Родителям

Шевелева Вера Алексеевна

Предварительный просмотр:

Как помочь выпускнику подготовиться к экзамену: 

Рекомендации для родителей

Составила: педагог-психолог

МБОУ «СОШ№48» Шевелева В.А.

Экзамены - это испытание для личности в любом возрасте, особенно в подростковом. Государственный экзамен, представляет трудность не только для выпускников, но и для их пап и мам. Поддержка ребёнка со стороны семьи – важная составляющая его успеха на экзаменах.

Как можно помочь ребенку, чем должна отличаться подготовка к ЕГЭ/ ОГЭ от подготовки к традиционному экзамену, справится ли ребенок - все эти вопросы требуют ответа.

Очень важно понять, в какой помощи нуждается именно ваш ребенок. Кому-то из детей необходимо, чтобы выслушали выученное им, кому-то нужно помочь написать планы и конспекты. Напрямую спросите у ребенка «Как я могу тебе помочь», попробуйте вместе разные способы подготовки.

Почему они так волнуются?

  • Сомневаются в полноте и прочности своих знаний.
  • Сомневаются в собственных способностях: умении логически мыслить, анализировать, концентрировать и распределять внимание.
  • Испытывают страх перед экзаменом в силу личностных особенностей – тревожности, неуверенности в себе.
  • Боятся незнакомой, неопределенной ситуации.
  • Испытывают повышенную ответственность перед родителями и школой.

Каждая из этих причин может в той или иной степени влиять на состояние вашего ребенка.

Экзамены – это стресс. ВАЖНО ОПРЕДЕЛИТЬ, НАСКОЛЬКО ВАШ РЕБЁНОК СПОСОБЕН ПЕРЕНОСИТЬ СТРЕССЫ. На этой основе вы можете определить способы его поддержки.

ПОДРОСТКИ С ХОРОШЕЙ ПЕРЕНОСИМОСТЬЮ СТРЕССОВ:

  • С детства отважны, не только не боятся риска и опасностей, но и стремятся к ним.
  • Отличаются большим интересом ко всему окружающему, всё исследуют.
  • Самостоятельно учатся уже с начальных классов, а при переходе в средние классы их успеваемость не снижается и даже улучшается.
  • Им всегда нравились самые разные ситуации испытания их способностей, знаний и умений- они предвкушают их, как спортсмены важных стартов.
  • К прежним испытаниям / экзаменам они готовились  самостоятельно и показали хорошие результаты.
  • Во время контрольных и экзаменов они волнуются, но это делает их более собранными, ускоряет мышление и сообразительность.
  • Они с удовольствием делятся с Вами своими достижениями, в том числе в учёбе и на экзаменах.
  • Неудачи на экзаменах не вызывали у них переживаний своей неполноценности, пессимизма, они не «опускали рук», а, наоборот, у них возникал азарт, стремление достичь успеха.

ПОДРОСТКИ С НИЗКОЙ ПЕРЕНОСИМОСТЬЮ СТРЕССОВ:

  • С детства некоторые подростки отличаются страхами: боятся остаться одни,  темноты, животных, высоты, незнакомых людей.
  • При подготовке к школе и в младших классах присоединяются страхи проявить инициативу, самостоятельность, начать дело, допустить ошибку, страх оценки результатов, ответов на уроке, особенно- у доски.
  • Чтобы избежать стрессов, связанных с испытаниями, дети пытаются избежать их (например, просят освобождения от экзаменов), сказываются больными.
  • Стараются оттягивать приготовление домашних уроков под разными предлогами.
  • На контрольных и экзаменах они сильно переживают  и « ничего не могут сообразить»; в результате они не решают задачи, которые в спокойной ситуации решили бы без труда.
  • Пытаются скрывать от родителей свои неудачи в учёбе.
  • Подолгу переживают из-за низких оценок или, наоборот, те не вызывают у них стремления их улучшить, а обостряют попытки уклониться от учёбы.
  • Имели периоды трудностей в учёбе и ухудшение успеваемости – в начале учёбы в 1-2-м классе, при переходе в 5-6 классы, при усложнении программы в 8-9 классе.

У  подростков с ХОРОШЕЙ ПЕРЕНОСИМОСТЬЮ СТРЕССОВ   не надо развивать саму способность преодолевать  стрессы, поддержка должна сводиться К АКТИВИЗАЦИИ ИМЕЮЩИХСЯ РЕСУРСОВ преодоления стрессов.

Подростки С НИЗКОЙ ПЕРЕНОСИМОСТЬЮ СТРЕССОВ (и сниженными способностями к учёбе) нуждаются в непрерывной поддержке родителями и в длительной подготовке в течение всего года учёбы, суть которой в  ПОВЫШЕНИИ У ДЕТЕЙ СПОСОБНОСТИ ПЕРЕНОСИТЬ СТРЕССЫ, БЫТЬ САМОСТОЯТЕЛЬНЫМИ И ОРГАНИЗОВАННЫМИ

ОСНОВНЫЕ НАПРАВЛЕНИЯ РОДИТЕЛЬСКОЙ ПОМОЩИ

(для детей и с высокой и с низкой сопротивляемостью стресса)

  • «Психофизиологическая помощь»: питание - регулярное, лучше 5 раз в день, но не есть перед сном. Больше витаминов - овощей, фруктов, ягод (брусника, клюква, черника, чёрная смородина), лимонов и апельсинов. Режим дня: не заниматься по ночам - заканчивать занятия не позднее 22:00; перед сном – около часа отдыха и переключения внимания; сон не меньше 8-ми часов. Для подростков с низкой переносимостью стрессов удлинение сна до 9-10 часов в сутки, можно с выделением из него 2-3 часов дневного сна (на период подготовки).

Подростку оптимально заниматься  от 40 минут до 1,5 часов с перерывами и с применением в них приёмов переключения внимания: прослушивание музыки, успокаивающей подростка, чтение книг или просмотр фильмов - приключение, юмор, лёгкая гимнастика под бодрящую музыку, непродолжительное общение с друзьями по телефону, аутогенная тренировка.

Для детей с низкой переносимостью стрессов получение у врача (детского невропатолога, психоневролога) консультации и/ или лечения, укрепляющего и успокаивающего нервную систему ребёнка (начинать лечение следует за 1-3 месяца).

  • «Домашняя физиотерапия»: прохладный или контрастный душ с утра;  вечером успокаивающие тёплые ванны (хвойные, ароматизированные); массаж головы и шейно - воротниковой зоны (утром интенсивный, стимулирующий, вечером- слабыми прикосновениями, успокаивающий).
  • На время подготовки к ЕГЭ лучше исключить (или уменьшить)  времяпрепровождение  в Интернет, если этого не требует сама подготовка.
  • Помощь репетиторов.
  • Волевая мобилизация. Можете предложить подростку проанализировать его способы, с помощью которых он начинал впоследствии успешные для него дела  как поддерживал себя при возникновении препятствий и трудностей.  (К ним могут относиться: предварительное составление подробного плана действий, предвидение препятствий и вариантов их преодоления , отдача самому себе приказа о начале дела, отождествление себя с любимым героем (книг, фильмов) или авторитетным взрослым и др.)
  • «Семейная психотерапия». Необходимо создать для подростка благоприятную психологическую среду, поддерживающую преодоление им стресса. Это может быть более частый контакт родителей с ребёнком в перерывах между занятиями, за совместной едой, вечером перед сном, совместное и ежедневное проведение позитивных итогов дня (особенно для детей с низкой сопротивляемостью стрессу), приготовление ребёнку его любимых блюд. Вечерами за чаем  Вы    можете рассказывать ребёнку, что самого успешного было у Вас за день, и попросить его рассказать о своих успехах в подготовке к экзамену. Каждый успех взаимно поощряется. Совместные с ребёнком воспоминания о прошлых успехах  в сдаче экзаменов. Можете рассказать ребёнку о своих собственных переживаниях на экзаменах и иных испытаниях и об опыте их успешного преодоления.
  • Стиль общения с ребёнком - оптимистический, задорный, с юмором.

Важно понимать, что  своеобразие учебной деятельности каждого ребенка связано с целым рядом его индивидуальных особенностей: спецификой мышления, памяти, внимания, темпом деятельности, личностными особенностями, учебной мотивацией и т.д. Основная работа по психологической поддержке проводится на подготовительном этапе

Выделяют ГРУППЫ ДЕТЕЙ, КОТОРЫЕ С НАИБОЛЬШЕЙ ВЕРОЯТНОСТЬЮ МОГУТ ИСПЫТЫВАТЬ ЗАТРУДНЕНИЯ ПРИ ТЕСТОВОЙ ФОРМЕ ЭКЗАМЕНА. 

«Правополушарные дети» - дети, у которых ведущим, как у всех  людей, является левое полушарие, но значительно повышена активность правого, поэтому имея богатое воображение, хорошо развитое образное мышление, они прекрасно воспринимают метафоры, образы, сравнения, теряясь при необходимости мыслить логическими категориями. Основные трудности, возникающие при сдаче экзамена в тестовой форме могут испытывать затруднения при необходимости логически мыслить. Им трудно сосредоточиться на фактах и теоретических построениях. Хорошо справляясь с гуманитарными предметами, испытывают сложности с предметами естественно-математического цикла. Тестирование сложно для них, потому что оно требует умения анализировать и сопоставлять различные факты.  Чтобы учебный материал лучше усваивался, важно задействовать воображение и образное мышление: использовать сравнения, образы, метафоры, рисунки. Сухой теоретический материал важно проиллюстрировать примерами или картинками. Во время экзамен правополушарным детям лучше пробовать свои силы не в простейших тестовых заданиях, а там, где требуется развернутый ответ. Им это будет проще. Возможно, именно с таких заданий им стоит начинать, а уже потом переходить к тестам множественного выбора.

«Дети-синтетики» - дети с синтетическим, или глобальным, стилем деятельности опираются в большей степени на общее, а не на частности,  мало внимания уделяют деталям, потому что их интересуют общие взаимосвязи. Часто испытывают трудности с анализом, выделением опорных моментов в информации, делением материала на смысловые блоки, может быть трудно составлять планы или конспекты, некоторые составляют план уже после того, как работа написана,  редко концентрируются на одной проблеме, свойственно рассматривать ее в широком контексте, во взаимосвязи с другими, соотносить с личным опытом и мнениями других. Затруднения связаны с необходимостью аналитической деятельности и оперирования конкретными фактами. На этапе подготовки важно развивать у таких подростков аналитические навыки, учитывая, что общий ход их деятельности — от общего к частному. При изучении каждой темы важно научить ее обобщить, выделить основные блоки и наполнить их конкретным содержанием. При работе с тестами нужно ориентировать на выявление основного в каждом задании: что здесь является главным, на что стоит обращать внимание в первую очередь.  Важно научить знакомиться с тестовым материалом в целом: просмотреть имеющиеся задании и их содержание, это поможет сориентироваться. Может помочь составление общего плана деятельности в самом начале работы. Важно умение выделять главное в каждом вопросе.

«Тревожные дети». Учебный процесс сопряжен с определенным эмоциональным напряжением. Склонны воспринимать любую ситуацию, связанную с учебой, как опасную. Особую тревогу вызывает у них проверка знаний в любом виде (контрольная работа, диктанты и т.д.). Часто перепроверяют уже сделанное, постоянно исправляют написанное. При устном ответе пристально наблюдают за реакциями взрослого, задают множество уточняющих вопросов, часто переспрашивают учителя, проверяя, правильно ли они его поняли. При выполнении индивидуального задания обычно просят учителя "посмотреть, правильно ли они сделали". Часто грызут ручки, теребят пальцы или волосы.  Ситуация экзамена  сложна для тревожных детей, потому что она по природе своей оценочная. Наиболее трудной стороной экзамена в форме теста является отсутствие эмоционального контакта со взрослым. Для  тревожных детей особенно важно создание ситуации эмоционального комфорта на предэкзаменационном этапе. Ни в коем случае нельзя нагнетать обстановку, напоминая о серьезности предстоящего экзамена и значимости его результатов. Чрезмерное повышение тревоги у детей этой категории приводит только к дезорганизации их деятельности. Задача взрослого — создание ситуации успеха, поощрение, поддержка. В этом огромную роль играют поддерживающие высказывания: «Я уверен, что ты справишься», «Ты так хорошо справился с контрольной по физике».  

«Неуверенные дети».  Не умеют опираться на собственное мнение, склонны прибегать к помощи других людей. Не могут самостоятельно проверить качество своей работы: сами себе не доверяют. Могут хорошо справляться с заданиями, где требуется работа по образцу, но испытывают затруднения при необходимости самостоятельного выбора стратегии решения. Обычно обращаются за помощью к одноклассникам или родителям (особенно при выполнении домашнего задания). Списывают не потому, что не знают ответа, а потому, что не уверены в правильности своих знаний и решений. Часто присущ конформизм, не умеют отстаивать собственную точку зрения. Часто подолгу не могут приступить к выполнению задания, но достаточно подсказать первый шаг, как они начинают работать. Испытывают затруднения во время любого экзамена, поскольку им сложно опираться только на собственные ресурсы и принимать самостоятельное решение. При сдаче ЕГЭ /ОГЭ испытывают дополнительные сложности, поскольку принципиальное значение имеет самостоятельный выбор стратегии деятельности, а эта задача для неуверенных детей крайне сложна.  Очень важно, чтобы неуверенный ребенок получил положительный опыт принятия другими людьми его личного выбора. На этапе подготовки с такими детьми важно воздерживаясь от советов и рекомендаций («Сначала реши простые задания, а потом переходи к сложным»). Лучше предложить выбрать ему самому и терпеливо дождаться, когда он примет решение («Как ты думаешь, с чего лучше начать: с простых или сложных заданий?»).  Тем самым создавая ситуацию положительного опыта для него.

         «Дети с недостатком произвольности и самоорганизации».  У них сформированы все психические функции, необходимые для того, чтобы быть внимательными, но общий уровень организации деятельности очень низкий, часто неустойчивая работоспособность,  присущи частые колебания темпа деятельности. Могут часто отвлекаться. Экзамен в тестовой форме  требует очень высокой организованности деятельности. При общем высоком уровне познавательного развития и вполне достаточном объеме знаний могут нерационально использовать отведенное время. На этапе подготовки очень важно научить ребенка использовать для саморегуляции деятельности различные материальные средства (внешние опоры): песочные часы, отмеряющие время, нужное для выполнения задания; составление списка необходимых дел (и их вычеркивание по мере выполнения); линейка, указывающая на нужную строчку и т.д. Бесполезно призывать таких детей «быть внимательнее» поскольку это им недоступно. На экзамене возможно также использование внешних опор (ребенок может составить план своей деятельности и зачеркивать пункты или класть линейку на то задание, которое он сейчас выполняет). Важно, чтобы ребенок научился использовать внешние  опоры на предварительном этапе, иначе на экзамене это отнимет у него слишком много сил и времени.

«Перфекционисты» и  «отличники».  Отличаются высокой успеваемостью, ответственностью, организованностью, исполнительностью. Если выполняют задание, стремятся сделать его лучше всех или быстрее остальных, использовать дополнительный материал. Очень чувствительны к похвале и вообще к любой оценке своей деятельности. Все, что делают, должно быть замечено и высоко оценено. Характерен очень высокий уровень притязаний и крайне неустойчивая самооценка. Чтобы чувствовать себя хорошими, им нужно не просто успевать, а быть лучшими, не просто хорошо справляться с заданием, а делать это блестяще. ЕГЭ / ОГЭ для данной категории детей — случай, когда верной оказывается пословица «Лучшее — враг хорошего». Им недостаточно выполнить минимально необходимый объем заданий, им нужно сделать все, причем безошибочно. Камень преткновения для них — это необходимость пропустить задание, если они не могут с ним справиться. На этапе подготовки очень важно помочь таким детям скорректировать их ожидания и осознать разницу между «достаточным» и «превосходным». Им необходимо понять, что для получения отличной оценки нет необходимости выполнять все задания. При подготовке можно предложить тренировочные упражнения, где им потребуется выбирать задания для выполнения и не нужно будет делать все подряд.

«Астеничные дети». Присуща высокая утомляемость, истощаемость, быстро устают, снижается темп деятельности и резко увеличивается количество ошибок. Утомляемость связана с особенностями высшей нервной деятельности и имеет не столько психологическую, сколько неврологическую природу. ЕГЭ/ ОГЭ требует высокой работоспособности на протяжении достаточно длительного периода времени (3 часа). Поэтому очень высока вероятность снижения качества работы, возникновения ощущения усталости. На этапе подготовки важно не предъявлять заведомо невыполнимых требований, которым ребенок не сможет соответствовать: "Некоторые выпускники занимаются с утра до вечера, а ты после двух часов уже устал". Таковы его индивидуальные особенности. Большое значение приобретает оптимальный режим подготовки, чтобы ребенок не переутомлялся: ему необходимо делать перерывы в занятиях, гулять, достаточно спать. Родителям астеничных детей стоит получить консультацию у психоневролога или невропатолога о возможности поддержать ребенка (например с помощью витаминов или травяных сборов).

«Гипертимные дети»  (дети с повышенным фоном настроения). Очень быстрые, энергичные, активные;  импульсивны, порой несдержанны; склонны пренебрегать точностью и аккуратностью во имя скорости и результативности; часто присуща сниженная учебная мотивация.  «Слабое место» гипертимных детей – собранность, концентрация внимания, тщательность и аккуратность. Необходимо развивать навыки самопроверки: по завершении найти ошибки, самостоятельно проверить результаты выполнения задания; необходимо создать у гипертимных детей ощущение важности ситуации экзамена.

«Застревающие дети». С  трудом переключаются с одного задания на другое, требуется длительный ориентировочный период при выполнении каждого задания; если их начинают торопить, темп их деятельности больше снижается. Основная трудность во время ЕГЭ/ ОГЭ – необходимость быстро переключаться с одного задания на другое; актуализировать знания из различных разделов школьной программы.  Необходимо научить ребенка пользоваться часами для того, чтобы определять время, необходимое для каждого задания. Можно заранее определить, сколько времени следует отвести на каждое задание на экзамене.

«Аудиалы и кинестетики». Основной канал восприятия: аудиальный (слуховой) и кинестетический (тактильный). Тестовая форма экзамена имеет исключительно визуальную форму. Это облегчает задачу для визуалов, одновременно усложняя ее для аудиалов и кинестетиков. Аудиалы могут воспользоваться речью, то есть очень тихо проговаривать задания вслух; кинестетики могут помогать себе простыми движениями (например, подвигать ногами под столом)

Старайтесь оказать посильную помощь в самой подготовке к экзамену.

  1. Заблаговременное ознакомление с правилами и процедурой экзамена снимет эффект неожиданности на экзамене. Тренировка в решении заданий поможет ориентироваться в разных типах заданий, рассчитывать время. Большое значение имеет тренаж ребенка именно по тестированию. Пусть выпускник проделает различные варианты тестовых заданий по предмету (сейчас существует множество различных сборников тестовых заданий). Во время тренировки по тестовым заданиям ребенок учится ориентироваться во времени и уметь его распределять, а также ориентироваться в типовых заданиях.  Тогда у него будет навык умения концентрироваться на протяжении всего тестирования, что придаст ему спокойствие и снимет излишнюю тревожность.

  1. Дети часто стараются выучить весь объём материала сразу, причём заучивают его дословно, не пытаясь понять. Ознакомьте ребенка с методикой подготовки к экзаменам: 

  • Не имеет смысла зазубривать весь фактический материал, достаточно просмотреть ключевые моменты и уловить смысл и логику материала.
  • Полезно рассчитать и распределить темы подготовки по дням. Вместе с ребёнком подсчитайте, какое количество материала нужно выучить / надо знать / сколько задач решить, сколько на это есть времени. (Желательно выделить минус один день на повторение и возможные непредвиденные обстоятельства. Это сделать очень важно, чтобы у ребёнка на всякий случай оставался временной резерв.) Разделите количество материала на количество дней. Этот план можно написать и повесить, чтобы потом вычеркивать выполненные пункты, что наглядно показывает результаты работы.
  • Чтобы текст запоминался лучше, его надо разбить на составляющие. Поможет  составление планов, конспектов, схем, таблиц.
  • Сгруппируйте (раздробите на части материал по группам),  разделив их по каким-либо признакам (смыслу, ассоциациям и др.). Наиболее эффективный способ  заучивания учебного материала разделением материала  на смысловые блоки.
  • Найдите опорные, ключевые моменты, из которых будет логически следовать все остальное. Структурируйте, составляйте планы - несколько важных опорных пунктов,   чтобы установить порядок частей, составляющих целое.
  • Полезно делать краткие схематические выписки и таблицы, упорядочивая изучаемый материал по плану.
  • Схематизация – построение графических схем. Схема представляет собой изображение или описание чего-либо в основных чертах или упрощенное представление запоминаемой информации.
  • Если ребенок умеет, покажите ему, как это делается на практике. Помогите / покажите как  составлять опорные схемы, таблицы, планы по сложным темам, акцентировать внимание на опорных пунктах зафиксировать какой-либо краткий пункт, служащий опорой более широкого содержания (тезисы, заглавие, вопросы к тексту, примеры, цифровые данные, сравнения).
  • Основные формулы и определения можно выписать на листочках и повесить над письменным столом, над кроватью, в столовой и т.д. :  зрительная память очень помогает в ситуации волнения на экзамене.
  • Ассоциируйте материал - установление связей  по сходству, смежности или противоположности наиболее действенный способ запоминания теории.
  • Установите или выявите различные последовательности: распределение по объему, по времени, упорядочивание в пространстве.

  1. Важно  снизить напряжение и тревожность ребенка и обеспечить подходящие условия для занятий.

  • Не повышайте тревожность ребенка накануне экзаменов - это может отрицательно сказаться на результате тестирования. Ребенку всегда передается волнение родителей.
  • Предоставьте   дома удобное  место для занятий. Можно ввести  в интерьер комнаты желтый и фиолетовый цвета (они повышают интеллектуальною активность). Для этого достаточно картинки или эстампа в этих тонах.
  • Подбадривайте детей, хвалите их за то, что они делают хорошо.
  • Наблюдайте за самочувствием ребенка, никто, кроме Вас, не сможет вовремя заметить и предотвратить ухудшение состояние ребенка, связанное с переутомлением.
  • Контролируйте режим подготовки ребенка, не допускайте перегрузок, объясните ему, что он обязательно должен чередовать занятия с отдыхом.
  • Обратите внимание на питание ребенка. Во время интенсивного умственного напряжения ему необходима питательная и разнообразная пища и сбалансированный комплекс витаминов. Такие продукты, как творог, орехи, курага и т.д. стимулируют работу головного мозга.
  • Заранее во время тренировки по тестовым заданиям приучайте ребенка ориентироваться во времени и уметь его распределять. Тогда у ребенка будет навык умения концентрироваться на протяжении всего тестирования, что придаст ему спокойствие и снимет излишнюю тревожность. Если ребенок не носит часов, обязательно дайте ему часы на экзамен.
  • Накануне экзамена обеспечьте ребенку полноценный отдых, он должен отдохнуть и как следует выспаться.

Посоветуйте выпускнику во время экзамена:

  • Пробежать глазами весь тест, чтобы увидеть, какого типа задания в нем содержатся, это поможет настроиться на работу; ·
  • Внимательно прочитать вопрос до конца и понять его смысл (характерная ошибка во время тестирования - не дочитав до конца, по первым словам уже предполагают ответ и торопятся его вписать);
  • Если не знаешь ответа на вопрос или не уверен, пропусти его и отметь, чтобы потом к нему вернуться;
  • Если не смог в течение отведенного времени ответить на вопрос, есть смысл положиться на свою интуицию и указать наиболее вероятный вариант.

Таким образом, экзамены – это испытание для личности, связанное со стрессом, требующим мобилизации всех физических и психологических сил человека. Преодолевая стрессы, человек развивается, взрослеет. Задача родителя стать помощником в активизации опыта подростка, помогая преодолеть трудности с учетом психологических, физиологических его особенностей и создавая благоприятные условия на этапе подготовки.  



Предварительный просмотр:

ПРОФЕССОНАЛЬНОЕ САМООПРЕДЕЛЕНИЕ СТАРШЕКЛАССНИКОВ

Советы родителям: как помочь подростку в выборе профессии

Выбор профессии – это оптимальное

(лучшее в данных условиях) решение задачи,

причём задачи со многими неизвестными,

а иногда - приближёнными, неверными данными.

Профессиональное самоопределение является начальным звеном профессионального развития личности. Выбор профессии - важный и ответственный шаг в жизни каждого молодого человека, т.к.  часто определяет в дальнейшем весь жизненный путь человека. Поэтому очень важно предостеречь в этот момент от возможных ошибок, оказать помощь в выборе дела по душе.  В результате неправильного выбора профессии подросток не может найти свое место в жизни, не может высоко подняться по карьерной лестнице, что ведет к нервным срывам и психическим расстройствам, а общество теряет талантливых журналистов, врачей, инженеров, ученых, поваров, портных…

Профессиональное становление и самоопределение подростка – это процесс многоаспектный.  В  нем  должны соединиться и ужиться три базовых фактора: Я-хочу, Я-могу, Я-надо. 

  • «Хочу» - это желания, интересы, склонности личности.
  • «Могу» - это человеческие возможности (физиологические и психологические, образовательные ресурсы личности).
  • «Надо» - это потребности рынка труда, обязанности человека перед обществом, людьми, семьёй и т. д.

«Я-хочу» должно быть адекватно «Я-могу» и учитывать требования социальной среды «Я-надо».

Профильная и профессиональная ориентация подростка включает в себя:

  • ориентацию в мире профессий (какие профессии существуют? И чем занимается человек определенной профессии?);
  • осознание того, что интересно ему и что он можешь делать;
  • ориентацию на рынке труда,  т.е. в том, какие профессии нужны сегодня региону и стране в целом;
  • ориентацию на рынке образовательных услуг, т.е. то есть, где можно получить интересующую ребенка  профессию.

(Информация о рынке образовательных услуг Кемеровской области представлена в справочнике «Куда пойти учиться?», который издается ежегодно)

Отмечается, что  значительная часть подростков (возраст 14-16 лет)  испытывает страх перед необходимостью принятия решения. За долгие годы учебы в школе детям предлагались в основном готовые решения, все было известно наперед и определено расписаниями и учебными планами. И вдруг предлагают определиться в таком архиважном вопросе.

Кто-то считает, что главное при выборе профессии – это совет родителей? А кто-то считает, что главное – личный интерес вашего ребенка? Чтобы правильно выбрать будущее дело по душе и по плечу, нужно сознательно и самостоятельно встать на позицию равного уважения к разным видам труда. Это совсем не просто. Даже многие взрослые работающие люди могут иметь предвзятое, пристрастное и несправедливое мнение о «других» видах деятельности. А дела людей могут быть подчас неожиданно разнообразны: есть люди, которые лучшее время жизни отдают изучению клюквы и озабочены сохранением болот, другие видят смысл своего труда как раз в том, чтобы осушать, уничтожать болота. Нет «интересных» и «неинтересных» профессий.

Главное для родителей - отдавать себе отчет в том, что они лишь помогают ребенку определиться, а вовсе не определяются вместо него.

Информацию о профессиональных планах ребенка можно получить только в ходе откровенной беседы с ним, ни в коем случае не на бегу. Лучше всего завести разговор как бы «к слову». При этом старайтесь проявлять терпение, такт и искреннюю заинтересованность. Если старшеклассник не может четко сформулировать свои планы, надо попытаться понять, с чем это связанно. Важно учитывать степень влияния сверстников на решение сына или дочери и насколько такое влияние оказывается положительным. Если Вас огорчает профессиональный выбор ребенка, не отговаривайте его и не запрещайте ему что-то категорично. Постарайтесь выяснить, на чем основан его выбор.

Сознательный выбор профессии (специальности) основывается на:

  • знаниях о мире профессий;
  • знаниях о выбираемой конкретной профессии;
  • изучении своих интересов;
  • изучении своих способностей;
  • знании своих сильных и слабых качеств;
  • состоянии своего здоровья;
  • учёте материальных условий семьи;
  • учёте ситуации на рынке труда.

Необходимо:

  1. Решить какой путь избрать после 9 класса: продолжать общее образование в старшей школе или в профессиональных учреждениях (техникум, профессионально-техническое училище и т.д.). В этой части выбора больше всего действует фактор «надо». В сегодняшних социально-экономических условиях первостепенное значение имеют:
  • социальный заказ, положение на рынке труда;
  • уровень материального обеспечения семьи;
  • возможности получения помощи в обучении;
  • условия оплаты труда в данной сфере;
  • местная инфраструктура профессионального образования (местная конъюнктура учебных заведений).

  1. Выбрать ту профессию и специальность, которую хочет ребенок («Я-хочу»). Следует ознакомиться с выбранной специальностью, изучить требования, которые она предъявляет к человеку.

  1. Учесть возможности ребенка («Я-могу»):
  • интересы, склонности;
  • успехи в учёбе и потенциальные способности;
  • свои сильные и слабые стороны;
  • состояние здоровья.

При выборе будущей профессии нужно:

  • Учесть какие профессии и специальности нужны в регионе, где вы живете.
  • Учесть особенности ребенка (интересы, склонности, способности, темперамент, черты характера, ощущение, восприятие, представление, память, внимание, мышление, здоровье, самооценка), помочь избрать наиболее привлекательную и подходящую профессию.
  • Подробно изучить эту профессию, выяснить содержание и условия труда, а также требования профессии к человеку, изучить возможности приобретения профессии и перспективы профессионального роста. Дать возможность практически попробовать ребенку свои силы в этой профессии.
  • Сравнить полученные знания о профессии с профессиональными возможностями ребенка, при необходимости посоветоваться с другими (родителями, учителями, врачами, профконсультантами). При соответствии профессиональных возможностей ребенка требованиям предпочитаемой профессии помочь ребенку в профессиональном самоопределении. При отсутствии такого соответствия изучить запасной профессиональный вариант.
  • Выбрав будущую профессию, одобрять настойчивость в реализации профессионального намерения и овладении профессией в совершенстве.

Ошибки при выборе профессии:

  • увлечение внешней или частной стороной профессии;
  • незнание мира профессий, выбор «за компанию»;
  • неумение разбираться в своих способностях

Рекомендации родителям в помощи выбора профессии подростком:

Каждый сам выбирает свою профессию; советы нужно слушать, а решать и поступать по-своему. Осознайте ценность выбора вашего ребенка (для себя и для общества), помогите ему:

  • Изучить профессию и всё, что с ней связано.  

Составьте вместе таблицу профессиональных предпочтений:

- Выбирая профессию, человек выбирает не только способ добывания денег, но и социальную среду, образ жизни. Предложите ребенку подумать над тем, каким требованиям, по его мнению, должна отвечать его будущая работа.

- Составьте максимально подробный список таких требований (уровень заработной платы, характер и условия труда, престижность, занятость, реальное трудоустройство и т. д.).

- Впишите эти пункты в столбцы, а в строки - названия профессий, кажущихся ребенку наиболее привлекательными.

- Заполняя таблицу, сопоставляйте требование и профессию: если они совпадают, ставьте в этой клетке плюс, если нет - минус.

- Проанализируйте, какая профессия набрала плюсов больше всего. Возможно, около этой специальности ребенку и стоит искать свое призвание. Разумеется, такой способ  не самый точный. Но его преимущество в том, что он предлагает школьнику самостоятельно поразмышлять (и может быть, впервые!) над личной системой ценностей, над тем, каким он видит свое будущее.

  • Сориентироваться в конкретной социально-экономической ситуации (потребность, престижность, зарплата и др.).  Принцип «Больше информации»: Активно (вместе с ребенком!) собирайте информацию о рынке труда, о новых и перспективных специальностях. В этом могут помочь ежегодно выпускаемые справочники, профессиональные журналы, а также интернет-сайты. Иногда в подобных изданиях ребенок находит профессию, о существовании которой он не догадывался (и даже не догадывались его родители!). 
  • Понять, когда ребенок говорит «я хочу быть…», что он может и что надо в данных обстоятельствах. Расширяйте знания о профессиональном мире. Чтобы выбирать, нужно знать, из чего выбирать. Между тем, очевидно, что жизненный опыт подростка ограничен, его представления о трудовой деятельности отрывочны, а подчас и нереалистичны. Например, многие старшеклассники утверждают, что собираются стать менеджерами, но на вопрос о том, что это за работа, внятно ответить не могут. Другие смешивают понятия «профессия» и «должность», например заявляют: «Хочу быть начальником!» Кто-то говорит, что любит играть в компьютерные игры, получать информацию из Интернета, поэтому хочет стать программистом. А ведь программист - отнюдь не просто пользователь компьютера. Задача родителя - выступить экспертом, поделиться той информацией, которой он владеет: рассказать, что представляет собой та или иная профессия, какие ограничения она накладывает. можно привлечь друзей и знакомых. Например, если ваше чадо подумывает, не стать ли ему юристом - и среди ваших знакомых как раз таковые имеются, - стоит попросить их пообщаться с вашим ребенком, даже сводить его к ним на работу. Опыт подобного общения может заставить подростка задуматься о том, насколько его представления о выбранной специальности соответствуют действительности 
  • Выделить дальнюю профессиональную цель (мечту), соотнести её с другими жизненными целями (личностными, семейными, досуговыми).  
  • Построить для себя систему ближних и средних перспектив как этапов движения к дальней цели. Если старшеклассник только мечтает, а ничего не делает, надо помочь ему составить конкретный план, обсудив, сколько времени у него есть и что необходимо успеть.
  • Учесть при выборе не только профессию, но и связанный с ней образ жизни и подходящий вид деятельности.  

- Принцип «От слов - к делу!» Не стоит ограничиваться только рассказами и разговорами. Все мы знаем, что подростки довольно скептически относятся к мнению взрослых, особенно родителей. Гораздо важнее непосредственный опыт. Если ребенка заинтересовала какая-то профессия, предложите ему «порепетировать» ее в профильном кружке, секции, классе. Задача в приобретении начального профессионального опыта, в оценке специальности «изнутри».

- Полезно предложить ребенку поработать на осенних или зимних каникулах, выбрав какое-то конкретное занятие. 

-В институт - на экскурсию. Неплохо сводить ребенка на «день открытых дверей» в вуз - и желательно не в один. Не придавайте таким походам чрезмерное значение - ведь совсем не обязательно, что именно здесь ваш отрок захочет провести свои студенческие годы. Идите в вуз просто как в музей - посмотреть, пообщаться, прочувствовать «мое - не мое».

- Чтобы выбрать профессию, необходимо не только разбираться в мире существующих профессий, но прежде всего познать себя - свои личностные качества, способности, стремления. Карьерных высот человек скорее добьется в том деле, которое, с одной стороны, ему интересно, а с другой - соответствует его способностям. Например, дизайнеру важно иметь зрительную логику и образное мышление, журналисту - умение замечать детали и связно излагать мысли, инструктору по фитнесу - физическую подготовку и организаторские способности и т. д..

  • Не бояться поиска, риска, смело исправлять ошибки, возвращаться с неправильно избранного пути и найти в случае необходимости  резервный вариант на случай неудачи по основному направлению. Помогите своему ребенку подготовить «запасной вариант» на случай неудачи на выбранном пути. Обсуждайте альтернативы! Говоря с ребенком о будущей профессии, не зацикливайтесь на одном варианте. Как правило, сам подросток о запасном аэродроме не задумывается, поэтому для родителей важно поставить перед ним вопрос: что он будет делать, если ему не удастся реализовать намеченное? Наличие альтернативы позволяет снизить у ребенка напряжение и тревогу. Можно спросить прямо: «А чем ты собираешься заниматься, если у тебя не получится стать экономистом?» А можно обсуждать эту проблему применительно к третьим лицам: «Представляешь, Андрей всю жизнь мечтал стать футболистом, готовился к спортивной карьере, но получил травму, и ему пришлось уйти. Теперь он думает, кем быть».
  • Осознать трудности (внешние и внутренние) на пути к намеченным целям.
  • Наметить (спланировать) пути и средства преодоления трудностей.

Таким образом,  выбор профессии – это важный шаг в жизни подростка, в то же время  сложный, но интересный процесс, включающий в себя разные аспекты, которые необходимо учесть. Необходимо помнить о том, что выбор профессии часто вызывает серьезные сомнения и трудности у  подростков, т.к.  в 14-16 лет они психологически еще не готовы сделать выбор самостоятельно. Потому нуждаются в помощи взрослых. При этом следует понимать, что если подростку кажется, что профессию он выбрал не сам, то и воспринимать дальнейшую учебу и освоение профессии он будет как скучную  и тягостную обязанность. Поэтому важно: не  сняв полностью ответственность за совершаемый выбор с ребенка сделать так, чтобы у него сложилось ощущение, что это он так решил.

Составитель:

педагог-психолог МБОУ «СОШ №48»

 Шевелева В.А.



Предварительный просмотр:

КАК ПРАВИЛЬНО ОБЩАТЬСЯ С ПОДРОСТКОМ

Подросток.… Уже не маленький ребенок, но еще не взрослый человек. Взрывные, неуправляемые, неуравновешенные – это все о них, о подростках. Ласковый и внимательный сын вдруг на глазах своих родителей превращается в колючего циника.

Необходимо понимать, что грубость подростка – это своеобразная реакция защиты, позволяющая ему скрыть свои слабые стороны, преодолеть стеснительность и неловкость.

Родители в этот непростой период должны запастись необыкновенным терпением и проявить чудеса мудрости. Чтобы сохранить искренний диалог с ребенком, надо постараться услышать его. Ведь самый уязвимый, ранимый и беззащитный член вашей семьи – это ваш собственный ребенок-подросток.

Как правильно общаться с подростком, если кажется, что все силы просто на исходе?

  1. Проведите мысленную границу между своими эмоциями и словами для сохранения диалога и мира в семье. Говорите доброжелательно, вежливо и тихо. Приглушенный голос обычно заставляет собеседника остановиться и прислушаться.
  2. Проявите выдержку и не отвечайте на грубость подростка родительской грубостью, не переходите на крик, объясните, что он перешагнул черту.
  3. Критикуйте его поведение, а не личность ребенка. Он должен четко понимать, что лишение его карманных денег или запрет на посещение дискотеки – прямое следствие его непозволительного отношения к взрослым. В противном случае его оскорбительное поведение будет казаться ему нормой.
  4. Не допускайте рукоприкладства по отношению к подростку, чтобы ни случилось. Этим вы никогда не завоюете доверие подростка, а вот стать врагами - можете.
  5. Если при общении с вами ребенок ведет себя вызывающе, то предложите ему перенести разговор на более поздние сроки. Дайте ребенку успокоиться, остыть и подумать над своим поведением. У вас также появятся свободные минуты, чтобы осмысленно подготовиться к предстоящей беседе.
  6. Говорите с подростком на равных, дайте почувствовать свою значимость. Родителям вовсе не стоит переходить на молодежный сленг, чтобы завоевать авторитет у своего ребенка. Легкоранимый подросток может усмотреть в этом попытки оскорбления, насмешку. А последствия реакции подростка предсказать невозможно.
  7. Будьте внимательны и не отвлекайтесь, когда подросток чем-то делится с Вами. Согласитесь, он не так уж часто чем-то с вами делиться. Отложите все ваши важные дела и поговорите с ним.
  8. Делайте замечания только наедине, спокойным тоном и объясняя, что именно не устраивает вас в его поведении или данной ситуации. Не заканчивайте разговор, не найдя компромисс.
  9. Тяжелый подростковый период пройдет, как и все проходит в этом мире. Самое важное для родителей – суметь сохранить теплые и доверительные отношения с ребенком-подростком, который в очень скором времени станет взрослым.

Составила: педагог-психолог

МБОУ «СОШ№48» Шевелева В.А.



Предварительный просмотр:

ПРОФЕССИОНАЛЬНОЕ САМООПРЕДЕЛЕНИЕ СТАРШЕКЛАССНИКОВ:

Рекомендации родителям как помочь в выборе профессии

Помогите старшекласснику:

  • Изучить профессию и всё, что с ней связано.  Выбирая профессию, человек выбирает не только способ добывания денег, но и социальную среду, образ жизни. Предложите подумать над тем, каким требованиям, по его мнению, должна отвечать его будущая работа.  Составьте максимально подробный список таких требований (уровень заработной платы, характер и условия труда, престижность, занятость, реальное трудоустройство и т. д.). Сопоставляйте требование и профессию. Проанализируйте, какая профессия соответствует требованием наиболее всего.
  • Сориентироваться в  социально-экономической ситуации (потребность, престижность, зарплата и др.).  Активно (вместе со старшеклассником!) собирайте информацию о рынке труда, о новых и перспективных специальностях. 
  • Понять, когда ваш сын или дочь говорят «я хочу быть…», что они могут и что надо в данных обстоятельствах.
  • Расширить знания о профессиональном мире. Представления учащихся старших классов о трудовой деятельности отрывочны. Задача родителя - выступить экспертом, поделиться той информацией, которой он владеет: рассказать, что представляет собой та или иная профессия, какие ограничения она накладывает, можно привлечь друзей и знакомых.
  • Выделить дальнюю профессиональную цель (мечту), соотнести её с другими жизненными целями (личностными, семейными, досуговыми).  
  • Построить для себя систему ближних и средних перспектив как этапов движения к дальней цели. Если старшеклассник только мечтает, а ничего не делает, надо помочь ему составить конкретный план, обсудив, сколько времени у него есть и что необходимо успеть.
  • Познать себя - свои личностные качества, способности, стремления. Карьерных высот человек скорее добьется в том деле, которое, с одной стороны, ему интересно, а с другой - соответствует его способностям.
  • Если заинтересовала какая-то профессия, предложите «порепетировать» ее в профильном кружке, секции, классе.
  • Полезно предложить поработать на осенних или зимних каникулах, выбрав какое-то конкретное занятие.
  • Посетите вместе  «дни открытых дверей» в вузах. Идите в вуз просто как в музей - посмотреть, пообщаться, прочувствовать «мое - не мое».
  • Обсуждайте альтернативы! Помогите подготовить «запасной вариант» на случай неудачи на выбранном пути. Можно спросить прямо: «А чем ты собираешься заниматься, если у тебя не получится стать экономистом?» А можно обсуждать эту проблему применительно к третьим лицам: «Представляешь, Андрей всю жизнь мечтал стать футболистом, готовился к спортивной карьере, но получил травму, и ему пришлось уйти. Теперь он думает, кем быть».

При выборе профессии важно осознать трудности (внешние и внутренние) на пути к намеченным целям и наметить (спланировать) пути и средства преодоления трудностей.

Составила педагог-психолог МБОУ «СОШ №48» Шевелева В.А.



Предварительный просмотр:

ПАМЯТКА ДЛЯ РОДИТЕЛЕЙ

Ребенок агрессивен, если у ребенка в течение полугода наблюдается 4 из 7 особенностей поведения:  

  • Он часто выходит из себя
  • Часто ссорится        
  • Отказывается подчиняться требованиям, выполнять правила поведения
  • Специально раздражает других
  • Постоянно обвиняет окружающих
  • Легко раздражается, злится, негодует
  • Бывает мстительным

Что делать?

  • Показывайте личный пример эффективного поведения, не допускайте вспышек гнева и нелестных высказываний о других людях.
  • Контролируйте собственные агрессивные импульсы. Дети учатся приемам социального взаимодействия, прежде всего, путем наблюдения за поведением окружающих людей (в первую очередь, родителей)
  • Будьте последовательны! Непоследовательность родителей (когда говорят то одно, то другое, или сами не делают как говорят)  приводит к растерянности, озлоблению, агрессии против родителей и других людей.
  • Проявляйте недовольство именно действием, поступком, принимая личность ребенка в целом.
  • Научите ребенка выражать свои враждебные чувства социально приемлемым способом: словом или в рисунке, лепке или при помощи игрушек, или действий, безобидных для окружающих.. Перевод чувств ребенка из действия в слова позволит ему узнать то, что о них можно говорить, а не обязательно сразу давать в глаз.
  • Дайте ребёнку возможность выплеснуть свою агрессию, сместить её на другие объекты (например, поколотить подушку). Предоставляйте  возможность ребенку получить эмоциональную разрядку в игре, спорте и т.д. Можно завести специальную сердитую подушку для снятия стресса. Если ребенок чувствует раздражение, он может поколотить эту подушку
  • Если ребенок капризничает, злится, кричит, бросается на вас с кулаками - обнимите его, прижмите к себе. Когда он успокоится, вы можете поговорить с ним о его чувствах. Но ни в коем случае не стоит читать нравоучения, дайте понять, что готовы его выслушать, когда ему плохо. Пусть ребёнок чувствует, что Вы его любите, цените и принимаете, что он Вам нужен. Не стесняйтесь его лишний раз приласкать и пожалеть.
  • Хвалите  ребенка. Когда дети реагируют должным образом, сделайте все, чтобы закрепить эти усилия. Скажите «Мне нравится, как ты поступил». Не стоит говорить «Хороший мальчик» или «Хорошая девочка». Скажите «Ты доставил мне огромное удовольствие, когда….» Такая похвала позволяет почувствовать, что они могут произвести хорошее впечатление.
  • Сочините вместе с ним рассказ, в котором этот ребенок будет главным героем. Используя картинки, вырезанные из журналов, или фотографии самого ребенка, создайте ситуации, в которых ребенок ведет себя достойно и заслуживает похвалу.
  • Помните,  ребёнок не может измениться к лучшему, если не произойдут необходимые изменения в семье.

Помните, что ребенок – это воплощенная возможность!

Воспользуйтесь ею так, чтобы эта возможность была реализована в полной мере!

Составила: педагог-психолог

МБОУ «СОШ№48» Шевелева В.А.



Предварительный просмотр:

ПАМЯТКА РОДИТЕЛЮ ПЕРВОКЛАССНИКА

  1. Поощряйте самостоятельность и активность ребенка, предоставьте ему возможность действовать самостоятельно. Постарайтесь взять на себя роль консультанта, а не «запретителя». Помогайте ребенку в сложных ситуациях.
  2. Привлекайте ребенка к обсуждению различных «взрослых» проблем. Поинтересуйтесь его мнением по обсуждаемому вопросу, внимательно выслушайте его, прежде чем критиковать. Возможно, в том, что говорит ребенок, есть рациональное зерно. Дайте ему возможность высказаться и тактично поправьте, если он в чем-то ошибается.
  3. Будьте готовы принять точку зрения малыша и согласиться с ним. Это не нанесет ущерба вашему авторитету, зато укрепит в ребенке чувство самоуважения. 
  4. Будьте рядом с ребенком, покажите, что вы понимаете и цените его, уважаете его достижения и можете помочь в случае неудачи. Покажите ребенку способ достижения желаемого и не забудьте похвалить его в случае успеха.
  5. Поощряйте даже самый маленький успех ребенка на пути достижения цели. Это поможет ему укрепить веру в себя, почувствовать себя сильным и самостоятельным.
  6. Отвечайте на вопросы ребенка. Не отмахивайтесь от вопросов малыша, даже если вы неоднократно отвечали на них. Ведь 6—7-летний возраст — это продолжающийся возраст почемучек, ребенку интересно буквально все, его любознательность не знает границ. Возможность получить ответы на все возникающие вопросы дает сильный толчок для интеллектуального и социального развития малыша.
  7. Будьте последовательны в своих требованиях. Если вы что-то не разрешаете ребенку, то стойте на своем до конца. В противном случае слезы и истерики станут для него удобным способом настоять на своем мнении. Следите за тем, чтобы все окружающие предъявляли к ребенку одинаковые требования. Иначе то, что не разрешают папа с мамой, будет очень легко выпросить у бабушки — и тогда все усилия пойдут насмарку.
  8. Подавайте ребенку пример «взрослого» поведения. Не демонстрируйте при нем обиду и раздражение, недовольство другим человеком. Соблюдайте культуру диалога. Помните, что ваш малыш в общении во всем подражает вам, и в его поведении вы можете увидеть зеркальное отражение своих привычек и способов общения.

Составила: Педагог-психолог

МБОУ «СОШ№48» Шевелева В.А.



Предварительный просмотр:

РОДИТЕЛЮ  ВТОРОКЛАССНИКА НА ЗАМЕТКУ

Возрастные особенности второклассников:http://nsc.1september.ru/2002/30/2.jpg

  • Период адаптации ребенка к систематическому обучению, к новым обязанностям, новым отношениям со взрослыми и со сверстниками закончен. Маленький школьник уже хорошо представляет себе, что ждет его в школе.
  • Повышается критичность школьника к себе и к своим поступкам.
  • Возрастает способность ориентироваться на качество результатов своей учебной деятельности.
  • Ребенок упражняет свою волю к достижению учебных целей.
  • Младший школьник теперь ученик, ответственный человек, с ним советуются, с ним считаются.

Трудности, которые могут быть у второклассника

  • Во втором классе у многих детей самооценка в учебной деятельности резко снижается.
  • Возможны проявления неуверенности в себе, связанной с ограниченной возможностью детей оценить результаты своего труда.
  • Возможны конфликты со сверстниками, с одноклассниками,  дети разные по характеру по темпераменту, разная культура речевого и эмоционального общения, разная воля.

Чем помочь ребенку?

  • Обсуждайте проблемы школьных оценок (процесса оценивания), и отметок  и отношение к ним детей. Без помощи взрослых ребенок не в силах верно выделить критерии оценивания своей работы (Почему ему «5» а мне «3»).
  • Не выстраивайте свое отношение к ребенку в зависимости от его успеваемости, от отметок. Верьте в возможности своего ребенка, оказывайте реальную помощь в учебе.
  • Приучайте ребенка к самостоятельности, оказывая помощь в выполнении домашнего задания
  • Эмоциональная поддержка – поможет почувствовать значимость своей деятельности, способствует повышению самооценки ребенка, его уверенности в себе.
  • Постарайтесь создать благоприятный климат в семье для ребенка
  • Помогайте ребенку в формировании адекватной самооценки: Обсуждая прошедший день, спросите: «Ты доволен собой?» Если ребенок себя переоценивает, то обратите внимание на его неудачи. И объясните, как их можно избежать. Если малыш себя недооценил, просто за что-нибудь похвалите его. Так он  научится  правильно оценивать себя.
  • Хвалите ребенка: и при встрече из школы, и после выполнения уроков. Только успех порождает новый успех. Ребенок должен верить в свои силы, знать, что он самоценен.

Составила: педагог-психолог

МБОУ «СОШ№48» Шевелева В.А.



Предварительный просмотр:

НА ЗАМЕТКУ РОДИТЕЛЮ ТРЕТЬЕКЛАССНИКА

Возрастные особенности детей 9 – 10 лет:

Физические

  • Ребенок этого возраста очень активен. Любит приключения, физические упражнения, игры. Используйте прогулки, поездки.
  • Может пренебрегать своим внешним видом. Обучайте ребенка личной гигиене, уходу за своей одеждой, комнатой, приучать к пунктуальности.

Интеллектуальные

  • Нравится исследовать все, что незнакомо. Помогайте ребенку обучаться через исследование. Задавайте свои «почему» 
  • Понимает законы последовательности и последствия. Имеет хорошее историческое и хронологическое чувство времени, пространства, расстояния. Идите (в ответах на вопросы)  дальше поверхностных фактов.
  • Хорошо мыслит и его понимание абстрактного растет. Ставьте вопросы, ответы на которые ребенок сможет найти самостоятельно.
  • Нравится делать коллекции. Собирает все, что угодно. Для него главное не качество, а количество. Предложите ребенку собирать коллекции.
  • «Золотой возраст памяти».  Поощряйте к запоминанию как можно большего количества стихов, обогащающих его словарный запас. Он может знать географию и историю своей малой родины, иметь хорошее представление о хронологической последовательности событий.

Эмоциональные

  • Резко выражает свои чувства. Сначала говорит, а потом думает. Учите самоконтролю:  когда быть серьезным и спокойным, а когда быть веселым.
  • Свободно выражает свои эмоции. Эмоционально быстро включается в споры. Учите терпимости и самоконтролю. Рассматривайте все факты до принятия решения. Учите уважать права и чувства других людей.
  • Начинает развиваться чувство юмора. Желает рассказывать смешные истории. Научите смеяться над собой. Не произносите тех шуток, которые будут оскорблять других людей.
  • Скрытые страхи. Ему хотелось бы выглядеть бесстрашным. Учите свободе от страха, учите понимать конкретные проблемы и преодолевать трудности.

Социальные

  • Ребенок начинает быть самостоятельным. Приспосабливается к обществу вне семейного круга. Ищет группу ровесников того же пола, т.к. для девочек мальчики «слишком шумны и буйны», а для мальчиков девочки «слишком глупы». Учите дружелюбию, не изолировать себя от сверстников.

Духовные

  • Ребенок ищет героев, выбирая тех людей, которых он видит, о которых читает, восхищается теми, кто делает то, что он хотел бы сделать. Желает понравиться выбранным им авторитетам. Познакомьте с детством известных людей.
  • Нравятся захватывающие рассказы. Расскажите захватывающие истории о сверстниках.

Составила: педагог-психолог

МБОУ «СОШ№48» Шевелева В.А.



Предварительный просмотр:

ПАМЯТКА РОДИТЕЛЮ ЧЕТВЕРОКЛАССНИКА

  • Формируйте познавательный интерес и положительную мотивацию учения через систему поощрений успехов, умений, знаний, достижений ребенка.
  • Внимательно относитесь к школьной жизни ребёнка, ненавязчиво оказывайте посильную помощь.
  • Помогайте в конструктивном разрешении конфликтных ситуаций с ровесниками и взрослыми.
  • Необходимо обратить внимание на развитие мыслительных операций: обобщение,  анализ, выявление существенных признаков предметов и явлений, установление логических отношений между понятиями.
  • Тренируйте в играх  устойчивость, концентрацию и переключение внимания. В помощь Вам развивающая литература для занятий с детьми; различные игры и упражнения.
  • Помогайте детям в обогащении словарного запаса: читайте с детьми, чаще используйте в речи современные термины и понятия, давайте им пояснения, многократно повторяйте, используйте в своей речи; при необходимости совместно с ребёнком обратиться за помощью к семейной библиотеке.
  • Поддерживайте и помогайте детям, одобряйте даже за небольшие успехи и достижения, помогайте им взрослеть, постепенно передавая ответственность за какую-нибудь работу.
  • Не бойтесь лишний раз показать свою любовь к сыну или дочери. Это только укрепит их уверенность в своих силах и возможностях и поможет в различных трудных жизненных ситуациях.

Составила: педагог-психолог

МБОУ «СОШ№48» Шевелева В.А.