Организация сопровождения детей с ограниченными возможностями здоровья в условиях реализации инклюзивной практики в дошкольном учреждении.

Алексеева Анна Сергеевна

Каждый ребенок - особенный, это бесспорно. И все же есть дети, о которых говорят «особенный» не для того, чтобы подчеркнуть уникальность способностей, а для того, чтобы обозначить отличающие его особые потребности. На современном этапе сформировалось понимание их проблем, уважение и признание их прав на образование, желание и готовность включить их в детское сообщество, а не спрятать за стенами специального учреждения или оставить дома, сидящим у окна и наблюдающим за сверстниками.

«Образование детей с особыми потребностями является одной из основных задач для страны. Это необходимое условие создания действительно инклюзивного общества, где каждый сможет чувствовать причастность и востребованность своих действий». (Дэвид Бланкет)

 

Скачать:


Предварительный просмотр:

Организация сопровождения детей с ограниченными возможностями здоровья  в условиях реализации инклюзивной практики в дошкольном учреждении.

Каждый ребенок - особенный, это бесспорно. И все же есть дети, о которых говорят «особенный» не для того, чтобы подчеркнуть уникальность способностей, а для того, чтобы обозначить отличающие его особые потребности. На современном этапе сформировалось понимание их проблем, уважение и признание их прав на образование, желание и готовность включить их в детское сообщество, а не спрятать за стенами специального учреждения или оставить дома, сидящим у окна и наблюдающим за сверстниками.

«Образование детей с особыми потребностями является одной из основных задач для страны. Это необходимое условие создания действительно инклюзивного общества, где каждый сможет чувствовать причастность и востребованность своих действий». (Дэвид Бланкет)

Инклюзивное образование - термин, используемый для описания процесса обучения детей с особыми потребностями в общеобразовательных учреждениях.

Идея инклюзивного образования подразумевает, что не ребенок должен готовиться к включению в систему образования, а сама система должна быть готова к включению любого ребенка (Ч.А. Джумагулова).

На сегодняшний день администрация и педагоги нашего дошкольного учреждения принимают детей с особыми образовательными потребностями независимо от их социального положения, физического, эмоционального и интеллектуального развития; создают специальные условия для всех детей,  в том числе имеющих нарушение опорно-двигательного аппарата.

Детям с ОВЗ сегодня не обязательно посещать специальные учреждения, напротив, лучше адаптироваться к жизни они смогут в общеобразовательном дошкольном учреждении. Здоровым же детям это позволяет развивать толерантность и ответственность.

При организации работы с такими детьми перед коллективом нашего учреждения встали следующие задачи:

• создание общего образовательного пространства максимально комфортного для всех дошкольников;

• помощь ребенку с ОВЗ в решении актуальных задач развития, социализации;

• развитие психолого-педагогической компетентности и  психологической культуры педагогов, родителей.

Одним из наиболее важных условий перехода к инклюзивной форме образования является сопровождение и поддержка детей с ОВЗ. Построение эффективной системы сопровождения позволит решать проблемы развития детей внутри образовательной среды учреждения, избежать необоснованной переадресации ребенка внешним службам.

Функции сопровождения в нашем дошкольном учреждении возложены на психолого-медико-педагогический консилиум, который дает возможность педагогам и  специалистам активно взаимодействовать друг с другом.

Деятельность консилиума осуществляется по разработанному плану, включающему в себя три этапа:

  • Подготовительный (октябрь)
  • Промежуточный (декабрь)
  • Итоговый (май)

В течение года проводятся плановые (три заседания согласно этапам работы) и внеплановые заседания консилиума. Внеплановые заседания проводятся по запросам специалистов, организующих коррекционно-развивающую работу с детьми, а также по запросам родителей (законных представителей) воспитанников ДОУ.

Консилиум участвует в разработке индивидуального образовательного маршрута, отслеживает динамику развития ребенка с ОВЗ, в случае необходимости вносит необходимые коррективы. Члены консилиума помогают педагогам в выборе адекватных методов и средств обучения, а также в случае необходимости консультируют родителей.

В нашем дошкольном учреждении индивидуальное сопровождение осуществляется поэтапно:

  1. Сбор и анализ информации о ребенке, имеющем ограниченные возможности здоровья;
  2. Составление ИОМа (индивидуального образовательного маршрута);
  3. Решение поставленных задач;
  4. Анализ ситуации развития ребенка, корректировка дальнейших действий.

При поступлении ребенка, имеющего ограниченные возможности здоровья, в дошкольное учреждение педагоги знакомятся с самим ребенком и его семьей, узнают об особенностях, интересах, сильных и слабых сторонах своего воспитанника, происходит постепенное установление контакта. Изучается медицинская карта ребенка, проводится диагностическое обследование.

Решение о необходимости сопровождения может осуществляться на основании заключения ПМПК, а также по заявлению родителей (законных  представителей) ребенка или педагогов группы с последующим направлением ребенка на ПМПК для определения статуса и образовательной программы.

На основании Положения о работе с детьми, имеющими ограниченные возможности здоровья, в дошкольном учреждении был  разработан  внутренний институциональный  документ -  индивидуальный образовательный маршрут.

Индивидуальный образовательный маршрут – это документ,  регламентирующий и определяющий содержание коррекционно-развивающей деятельности с ребенком,  имеющим  проблемы в психическом и физическом развитии и семьей,  воспитывающей  такого ребенка.

Индивидуальный образовательный маршрут составляется с учетом  особенностей  дошкольника (состояния здоровья, уровня физического развития, особенностей развития психических процессов, уровня усвоения программы), и включает  в себя следующие направления работы:

  • формирование навыков самообслуживания;
  • коммуникативная деятельность;
  • образовательная деятельность;
  • этика отношений.

ИОМ заполняется 1 раз в квартал, исходя из результатов промежуточного диагностирования. С  ним обязательно знакомим  родителей  ребенка с ограниченными возможностями здоровья.

На этом этапе идет последовательная работа с дошкольником по вхождению в социальную жизнь ДОУ, постепенное включение ребёнка в различные образовательные ситуации и режимные моменты. Здесь важно не забывать, что помощь педагогов должна быть разумно дозирована, носить направляющий характер и побуждать ребенка к самостоятельности, необходимо поддерживать ребенка, дать ему возможность почувствовать его успехи.

На протяжении всей работы специалисты и педагоги ведут дневник динамического наблюдения, в котором отслеживают динамику развития ребенка с ОВЗ. Этот документ позволяет объективно оценить возможности ребенка; выявить проблемы, с которыми необходимо работать; сформулировать конкретные задачи в работе с данным ребенком.

В зависимости от результатов промежуточного   обследования педагоги своевременно   вносят изменения в ИОМ, для более качественного  осуществления  образовательного процесса и  действенности его для ребенка,  имеющего ограниченные возможности здоровья.

В 2014 году на базе нашего дошкольного учреждения был проведен открытый показ заседания Психолого-медико-педагогического консилиума в рамках работы проблемной группы «Детский сад – начальная школа», на котором присутствовали представители Отдела развития дошкольного образования и педагоги других образовательных учреждений. С разрешения родителей ребенка с ОВЗ, так же присутствующих на заседании консилиума, показан весь пакет документов на этого ребенка. Опыт работы дошкольного учреждения  с детьми с ОВЗ был представлен на город и получил положительные отзывы.

Представленная организация работы подходит для всех категорий детей, имеющих ограниченные возможности здоровья,  и   способствует:

1. Созданию комфортных условий для нахождения ребенка с ОВЗ в ДОУ;

2. Социализации - включению ребенка в среду сверстников, в жизнь группы, ДОУ, формированию положительных отношений в коллективе сверстников.

3. Помощи в усвоении соответствующих общеобразовательных программ.

4. Обеспечению преемственности и последовательности  разных специалистов в работе с ребенком.

5. Отслеживанию динамики развития ребенка с ОВЗ.

6. Осуществлению взаимодействия с родителями.

В заключение хотелось сказать, что с накоплением практического опыта и повышением теоретических знаний педагогов и специалистов дошкольного учреждения, работа по индивидуальному сопровождению детей с ограниченными возможностями здоровья постоянно совершенствуется.

Завершить хотелось бы словами известного канадского педагога Жана Ванье, основателя гуманитарной организации «Ковчег» для людей с проблемами умственного развития:

  «Мы исключили эту часть людей из общества,

    и надо вернуть их назад, в общество, потому

    что и они могут нас чему-то научить».