав человека», «геноцид», «апартеид», «расизм», приводя конкретные примеры. Объясняет содержание деятельности Комиссии по правам человека ООН, Совета по правам человека. Рассказывает об общественных организациях, наблюдающих за соблюдением прав человека. | § 35 | 21.12 | ||
16 | Защита прав человека в мирное время | 1 | Международное гуманитарное право. Деятельность ООН. | Рассказывает о содержании гуманитарного права, называет социальные группы, которое оно защищает. Характеризует современное положение в области гуманитарного права. | § 36,37 | 28.12 | |
Тема 5. Избирательное право | 1 | ||||||
17 | Избирательное право. Избирательная система и избирательный процесс | 1 | Избирательные права граждан. Активное избирательное право. Пассивное избирательное право. Принципы демократических выборов. Избирательное законодательство*. Избирательный процесс. Основные избирательные системы: мажоритарная, пропорциональная, смешанная. | Характеризует особенности избирательного права, содержание избирательных прав граждан, называет правовые документы, регулирующие избирательное право в нашей стране и принципы избирательной системы в России. Выполняет тестовые задания. Объясняет содержание понятия «избирательный процесс». Дает характеристику различным видам избирательных систем, сравнивает, анализирует достоинства и недостатки каждой из них. Объясняет понятие «джерримендеринг» и рассказывает о его появлении. | Самостоятельная работа | § 38,39 | 11.01 |
Тема 6. Гражданское право | 3 | ||||||
18 | Понятие и источники гражданского права. Гражданская правоспособность и дееспособность. Гражданские права несовершеннолетних | 1 | Понятие и источники гражданского права. Гражданский кодекс РФ, его содержание и особенности. Гражданская правоспособность и дееспособность. Признание гражданина недееспособным или ограниченно дееспособным. Гражданские права несовершеннолетних. Эмансипация. Предприниматель и предпринимательская деятельность. Виды предприятий. Нематериальные блага, пути их защиты. Причинение и возмещение вреда. | Характеризует понятия «гражданское право», «источники гражданского права», «субъекты гражданского права». Рассказывает об особенностях Гражданского кодекса РФ. Анализирует причины и цели обновления гражданского права в России. Объясняет содержание понятия «гражданская дееспособность» и приводит обстоятельства, при которых граждане могут быть признаны недееспособными. Характеризует особенности гражданской дееспособности несовершеннолетних граждан. | Самостоятельная работа Тест№2 | § 40,41 | 18.01 |
19 | Предпринимательство. Юридические лица. Право собственности | 1 | Право собственности. Понятие собственности. Виды собственности. Правомочия собственника. Объекты собственника. Способы приобретения права собственности. Приватизация. Защита права собственности. Прекращение права собственности. | Объясняет содержание понятия «предпринимательская деятельность», называет различные организационно-правовые формы предпринимательской деятельности и характеризует каждую из них. Сравнивает акционерное и унитарное предприятие. Выполняет тестовые задания. Объясняет социально-экономическое и юридическое содержание понятия «собственность», называет формы собственности, закрепленные в Конституции РФ. Характеризует права и полномочия собственника и его возможности защитить свою собственность. | § 42,43 | 25.02 | |
20 | Обязательственное право. | 1 | Обязательственное право. Понятие обязательства. Понятие сделки, договора. Стороны договора. Виды договоров. | Характеризует понятие «обязательственное право». Сравнивает договор и сделку, называя их сходство и различие. Объясняет, какие виды договоров предусмотрены обязательственным правом. Характеризует содержание института наследования. Объясняет процедуру перехода наследства к наследникам. Рассказывает о порядке и видах страхования. Высказывает свое мнение по вопросу: какие договоры страхования полезно заключать в наше время и почему. Объясняет содержание понятия «нематериальные блага», рассказывает о путях защиты материальных и нематериальных благ. Называет основания возникновения внедоговорных обязательств. Объясняет содержание понятия « принцип полного возмещения вреда». | § 45,46, | 01.02 | |
Тема 7. Налоговое право | 3 | ||||||
21 | Налоговое право. Налоговые органы. Аудит. Виды налогов. | 1 | Понятие налога, сбора, пошлины. Налоговое право. Система налогового законодательства. Права и обязанности налогоплательщика. Субъекты и объекты налоговых правоотношений. Налоговые органы. Аудит. . | Дает определение понятия «налог». Называет виды налогов. Сравнивает прямые и косвенные налоги. Характеризует особенности российского налогового права. Характеризует понятие «система налогов». Называет источники налогового права, обязанности и права налогоплательщиков. Объясняет содержание понятия «аудит». Осуществляет самостоятельный поиск информации о местных налогах. Высказывает свое мнение по проблеме: почему в странах с неблагополучной экономикой предпочтение отдают косвенным налогам, а в богатых – прямым. Высказывает свое мнение по проблеме: государство не может собрать всех запланированных налогов – где выход? Выполняет тестовые задания. | Самостоятельная работа Тест №3 | § 47,48 | 08.02 |
22 | Налогообложение юридических лиц Налоги с физических лиц | 1 | Налоги с физических лиц. Налоговая; дееспособность. Подоходный налог. Налог на имущество. Декларация о доходах | Характеризует содержание понятия «юридическое лицо» в налоговом праве. Характеризует содержание понятия «физическое лицо в налоговом праве». Называет законы, регулирующие взимание налогов с юридических лиц. Называет основные налоги, которые взимаются в настоящее время с населения России. Объясняет содержание понятий «налог на добавленную стоимость», «акциз», «налог на прибыль». Объясняет порядок исчисления и взимания налога на доходы Рассказывает о льготах по налогу. Высказывает свое мнение по проблеме: акцизы: за и против. Рассказывает о налоговых льготах, о ставках подоходного налога, установленных Налоговым кодексом РФ. Выполняет тестовые задания. | § 49,50 | 15.02 | |
23 | Ответственность за уклонение от уплаты налогов | 1 | Ответственность за уклонение от уплаты налогов. Административная и уголовная ответственность. | Характеризует виды правовой ответственности, к которой привлекаются должностные лица и граждане, виновные в нарушении налогового законодательства. Рассказывает об ответственности за уклонение от уплаты налогов, предусмотренной уголовным кодексом РФ. Высказывает свое мнение по проблеме: должны ли граждане декларировать крупные доходы: мировой опыт и его уроки. Выполняет тестовые задания. | § 51 | 22.02 | |
Тема 8. Семейное право | 2 | ||||||
24 | Понятие и источники семейного права Брак | 1 | Понятие и источники семейного права. Семейный кодекс РФ. Понятие семьи. Члены семьи. Семейные правоотношения. Брак, условия его заключения. Порядок регистрации брака. | Характеризует отношения, регулируемые семейным правом. Характеризует понятие «брак» и условия его заключения. Называет источники семейного права. Объясняет содержание семейных правоотношений. Выполняет тестовые задания. | § 52,53 | 29.02 | |
25 | Права и обязанности супругов. Права и обязанности родителей и детей. Усыновление, опека (попечительство) | 1 | Права и обязанности супругов. Личные права. Имущественные права и обязанности. Брачный договор. Прекращение брака. Права и обязанности родителей и детей. Лишение родительских прав. Алименты. Усыновление. Опека, попечительство. | Рассказывает о личных и имущественных правах и обязанностях супругов. Называет причины разводов. Объясняет порядок расторжения брака. Высказывает свое мнение по проблеме: развод и дети. Высказывает свое отношение к проблеме: брак по любви и брак по расчету. Характеризует права и обязанности родителей. Объясняет причины лишения родительских прав, порядок взыскания алиментов на содержание детей. Характеризует понятия «усыновление», «опека», «попечительство». Высказывает свое мнение по проблеме: как защитить интересы ребенка. | §54, 55 | 07.03 | |
Тема 9. Трудовое право | 2 | ||||||
26 | Понятие и источники трудового права Коллективный договор. Трудовой договор. | 1 | Понятие и источники трудового права. Трудовой кодекс РФ. Трудовые правоотношения. Права и обязанности работника и работодателя. Трудовой договор. Трудовая книжка. Основания прекращения трудового договора. Коллективный договор. Стороны и порядок заключения коллективного договора. . | Характеризует понятие «трудовое право», источники трудового права и содержание трудовых правоотношений. Выполняет тестовые задания. Объясняет понятие «трудовой договор». Рассказывает о содержании и порядке заключения коллективного договора, процедуре оформления трудового договора. Называет условия прекращения трудового договора. | § 56,57 | 14.03 | |
27 | Рабочее время и время отдыха. Трудовые споры. Ответственность по трудовому праву | 1 | Оплата труда. Заработная плата в производственной сфере. Системы оплаты труда: повременная, сдельная, дополнительная. Охрана труда. Государственный надзор и контроль за соблюдением законов об охране труда. Охрана труда и здоровья женщин и несовершеннолетних. Индивидуальные и коллективные трудовые споры. Комиссия по трудовым спорам (КТС). Забастовки. Дисциплина труда. Правила внутреннего трудового распорядка. Дисциплинарная и материальная ответственность работников. Порядки возмещения ущерба | Объясняет, какие виды рабочего времени предусмотрены трудовым законодательством. Характеризует понятие «время отдыха». Рассказывает о порядке предоставления ежегодного оплачиваемого отпуска. Выполняет тестовые задания Характеризует понятия «оплата труда» и «охрана труда». Объясняет специфику охраны труда женщин и несовершеннолетних. Называет функции профсоюзов на предприятии и виды социальной помощи, предусмотренные социальным страхованием. Характеризует содержание трудовых споров и основания их возникновения. Объясняет функции и порядок работы комиссии по трудовым спорам. Рассказывает о работе примирительной комиссии и условиях проведения забастовок. Характеризует понятие «дисциплинарная ответственность». Объясняет содержание понятия «материальная ответственность». Высказывает свое мнение по проблемам: забастовки – «за» и «против»; заработная плата и дисциплина труда. Выполняет тестовые задания. | § 58,59,60 | 21.03 | |
Тема 10. Административное право | 1 | ||||||
28 | Понятие и источники административного права. Административные правонарушения. Административные наказания. | 1 | Понятие и источники административного права. Административное правовое регулирование. Административная ответственность. Кодекс РФ об административных правонарушениях. Административные правонарушения. Признаки и виды административных правонарушений. Административные наказания, их виды. Подведомственность дел об административных правонарушениях. | Характеризует понятие и источники административного права. Называет и виды признаки административных правонарушений. Высказывает свое мнение по проблеме: чем опасны нарушения правил дорожного движения. Выполняет тестовые задания. Объясняет содержание понятия «административная ответственность» и административного наказания. Называет виды административных наказаний. Характеризует особенности административной юрисдикции. Выполняет тестовые задания | Самостоятельная работа | § 61,62 | 04.04 |
Тема 11. Уголовное право | 3 | ||||||
29 | Понятие и источники уголовного права. Преступление. Виды преступления | 1 | Понятие и источники уголовного права. Принципы российского уголовного права. Уголовный кодекс РФ, его особенности. Понятие преступления. Состав преступления. Категории преступлений. Неоднократность преступлений. Совокупность преступлений. Рецидив преступлений. Основные группы преступлений. | Характеризует понятие и источники уголовного права. Объясняет принципы российского уголовного законодательства. Осуществляет самостоятельный поиск информации по проблеме: преступность в современной России. Характеризует понятие, признаки и виды преступления. Объясняет содержание понятия «состав преступления». Называет преступления против личности, экономические преступления. Высказывает свое мнение по проблеме: влияют ли социальные перемены на состояние и уровень преступности; какие преступления особенно опасны сегодня. Называет причины появления «новых» преступлений и характеризует их содержание. Выполняет тестовые задания | § 63,64,65 | 11.04 | |
30 | Уголовная ответственность. Наказание. Обстоятельства, смягчающие и отягчающие наказание. | 1 | Уголовная ответственность. Уголовное наказание, его цели. Виды наказания. Наказания основные и дополнительные. | Характеризует понятие «уголовная ответственность», называет этапы привлечения к уголовному наказанию; виды уголовных наказаний. Высказывает свое мнение по проблеме: нужна ли смертная казнь в России. Называет обстоятельства смягчающие и отягчающие наказание. Выполняет тестовые задания. | § 66,67 | 18.04 | |
31. | Уголовная ответственность несовершеннолетних | Уголовная ответственность несовершеннолетних. | Называет возраст, с которого наступает уголовная ответственность, называет виды преступлений и возможных наказаний. Объясняет содержание понятия «принудительные меры воспитательного воздействия». Выполняет тестовые задания | §68 | 25.04 | ||
Тема 12. Основы судопроизводства | 1 | ||||||
32 | Гражданское процессуальное право. Особенности уголовного судопроизводства. | 1 | Гражданское процессуальное право. Принципы гражданского судопроизводства. Особенности уголовного судопроизводства. | Объясняет , как регулируется гражданское процессуальное право. Характеризует участников гражданского процесса. Объясняет понятие «уголовное судопроизводство». | Самостоятельная работа | §69,70 | 16.05 |
Тема 13. Правовая культура | 1 | ||||||
33 | Правовая культура и правосознание. Совершенствование правовой культуры | 1 | Понятие правовой культуры. Содержание правовой культуры. Пути совершенствования правовой культуры. | Характеризует содержание понятия «правовая культура». Называет основные элементы правовой культуры. Объясняет понятие «правосознание». Рассказывает о формировании правовой культуры. характеризует понятие «правовой нигилизм». | Итоговая контрольная работа | § 71,72 | 23.05 |
34 | Урок обобщения | 1 | Обобщает изученный материал по предмету «Право».. | 30.05 | |||
ИТОГО | 34 |
Предварительный просмотр:
Пояснительная записка
Рабочая программа составлена на основе :
примерной программы среднего (полного) общего образования на профильном уровне по истории за 2004г., рекомендованной Министерством образования и науки;
государственных стандартов по истории за 2004г.
Всего 75 часов; в неделю __2_ час.
Плановых контрольных уроков _2, зачетов 4, тестов __4_ ч.;
Планирование составлено на основе примерной программы среднего (полного) общего образования на профильном уровне по истории за 2004г., рекомендованной Министерством образования и науки; государственных стандартов по истории за 2004г.
Программно-методическое обеспечение
Учебник.В.А.Шестаков. История России. ХХ – начало XXI века. 11 класс. Профильный уровень. М., «Просвещение», 2010г.
Б.Н.Серов, А.Р.Лагно. Поурочные разработки по истории России. С древнейших времён до конца XIX века. 10 класс. М., «Вако», 2007
В.В.Кириллов. Отечественная история в схемах и таблицах. М., «Эксмо», 2008.
В.В.Кириллов, М.Н.Чернова. История России. Поурочные методические разработки. 11 класс. М., «Эксмо», 2006
ЕГЭ 2009. История. Самое полное издание типовых вариантов реальных заданий. М., ФИПИ, 2008-2013г.
Цели и задачи курса :
- Воспитание общероссийской идентичности, гражданственности, развитие мировоззренческих убеждений учащихся на основе осмысления ими исторически сложившихся культурных, религиозных, этнонациональных традиций, нравственных и социальных установок, идеологических доктрин; расширение социального опыта учащихся при анализе и обсуждении форм человеческого взаимодействия в истории;
- Развитие способности понимать историческую обусловленность явлений и процессов современного мира, критически анализировать полученную историко-социальную информацию, определять собственную позицию по отношению к окружающей реальности, соотносить её с исторически возникшими мировоззренческими системами;
- Освоение системы знаний об истории человечества и элементов философско-исторических и методологических знаний об историческом процессе, подготовка учащихся к продолжению образования в области гуманитарных дисциплин;
- Овладение умениями и навыками комплексной работы с различными типами исторических источников, поиска и систематизации исторической информации как основы решения исследовательских задач;
- Формирование исторического мышления – способности рассматривать события и явления с точки зрения их исторической обусловленности, умения выявлять историческую обусловленность различных версий и оценок событий прошлого и современности, определять и аргументировано представлять собственное отношение к дискуссионным проблемам истории.
- Специфика учебного курса
- Принципы отбора содержания курса истории в старшей школе связаны с переходом от преимущественного изучения фактов к их осмыслению и сравнительно-историческому анализу. У учащихся формируются систематизированные знания об историческом прошлом, происходит обогащение их социального опыта при изучении и обсуждении исторически возникших форм человеческого взаимодействия. Ключевую роль играет специфики исторического развития различных мировоззренческих, ценностно-мотивационных, социальных систем.
- Методологическая направленность курса истории в старшей школе сохраняет преемственность с основной школой, но приобретает и определенную специфику. Структура курса в значительной степени определяется теорией модернизации, но значительное внимание уделяется и изучению иных методологических концепций и подходов, дискуссий современных историков. Таким образом, изучение истории строится на принципе методологического плюрализма, что является важнейшей основой развития критически мыслящей личности.
- Расширение обязательного минимума содержания следует рассматривать как обеспечение информационной основы, необходимой для формирования познавательной компетентности и коммуникативной культуры учащихся, развития у них исторического мышления, что позволяет использовать на уроках различные виды деятельности и дополнительные ресурсы
- Самостоятельная работа учащихся с документами и дополнительным материалом
- Уроки с использованием проблемных вопросов, дискуссии, семинары
- Контрольно-обобщающие уроки с использованием тестового материала, написанием эссе.
- Консультации и дополнительные занятия во внеурочное время, позволяющие расширить знания по истории
- Методы и формы контроля
- Проверка домашнего задания путем проведения фронтального опроса дает возможность контролировать усвоение изученного материала.
- Проведение письменных работ с постановкой проблемных вопросов, написание эссе, заполнение таблиц в процессе самостоятельной работы, позволяют проверить умение поиска нужной информации из источников, созданных в различных знаковых системах, отделение второстепенной информации от основной, передача информации адекватно поставленной цели, работа с текстами различных стилей, создание собственных произведений.
- Формами промежуточной аттестации учащихся являются: участие в круглых столах, конференциях, тестировании, подготовка мультимедийных презентаций по отдельным проблемам изученных тем.
- Тестирование – позволяет контролировать содержательные элементы знаний, так и требуемые познавательные умения. Проверяются следующие элементы подготовки по истории учащихся основной школы:
-Знание дат, периодов наиболее значительных явлений, процессов, работа с хронологией.
- Знание фактов (места, обстоятельств, участников событий), работа с фактами.
- Работа с источниками: поиск информации в источнике (определение дат, событий, лично-стей, о которых идет речь), контекстный анализ источника (раскрытие сущности описываемых событий, явлений с привлечением знаний из курса истории)
- Описание исторических событий.
-Объяснение, анализ исторических событий: объяснение исторических понятий, терминов; соотнесение фактов и обобщенных знаний, понятий; указание характерных, существенных признаков событий, явлений; объяснение причин и следствий событий; систематизация, группировка фактов, понятий, явлений по указанному признаку; изложение и объяснение оценок исторических событий, явлений, личностей.
Требования к уровню подготовки учащихся:
1) аналитические умения, а также способы деятельности, связанные с продуктивными методами обучения (устанавливать причинно-следственные связи между явлениями, пространственные и временные рамки изучаемых исторических процессов, различать в исторической информации факты и мнения, исторические описания и исторические объяснения и др.). При профильном изучении формируются представления о специфике причинно-следственного, структурно-функционального, временного и пространственного анализа исторических процессов и явлений;
2) развитие коммуникативной культуры учащихся (формулировать собственную позицию по обсуждаемым вопросам, используя для аргументации исторические сведения, участвовать в дискуссиях по историческим проблемам и др.). При профильном изучении истории учащиеся должны приобрести умения по формированию собственного алгоритма решения историко-познавательных задач (формулировать проблему и цели своей работы, определять адекватные способы и методы решения задачи, прогнозировать ожидаемый результат и сопоставлять его с собственными историческими знаниями). Учащиеся должны научиться представлять результаты индивидуальной и групповой историко-познавательной деятельности в формах конспекта, реферата, рецензии (кроме этого – при профильном обучении – в форме исторического сочинения, резюме, исследовательского проекта, публичной презентации);
3) развитие информационной культуры учащихся. В требованиях к выпускникам старшей школы ключевое значение придается комплексным умениям по поиску и анализу исторической информации, представленной в разных знаковых системах (текст, карта, таблица, схема, аудиовизуальный ряд), использованию методов электронной обработки при поиске и систематизации исторической информации. При профильном изучении истории формируются и умения, связанные с основами источниковедческого анализа.
Календарно – тематическое планирование уроков по истории
Тема1.Российская империя:последние десятилетия | 6ч | Элементы содержания урока | Требования к уровню подготовки обучающихся | Оборудование урока | Вид контроля | Домашнее задание | Сроки проведения | |
1 | Россия во второй половине XIX- начале ХХ в. | 1 | ВВП, реформа, монополистический капитализм, капитализм | Умение работать с текстом, документом, проводить анализ источника | учебник, таблица ,Карта «Российская империя в 1900 – 1914 гг.», | § 1, составить сравнительно-обобщающую таблицу стран Запада и России. | 04.09 | |
2 | Становление и развитие рыночной экономики в России | 1 | пореформенная Россия, реформа С.Ю.Витте | Умение работать со статистическим материалом, обрабатывать, делать выводы | таблица учебника | § 2, решение дискуссионных вопросов | 07.09 | |
3 | Российское общество в условиях форсированной модернизации | 1 | Российский монополисти-ческий капитализм и его особенности. Роль государства и частного капитала в экономической жизни страны. Сословно-классовая структура российского общества форсированная модернизация, РСДРП, большевики, меньшевики | Умение составлять сравнительную таблицу . подбирать факты и их аргументировать | электр. презентация | §3, | 08.09 | |
4 | Наука, техника и образование начала ХХ в. | 1 | Идейные искания российской интеллигенции в начале ХХ в. Русская религиозная философия, гуманитарные знания. | Уметь работать с различными источниками информации, готовить мультимедийные презентации и их защиту | презентация | § 4, до стр 34 подготовить сообщение | 11.09 | |
5 | «Серебряный век» русской культуры | 1 | авангард, символисты, футуристы, акмеисты, модернизм, | Уметь работать с различными источниками информации | учебник дополнительная, литература | § 4, стр.34-41, составить план | 14.09 | |
6 | Урок обобщения по теме: «Российская империя в начале 20 века» | 1 | Знать основные события России в начале 20 века. | Самостоятельная работа | Индивидуальные задания | 15.09 | ||
Тема 2. Первая российская революция и ее последствия | 5ч | |||||||
7 | Государство и власть. Русско-японская война 1904-1905гг. | 1 | Идейные течения, политические партии и общественные движения в России в начале ХХ в. Самодержавная монархия в условиях модернизации. Русско-японская война 1904-1905 гг.крейсер «Варяг», Порт-Артур, Цусимское сражение, порт Чамульпо | презентация, карта | § 5 | 18.09 | ||
8 | Революционные потрясения 1905-1907гг. | 1 | Революционное движение: состав, цели, методы борьбы. Причины, характер, движущие силы, этапы и итоги революции 1905-1907 гг.Всероссийский крестьянский союз, Булыгинская дума,Манифест 17окт., | карта, презентация | § 6, | 21.09 | ||
9 | От революции к реформам.Становление российского парламентаризма | 1 | Попытки выйти из революционного кризиса:. Становление российского парламентаризма. I и II Государственные Думы: состав, деятельность. Третьеиюньская монархия Парламентаризм, Крестьянская трудовая группа , | учебник | § 7сравнить и роль Госдум I-IV созыва | 22.09 | ||
10 | Реформы П.А.Столыпина | 1 | реформы П.А.Столыпина | Знать понятия: хутор, отруб, переселенческая политика | §7 стр. 56-59 . 1 вопрос письменно | 24.09 | ||
11 | Урок-семинар по теме : «Первая российская революция и ее последствия» | 1 | Самостоятельная работа | Повторить даты | 30.11 | |||
Тема 3. Первая мировая война и крушение императорской России | 2ч | |||||||
12 | Россия в Первой мировой войне 1914-1918 гг. | 1 | Россия в системе военно-политических союзов на рубеже XIX-XX вв. Причины и начало войны. Характер войны и планы сторон. Военные действия на Восточном фронте Тройственный союз, Прогрессивный блок, мировая война | Объяснять понятия: Мировая война, блицкриг, окопная война, «Верденская мясорубка», Брусилов-ский прорыв | карта | §8 составить план | 4.12 | |
13 | Февральская революция 1917 г. | 1 | Влияние войны на российское общество. Общественно-политический кризис накануне 1917 г. Временное правительство, монархия, Советы, Николай II | Уметь объяснить понятия: Министерская чехарда, крисиз верхов | исторические документы | Зачет | § 9, | 5.12 |
Октябрьский переворот 1917г. и гражданская война в России | 11ч | - раскрытие особенностей модернизации в России, становления парламентаризма, многопартийности, характеристика места России в системе международных отношений | ||||||
14 | Россия вступает в октябрьскую революцию | 1 | Причины падения самодержавия. Временное правительство и Советы. Провозглашение России республикой. Установление двоевластия революция, модернизированный и традиционный уклад, | Уметь объяснить понятия:Двоевластие, Петросовет, Временное правительство, республика, Приказ №1 | презентации, карта | § 10, заполнить табл. «Вызовы времени» | 7.12 | |
15 | Пролог гражданской войны | 1 | Внутренняя политика Временного правительства. Кризисы власти. Маргинализация общества. Причины слабости демократических сил России | Уметь объяснить понятия: Маргиналы, кризисы власти, Апрельские тезисы, Корниловский мятеж | презентации | § 11-12 Стр.76-85 | 11.12 | |
16 | Большевики в борьбе за власть | 1 | Политическая тактика больше-виков, их приход к власти. Большевизация Советов. Провозглашение и утверждение Советской власти. Характер событий октября 1917 г. в оценках современников и историков Первые декреты Советской власти. Созыв и роспуск Учредительного собрания. Брестский мир | Уметь объяснить понятия: Вооружённое восстание | презентации, | §11-12, с. 85-95, | 12.12 | |
17 | Большевики берут власть в свои руки в октябре 1917 г. | 1 | большевики, В.И. Ленин «Вся власть Советам!» | презентации, | § 13-14, , составить смысловой план | 14.12 | ||
18 | Становление новой власти | 1 | Совнарком, декрет о мире , декрет о земле, Учредительное собрание, | презентации, мультимедийные ресурсы | § 13-14, презентация о полит. лидере | 18.12 | ||
19 | Начало революционных преобразований в экономике | 1 | Уметь объяснить понятия :«Военный коммунизм», продразвёрстка | презентации, | § 15 см.вопросы и задания к | 19.12 | ||
20 | Гражданская война1917-1922гг «.Белые». | 1 | Гражданская война в России: этапы, участники. Цели и идеология противоборствующих сторон. Белый террор | Уметь объяснить понятия :Гражданская война, интервенция, красные, белые | карта, презентация | § 16-17 | 21.12 | |
21 | Гражданская война1917-1922гг «Красные». | 1 | Красный террор | карта, презентация | § 16-17 написать– эссе о Гражданской войны | 25.12 | ||
22 | Российские революции начала 20 века | Контрольная работа | 26.12 | |||||
23 | Финал и итоги революции | 1 | доп. лит-ра, источники | § 16-17, подготовить презентацию | 28.12 | |||
24 | Урок семинар: «Взгляды историков на события гражданской войны | 1 | 28.12 | |||||
Тема 5.Советизация России | 4ч | |||||||
25 | Начало новой экономической политики | 1 | Экономическое и политическое положение Советской России после гражданской войны. Переход к НЭПу | Уметь объяснить понятия :НЭП, Кронштадский мятеж | презентация, документы | §18 | 15.01 | |
26 | Борьба за власть в правящей партии | 1 | Партийные дискуссии о путях и методах построения социализма в СССР. Внешняя политика в 20-е гг. | Политическое завещание Ленина, «новая оппозиция»авторитарный, бюрократический характер, номенклатура | словарь, документы | §19-20, | 16.01 | |
27 | Концепция построения социализма в отдельно взятой стране | 1 | Уметь объяснить понятия :социализм в отдельно взятой стране, ГОЭЛРО | презентация | § 19 – 20, составить таблицу | 18.01 | ||
28 | Образование СССР. | 1 | Причины и предпосылки объединения советских республик. Полемика о принципах национально-государственного строитель-ства. Образование СССР | «автономизация», 30 декабря 1922 | карта, презентация | Тестовый контроль | §21,,знать карту «Образование СССР» | 22.01 |
Тема 6.Советская модель модернизации | 9ч | |||||||
29 | Свертывание НЭПа | 1 | Успехи, противоречия и кризисы НЭПа. Роль государства в экономике периода НЭПа. Причины свёртывания НЭПа | НЭП | презентации с таблицами | §22выделить причины свертывания НЭПа | 23.01 | |
30 | Индустриализация в СССР | 1 | Выбор стратегии форсированного социально-экономического развития. Переход к плановой экономике. Индустриализация страны. | Индустриализация пятилетние планы | презентация | §23-24, Учебник, карта № 8 учебника | 25.01 | |
31 | Коллективизация в СССР | 1 | Коллективизация в стране. | Коллективизация, раскулачивание, комбеды | презентация | §23-24, проанализировать процесс | 29.01 | |
32 | От диктатуры класса к диктатуре вождя Сталина | 1 | Культ личности И.В.Сталина. Формирование тоталитарного политического режима. Конституция 1936 г. | социалистическая модернизация, бюрократия, пропаганда, элита | документы, презентация | §25,подборать материал о И.В.Сталине | 30.01 | |
33 | Становление нового хозяйственного механизма | 1 | Централизованная (командная) система управления страной. Мобилизационный характер советской экономики | Культурная революция тоталитарная природа | презентации, доп. лит-ра | §.26 | 1.02 | |
34 | Советское общество накануне войны | 1 | Идеологические основы советского общества | Мюнхенское соглашение Советско-германский пакт о ненападении | карта | , | анализ внешнеполитического курса России § 27 | 5.02 |
35 | Советская культура в 20-30 годы 20 века | 1 | культура в 1920-х – 1930-х гг. | Соцреализм, «культурная революция» | § 27подготовить сообщения | 6.02 | ||
36 | Массовый террор30-х годов | 1 | Массовые репрессии, их мотивы, направленность и последствия. Создание системы исправительно-трудовых лагерей | ГУЛАГ, репрессии, «враг народа | §28 | 8.02 | ||
37 | Урок обобщения по теме: «Советская модель модернизации» | 1 | Зачет | 12.02 | ||||
Тема 7.СССР и Вторая мировая война | 9ч | |||||||
38 | Обострение международной обстановки | 1 | Кризис Версальско-вашингтонской системы. Возникновение очагов новой мировой войны на Дальнем Востоке и в Европе. Попытки создания Советским Союзом системы коллективной безопасности в Европе. Территориальные захваты Германии и Японии | Ось Берлин-Рим-Токио, политика коллективной безо-пасности, аншлюс Австрии, политика «умиротворения агрессора», | §29 | 13.02 | ||
39 | Хочешь мира-готовься к войне | 1 | Советско-германские отношения в 1939 – 1940 гг. Политика СССР на начальном этапе Второй мировой войны. Расширение территории Советского Союза | Пакт Молотова-Риббентропа | §30 | 15.02 | ||
40 | Причины Великой Отечественной войны. Срыв планов молненосной войны. | 1 | Нападение Германии на СССР. Причины неудач на начальном этапе войны. Оккупация. Мобилизация страны на войну | «Блицкриг», мобилизация Государственный Комитет обороны, добровольцы, всеобщая мобилизация Битва под Москвой, , | презентация, карта | § 31 составить план | 19.02 | |
41 | Решающие битвы.Коренной перелом в ходе войны | 1 | Великая Отечественная война: основные этапы военных действий. Военно-стратегическое значение Московской битвы. Коренной перелом в войне. | Сталинградская битва,Курская дуга, коренной перелом в войне, коллаборационизм коллаборационизм А. Власов | презентация, карта | §32,приготовить историографию перелома в-ны | 20.02 | |
42 | Навстречу победе. Последние дни войны. | 1 | Освобождение территории СССР и военные операции Красной Армии в Европе. Берлинская операция | Движение сопротивления, Народный фронт, Антигитлеровская коалиция, Второй фронт | презентация, карта | §33, | 22.02 | |
43 | Окончание Второй мировой войны.Участие СССР в войне с Японией | 1 | карта, подбор документов | Тестовый контроль | § 33, знать карту | 26.02 | ||
44 | Повторительно-обобщающий урок по теме «Итоги Великой Отечественной войны» | 1 | Обобщить и систематизировать знания изученного материала | тестовые задания | повторить все даты приготовиться к семинару | 27.02 | ||
45 | Семинарское занятие по теме «Цена Победы» | 1 | презентации | подобрать иллюстрации | 1.03 | |||
46 | Круглый стол «Война и общество» | 1 | Иллюстративный материал | составить презентацию | 5.03 | |||
Тема 8 СССР в первые послевоенные десятилетия(5 часов) | ||||||||
47 | «Холодная война», споры о ее причинах и характере | 1 | Интересы СССРв Европе и мире после войны. Изменение международного положения и внутриполитической ситуации в странах Центральной и Восточной Европы после их освобождения. Германский вопрос. | Идейно-политическое противостояние, «холодная война», «железный занавес», доктрина Трумэна, план Маршалла | документы, учебник | § 34, повторить тему | 6.03 | |
48 | Новый стратегический курс Кремля | 1 | Создание НАТО и ОВД. Первые конфликты и кризисы | Двухполюсный биполярный мир, политика сдерживания | §35 | 12.03 | ||
49 | Ядерный взрыв. От демилитаризации к гонке вооружений | 1 | §36 | 13.03 | ||||
50 | Трудное восстановление хозяйства после войны. | 1 | Социально-экономическое положение СССР после войны. Восстановление хозяйства | План Маршалла, железный занавес | документы | составить портрет «врага народа» | 15.03 | |
Тема 9. Первые попытки либерализации системы | 8ч | |||||||
51 | Власть и общество | 1 | Идеологические компании конца 40-х гг. | Ленинградское дело, дело врачей | § 38 | 19.03 | ||
52 | Смена власти в Кремле | 1 | Борьба за власть после смерти Сталина. | Десталинизация, «оттепель», разоблачение культа личности, реабилитация | §39 | 20.03 | ||
53 | Начало десталинизации | 1 | ХХ съезд КПСС и осуждение культа лич ности | §40 | 23.03 | |||
54 | Экономическое соревнование с Западом: планы и итоги | 1 | Экономические реформы 1950-х – начала 60-х гг. | Совнархоз, целина | § 41, эссе «Достижения Н.С.Хрущева» | 2.04 | ||
55 | Противоречия «либерального коммунизма» | 1 | Реорганизация органов власти и управления. Концепция построения коммунизма. Ужесточение партийного контроля над культурой | Либеральный коммунизм | §42 | 3.04 | ||
56 | Конец правления Н.С. Хрущёва | 1 | Политика Хрущёва в оценках историков | Карибский кризис | Зачет | §43 | 5.04 | |
57 | Урок-дискуссия «Политика Н.С.Хрущева в оценках историков» | 1 | 9.04 | |||||
Тема 10.Стагнация советской системы | ||||||||
58 | Нарастание консервативных тенденций | 1 | Экономические реформы середины 60-х гг., причины их неудач. Замедление темпов экономического роста | Стагнация, консервативные тенденции | §44 | 10.04 | ||
59 | Советское общество на переломе | 1 | Социальная структура советского общества. Межнациональные отношения в СССР. Диссидентское движение | Правозащитники, диссидент, Пражская весна 1968 | §45 | 12.04 | ||
60 | «Развитой социализм»: прожекты и реальность | 1 | Концепция развитого социализма. Конституционное закрепление руководящей роли КПСС. Конституция 1977 г. | Концепция развитого социализма, Брежневская конституция | §46 | 16.04 | ||
61 | Несостоявшаяся «разрядка» | 1 | Доктрина Брежнева. Хельсинкский процесс. Политика разрядки и причины её срыва. Афганская война | Доктрина Брежнева, разрядка | §47 | 17.04 | ||
62 | Культура и наука середины 1960- 1980-х гг. | 19.04 | ||||||
63 | Повторит-обобщающий урок по теме «СССР в середине 1960-х- начале 1980-х гг.» | 1 | Тестовый контроль | 22.04 | ||||
Тема11.Крах коммунистического режима | ||||||||
64 | Истоки перестройки М.С.Горбачёва | Попытки модернизации советской экономики и политической системы во второй половине 80-х гг. | Перестройка, новое политическое мышление | §48 | 23.04 | |||
65 | Трудный поворот к рынку | Стратегия ускорения социально-экономического развития и её противоречия. | Хозрасчёт, самоокупаемость, самофинансирование | §49 | 26.04 | |||
66 | Демонтаж тоталитарных структур | Обновление высшего звена партийной элиты. Политика гласности. Формирование многопартийности | Гласность, плюрализм, многопартийность | §50 | 30.04 | |||
67 | От внутрисистемных реформ – к распаду СССР | Отмена цензуры и развитие плюрализма в СМИ. Кризис власти. Беловежские соглашения 1991 г. и распад СССР. | Августовский путч 1991 г. Беловежские соглашения, СНГ, парад суверенитетов | Контрольная работа | §51 | 3.05 | ||
Тема12.Современная Россия | ||||||||
68 | Становление новой российской государственности | Становление новой российской государственности. Политический кризис сентября-октября 1993 г. принятие Конституции РФ 1993 г. | Верховный совет, парламент | §52-53 | 7.05 | |||
69 | Конституция новой России | §52-53 | 8.05 | |||||
70 | Возвращение рынка | Переход к рыночной экономике. Шоковая терапия. Либерализация и приватизация | Приватизация, рыночная экономика, либерализация, «шоковая терапия» | §54 | 10.05 | |||
71 | Российское общество в условиях системной трансформации | Общественно-политическое развитие России во второй половине 1990-х. | Кризис идентичности | §55 | 14.05 | |||
72 | Урок-семинар «Точка зрения на события 1991года» | Рассмотрение различных точек зрения на события 1991 г. и оценки причин и последствий распада СССР. Характеристика современной политической и экономической ситуации | 15.05 | |||||
73 | Россия в конце XX – начале XXI в. | Президентские выборы 2000 г. Курс на укрепление государственности, экономический подъём, социальную и политическую стабильность. | §56 | 17.05 | ||||
74 | Новые тенденции в развитии России | Россия в системе между-народных отношений в условиях перехода к информационному обществу | Национальные проекты, информационное общество | §57 | 21.05 | |||
75 | Повторительно-обобщающий урок по теме «Российская Федерация (1991-2008 гг).» | 1 | Курс на политическую и экономическую стабильность. Политика В.В.Путина | 23.05 |