Мои статьи


Предварительный просмотр:

М.Н. Ермакова

ЭТНОГЕОГРАФИЯ: НЕРАЗРЫВНАЯ СВЯЗЬ КУЛЬТУРЫ И ПРИРОДНОГО ЛАНДШАФТА.

Стремление к этническому возрождению стало характерной чертой общественного развития конца ХХ - начала ХХІ столетия. Оно охватило многие народы, находящиеся в составе многонациональных государств. Важность этой проблемы видна даже из простой констатации того факта, что большинство политически организованных обществ являются полиэтническими: в мировом сообществе насчитывается немногим более 200 государств, в то время как наций и других этнических общностей имеется не менее двух тысяч (некоторые учёные насчитывают до пяти тысяч). Человечество, пройдя в течение тысячелетий через межплеменные, религиозные, гражданские войны, колониальные завоевания, геноцид, революции, интервенции, пандемии, пронесло и донесло до наших дней это разнообразие этносов со своими культурными ценностями и духовными традициями.

Одним из факторов формирования духовных сторон местного населения, несомненно, является природа. Конечно, она влияет на духовную культуру населения вместе с другими факторами - социально-экономическими, историческими. Однако ее воздействие во многом первично и потому рассматривается на уроках географии.

Изучение природы формирует эмоционально-ценностное отношение к ней и тем изменениям, которые происходят в природе в настоящее время под влиянием хозяйственной деятельности, обеспечивает понимание ее красоты и неповторимости. Природа определяет особенности местного населения как социокультурной общности, личностные качества людей, жизненные установки.

 Природа формирует образ жизни населения, типы хозяйственной деятельности, культуру труда и быта, трудовые навыки. Образ территории нередко оказывает влияние на выбор профессии, укрепляет желание оставаться в родном краю. Многие религиозные нормы, внутренний мир человека также связаны с природой.

Несомненно, материальная культура есть результат приспособления человека к окружающей географической среде. Так, еще ученые древней Греции (Аристотель, Гиппократ) отмечали, что природные условия оказывают влияние на темперамент людей, на их  обычаи и общественное бытие, а французские философы (Монтескье, Бюффон) стремились вывести «дух законов» общественного развития из природных условий. На взаимосвязь культуры с территорией, на которой она развивается, с ландшафтом этой территории указывали и отечественные ученые-географы (Д.Н. Анучин, А.И. Воейков, П.П. Семенов-Тян-Шанский, В.П. Семенов-Тян-Шанский и др.).

Поэтому пространственная взаимосвязь культуры как самостоятельного социального феномена с другими элементами географической среды позволяют говорить о существовании геокультурного пространства.

Возрастающий интерес к изучению этногеографии можно объяснить несколькими факторами:

1.  Традиционное образование, главной целью которого было усвоение знаний, умений и навыков, постепенно переориентируется на развитие личности учащихся, ее творческих сторон. Знания, умения и навыки становятся средством их формирования. Ориентация на учет интересов и потребностей личности предполагает создание необходимых условий для овладения культурными ценностями;

2.    В настоящее время признается недостаточной ориентация только на умственное развитие учащихся. Подвергаются критике психологические теории, ограничивающиеся односторонним вниманием к умственному развитию детей, преувеличением его роли в учебном процессе и недооценкой развития эмоционально-образного мышления. Уникальные возможности географии - в этом предмете с особой силой развиваются совместно и образное восприятие, и логическое мышление. Геокультурное содержание отличается повышенной эмоциональностью и привлекательностью для учащихся как за счет новизны изучаемого, так и доступности объектов изучения для непосредственного восприятия и возможности организовать практическую деятельность школьников.

Формирование культуры личности предполагает усвоение молодежью и культурно-географических особенностей своего родного края.

Своеобразие этнокультурных знаний состоит в том, что:

а) они имеют междисциплинарный характер. Одни и те же объекты материальной и духовной культуры рассматриваются в нескольких учебных предметах, в истории, например, и в географии (роль Волги в прошлом и настоящем, выдающиеся деятели в различных областях культуры), в литературе, истории и географии (находка “Слова о полку Игореве” в Ярославле) и др. Отсюда вытекает необходимость в широких межпредметных связях;

б) география как наука находится на стыке естественных и общественных подходов, что обеспечивает связь этнокультурных  знаний. Объекты этнокультурного характера связаны не только между собой, но и с природными, экономическими и социальными процессами и окружением. Это создает основу для формирования у школьников определенных отношений, оценочных суждений, выбора критериев оценки и т.п.;

в) этнокультурные  знания отличаются некоторой фактологичностью и, следовательно, требуют определенных принципов отбора для использования в учебном процессе и на отдельных уроках. Главное, что делает отобранные объекты предметом географического анализа - их связь с природной основой жизни населения, факторами жизнеобеспечения людей. Учитываются соответствующие географические факторы,  как в прошлом, так и в настоящее время.

Необходимо изучать те элементы культуры, которые связаны с пространственной структурой геокультурного пространства (региональные и местные различия), учитывают особенности территориального проявления культурных процессов. При этом раскрываются условия - природные, социальные, экономические - образования элементов культуры. В таком знании должны быть оценочные суждения о месте культурных феноменов в жизни населения, в культурной среде.

Структура материальной культуры довольно сложная. К ее объектам, изучаемым на уроках географии (в том числе и своей республики) относят в первую очередь культуру жизнеобеспечения - постройки, жилища, одежду, предметы быта, транспорт, пищу. Предметы материальной культуры служат практическим целям, но они выполняют и другую важную функцию - средств хранения и передачи смыслов и значений, регулирующих поведение и общение людей.

Развитие культуры немыслимо без сохранения и расширенного воспроизводства вдохновляющих ресурсов ландшафта - важных катализаторов творчества. Экологический подход в рамках изучения этногеографии предполагает рассмотрение культурного процесса по отношению к окружающей среде и, прежде всего, к природным условиям и факторам. Главным здесь является анализ взаимодействия человека как носителя определенной культуры и природы, которое рассматривается как двусторонний процесс, как взаимное влияние:

1) влияние природных условий и факторов на культуру.

Природные различия между территориями являются очевидным фактом. Столь же очевидная природная зависимость культурного развития территории от природных условий сама по себе предполагает, что анализ культуры в природном контексте вскрывает географические различия. Учитывая, что традиции формировались в прошлом, когда зависимость человека от природы была одним из главных факторов его жизнедеятельности, можно легко проследить влияние природных условий на обычаи, традиции и верования местного населения. 

2) влияние культурных процессов на природную среду.

Несомненно, влияние людей через их культуру на экосистемы, в которых они развиваются. Оно выражается в формировании особых культурных ландшафтов и изменении природно-климатических условий вследствие деятельности человека. Это влияние может напрямую выражаться в ландшафте, который человек дополняет или «заменяет» творениями своих рук - разнообразными сооружениями,  сельскохозяйственными угодьями и т.д. Или оно является косвенным, когда хозяйственная деятельность людей ведет к изменениям климата, почв, растительности, животного мира и т.п.

Наконец, культурная группа, осознав последствия своего вмешательства в жизнь экосистемы, может воспринять природу как часть своего наследия и заняться его охраной, выделяя в своем пространстве специально охраняемые территории (заповедники, национальные парки) и памятники природы.

Итак, изучение взаимного влияния природных факторов и культуры является необходимым и очень важным в комплексной этногеографической характеристике территории.

Перефразируя известного русского ученого В. В. Докучаева, можно сказать, что культурный ландшафт является зеркалом культуры. Очень важно, чтобы это зеркало культуры того или иного сообщества людей,

в том числе этноса (а тем более малого), – не треснуло.

Литература

1. Букринская И. и др. Язык русской деревни. Школьный диалектологический Атлас. М.: АО «Аспект-Пресс», 1994.

2. Веденин Ю. А. Культурно-ландшафтное районирование России ориентир культурной политики //Ориентиры культурной политики. Информац. Вып. № 2. - М.: ГИВЦ МК РФ, 1997. - С. 3-99.

3. Веденин Ю. А. Необходимость нового подхода к культурному и природному наследию // Актуальные проблемы сохранения культурного и природного наследия. - М.: РНИИ культурного и природного

наследия МК РФ и РАН, 1995. - С. 5-20.

5. Данилевский Н. Я. Россия и Европа. - М.: "Книга", 1991.

6. Игнатов В. Г., Бутов В. И. Регионоведение (методология, политика, экономика, право). Учебноепособие. - Ростов-на-Дону: Изд. центр "Март", 1998.

7. Калуцков В. Н. Проблемы исследования культурного ландшафта // Вестн. Моск. Ун-та. Сер.5.Геогр. 1995. № 4. - С. 16-20.

8. Корнев И.Н., Поздняк С.Н. Геокультурное пространство региона: структура образа и педагогические основы ее формирования у учащихся // Стандарты и мониторинг в образовании. – 2003. - №2. –С. 35-36.

9. Народы России: энциклопедия / Гл. редактор В.А. Тишков. – М.: Большая российская энциклопедия, 1994.

10. Ром В.Я. Новое в России: цифры и факты. Доп. главы к учебнику «География России. Население и хозяйство. 9 кл.» - М.: Дрофа, 1997.



Предварительный просмотр:

Цифровое творчество как процесс реализации национально-регионального компонента в преподавании географии.

Ермакова Марина Николаевна, учитель географии МБОУ «Средняя общеобразовательная школа №9» Рузаевского муниципального района Республики Мордовия

В современном,  быстро развивающемся и меняющемся мире устаревшие нормы образовательного процесса уступили место новым: происходит переход от индивидуальной работы к командной, от лекции и предупреждения ошибок – к совершению максимально большего количества ошибок и постоянному эксперименту, от классического системного мышления – к нелинейному и творческому «потоковому» мышлению и действию.

Цифровые технологии прочно вошли в жизнь всего современного общества – от школьников и студентов до сотрудников компаний и учебных учреждений. Мы живем в крайне интересную эпоху: еще десять-двадцать лет назад нельзя было представить, что на службе работников сферы образования окажется целый арсенал технологий, способных облегчить учебный процесс, сделать его интерактивным и интересным как для ученика, так и для учителя.

Именно сейчас жизненно важно интегрировать современные технологии в процессе обучения, причем как в виде обучающих материалов, так и в виде новых учебных курсов. Обучение креативным технологиям очень часто играет значительную роль при последующем трудоустройстве или выборе профессии, поэтому начинать знакомство с новейшими разработками в этой сфере стоит уже в школе.

Когда я разработала  собственный элективный курс по краеведению «В Мордовии, и только здесь…», я столкнулась с проблемой: какое учебное пособие использовать для проведения данного курса? Вот тогда и родилась мысль о создании собственного учебного пособия. Но создавать учебник самой не интересно. Намного интереснее и полезнее делать это командой. И я нашла такую команду – это мои ученики!

Как же будет выглядеть наше учебное пособие? Книга – слишком просто, электронный файл в формате PDF – скучно… Даже привычные нам презентации в программе Power Point уходят на второй план. Время диктует новые технологии: использование в образовательном процессе популярных программ Adobe Photoshop и Adobe In Design – вот что ожидает нас и наших учеников уже сегодня.

Предлагаю своим ученикам творить – создать собственное, новое, интересное и современное цифровое  учебное пособие по краеведению для одноклассников и других учеников нашей школы.  При  этом  ребята должны ориентироваться на собственные наблюдения, проводить собственные исследования, сочинять и доказывать, открывать и описывать.

Да, несомненно, работа эта сложная, трудоемкая, но, одновременно с этим,  невероятно интересная, командная, творческая, креативная, смелая и необходимая!

На первом этапе необходимо набрать команду единомышленников среди учащихся старших классов, заинтересованных в данной работе.

Определив основные темы, разделы, направление работы, ребята получают свободу творчества – они могут реализовать свои мысли и оригинальные идеи каждый в своей статье. Таким образом, группа из 15-20 учеников создает свое пособие, состоящее из 20-25 статей или параграфов.

Приступать к написанию личной статьи дети начинают не сразу. Сначала они должны изучить свою тему до мелочей, провести необходимые исследования, может быть даже совершить экскурсии для описания того или иного природного или культурного объекта на территории Мордовии.

Помимо текста в создаваемом учебнике обязательно должна присутствовать наглядность!

А что такое наглядность для школьника? Это, конечно же, собственные впечатления от увиденного. Поэтому наш интерактивный учебник предполагает огромную фотогалерею, которая призвана подробно рассказать о Мордовии. Не о той Мордовии, которая пестрит со всех полок  книжных магазинов, а о той родной Мордовии, которую дети видят своими глазами, со своей позиции подрастающей личности.

И какая же география может обойтись без карт. Карты дети тоже создают сами и только по своим личным наблюдениям (не скачивая из Интернета!) – в программе Photoshop. Это будут индивидуальные, авторские географические карты. Пусть они несут немного искаженный характер научных географических знаний – но, поверьте, какой огромный эмоциональный заряд содержится в них!

Заключительный этап работы не менее сложный, чем все предыдущие. Самый волнительный и ответственный момент – объединение частей в единое целое. Здесь мы придерживаемся программы курса и располагаем статьи в той последовательности, в которой они представлены в планировании.

Таким образом, данный цифровой проект – мощное средство  наглядности как для последующего обучения, так и наглядности того, что наши ученики – это творческие личности, которые обязательно найдут себя в современном информационном мире.