Мое портфолио

Добрый день!

Я рада приветствовать Вас на моей страничке.

Зовут меня Дворянцева Альбина Александровна.

Я музыкальный руководитель дошкольной организации

Кто же такой музыкальный руководитель в детском саду? Музыкальный руководитель детского сада – это особая профессия. Мы должны всё уметь делать: играть на музыкальном инструменте, петь, плясать, рисовать, шить, сочинять стихи, писать сценарии и т. д. Мы должны поднимать настроение детям и их родителям, должны постоянно учиться, быть психологами и дипломатами, умеющими договориться со всеми специалистами в детском саду, администрацией, родителями по поводу организации праздника и другим вопросам.

Но музыкальный руководитель это не только затейник, сценарист и режиссер праздников. В первую очередь это универсальный мастер, без которого невозможно развитие детей! Ведь музыка вмещает в себя весь мир ребенка, является языком его души!

 

 

Мои достижения

 

Рецензия на мою программу

Мое повышение квалификации

 

Полезные ссылки по вопросам дошкольного образования

https://sdo-journal.ru/ — Журнал «Современное дошкольное образование».

 

 

Видеоматериалы и фото материалы

Песня "Бабушка испеки оладушки"https://cloud.mail.ru/public/Qg5A/99GSxRgzo

Песня на 8 Марта для девочек - https://cloud.mail.ru/public/S1zu/uuauoiu5W

фото с утренников и занятий https://nsportal.ru/node/6740121

Педагогам будет интересно

Скачать:

Предварительный просмотр:


Предварительный просмотр:

Дидактическая игра как метод музыкального воспитания дошкольников, музыкально-дидактические комплексы и музыкально-дидактические пособия

Ценность музыкально-дидактических игр в том, что они доступны детскому пониманию, вызывают интерес и желание участвовать в них. В результате дети не только получают необходимые знания, но и учатся любить, ценить и понимать музыку. Основная и важнейшая цель использования музыкально-дидактических игр и игровых упражнений с детьми дошкольного возраста -  развитие   творческих способностей дошкольников и последовательное приобщение их к музыкальному искусству.

Основное назначение музыкально-дидактических игр и пособий - создание предметно-развивающей среды и условий для формирования у детей музыкальных способностей; в доступной игровой форме помочь дошкольникам разобраться в средствах музыкальной выразительности; побудить их к самостоятельным действиям с применением знаний, полученных на музыкальных занятиях, воспитание гармоничной личности.

Известный специалист в области музыкального воспитания дошкольников – Н.А. Ветлугина считает, что в музыкальном воспитании детей необходимо применять вспомогательные наглядные средства, которые поясняют содержание музыки. Применение наглядных пособий в работе с дошкольниками имеет особое значение. Сложность и своеобразие музыки, особенность её восприятия требуют привлечения вспомогательных, «немузыкальных» средств. Б.М.Теплов отмечал, что «музыка, взятая сама по себе, может только выражать эмоциональное содержание, но вместе с другими внемузыкальными средствами познания познавательное значение музыки развивается до широчайших пределов». 

Разнообразные по содержанию и красочно оформленные пособия по музыкально-дидактическим играм привлекают внимание детей, вызывают желание петь и слушать музыку. Систематическое применение пособий вызывает у детей активный интерес к музыке, к заданиям и способствует быстрому овладению детьми музыкальным репертуаром.

Музыкально-дидактические игры могут быть представлены не только наглядными методическими пособиями, но также каким-либо процессом – например, движением, пением и какой-либо ситуацией – например, драматизацией в соответствии с развитием музыкальных образов. 

Дидактические игры на музыкальных занятиях применяются с раннего возраста. Основным материалом для малышей становятся игрушки и детские музыкальные инструменты. Постепенно появляются музыкальные игрушки, большее наименование музыкальных инструментов, настольно-печатные игры, а также используются и технические средства обучения. 

Во всех видах деятельности непосредственно образовательной области «Музыка» (пение, слушание, музыкально-ритмические движения, игра на музыкальных инструментах) могут и должны быть использованы музыкально-дидактические игры или игровые приёмы.

Основная задача в процессе пения– заинтересовать детей, привить им любовь к вокальному исполнению. Создать эмоциональную настроенность детей, направить её на процесс освоения мелодии помогают игровые распевки А. Евтодьевой. Они включают в себя два образа, две музыкальные фразы на звучание голоса в разных регистрах. Наглядность и образность картинок к этим распевкам помогает детям озвучивать данных героев в разных звуковых позициях. Благодаря такому игровому распеванию развивается образное воображение детей, осознанное осмысление детьми правильно выбранного голоса (среднего или высокого) в связи с озвучиванием знакомых персонажей. Дети начинают чисто интонировать мелодию, развивается дикция, артикуляция, дыхание в пении, формируется самоконтроль и умение анализировать своё пение и пение товарищей.  Использование музыкально-дидактических игр   в сочетании с попевками из «Музыкального букваря» Н. Ветлугиной развивает музыкальность у дошкольников и подготавливает их к обучению пению по нотам.  Для активизации памяти у детей применяются различные игровые приёмы. Дети учатся петь сольно, хором, ансамблем, «цепочкой», с музыкальным сопровождением и без него, «по ролям».

В процессе музыкально-ритмических движений развивается музыкально-слуховое восприятие и чувство ритма ребёнка. Через игру, в занимательной игровой ситуации активно развивается и обогащается двигательная реакция детей, движения выполняются легко и непринуждённо. Играя, дети увлекаются самим процессом движения под музыку. Ведь давно известно: если ребёнку интересно, то гарантия того, что у него всё получится, возрастает во много раз.

В процессе слушания музыки дети знакомятся с инструментальными, вокальными произведениями разного характера. Вместе с музыкой они переживают и радуются, грустят и смеются, то есть испытывают определенные чувства. Чтобы научить детей чувствовать музыку более глубоко, необходимо помочь ребенку ее пережить, пропустить ее через себя. К каждому музыкальному произведению подбираются иллюстрации, игрушки, стихи, загадки, потешки, придумываются небольшие сюжеты. Так же помогают и печатные музыкально-дидактические игры, используемые во время слушания.

Игра на музыкальных инструментах - очень интересный и увлекательный вид деятельности. Но гораздо интереснее и качественнее он проходит, если создана игровая ситуация. В игре на звук высотных музыкальных инструментах развиваются музыкально-слуховые представления, в дальнейшем помогающие в воспроизведения мелодии по слуху, активизируется детская фантазия. 

Использование пальчиковых игр на музыкальных занятиях направлено на развитие у дошкольников чувства ритма, дикционной моторики   речи, выразительно-речевого интонирования, координации движений, образно-ассоциативного мышления, воображения.

Коммуникативные игры, используемые в музыкальном воспитании, помимо становления доброжелательных отношений между детьми, помогают развитию музыкального слуха, выразительности движений, ориентировке в пространстве, производят радостные положительные эмоции.        

В играх на музыкальных занятиях перед детьми ставятся те или иные задачи, решение которых требует сосредоточенности, внимания, умственного усилия, умения осмыслить правила, последовательность действий, преодолеть трудности. Они содействуют развитию у дошкольников ощущений и восприятий, формированию представлений, усвоению знаний. Эти игры дают возможность обучать детей разнообразным экономным и рациональным способам решения тех или иных умственных и практических задач. В этом их развивающая роль.

Необходимо добиваться того, чтобы музыкально-дидактическая игра была не только формой усвоения отдельных знаний и умений, но и способствовала бы общему развитию ребёнка, служила формированию его способностей.

Использование музыкально-дидактических игр   помогает в работе с детьми, разнообразит занятия, побуждает детей к творчеству и приобщает их к прекрасному миру музыки.

Список литературы:

  1. Наглядные средства в музыкальном воспитании дошкольников. Л.Н. Комиссарова, Э.П. Костина. Москва. «Просвещение» 1986 г.
  2. Игра «Парочки» Л.Г Новосёлова, М.В. Чистякова, Е.Ю. Дегтярева. Издательство «Витаминка» ООО «Центр ИНВАСС» 2001 г.
  3. «Музыка и движение», старшая группа, С. И. Бекина. М., Просвещение.1983г.  
  4.  «Музыкальные игры и пляски в детском саду». Л., Учпедгиз., 1963 г.
  5.  «Музыкально-дидактические игры для дошкольников»  Н.Г. Кононова М.   Просвещение- 1982.
  6.  «Наглядные средства в музыкальном воспитании дошкольников»: Комиссарова        Л.Н.,. Костина Э.П., М. Просвещение-1986 г.
  7.  5«Праздник каждый день», младшая группа. Ирина Каплунова, Ирина Новоскольцева.         С-П., Композитор, 2007г.
  8.  «Праздник каждый день», подготовительная группа. Ирина Каплунова , Ирина  Новоскольцева. С-П., Композитор, 2009.
  9.  «Сказка приходит к нам», М., Просвещение, 1998г.



Предварительный просмотр:

Развитие звуковой культуры речи на музыкальных занятиях

Культура речи - это умение правильно, т. е. в соответствии с содержанием излагаемого, с учетом условий речевого общения и цели высказывания, пользоваться всеми звуковыми средствами (в том числе интонацией, лексическим запасом, грамматическими фактами).

Понятие «звуковая культура речи» широко и своеобразно. Оно включает собственно произносительные качества, характеризующие звучащую речь (звукопроизношение, дикция и т. д.), элементы звуковой выразительности речи (интонация, темп и др.), связанные с ними двигательные средства выразительности (мимика, жесты), а также элементы культуры речевого общения (общая тональность детской речи, поза и двигательные навыки в процессе разговора). Составные компоненты звуковой культуры: речевой слух и речевое дыхание - являются предпосылкой и условием для возникновения звучащей речи.

Дети дошкольного возраста овладевают звуковой культурой речи в процессе общения с окружающими их людьми.

Большое значение для развития звуковой культуры речи детей имеют музыкальные занятия. Отдельные задачи музыкальных занятий и задачи воспитания звуковой культуры речи совпадают (например, развитие силы голоса, дыхания, темпа, ритма речи и т. д.). Правильно организованная совместная работа воспитателя и музыкального работника поможет достигнуть хороших результатов в формировании звуковой культуры речи у детей.

Практически каждый музыкальный руководитель при работе с дошкольниками обязательно сталкивается со скудностью лексикона детей при определении ими характера музыкального произведения, при ответе на вопросы: «Что выражает музыка» (различные чувства, настроения), «О чем рассказывает музыка?», «Как рассказывает музыка?» (средства музыкальной выразительности).

Часто дети затрудняются ответить на эти вопросы. Значит, нужна специальная работа по обогащению их речи разнообразными эпитетами.

Особое внимание следует обратить на возможность использования музыкальных занятий в работе над звуковой культурой речи. Эта работа должна проводиться согласованно воспитателем и музыкальным работником, так как отдельные элементы музыкального занятия (слушание музыки, пение, музыкально-ритмические движения) развивают у детей речевой слух, речевое дыхание, голос, дикцию, темп, ритм и интонационную выразительность речи.

Музыкальный работник может во многом помочь в развитии звуковой культуры речи детей, правильно используя различные части музыкальных занятий для достижения поставленной цели. Так, развитию речевого слуха способствуют попевки, проводимые на различных звуках, пение песен, проведение игр-хороводов.

Для развития речевого дыхания большое значение имеет пение. Оно приучает детей рассчитывать выдох на музыкальную фразу, не нарушая мелодии песни.

Попевки и песни приучают пользоваться естественным голосом без напряжения и крика, вырабатывают умение владеть голосом; петь громко или тихо.

Пение дает также возможность вырабатывать у детей протяжное произнесение гласных звуков и четкое, внятное, но не утрированное произнесение согласных звуков, приучает детей ясно и четко, без лишнего напряжения произносить слова песни, т, е. помогает вырабатывать хорошую дикцию,

Все части музыкального занятия способствуют развитию у детей нормального темпа и ритма, вырабатывают слитность и плавность речи, умение пользоваться интонационными средствами выразительности.

Таким образом, в работу по формированию звуковой культуры речи должен активно включиться и музыкальный работник.

Нельзя забывать и том, что тон речи педагога и его манера общения с детьми имеют огромное значение. Эмоциональная окраска речи вызывает и поддерживает интерес детей к различным видам музыкальной деятельности, усиливает впечатление необычности, сказочности ситуации. Беседе придается поэтичность или торжественность, праздничность или шутливость.

Логомузыкальная пластика благотворно влияет на речь, эмоциональное состояние. Развивает все виды памяти (слуховую, двигательную, зрительную), воображение, обогащает словарный запас. Прямая зависимость развития речи от степени сформированности тонких движений пальцев рук доказана давно. Большое влияние на воспитание звуковой культуры речи и ее грамматический строй оказывают пальчиковые, речевые игры, поскольку упражнения мелкой и большой моторики руки активизируют речевые зоны головного мозга.

Музыкальные занятия способствуют развитию у детей нормального темпа и ритма, вырабатывают слитность и плавность речи, умение пользоваться интонационными средствами выразительности

В настоящее время проблема развития, обучения и воспитания детей дошкольного возраста становится особенно значимой. Для получения хороших результатов в развитии речи детей необходимо взаимодействие всех педагогов детского сада и родителей. И поэтому на музыкальных занятиях используются игры на закрепление тех знаний, которые были даны на занятиях по развитию речи.

Одним из видов речевой работы является логоритмика. На музыкальных занятиях включаются элементы логоритмики. Логоритмические занятия - это двигательные и пальчиковые игры, речевые и дыхательные упражнения, упражнения на развитие внимания и памяти, танцы под ритмодекламацию, артикуляционная гимнастика, песни и стихи, сопровождающиеся движениями, упражнения на релаксацию. А поскольку, одной из основных задач музыкального воспитания детей является развитие музыкальных способностей, все логоритмические игры положительно влияют на развитие не только музыкальных способностей, но и на развитие общих способностей детей.

Сами собой дефекты звукопроизношения не исправляются. Но при благоприятных условиях обучения дети способны к само коррекции. Одним из начальных приёмов работы над постановкой и автоматизацией звуков является артикуляционная гимнастика. Выполнение артикуляционных музыкальных комплексов способствует не только осуществлению серий движений, но и формирование навыка переключения с одного движения на другое в разных темпах и ритмах.

Музыкальные занятия с элементами логоритмики направлены на развитие всех компонентов речи, слуховых функций, речевой функциональной системы, двигательной сферы, ручной и артикуляционной моторики, памяти, внимания, познавательных процессов, творческих способностей детей, воспитывают нравственно-эстетические и этические чувства.

Литература:

  1. Максаков, А.И. Воспитание звуковой культуры речи у дошкольников А.И. Максаков — М.: Мозаика-Синтез, 2005. — с 6.
  2. Бородич А.М. Методика развития речи детей. - М.: 1981 г.
  3. Сохин Ф.А. Развитие речи детей дошкольного возраста. - М.: 1984 г.
  4. Фомичева М.Ф. Воспитание у детей правильного произношения. - М.: 1981 г.
  5. Швайко Т.С. Игры и игровые упражнения для развития речи. - М.: 1983 г.
  6. Воронова А.Е. Логоритмика в речевых группах ДОУ для детей 5-7 лет. Методическое пособие – М.: ТЦ Сфера, 2006.
  7. Волкова Г.А. Логоритмическая ритмика: Учеб. для студ. высш. учеб. заведений. – М.: гуманит. изд. Центр ВЛАДОС, 2003. – 272с.
  8. Емельянов В., Трифонова И. Первый уровень: Развивающие голосовые игры. Раменское, 1999.
  9. Музыкально-двигательные упражнения в детском саду / Сост. Е.П. Раевская, С.Д. Руднева, Г.Н. Соболева и др. М.,1991.
  10. Пословицы, поговорки, потешки, скороговорки / Сост. Т.И.Тарабарина, Н.В. Елкина. Ярославль, 1998.
  11. Савина Л.П. Пальчиковая гимнастика для развития речи дошкольников. М.,1999.
  12. Раз, два, три, четыре, пять, мы идём с тобой играть: Рус. Дет. Игровой фольклор: Кн. Для учителя и учащихся / Сост. М.Ю. Новицкая, Г.М. Науменко. – М.: Просвещение, 1995.
  13. Гавришева Л.Б., Нищева Н.В. Логопедические распевки, музыкальная пальчиковая гимнастика и подвижные игры: в помощь педагогам ДОУ для детей с речевыми нарушениями. – СПб.: «ДЕТСТВО-ПРЕСС», 2007.


Предварительный просмотр:


Предварительный просмотр:

        

Развлечение в младшей группе

        

В зале стоит большая ширма для кукольного театра. На ширме появляется Петрушка.

Петрушка. Здравствуйте, дети! Вы меня узнали?

Я - Петрушка-веселушка,

Очень маленькая игрушка!

Хожу по садам, веселю всех подряд,

Нигде не видел симпатичней ребят!

Вот и к вам заглянул.

Хожу, брожу, на ребят гляжу.

Что-то вы какие-то грустные. Я этого ой как не люблю. Ну-ка, проверю, умеете ли вы смеяться? (Дети смеются)

В зал под музыку входит Клоун (взрослый).

Клоун (обращается к Петрушке). А-а-а! Вот ты где! А я тебя везде ищу!

Петрушка. А это мой друг! Мой большой друг! Ты что это не поздоровался с ребятами? (Клоун здоровается за руку с несколькими ребятами) Да не так! Ты сразу со всеми поздоровайся. Смотри, как я это сделаю. (Детям) Здравствуйте, ребятки, розовые пятки!

Клоун. А-а-а! Я понял!

Здравствуйте, пятки, розовые ребятки!

Петрушка. Ну вот - большой, а такой невнимательный! Ой-ой, насмешил! Ты у нас, оказывается, плохо уши мыл! (Обращается к детям) А вы, ребята, уши моете? Сейчас проверим.

Клоун.

Нас с Петрушкою послушай,

Начинаем наш рассказ.

Песни, пляски, смех, веселье

Приготовили для вас!

Клоун и Петрушка исполняют песню на мелодию русской народной песни «У нас нынче субботея».

1.        У нас нынче представленье,
Для ребяток развлеченье!

Припев: Барыня ты моя, Сударыня ты моя, Э-э-эй! Развлеченье!

2.        Очень любим посмеяться,
За животики хвататься.

Припев.

3.        Вы, ребята, помогите,
Вместе с нами попляшите.

Припев.

4.        Приготовьте вы ладошки,
Пустим в пляс мы ваши ножки.

Припев.

5.        У нас нынче представленье,
Для ребяток развлеченье!

Клоун. Сейчас мы будем танцевать, сидя на месте. Я возьму свой волшебный стульчик, а вы останетесь на местах. Повторяйте движения за мной!

Этот танец необычный,

Очень чудный, непривычный!

Под весёлую музыку дети выполняют следующие движения: поднимают и опускают плечи; выполняют по два хлопка у правого и у левого

уха; качают головой вниз и назад; снова выполняют по два хлопка у правого и левого уха; делают «фонарики» руками; поочерёдно хлопают в ладоши, топают.

На ширме появляется Заяц.

Заяц (бежит, запыхавшись, и причитает). Ой, ой, ой, боюсь... Помогите, спасите, спрячьте меня!

Петрушка. Кто это тебя так напугал, Зайка?

На ширме появляется Волк

Волк. Ага! Вот ты и попался, косой! Сейчас я тебя съем!

Клоун. Ты погоди, Волк, что это ты делать собрался?

Волк. Как что? Зайца съесть!

Клоун. Не может быть, чтобы такой красивый Волк был таким злым!

Волк. Да, я злой! Я самый злой Волк на свете!

Клоун. Мы с ребятами не верим в это. Друзья, давайте расскажем Волку о том, какой он замечательный.

Клоун вместе с детьми подбирает для Волка ласковые слова: волчок, серенький, миленький, добренький и т. д.

Волк. Ой, добрею прямо на глазах. Ну, теперь никогда не буду обижать ни зайцев, ни белок, ни птичек.

Клоун. Раз так, давай будем дружить! Ну а дружба начинается с чего, ребята? Дети. С улыбки!

В аудиозаписи звучит песня «Улыбка» (муз. В. Шаинского, сл. М. Пляцковского). Персонажи и дети подпевают.

Волк. Вот теперь я совсем добрый. А раз так, давайте я вам свои загадки загадаю. Вы загадки отгадывать умеете? (Ответы детей.) Тогда слушайте!

Кто на ёлке, на суку,

Счёт ведёт: «Ку-ку, ку-ку»? (Кукушка.)

Не портной, а всю жизнь с иголками ходит. (Ёж.)

В дупле живёт и орешки грызёт. (Белка.)

Комочек пуха, длинное ухо,

Прыгает ловко, любит морковку. (Заяц.)

Клоун. Подожди, Волк, подожди! Загадки загадывать каждый может, а ты попробуй сам отгадать.

Дети из зала загадывают Волку загадки.

Дети. Сто одёжек, и все без застёжек

Волк. Я знаю, сарафан!

Дети подсказывают правильный ответ: капуста. Дети.

Шумит он в поле и в саду,

А в дом не попадёт.

И никуда я не иду,

Покуда он идёт.

Волк. Точно знаю, это - слон!

Дети смеются и дают правильный ответ: дождь, град.

Дети.

Прибежит и солнце спрячет,

А потом ещё заплачет.

Волк. Ответ на эту загадку я знаю наверняка! Это крокодил!

Дети (смеются). Тучка!

Клоун. Что-то ты, Волк, плохо загадки отгадываешь. Слушай последнюю загадку:

Пёстрая крякуша

Ловит лягушек.

Ходит вразвалочку,

Спотыкалочку.

Волк. О! Это я точно знаю. Очень я люблю их... есть, ой, нет, танцевать я с ними очень люблю.

Клоун. Так давайте все вместе потанцуем!

Звучит в аудиозаписи песня «Танец маленьких утят». Все танцуют.

Волк. Как же нам с Зайцем у вас нравится! Правда, косой?

Заяц. Да, так бы и остался у вас жить. Но мне пора уже домой, детишки дома ждут.

Волк. Давай, Заяц, напоследок споём наши лесные частушки.

Волк и Заяц (поют).

Ёлочки-сосёночки,

Шишки расписные.

Вам частушки пропоём,

Звери мы лесные.

Как ходил гулять медведь

На округу посмотреть.

Прогулялся где медведь,

Там уж не на что смотреть.

Раз за зайцем бегал я,

Трудно было мне, друзья.

Так набегался за день,

Что морковку съесть мне лень.

Шла кукушка мимо рынка,

Наступила на корзинку

И упала в яму - бух!

                                                        Раздавила сорок мух.

Белки зайцев угощали,

Им морковку подавали.

Все орехи сами съели,

Еле зубы уцелели.

Мы частушки вам пропели,

Хорошо ли, плохо ли,

А теперь мы вас попросим,

Чтоб вы нам похлопали!

Прощаются с детьми и прячутся за ширму.

Клоун и Петрушка. Мы желаем вам веселья, Счастья, радости, тепла! Расставаться нам пора! До свиданья, детвора!

Клоун и Петрушка под весёлую музыку уходят

        


Предварительный просмотр:


Предварительный просмотр:

Использование инновационных технологий в музыкальном воспитании дошкольников

Эмоциональная сфера является ведущей сферой психики в дошкольном детстве. Она играет решающую роль в становлении личности ребенка, регуляции его высших и психических функций, а также поведения в целом. Только полноценное формирование эмоциональной сферы ребенка дает возможность достичь гармонии личности, «единства интеллекта и аффекта» (Л. С.Выготский). Можно сказать, что ребенок в дошкольном возрасте – сама ЭМОЦИЯ, и потому, значение его встречи с высокохудожественной музыкой трудно переоценить. Музыка, кроме того, способствует становлению познавательной и нравственной сфер, формирует «творчествость» как качество личности.

Родители и педагоги должны сделать все возможное, чтобы дать возможность детям узнать и полюбить настоящую музыку. От нас, педагогов, зависит формирование у дошкольников способности воспринимать, чувствовать, понимать прекрасное в жизни, в искусстве, стремиться участвовать в преобразовании окружающего мира по законам красоты, приобщаться к художественной и творческой деятельности.

Поэтому я поставила перед собой одну из основных задач: формирование у детей музыкальности, т.е. системы музыкальных способностей, создание условий для широкой ориентировки в музыке, прежде всего классической, и для накопления запаса высокохудожественных музыкальных впечатлений.

Для того, чтобы решить эту основную задачу. Я использую в своей работе новые программы и технологии. В основе инновационных технологий музыкального воспитания детей лежит коллективная деятельность, объединяющая: пение, ритмизированную речь, игру на детских музыкальных инструментах, танец, импровизированное движение под музыку, озвучивание стихов и сказок, пантомиму, импровизированную театрализацию.

Формы развития музыкальности, которые используются мною на практике – это:

1) Коммуникативные танцы. Вовлечение ребенка в процесс музицирования лежит через создание атмосферы приятия друг друга и эмоционально-психическое раскрепощение. Здесь незаменимыми помощниками выступают коммуникативные танцы, использование которых решает задачи: развития коммуникативных навыков, работы над ощущением формы, развития двигательной координации, развития чувства ритма.

2) Координационно-подвижные игры (музыкальные и речевые). Такие игры крупномасштабно (через все тело) дают ощущение музыкальной динамики, темпа, исполнительского штриха, речевого и пластического интонирования, что является их музыкальным содержанием.

Эти игры пронизаны идеей координации, которая выступает в них в роли двигательного «аккомпанемента», стимулирует развитие ловкости, точности, реакции, воспитывает ансамблевую слаженность.

3) Пальчиковые игры (музыкальные и речевые). Ценность в пальчиковые игры в контексте развития музыкальности детей заключается в том, что они представляют собой первые опыты исполнительского артистизма, в которых характер исполнения фактически интонируется, обогащаясь ритмо-звуковыми модуляциями разговорной речи. Работа над текстами с жестовыми рисунками способствует также активизации абстрактного и образно-ассоциативного мышления. Пальчиковые игры оригинальны и интересны тем, что представляют собой миниатюрный театр, где актёрами являются пальцы. Текст находит здесь не буквальное отражение: определённая жесто-смысловая символика «взывает» к своей расшифровке и интерпретации. Пальчиковые игры: развивают мышечный аппарат, мелкую моторику, тактильную чувствительность; «предвосхищают» сознание, его реактивность (ввиду быстроты смены движений); повышают общий уровень организации ребёнка; направлены на развитие чувства ритма, дикционной моторики речи, выразительно-речевого интонирования, координации движений.

4) «Хор рук». Эта форма интересна тем, что подводит детей к пониманию двигательного двухголосия, в котором все участники делятся на «хор из двух голосов» и двух ведущих - «дирижеров». Данная форма направлена на развитие: координационной свободы движения, чувства ритма, внимания, ансамблевой слаженности, способности к двигательной импровизации.

5) Ритмодекламация под музыку. Ритмодекламация – синтез музыки и поэзии. Её можно определить, как музыкально-педагогическую модель, в которой текст не поётся, а ритмично декламируется. Однако исполнение ритмодекламации отличается более чётким произношением и утрированной интонацией. При этом поэтическая звуковая ткань взаимодействует с узорами музыкальных длительностей и пауз, что многократно усиливает эмоциональный эффект от прослушивания и, несомненно, является важным развивающим фактором для ребёнка. Отстранение от пения в ритмодекламации связано, с одной стороны, с упрощением интонационного процесса (проще и естественнее для ребёнка говорить, а с другой, направлено на развитие механизмов интонационного мышления, где музыкальный слух взаимодействует с речевым. До тех пор, пока ребёнок не услышит, как он говорит, и не научится контролировать свою речь, трудно надеяться, что он сможет правильно и выразительно петь.

6) Игры звуками. В работе с играми звуками выделяю условно следующие направления: звучащие жесты и музыка моего тела; шумовые инструменты (традиционные и самодельные) и музыка, рожденная из шума.

Игры типа «Послушай себя» позволяют детям ощутить радость открытия того, что природа наделила человека огромным многообразием звуков. Их можно воспроизвести, используя возможности собственного тела (голосом, руками, ногами, губами) как своеобразного и оригинального инструмента. Понимание ребенком тесной связи себя и природы – основная цель игры.

7) Элементарное музицирование. В музыкальной деятельности с детьми считаю необходимым использование детских музыкальных инструментов, прежде всего шумовых, поскольку именно эти инструменты просты и наиболее доступны детям данного возраста. Кроме того, они составляют самое привлекательное, что есть для маленьких детей в музыке. Но данная форма работы по развитию музыкальности не ограничивается использованием только традиционных шумовых инструментов. В современной музыкальной методике именно исследование звука и познание детьми Мира через звук, создание иного образа самых разнообразных бытовых предметов получают всё большее развитие. Именно они являются участниками изумительного оркестра!

Использование данных инновационных технологий и методических форм на практике позволяет добиться следующих результатов:

- удается создать на музыкальных занятиях, праздниках атмосферу радостного общения, приподнятого настроения и гармоничного самоощущения;

- дети активны и раскрепощены, в их действиях постепенно исчезают страх и неуверенность;

- удается попасть в «тональность» актуального интереса детей, не приходится прибегать к принуждению;

- дети усваивают элементарные музыкальные знания, развивают музыкально-творческие способности, познают себя и окружающий мир в процессе игрового, радостного и естественного общения с музыкой, без лишних «натаскиваний» и утомительных заучиваний; обучающие задачи осуществляются попутно, преобладающими выступают задачи воспитания и развития;

- музыкальный руководитель находится в постоянном творческом поиске; процесс создания новых вариантов моделей и радостный детский отклик приносят удовольствие и ощущение «отдачи».

Развивая музыкальные способности детей на музыкальных занятиях, я способствую их возможности участвовать в детских конкурсах исполнительского мастерства, повышать свое исполнительское мастерство, выступать на большой аудитории, самосовершенствоваться и утверждаться. Инновационные технологии проведения музыкальных занятий способствуют развитию эмоциональной отзывчивости у детей, музыка для ребенка становится его миром радостных переживаний. Использование всех видов музыкальной деятельности, доступных дошкольному возрасту, а также творческих возможностей ребенка, достигает решения главной цели моей работы и музыкального воспитания в детском саду – научить детей любить и понимать музыку.

Анализ музыкального воспитания показывает, что, методика интергации и вариативности применения инновационных программ и технологий позволяет повысить уровень музыкального развития у детей. Исходя из результатов статистики поступающих в Детскую школу искусств, можно отметить, что выпускники ДОУ ежегодно поступают, успешно обучаются, и продолжают начатую в детском саду конкурсную и концертную деятельность. Важно педагогу сделать так, чтобы музыка для ребенка стала его миром радостных переживаний. Чтобы открыть перед ним дверь в этот мир, необходимо развивать у него способности, и, прежде всего эмоциональную отзывчивость чему и способствуют интегрированные музыкальные занятия. Использование всех видов музыкальной деятельности, доступных дошкольному возрасту, а также творческих возможностей ребенка, достигает решение главной цели музыкального воспитания в детском саду – научить детей любить и понимать музыку.


Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

В гостях у народов Поволжья

Слайд 2

Чей головной убор Татарский Русский Мордовский

Слайд 3

Найди чувашский народный костюм

Слайд 5

Найди мордовский орнамент



Предварительный просмотр:

Сценарий праздника для подготовительной группы

«Осенняя ярмарка» 

Дети в руках с листочками проходят в зал

Ведущая: Добрый день, друзья дорогие!

В этом зале уже не впервые

Мы проводим праздник осенний,

И сегодня настал час веселья!

Ребенок1: Промелькнуло быстро лето

Пробежало по цветам.

За горами бродит где-то

И без нас скучает там.

Ребенок 2: Будто рыжая лисица

Осень бродит по лесам.

Где махнет хвостом пушистым

Золотыми стали листья.

Стали желтыми плоды

Это осени следы.

Ребенок 3: Бродит в роще листопад

По кустам и кленам.

Скоро он заглянет в сад

Золотистым звоном.

Собери из листьев веер

Яркий и красивый.

Пробежит по листьям ветер

Быстрый и игривый.

Ребенок 4:

Так давайте славить осень!

Песней, пляской и игрой.

Будут радостными встречи,

Осень – это праздник твой.

Ребенок 5: Осень славная пора

Любит осень детвора.

Осень мы встречаем,

Песню запеваем.

Песня «осень раскрасавица» 

Реб. Мы праздник сегодня устроим

И осень к нам в сад позовем.

Попляшем мы с ней, поиграем,

Осенние песни споем!

Реб. Листики кружатся

Нам под ноги ложатся.

Листья желтые летят, -

Осень, осень листопад!

«Вальс листочков»

(садятся на сткульчики

В зал под нар муз входят скомарохи

Ведущая: Кто это к нам идет?

скоморох1.Здравствуйте. почтенные господа. Мы приехали на осеннюю ярмарку сюда!

скомарох2. На вас посмотреть и себя показать! Мы весёлые скоморохи – потешники!.И скоморохи – насмешники!

Скоморох 1: Как ведется на Руси

Ты у каждого спроси,

Все гулянья народные, яркие

Начинаются с праздничной ярмарки.

 1Ском.: Всем! Всем! Всем!

Кто подходит и кто уже здесь!

Объявляем важную весть:

В детском саду «Планета детства»

В музыкальном зале

Начинается у нас

Ярмарка сейчас!
2Ском: Осенью и там, и тут

По всему Чапаевску ярмарки идут.

Уж на ярмарке веселье,

Там и пляшут и поют

И товары продают.

Исполняется песня «На ярмарку» (На мелодию русской народной песни «Во кузнице»)
поют скоморохи

1.На я, на ярмарку (2 раза)
Как на ярмарку народу собралось. (2раза)
2.Играет музыка (2раза)
Здесь народное гулянье началось (2раза)

Дети по одному:

- Наша ярмарка большая!

- Веселая и цветная!

- Она громкоголосая

- С золотыми косами!

- Пестрая да яркая…

Все: Осенняя ярмарка!

Ребёнок: Ярмарка! Ярмарка!

Удалая ярмарка!

Это песни, это пляски, это звонкий детский смех.

Игры, шутки и забавы, хватит радости для всех.

Ребенок:. На ярмарку! На ярмарку!
Спешите все сюда!
Здесь шутки, песни, сладости
Давно вас ждут, друзья!

2.Что душа твоя желает-
Все на ярмарке найдешь!
Всяк подарки выбирает,
Без покупки не уйдешь!

Песня «К нам гости пришли»

ДЕТИ: Осень погожую встречаем

Всех на праздник приглашаем.

Приходите посмотрите, что понравиться берите.

Веселится весь народ ярмарка во всю идет!

(дети садятся на стулья) 

в центре остаются несколько детей карабейники- торговцы
1 ТОРГОВЕЦ: Тары-бары-расто-бары

Есть хорошие товары

Мы не только разуважим,

Чего нет и то покажем!

2 ТОРГОВЕЦ: Подходи сюда, дружок,

Раскрывай свой кошелек!

Тут трещотки и гармошки

И расписанные ложки!

(ложкари берут ложки)

1 ПОКУПАТЕЛЬ ложкарь:

Деревянная подружка,

Без неё мы как без рук!

На досуге-веселушка,

И накормит всех вокруг!

2 ПОКУПАТЕЛЬ ложкарь:

Кашу носит прямо в рот

И обжечься не дает.

Звонкие резные

Ложки расписные!

ТАНЕЦ  «Ложкарей»

Воспитатель: А тут у нас продавцы-зазывалы! Похвалите свой товар, зазывайте покупателей!
3 торговец:Покупатель, подходи!
На товары погляди!
Только рот не разевай,
То, что нужно, покупай! 

 4ТОРГОВЕЦ: Подходи, налетай!

Товар незалежалый!

Веревки пеньковые,

Канаты смоляные!

В огне не горят,

В воде не тонут!

 ПОКУПАТЕЛЬ:

Давай свой канат!

Но возьму не просто так:

Сначала на крепость проверю,

Игру затею.

ВЕДУЩИЙ: Ну, народ выходи в игру играть «канат перетяни»

ИГРА «Перетяни канат» (можно подключить к игре родителей)

ВЕДУЩИЙ: Много интересного показали нам наши умельцы! А на городской площади идёт представление весёлого неунывающего Петрушки.

(Под музыку заходит Петрушка)

ПЕТРУШКА: Я Петрушка –

Веселая игрушка!

Ноги дубовые,

Кудри шелковые,

Сам хожу, брожу, шевелюсь

Никого в мире не боюсь.

Здравствуйтегости дорогие! (кланяется)

Сколь ребят собралось – умных да смышленых. Сейчас я вас и проверю, да загадки загадаю про товары, что на ярмарку купцы привезли.

(Петрушка загадывает загадки, отгадавшим детям жмёт руку)

– Красная девица

Росла в темнице,

Люди в руки брали –

Косы отрывали. (Морковь)

(Петрушка хвалит ребенка, отгадавшего загадку, жмет ему руку)

Обращается к родителям:

А родители ваши соображают или так сидят головой кивают?

(Петрушка загадывает загадки родителям)

– Стоит Антошка на одной ножке. (Гриб)

– Бел как снег, в чести у всех (Сахар)

– Нашел я шар, разбил его,

Увидел золото и серебро. (Яйцо)

– Не ездок, а со шпорами,

Не сторож, а будит. (Петух)

Петрушка: Все вы загадки отгадали, уважили Петрушку. А кто это к нам явился, такой важный и серьёзный?

(появляется Купец)

Купец: Я купец, в торговых делах удалец!

Петрушка: а зачем вы на ярмарку пришли?

Купец: Торговать.

Петрушка: Воровать?

Купец: Да не воровать, а торговать,

Петрушка: А-а, пировать! Ну, тогда я с вами пойду.

Купец: Ладно, пировать так пировать. А у тебя деньги пировать есть? Надо иметь 200 рублей.

Петрушка: Пять гвоздей? Сейчас принесу.

Купец: Да не гвоздей, а рублей.

Петрушка: Да не гонял я голубей.

Купец: не смеши, Петрушка. Людей.

Петрушка: Просишь меня, побей? С удовольствием.

(Петрушка закатывает рукава, берёт палку, бьёт купца и приговаривает)

Пей, купец чай,

Головой не качай,

Над деньгами не трясись,

А с Петрушкою делись.

Купец убегает. Следом за ним и Петрушка.

5Торговец:Внимание!Внимание!

 А вот семечки вкусные,

Новый урожай!

Бери, пробуй,

В карманы насыпай!

Жареные семечки,

Лезут прямо в рот.

Кто попробует немножко,

Сразу всё поймёт.

Подходите, налетайте, покупайте, разбирайте!

Подходит покупатель.

Очень вкусный твой товар

В мешок скорее насыпай.

Я к милашке побегу Семечками угощу.

ПЕСНЯ «СЕМЕЧКИ»

СКОМОРОХ: Внимание, внимание строгий приказ: веселиться, петь и плясать до упаду. Скоро на наш праздник прибудет сама матушка Осень.

4реб. Ярмарка, ярмарка! Веселись народ!

Кто-то покупает, кто-то продает!

5. Осень – знатная купчиха,
Продает товар свой лихо.
Заработал урожай?
Что ж с лихвою получай!

6. Люди осень привечают,
Люб нам весь ее товар.
Заходи, купчиха Осень,
На веселый наш базар!

вед: Давайте вместе позовем Осень!
Все: Осень, Осень в гости просим!

Звучит музыка выходит Осень

Осень: Здравствуйте, мои друзья! К вам пришла на праздник я!

Всё кругом я нарядила, Тёмный лес озолотила!

Стало в нём светло, как днём, Листья там горят огнем!

Я Осень золотая,

На признак к вам пришла

Осенние подарки

Всем деткам принесла.

Есть в корзиночке моей угощенье для детей.
Фрукты ароматные, до чего приятные!

Ведущий:
Здравствуй, Осень. Мы очень рады тебя видеть! И хотим потанцевать с тобой.

ОСЕНЬ: ребята, за руки возьмитесь в хоровод все становитесь!

Хоровод «Ярмарка»

ведущая
Осень! Ты можешь грустить и смеяться.

Дождиком плакать, потом улыбаться.

Красками яркими радовать нас.

Хмуростью неба грозить каждый раз.

Очень ты хочешь нас всех удивить.

Будем мы осень любую любить.

ОСЕНЬ- Я вам, дети, тоже рада.

У меня для вас награда –

Если в огород зайдете,

Овощи вы там найдете.

Много яблок и айвы.

Груши, сливы собирайте.

И на зиму запасайте.*

Р-к:- Золотая наша осень!

Мы тебя благодарим.

За подарки и сюрпризы

Все: Мы спасибо говорим.

5Торговец: Внимание!Подходи покупай! Посмотрите, с огорода заготовила природа
Массу вкусных овощей для супов, и для борщей!

Выходят дети, берут шапочки овощей, встают у центральной стены.

ОВОЩИ Хором: Урожай у нас хороший уродился густо:
И морковка, и горох, белая капуста.

1 реб.: Про меня рассказ не длинный:
Кто не знает витамины?
Пей всегда морковный сок,
Будешь ты здоров, дружок.

2 реб.: Самый вкусный и приятный
Наш любимый сок томатный.
Витаминов много в нем,
Мы его охотно пьем.

3 реб.: Нужна свекла для борща
И для винегрета.
Кушай сам и угощай –
Лучше свеклы нету.

4 реб.: Я – приправа в каждом блюде
И всегда полезен людям.
Угадали? Я вам друг –
Я простой зеленый лук.

5 реб.: Круглое, румяное

Яблоко на ветке
Любят меня взрослые

И маленькие детки.

Хором: Мы представили сегодня вам рекламу для борщей,
Для здоровья и для силы ешьте больше…

Все: ОВОЩЕЙ!

Ведущий: Ярмарке пора продолжаться,

А нам за товар торговаться!

   Торговец 6:Трынцы-брынцы, тра-ля-ля,

                                Начинается игра!

Игр «плетень»

1 Скоморох: Внимание! Внимание!

Начинаем соревнования!

Выходи смельчаки

Начинаются стихи!!!

Реб: Россия матушка-Земля,

Тебе нет равных на планете!

Повсюду песня здесь слышна,

И люди добродушные как дети.

Реб: береза белоствольная краса,

Ее милее нет до ныне.

И песни посвещают ей,

Стихи слагают и былины.

Реб:В стихах и песнях прославляют

Тебя –Россиюшка, моя!

Живи !ликуй !и будь прекрасна!

Красот неведомых земля!

Танец «матушка земля!»

ВЕДУЩИЙ : Мы сегодня с вами

Дружно пели и плясали.

Мы на ярмарке

Веселой побывали!

А все-таки кто же главный на ярмарке?

Осень: Наверное, на ярмарке главное – веселье.

Главное на ярмарке – детишкам угощение.

(Выходит ребенок, несет пирог)

Отдаёт пирог ведущему.

Осень: Мы сегодня в этом зале,

Веселились от души,

Продавали, покупали,

Все товары хороши.

Ведущая: Но праздник наш не кончается,

Праздник продолжается.

Всех теперь к себе зовем,

Дети: Угощаем пирогом!