МОИ УРОКИ
На этой странице размещаются конспекты уроков по русскому языку и литературе.
Скачать:
Предварительный просмотр:
Урок русского языка в 9 классе с использованием веб-квест
технологии.
Авторы УМК: С.Г. Бархударов, С.Е. Крючков, Л.Ю. Максимов, Л.А. Чешко.
Тема: «Сложноподчинённые предложения с придаточными предложениями следствия».
Целеполагание:
для учителя: создание условий для познавательной и творческой активности обучающихся, эффективного накопления и обогащения каждым своего личностного опыта;
для учащихся: добывание знаний в ходе самостоятельной исследовательской деятельности (индивидуальной и групповой).
Цели урока:
образовательная: выявление особенностей сложноподчинённых предложений с придаточными следствия, различение придаточных следствия и придаточных степени; формирование умения самостоятельно отбирать материал по предложенной теме, составлять рассказ в соответствии с типом речи, стилем речи;
развивающая: формирование и развитие навыков исследовательской деятельности, связного рассказа на лингвистическую тему;
воспитывающая: воспитание толерантного и уважительного отношения к мнению одноклассников; формирование духовно-нравственного мировоззрения, воспитание самоорганизованности, инициативности.
Планируемый результат.
Предметные умения:
освоение систематических знаний, самостоятельное пополнение знаний по теме с помощью Интернет-ресурсов.
Метапредметные:
умение планировать, контролировать и оценивать свои действия в соответствии с поставленной задачей и условиями ее реализации.
Личностные:
формирование умения проявлять самостоятельность в разных видах деятельности, в умении оценивать свои действия.
Тип: урок открытия новых знаний.
Вид урока: урок-исследование
Форма: работа в группах, индивидуальная самостоятельная работа
Оборудование: мультимедийная установка, ПК, Интернет-ресурсы, эталон-карточки для проверки самостоятельной работы.
Проект урока.
- Организационный момент.
1. Приветствие.
Покажите, какое у вас сейчас настроение?
Улыбнитесь соседу по парте, другому соседу.
Поприветствуйте друг друга
- как хорошие знакомые;
- как счастливые люди!
- Мотивация к учебной деятельности.
1. Оцените свои знания по теме «Сложноподчинённые предложения с придаточными следствия» на данный момент: Устно.
Презентация.
СЛАЙД 1.
1.Я уверен, что знаю данную тему и смогу выполнить задания по ней.
2.Мне кажется, что я знаю эту тему и смогу выполнить задания по ней.
3.Мне кажется, что я не знаю эту тему и не смогу выполнить задания по ней.
4.Я не знаю эту тему и не смогу выполнить задания по ней.
III. Актуализация знаний и фиксация затруднения в пробном учебном действии.
1. Игра «Блеф-клуб». Устно.
Обучающимся дается установка:
Вашему вниманию предлагаются утверждения, которые могут быть правильными или ошибочными. Если вы согласны со сказанным, ставьте в тетради цифру 1, если нет – 0. Затем проверьте свои ответы и разберитесь в ошибках.
Итак, дайте свой ответ на мои утверждения:
- Сложноподчинённые предложения – это сложные предложения, части которых неравноправны: одна зависит от другой. (Да).
- Независимая часть СПП – главная. Она называется главным предложением.
Зависимая часть СПП – подчинённая. Она называется придаточным предложением. (Да).
- Подчинительная синтаксическая связь в СПП не может быть выражена союзными словами. (Нет).
- Союзы не являются членами предложения. Они служат только для выражения характера синтаксической связи и значения предложения в целом. К союзам нельзя поставить вопрос. (Да).
- Союзные слова не только служат средством связи, но и являются членами предложения. К ним можно ставить вопросы. (Да).
- Подчинительные союзы могут быть заменены на слово из главной части, а союзные слова не могут. (Нет).
7. Если придаточное предложение находится внутри главного, то оно выделяется знаками препинания с двух сторон. (Да).
2. Проверка по ЭТАЛОНУ, данному на СЛАЙДЕ 5.
(Время на этапы 1 – 3 – 5 минут)
III. Выделение проблемы урока и формулирование исследовательского задания для обучающихся.
- Совместное определение общей цели проекта: выявить особенности сложноподчинённых предложений с придаточными следствия. СЛАЙД 7.
- Формирование групп (2 группы с учётом пожеланий обучающихся).
3. Организация исследовательской деятельности с использованием Интернет-ресурсов. (Подготовленные учителем Интернет-ресурсы выложены на рабочем столе).
- Эвристическое задание группам: изучить материалы рекомендуемых сайтов и заполнить паспорт сложноподчинённых предложений с придаточными следствия. СЛАЙД 8.
Рекомендуемые сайты:
1 группа: gramota.ru›Литневская›Синтаксис
2группа: TextoLogia.ru›russkiy/sintaksis/slozhnoe-…
portal-slovo.ru›philology/37393.php…
- Коллективное заполнение паспорта и создание слайдов презентации. (1 группа создаёт слайды 1 - 3, 2 группа – слайды 4 – 6). 7 слайд создаёт учитель. (Особенности оформления слайдов обговаривались заранее, подготовлены шаблоны, чтобы готовый проект выглядел как единое целое).
Паспорт
сложноподчинённого предложения с придаточными следствия
№п.п. | Признаки | Примеры | |
1. | Значение придаточного следствия | ||
2. | Отвечает на вопрос | ||
3. | Что поясняет в главном предложении | ||
4. | Место придаточного следствия в предложении | ||
5. | Средства связи главной и придаточной частей в СПП | ||
6. | Предложения не относятся к придаточным следствия, если... | 1) 2) | |
7. | Заполняются вместе с учителем. | ||
8. | Заполняются вместе с учителем. |
- Публичное представление обучающимися персонифицированных материалов.
- Группы представляют самостоятельно изученный материал, доказывают примерами.
2. Группы представляют подготовленные слайды презентации и совместно с учителем составляют единый проект по теме урока: «Особенности сложноподчинённых предложений с придаточными следствия». При этом делегированный группой ученик раскрывает содержание представленных слайдов.
Учитель представляет свои слайды. Группы сравнивают свой результат выполнения задания с результатами учителя.
- Группы оценивают работу друг друга.
- Какие этапы работы показались сложными? Что удалось лучше всего?
V. Первичное закрепление с проговариванием во внешней речи.
1. Работа с учебником. Письменное выполнение упражнения № . Творческое задание: замените придаточные предложения со значением степени придаточными со значением следствия. Начертите схемы. Объясните, какие критерии учитывались вами при выполнении задания.
2. Самостоятельная работа с самопроверкой по эталону (Эталон для самопроверки каждому ученику на карточках). Задание с использованием краеведческого материала: запишите данные предложения, начертите их схемы. Определите вид придаточного предложения: степени или следствия? Докажите. СЛАЙД 9.
1) Омываемый с трёх сторон седым Иртышом, Ханты - Мансийск расположился на гряде из семи холмов, так что у города есть своя характерная черта.
2) В начале нового века в Ханты – Мансийске открылся Югорский государственный университет, так что выпускникам школ не нужно уезжать из родных мест далеко.
3) Словно неогранённый алмаз в оправе серебристого Иртыша, долго ждал он умелого мастера, так что вскоре заблестел всеми своими гранями.
VI. Включение в систему знаний и повторение (домашнее задание). СЛАЙД 10.
1. Записать по одному предложению о Ханты-Мансийском округе в пункты 7, 8 паспорта.
2. Подготовиться к уроку повторения в форме веб-квеста, используя сайты gramota.ru›Литневская›Синтаксис
TextoLogia.ru›russkiy/sintaksis/slozhnoe-…повторить виды придаточных предложений.
VII. Рефлексия учебной деятельности на уроке.
- Что нового вы открыли для себя в сложноподчиненных предложениях, изучая предложения с придаточными следствия?
- Какие мысли, чувства и ощущения возникали у вас во время выполнения заданий?
- Каковы ваши главные результаты сегодня? Благодаря чему удалось их достичь?
- Какие трудности встретились во время выполнения задания, как вы их преодолевали (пытались преодолевать)?
- Скажите каждый себе, как вы потрудились:
Я – молодец! Я думал, старался! Я делал открытия!
- Какого цвета ваше настроение?
Спасибо всем за интересную работу.
Предварительный просмотр:
Подписи к слайдам:
1. Придаточное следствия относится ко всей главной части, имеет значение следствия, вывода
2. Присоединяется к главной части союзом так что и всегда находится после главной части
3. Придаточное следствия отвечает на вопрос что произошло вследствие этого? Он сразу уснул, так что на свой вопрос я услышал только его ровное дыхание.
4. Не относятся к СПП с придаточным следствия предложения, в главной части который есть наречие так , а в придаточной — союз что : За лето он вырос так, что стал выше всех в классе . (Это СПП с придаточным меры и степени) .
5. Не относятся к рассматриваемой группе и предложения, части которых соединены сочинительной или бессоюзной связью и во второй части которых представлены наречия потому и поэтому : Была хорошая погода, и потому мы отправились на озеро. (ССП) Пошел дождь, поэтому нам пришлось уйти. (БСП)
1)Придаточное степени отвечает на вопрос как так? в какой степени? 2)Запятая ставится после указательного слова, находящегося в главном предложении; 3)Логическое ударение ставится на указательное слово так, за которым следует значительная пауза 4)Прикрепляется к главному союзом что Отличие придаточных предложений следствия от придаточных степени Придаточное следствия: 1)нельзя поставить вопрос; 2) присоединяется только одним союзом так что; союз равнозначен слову следовательно; 3) содержит вывод, следствие, поэтому стоит только после главного предложения; Прикрепляется к главному предложению союзом так что
Предварительный просмотр:
Конспект урока литературы в 9 классе
Тема: Сопоставительный анализ стихотворения А.С.Пушкина «Монастырь на Казбеке» и М.Ю.Лермонтова «Крест на скале».
Цели:
- формировать навыки сопоставительного анализа лирических произведений;
- развивать умение находить изобразительные средства языка и объяснить их роль в тексте;
- прививать интерес к жизни и творчеству поэтов;
- способствовать эффективному накоплению собственного личного опыта.
Оборудование урока: портреты А.С.Пушкина и М.Ю.Лермонтова, иллюстрации, тексты стихотворений.
Ход урока.
I. Информационная часть.
1. Сообщение темы и целей урока.
2. Словарная работа (слова написаны на доске). Лексические значения каких слов, написанных на доске, вам известны?
Ковчег – в библейской мифологии: судно, на котором праведный человек Ной спас людей и животных от всемирного потопа. (С.И.Ожегов).
Келья – отдельная комната монаха, монахини в монастыре; уединённое и скромное жилище, комната.
Бытие – жизнь, существование.
Вожделенный – желанный, страстно ожидаемый.
Теснина – узкий проход, обычно между двумя возвышенностями, ущелье.
Ущелье – расселина в горах.
Брег - берег (неполногласие).
II. Рефлексивная часть. ( Метод поиска).
1. Задание исследовательского характера
- Выявите, какие образы использованы в стихотворениях? Что они символизируют? (Познавательные действия учащихся).
Возможные ответы:
«Монастырь на Казбеке» | «Крест на скале» |
Казбек | скала |
Небо-монастырь-Бог | небо-крест-Бог |
Ущелье | теснина |
2. Задание репродуктивного характера.
- Как эти образы помогают передать чувства и переживания лирического героя? (Анализ предлагаемых вариантов, их обсуждение, выявление наиболее личностно – значимых.)
3. Задание исследовательского характера.
- Какие изобразительные средства помогают передать чувства и переживания лирического героя?
Возможные ответы:
«Монастырь на Казбеке» | «Крест на скале» |
Метафора «царственный» | Антитеза с союзом НО |
Эпитет «вечными» | |
Антитеза: «вершины – ущелье» | «скала – теснина» |
Символ «монастырь» | «крест» |
Риторическое обращение: «Далёкий вожделенный брег!» | |
Лексическая анафора: | градация |
«Туда б, сказав прости ущелью» «Туда б, в заоблачную келью» | |
Употребление местоимения «мне» | употребление местоимения «я»(4раза) |
Неполногласие: «брег» | старославянизм: «подъята» |
4. Как в стихотворениях показано художественное пространство?
Возможные ответы:
«Монастырь на Казбеке» | «Крест на скале» |
Ущелье – заоблачная келья | теснина – скала |
5. Как в стихотворениях показано художественное время?
Возможные ответы:
«Монастырь на Казбеке» | «Крест на скале» |
Сияет вечными лучами» | «Гниёт он и гнётся от бурь и дождей» |
6. Задание частично – поискового характера.
Определите размер, способы рифмовки.
7. Стихотворения проанализированы.
Что в них общего? (Оба стихотворения относятся к кавказскому циклу, в основе композиции – религиозные символы, наводящие на метафизические размышления о жизни и судьбе, мотив спасения с помощью Бога, построены на антитезе, характерен космический масштаб, лирический герой не удовлетворён своей судьбой.)
III. Информационная часть. Рассказ учителя о судьбе А.С.Пушкина и М.Ю Лермонтова.
А.С.Пушкин и М.Ю.Лермонтов – два самых значительных поэта первой половины 19 века. Знаменательна общность их трагической судьбы. Важную роль для обоих поэтов играет наследие романтизма, и в первую очередь традиция Байрона. У Пушкина это в основном связано с периодом южной ссылки 1820 – 1824 годов. У Лермонтова эти влияния сохраняются на протяжении всего творчества. Большую роль в их судьбе сыграл Кавказ. Лермонтов любил его с детства едва ли не больше своей среднерусской родины. Во время первой ссылки на Кавказ Лермонтов, по его словам, «находился в беспрерывном странствовании, то на перекладной, то верхом…, изъездил Линию всю вдоль от Кизляра до Тамани, переехал горы…, ночевал в чистом поле…». Разнообразные впечатления имели большое значение для творческого роста поэта. Во время второй ссылки Лермонтов участвовал в кровопролитных боях.
А.С.Пушкин в годы ссылки также много путешествовал. Путешествие увлекло поэта. Сначала он увидел степь, затем море, потом Кавказские горы. Всё было ново и необычно. Однажды он увидел высоко в горах монастырь, который показался поэту плавающим в облаках.
Много общего в судьбе поэтов. В то же время можно видеть и глубокие различия между поэтическим миром Пушкина и Лермонтова. Пушкин обращается к самому широкому кругу тем, мотивов, образов, а для Лермонтова характерна сосредоточенность на достаточно узком круге тем.
Несходство Пушкина и Лермонтова обусловлено как субъективными факторами, так и объективными. Одинокое детство в деревне, ранняя разлука с отцом, особая роль бабушки в воспитании, затем юнкерство с его специфической атмосферой – всё это формирует у Лермонтова такой тип личности, который запомнился современникам: человек с тяжёлым характером, внутренне одинокий, несмотря на укоренённость в светской жизни. Через всё творчество поэта проходит религиозный мотив. Поэту было 17 лет, когда он написал стихотворение «Ангел», тема которого тоска, «томленье души» по тому миру, откуда она пришла.
По-другому выглядит раннебиографический опыт Пушкина. Одно из важнейших впечатлений отрочества – из Царскосельского Лицея – поэт выносит ощущение причастности к союзу избранных сердец, «священной истины друзей», служителей высокого искусства.
Важно и несходство социокультурной атмосферы 1810 – 20-х и 30-х годов. Начало века – это надежда на перемены, социальный оптимизм, различные кружки, литературные и общественные собрания. Своеобразным знаком той эпохи может служить такое характерное явление, как дружеская переписка, сочетающая в себе интимно – лирический момент с общественно-публицистическим; в поэзии теми же чертами отмечен жанр дружеского послания, исключительно важный для Пушкина. 1830-е годы – эпоха затишья, спада общественной активности, атмосфера разочарования, социальной депрессии. Литературным знаком этого времени становится дневник философского характера, а в лирике – философский отрывок, философская элегия. Поэту свойственна тема одиночества, напряжённый интерес к философии, углублённый самоанализ.
В самых общих чертах можно сказать, что Пушкину больше свойственны оптимизм и разнообразие мотивов, а Лермонтова отличают пессимизм, дисгармония, ощущение неудовлетворённости собственной судьбой и современной эпохой, трагическое мироощущение, чувство тревоги, тоски, безысходности. Несмотря на несходство Пушкина и Лермонтова (разные эпохи, разные черты характера, разное воспитание…), сопоставительный анализ показал, что в творчестве Пушкина последних лет и в творчестве Лермонтова есть общее.
Пушкин старше Лермонтова на 15 лет, примерно такой же разрыв между периодами наивысшего расцвета их творчества. Стихотворение Пушкина «Монастырь на Казбеке» написано в 1829 году, стихотворение Лермонтова впервые было напечатано в собрании сочинений под редакцией Висковатова в 1889 году, время написания неизвестно.
- Подумайте, перекликаются ли чувства лирических героев с биографией поэтов?
IV. Итоговая часть. Обсуждение урока.
V. Домашнее задание. Письменный ответ на вопрос: «Что нового открыл я для себя на данном уроке?»
Предварительный просмотр:
Урок 3.
Тема урока: Ода Горация «К Мельпомене» в переводах М.В. Ломоносова и Г.Р. Державина.
Цель: образовательная: учить сопоставительному анализу стихотворений поэтов;
развивающая: развивать умение выявлять сходство и различие по содержанию и форме;
воспитательная: формировать интерес к творчеству поэтов разных эпох.
Ход урока
Учитель: Гораций Флакк Квинт (65-8 гг до н.э.) – великий римский поэт. В его оде главная мысль, что поэт получает бессмертие благодаря художественному совершенству своих стихов. На основе текста оды Горация в 1747 году ученый, реформатор русского языка и литературы, поэт М.В. Ломоносов, а затем в 1795 году поэт, переводчик и драматург Г.Р. Державин создают свои оригинальные произведения.
(Мельпомена – в греческой мифологии муза трагедии)
Комментарий к стихотворению М.В. Ломоносова «Я знак бессмертия себе воздвигнул…»
Аквилон – северный и северо-восточный ветер у древних греков.
Авфид – река в южной Италии.
Давнус – легендарный царь Апулии, римской провинции, в которой родился Гораций.
Алцейская лира – символ древнегреческой поэзии. Алцей – великий лирик (7 в. до н.э.).
Дельфийский – относящийся к городу Дельфы, в котором находился главный храм древнегреческого бога Аполлона, покровителя поэзии.
Стихи эольски – образцовые стихи.
Комментарий к стихотворению Г.Р. Державина «Я памятник себе воздвиг чудесный, вечный…» («Памятник»).
Рифей – Уральские горы.
Фелица – обращение к просвещенному монарху Екатерине II.
Работа по сопоставлению стихотворений.
Задание 1. Прочитайте стихотворения и определите их основную тему (Тема назначения поэта и поэзии).
- Как вы думаете, чем обусловлен выбор темы? (Особенностями возникновения и развития русской литературы, для которой характерно было особое отношение к слову).
- Ребята, как вы думаете, нашли ли отражение мысли Горация в этих произведениях? Докажем текстом.
1. Что ставит себе в заслугу М.В. Ломоносов? Г.Р. Державин?
(М.В. Ломоносов: Отечество мое молчать не будет
Что мне беззнатный род препятством не был.
М.В. Ломоносов сам творец своей судьбы, внес «в Италию стихи эольски».
Г.Р. Державин: Первый я дерзнул в забавном русском слоге
О добродетелях Фелицы возгласить.
Поэт соединил похвальную оду с язвительной сатирой, бичующей нравы придворных, тем самым нарушив законы классицизма – в этом новаторство поэта. В заслугу ставит «сердечную простоту», искренность, душевность своих стихов, гражданское мужество («истину царям с улыбкой говорить»).
- Прочитаем и сопоставим первую строфу стихотворений. О чем она? Чему уподобляет свое творчество каждый из поэтов?
(Ломоносов: Я знак бессмертия себе воздвигнул
Превыше пирамид и крепче меди…
Творчество уподобляет знако бессмертия. Сила поэзии могущественнее законов природы и движения времени.
Г.Р. Державин: Я памятник себе воздвиг чудесный, вечный,
Металлов тверже он и выше пирамид.
Творчество уподобляет памятнику, силу поэзии сравнивает с могущественными законами природы и движения времени).
- Найдем в текстах стихотворений слова, показывающие, с чем связывают свое бессмертие Ломоносов и Державин.
- Что дает поэту право на бессмертие? (Ломоносов связывает свое бессмертие с Римом, здесь использована перифраза «великий Рим» - Гораций, «великий Рим» - господствующее государство. Идеалом поэта была просвещенная монархия, идеология которой сложилась в Западной Европе.
Державин связывает свое бессмертие с родом славян:
И слава возрастет моя, не увядая,
Доколь славянов род вселенна будет чтить.
Державин высказывает уверенность, что его имя будет жить в сердцах и памяти народа:
Всяк будет помнить то в народах неисчетных…
- Прочитаем 4 строфу стихотворений. В чем видят задачу поэзии поэты? Назначение поэта? (Ломоносов пишет о заслугах перед читателем. Державин видит в том, чтобы «истину царям с улыбкой говорить». Поэт – служитель и поборник истины.
- В чем, по мысли поэтов, достоинство и сила поэзии? (По мнению Державина в том, чтобы проповедовать истину и справедливость:
В сердечной простоте беседовать о Боге
И истину царям с улыбкой говорить.
Задание 2. Обратим внимание на язык стихотворений. Какое из них труднее читать? Как по-вашему, с чем это связано? (У Ломоносова использована высокая лексика, много малопонятных слов. Державин нарушает правила классицизма и смешивает «высокое» и «низкое». Ломоносов писал высоким «штилем». С какой целью употреблена высокая лексика в стихотворении Державина?)
- Какие слова придают стихотворениям торжественность? Найдем их в тексте.
Задание 3. Найдем в стихотворениях изобразительно-выразительные средства языка. (Слова с неполногласием, усеченной формой прилагательных; эпитеты, сплетение гиперболы и сравнения, риторические обращения, перифразы).
- Подумаем какова роль этих художественных средств в раскрытии идейного содержания стихотворений?
Задание 4. Определим размер стихотворений. (У Ломоносова: четырехстопный ямб. По его мнению ямб усиливает возвышенность содержания, способствует выражению мысли. У Державина: шестистопный ямб. Он придает величавость, торжественность ритму стихотворений, соответствует важности темы.)
Задание 5. Скажите, нашли ли отражение мысли Горация в стихотворениях М.В. Ломоносова и Г.Р. Державина?
1. Чем отличается стихотворение Державина от стихотворения Ломоносова? (Державин нарушает правила классицизма: смешивает «высокое» и «низкое», сочетает классическую торжественность и будничность, приближает поэзию к жизни, поэтический язык обновляется).
Учитель: Тексты стихотворений проанализированы. Как вы думаете, что можно сказать о мировоззрении поэтов разных эпох? (Идеалом Ломоносова была просвещенная монархия. Державин убежден, что России нужен просвещенный абсолютизм. В поэзии он шел другими путями, чем Ломоносов.)
Таким образом, начиная с 18 века тема поэта и поэзии, образ музы становятся традиционными темами лирики и получают развитие в 19 веке. В 1802 году к данной теме обращается А.Х. Востоков, известный поэт и лингвист, в 1836 году – А.С. Пушкин… Развивается тема и в 20 веке.
Домашнее задание: Используя приобретенный на уроке опыт, ответьте, что общего в стихотворении А.Х. Востокова с проанализированными произведениями?
Предварительный просмотр:
Личностно – ориентированный урок с применением новых информационных технологий.
Тема: Анализ стихотворения Г. Р. Державина «Осень во время осады Очакова».
Цели: образовательная: выявить особенности державинской лирики путём совместного поиска; проанализировать стихотворение, опираясь на субъектный опыт восьмиклассников;
развивающая: содействовать обучающимся в овладении навыками анализа стихотворения, развивать умение вести диалог и полилог; анализируя стихотворение, умение определять особенности творчества поэта;
воспитательная: формировать у учеников потребность к приобретению знаний, толерантность в учебных взаимодействиях.
Тип урока: обучающий.
Оборудование: Компьютер, мультимедиапроектор, презентация PowerPoint? Дидактический материал..
Проект урока.
I. Организационный момент (рефлексия).
1. Создание положительного эмоционального настроя на учебную деятельность.
2. Сообщение темы, цели урока, организации учебной деятельности в ходе урока.
II. Информационная часть.
1. Слово учителя: С Г. Р. Державина началась новая русская лирика. Поэт создал единую русскую поэзию, соединил «высокое» и «низкое», сломав искусственные перегородки, и живой русский язык хлынул в поэзию, оказалось, что можно писать обо всём, главное – от души. Его поэзия идёт от сердца. Чувства, переживания, настроения – вот содержание стихов Державина.
В информационной части с целью дополнительной активизации используется презентация. Слайд 1. Портрет Г. Р. Державина. Под портретом надпись: «Державин – поэт Екатерининской эпохи».
Слайд 2. Портрет императрицы Екатерины II.
2. Актуализация знаний учащихся. Реализация домашнего задания.
- Сообщение первого ученика: В 1787 году Турция начала войну против России, которая длилась до 1791 года. Очаков – турецкая крепость. Осада крепости русскими войсками длилась полтора года. Крепость была взята русскими войсками в лютый мороз в ходе кровопролитного штурма.
Слайд 3. Штурм Очакова.
- Сообщение второго ученика. Стихотворение написано в связи с осадой Очакова русскими войсками под предводительством Г. А. Потёмкина в 1788 году.
Слайд 4. Г.А. Потёмкин – государственный деятель, дипломат.
Слайд 5. Стихотворение «Осень во время осады Очакова».
Первое название стихотворения: «Осень в селе Зубриловке, 1788, в ноябре».
III. Использованы следующие виды самостоятельной работы: индивидуальная, в парах, групповая. Самостоятельная словарная работа. Задание: прочитайте в сносках учебника или на карточках значения данных слов, запишите в тетрадях, запомните их.
Колпик – аист;
Ловецки – охотничьи;
Выжлицы – гончие собаки;
Борей – бог северного ветра (в греческой мифологии).
IV.Чтение стихотворения учителем наизусть.
V. Выявление степени восприятия стихотворения учащимися.
Полилог.
1.Ваше мнение о стихотворении. Какие картины вам запомнились? Попробуйте их нарисовать. Легко ли? (Да.)
2.Какие строки показались самыми значительными, запоминающимися?
3.Какие – то слова вас удивили? Какие? Чем?
4.Как построил Державин стихотворение? (Антитеза: Осень – Зима.) Как вы думаете, почему слова «Осень», «Зима» поэт пишет с большой буквы?
5. Самостоятельная работа: задание исследовательского характера: выясним, какие изобразительные средства предпочитает поэт, описывая картины осени и предзимья.
- Найдите примеры олицетворения. Как вы думаете, с какой целью они употреблены? (Осень «носит», «просит»; Борей: «хмурит», «зовёт»; чародейка: «идёт», «машет», «претворяет»; пустыни и долы «сетуют». Олицетворения помогают передать очарование уходящей осени, картины предзимья, «оживляют» Осень и Зиму (потому – то с прописной буквы написаны), придают описанию выразительность.) Обсуждение вариантов работы: форма – «ученик+ученик», «ученик+учитель».
- Некоторые слова по поэтической традиции того времени Державин употребляет в церковнославянском варианте – с так называемым неполногласием. Например, мраз – вместо мороз.
- Самостоятельная индивидуальная работа (задания на применение знаний в новой ситуации): найдите в тексте стихотворения примеры неполногласия и объясните их роль. («Златые», «сребрится», «хладного», «древа».) (Слабые учащиеся пользуются карточками –помощниками.)
- Ещё одна поэтическая традиция того времени – употребление усечённых окончаний в прилагательных и причастиях. Например, в первой строке: «румяна». Записать в рабочих тетрадях. Обсуждение ответов.
- Самостоятельная работа: найдите в тексте стихотворения примеры усечённых окончаний в прилагательных и причастиях. Назовите их. («Шумящи», «красно – жёлты», «ловецки», «добры», «рассыпан», «голодны», «голы».) Объясните роль.
Полилог.
- Самостоятельная групповая работа. Пронаблюдайте за использованием эпитетов. Какие закономерности вы обнаружили? (Эпитеты разнообразны. Одни воссоздают картины уходящей осени: «румяна», «златые», «шумящи», «щедрым». Другие рисуют картины предзимья: «седая», «косматым», «хладного», «белый». Эпитеты создают контраст: «златые» - «седая», «щедрым» - «голы», «румяна» - «белый», «щедрым» - «жадной». По окончании работы проводится анализ с последующими выводами с целью формирования приёмов обобщений.
- Индивидуальная самостоятельная работа. Какие ещё изобразительные средства есть в стихотворении? Метод поиска. (Сравнение. Метонимия.)
6. Самостоятельная групповая работа. Работа над определением особенностей языка, синтаксиса, ритма, рифмы.
- Найдите примеры употребления «высокой» и «низкой» лексики. («Взор» - «ест».)
- Найдите примеры лексической анафоры. (Уже румяна Осень носит
Уже стада толпятся птичьи)
- Найдите синтаксическую анафору.
Полилог.
- Как вы думаете, с какой целью употреблены повторы? (Усиливают впечатление от изображаемого. Стихотворение начинается словом «уже», которое повторяется дважды – это говорит о том. Что время Осени проходит. В природе всему своё место: осень сменяет зима… и это вечно. Державин – родоначальник философской лирики.)
- Исследовательская работа в парах.
Задание: Определите размер стихотворения. (Пятистопный ямб. Ямб – любимый размер Державина.) Обобщение результата исследования.
Слайд 6. Рисунок пятистопного ямба.
VII. При даче домашнего задания проводится дополнительная активизация: задания предлагаются на выбор: 1) выясните историю написания стихотворения Г. Р. Державина «Снегирь»; 2) подготовьте слайды к уроку – анализу стихотворения «Снегирь»; 3) подготовьте чтение наизусть стихотворения «Осень во время осады Очакова».
VIII. На этапе рефлексии обсуждаются вопросы, позволяющие провести дополнительную активизацию с целью стимуляции высказывания личного мнения об уроке и способах работы на нём.
- Что нового узнали на уроке? Чему научились?
- Что понравилось? Не понравилось? Почему?
- В какой форме хотели бы провести следующий урок анализа стихотворения Г. Р. Державина «Снегирь»?
IX. Выставление отметок.
Настоящий мудрец не пригласит вас войти в дом своей мудрости, он предпочтёт привести вас на порог вашего ума.
Халил Жибран
На данном уроке использованы следующие приёмы развития познавательных особенностей учеников: самостоятельная работа над новым материалом, задания исследовательского характера, поисковое задание.
Методы организации учебной деятельности: наглядный, словесный. практический, исследовательский.
Методы мотивации учебной деятельности: создание ситуации успеха, поощрение.
Показателями наличия познавательных интересов учащихся явились: эмоциональный отклик, увлечённость процессом деятельности, стремление по собственному побуждению принять участие в обсуждении заданий урока, активность в течение всего урока.
Предварительный просмотр:
Личностно – ориентированный урок с использованием новых информационных технологий.
Тема: Слитное и раздельное написание не с причастиями.
Цели:
образовательная: опираясь на субъектный опыт семиклассников, сформировать знания о слитном и раздельном написании не с причастиями;
развивающая: содействовать обучающемуся в овладении навыками обоснования написания не с причастиями, различения приставки не и частицы не;
воспитательная: формировать потребность к приобретению знаний.
Оборудование урока: карточки – помощники, компьютер, мультимедиапроектор.
Проект урока.
I. Организационный момент.
1. Создание эмоционального настроя на урок.
Посмотрите друг на друга, на меня, улыбнитесь всем и новому дню. Вы многое знаете, многое умеете. У вас всё получится.
2. Сообщение: Организация учебной деятельности на уроке.
3. Оформление тетрадей.
II. Актуализация знаний. Самостоятельная работа.
1. Проблемное творческое задание: Прочитайте слова, спишите, раскрывая скобки. (Карточки – помощники для слабых учеников.)
(Не)вежда, (не)вежественный; (не)ряха, (не)ряшливый; (не)брежность, (не)брежный; (не)образованность, (не)образованный.
(Не)правда, а ложь. (Не)правдивый, а лживый. Далеко (не)правдивый рассказ. (Не) прочитанная книга.
- Объясните, почему так, а не иначе вы написали слова? Как вы рассуждали, выполняя задание?
- Каким правилом вы пользовались при выборе написания?
- Какие трудности вы испытывали, выполняя задание?
Форма работы: диалог «учитель – ученик».
Тип ответа: с места.
Характер ответа: устный развёрнутый рассказ.
2. Синтаксический разбор предложения: Вековые кедры и ели, растущие возле нашей школы, ещё не засыпаны снегом.
- Подумайте, почему именно так написано слово не засыпаны? (Постановка проблемы.)
Форма работы: полилог. Обсуждение индивидуальных «семантик», поддержка учеников.
Тип ответа: с места.
Характер ответа: устный развёрнутый рассказ.
III.Формулирование темы и цели урока учащимися.
Вспомните задания, которые мы выполняли сейчас на уроке. О чём мы будем говорить на уроке? Какие приёмы работы предлагаете?
IV. Депроблематизация. Организованная коммуникация.
- Уточните, что вы знаете о написании не с существительными и прилагательными.
- Самостоятельное исследование предложений. Задание: прочитайте и спишите текст, раскрывая скобки.
Я оглядел всё (не)доумевающим взглядом. Вокруг нас простиралась (не)тронутая тайга. Впервые я увидел (не) освещённый лес, а полутёмный и дикий. Деревья, (не) прикрытые листвой, напоминали о приближающейся зиме.
- Объясните, почему именно так раскрыли скобки. Как вы рассуждали, чтобы прийти к такому выводу?
- Докажите, что правила о слитном и раздельном написании не с существительными и прилагательными можно применить к написанию не с причастиями?
Форма работы: диалог «учитель – ученик».
Тип ответа: с места.
Характер ответа: устный развёрнутый ответ с доказательством.
- Формулировка собственного умозаключения о слитном и раздельном написании не с причастиями.
- Сопоставление умозаключения с правилом, данным в учебнике. (Орфограмма № 54).
VI. Тренировочные упражнения.
1. Орфографическая задача. Задание: Запишите словосочетания и выясните, почему именно так написано не со словами. Расскажите, как рассуждали.
(Карточки – помощники для слабых учеников.)
Неудавшаяся экскурсия. Неудавшаяся из – за дождя экскурсия.
Ненаписанное сочинение. Не написанное вовремя сочинение. Не срубленное, а спиленное дерево. Недоумевающий взгляд.
2. Работа с учебником. Письменное выполнение упражнения 133:
- 1 группа: выпишите предложения, в которых не с причастиями пишется слитно;
- 2 группа: выпишите предложения, в которых не с причастиями пишется раздельно.
- Объясните, как вы рассуждали, выполняя задание.
Форма работы: диалог «учитель – ученик».
Тип ответа: с места.
Характер ответа: устный развёрнутый рассказ.
3. Творческое задание (на выбор). Работа с ПК.
- Слитно или раздельно пишется не в предложениях?
1. Была весна, и плыл дивный запах ещё (не) распустившихся акаций.
2. Опубликованы стихи поэта, (не)дооценённого в своё время.
А. Во всех случаях раздельно.
Б. Во всех случаях слитно.
В. В первом случае раздельно, во втором – слитно.
Г. В первом случае слитно, во втором – раздельно.
- Укажите группу причастий, которые не употребляются без не.
а) недоумевающий, недоступный, недовыполненный, недооценённый;
б) недовыполненный, недооценённый, неисхоженный;
в) недоступный, неисхоженный, неотвратимый, недоумевающий;
г) неотвратимый, недоумевающий, недовыполненный, недооценённый.
- Укажите группу причастий, которые не употребляются без не.
а) ненавидевший, недолюбливающий, нелюбящий;
б) ненавидевший, недоумевающий, недолюбливающий;
в) ненавидевший, нелюбящий, неотвязный.
Дополнительное задание (для желающих.)
- Образуйте краткие причастия и запишите их с не:
Неумытый - …, непричёсанный - …, неогороженный - …, не засеянный –
Форма работы: задания даны в компьютере. Дети выбирают задания с учётом личностных особенностей.
VII. Домашнее задание. Из трёх предложенных учителем вариантов выберите тот, который вам нравится. Выполните письменно. Предложите более рациональный способ выполнения.
VIII. Обобщение и оценивание работы учащихся на уроке.
- Что нового узнали на уроке? Чему научились? Благодаря чему вы поняли тему урока?
- Помогли ли вам знания, полученные в 6 классе?
- Вы бы хотели провести этот урок иначе? Как?
- Выставление отметок по следующим параметрам (с критериями знакомятся в начале урока.):
- умение рассуждать;
- самостоятельность;
- правильность.
Слайд «Внимание на экран. Вы молодцы!»
Предварительный просмотр:
МУНИЦИПАЛЬНОЕ КАЗЁННОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ
«ЧЕМАШИНСКАЯ СРЕДНЯЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ШКОЛА»
ПРОЕКТ
урока русского языка в 9 классе
по теме: «Случаи отсутствия запятой перед союзом И в сложном предложении»
Составитель:
Учитель русского языка и литературы
Шайдулина Минзифа Закировна,
учитель русского языка и литературы
МКОУ «Чемашинская СОШ»
2016
Кейс – технология. Метод ситуационного анализа.
По типу: Урок «открытия» нового знания, по структуре - комбинированный
Тема: Случаи отсутствия запятой перед союзом И в сложном предложении.
Цели:
Педагогические (обучения, воспитания, психологического развития учащихся):
- усвоение всеми учащимися стандартного минимума теоретических сведений о постановке запятой перед союзом И в форме фиксированных заданий и нормативных ответов на них;
- формирование надпредметного умения обобщать путём сравнения и упражнения в применении и совершенствовании надпредметных умений как постановка и решение проблем, рассуждение по аналогии;
- развитие склонностей к сравнению, сопоставлению, оценке, способностей к выдвижению гипотез, развитие коммуникативности, ясности речи.
Воспитательные: аргументированный выбор личностной позиции в отношении оценки сверстников и себя, этическое поддержание межученического диалога.
Образовательные (диагностические, познавательные, исследовательские):
- определение зоны ближайшего развития: насколько урок способствовал развитию умения выделять главное в теме;
- познавательная: можно ли обеспечить гарантированное усвоение всеми учащимися программных требований по изучаемой теме путём постановки операционально заданной цели и в соответствии с этой целью подведение педагогического итога урока в форме само- и взаимопроверки усвоения обязательного минимума знаний по теме?
Наглядность и оборудование:
- мультимедиа проектор
- презентация POWER POINT
- кейс с пакетом документов для каждой группы
Проект урока –
реализации системно-деятельностного подхода
При входе в кабинет учащиеся берут смайлики и рассаживаются по группам за столы, на которых лежат выбранные ими такие же смайлики.
- Организационный момент. Установка личностного контакта учителя с учениками, взаимное принятие и включение мотива на совместную деятельность.
Слово учителя. Учитель знакомит с ходом работы на уроке. Группа определяет своего лидера, который возьмёт на себя руководство группой.
- Первичная актуализация: просмотр фрагмента из мультфильма «В стране невыученных уроков» и определение темы урока.
- Какова актуальность заявленной темы? (задания встречаются на экзамене). В тетрадях записывают дату урока и тему: «Случаи отсутствия запятой перед союзом И в сложном предложении».
3. Организационный момент.
1. Словарная работа: КЕЙС – (лат._ ящик, портфель). Представление словарей: иностранных слов, орфоэпического, орфографического – в них размещён материал словарной работы.
1. Каждая группа получает от учителя папку с описанием ситуации; пакет документов, помогающих найти выход из затруднительного положения (включены и документы, не относящиеся к данной проблеме) и вопросы, которые позволяют найти решение. Заполняют Паспорт «Сложносочинённого предложения, в котором перед союзом И запятая отсутствует».
- Мотивация к учебной деятельности.
- Оцените свои знания и умения по теме на данный момент: (устно).
СЛАЙД 1.
- Я уверен, что знаю данную тему и смогу выполнить задания по ней.
- Мне кажется, что я знаю эту тему и смогу выполнить задания по ней.
- Мне кажется, что я не знаю эту тему и не смогу выполнить задания по ней.
- Я не знаю эту тему и не смогу выполнить задания по ней.
Обсуждение ответов.
- Сформулируйте перед собой учебную задачу при изучении темы (Научиться определять, нужна ли запятая перед союзом И в сложном предложении)
- Работа над новой темой.
- Системная актуализация. Ученикам предлагается текст с подробным описанием ситуации и задача, требующая решения. Подготовительный этап.
Текст ситуации: «Учитель проверил сочинения учеников и сказал, что у Виктора Перестукина неверно поставлена запятая перед союзом И в сложном предложении. Он добавил, что считает, что данная запятая лишняя в предложении: «Когда ударили первые осенние заморозки, небо посветлело и северное сияние раскинулось от края и до края». Виктор считал, что запятая нужна и не был согласен с учителем. Почему он не был согласен с учителем, ведь обычно мы ставили запятую перед союзом И, если этот союз соединял два простых предложения в составе сложного.
Предлагаю рассмотреть данную ситуацию и помочь Виктору решить, кто же прав: Учитель или ученик? Для ответа на этот вопрос обратимся к учебнику и материалам кейса.
Ознакомительный этап.
Работа с информацией.
- Учащиеся самостоятельно знакомятся с планом работы с кейсом.
- Знакомство с материалом учебника на стр.8 (ПРИМЕЧАНИЕ) и дополнительными материалами.
Аналитический этап. Выполнив исследовательскую работу, ответьте на вопрос: В каких ещё случаях отсутствует запятая перед И в сложном предложении?
Исследовательское задание: работая с кейсом, заполните Паспорт. (Чаще всего на практике в сложном предложении запятая перед И будет ставится. Но в некоторых случаях перед союзом И, соединяющим простые предложения, запятая не ставится.
Предлагаю рассмотреть некоторые из этих случаев. Помните, задача осложнена тем, что среди предложенных вариантов есть и такие, где запятая перед союзом И ставится, и вам встретится предложение с обращением).
- Паспорт
- «Сложносочинённого предложения, в котором запятая перед союзом И отсутствует»
№п/п | Признаки | Примеры предложений |
1. | ||
2. | ||
3. | ||
4. | ||
5. | ||
6. |
- Итоговый этап. Обсуждение выполненной работы группами.
Сравнение с эталоном. Обобщающее выступление учителя
Организация обсуждения кейса. Слово учителя: в ходе обсуждения вы должны сделать вывод о том, кто прав и почему?
2. Проверка по ЭТАЛОНУ. СЛАЙД 2.
Физминутка для глаз.
Самооценка работы учащихся смайликами.
V. Первичное закрепление с внешним проговариванием. Самостоятельная работа.
Задание: Проанализируйте структуру предложения, сделайте вывод о расстановке знаков препинания: Исправьте, при необходимости, неправильную постановку знаков препинания, запишите и начертите схему предложения:
1. В доме охотника пахло свежей брусникой, и висели оленьи шкуры.
2. По словам старожилов, зверь в этих лесах вывелся, и птица исчезла.
3. Когда празднуется юбилей округа, и какова её программа?
4. Птицы улетают на юг, и в лесу наступает тишина, когда наступает осень.
5. Холодные ночи, и осенние туманы.
6. Только ударили первые ночные заморозки и повеяло свежим дыханием осени.
(Резервное задание) VI. Самостоятельная работа с самопроверкой по ЭТАЛОНУ. СЛАЙД 3.
VII. Содержательный итог работы: каждый ученик составляет итоговый текст по схеме:
В результате урока я открыл:
Важное правило: перед союзом И в сложносочинённом предложении запятая ставится не всегда.
6 основных случаев, когда запятая перед союзом И не ставится: (1); 2); 3); 4); 5)% 6).
IX. Включение в систему знаний и повторение.
Сформулируй для себя домашнее задание по этой теме.
Заполнить карточку № 1 примерами, повторить теоретический материал, подготовить по нему вопросы для одноклассников. (Если не хватило времени на заполнение итогового текст – это домашнее задание).