Спешу поделиться.

Власова Яна Александровна

На данной странице вниманию моих коллег предлагаеются мои работы, непосредственно связанные с моей профессиональной деятельностью: отчёты, обобщение опыта, конспекты уроков, презентации, публикации и прочее.

Скачать:


Предварительный просмотр:

МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ

«ЗАВЬЯЛОВСКАЯ СРЕДНЯЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ШКОЛА №1

ЗАВЬЯЛОВСКОГО РАЙОНА АЛТАЙСКОГО КРАЯ»

Обобщение опыта учителя английского языка Власовой Я. А.

по теме:

«Пути повышения мотивации учащихся на уроках английского языка»

Завьялово - 2015

          I.Теоретическая интерпретация опыта.

I.1. Тема опыта: «Пути повышения мотивации учащихся на уроках английского языка».

I.2. Теоретическая база опыта.

     Известно, что целенаправленная организация всей жизни и деятельности учащихся в процессе обучения с учётом индивидуальных различий является определяющим фактором гармоничного развития личности, её потребностей, мотивов, объёма знаний, развитой системы УУД, как уже теперь принято говорить, творческой активности и самостоятельности.

     Теоретическое наследие изобилует психолого-педагогическими исследованиями  в области учёта индивидуально-психологических особенностей в процессе организации учебной деятельности учащихся (Л. Д. Выготский, В. В. Давыдов, Л. В. Занков, Н. Ф. Талызина, Д. Д. Эльконин), формирование  положительной мотивации с ориентацией на личностные качества обучающегося (А. К. Маркова, Г. Г. Петренко, Т. И. Шамова). Особое место в системе индивидуализированного обучения занимает дифференциация, представляющая  такую форму обучения, при которой учитываются типологические индивидуально-психологические особенности обучающихся в системе взаимодействия учителя – учеников – ученика (М. В. Виноградова, М. А. Лозовая, И. М. Чередов).

     Мотивация является тем фундаментом, на котором зиждется как успешная учебная деятельность учащегося, так, к сожалению, и малоэффективная. При обучении важно осознавать то, что «деятельности без мотива не бывает» (А. Н. Леонтьев), а каждый из видов деятельности всегда имеет открытую или закрытую мотивацию. Невозможно «достучаться» до ребёнка, пока его мотивация «спит». Её нужно возбудить  путём целенаправленного и эффективного управления поведением и деятельностью учащихся через грамотную организацию их мотивационной среды.

     Наверное, рано говорить о том, что у школьников и преимущественно у младших школьников буквально с первых шагов порождается «дальняя личностная мотивация, которая создаёт более глубокие и осознанные мотивы учения» (М. Шардаков) с декларированием таких помыслов как «стремление стать культурным и образованным», «пополнить багаж знаний новыми открытиями», или же просто удивиться. Чаще всего нам учителям приходится иметь дело с такой мотивацией, которая заключается лишь в получении положительной оценки, для кого-то – это, несомненно, пятёрка, а для кого-то и тройки достаточно, лишь бы «отвязались».  И это, к сожалению, тоже мотивация, с которой мы имеем дело ежедневно, ежеурочно.  Как правило, осознание того, что ты чего-то не доделал, не успел, не осознал, приходит в более позднем возрасте, когда возникает необходимость применить то, что ученик упустил в школе. Поэтому, являясь «проводниками», несущими знания и, донося способы деятельности до учащихся, педагогу важно видеть те реальные мотивировки, которые лежат в основе каждой дисциплины, а именно:

1. Широкая социальная мотивация («каждый образованный, уважающий себя человек должен стремиться к овладению хотя бы одним иностранным языком»). Мы живём в ежедневно меняющемся мире, никто не знает, что будет завтра.

2. Личностная мотивация («иностранный язык может пригодиться в дальнейшей жизни, учёбе, профессиональной деятельности»). Махнув рукой на изучение иностранного языка или языков, человек, вероятно, лишает себя возможности на дальнейшее перспективное продвижение в учёбе, профессии, которое получат те, кто не пренебрегал зубрёжкой неправильных глаголов и видовременных форм иностранного языка.

3. Коммуникативная мотивация (самая главная, на мой взгляд, в спектре мотивационных аспектов, касающаяся нашей дисциплины). И самая «чахлая» с точки зрения обучения школьников говорению, например. Наши школьники боятся преодолевать языковые барьеры, и их вины в этом нет: высокомотивированные опасаются сказать неправильно – «ошибиться», тем самым, подставив себя под насмешки явно менее одарённых, низкомотивированные учащиеся  боятся вербализировать даже с использованием опоры или образца, и просто отказываются говорить. Вот и получается заколдованный круг, где со 2 класса мы учим иностранный язык, а к 11-му сказать ничего не можем.

4. Учебно-познавательная мотивация (нравится исследовать язык пусть даже на самом примитивном уровне, проводить параллели между родным и иностранным языком, видеть общее и в ряде иностранных языков романо-германской группы, например, расширять кругозор и радоваться открытиям и удивляться).

     В своей работе я преимущественно остановлюсь на двух видах мотивации: коммуникативной и учебно-познавательной, ибо, сколько бы я не пыталась убедить среднестатистического учащегося, что «английский тебе непременно пригодится в жизни», я всегда претерпевала фиаско.

I.3. Актуальность и перспективность опыта.

     Актуальность моей работы заключается в том, что не совсем является понятным, почему при одинаковой организации мотивационной среды учащихся у одних детей проявляется интерес/мотивация к изучению иностранного языка (пусть даже они не являются ни отличниками, ни хорошистами), либо не возникает совсем (так же и у отличников, и у заядлых троечников). Где находится та грань, за которой ребёнок начинает осознанно приобщаться к процессу изучения языка, исходя из своих интересов и желаний. Как «достучаться» до каждого ребёнка, продемонстрировать ему, что и он может быть важной частью отлаженного механизма, который хочет и может интерпретировать закодированную информацию, которую транслирует иностранный язык.  Как подобрать ключ к сердцу каждого ребёнка, открыть для него красоту иноязычной речи и приобщить к осознанному изучению английского языка.

I.4. Условия возникновения и становления опыта.

     Зарубежные эксперты единогласно сходятся во мнении, что в XXI веке не сырьевые ресурсы, а знания/умения работать с информацией будут определять развитие цивилизации. Хорошее образование сегодня – это высокое качество преподавания, совместная деятельность учащихся с опытными наставниками, в том числе, и в русле научных исследований, пусть даже на самом примитивном школьном уровне.  

     Какое отношение к вышеперечисленному имеет организация положительной мотивационной среды в классе. Самое прямое. Отвечая на вопрос «Почему ты не любишь и не хочешь учить иностранный язык?» ребёнок отвечает: «А там злая учительница!», подразумевая, что на уроке иностранного ему некомфортно, делать ему там нечего, и о каком интересе к предмету, вообще, может идти речь. Ему навязали «этот» английский, а сам он никакого отношения к нему не имеет. И ребёнок, к сожалению, прав. Он не виноват в том, что ему неинтересно, это, вообще, его не касается, потому что это – проблема учителя заинтересовать ребёнка. Если ученик не хочет идти  к учителю, соответственно, он не хочет изучать предмет, который ведёт данный учитель.

     Безусловно, нравиться всем невозможно, но нужно пытаться создать такую атмосферу сотрудничества на уроке, что даже самому слабому ученику хотелось бы идти в класс. А это уже мотивация.

     Я многому учусь у учителей начальной школы: тех, которые иногда с большим трудом закладывают в нежные маленькие детские души ростки интереса к учёбе. Маленькие дети всегда смотрят тебе в глаза, они готовы к диалогу, ты для них авторитет, своей похвалой ты помогаешь детям «сворачивать горы».  Некоторые дети схватывают налету, взбираясь по этим «горам» без особых усилий, они пионеры во всём, активисты, но их единицы. Всем остальным невозможно угнаться за вышеупомянутыми детьми, у них нет высоких способностей, у них свой темп работы, и они другие. Это я возвращаюсь к проблеме дифференциации на уроке.

     По моему мнению, учитель в классе не должен быть просто учителем, он не должен просто учить, а он должен быть проводником между своими знаниями и накопленным опытом и знаниями и опытом ребёнка, пусть он даже не настолько обширен, как у взрослого.  

     Итак, я рекомендую использовать несколько несложных правил для организации положительной мотивационный среды в классе.

1. Создание атмосферы сотрудничества. Основной идеей данного направления является учение без принуждения. Личностная мотивация школьника носит определяющий характер всего обучения. Лишь естественный интерес может стать основой успешного обучения. Чтобы привлечь учащихся к активной работе на уроках, педагог преследует цель создания творческой атмосферы на каждом занятии. Ребенок, который превращается из объекта в субъект обучения, мог познавать новую информацию через собственные действия. 
   
Немаловажную роль играет идея обучения ребенка в зоне его ближайшего развития. Учитывается потенциал детей, который может быть реализован с помощью непосредственной работы школьника с педагогом. При этом учителям необходимо обеспечить для учащихся высокую степень уверенности в возможности достижения успеха. Демократический стиль общения и равное отношение организовывает отличные условиях для организации взаимопомощи на уроке, когда сильный учащийся помогает, менее сильному, а менее сильный об этом может даже не догадываться (Амонашвили, Шаталов, Соловейчик).

2.  Использование приёма «Я – исследователь». 

     Владение исследовательскими умениями является необходимым условием будущей успешной профессиональной деятельности человека и закладывается не по мере надобности, а в тот момент, когда ребёнок впервые произнёс «Я хочу быть исследователем/Я могу быть исследователем/ Я – исследователь».

    Наши дети, не испытывая недостатка в объёме информации, зачастую «тонут» в ней, не умея правильно интерпретировать заложенный в ней посыл – message, как говорят современные подростки.

     Грамотный учитель должен попытаться подвести ребёнка к той мысли, что каждый ребёнок априори является исследователем, который с момента рождения начинает Исследовать, Познавать, Интересоваться окружающим миром, Интерпретировать окружающую действительность и делать её другодоминантной (пропускать через себя). Не зря приобщение ребёнка к миру прекрасного начинается через сказки – тексты устного народного творчества, когда ребёнок иногда буквально принимает смысл услышанного, просыпаясь ночью и крича, что под кроватью у него Баба-Яга. Произведя исследование некоторое время спустя, ребёнок убеждается, что никакой Бабы Яги не существует, но вновь вернётся к данной теме уже во взрослом состоянии, читая сказки о ней своим детям и внукам.

     Мне, как учителю, имеющему возможность работать с разными возрастными категориями учащихся: от начальной школы до среднего звена, всегда было интересно, в какой момент у ребёнка количество перерастает в качество: количество переведённых «я имею  (I have got…)» меняется на «у меня есть (I have got…)», «там есть ваза на столе (there’s a vase on the table)» на «ваза на столе или на столе находится ваза». Почему у одних детей, втечение минуты изучающих текст, практически сразу возникает понимание прочитанного, а для других он так и остаётся набором символов/кодов, значение которых он затрудняется расшифровать и «ну, вот, опять» придётся «лезть» в словарь. Отчего ребёнок, который принёс в школу килограммовый словарь иностранных слов, думает, что сегодня у него получится гораздо лучше, чем у Соньки, которой вообще словарь не нужен или лишь в редком случае. Почему я, которая учу всех одинаково (опять учу), имею такие разные результаты, и как быть, когда возмущённые родители твердят «мы ведь учим, учим, а результата нет». И они правы, нельзя одинаково учить всех детей, нужно создать такие условия, при которых каждый ученик попытается занять свою нишу в области исследования текста, например,  и внести свою, хоть и маленькую лепту в общее дело. Работа в парах и группах здесь вряд ли поможет, всегда найдутся ученики, которые попытаются «паразитировать» на других, и всегда найдутся те, кто будет самоутверждаться за счёт слабых, ведь это так приятно показать своё превосходство над ними. Но если ребёнку легче и комфортнее работать в паре или группе, нужно предоставить ему такую возможности, организую индивидуализацию обучения. И как отрадно видеть детей, читающих ещё и между строк и не считающих словарь какой-то обузой, а непременным атрибутом или помощником собственного качественного роста. И как отрадно слышать «Нашёл» в значении «Я понял! У меня получилось! Я могу!».

     Приведу пример развития исследовательских навыков на примере работы с учебным текстом.  Я понимаю, что исследование текста в данном случае имеет мало общего с научным исследованием в широком смысле этого слова. Я подразумеваю, использование элементов исследовательских навыков («сравнительные розыски» Даль), т.к.  иноязычный текст является для многих учащихся не просто единицей общения, как трактует его современная дидактика [1) Т. М. Дридзе - 2001], а как набор, неидентифицированных символов/кодов, не связанных между собой лексико-грамматической сочетаемостью. Безусловно, они связаны между собой, но ребёнок на начальном этапе не видит этих связей, пользуясь пословным переводом, а не пониманием текста в целом.

     Чтение и понимание (именно понимание), а не традиционный перевод текста с русского на английский, как трактуют современные школьные учебники  английского языка, определяя одну из задач работы с текстом – это целое искусство, позволяющее выявлять в себе творческие способности на самом начальном этапе.

      С небольшой высоты своего  профессионального опыта констатирую, что всех своих учащихся: перспективных и не очень, могу разделить на две группы: первая группа, которая может и любит работать с текстами любой специфики и направленности, и вторая группа, которая, к сожалению, может выполнять лишь две задачи при работе с ним  - «read and translate the text» - «прочитайте и переведите текст». Отвечая на вопрос «безнадёжна ли данная ситуация», могу лишь в качестве гипотезы предположить, что не безнадёжна, а вы просто «не умеете их готовить» - цитирую слоган известной рекламы.

3. Изучение английского – это хобби, которое даёт самоудовлетворение в любом своём проявлении: понимание иноязычной речи с экрана телевизора и в аэропорту, возможность познакомиться с ребёнком-иностранцем на отдыхе, понять иностранную надпись на одежде, помочь маме перевести инструкцию на иностранном языке и не покупать товар вслепую, подпевать любимому иностранному исполнителю и спрашивать по-английски шутки ради, сколько стоит картина, продаваемая на Арбате, понимая, что ты вряд ли сможешь её купить. Твоё постижение английского состоит из маленьких побед, когда количество переходит в качество, и вскрываются определённые законы языка. Это как непростое решение арифметической задачи, где всё подчинено логике и порядку. А ты, как опытный альпинист, покоряющий Эверест, видишь смысл происходящего. Не каждому это дано, но, однозначно, каждому, кому интересно!

I.5. Сущность опыта.

     Сущность опыта состоит в том, что в своей работе я совместно с учащимися ежеурочно прибегаю к  такому разнообразию  видов работ, что не «захлебнуться» в таком объёме  под силу даже самому высокомотивированному ученику. Мне важно не только успешно сочетать различные виды коммуникативной деятельности на уроке, но и научить детей как с ними работать в оптимальном темпе и режиме для каждого отдельного учащегося в условиях благоприятной атмосферы сотрудничества.

     

I.6. Область применения опыта.

     Обобщение опыта я черпаю из своего профессионального опыта. Мой педагогический стаж составляет 13 лет, 5 лет из которых я работаю в школе. Не так и много, но 5 лет – это определённый рубеж, когда уже можно подвести некоторый итог своей работы с детским коллективом. Мой опыт ни в коем случае не претендует на звание научного и даже околонаучного и носит рекомендательный характер, я лишь обращаюсь за чёткой аргументацией к классикам психолого-педагогической науки. Я адресую данный опыт коллегам, и надеюсь, что они смогут почерпнуть что-либо полезное в моей работе. Обобщение опыта в данном случае  - это попытка суммировать накопленный багаж положительных результатов за 5 лет.

II. Система работы. 

II.1 Работа с текстом.

     Начну я с анализа работы с учебным текстом, как единицей общения, или с художественным текстом, представляющим собой языковые воплощения истории, культуры, опыта, традиций любого народа и нации. Через чтение текста передаётся красота звучания иноязычной речи, что доставляет эстетическое удовольствие тому, и кто читает, и кто слушает. Читая и понимая, ученик использует весь спектр, имеющихся у него навыков (skills – умение, мастерство, опыт, талант). Перечитывая, ученик работает с тестом более опосредованно, осознанно (со знанием дела), говоря себе «я знаю как» (know-how). Зная как, ученик работает с текстом, развивая воображение, творческое мышление и владение основными видами умственных действий/операций в процессе обучения или самостоятельной работы.

     На своих уроках я использую разные виды работы с текстом: чтение с полным пониманием (Ч с ПП), чтение с извлечением выборочной/запрашиваемой информации (Чс ИЗИ), чтение с целью совершенствования произносительных навыков, которое станет актуальным с 2015 года в рамках сдачи, просмотровое чтение.

     Не буду перечислять все виды работы с текстом: их огромное количество.

     Даю рекомендации, как работать с текстом: улавливать главное и второстепенное, обращать внимание на лексико-грамматические признаки, вычленять части предложения, интонировать, брать дыхание, делать паузы, менять тембр и громкость голоса, «очаровывать» своим чтением, заражать интересом к чтению других.

     Устраиваю «показательные выступления» учащимся, которым небезразлична положительная динамика их успешности. Даю им возможность выступать в роли наставников/помощников для менее мотивированных детей. Учу их терпеливо относиться к своим неудачам и поощряю в случае толерантного отношения к своим упущениям.

     Работает? Да, работает, не всегда и не для всех. Но, когда, получается, всегда охватывает чувство самоудовлетворения, что ты на правильном пути, что кому-то, кроме тебя это нужно. И это очень важно.

    Для методики преподавания иностранных языков важны методы, приёмы упражнения с учебными текстами. Я не беру пока в пример художественные тексты. Они реже встречаются в учебниках, и, как правило, рассматриваются на так называемых уроках домашнего чтения. Тексты обладают различной направленностью: объективной, ролевой, сюжетной, бывают не только монологического, но и диалогического характера.  

     Фактором, способствующим лучшей мобилизации учебного потенциала учащегося, оказывается постановка перед ним мотивированной познавательной задачи.

      Хочу подчеркнуть, что данная система работы носит рекомендательный характер и применяется не на каждом уроке, а периодически.

      Итак, представляем себе, что работа с текстом сегодня – это исследование, носящее  индивидуальный характер для каждого ученика в отдельности, где каждый учащийся  - это механизм огромной машины. При выходе из строя любой шестерёнки, механизм даст сбой. Поэтому каждый ученик отвечает за свой этап работы, знает цель своей работы и знает, что он получит в итоге.

     Задания учащийся получает, исходя из учёта его индивидуальных особенностей. Для этого в начале урока в качестве организационного момента можно провести небольшое анкетирование, чтобы определиться, какую роль берёт на себя учащийся на данном уроке. Роли носят вариативный характер и могут меняться в зависимости от настроя учащегося, его позиции на данном уроке, от желания работать индивидуально, в парах, в группах/командах.

    II.2 Работа с текстом предполагает применение лексикона (здесь: запас слов, выражений). С данной целью уч-ся предлагается (по желанию) вести тематический словарь или же отвести отдельные страницы в обязательном к ведению словаре с указанием тематики/подтем (почта, спорт, части тела, студенческий обмен и т.д.). Cловарь в дальнейшем может использоваться для выполнения самых разнообразных видов деятельности: словарный диктант, диктант по памяти, сочинение-миниатюра по опорным словам; задания на подстановку пропущенных букв, слов, подбор синонимов, антонимов, омонимов, и, самое главное, данный словарь должен являться главным помощником при выполнении домашних заданий. Для экономии времени и сохранения плотности урока я пополняю лексический запас уч-ся специальными тематическими карточками с лексическими единицами и опорными таблицами со сложным лексико-грамматическим материалом, что позволяет отрабатывать лексический или грамматический материал в индивидуальном порядке не только в режиме «учитель-ученик», но и «ученик-ученик(и)».

     Что касается учителя, то ему следует приучать детей со второго класса к аккуратному ведению словаря и своевременному внесению туда нового материала, продолжать вести словарь после окончания начальной школы и среднего звена, сохраняя при этом преемственность в  обучении, поощрять учащихся выставлением хороших или отличных оценок за ведение словаря.      Некоторые мои ученики успешно пользуются словарем со 2 по 6 класс, знают, как найти и применить необходимую информацию. Добавлю, что словарь, включающий лексикон и фразеологию английского языка входит в перечень необходимых элементов при обучении иностранному языку.

      А теперь необходимо определить, какие элементы исследования можно включать в перечень заданий лексико-грамматической направленности на основе работы с учебным текстом:

- на примере короткого учебного текста лексико-грамматической направленности  (при изучении грамматической темы «The Present Continuous Tense»).

Работа с данным текстом предполагает следующую систему работы:

1. В качестве организационного момента и создания благоприятного микроклимата на уроке, а также с целью актуализации ранее изученного материала проводится разминка в парах/группах, как угодно.

2. Учащиеся по желанию распределяются по формам работы: индивидуальной, в паре, групповой. Если в классе есть низкомотивированные учащиеся, им можно предложить работу по индивидуальным маршрутам с пошаговыми инструкциями.

3. Распределение заданий между учащимися. Каждый учащийся получает индивидуальную карту с заданием модульного характера. К каждому заданию прилагается эталон, к которому учащиеся могут обратиться лишь в случае возникновения затруднений. По желанию учащихся в классе назначаются эксперты (1-2 человека), которые контролируют время и процесс выполнения заданий и оказывают помощь учащимся, которые затрудняются выполнять задания. Сами эксперты выполняют задания целиком за исключением творческого задания. На каждое задание отводится определённое количество времени, в группе или паре назначается ответственный, который также следит за временем.

РАЗМИНКА представляет собой  работу в парах или группах, направленную на возникновение сопричастности к общему делу или, иными словами, внесение своей лепты в общее дело. Разминка хороша тем, что с ней справится любой ученик.

Цель осуществляется посредством решения поставленных задач:

Воспитательные:

- создание благоприятной атмосферы сотрудничества, развитие общности коллектива, олицетворение себя частью целого, членом коллектива;

- приобщение к культуре изучаемого языка.

Образовательные:

грамматическая детализация концептов: время и пространство,

актуализация осуществления действия в момент речи,

Развивающие:

- развитие языковой эмпатии.

     Разминка осуществляется в разных режимах, предпочтительны субъект-субъектные отношения.

     Для проведения разминки используются различные предметы, с которыми ученики знакомятся перед её началом, а затем называют виды деятельности, которые можно осуществлять с помощью данных предметов: ручка – писать, цветной карандаш – рисовать, мячик – играть, микрофон – петь, яблоко – есть, подушка – спать, ножницы – резать и т.д.

     В качестве опоры на доску или на экран можно вывести ряд глаголов, которые передают вид деятельности.

Режим первый: ученик-ученик.

     Один ученик изображает какой-нибудь вид деятельности, пользуясь одним из предметов, другой, стоя к нему спиной, пытается отгадать, что первый ученик делает в момент речи. Ученик, стоящий у доски сначала пользуется наводящим общим вопросом “Are you writing/sleeping/drawing/reading…?” Другой ученик отвечает, используя ответы: “Yes, I am. I am reading. (or) No, I am not. I’m not sleeping”. Когда второй ученик отгадывает вид деятельности, первый подтверждает, например, “Yes, I am. I’m reading. Затем второй ученик занимает место первого ученика, и  разминка продолжается по цепочке. Учащийся, который задал и ответил на вопросы, получает индивидуальное задание.

Режим второй: ученик – группа учеников.

      Проводится без использования предметов. В данном случае целесообразно повторить глаголы движения: плавать, ходить, бегать, летать и т.д. При таком режиме форма вопроса меняется с единственного числа на множественное: “What are they doing? Are they swimming/flying/walking/climbing…?” и т.д. Краткие ответы на вопросы даёт «зал» - ученики, сидящие за партами, а ученики, изображающие вид деятельности, подтверждают или отрицают: “Yes, we are. We’re walking/swimming/jumping” или “No, we aren’t. We aren’t walking/ swimming/jumping”.

     Данная разминка используется не только для решения воспитательных задач, но и развивающих, и образовательных.

     При помощи простой коммуникации ребёнок, даже не догадываясь, приобщается к грамматической детализации таких важных концептов, как «время» и «пространство», понимая, что их действия происходят в «момент речи». Фактор времени в жизни человека выступает как важная общечеловеческая проблема и исследование этого фактора важно для понимания специфики культур. («Ребята, давайте опишем, как происходит действие».) В данном случае я имею ввиду то, что ребёнок должен понять, что действия происходили/происходят/будут происходить не только в настоящем, прошедшем и будущем, как в русском языке, но ещё и в момент речи, что свойственно группе романо-германских языков (образовательные задачи). Что слова «летящий» и «летающий» имеют разное значение и более того, являются «разночастеречными». Ребёнок актуализирует важность осуществления действия в момент речи, демонстрирует наблюдаемость действия, даёт возможность ощутить действие и понять, как оно происходит в английском языке (и это важно), а для русского языка это имеет значение в области употребления причастий настоящего времени (Я какой в данный момент – «читающий»).

     Т.о. простая пятиминутная разминка позволяет проникнуть хоть и на самом примитивном уровне в сущность сложной и разветвлённой системы видовременных форм в английском языке, которые значительно отличаются от видовременной формы системы русского глагола. Поэтому подобные «drills» (тренировочные упражнения) позволяют концептуализировать действия, происходящие в момент речи в сознании «неносителей» языка, приобщают их к культуре изучаемого языка, учат смотреть на мир и происходящие в нём события с точки зрения носителей языка (развивающие задачи). Другими словами развивают языковую эмпатию в процессе усвоения иностранного языка. И это может послужить хорошей возможностью для преодоления коммуникативных барьеров и повысить мотивацию к дальнейшему исследованию специфики иностранного языка!

     После разминки учащиеся подводят итог, и им предлагается определиться, с  заданиями какого уровня им предстоит работать: базового или повышенного. Учитель предлагает кандидатуры детей, которые будут работать по индивидуальным маршрутам.

ПЕРЕЧЕНЬ ЗАДАНИЙ:

Задание №1 (для слабомотивированных учащихся/индивидуальное или в паре).

Элемент исследования: причастия настоящего времени, описывающие действия человека в момент речи.

     Произвести соответствие картинок и Причастий 1, дать точный перевод причастий, т.к. причастия настоящего времени в русском языке  изучаются в 6, 7 классах (с учётом разным программам).

Задание №2 (для слабомотивированных учащихся/индивидуальное или в паре).

Элемент исследования: правила орфографии/написания причастий настоящего времени, описывающие действия человека в момент речи.

     Образовать причастия 1 от инфинитива глаголов. Объяснить правописание причастий.

     Для выполнения задания можно пользоваться опорным материалом, находящимся в словаре.

Задание №3 (в паре) творческое.

     Элемент исследования: фразеологический оборот, который учащимся необходимо найти в тексте, попытаться дать его русскоязычный эквивалент и объяснить этимологию с помощью фразеологического словаря или средств интернета (при возможности). Если осталось время, графически изобразить смысл данного оборота на бумаге с целью зрительного закрепления его в памяти.

     Данное задание может быть адресовано и слабомотивированным учащимся в том числе, в данном случае фразеологический оборот в тексте указан жирным шрифтом.

     Можно предложить защиту мини-проекта на уроке и сравнить результаты работы двух пар, либо предложить парам объединиться и совместными усилиями защитить мини-проект с подготовкой постера, демонстрирующего значение данного оборота.

Задание №4 (индивидуальное или в паре).

Элемент исследования: слова, оканчивающиеся на «ing» и не являющиеся причастиями 1.

     Найти в тексте слова, оканчивающиеся на «ing», которые не относятся к ВВФ Present Continuous, перевести эти слова на русский язык и попытаться определить, какие из них являются существительными и прилагательными. Аргументировать свой ответ.

Задание №5 (групповое).

Элемент исследования:  глаголы, которые не употребляются  в ВВФ «The Present Continuous Tense».

     Исследовать текст на предмет нахождения глаголов, которые не употребляются в Present Continuous, а если употребляются, то в каком случае? Раскрыть скобки.

Задание №6 (групповое).

Элемент исследования:  глаголы, которые употребляются  в ВВФ «The Present Continuous Tense».

     Исследовать текст на предмет нахождения глаголов, которые  употребляются в Present Continuous. Раскрыть скобки.

     Для выполнения задания используется чёткая инструкция на английском языке для высокомотивированных учащихся и на русском языке для слабомотивированных учащихся.

     Данные материалы могут быть использованы на обобщающем уроке по теме «The Present Continuous Tense» для учащихся 5 класса.

     Пример индивидуального маршрута для низкомотивированных учащихся содержится в Приложении 1.

     Эталон выполнений заданий 2-4 содержится в Приложениях 2, 3, 4.

     На примере вышеупомянутых заданий, я демонстрирую возможность охвата контингента учащихся от низкомотивированных до учеников с высокой мотивацией. Преимущества таких заданий в том, что выполнение заданий от простого к сложному носит поэтапный характер и задания посильны в итоге для всех учащихся при создании опредёленных оптимальных условий для их выполнения. Также предполагается наличие помощи слабым учащимся и возможность проявить себя, ощутить себя частью целого сильного механизма. «Посей веру в себя в душе ребёнка, и вера в дальнейшем принесёт богатый урожай, желание соответствовать и не отставать от других».

                                                                                                              ПРИЛОЖЕНИЕ 1

Индивидуальный маршрут уч-ся 6 класса _____________________________ .

              Запомни: причастие I (PI)образуется с помощью суффикса ing. PI = V1+ing

З1 Образуй причастие I по образцу.     

do - doing

dance - dancing

swim - swimming

enjoy - enjoying

go - ____________

make - ________

sit - ______________

play - _____________

sleep - _________

browse - __________

travel - ___________

try - trying

jump - _________

skate - _______________

put - ______________

cry - _____________

Выполни работу над ошибками: ____________________________________________________

__________________________________________________________________________________

З2 Образуй причастие I (в случае если З1 выполнено без ошибок или выполнена работа над ошибками).

pay - ____________    work - ____________  read - ____________  cut - ___________

smile - __________    stay - ______________  clean - ___________ come - _________

Выполни работу над ошибками: ____________________________________________________

__________________________________________________________________________________

З3. Переведи на русский язык словосочетания с причастиями 1: смотри образец.

Образец: crying girl – плачущая девочка (девочка (Какая?), которая плачет.

a playing sister - _____________________________________________________

a browsing brother __________________________________________________

a sitting baby - ______________________________________________________

a reading boy - _____________________________________________________

Работа над ошибками: _____________________________________________________________

__________________________________________________________________________________

З4 Вставь по смыслу пропущенные слова в предложения и переведи их.

    reading     making     browsing      playing     having

1. I am _______________ an interesting book now.

__________________________________________________________________________________

2. My sister Ann is ________________ with her doll Dolly.

__________________________________________________________________________________

3. My brother Sam is ________________________ the Internet.

__________________________________________________________________________________

4. My parents are ______________ dinner. _______________________________________________

5. My grandpa is ________________ a toy for the baby.

__________________________________________________________________________________

Выполни работу над ошибками: ______________________________________________________

____________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

ПРИЛОЖЕНИЕ 2

ЭТАЛОН ВЫПОЛНЕНИЯ ЗАДАНИЯ №2.

I 1) am sitting at home. It’s boring. I can’t take my pet for walk because it is raining cats and dogs. What shall I do? My younger sister Ann 2) ____________ (like) her dolls. Now she 3)________ (play) with Dolly. My elder brother Sam 4)________ (browse) the Internet. He 5) ________ (need) some information about pandas. My parents are in the kitchen. They 6)______ (have) dinner.  My grandpa 7) ______ (make) a toy for our baby.  The baby 8) _______ (sit) next to him. He 9)________ (want) to sleep.  But I am going neither* browse the Internet nor* play with my toys. I 10) _________ (hate) the Internet. It’s better to read a book. I like reading interesting books in the evening. Reading is my favourite hobby. Oh, I 10) ______________ (see)  my book on the table.  

*neither…nor… - ни…ни…

boring – скучный  (прилагательное)

I am going – оборот «to be going to do something» - собираться/намереваться что-либо делать

like reading – любить читать

interesting – интересный (прилагательное)

evening – вечер (существительное)

        

ПРИЛОЖЕНИЕ 3

ЭТАЛОН ВЫПОЛНЕНИЯ ЗАДАНИЯ №3.

I 1) am sitting at home. It’s boring. I can’t take my pet for walk because it is raining cats and dogs. What shall I do? My younger sister Ann 2) ____________ (like) her dolls. Now she 3)________ (play) with Dolly. My elder brother Sam 4)________ (browse) the Internet. He 5) ________ (need) some information about pandas. My parents are in the kitchen. They 6)______ (have) dinner.  My grandpa 7) ______ (make) a toy for our baby.  The baby 8) _______ (sit) next to him. He 9)________ (want) to sleep.  But I am going neither* browse the Internet nor* play with my toys. I 10) _________ (hate) the Internet. It’s better to read a book. I like reading interesting books in the evening. Reading is my favourite hobby. Oh, I 10) ______________ (see)  my book on the table.  

*neither…nor… - ни…ни…

   

 Глаголы, которые не употребляются в Present Continuous: like, need, have, want, hate, see.

  1. My younger sister Ann likes her dolls. (Present Simple 3л, ед. ч)
  2. He needs some information about pandas. (Present Simple 3л, ед. ч)
  3. He wants to sleep. (Present Simple 3л, ед. ч)
  4. I hate the Internet. (Present Simple 1л, ед. ч)
  5. Oh, I see my book on the table. (Present Simple 1л, ед. ч)

BUT

  1. They are having dinner.  (have dinner – устойчивое выражение).

ПРИЛОЖЕНИЕ 4

ЭТАЛОН ВЫПОЛНЕНИЯЗАДАНИЯ №4.

I 1) am sitting at home. It’s boring. I can’t take my pet for walk because it is raining cats and dogs. What shall I do? My younger sister Ann 2) ____________ (like) her dolls. Now she 3)________ (play) with Dolly. My elder brother Sam 4)________ (browse) the Internet. He 5) ________ (need) some information about pandas. My parents are in the kitchen. They 6)______ (have) dinner.  My grandpa 7) ______ (make) a toy for our baby.  The baby 8) _______ (sit) next to him. He 9)________ (want) to sleep.  But I am going neither* browse the Internet nor* play with my toys. I 10) _________ (hate) the Internet. It’s better to read a book. I like reading interesting books in the evening. Reading is my favourite hobby. Oh, I 10) ______________ (see)  my book on the table.  

*neither…nor… - ни…ни…

Глаголы, которые  употребляются в Present Continuous: play, browse, make, sit.

  1. Now she is playing with Dolly.
  2. My elder brother Sam is browsing the Internet.
  3. My grandpa is making a toy for our baby.  
  4. The baby is sitting next to him.
  5. They are having dinner.  

ВЫВОДЫ:

1) Высокая мотивация – залог успешности ребёнка в изучении любой дисциплины.

2) Мотивация может быть стойкой, но не постоянной. Её уровень зачастую носит ситуативный характер: с каким настроением ученик пришел в класс, насколько хорошо он себя чувствует, уверен ли он в своих силах, достаточно ли было времени у ученика, чтобы хорошо подготовиться  к домашнему заданию. Но это всё «кирпичи» - фундамент же – это учитель, который знает, зачем он пришёл в класс, и насколько он способен «прочувствовать» каждого ребёнка.

3) Нет смысла принуждать. Важно иметь авторитет и уважение учащихся, которым важно соответствовать учителю, которого они уважают, а не смеют ослушаться.

4) Важно вызывать доверие у учеников. Этому нужно долго учиться и не бояться окунуться в мир детства, выглядеть иногда смешным и нелепым. Помните, что вы и жнец, и на дуде игрец. Важно «зацепить», возбудить интерес и пролонгировать его как можно дольше.

5) Не проводите уроки формально. Будьте творцами в хорошем смысле этого слова. Урок – это не сухое изложение материала – это маленькая «жизнь», и она не должна быть прожита зря. И учитель, и ученик, внесшие достойную посильную лепту в ходе урока, испытывают чувство самоудовлетворения и дальнейшее желание творить.

6) Превратите работу в хобби. Я не наивный человек и хорошо понимаю, насколько сегодня сложна работа учителя (многие сходят с дистанции). Но…, основная наша задача – научить ребёнка учиться, максимальным образом использовать его потенциальные возможности и НЕ НАВРЕДИТЬ.

7) Я не берусь судить, хороший ли я учитель – это покажет время,  но я прославляю людей, которые с полной самоотдачей приходят в класс, не сходят с дистанции и верят, что ОБРАЗОВАНИЕ является одной из наивысших ценностей современного мира.

ЖЕЛАЮ УДАЧИ!



Предварительный просмотр:

МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ «ЗАВЬЯЛОВСКАЯ СРЕДНЯЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ШКОЛА №1 ЗАВЬЯЛОВСКОГО РАЙОНА АЛТАЙСКОГО КРАЯ»

АНАЛИТИЧЕСКИЙ ОТЧЕТ

учителя английского языка

Власовой Яны Александровны

ЗАВЬЯЛОВО

2015


Общие сведения:

 

Власова Яна Александровна в 2001 году окончила Барнаульский государственный педагогический университет по специальности «Преподаватель дошкольной педагогики и психологии. Учитель английского языка»  и приступила к педагогической деятельности в качестве преподавателя Российского университета кооперации (Сыктывкарский филиал).  В настоящее время работает учителем английского языка в МБОУ «Завьяловская средняя общеобразовательная школа №1 Завьяловского района, Алтайского края». Педагогический стаж – 13,5 лет, стаж работы в данной образовательной организации – 5 лет. В 2010 году присвоена первая квалификационная категория учителя. Учебная нагрузка в течение последних трёх лет составила не менее 21 часа.

  1. Динамика учебных достижений обучающихся за последние три года

В современных условиях возросла роль изучения английского языка не только в качестве международного языка, но и как залога успешности и конкурентоспособности личности в условиях интеграции российской системы образования в европейское пространство в соответствии с Болонским процессом.

Осознавая принципиальные изменения в стратегии развития системы образования, я вижу своё профессиональное предназначение в обеспечении процесса обучения и воспитания в интересах личности, общества, государства, направленного на развитие индивидуальности, таланта, интеллектуальных способностей каждого ученика.

В условиях всеобщей компьютеризации, развития новейших технологий, расширения информационного пространства, в свете принципов системно-деятельностного и компетентностного подходов в образовании  главными задачами уроков английского языка, считаю:

-  духовно-нравственное развитие личности через полноценное восприятие красоты звучащей англоязычной речи;

- воспитание толерантности, не в качестве компромисса, а в качестве понимания и принятия культуры и традиций иноязычных стран;

- уважительное отношение к представителям иноязычной культуры;

- развитие поликультурной личности, достойных коммуникантов, успешно справляющихся с языковым барьером;

- развитие творческих и интеллектуальных способностей учащихся.

Организуя учебный процесс, сочетаю словесно-наглядно-практические способы деятельности учащихся с разными формами мышления; выбираю такие методы управления учебным процессом, которые подчинены целям и задачам урока и соответствуют уровню обученности учащихся. Приоритетными методами в моей педагогической практике являются  частично-поисковые, поисковые, исследовательские, проблемно-сообщающие в сочетании с наглядностью.

Филологические дисциплины обладают большими возможностями для раскрытия интеллектуального потенциала каждого школьника. Применение технологии системно-деятельностного подхода на уроках английского языка в системе его многогранных форм позволяет создать максимально благоприятные условия для активизации и развития мыслительных и творческих способностей школьников.

Организация работы на уроках осуществляется мною в различных режимах: индивидуальном, фронтальном, в группах, парах. Формирую у учащихся учебно-познавательную компетенцию, проявляющуюся в развитии универсальных учебных действий.

     Разрабатываю и внедряю в уроки различные виды опроса и контроля, апробирую элементы вариативных подходов к системе оценивания учащихся.

     Преподавание английского языка предполагает сегодня разработку индивидуальных образовательных маршрутов для подготовки учащихся.

     Система организации урочной деятельности, использование мною новых технологий и подходов даёт свои результаты: формируется индивидуальный стиль учения и интерес учащихся к предметам, наблюдается стабильная динамика учебных достижений обучающихся – при 100% успеваемости качество знаний в среднем за последние четыре года составляет не менее 63% и наблюдается положительная динамика результатов.

Показатели успеваемости и качества знаний учащихся

предмет

успеваемость

% качества знаний

год

Английский язык

100 %

62,5%

2011-2012

100 %

62%

2012-2013

100 %

63%

2013-2014

100 %

65%

2014-2015

2. Результаты внеурочной деятельности по учебным предметам

     Тенденция сегодняшнего дня такова, что необходимо выявлять и содействовать своевременному и дальнейшему развитию одарённых детей. Поэтому пытаюсь создавать такие условия обучения, при которых мой предмет был бы интересен и востребован моими учениками. Тандем «учитель - одарённый ученик» сегодня актуален, но учителю следует ненавязчиво демонстрировать ученику его успешность, поощрять ситуацию успеха, создавать условия для самообразования ученика посредством его интеллектуального потенциала и таланта. Мои учащиеся сегодня активные участники и призеры  олимпиад и конкурсов различного уровня.

ДИНАМИКА УСПЕШНОСТИ УЧАЩИХСЯ В ОЛИМПИАДАХ

Дисциплина

Год

ФИ уч-ся

   Уровень

школьный

Всероссийская олимпиада (муниципальный этап)

Английский язык

2011-2012

Макрушин А.

Коверник О.

Рыжков И.

1 место

2 место

1 место

2012-2013  

10б

Коверник О.

Рыжков И.

3 место

1 место

2013-2014

Луценко П.

Демиденко Т.

1 место

2 место

2014-2015

6а      

6б      

8а      

 Шестакова О.

 Щиголев Ф.

 Луценко П.  

 Демиденко Т.

  Коверник О.

1 место

2 место

    1 место

2 место

2 место

2015-2016

 6б

 Шестакова О.

 Щиголев Ф.

1 место

2 место

9а   Коверник О.

 3 место

     

Полученные знания позволяют моим ученикам результативно участвовать в конкурсах международного и всероссийского уровней.

2011-2012

Всероссийский чемпионат по английскому языку Рыжков И.

(9б класс) диплом  регионального победителя III  степени.

Международный игровой конкурс «Британский бульдог - VI».

Луценко П. (4а)  - победитель международного  игрового конкурса

Куликова А. (4а) – региональный победитель.

2012-2013

Международный игровой конкурс «Британский бульдог - VII»  -

Шестакова О. (4б)

Щиголев Ф. (4б)             дипломы победителей

            Куликова А. (5а)  

2014-2015

Британский бульдог: 5б класс: Шестакова О., Щиголев Ф.  – региональные победители международного конкурса.

        Ежегодно мои учащиеся принимают активное участие во внеурочных мероприятиях, например при проведении декады иностранных языков. Учащиеся младших классов принимают массовое участие в викторинах, мульт и гейм-марафонах, с удовольствием оформляют тематические выставки.

     Учащимся среднего звена интересны игры-квесты (Fort Bayard), с прохождением разных станций: интеллектуальных, познавательных, творческих. Учащиеся старшего звена демонстрируют свою индивидуальность в таких мероприятиях как: Литературная гостиная, кабачок «13 стульев», вокальный конкурс «Голос».

    Хорошо организованные мероприятия внеурочного цикла совместно с учащимися помогают без принуждения приобщить их к миру иностранного языка, проявить свой интеллект и творческие способности, реализуют широкий спектр воспитательных задач: от воспитания толерантности до развития чувства сплоченности и веры в свои собственные силы. Детям интересны субъект-субъектные отношения с педагогами, они чувствуют свою сопричастность к общему делу и видят его результат.

    С целью духовно-нравственного развития мною в текущем учебном году ведётся курс внеурочной деятельности «Удивительный английский» в 5г классе. Для меня это проба пера, и я надеюсь, что содержание данного курса будет способствовать развитию мотивации в изучении английского языка, мыслительных операций, интеллектуальных способностей, расширит знания детей о многообразии иноязычного мира.

  1. Создание  условий для приобретения обучающимися позитивного  социального опыта.

     Являясь классным руководителем 5г класса, осуществляю целенаправленную, системную и тщательно планируемую деятельность, которая строится на основе  личностно-ориентированного подхода с учётом актуальных задач, стоящих перед образовательным учреждением и классным коллективом. Цели воспитания определяю с учетом всех участников учебно-воспитательного процесса: детей, родителей или официальных представителей и педагогов. В связи с этим ставлю перед собой следующие цели:

  1. формирование всесторонне развитой и гармоничной личности через систему общешкольной и классной, коллективной и индивидуальной воспитательной работы.
  2. формирование творческой личности учащихся, обладающей интеллектуальной, этической и педагогической культурой.
  3. использование системного подхода и возможностей проектной деятельности в воспитательной работе с учащимися.

Для реализации этих целей определяю  следующие задачи:

- добиваться увеличения степени автономности учащихся в некоторых вопросах, посильных пятиклассникам, учить решать возникающие проблемы (межличностные, учебные и прочие) самостоятельно.

- вовлекать родителей в воспитательный процесс и знакомить их с методами семейного воспитания, создавать содружество детей, педагогов и родителей;

- создавать необходимые условия для проявления творческой индивидуальности каждого ученика, развивать веру в себя, способствовать заложению адекватной самооценки, закладывать формы адекватного поведения через примеры классической литературы и решения педагогических ситуаций.

- тренировать жизнестойкость через вовлечение во внеурочную оздоровительную и творческую деятельность, закладывать здоровьесбережение: моральное и физическое.

     Ключевыми понятиями, характеризующими сущность воспитательной программы класса, считаю: «целесообразность», «здоровьесбережение», «искренность», «доброта», «жизнестойкость», «другодоминантность», «целостность».

     Содержание воспитательной работы состоит из четырех блоков, которые тесно взаимодействуют между собой.

I блок – внеклассная работа. Она включает в себя такие мероприятия, как классные часы, классные вечера, беседы, проектную деятельность, конкурсы, праздники, спортивные соревнования, военно-патриотические игры, экскурсии, поездки, походы.

II блок – работа с родителями или официальными представителями. Для этого мне необходимо знание социальной обстановки в семьях класса, доверительное отношение с родителями, своевременное контактирование при возникновении проблем и по возможности мирное их разрешение.

 III блок – самоуправление. Оно предусматривает вовлечение учащихся в управление классными делами, создание различных «клубов по интересам» (информационное, досуговое, учебно-познавательное, спортивно-оздоровительное и пр. сообщества).

IV блок – диагностический блок. Отслеживается динамика развития личности и коллектива учащихся, уровень развития самоуправления в коллективе, уровень творческой активности ребят.

На мой взгляд, «мерилом» эффективности функционирования  воспитательной работы в классе могут быть признаны следующие критерии: защищенность и комфортность ребенка в классе; воспитанность учащихся; удовлетворенность учащихся и их родителей жизнедеятельностью в классе; сформированность классного коллектива; высокий уровень самоуправления; проявление индивидуальности, репутация класса.

Мною организована система мероприятий, направленная на решение разных воспитательных задач.

Система внеклассных мероприятий

Воспитательная задача:

Способ реализации воспитательных задач через мероприятия, частично проведённые или запланированные.

Формирование отношений кол-лектива, дружеских отноше-ний, культуры поведения, нравственного самосознания.

Классные часы «Давайте познакомимся», «Мы разные, но мы вместе», беседы «Я и тот, кто со мной рядом», «Неделя вежливости и добра», «День именинника».

Развитие познавательной и творческой активности.

Операции «Неделя пятерок», «Неделя без двоек», «Самый опрятный  дневник.

Развитие навыков самоорганизации.

Классные часы «Режим дня пятиклассника», «Я  могу быть самостоятельным», «Помощник».

Формирование навыков ЗОЖ, охрана здоровья, здоровьесбе-режение и жизнестойкость.

Классные часы  «Безопасная дорога», «Помоги себе сам», «Я – то, что я ем», «Вредные привычки» и др.

Формирование единого сообщества «Семья-школа».

Родительские собрания, работа родительского комитета,  походы, экскурсии, круглые столы, часы откровения, индивидуальные консультации и беседы.

Формирование гражданских и патриотических чувств.

Конкурс сочинений «В зелёном крае я живу…», «Россия  - родина моя»,  выпуск листовок «Я - патриот», «Великие женщины великой страны», «День героев Отечества», акции «Письмо солдату», «Бессмертный полк Завьяловского района», «Журавли».

        Для жизнедеятельности классного сообщества имеет существенное значение участие класса во всех школьных мероприятиях. Мы пока не можем похвастаться богатым опытом участия, потому что только что переступили в среднюю ступень.     Ученики 5г класса успешно участвовали во внутришкольном мероприятии «Посвящении в пятиклассники», мероприятиях, проводимых в рамках декады ЕНД, в районных соревнованиях по лёгкой атлетике, в школьных олимпиадах по русскому и английскому языках, математике, в классном мероприятии «День именинника». Призёрами стали: Ильяшенко Софья, Страх Софья (школьные олимпиады), Завражина Ульяна (лёгкая атлетика), Волошин Владимир и Рощик Марина (декада ЕНД).  Оставили хорошие отзывы о себе, стремимся к стопроцентному участию учащихся нашего класса в мероприятиях различного уровня. Учащиеся 5г класса ведут личное портфолио, своевременно вносят в него изменения.

  1. Обеспечение высокого качества организации образовательного процесса на основе эффективного использования современных образовательных технологий, в том числе информационных технологий.

     С целью высокого качества организации образовательного процесса использую в своей работе современные образовательные  технологии: технологию учебно-поисковой деятельности, информационно-коммуникативную, технологию игрового моделирования, здоровьесберегающую, технологию дифференцированного обучения, не противоречащие логике системно-деятельностного подхода.     Результативность данных образовательных технологий позволяет повысить качество обучения, учитывать индивидуальные возможности ученика, развивать творческие способности и поддерживать стойкую мотивацию к обучению, создавать условия для укрепления психологического и физического здоровья учащихся.            

     Основное внимание уделяю выбору наиболее приемлемых для каждого ученика форм и методов обучения, т.е. на уроках применяю индивидуализацию и дифференциацию. Работу с высоко мотивированными учащимися организую с опорой  на активные формы обучения, например, проблемное обучение, которое является одним из эффективных средств формирования инициативности, самостоятельности, способности к успешной социализации в обществе. Проблемное обучение позволяет мне постоянно включать всех учеников в поиск решения новых для них задач. Работу на уроках строю как систему связанных между собой и усложняющихся проблемных ситуаций, которые создаю на всех этапах процесса обучения. Учащиеся со средней и  низкой мотивацией получают индивидуальные задания, не противоречащие целям и содержанию урока, работают в группах или парах. Со слабоуспевающими учениками  использую репродуктивный, эвристический, наглядно-иллюстративный метод познания, учащиеся работают по индивидуальным образовательным маршрутам.

      Уроки строю в соответствии с принципами технологии личностно-ориентированного обучения,  содержание, методы и приемы которой, главным образом направлены на то, чтобы раскрыть и использовать субъектный опыт каждого ученика. Данная технология оптимальна как при работе с одаренными детьми, так и с детьми, которые требуют постоянного контроля со стороны учителя.

     Периодически прибегаю к использованию приёмов интенсификационного обучения, когда вся информация систематизируется и схематизируется в опорных схемах в частности самими детьми, которым очень интересно кодировать информацию и придумывать ключ, без которого данная информация является нечитаемой. Данные приёмы сродни игровым, носят соревновательный характер и могут служить дополнительным источником повышения мотивации к изучаемому предмету.

     Активно использую метод «кластера», который, по моему мнению, является одним из самым продуктивных в свете перечисленных методов и технологий, потому что он позволяет затрагивать причинно-следственные связи и зону актуального развития ребёнка, когда будет полезна информация любого уровня, исходящая и от сильного, и от низкомотивированного ученика. Данный метод актуален при постановке цели и задач урока, легко позволяет выйти на тему урока, достичь цели и решить задачи урока.

     Систематически использую ИК технологии и на уроках, и во внеурочной деятельности. Появление компьютерной и мультимедийной техники в школе активизируют деятельность учителя не только по их освоению, но и по активному использованию в учебном процессе со школьниками. В своей работе я использую и обучающие компьютерные программы к УМК «Enjoy English»,  интернет-материалы, аудио-визуальные и технические средства, которые необходимы для презентации того или иного материала, что позволяет делать уроки более информативными по форме и насыщенными по содержанию, активизировать деятельность учеников, усиливать познавательный интерес и уровень мотивации к обучению. Для классов, обучающихся в системе ФГОС, мною апробированы авторские презентации, разработанные по разнообразной тематике. Материалы презентаций помогают усваивать насыщенный теоретический материал, который, как правило, даётся под запись. Этим мы экономим время и повышаем плотность урока. Наглядность помогает учащимся грамотно формулировать высказывания различной направленности, бороться с языковым барьером, интенсифицировать работу в парах и группах. Возможность «списываться» по электронной почте и аудио-визуальный контакт при общении по скайпу облегчает работу с детьми, которые по объективным причинам пропустили занятия и могут восполнить недостающие материалы практически мгновенно (если это индивидуальный образовательный маршрут), экономит время учителя, ребёнка и его родителей.     Я не идеализирую интернет-общение, а лишь анализирую преимущества возможностей интернет-ресурсов в режиме ограниченного бюджета времени.     Считаю, что одной из основных компетенций современного педагога является его умение работать с современными средствами обучения хотя бы ради того, чтобы обеспечить одно из главнейших прав – право на качественное образование. И уж точно педагог «не ударит в грязь лицом», если будет достойно выглядеть, виртуозно  справляясь с самыми современными ИКТ, в сравнении с умениями своих продвинутых учеников.

      С целью оптимизации учебно-воспитательного процесса на уроках я также использую дополнительную информацию вариативного характера с целью повышения интереса учащихся к предмету.  Домашние задания даю в соответствии с программой, тем не менее, в наличие имеется ряд дополнительных заданий для учеников, желающих изучать предмет более углубленно. Разрабатываю тесты, которые имеют практическую направленность, что позволяет отслеживать сформированность основных коммуникативных умений учащихся.

   Важным показателем повышения успешности обучения в условиях уровневой дифференциации  является  личностная самооценка и рефлексия каждым учеником своей деятельности. С этой цель  провожу диагностику ученической успешности через мониторинг усвоения основных коммуникативных навыков, что позволяет мне, учащимся и их родителям увидеть конкретные результаты учебной деятельности.                                                

     Владею следующими умениями: формировать способы совместной профессиональной  деятельности и сотрудничества, реализовать контроль и коррекцию учебной деятельности, обеспечивать оперативное и адекватное педагогическое оценивание. Предпочитаю творческое отношение в организации взаимодействия с обучающимися,  ответственное отношение к своим обязанностям, умение проявлять творческий подход к решению разнообразных педагогических задач совместно с учащимися и коллегами.                                                      

  1. Обеспечение непрерывности собственного профессионального развития.

     Фактором роста профессионального мастерства считаю работу по собственному образовательному маршруту и своевременное повышение квалификации через внутришкольную и муниципальную методическую и психологическую службу (педсоветы, семинары, мастер-классы, РМО).

     Стремлюсь к постоянному повышению личной профессиональной компетентности, своевременно прохожу курсовую подготовку, знакомлюсь с  новыми образовательными технологиями и внедряю их основополагающие методики и приёмы в собственную педагогическую практику.

     В 2014 году на базе АКИПКРО я прошла курсы повышения квалификации по программе «Управление качеством образования по иностранному языку на основе ФГОС ООО» в объёме 108 часов.

     Работаю над собственным образовательным маршрутом «Пути повышения мотивации учащихся на уроках английского языка». Теоретические основы данного опыта с элементами практики легли в основу моего выступления на РМО учителей иностранного языка в сентябре текущего года. Практическая часть не велика по объему и находится в процессе обработки. Выбор темы обусловлен попыткой создания такой образовательно-воспитательной среды, при которой ситуативная поверхностная мотивация переходит в  дальнюю личностную мотивацию, которая создаёт более глубокие и осознанные мотивы учения.

     Вношу личный вклад в повышение качества самообразования. Периодически повышаю уровень профессионального мастерства через участие в конкурсах:

2012 год - награждена благодарностью за подготовку победителей международного конкурса по английскому языку «British Bulldog-VI», дипломом за подготовку призера Всероссийского «Молодежного чемпионата по английскому языку» (заочный этап);

2012 год – участник и победитель в конкурсе «Лучшее МО школы»;

2013 год - участие в школьном конкурсе ««Деятельностный подход в обучении», награждена грамотой за методически грамотный отбор учебного материала и содержания образования на уроке;

2015 год – участие в конкурсе «Учитель года» (муниципальный этап). О результатах говорить пока рано.

     Ежегодно вхожу в состав комиссии по проверке олимпиадных заданий школьного и районного уровней.

    Являюсь членом социальной сети работников образования  nsportal.ru , где  веду сайт  http://nsportal.ru/yana-aleksandrovna-vlasova с целью   популяризации собственного педагогического опыта.

     Имею опыт публикации научных статей в сборниках научно-практических конференций различных уровней (с перечнем статей и содержанием некоторых из них можно ознакомиться на моём сайте).

     Перспективу своего личностно-профессионального роста вижу в более динамичном развитии своего педагогического мышления, в становлении себя как учителя-мастера, в активном распространении своего опыта на муниципальном, окружном и региональном уровнях.

     Закончить мне бы хотелось словами: «Где та грань, за которой из учителя «вылупляется» мастер, не боящийся идти в ногу со временем, плывущий на одной волне со своими учениками, творческий, созидательный, интересный, разносторонне развитый, постоянно находящийся в поиске, не успокоенный». Учителю нужно и должно постоянно учиться,  потому что он не заканчивает процесс учения, выходя из стен университета, а проносит тягу к образованию и самообразованию всю жизнь, чтобы иметь право носить гордое звание «УЧИТЕЛЬ».