патриотическое воспитание в ДОУ

Щепетова Вера Сергеевна

Патриотическое воспитание подрастающего поколения-одна из самых актуальных задач нашего времени. 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл Консультация для воспитателей22.41 КБ

Предварительный просмотр:

Консультация

"Патриотическое воспитание в ДОУ"

Патриотическое воспитание подрастающего поколения – одна из самых актуальных задач нашего времени.

В содержании ФГОС отмечается острая необходимость активизации процесса воспитания патриотизма дошкольника. Дети в этом возрасте очень любознательны, отзывчивы, восприимчивы. Они легко откликаются на все инициативы, умеют искренне сочувствовать и сопереживать. Для воспитателя это время благодатной почвы. Ведь в этом возрасте возникают большие возможности для систематического и последовательного нравственного воспитания детей

«Патриотическое воспитание граждан Российской Федерации направлено на формирование и развитие личности, обладающей качествами гражданина, патриота и способной успешно выполнять гражданские обязанности в мирное и военное время.

Система патриотического воспитания предусматривает формирование и развитие социально - значимых ценностей, гражданственности, и патриотизма в процессе воспитания и обучения в образовательных учреждениях всех типов и видов».

Воспитание патриотических чувств у детей дошкольного возраста – одна из задач нравственного воспитания, включающая в себя воспитание любви к близким людям, к детскому саду, родному городу и родной стране.

Наиболее сложной является работа по воспитанию любви к родному краю и родной стране. Любовь к родному городу, поселку, гордость за свою страну имеют огромное значение для развития личности ребенка. Без любви к Родине и уважения ее истории и культуры невозможно воспитать гражданина и патриота свое Родины, сформировать у детей чувство собственного достоинства, положительные качества личности.

Дети должны понять, что они являются частью народа огромной и богатой страны, что они граждане России, маленькие россияне. Для этого лучше всего знакомить детей с малой родиной – местом, где они живут. Дети должны знать тот район, в котором они живут, видеть красоту тех улиц, по которым проходят каждый день. Затем нужно подводить к пониманию того, что город – часть большой страны, а дети – жители России, ее граждане. Гражданин – житель страны, который признает ее законы (правила поведения), потому что он любит свою страну.

Патриотизм – это любовь к Родине, преданность своему Отечеству, стремление служить его интересам и готовность, вплоть до самопожертвования, к его защите.

Патриотическое воспитание – систематическая и целенаправленная деятельность органов государственной власти и общественных организаций по формированию у граждан высокого патриотического сознания, чувства верности своему Отечеству, готовности к выполнению гражданского долга и конституционных обязанностей по защите интересов Родины.

Концепция патриотического воспитания граждан РФ.

Основные задачи патриотического воспитания дошкольников

- формирование любви к родному краю (причастности к родному дому, семье, детскому саду, города) ;

- формирование духовно-нравственных отношений;

- формирование любви к культурному наследию своего народа;

- воспитание любви уважения к своим национальным особенностям;

- чувство собственного достоинства как представителя своего народа;

- толерантное отношение к представителям других национальностей, к ровесникам, родителям, соседям, другим людям.

Система работы по патриотическому воспитанию детей

Ознакомление с предметами ближайшего окружения.

- Воспитание уважения к людям труда и предметам народного творчества, художественным промыслам;

- Воспитание уважения к людям труда и предметам, произведенным ими. Знакомить с людьми прославившими Россию;

- Воспитание чувства дружбы к людям других национальностей;

Ознакомление с явлениями общественной жизни.

- Воспитание чувства сопричастности с жизнью страны (патриотические даты и праздники) ;

- Бережливое отношение к тому, что сделано людьми;

- Воспитание любви к родному краю, к Родине (представление о стране, городах, столице, символике государства;

- Знакомство с достопримечательностями города, памятниками архитектуры, с названиями улиц, носящих имена известных людей;

- Знакомство с событиями, происходившими в стране, расширение представлений о стране, столице, символике государства;

Ознакомление с природой.

- Воспитание любви к природе родного края;

- Воспитание бережного отношения к родной природе;

- Воспитание чувства необходимости трудового соучастия в деле охраны родной природы.

Формы работы по патриотическому воспитанию

- создание развивающей среды по гражданско–патриотическому воспитанию;

- тематические занятия;

-беседы о Родине, о родном городе, о природе родного края, о хороших людях, чтение детских книг на патриотические темы, соответствующий подбор песен и стихов для разучивания, просмотр кинофильмов, телевизионных передач для детей, целенаправленные игры ;

- взаимодействие с родителями;

- взаимодействие с социумом (экскурсии по городу, району, в музей, выставочный зал) .

Модель патриотического воспитания в дошкольном возрасте.

Семья Детский сад Родной город Родная страна Наша Армия

Яркие впечатления о родной природе, об истории родного края, о Родине, полученные в детстве, нередко остаются в памяти человека на всю жизнь и

За последнее время вследствие продолжающихся кризисных явлений в социально-экономической, политической, культурной и прочих сферах общественной жизни произошёл резкий спад в деятельности воспитания подрастающего поколения. Большую тревогу вызывает одно из ключевых направлений этой деятельности, связанное с созданием условий для воспитания и развития личности гражданина и патриота России и способного отстаивать её интересы. В связи с этим проблема патриотического воспитания детей и молодёжи становится одной из актуальнейших. Вместе с тем она обретает новые характеристики и соответственно новые подходы к её решению как составная часть целостного процесса социальной адаптации, жизненного самоопределения и становления личности.

Патриотическое воспитание ребенка – это основа формирования будущего гражданина.

Надо помнить, что дошкольник воспринимает окружающую его действительность эмоционально, поэтому патриотические чувства к родному городу, родной стране у него проявляются в чувстве восхищения своим городом, своей страной. Именно эти чувства необходимо вызвать в процессе работы по ознакомлению детей с родным городом и родной страной.

Такие чувства не могут возникнуть после нескольких, даже удачных занятий. Это результат длительного, систематического и целенаправленного воздействия на ребенка. Знакомство дошкольника с родным городом и

родной страной - процесс длительный и сложный. Он не может проходить от случая к случаю.

 

Формирование любого нравственного качества процесс длительный и достаточно трудоемкий. Любое нравственное качество приобретает устойчивость при сформированном мировоззрении. В дошкольной педагогике целесообразно начать работу по формированию патриотизма через воспитание чувств любви ребенка к своей семье, к своему месту рождения – это и есть закладка основного базиса.

Как достичь положительного результата   направленные на совершенствование нравственно - патриотического воспитания в ДОУ,  предлагаю содержание и рациональность материала развивающей среды для организации работы по патриотическому воспитанию детей дошкольного возраста:

  •  создание средовых условий в ДОУ при ознакомлении детей

-оформление уголка города в групповой комнате: разнообразие экспонатов, макеты памятных и исторических мест, реальные предметы в экспозиции ( медали, письма, фотографии, воспоминания родственников)

  • методическое обеспечение :

     -наличие картотеки на имеющийся материал

     -целесообразность месторасположения материала

     - соответствие содержания возрасту детей

     - доступность свободного пользования

     - эстетичность в оформлении

  • наличие игр и пособий для организации с детьми

- дидактические игры

-настольно - печатные игры

-атрибуты к сюжетно – ролевым играм

-иллюстративный материал

- рукописные игры

     - соблюдение гигиенических требований при изготовлении пособий и игр

Рекомендации для воспитателей по организации ознакомления детей с историей военных событий и подвигом защитников Отечества:

- Работу по ознакомлению с героическим прошлым страны, историей военных событий и подвигом защитников Отечества целесообразно проводить с детьми старшего дошкольного возраста.

- Все специально организованные занятия с детьми проводятся и планируются в разделах: «Ознакомление с окружающим миром и развитие речи» и «Познавательное развитие».

- Необходимым условием проведения целенаправленной работы является наличие образовательного проекта или перспективного плана, которые включают в себя специально организованные занятия.

- Занятия проводятся на доступном для понимания детей материале, начиная с рассматривания семейных реликвий, наград, предметов военного быта, имеющихся в семьях.

-Привлечение к работе родителей их помощь возможна в организации встреч с ветеранами, изготовление плакатов, рисунков.

- Проведение мероприятий для родителей (семейные вечера, тематические выставки, выставки рисунков,  плакатов, консультации и рекомендации, анкетирование)