Учитель года 2017
Учитель года
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
ЕССЭ «Я – учитель» | 17.78 КБ |
Представление педагогического опыта | 132 КБ |
Предварительный просмотр:
Эссе
«Я – учитель»
Кобзев Владимир Юрьевич,
учитель физической культуры
МОУ «СОШ № 6» г. Саранска
Важнейшим условием, повышающим работу памяти,
является здоровое состояние нервов,
для чего необходимы физические упражнения.
К.Д. Ушинский
Приходит время, когда человек задумывается над смыслом жизни, самоутверждает себя как личность.
Для меня педагогика- не только профессиональный выбор, но и осознание собственной жизненной позиции. Жизнь- это главный учитель. Каковы ценности, мотивы у человека, такова и жизнь. Важно принимать собственные решения, сопоставлять и взвешивать, делать выводы, руководствуясь жизненными уроками и уроками судьбы. Эти знания насыщают мою душу, открывают новые возможности к самореализации.
Чем больше я работаю, тем больше понимаю, что вершины педагогического мастерства не существует. Постигая одну истину, стремлюсь к другой. Поэтому я в постоянном поиске педагогических решений.
Чтобы стать истинным учителем, нужно быть человеком, который умеет заражать детей своими эмоциями и чувствами, чтобы каждое сказанное им слово стало для них значимым, весомым. Настоящим учителем может быть человек, нравственно чистый и умеющий вложить основы нравственности в развивающуюся личность ребенка, верящий в способности ученика, служащий их раскрытию, человек с богатым внутренним миром, находящийся в гармонии со своей душой и совестью, умеющий искренне любить детей, понимающий, что такое добро и зло.
По-разному приходят в школу учителя. Кто-то претворяет в жизнь детскую мечту, кто-то продолжает семейную династию, а у кого-то это желание быть похожим на своего учителя. Моей путеводной звездой стал мой учитель физкультуры Моисеев Юрий Владимирович, который зажег в моей душе неугасаемое желание стать похожим на него, прожить жизнь в окружении детей.
Что же такое урок физкультуры? Для меня это время, отведенное на общение с детьми, но общение необычное: через движение к положительным эмоциям. Урок физкультуры – это урок, где сухие строки учебной программы превращаются в удивительные минуты, когда можно раскрыть талант ученика. Радостно наблюдать за изменением настроя ребят, когда они входят в спортивный зал. Уходят на второй план неудачи, забывается двойка по математике или русскому языку, глаза радостно сияют в предчувствии того, что можно прыгать, бегать, заниматься физическими упражнениями, подвижными и спортивными играми. И за это только похвалят!
Урок физической культуры – это фрагмент естественной жизни детей, так как в движении дети растут, познают мир. Движение укрепляет их, а главное, несет здоровье и радость. Это и есть главная цель уроков физкультуры. Важно понять ученика, вникнуть в его душу, познать его интересы и желания. Только так на протяжении всего обучения можно держать его в постоянной увлеченности физической культурой. Дать ученику возможность поверить в себя. Ведь именно недостаток веры уничтожает инициативу, становится преградой для счастья, на пути реализации возможностей человека, барьером для развития. Нельзя допускать, чтобы дети чувствовали себя слабыми, они могут свыкнуться с этой мыслью навсегда. Полное доверие. Стараюсь только направлять деятельность учащихся, давая какое – либо задание, а они уже сами работают над совершенствованием техники. В этом ли не радость, ведь они осознают, что добились этого сами.
Главным направлением в своей работе я считаю реабилитацию и сохранение здоровья всех учеников: и вполне здоровых, и нуждающихся в этом, поскольку здоровье – это не только отсутствие болезней, а состояние полного физического, духовного и социального благополучия.
Премьер- министр Российской Федерации Д. Медведев в обращении к учителям России сказал: «Главная задача современной школы – это раскрытие способностей каждого ученика, воспитание личности, готовой к жизни в высокотехнологичном, конкурентном мире». Действительно, современный ребенок с новыми технологиями обращается на «ты». Этот интерес детей нужно использовать в преподавании, применяя инновационные методы. В конкурентном мире современный учитель должен быть креативным, то есть способным создавать новое, коммуникативным, компетентным, шагать в ногу со временем.
И в этом плане мой предмет уникален. Он обеспечивает овладение учащимися важными знаниями о человеке, его развитии, решает задачи воспитания необходимых ему двигательных навыков. Поэтому для меня урок – это не погоня за результатами, а кропотливая работа над укреплением здоровья детей. Не навредить здоровью детей. Именно этот принцип считаю самым важным. Ребенка лучше «не догрузить» физическими упражнениями, чем «перегрузить». Нельзя давать ребенку чувствовать, будто он хуже других, нельзя унижать его достоинство. А вот согреть каждого, не оставить никого в тени, быть мудрым, очень осторожно и бережно помочь раскрыться, вселить в каждого ребенка уверенность, помочь в преодолении трудности и гордиться его успехом – задача каждого учителя и лично моя. Я уверен, что интерес ребенка нужно подкреплять, совершенствуя методы и приемы обучения физкультуре через соревновательную деятельность.
В своей педагогической деятельности я стараюсь найти подход к каждому ребенку, помочь ему развить способности, да и самому нельзя стоять на месте, останавливаться на достигнутом. Я уверен, что учитель – это не просто профессия, это образ жизни. Быть всегда в самой гуще детей, жить их жизнью, их интересами, зажигать в их душах стремление постичь секреты и красоту, таинство физической культуры. Это и есть смысл моей жизни. Думаю, что многим моим ученикам пригодится в жизни умение преодолевать трудности, способность радоваться в жизни не только своим, но и чужим успехам, огорчаться, но не отчаиваться. Считаю, что сумел наполнить их жизнь радостью, помог ощутить ее ценность и полноту. Это и есть мое учительское счастье.
Предварительный просмотр:
КОНКУРСНОЕ ЗАДАНИЕ «МЕТОДИЧЕСКИЙ СЕМИНАР»
Кобзев Владимир Юрьевич
МОУ «Средняя общеобразовательная школа №6»
«Развитие двигательной активности обучающихся посредством подвижных и спортивных игр в условиях реализации ФГОС».
1. Актуальность и перспективность опыта
Движение — это жизнь! Движение — это огромная радость,
которая появляется от удовлетворения естественной потребности
ребенка в двигательной активности, от познания им
окружающего мира, от сознания, что тело
подчинено разуму и воле.
И. И. Мечников
Согласно Федеральным государственным образовательным стандартам второго поколения основой образования по физической культуре является двигательная (физкультурная) деятельность, которая непосредственно связана с совершенствованием природы человека.
В рамках школьного образования активная физкультурно-спортивная деятельность дает школьникам возможность более полно и глубоко познать себя, свои способности и недостатки, сформировать и развить не только физические кондиции, но и разнообразные психические качества, эстетическую и нравственную культуру, культуру общения.
Проблема сохранения и укрепления здоровья детей, их психофизического развития является в настоящее время самой актуальной и приоритетной для большинства образовательных учреждений в нашем городе. Это не случайно, так как современная социально-экологическая обстановка, тотальное влияние информационных технологий, гиподинамия являются неблагоприятными факторами для развития детского организма. В то же время к ребенку предъявляются завышенные требования к обучению со стороны педагогов и родителей, что способствует его переутомлению, нервному перевозбуждению и формированию малоподвижного образа жизни. Поэтому развитие физических качеств обучающихся - одна из актуальных задач, стоящих перед учителем физической культуры.
Очевидно, что решение этой задачи, возможно, осуществить посредством подвижных и спортивных игр. И это, на мой взгляд, представляет определенный как научно-теоретический, так и прикладной интерес в совершенствовании системы физического развития детей.
Спортивные и подвижные игры являются эффективным средством физического развития и поддержание высокой работоспособности, успешного роста и развития детей, а также ранней профилактики различных заболеваний.
2.Условия формирования ведущей педагогической идеи.
Ведущая педагогическая идея опыта работы заключается в разработке и создании необходимых условий для развития двигательных качеств у школьников на уроках физической культуры и во внеурочных занятиях при помощи спортивных и подвижных игр с мячом.
Игры с мячом пользуются у детей наибольшей популярностью, и это неудивительно, так как мяч – это один из спортивных инвентарей, который доступен и может использоваться как в самостоятельной, так и в совместной деятельности детей в помещении и на улице. Для детей мяч - это привлекательный «снаряд», символизирующий приобщение к спортивным играм: волейболу, баскетболу, футболу.
В работе с детьми школьного возраста формируются разнообразные действия с мячом: бросание, ловля, катание, метание, способствующие развитию глазомера, координации, ловкости, ритмичности, согласованности движений, а так же совершенствуют пространственную ориентировку. Действия с мячами различного объема развивают не только крупные, но и мелкие мышцы, увеличивают подвижность в суставах пальцев и кистях, усиливают кровообращение. Они укрепляют мышцы, удерживающие позвоночник, и способствуют выработке хорошей осанки.
Опыт моей работы показал, что спортивные игры « Волейбол», «Баскетбол», предъявляют высокие требования к функциональным возможностям обучающихся. С помощью данных игр осуществляется развитие двигательных качеств и прежде всего быстроты, ловкости, силы, выносливости. Под влиянием игровых условий происходит совершенствование двигательных навыков. Развивается способность к сложной комбинаторике движений. Регулярное включение данных видов игр в учебный и внеурочный процесс помогают сократить установленные периоды развития физических качеств.
3.Теоретическая база опыта.
Теоретическая база опыта основывается на положениях ученых, методистов-исследователей, учителей- практиков.
Некоторые ученые (Коробейников А.Н., Михеев А.А., Николенко И.Т.) наглядно показали невозможность всестороннего развития человека только посредством физических упражнений. «…Для сохранения здоровья и высокого уровня физических качеств школьникам необходим двигательный режим, в который должны входить не только физические упражнения и специальная гигиена и диета, но и развивающие ловкость спортивные и подвижные игры для развития таких качеств, как сообразительность, смекалка, точная координация движений, ловкость».
В.И. Лях и А.А. Зданевич считают, что широкое применение подвижных и спортивных игр в различных разделах программы и выделение их в игровой деятельности способствует развитию двигательных качеств. Многообразие двигательных действий, входящих в состав подвижных игр, оказывает комплексное воздействие на совершенствование координационных и кондиционных способностей, на совершенствование, прежде всего естественных движений, элементарных игровых умений.
Клименко В.И., Ивукина И.В., Никифоров А.А., Сытюк Т.Л. рекомендуют использование в вариативной части программного материала подвижные, спортивные игры с мячом.
В своей работе по развитию физических качеств в подвижных и спортивных играх я пользуюсь:
- Комплексной программой по физической культуре 1-11 классы Авторы: Лях В.И., Зданевич А.А.
- Учебное пособие. Спортивные игры. Совершенствование спортивного мастерства. Под редакцией Ю.Д. Железника, Ю.М. Портнова.
- Учебник. Физическая культура 5-7 классы. Под редакцией: М.Я.Виленского.
- Методическое пособие. Библия баскетбола. 1000 баскетбольных упражнений. Авторы: А. Я. Гомельский
- Электронная библиотека (мастер-классы ведущих тренеров России и мира: С.Г. Еремина, Е.Я. Гомельского, Э. Мессины)
- Интернет-ресурсами
Таким образом, во всех названных работах методика проведения уроков физической культуры связана с использованием подвижных и спортивных игр для развития двигательной активности.
4.Технология опыта. Система конкретных педагогических действий, содержание, методы, приёмы воспитания и обучения.
Педагогический опыт учителя физкультуры – это его собственные соображения и выводы по поводу развития физических качеств соответственно возрасту обучающегося. Без этого его личность нельзя признать всесторонне развитой. «Этот процесс возможно осуществить только посредством физических упражнений – многократного повторения заданного двигательного действия».
Цель данного опыта заключается в повышении двигательной активности детей школьного возраста в процессе овладения навыками игры с мячом посредством использования подвижных и спортивных игр.
Основными задачами достижения поставленной цели являются:
- Совершенствование навыков владения мячом через организацию подвижных и спортивных игр в совместной и самостоятельной деятельности с обучающимися.
- Активизация двигательной активности детей с помощью игр и игровых упражнений с мячом.
- Воспитание потребности к самостоятельным занятиям физической культурой и спортом;
- Привлечение родителей обучающихся для участия в совместных спортивных мероприятиях.
Для достижения поставленных задач в МОУ «СОШ№6» созданы соответствующие условия:
- Два спортивных зала, оснащенные физкультурным и спортивно – игровым оборудованием, позволяющие добиться положительных результатов в развитии двигательной активности обучающихся, способствующие ознакомлению детей с разными видами мячей и способами игры с ними.
- при организации совместной и самостоятельной деятельности обучающихся, активно используются спортивные и подвижные игры с мячом, позволяющие обогатить двигательный опыт ;
- разработана система внеурочных мероприятий, с учетом возрастных особенностей детей, состояния их здоровья.
Технология данного опыта обеспечивается через внедрение эффективных педагогических технологий, средств и форм обучений. Я применяю на уроках следующие педагогические технологии:
- технология дифференцированного физкультурного образования;
- информационно-коммуникативные технологии;
- здоровьесберегающие технологии;
- деятельностные технологии обучения;
- проектная деятельность;
- игровые технологии;
- технология личностно-ориентированного обучения.
Основными формами занятий физическими упражнениями в школе являются: урок физической культуры, физкультурно-оздоровительные мероприятия в режиме дня, внеурочная физкультурно-оздоровительная и физкультурно-спортивная работа.
Урок - основная форма обучения. На уроках я применяю самый эффективный метод соревновательно–игровой. Соревновательное–игровой метод – это метод, который исключает принуждение к учению, где идет обучение через игру и соревнование. Игра в волейбол и баскетбол включают внезапные и быстрые передвижения, прыжки, падения и другие действия. В связи с этим игрок должен обладать моментальной реакцией, быстротой передвижения по площадке, большой скоростью сокращение мышц, прыгучестью и другими качествами в определенных сочетаниях. Во время урока можно использовать фронтальный метод, когда задание дается для всего класса во время выполнения беговой разминки; групповой при ОРУ; индивидуальный, когда персональное задание получает каждый при работе с мячами. Типы уроков – ознакомление с новым материалом, закрепление, контрольный, вводный, комбинированный, соревнование, круговая тренировка. Успех учащихся зависит от умелого выбора и применения специальных упражнений, одни из которых направлены на развития физических способностей, необходимых для игры в волейбол. Специальные упражнения, если их систематически применять, является хорошим средством для улучшения физической подготовленности, технической и тактической подготовки учащихся при игре в волейбол и баскетбол. Лучшие игроки из каждого класса принимают участие в школьных соревнованиях между классами. Самые достойные становятся участниками городских соревнований.
Предлагаю подборку подвижных игр с мячом для развития двигательной активности школьников младшего возраста.
- Результативность опыта.
Сравнение и анализ итогов деятельности показал положительные результаты:
- Повысился интерес учащихся к занятиям физической культурой и мотивация к соблюдению здорового образа жизни;
- улучшилась динамика состояния здоровья учащихся;
- сохранился рост двигательной активности;
- повысился уровень интеллектуально-нравственного развития обучающихся.
Пассивный двигательный режим
Активный двигательный режим
С добавлением одного часа и внеурочной деятельности в условиях реализации ФГОС возможностей для развития двигательной активности стало больше.
6.Трудности и проблемы при использовании данного опыта.
Большую трудность вызывает наблюдение за уровнем физической подготовленности обучающихся. Вызывает трудность проведения спортивных соревнований для обучающихся с низкой физической подготовкой.
7. Адресные рекомендации по использованию опыта.
Опыт адресуется учителям физической культуры, руководителям МО. Хорошая физическая подготовленность, определяемая уровнем развития основных физических качеств (сила, выносливость, координация или ловкость, быстрота, гибкость), являются основой высокой работоспособности во всех видах деятельности: учебной, трудовой, и спортивной.
Обобщение собственного педагогического опыта реализовано в публикациях на моём сайте, выступлении на школьном и городском методическом объединении учителей, на педагогическом совете. С публикациями представления педагогического опыта можно познакомиться на страничке учителя на сайте http://nsportal.ru/kobzev-vladimir