К урокам химии
Дидактический материал для уроков химии
Скачать:
Предварительный просмотр:
Контрольная работа «Соединения химических элементов» (8 класс)
Вариант 1.
1.Составьте химические формулы соединений: а) оксид кальция
б) соляная кислота в) ортофосфат кальция г) гидроксид бария
д) хлорид железа (III).
2. Назовите соединения: HNO3 , Al2O3 , Ca(OH)2 , MgSO4 , H3PO4
3. Напишите формулы оксидов, которые соответствуют гидроксидам: H2CO3 , Mg(OH)2 , Al(OH)3 , H2SO4 , KOH
4. Определите степень окисления азота в соединениях:
HNO2 , NH3 , NO2 , N2O5 , NO
5. Рассчитайте объем кислорода, полученного из 200 л воздуха (объемную долю кислорода в воздухе примите за 21 % ).
6. К 80 кг 20% раствора сахара добавили еще 15 кг сахара. Определите массовую долю сахара в полученном при этом растворе.
Контрольная работа «Соединения химических элементов» (8 класс)
Вариант 2.
1.Составьте химические формулы соединений: а) оксид натрия
б) серная кислота в) нитрат кальция г) гидроксид алюминия
д)ортофосфат железа (II).
2. Назовите соединения: HNO2 , Р2O5 , Вa(OH)2 , К2SO4 , H2SO4
3. Напишите формулы оксидов, которые соответствуют гидроксидам: H2SO3 , КOH, Fe(OH)3 , H3PO4 , Вa(OH)2
4. Определите степень окисления cеры в соединениях:
SO2, SO3 , H2S , CaS, H2SO4
5. Рассчитайте объем азота, полученного из 150 л воздуха (объемную долю азота в воздухе примите за 78 % ).
6. К 40 кг 30% раствора соли добавили еще 20 кг соли. Определите массовую долю соли в полученном при этом растворе.
Предварительный просмотр:
Массовая доля растворенного вещества
- В 200г воды растворили 40г глюкозы. Определите массовую долю глюкозы в полученном растворе.
- Из 700г раствора с массовой долей серной кислоты 60%, выпариванием удалили 200г воды. Чему равна массовая доля серной кислоты в оставшемся растворе?
- Из 10кг раствора с массовой долей хлорида натрия 20% при охлаждении выделилось 400г соли. Чему равна массовая доля хлорида натрия в охлажденном растворе?
- Смешали 300г раствора с массовой долей вещества 25% и 400г раствора с массовой долей 40%. Определите массовую долю вещества в новом растворе.
- Определите массовую долю (%) соли в растворе, полученном при растворении 50г соли в 200г воды.
- Смешали 300г раствора с массовой долей хлорида натрия 20% и 500г раствора с массовой долей – 40%. Вычислите массовую долю вещества в новом растворе.
- Какую массу нитрата натрия необходимо растворить в 200г воды для получения раствора с массовой долей 20%.
- 12,5г хлорида калия растворили в 375г этого же раствора с массовой долей 10%. Чему стала равна массовая доля хлорида калия в полученном растворе.
- Смешали 400г 10%-ного раствора и 100г 70%-ного раствора серной кислоты. Чему стала равна концентрация кислоты в полученном растворе?
- Чему стала равна массовая доля азотной кислоты в растворе, полученном после добавления 20г воды к 160г её 5% раствора?
- Какую массу гидроксида калия необходимо растворить в 150г воды для получения раствора с массовой долей 25%?
- К 240г 4%-ного раствора KCI добавили 10г KCI. Чему стала равна массовая доля соли в полученном растворе?
- Смешали 600г 20%-ного раствора и 200г 50%-ного растворов соляной кислоты. Определите концентрацию кислоты в полученном растворе.
Предварительный просмотр:
Определение массы(объема) продуктов реакции
по веществу в недостатке
- Определите, какая масса нитрата магния образуется при взаимодействии оксида магния массой 80г с раствором, содержащим 140г азотной кислоты.
- Смешали алюминий массой 9г с серой массой 12г. Смесь нагрели. Вычислите массу полученного сульфида алюминия.
- Вычислите массу осадка, полученного действием раствора, содержащего гидроксид натрия массой 20г, на раствор, содержащий сульфат меди (II) массой 32г.
- Вычислите объем водорода, выделившегося при взаимодействии цинка массой 13г с раствором, содержащим серную кислоту массой 30г.
- Смешали хлороводород массой 7,3г с аммиаком массой 4г. определите массу полученной соли.
- В раствор, содержащий нитрат серебра массой 34г, прилили раствор хлорида натрия, содержащего такую же массу NaCI. Определите массу образовавшегося осадка.
- К раствору, содержащему гидроксид кальция массой 1,48г, прилили раствор массой 150г с массовой долей карбоната натрия 5%. Определите массу образовавшегося гидроксида натрия.
- Вычислите массу и количество вещества соли, образующейся при действии гидроксид железа (III) массой 5,35г раствором, содержащим азотную кислоту массой 30г.
- При взаимодействии оксида азота (II) количеством вещества 3 моль с кислородом объемом 56л получен оксид азота (IV). Определите массу образовавшегося оксида азота (IV)/
- Смешали раствор массой 200г с массовой долей сульфата цинка 16,1% с раствором массой 100г с массовой долей сульфида натрия 7,8%. Определите массу образовавшегося осадка.
- При взаимодействии меди массой 6,4г с хлором, объемом 33,6л получили соль, которую растворили в воде массой 256, 5г. Вычислите массовую долю соли в полученном растворе
- При горении ацетилена (C2H2) объемом 6л, был взят кислород объемом 18л. Какой объем углекислого газа при этом образуется?
Предварительный просмотр:
Определение массы(объёма), продуктов реакции,
если сырьё содержит определённую долю примесей
- Вычислите объем оксида углерода (IV) и массу оксида кальция, которые можно получить при разложении 500кг карбоната кальция, содержащего 8% примесей.
- При обжиге сульфида цинка массой 2т, содержащего 3% негорючих примесей, образовались оксиды. Определите объем диоксида серы.
- При взаимодействии 5кг технического магния с соляной кислотой выделилось 336л водорода. Вычислите, сколько % примесей было в техническом магнии?
- Вычислите, какая масса оксида железа (III), содержащего 10% примесей, необходима для получения железа массой 400кг.
- При взаимодействии карбида кальция (CaC2) с водой, образуется ацетилен (C2H2) гидроксид кальция.
Составьте уравнение реакции и определите, какой объем ацетилена можно получить из карбида кальция массой 10кг, массовая доля примесей в котором 15%.
- Определите массу гидроксида натрия, которую можно получить при взаимодействии карбоната натрия с гидроксидом кальция. Известно, что гидроксид кальция получили из 500г известняка (CaCO3), содержащего 20% примесей.
- Определите массу сульфата аммония, который был получен при взаимодействии нашатырного спирта и серной кислоты. Нашатырный спирт был взят массой 380г и содержал 17% примесей.
- Вычислите массу фосфорной кислоты, затраченную на растворение цинка массой 200г с массовой долей примесей 35%.
- Технический карбид алюминия обработали избытком воды, при этом образовался гидроксид алюминия и ацетилен (C2H2) . Составьте уравнение данной реакции. Определите объем выделившегося ацетилена, если технический карбид массой 16г содержит 10% примесей.
- При взаимодействии аммиака и угольной кислоты образовался карбонат аммония. Определите массу полученной соли, если аммиака было взято 60л, с примесями 5%.
Предварительный просмотр:
Карточка 1.
- Строение и свойства атомов азота.
- Напишите уравнение реакций азота с магнием, кальцием, алюминием. Как называются эти реакции. Назовите продукты реакции и назовите их свойства.
- В 400 мл. воды растворили 40 г. оксида серы(VI) (н.у.) Вычислите массовую долю серной кислоты в полученном растворе.
Карточка 2
- Азот – простое вещество
- Напишите уравнения реакций с помощью которых можно осуществить следующие превращения
N2-----Li3N----NH3----NO----NO2-----HNO3
3) В 5 л. воды растворили 500 г. медного купороса. Вычислите массовую долю сульфата меди (II) в полученном растворе
Карточка 3
- Круговорот азота в природе
- Напишите уравнения реакций, характеризующий свойства разбавленной серной кислоты
- Вычислите объём сернистого газа (н.у.) который образуется при обжиге 485 кг. Цинковой обманки, содержащей в качестве примеси 20% оксида кремния (IV)
Карточка 4
- Открытие азота.
- Сравните процессы дыхания и фотосинтеза
- Круговорот азота в природе. Нитраты и их значение.
Предварительный просмотр:
Контрольная работа «Кислородсодержащие соединения» 1 вариант
- Функциональная группа спиртов:
а) карбонильная б) гидроксильная
в) карбоксильная г) нитрогруппа
2. Укажите соединение, содержащее карбоксильную группу:
а) ароматический спирт б) альдегид
в) простой эфир г) карбоновая кислота
3. Изомер бутанола-1: а) бутановая кислота. б) бутаналь.
в)диэтиловый эфир. г) 2-метилбутанол-1.
4. Изомером альдегида является:
а) спирт б) карбоновая кислота в) кетон д) простой эфир
5. Метанол и этиловый спирт - это: а) гомологи б) изомеры
в) одно и то же вещество д) вещества разных классов
6. Гидратацией какого алкина можно получить альдегид?
а) этина б) пропина
в) бутина-1 г) бутина-2
7. В результате реакции этерификации образуется:
а) спирт б) кислота
в) простой эфир г) сложный эфир
8. В результате реакции омыления жиров образуются:
а) карбоновые кислоты б) этанол
в) глицерин г) соли высших карбоновых кислот
9. С какими из перечисленных веществ в соответствующих условиях реагирует этиловый спирт:
- гидроксид натрия, 2) натрий, 3) фенолят натрия,
4) хлороводород, 5) оксид меди (II), 6) уксусная кислота
а) 2, 4, 5, 6 б) 1, 2, 5, 6 в) 2,3, 4, 5 г) 4, 5, 6
10. Качественной реакцией на альдегиды является действие реагента:
а) аммиачного раствора оксида серебра в) FeCl3
б) свежеосажденного Cu(OH)2 г) металлического натрия
Часть В. Установите соответствие. Формула: Класс соединений:
1. С3Н7СООН. А. Фенолы.
2. СН3-СН2-СН2-ОН. Б. Карбоновые кислоты.
3. С6Н5ОН В. Спирты.
4. СН3ОСН3 Г. Простые эфиры
Часть С1. Рассчитайте массу эфира, полученного при взаимодействии этанола массой 9,2 г с уксусной кислотой. Выход продукта реакции составляет 80% от теоретически возможного.
С 2. Составьте уравнения реакций. Назовите вещества
+Вr2 +КОН +СuО
С2Н6 ---→ Х -------→У ---------→Z
Контрольная работа «Кислородсодержащие соединения» 2 вариант
1. Функциональная группа альдегидов:
а) карбонильная б) гидроксильная
в) карбоксильная г) нитрогруппа
2. Изомером предельного одноатомного спирта является:
а) альдегид б) карбоновая кислота в) кетон д) простой эфир
3. Метаналь и формальдегид-это: а) гомологи б) изомеры
в) одно и то же вещество д) вещества разных классов
4. Реакцией этерификации называется взаимодействие кислоты:
а) со щелочью б) с галогенами
в) со спиртом г) с металлами
5. В основе процесса переработки жидких растительных масел в твёрдые жиры лежит реакция:
а) гидрирования б) гидратация
в) омыление г) гидролиз
6. С какими из перечисленных веществ в соответствующих условиях реагирует уксусная кислота:
1)медь, 2) оксид кальция, 3) оксид серы (VI), 4)метанол, 5) хлор, 6) этаналь, 7)карбонат кальция?
а) 2, 4, 5, 7 б) 1, 2, 5, 6 в) 2,3, 4, 5 г) 4, 5, 6
7. Определите молекулярную формулу предельного одноатомного
спирта: а) СН4О б) С5Н10О2 в) С3Н7ОС2Н5 г) С2Н4О
8. При окислении метанола образуется:
а)метан; б)уксусная кислота; в)метаналь; г)хлорбутан.
9. Качественной реакцией на многоатомные спирты является действие реагента: а) аммиачного раствора оксида серебра
б) свежеосажденного Cu(OH)2 в) FeCl3 г) металлического натрия
10. Какое из веществ оказывает на организм человека наркотическое действие? а) C2H5OH; б) CH3COOH; в)HCOH; г)C6H12O6.
Часть В. Установите соответствие. Формула: Класс соединений:
1. СН3СООСН3 А. Спирт
2. С2Н5СООН Б. Сложный эфир
3. НСОН В. Альдегид
4. С2Н5ОН Г. Карбоновая кислота
Часть С1. При окислении 92 г этилового спирта получили 82 г уксусного альдегида. Рассчитайте массовую долю выхода продукта реакции.
С 2. Составьте уравнения реакций. Назовите вещества
+ CuО + Ag2О(ам. р-р) + СН3ОН
СН3ОН -----→ Х --------------------→ У------------→ Z
Предварительный просмотр:
Тема урока: Дисперсные системы
Цель урока: сформировать у учащихся представления о составе, многообразии и значении дисперсных систем.
Задачи урока:
1. образовательные: сформировать понятие о дисперсных системах, дисперсной фазе и дисперсионной среде, классификации дисперсных систем в зависимости от агрегатного состояния дисперсионной среды и дисперсной фазы, грубодисперсных (эмульсии, суспензии и аэрозоли) и тонкодисперсных (гели и золи) системах; систематизировать и обобщить сведения о составе вещества и смесей раскрыть значение коллоидных систем в жизни природы и общества;
2. воспитательные: формирование представлений о единстве мира органических и неорганических веществ путем рассмотрения примеров дисперсных систем; формирование представлений о практическим значением дисперсных систем для деятельности человека;
3. развивающие: развитие самостоятельности, внимания, умения анализировать и систематизировать, самостоятельно делать выводы.
Тип урока: комбинированный урок
Оборудование: образцы препаратов бытовой химии (аэрозоли, водоэмульсионные краски), вода, растительное масло, коллоидные растворы белка, хлорид железа (III), насыщенный раствор хлорида натрия, желатин. Проектор, ПК, единая коллекция ЦОР http://school-collection.edu.ru ( тема: дисперсные системы и растворы)
Ход урока:
I. Организационный момент. (1 мин.)
II. Повторение пройденного материала: (12 мин.) Индивидуальная проверка (тест)
Оцениваются ответы.
III. Изучение нового материала (20 мин.).(беседа):
1. Тема урока «Дисперсные системы».
Цель урока познакомиться с понятием дисперсная система выяснить ее состав, многообразие и значении дисперсных систем.
2. Вы знаете из ранее изученного материала, что большинство веществ в природе являются смесями. Вспомните, как можно описать чистое вещество?
Абсолютно чистых веществ в природе не существует. Даже незначительное
количество примесей может существенно влиять на свойства веществ: их
температуру кипения, электро - и теплопроводность, реакционную
способность и т.д.
В современной химии получение чистых веществ является одной из важных задач.
В природе и практической жизни человека встречаются не отдельные вещества,
а их системы. Важнейшими из них являются дисперсные системы, т.е.
гетерогенные системы, состоящие из двух и более фаз с сильно развитой
поверхностью раздела между ними. Запишите это определение себе в тетрадь
По крайней мере, одна из фаз распределена в виде мелких частиц
и называется дисперсной фазой, а другая, сплошная фаза – дисперсионной
средой. И дисперсионную среду, и дисперсную фазу могут представить
вещества, находящиеся в разных агрегатных состояниях - твердом,
жидком и газообразном.
? Подумайте, а сколько всего типов таких сочетаний можно предложить. Рассмотрите возможные сочетания фазы и среды.
Для этого самостоятельно рассмотрите табл.4 на стр. 96 вашего
учебника и запишите себе в тетрадь примеры каждой дисперсной системы.
Схема на доске:
Дисперсные системы
грубодисперсные (взвеси) коллоидные растворы
Взвеси Золи
Эмульсии Гели
Суспензии
Аэрозоли
По величине частиц веществ, составляющих дисперсную фазу, дисперсные системы делят на грубодисперсные (взвеси) с размерами частиц более 100 нм и тонкодисперсные (коллоидные растворы или коллоидные системы) с размерами частиц от 100 до 1 нм. Если же вещество раздроблено до молекул или ионов размером менее 1 нм, образуется гомогенная система - раствор. Она однородна, гомогенна, поверхности раздела между частицами и средой нет (на доске схема данной классификации). Начнем рассмотрение дисперсных систем с грубодисперсных систем.
Взвеси - это дисперсные системы, в которых размер частиц фазы более 100 нм. Это непрозрачные системы, отдельные частицы которых можно заметить невооруженным взглядом. Такие системы разделяют на: (демонстрация)
Эмульсии (среда и фаза - нерастворимые друг в друге жидкости). Например, известные вам молоко, лимфа, водоэмульсионные краски. Чтобы приготовить эмульсию самостоятельно, можно просто добавить растительное масло в воду (демонстрация).
Суспензии (среда - жидкость, фаза - нерастворимое в ней твердое вещество).
Например, строительные растворы, взвешенный в воде морской и речной ил, живая смесь микроскопических живых организмов в морской воде – планктон (приготовим «известковое молоко» как пример суспензии) (демонстрация)
Аэрозоли - взвеси в газе (например в воздухе) мелких частиц твердых веществ и жидкостей. Например, пыли, туманы, дымы. Аэрозоли играют важную роль в природе, быту и производственной деятельности человека. А в чем же выражается это значение? Для ответа на этот вопрос самостоятельно прочитайте текст учебника стр.100.
(демонстрация)
Следующим видом дисперсной системы являются коллоидные растворы, которые представляют собой системы, в которых размер частиц фазы от 100 до 1 нм. Эти частицы не видны невооруженным глазом. Коллоидные растворы подразделяют на золи и гели (студни).
Золи - это большинство жидкостей живой клетки (цитоплазма, ядерный сок, содержимое вакуолей и органоидов) и живого организма в целом (кровь, лимфа, тканевая жидкость, пищеварительные соки, гуморальные жидкости и т.д. Сейчас мы с вами приготовим золь.( гидролиз хлорида железа ). (демонстрация)
А теперь самостоятельно ответьте на вопрос: «Что такое явление коагуляции и при каких условиях оно возникает? (демонстрация коагуляции белка при нагревании -необратимый процесс и под действием NaCL c последующим разбавлением водой -обратимая коагуляция).
Вторая подгруппа коллоидных систем - это гель. Гели представляют собой студенистые осадки, образующиеся при коагуляции золей. К ним относиться большое количество полимерных гелей, столь хорошо известные вам кондитерские, косметические и медицинские гели (желатин, холодец,
желе, мармелад) и конечно же большинство природных гелей: минералы (опал), тела медуз, хрящи, сухожилия и т.д. История развития жизни на Земле можно одновременно читать историей эволюции коллоидного состояния вещества. Со временем структура гелей нарушается - из них выделяется вода. Это явление называют синерезисом.
Мы закончили рассмотрение дисперсных систем.
4. Закрепление и обобщение изученного материала 10 мин. (работа в рабочих тетрадях на печатной основе)
5. Задание на дом (2 мин). Подведение итогов.
Предварительный просмотр:
Вариант 1. 2. Какие способы получения металлов вы знаете? В чем состоит сущность всех способов? 3. |
Вариант 2. 2. Составьте уравнения окислительно-восстановительных реакций получения: а) меди из оксида меди(II) с помощью углерода и оксида уг-лерода(II); б) кадмия из оксида кадмия(II) и марганца из оксида мар-ганца(IV) с помощью водорода; в) хрома из оксида хрома(III) с помощью алюминия. 3. |
Вариант 3. 2. 3. Медную пластинку массой 100 г поместили в раствор нитрата ртути Hg2(NO3)2 с массовой долей 20% и массой 131,5 г. Определите массу пластинки после окончания реакции. |
Вариант 4. 1. Какой металл в следующем ряду является наиболее активным: Fe, Zn, Mn, К, Au? Поясните ответ. 2. 3. При обработке 8 г смеси магния и оксида магния соляной кислотой выделилось 5,6 л водорода (н. у.). Какова массовая доля (в % ) магния в исходной смеси? |
Вариант 5 2. 3. При взаимодействии 8 г смеси железа и магния с соляной кислотой выделилось 4,48 л водорода (н. у.). Сколько граммов железа и магния содержится в смеси? |
Вариант 6. 2. 3. Определите массовую долю (в процентах) углерода в стали (сплав железа с углеродом), если при сжигании ее навески массой 10 г в токе кислорода было собрано 0,28 л оксида углерода(IV) (н. у.). |
Решение:
Задача 1.
Медную пластинку массой 100 г поместили в раствор нитрата ртути Hg2(NO3)2 с массовой долей 20% и массой 131,5 г. Определите массу пластинки после окончания реакции.
Решение.
Задача 2. При обработке 8 г смеси магния и оксида магния соляной кислотой выделилось 5,6 л водорода (н. у.). Какова массовая доля (в % ) магния в исходной смеси?
Задача 3. При взаимодействии 8 г смеси железа и магния с соляной кислотой выделилось 4,48 л водорода (н. у.). Сколько граммов железа и магния содержится в смеси?
Определите массовую долю (в процентах) углерода в стали (сплав железа с углеродом), если при сжигании ее навески массой 10 г в токе кислорода было собрано 0,28 л оксида углерода(IV) (н. у.).
Предварительный просмотр:
8 класс.
Вычисления по химическим веществам, уравнениям, типы химических реакций.
Вариант 1
1). Определите относительную молекулярную, молярную массы следующих веществ: H2SO4 ; Al2(SO4)3; 3H2O; 5O2; 10 HNO3
2). Закончите следующие уравнения и укажите тип реакции:
а) Mg + H2SO4= д) Fe + CuCl2= б) Ca+SO2= е) H2O + P 2O5=H3PO4
в) CuO + HCl= ж) KClO3 = KCl+O2 г) Fe(OH)3 = Fe2O3 + H2O
Вычисления по химическим веществам, уравнениям, типы химических реакций.
Вариант 2
- Определите массовую долю каждого из элементов, входящих в состав сульфата магния MgSO4
- Закончите уравнения реакций по предложенным схемам, расставьте коэффициенты и распределите их по типам реакций:
а) Mn + O2 =Mn2O3 д) BaCO3=BaO + CO2 б) N2+H2=NH3 е) H2S+O2=S+ H2O в) CuO+ H2SO4=CuSO4+ H2O ж) HNO3= H2O +NO2+O2
г) Al+HCl=AlCl3+H2 з) NaOH+Cu(NO3)2=Cu(OH)2+NaNO3
Вычисления по химическим веществам, уравнениям, типы химических реакций.
Вариант 1
1). Определите относительную молекулярную, молярную массы следующих веществ: H2SO4 ; Al2(SO4)3; 3H2O; 5O2; 10 HNO3
2). Закончите следующие уравнения и укажите тип реакции:
а) Mg + H2SO4= д) Fe + CuCl2= б) Ca+SO2= е) H2O + P 2O5=H3PO4
в) CuO + HCl= ж) KClO3 = KCl+O2 г) Fe(OH)3 = Fe2O3 + H2O