Методические разработки.
Познавательно-исследовательская деятельность детей дошкольного возраста на тему:
«Разве соль не волшебница?»
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
poznavatelno.docx | 21.68 КБ |
Предварительный просмотр:
Познавательно-исследовательская деятельность детей дошкольного возраста на тему:
«Разве соль не волшебница?»
Интеграция образовательных областей: Познавательное развитие, социально-коммуникативное развитие, художественно-эстетическое развитие.
Задачи:
1) Способствовать накоплению у детей конкретных представлений о свойствах, форма и видах соли. Уточнить и закрепить знания детей о соли, её значении в природе, в жизни человека. Развивать мышление, любознательность, наблюдательность. («Познавательное развитие».)
2) Развивать познавательные способности детей: умение самостоятельно находить ответы на проблемные вопросы, решать проблемные ситуации. («Социально-коммуникативное развитие».)
3) Развивать интерес к экспериментальной деятельности, творчество, воспитывать аккуратность, самостоятельность. (Художественно-эстетическое развитие».)
Методы и приемы:
- практические: опыты с солью, выставка поделок из соли, солёного
теста, дидактические игры, физминутки.
- наглядные: презентации, иллюстрации, наблюдение;
- словесные: беседы, рассказы воспитателя, рассказ детей, загадки, объяснение, обсуждение, анализ работы.
Материалы и оборудование: литература, чашки, соль, палочки для размешивания, блюдца, акварельные краски, сырое яйцо, лупы, стаканы с водой, мешочки с разными веществами (соль, песок, синтепон, камешки), мяч.
Детская деятельность | Формы и методы организации совместной деятельности |
Двигательная | Утренняя гимнастика, подвижные игры, народные подвижные игры, игровые упражнения, двигательные паузы, спортивные пробежки, соревнования и праздники, эстафеты, физминутки, образовательная деятельность в спортзале на воздухе. |
Игровая | игровые ситуации, игры с правилами (дидактические, подвижные, народные), творческие игры (сюжетные, сюжетно-ролевые, театрализованные, конструктивные) игры |
Познавательно-исследовательская | Наблюдения, экскурсии, решение проблемных ситуаций, экспериментирование, коллекционирование, моделирование, познавательно-исследовательские проекты, |
Коммуникативная | Беседы, речевые ситуации, составление рассказов и сказок, творческие пересказы, составление и отгадывание загадок, словесные игры, настольно-печатные игры с правилами, сюжетные игры, ситуативные разговоры, речевые тренинги, вопросы |
Музыкальная | Слушание, исполнение, игра на детских музыкальных инструментах, ритмика и танцы, музыкальные импровизации, музыкально-дидактические игры, подвижные игры с музыкальным сопровождением, инсценировки, драматизации, образовательная деятельность в музыкальном зале |
Изобразительная | Аппликация, рисование, лепка, творческие проекты, деятельность в изостудии, мастерские по изготовлению предметов детского творчества |
Восприятие (художественной литературы и фольклора) | Рассказывание, чтение, обсуждение, разучивание, инсценирование произведений, игры-драматизации, театрализованные игры, различные виды театра (теневой, бибабо, пальчиковый, др.) |
Конструирование | Изготовление макетов, конструктивные игры, моделирование |
Элементарный бытовой труд (в помещении и на улице) - Самообслуживание | Поручения (индивидуальные и подгрупповые), дежурства, практико-ориентированные индивидуальные и коллективные проекты, совместный (коллективный) действия, дежурство, задания. |
№ | Деятельность воспитателя | Деятельность воспитанников | Ожидаемые результаты |
№ 1 | Воспитатель загадывает загадки про соль. «В воде родится, а воды боится» «И не красива, и не вкусна, а без неё не проживешь» | Дети отгадывают загадки.
| Проявляют интерес.
|
№ 2 | «Путешествие в прошлое» Воспитатель рассказывает интересные факты из истории происхождение соли.
| Дети слушают, обсуждают материал, беседуют с воспитателем.
| Расширять кругозор, знания детей о соли, познакомить с интересными, историческими событиями.
|
№ 3 | Просмотр презентации «Откуда к нам соль пришла» (о способах добычи соли).
| Дети смотрят, задают вопросы, делятся впечатлениями об увиденном.
| Дети узнают как добывают соль, закрепляются знания о соли как продукте, необходимым для жизни людей, животных. Стимулировать познавательную активность.
|
№ 4 | Физминутка «Солим капусту» Мы капусту рубим- рубим, (размашистые движения руками, как топором) Мы капусту мнём- мнём, (мнут капусту) Мы капусту солим-солим, («берут» щепотку соли и «солят») Мы капусту жмём-жмём, (сгибание и разгибание кистей рук)
| Дети повторяют за воспитателем.
| Снять напряжение, восстановить умственную работоспособность детей. Помочь расслабиться.
|
№ 5 | Ребята, я хочу вас пригласить в лабораторию «Любознайка». А что бы в неё попасть нужно вспомнить правила работы в лаборатории.
| Дети принимают предложение. Подходят к столам с готовым оборудованием. Дети вспоминают и проговаривают правила поведения в лаборатории. При работе с солью надо соблюдать правила безопасности: не трогать руками глаза; Если на коже есть ранки, стараться, чтобы соль не попадала в них.
| Дети заинтересованы в экспериментировании. У детей закреплены навыки самообслуживания. Безопасное проведение опытов. |
№ 6 | Д/и «Чудесные мешочки». Воспитатель предлагает детям из 4 мешочков с разными веществами (соль, песок, синтепон, камешки) на ощупь найти мешочек с солью. | Дети находят, выбирая из 4 предложенных мешочков, ощупывая руками, соль. Объясняют свой выбор. | Изучают особенности соли опытным путем. |
№ 7 | Воспитатель высыпает из мешочка соль и вместе и детьми исследуют ее. | Дети исследуют соль используя лупы, нажимают на нее ложечкой, нюхают, пробуют на вкус. Отмечают, что соль похожа на кристаллы, хрустит, не имеет характерного запаха, на вкус соленая. | Формировать у детей представления о свойствах соли, устанавливать причинно-следственные связи, делать выводы. |
№ 8 | Опыт № 1. «Плавающее яйцо». | Опустили сырое яйцо в баночку с пресной водой, оно сразу же опустилось на дно. В другой банке навели крепкий соленый раствор, опустили туда наше яйцо. Оно стало плавать по поверхности. В эту банку потихоньку начали подливать пресной воды. Яйцо стало опускаться в низ, оно не утонуло. Оно плавало в середине раствора, но при этом казалось большим и круглым. Вывод: в пресной воде яйцо тонет, а в соленой нет. | Доказать возможные решения, исходя их данных, провести опыты с солью; проанализировать полученные результаты, уточнения свойства соли. |
№ 9 | Опыт № 2. «Соль растворяется в воде». Для опыта нам понадобится 2 стакана с холодной и с теплой водой, с каждый стакан насыпаем небольшое количество соли, и наблюдаем что будет происходить. | Дети наблюдают и делают вывод. Вывод: в холодной воде соль растворяется медленнее, а в теплой быстрее. | Анализируют полученные результаты, уточняют взаимодействие соли с водой. |
№ 10 | Опыт № 3. «Соль – чистящее средство». Соль продолжала удивлять. Оказывается с помощью соли можно мыть посуду. Мы взяли грязный бокал, насыпали на губку немного соли и почистили бокал. Он стал чистым, даже блестел на свету. | Наблюдают за тем, как соль очищает посуду. | Сформировано представление о свойствах соли. |
№ 11 | Воспитатель знакомит детей с техникой рисования «акварель+ соль», предлагает нарисовать радугу. Как только вы закончите рисовать, сразу же хорошенько «посолите» весь лист. Вы увидите, какое чудо сотворит соль с вашим рисунком. | Дети рисуют радугу, в завершении- посыпают солью весь лист. | Знакомство детей с нетрадиционной техникой рисования. Развивать интерес к экспериментальной деятельности, творчеству; Воспитывать аккуратность, самостоятельность
|
№ 12 | Для закрепления материала воспитатель проводит игру «Что мы знаем о соли» | Дети передают друг другу мяч и делятся полученными знаниями о соли. | У детей сформировано умение обобщать полученный опыт |
Итоговое мероприятие: выставка «Поделки из солёного теста».