Инновационая деятельность на базе КФУ
Социально-коммуникативное развитие детей старшего дошкольного возраста в процессе работы в мультстудии.
Мультфильмы.
3. "Времена года"
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
Организация работы Мультстудии в детском саду | 26.6 КБ |
Предварительный просмотр:
Мультфильм – это здорово!
Венакова Р.А., педагог-психолог первой квалификационной категории.
МБДОУ «Детский сад № 5 комбинированного вида» Приволжского района г.Казани, РТ.
Аннотация: в данной статье рассматривается актуальность создания детской мультстудии для социально-коммуникативного развития детей старшего дошкольного возраста.
Ключевые слова: дети старшего дошкольного возраста, социально-коммуникативное развитие, личность, мультфильм.
The cartoon is great!
Venakova R.A., pedagogue-psychologist.
Abstract: this article discusses the relevance of the children's animation studios for socio-communicative development of children of senior preschool age.
Keywords: children of preschool age, socio-communicative development, personality, cartoon.
Дошкольный возраст является возрастом «первоначального складывания личности» (А. Н. Леонтьев). Вхождение ребенка в этот огромный мир невозможно без освоения им моральных и этических норм взаимоотношений, умения действовать, договариваться, без познания огромного мира эмоций, без умения управлять ими. Элементарные нравственные представления и чувства, простейшие навыки поведения ребенка из «натуральных» должны стать «культурными», стать фундаментом для развития новых форм поведения, правил и норм (Л. С. Выготский). Правильное поведение ребенка и понимание им, «что такое хорошо и что такое плохо», зависит от уровня сформированности его эмоционально-волевых процессов, а также социальных и коммуникативных навыков. В связи с этим основная задача ДОУ направлена на формирование позитивной социализации и личностное развитие дошкольника.
Опыт взаимодействия со сверстниками, приобретенный в дошкольном возрасте, и связанные с ним положительные или негативные эмоциональные переживания, сказываются на дальнейшем развитии детских отношений в школе. Ребенок может быть открыт к новым контактам, в результате быстро находит себе друзей, чувствует себя уверенно в новом коллективе. Либо, наоборот, поступив в школу, ребенок остается изолированным, переживает чувство одиночества, настороженное отношение к другим, принимает пассивную позицию общения.
В соответствии с ФГОС дошкольного образования, социализация личности и коммуникативное развитие дошкольника выделены в одну образовательную область «Социально-коммуникативное развитие». Необходимо отметить, что позитивная социализация ребенка рассматривается, как умение взаимодействовать с окружающими людьми, достигать общих интересов, выстраивать свое поведение и деятельность, учитывая потребности и интересы других, а также получение нового опыта с радостью и удовольствием.
Учитывая выше изложенное, актуальным становится создание детской мультстудии на базе дошкольного образования, как новое и эффективное направление развития личности дошкольника. Новизна программы заключается в том, что она предусматривает создание мультфильмов детьми старшего дошкольного возраста. Ведь именно мультфильмы смогут максимально сблизить интересы взрослого и ребенка, и, как следствие, получение нового опыта происходит увлекательно, радостно, интересно. Ребенок становится «режиссером», «сценаристом», «художником», «мультипликатором», «актером», «оператором». Мультфильмы способны развивать речь, мышление, память, творческие способности и воображение. Ребенок учится анализировать содержание мультфильма, сравнивать, обобщать, устанавливать причинно-следственные связи. Персонажи мультфильмов показывают детям разные возможности взаимодействия с миром, эталоны поведения (хорошего и плохого), формируют у них способность к эмпатии (сопереживанию), представления о добре и зле, учат справляться с трудностями и страхами. В процессе создания мультфильма дошкольник учится договариваться с другими, согласовывать свои действия, ставить цель, достигать общего результата.
Представленная программа разработана в соответствии с культурно-историческим (Л.С.Выготский), деятельностным (АН.Леонтьев, Д.Б.Эльконин, А.В.Запорожец) и личностным (Л.С.Выготский, А.Н.Леонтьев, Л.И.Божович) подходами к проблемам развития детей.
Работа над созданием мультфильма направлена на:
- совершенствование коммуникативных навыков, развитие совместной деятельности детей, навыков партнерского общения;
- побуждение детей к проявлению инициативы и самостоятельности;
- развитие организаторских способностей и умение формировать план действий;
- формирование нравственных качеств личности, представлений о моральных и нравственных ценностях;
- развитие способности выражать и распознавать различные эмоциональные состояния, проявлять сочувствие и эмпатию;
- формирование самосознания и адекватной самооценки.
Необходимое оборудование для работы мультстудии:
- фотокамера, штатив, настольная лампа дневного света;
- компьютер (ноутбук), программа для создания мультфильма (киностудия Windows Live или Windows Movie Maker), колонки, микрофон, музыка;
- материалы для персонажей и оформления декораций в зависимости от выбранной технологии: цветная бумага, ножницы, клей, краски, кисти, пластилин и т.д.;
- тексты сказок, стихотворений рассказов для будущего мультфильма.
Алгоритм создания мультфильма:
- Выбор сказки, рассказа или стихотворения (можно вспомнить историю из опыта), придумать идею, сценарий.
- Подготовка к съемке мультфильма, изготовление персонажей.
- Подготовка декораций и фона.
- Установка декораций на площадке для съемки.
- Съемка мультфильма – анимация. Фотоаппарат закреплен на штативе. Дети переставляют героев и декорации в соответствии с задуманным сюжетом. Одновременно ведется фотосъемка.
- Монтаж мультфильма (весь отснятый материал переносится на компьютер, просматривается, удаляются лишние кадры). Работа ведется в программе Киностудия Windows Live или Windows Movie Maker, куда переносятся все фотографии и настраиваются свойства мультфильма (анимация, визуальные эффекты, длительность кадра, музыкальное сопровождение, титры).
- Сохранение готового мультфильма.
- Просмотр мультфильма с его создателями и зрителями.
Взаимодействие с семьей предусматривает совместный просмотр готовых мультфильмов, совместную творческую деятельность оформления декораций для мультфильма, создание домашних мультстудий, а также просветительскую работу с родителями в форме семинаров-практикумов, круглых столов.
Для отслеживания эффективности работы рекомендуется проведение мониторинга, который позволяет отследить:
-усвоение норм и ценностей, принятых в обществе, включая моральные и нравственные ценности (умение подчиняться правилам и следить за этим, понимание нравственных норм и сформированность эмоциональной реакции ребенка на нравственные нормы);
-развитие общения и взаимодействия ребенка со взрослыми и сверстниками (анализ коммуникативной функции речи, ведущая форма общения со взрослыми и сверстниками);
-становление самостоятельности, целенаправленности и саморегуляции собственных действий (умение предложить цель деятельности, способность к волевому усилию, умение работать по инструкции, способность к самоконтролю);
-развитие социального и эмоционального интеллекта, эмоциональной отзывчивости, сопереживания;
-формирование готовности к совместной деятельности со сверстниками.
Таким образом, оценивается уровень социально-коммуникативного развития детей.
Ожидаемые результаты к концу учебного года:
- проявляет самостоятельность и активность в совместной деятельности по созданию мультфильма;
- положительно настроен на совместную деятельность со взрослым и сверстниками;
- способен договариваться в процессе съемки мультфильма, делиться изобразительным материалом в процессе создания персонажей и декораций;
- проявляет организаторские способности (способен руководить действиями сверстников) в процессе покадровой фотосъемки мультфильма;
- соблюдает правила игрового взаимодействия, действует в соответствии с принятыми правилами работы в мультстудии;
- способен составить рассказ из личного опыта, передать в речи настроение героя, его отношение к другим персонажам;
- владеет безопасными начальными навыками работы с техникой (фотоаппарат, ноутбук), с ножницами и другими «инструментами-помощниками» при создании мультфильма.
Литература
1. Выготский Л.С. Воображение и творчество в детском возрасте: психол.очерк. – 3-е изд. – М.: Просвещение, 1991.
2. Кудрявцев В.Т., Урмурзина Б.Г. Творческий потенциал дошкольника. Природа и структура. – М.: Центр развивающего образования В. Кудрявцева, 2002.