Методическая копилка

Мясникова Татьяна Александровна

Русский язык. 2 класс. Тема "Звук [й] , буква Й. Перенос слов с буквой й в середине"

Аннотация к уроку:

Данный урок рассчитан на учащихся вторых классов составлен в соответствии с учебником "Русский язык" под редакцией (Л.Ф.Климанова, Т.В. Бабушкина) с использовании ИКТ (презентация), что способствует развитию интереса у детей к предмету русского языка, т.к. известно что информация воспринимается лучше, если она услышана и увидена. Урок направлен на решение образовательных задач, формирование устойчивой мотивации и познавательных интересов учащихся.

Первый этап урока - мотивационная беседа, минутка чистописания и словарно – орфографическая работа.

Работа со словарным словом герой (определение количества слогов в слове, ударного слога, составление предложения со словарным словом, запись в тетрадь)

Второй этап урока подготовительный - этот этап включает задания по актуализации опорных знаний. (групповая работа: выбрать из предложенного характеристику звука {й} и буквы Й, сравнение с буквой И, звуком {и})

Третий этап урока – изучение нового материала и первичное закрепление умений и навыков.(По наблюдению сформулировать правило переноса слов с буквой Й в середине слова. Работа по учебнику упр. 67.)

Четвертый этап – подведение итогов урока. Рефлексия. Подготовка к выполнению домашнего задания

Домашнее задание дается в конце урока по аналогично выполненным заданиям во время урока.

 

Скачать:


Предварительный просмотр:

Внеклассное мероприятие «Моя малая Родина».

видеофрагмент

Цель: Воспитание гражданской позиции у детей, чувства любви к малой и большой Родине на основе знакомства с историческими, культурными и природными ценностями родного села.

Задачи:

  1. Уточнить и закрепить знания детей о своей малой Родине – селе Большое Фролово, о церкви, о святом источнике, о школе,  о нашем земляке - герое Советского Союза Шафранове П.Г.
  2. Создавать условия для познавательно-поисковой деятельности.
  3. Организовать сотрудничество детей, педагогов и родителей.

Участники : обучающиеся начальных классов, родители и педагоги.

Предполагаемый результат:

Возрастающий интерес детей к исследовательской деятельности.

Умение выражать собственное мнение, анализировать.

Итоговым результатом является деятельность детей, где дети покажут свои знания о родном селе. Учитывается активное участие детей в выставках, конкурсах, спортивно-патриотических мероприятиях.

Приобретение обучающимися навыков социального общения с взрослыми, развитие взаимодействия детей и родителей.

Оборудование:

  • родниковая вода
  • 2 графина
  • 8 чашек
  • 2 папки с материалами о селе
  • Листы А4
  • автоучки
  • Куклы Фрол Б. и Фрол М.
  • Одежда сказочницы
  • Вопросы к структуре Эй Ар Гайд (8 шт.)
  • Билетик на выход (8 шт.)
  • «Синквейн» (2 шт.)
  • Накрытый стол

Гипотеза:

Не следует ждать от детей взрослых форм проявления любви к родному селу, но если в ходе обучения ученики приобретут знания об истории села, достопримечательностях, будут знать имена тех, кто  прославил село, начнут проявлять интерес к событиям жизни села и отражать свои впечатления в продуктивной деятельности, то можно считать, что цель и задачи  выполнены.

Ход мероприятия.

1. Организационный момент. (Включаем музыку)

- Здравствуйте, ребята! – 1мин.

Меня зовут Мясникова Татьяна Александровна, приехала я к вам из села Большое Фролово Буинского района. Я очень люблю свой край, своё село, в котором родилась, выросла и  где живу, по сей день. Сегодня я хотела вам предложить заочное путешествие по нему, надеясь, что вы его тоже полюбите, ведь у этого села очень богатая история и много красивых и памятных мест. (звучит деревенская мелодия)

Люблю мой край…

Как странно это слышать:

Ведь каждый человек свой любит край!

И небо здесь синее, солнце выше,

И в цвет сирени здесь окрашен май!

Дождем и сеном пахнет лето,

Зовет прохладою река…

А осень золотом одета,

Плывут клочками облака.

Морозным утром снег хрустит…

А лес весною  зашумит…

Люблю мой край!

Я много мест видала,

И можно хоть полмира обойти,

Но ближе и родней родного края,

Я думаю, мне больше не найти!

(музыкальная вставка)

3. На фоне музыки голосом сказочницы (в руках  куклы малый Фрол и Большой Фрол): - 0,5 мин.

Давным-давно, по некоторым  источникам до  1679 года, на месте, где расположено ныне наше село, шумели дремучие леса.

Но пришли на это место два брата Фрол Большой – старший и Фрол малый –младший.

- Красотища – то, какая!

- А вода – то золото! Смотри и речка рядом.

- Остаюсь здесь, быть здесь поселению

И поставили братья,  как на Руси водится, крест. И округ креста стали расти избы, но стало братьям тесно. И младший брат переселился чуть дальше и стали эти села называться: Большое Фролово и Малое Фролово.

4.СКАЗОЧНИЦА продолжает: На самом высоком и красивом месте построили церковь,  было это в  1780-х годах. Прошло с тех пор более двухсот тридцати лет. Что только не происходило с ней: и пожар, и разорение. Но на средства сельчан её вновь восстанавливали, перестраивали, пристраивали, и помогали им люди из ближайших деревень: русские, татары, чуваши. Этот храм является одним из старейших и, самым большим деревянным храмом Татарстана. -0,5 мин

Сказочница: Притомились смотрю, сударики, слушать меня. А вы испейте водички, сила у вас прибавится. Ведь вода эта непростая, со  Святого источника взята. Слава о целебной силе этой воды разнеслась далеко за пределы республики.

Ну что, вкусная вода? Пусть она вам силы добавит.

(Песня «Родник»)

А. теперь улыбнитесь партнёру по плечу, возьмитесь за руки , выйдете из – за парт, образуйте живой коридор и поиграем в «Ручеек» .

(Кукла ФРОЛ Б)- Теперь вы понимаете, почему я решил здесь обосноваться?  - 2 мин

Ребята, мы были на окраине села, а сейчас мы отправляемся в центр села. Едем ли на машине, идём ли пешком, нас всегда встречает и провожает воин с оружием в руках: выражение лица никогда не меняется, автомат никогда не стреляет, но мы непроизвольно поворачиваем в его сторону голову. Вы, наверное, догадались, что этот солдат – памятник всем погибшим воинам в годы Великой Отечественной войне.

(звучит фонограмма песни «Журавли»)

В 1975 году в честь 30-летия Победы в центре села был установлен Памятник и разбит Парк Победы. На памятной доске написаны имена 320погибших односельчан, а проводило село на войну более 600своих сынов. Все кто погиб - герои, они отстояли нашу свободу и независимость. Многие были награждены орденами и медалями, но самой высокой наградой – Золотой Звездой Героя – единицы. Среди них уроженец нашего села, генерал-полковник Пётр Григорьевич Шафранов. Наша школа ведёт активную переписку с сыном Героя Советского Союза  Анатолием Петровичем Шафрановым, который проживает в Москве.

Наши ребята прислали Вам подборку материалов о Герое Советского Союза- уроженца села Б.Фролово ,и я предлагаю вам стать редакторами и выпустить газету, посвященную герою. Не забудьте, что каждая газета должна иметь своё название.-1мин

А теперь покажем свои работы.

В данный момент в селе Большое Фролово строится новая школа. Администрация школы ходатайствует  о присвоении ей имени Героя Советского Союза Петра Григорьевича Шафранова. Но старая школа имеет богатую историю, ведь она была построена в далёком 1932 году.   Наши дети  в подарок вам прислали проект «Моя родная школа».

Игра с куклами.

Ответьте на мои вопросы друг другу.

- Понравилось ли Вам наше заочное путешествие?

- Заинтересовала ли вас история села Большое Фролово?

Сейчас в народе проходит Масленичная неделя. В каждом доме пекут блины, ходят в гости, встречают гостей.  Вторник называется Встреча. Я очень рада нашей встречи с вами и угощу вас блинами.



Предварительный просмотр:

Тема: Звук [й] , буква Й. Перенос слов с буквой й в середине.

Видеофрагмент 

 (УМК «Перспектива» Русский язык 2 класс Л.Ф. Климанова, Т.В. Бабушкина)

Тип урока: Изучение нового материала и первичного закрепления знаний.

Цель урока: сравнение согласного звука [й] с гласным звуком [и]; правила переноса слов с буквой Й в середине слова.

Задачи урока:

образовательная: формировать умения различать гласный звук {и} и согласный звук{ й}; познакомить с правилами переноса слова с буквой й в середине слова.

развивающая: развивать мелкую моторику пальцев рук, фонематический слух, внимание, умение организовывать себя на выполнение поставленной задачи.

воспитательная: повышать мотивацию учебной деятельности, воспитывать самостоятельность при выполнении упражнений для закрепления.

Планируемые результаты:

Познавательные умения:

-определять способ деления слова на слоги и обосновывать своё мнение;

-строить речевое высказывание в устной и письменной речи.

Регулятивные умения:

-выполнять учебное задания, используя алгоритм;

-контролировать процесс выполнения учебного задания.

Предметные умения:

-писать орфограммы в новых словарных словах;

-писать слова с буквой й в середине слова, выполняя деление для переноса;

-выполнять звуко-буквенный анализ слова;

-составлять и записывать предложения.

Коммуникативные умения:

-умение работать в паре, группе, формулировать собственное мнение.

Оборудование: компьютер, проектор для демонстрации презентации к уроку.

Структура урока

№ п/п

Этапы урока

Деятельность учителя

Деятельность учащихся

Цифровые ресурсы

Используемые методы. Результаты этапа

1.

Организационный момент.

Приветствие учащихся.

Приветствие учителя.

Полная готовность класса и оборудования, быстрое включение учащихся в деловой ритм.

2.

Психологический настрой

Громко прозвенел звонок,

Начинается урок.

Слушаем, запоминаем,

Ни минуты не теряем.

Улыбнитесь друг другу, пожелайте хорошего настроения. Я надеюсь, что ваше хорошее настроение не покинет вас в течение всего урока.

Хором читают.

Положительный эмоциональный настрой.

3.

Чистописание

Открываем тетради, записываем число. Наша минутка чистописания. (ии йй ой ей ие ые

Май майка герой)

- Обратите внимание на наклон буквы и расстояние между элементами. (обращаю внимание на посадку уч-ся при письме)

Записывают дату и вид работы.

Дети выполняют работу

 

3.

Словарно – орфографическая работа.

Прочитайте  слова. Правописание какого слова мы должны  записать в наш словарик, запомнить и  почему?

Сколько в этом слове слогов, букв и звуков? Поставьте в слове ударение.

Составьте со словом герой предложение. Лучшее запишем в тетрадь.

Ответы детей: Слово герой, потому что в этом слове есть безударная буква е, которую нельзя проверить.  

Дети проводят звуко-буквенный анализ слова.

Работа в группе: дети составляют предложения, обсуждают и лучшее записывают в тетрадь.

4.

Постановка проблемы

Подготовить к восприятию нового материала.

Формулирование темы урока.

Побуждение к проблеме

Пока вы записывали свои предложения в тетради, к нам в гости пришёл сказочный герой. Кто это?

Но почему он такой расстроенный? Что случилось?

Что ж проверим.

Как сформулируем тему своего урока? Что будет являться целью урока?

Где в слове может находиться буква й?

Приведите примеры этих слов.

На какую букву похожа буква й? В чем же сходство и различие букв й, и? Обоснуйте свой ответ.

Буква и краткое даёт звук [й]. Задание: из данных характеристик выбрать только характеристики буквы й и звука [й]. Работаем в группе.

Ответы детей.

-Незнайка!

-Незнайка неправильно написал свое имя, и балалайка у него тоже не заиграет. В этих словах пропущена буква й.

-В начале слова, в середине, в конце.

-Йогурт, хозяйка, май

-Сходство в написании. Различие в том, что буква й-согласная и не может образовать слог, а буква и – гласная и она может образовать слог.

Групповая работа: из предложенных карточек дети выбирают правильные, обсуждают и дают ответ.

Слайд № 1.

Слайд №2

Слайд №3

Слайд №4,5

Методы: проверка и коррекция знаний основных понятий темы, а также практических умений переносить слова.

Результаты: 

1. Оптимальность сочетания контроля, самоконтроля и взаимоконтроля для установления правильности выполнения задания и коррекции пробелов

2. Актуализация ранее изученных знаний, которые будут востребованы на данном уроке.

5.

Практическое задание на новый материал.

 Молодцы. Незнайка приглашает нас в космос. Он хотел взять с собой некоторые вещи, но его не пропускают, указывая на то, что есть лишний предмет. Помогите ему его найти, свой ответ обоснуйте.

У Незнайки новая беда, его слова рассыпались, но видимо неправильно. Так как в космос его пока не пускают, а он не знает, как будет правильно.

Свой ответ запишите в тетради.

 Незнайка вас благодарит за помощь и спокойно улетает в космическое пространство. А мы с вами тоже отдохнём, немного разомнемся, потанцуем вместе с любимыми героями мультфильмов

Дети из предложенных слов находят лишнее. Обоснование: слово ручка лишнее, так как в нем нет буквы й.

Фронтальная работа. На слайде слова за-йка, май-ка, ле-йка, мой-ка, ча-йка.

Дети записывают слова в тетрадь, проверяют по слайду.

Определяют тему:                « Перенос слов c й в середине». Определение цели: Научиться переносить слова с й в середине слова.

Слайд №6

Слайд №7

Слайд №8

Слайд №9

Методы:

1. Эвристическая беседа с учениками.

2. Совместный  анализ рассуждений учеников, подвести учеников к правилам переноса.

Результаты:

1.  Возникновение у учеников внутренней потребности включения в учебную деятельность.

6.

Музыкальная физкультминутка.

Кто назовет тему нашего урока в целом?

Определяют тему:                « Звук [й], буква Й. Перенос слов c й в середине». Определение цели: Научиться переносить слова с й в середине слова.

7.

Первичное усвоение материала. Работа по учебнику.

Применение нового знания

Самостоятельная работа над  новым материалом

Включение каждого ученика в работу

Домашнее  задание

Кто сможет сформулировать правило о переносе слов с буквой й в середине?

 В каком источнике мы можем проверить наше предположение?

Откройте учебники на странице 52. Прочитаем правило.

Работа с упражнением  № 68 на стр53.

Проверим выполнение упражнения у своего соседа.

Кто сможет нам еще раз напомнить правило переноса слов с буквой й в середине?

У вас на партах лежат тесты, самостоятельно ответьте на вопросы теста, помня о том, что выбрать нужно один ответ.

Дом. зад. Упр.67 на стр52

Ответы детей

Чтение правила.

Самостоятельная работа.

Взаимопроверка.

Рассказывают правило.

Записывают задание в дневник.

Методы:

практическая работа (перенос слов)

Результаты: Самостоятельное выполнение заданий, требующих применения знаний в знакомой и измененной ситуации

Результаты:

Реализация необходимых и достаточных условий для успешного выполнения домашнего задания всеми учащимися в соответствии с актуальным уровнем их развития.

Межпредметная связь. Расширение кругозора.

Результаты:

Реализация необходимых и достаточных условий для успешного выполнения домашнего задания всеми учащимися в соответствии с актуальным уровнем их развития.

12.

Итоговая рефлексия

Оценим свою работу.

Я очень довольна вашей работой. В память о нашем уроке мы тоже отправимся  в космос.

Дети с помощью смайликов оценивают свою работу.

Слайд №10

   

 Приложение №1

Тест

1.При переносе буква й….

М) остается со слогом на строке;

Н) переносится на другую строку.

2.Выберите верный вариант переноса слова шейка:

А) ше-йка;

О) шей-ка.

3.В какой из строчек верно дана фонетическая характеристика звука [й]:

Л)согласный, мягкий, звонкий;

М)согласный, мягкий, глухой.

4.Тема нашего урока:

Х) перенос слов;

Ц) перенос слов с й.                     


Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

НЕЗНАКА БАЛАЛАКА

Слайд 2

НЕЗНАЙКА БАЛАЛАЙКА

Слайд 3

Звук [й’] и буква Й. Перенос слов с буквой й в середине слова.

Слайд 4

зайка, майка, лейка, мойка, чайка, ручка Найдите лишнее слово!

Слайд 5

ПОМОГИТЕ! За-йка, май-ка, ле-йка, мой-ка, ча-йка

Слайд 6

зай-ка мой-ка чай-ка лей-ка май-ка

Слайд 7

СПАСИБО !!!



Предварительный просмотр:

Урок математики в 3 классе (УМК "Перспектива" Г.В.Дорофеев, Т.Н.Миракова)

Тема: "Обозначение геометрических фигур".

ВИДЕОУРОК 1 ЧАСТЬ

ВИДЕОУРОК 2 ЧАСТЬ 

Тип урока:  Урок первичного предъявления новых знаний        

Цель: изучение обозначения геометрических фигур заглавными латинскими буквами.

Задачи:

образовательные:  

-познакомить с заглавными латинскими буквами для обозначения геометрических фигур: отрезков, лучей, прямых, многоугольников;

развивающие:

-развивать умения анализировать, сопоставлять, сравнивать, логически мыслить;

воспитательные: 

-совершенствовать навыки общения.

Планируемые результаты:

Познавательные умения:

— использовать в обозначении геометрической фигуры буквы латинского алфавита.

Регулятивные умения:

— выполнять учебное задание, используя порядок обозначения геометрических фигур;

— выполнять взаимопроверку и корректировку учебного задания.

Коммуникативные умения:

— формулировать в рамках учебного диалога понятные для партнёра высказывания, используя термины.

Предметные умения:

-чертить и обозначать латинскими буквами геометрическую фигуру;

- читать и писать название геометрической фигуры.

Формы деятельности:

-фронтальная

-индивидуальная

-парная

Формы обучения:

-деятельностный способ обучения

-практикум

Оборудование: презентация, компьютер, учебник "Математика 3 класс Г.В. Дорофеев, Т.Н.Миракова" 1 часть, "Рабочая тетрадь по математике" 1 часть.

2.Технологическая карта занятия

Этап   урока

Деятельность учителя

Деятельность учащихся

УУД

1.Самоопределение к деятельности

(орг.момент)

(психологический настрой)

Настрой на работу

Прозвенел и смолк звонок,

Вас ждет интересный, полезный урок,

Чудесным пусть будет у вас настроение,

Легко и свободно дается учение.

А теперь потрите ладошки так, чтобы они стали горячими. Быстро передайте тепло соседу по парте, соединив свои ладошки с ладошками товарища. Пусть тепло вашей души поддерживает вас и  помогает вам.

Подготовка класса к работе.

1 слайд: улыбающееся солнышко

Личностные: самоопределение;

Регулятивные: целеполагание;

Коммуникативные: планирование учебного сотрудничества с учителем и сверстниками

2.Актуализация знаний и фиксация затруднения в деятельности

Выявляет уровень знаний.

Определяет типичные недостатки

 1.проверка устного сложения и вычитания в пределах от 0до100.

1.логическая цепочка  (54-30+6+9+40-7-50+8)

2.решение примеров : (46+30, 60-20, 45+4, 60-4, 76+6, 60-24)

3.определение правильного решения задачи

У волчицы пять волчат

У лисицы пять лисят

Малыши играют дружно

Обижаться им не нужно

Кто ответит всех быстрей

Сколько будет малышей?   (5х2   2х5   5х3)

2 -4 слайд:

Коммуникативные : планирование учебного сотрудничества с учителем и сверстниками

Познавательные: логические-анализ объектов с целью выделения признаков

3.Постановка учебной задачи

4. Построение проекта выхода из затруднения

Активизация знаний учащихся и создание проблемной ситуации

Проводится подготовительная работа к изучению обозначения геометрических фигур заглавными латинскими буквами и умению их называть.

Расставьте в тетради точки как показано на доске. Соедините их отрезками. Одинаковые ли у вас получились фигуры? Почему?

Дело в том, что мы не договорились, по какому правилу будем соединять точки. И это было невозможно сделать, так как все точки одинаковые. Во 2 классе мы обозначали геометрические фигуры буквами русского алфавита.

Организация учащихся на исследование проблемной ситуации

Как вы думаете сможет назвать вашу фигуру ваш ровесник из другой страны? Почему?

Математики всего мира условились называть геометрические фигуры заглавными буквами латинского алфавита. Поэтому читают, записывают геометрическую фигуру только заглавными буквами латинского алфавита. Ими обозначают точки, отрезки, прямые, вершины углов и многоугольников.

6-8 слайд : 

9 слайд  

Учащиеся делают первые выводы.

Регулятивные: целеполагание;

Познавательные (Логические): анализ с целью выделения признаков

Регулятивные: планирование , прогнозирование;

Логические- решение проблемы, выдвижение гипотез и их обоснование;

Коммуникативные- инициативное сотрудничество в поиске и выборе информации

Музыкальная физминутка

презентация

5. Первичное закрепление

Устанавливает осознанность восприятия. Первичное обобщение.

Прочитайте названия представленных фигур.(треугольник АВС, отрезок PS, луч ОВ, пятиугольник DSTEM)

Как правильно читать геометрические фигуры?

-луч начинай читать с точки, обозначающей его начало;

-«имя» отрезка читают слева направо

-«имя» многоугольника начинают читать с нижнего угла по часовой стрелке.

Работа по учебнику стр.35 №2 (устно прочитать названия фигур, обсуждение в парах)

Учащиеся читают названия геометрических фигур сначала на доске, затем работают в паре по учебнику стр.35 №2

11 слайд

12-15 слайд

16 слайд

Регулятивные:контроль, оценка, коррекция;

Познавательные: умение осознанно и произвольно строить речевое высказывание, рефлексия способов и условий действия;

Коммуникативные: управление поведением партнёра- контроль, коррекция.

6.Самостоятельная работа с самопроверкой по эталону

Организация деятельности по применению новых знаний

1.Начертите в тетради 3 любые фигуры и дайте им имя, проверьте друг у друга.

2.решение задачи по «Рабочей тетради» стр.25 №4(2)

3.запись примеров на сложение и вычитание столбиком и их решение.

 

Самостоятельная работа со взаимопроверкой.

20 слайд

Один записывает решение задачи на доске.

Индивидуальное решение на доске, проверка по готовым ответам

Регулятивные: контроль, оценка, коррекция, выделение и осознание того.что уж усвоено и что ещё подлежит усвоению;

Личностные: самоопределение

7. Рефлексия деятельности

(итог урока)

Организация рефлексии

Незнайка тоже работал и вот результат, проверьте Незнайку – правильно ли он обозначил свои фигуры, обоснуйте свой ответ.

Какие правила мы с вами дадим Незнайке, чтобы он никогда не делал такие ошибки?

У вас на столах лежат смайлики разного цвета. Выберите тот смайлик, как вы чувствуете себя по окончанию сегодняшнего урока.

На оборотной стороне смайлика вы увидите домашнее задание (разно уровневое)

Задание вы найдете в рабочей тетради- это аналогичные задания тем, что мы решали в классе.

Оценивание учащихся

18 слайд

1. фигуры обозначаются заглавными латинскими буквами

2.буква записывается около точки.

Вы считаете, что урок прошёл для вас плодотворно, с пользой. Вы научились и можете помочь другим

Вы считаете, что запомнили как обозначаются геометрические фигуры, но вам ещё нужна помощь.

Вы считаете, что было трудно на уроке.

Вот и кончился урок,
Он пошёл, надеюсь, впрок.

Самооценка результатов деятельности

Коммуникативные: умение с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли;

Познавательные : рефлексия;

Личностные : смыслообразование