Современные образовательные технологии
Проектная деятельность
Здоровьесберегающие технологии
Квест-игра "Игры разных народов"
Клубный час по ПДД
Скачать:
Предварительный просмотр:
Предварительный просмотр:
Предварительный просмотр:
Предварительный просмотр:
Предварительный просмотр:
Предварительный просмотр:
Предварительный просмотр:
Предварительный просмотр:
Использование игротерапии
в оздоровительной работе
с детьми дошкольного возраста
Г.С. Мартынова, С.В. Семушина
МБДОУ № 207 г. Красноярск
Согласно федеральным образовательным стандартам дошкольного образования одной из главных задач дошкольной организации является охрана и укрепление физического и психического здоровья детей, в том числе их эмоционального благополучия. В связи с этим педагоги и психологи ищут наиболее эффективные методы и приемы, применение которых позволит эффективно решать проблемы здоровьесбережения. Внедрение здоровьесберегающих технологий в ежедневный образовательный процесс позволит не только сохранить и улучшить физическое здоровье ребенка, но и создаст условия для комфортного пребывания дошкольника в детском саду.
В настоящее время существует множество различных технологий для решения проблем здоровьесбережения, но специалисты в области дошкольного образования стараются применять их вместе с нетрадиционными технологиями, что дает наиболее эффективный результат. В данной статье мы более подробно расскажем о таком нетрадиционном методе практической коррекции как игротерапия.
Проживая период дошкольного детства, ребенок включается в различные виды деятельности, среди которых главное место занимает игра.
Изначально игра воспринималась как «…путь детей к познанию мира…», как главный метод воспитания и обучения дошкольников. Но современное общество расширило роль игры, наделив ее лечебными свойствами. Существует множество определений игротерапии, так А.А. Осипова предлагает следующее определение: «Игротерапия - это метод психотерапевтического воздействия на детей и взрослых с использованием игры» [2]. Чем же объяснить такой лечебный эффект игротерапии? Психологи отмечают, что ребенок с рождения любит играть, во время игры он всегда находится в хорошем настроении и открыт для взаимодействия и сотрудничества. Именно эта особенность и позволяет педагогу с помощью игры не только развивать ребенка, но и лечить. Цель игротерапии - не переделывать ребенка, не менять его, а дать ему возможность быть самим собой, помочь осознать самого себя, свои достоинства и недостатки [2].
Все дети любят играть и играют с удовольствием, поэтому игротерапия может применяться в работе с дошкольниками уже с двухлетнего возраста. Если ребенок будет играть с удовольствием, игра обязательно достигнет своей лечебной цели.
М.В. Киселева обозначила следующие возможности игротерапии:
- Предупреждение развития у детей нервно-психических патологий (снятие внутреннего напряжения, повышенной тревожности, для улучшения психического состояния детей, смягчение чувства недоверия к миру, враждебности к окружающим);
- Коррекция поведенческих проблем.
- Развитие творческого потенциала.
Как показывает практика, игротерапия может применяться для облегчения состояния ребенка при некоторых психосоматических заболеваниях, таких как нейродермит, бронхиальная астма, язвенный колит, при лечении заикания и при многих других проблемах.
Наблюдая в процессе работы за детьми, можно заметить, что каждый ребенок приходит в детский сад со своим настроением, со своими маленькими проблемами и в течение дня испытывает различные эмоции. Улучшить психологическое состояние ребенка и помочь дошкольникам в общении друг с другом смогут следующие игры.
«Прятки»
Выбирается водящий. Ему завязывают шарфиком глаза. Все остальные игроки бегают вокруг него и хлопают в ладошки. Водящий ловит участника и должен узнать его на ощупь. Если участника опознали, он становится водящим.
«Пятнашки»
Водящий бегает за остальными игроками, догоняет их и «пятнает» — хлопает рукой по руке, ноге или спине. Тот, кого «запятнали», становится водящим. Во время игры водящий может выкрикивать шуточные угрозы: «Сейчас догоню!», «Поймаю!». А игроки его дразнят: «Не поймаешь!», «Я быстрее тебя!». Эта игра всегда сопровождается радостью и весельем, помогает сплотить всех игроков.
«Жмурки»
Выбирается водящий. Ему завязывают шарфиком глаза. Все остальные игроки бегают вокруг него и хлопают в ладошки. Водящий ловит участника и должен узнать его на ощупь. Если участника опознали, он становится водящим.
«Рукавички»
Для игры необходимы вырезанные из бумаги рукавички, количество пар равно количеству пар участников игры. Ведущий раскидывает рукавички с одинаковым орнаментом, но не раскрашенным, по помещению. Дети разбредаются по залу. Отыскивают свою «пару», отходят в уголок и с помощью трех карандашей разного цвета стараются как можно быстрее раскрасить совершенно одинаково рукавички. Взрослый наблюдает, как организуют совместную работу пары, как делят карандаши, как при этом договариваются.
«Сочиним историю»
Ведущий начинает историю: «Жили - были …», ребенок продолжает, и так по кругу. Когда очередь опять доходит до ведущего, он направляет сюжет истории, оттачивает его, делая более осмысленным, и упражнение продолжается.
«Дракон»
Играющие становятся в линию, держась за плечи. Первый участник -«голова», последний - «хвост дракона». «Голова» должна дотянуться до «хвоста» и дотронуться до него. «Тело дракона» неразрывно. Как только «голова» схватила «хвост», она становиться «хвостом». Игра продолжается до тех пор, пока каждый участник не побывает в двух ролях.
Очень часто дошкольники в силу своих возрастных особенностей предрасположены к частой смене настроения, быстрой утомляемости. Справится с напряжением, усталостью, снять мышечное напряжение, снизить агрессивность, поможет следующий блок игр.
«Снеговик»
Игроки превращаются в снеговиков: они встают, надувают щеки и разводят руки в стороны. Такую позу надо держать 10 секунд. Затем взрослый говорит: «А теперь вышло солнышко, его лучики коснулись снеговика, и он начал таять». Игроки постепенно расслабляются, начинают опускать руки, приседают на корточки, ложатся на пол.
«Насос и мяч»
Игроки становятся друг напротив друга. Один изображает мяч, второй – насос. «Мяч» сначала стоит «спущенным» — голова упала вниз, руки вяло висят, ноги согнуты в коленях. «Насос» делает движения, имитирующие накачивание. Чем интенсивнее движения «насоса», тем более накачанным становится «мяч»: он надувает щеки, вытягивает руки в стороны. Потом «насос» осматривает свою работу. Возможно, теперь придется немного сдуть «мяч». Потом можно показать выдергивание шланга насоса. После этого «мяч» полностью сдувается и падает на пол.
«Ласковые лапки»
Для этой игры нужно подобрать несколько мелких предметов разной фактуры: бусину, кусочек меха, стеклянный пузырек, кисточку, вату и т. д. Все это выкладывают на стол. Ребенок закатывает рукав одежды по локоть. Ребенку объясняют, что по руке пробежит «зверек» и будет касаться его ласковыми лапками. Малыш должен с закрытыми глазами угадать, какой «зверек» ходит по руке, то есть отгадать предмет. Прикосновения должны быть приятными, поглаживающими, нежными.
«Лепка из соленого теста»
Это любимая игра всех детей. Предварительно необходимо приготовить соленое тесто – напополам муки и соли, воды по норме. Замесив тесто, положите его в холодильник. Лепить можно все, что угодно – людей, животных, сказочных персонажей. Готовые фигурки можно запечь в печке, а потом раскрасить. Летом на улице хорошо лепить из песка. Такие игры помогают снять напряжение, успокаивают, а совместные занятия сближают. [3].
Определенные условия современного общества влияют и на жизнь дошкольников. Рост компьютерных технологий, недостаток семейного воспитания и ряд других проблем вызывают у детей агрессию, гнев, излишнее эмоциональное напряжение. Скорректировать поведение ребенка помогут следующие игры.
«Подушечные бои»
Для игры необходимы маленькие подушки. Играющие кидают друг в друга подушками, издавая победные кличи, колотят друг друга ими. Сюжетом игры может быть «Сражение двух племен» или «Вот тебе за…»
«Выбиваем пыль»
Каждому участнику достается «пыльная» подушка. Он должен, усердно колотя руками, хорошенько ее «почистить».
«По кочкам»
Подушки раскладываются на полу на расстоянии, которое можно преодолеть в прыжке с некоторым усилием. Играющие — лягушки, живущие на болоте. Вместе на одной кочке капризным «лягушкам» тесно. Они запрыгивают на подушки соседей и квакают: «Ква-ква, подвинься!» Если двум лягушкам тесно на одной подушке, то одна из них прыгает дальше или сталкивает в «болото» соседку, и та ищет себе новую кочку.
«Ругаемся овощами» (для детей с 5 лет)
Предложите детям поругаться, но не плохими словами, а… овощами: «Ты — огурец», «А ты — редиска», «Ты — морковка», «А ты — тыква» и т. д.
Психологи считают, что страх одна из самых сильных и главных эмоций человека. Боязнь чего-то появляется у детей впервые именно в дошкольном возрасте. Боязливость и страх не являются устойчивыми чертами характера, поэтому педагог с помощью определенных игр может корректировать страхи ребенка. Ниже приведенные игры помогут в этом.
«Смелые мыши»
Выбирают «кота» и «мышку». Кот спит в своем домике, а мышка бегает вокруг и пищит. Кот просыпается и бежит за мышкой. Мышь убегает, прячется в домике. Потом они меняются ролями.
«Сова и зайцы»
Выбираются заяц и сова. «День» - сова спит, а заяц скачет. «Ночью» сова с криком: «У – у – у» ищет зайцев. Когда сова находит зайца, они меняются местами.
«Лохматый пес»
Ребенок изображает собаку, он сидит на стуле в одном конце площадки, и делает вид что спит. Остальные дети находятся в другом конце помещения за чертой – это дом. Они тихо подходят к собаке, говорят слова: «Вот лежит лохматый пес, в лапы свой уткнувши нос. Тихо, смирно он лежит – не то дремлет, не то спит. Подойдем к нему, разбудим, и посмотрим – что же будет?». Собака просыпается, встает и начинает лаять. Дети убегают, собака пытается их поймать.
В связи с введением ФГОС ДО стал вопрос об обучении и воспитании детей с ограниченными возможностями здоровья. Такие дети требуют постоянного и пристального внимания и игротерапия как нельзя лучше помогает справиться с целым рядом проблем.
«Котёнок»
Цель: укрепление мышечного корсета, формирование правильной осанки, развитие равновесия.
Для игры понадобятся 2 верёвки и мячик. Ребёнок может побыть котёнком. Для начала пусть свернётся клубочком и изобразит, как котёнок спит. Затем котёнок просыпается и потягивается. Для этого малышу нужно встать на четвереньки и прогнуть спину вниз, а голову одновременно поднять вверх. Также котята очень любят гоняться за верёвочкой. Для этого взрослый берёт верёвочку за один конец и тянет, а ребёнок пытается поймать её, передвигаясь на четвереньках вслед за ней. А ещё кошки любят охоту. На полу раскладывается верёвка. Ребёнок должен пройти по ней на четвереньках аккуратно, не торопясь, чтобы не упасть с «забора». Вдруг охотник видит добычу, спрыгивает с забора и крадётся. На полу из обеих верёвок выкладывается узкая дорожка, по которой малыш должен пройти, передвигаясь на четвереньках. При этом нужно пригнуться к полу и стараться не задевать верёвок.
«Платочек»
Цель: укрепление мышечно-связочного аппарата стоп, развитие координации движений и равновесия.
Для игры понадобятся платочек, палка и коврик. Ребёнок садится на гимнастический коврик, вытянув ноги вперёд и широко их расставив. Сзади упор должен быть на кисти рук. Палка располагается между ног. Справа от неё кладётся платок. Ребёнку необходимо взять его пальцами правой ноги и перенести через палку к левой ноге, после чего вернуть правую ногу в первоначальное положение. Далее тоже самое нужно проделать левой ногой. Выполнить упражнение несколько раз. В том случае, если играют несколько детей, можно устроить соревнование: кто перенесёт платочек быстрее, ни разу его не уронив. Игру также можно усложнить, если через палку переносить обе ноги с платком.
«Выкрутасы»
Цель: улучшение подвижности плечевых суставов.
Ребёнок держит в руках верёвку, расставив руки по ширине плеч. Затем начинает переступать через верёвку, не выпуская её из рук, заводит за спину, переносит через голову и снова опускает перед собой. Далее из раза в раз расстояние между руками уменьшается и упражнение повторяется. Для добавления в игру элемента соревнования взрослый может играть вместе с ребёнком или организовать игру с несколькими детьми. Победителем в игре считается тот, кому с минимальным расстоянием между руками удастся переступить через верёвку. Вместо верёвки можно использовать длинное скрученное полотенце.
Правильное дыхание не только тренирует лёгкие, но и является достойной профилактикой различных заболеваний дыхательных путей. Закалять организм и формировать правильное дыхание необходимо с раннего детства. Следующий комплекс игр помогает при заболевании дыхательной системы.
«Цветочек»
Цель: формирование правильного дыхания.
Для этой игры нужно опуститься на колени, а руки сложить вдоль тела. Затем около 2-х минут малыш изображает растущий и распускающийся цветок. Сначала поднимает руки вверх через стороны, затем постепенно поднимается на ноги с коленок. В конце ребёнку нужно встать на цыпочки и раскрыть руки, слегка разведя и округлив их, словно цветочную чашечку. Эти движения выполняются очень медленно и прерывисто: лёгкое смещение – пауза, ещё смещение – и снова пауза. Все движения необходимо совмещать с дыханием: во время них малыш вдыхает небольшое количество воздуха, во время паузы делает выдох, при этом выпуская не весь воздух, а немного оставляя в лёгких. Каждый следующий вдох должен быть чуть больше, нежели выдох. В полной мере лёгкие должны наполниться воздухом только тогда, когда цветочек полностью раскроется (распустится). После этого последнего и самого глубокого вдоха совершается несколько максимальных по объёму выдохов и вдохов. Затем руки опускаются. Можно расслабиться.
«Пузырьки»
Цель: тренировка дыхательных мышц, обучение правильному ритмичному выдоху, улучшение носового дыхания (при заболеваниях верхних дыхательных путей).
Для игры понадобятся стакан, наполненный водой и соломинка для коктейля. Ребёнку предварительно нужно показать правильное выполнение действий. Для начала надо поставить на стол стакан с водой и опустить в него соломинку. После этого через нос делается глубокий вдох, а потом такой же глубокий выдох, только через соломинку. Чем продолжительнее бульканье, тем лучше. При участии в игре нескольких детей можно организовать соревнование с призами.
«Лыжник»
Цель: тренировка согласованности динамических и дыхательных движений, улучшение дыхания (при заболеваниях нижних дыхательных путей).
Поведайте ребенку, что скоро должны состояться Олимпийские игры и вам предложили участвовать в лыжных гонках. Однако для успешного участия необходимы тренировки. Для начала нужно освоить технику. С этой целью ребёнок, слегка расставив ноги, по команде изображает спуск с горы. При этом, вытягивая руки вперёд, им совершается вдох, а на выдохе руки вытягиваются назад, и делается глубокое приседание. Повторить 5 – 6 раз.
Таким образом, все приведенные игры показывают эффективность применения игротерапии в оздоровительной работе с детьми дошкольного возраста.
Библиографический список
- Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации от 17 октября 2013 г. № 1155 «Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования».
- Осипова А.А. Общая психокоррекция. Учебное пособие. М.: СФЕРА, 2002 г.
- Киселева М.В. Арттерапия в работе с детьми: Руководство для детских психологов, педагогов, врачей и специалистов, работающих с детьми / М.В. Киселева.–СПб.: Речь, 2007. - 160 с.
- http://f-journal.ru/igroterapiya/