МОИ ПУБЛИКАЦИИ
МЕТОДИЧЕСКОЕ СОПРОВОЖДЕНИЕ
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
фОРМЫ И МЕТОДЫ ПОВЫШЕНИЯ ПЕДАГОГИЧЕСКОЙ КУЛЬТУРЫ РОДИТЕЛЕЙ | 68 КБ |
Предварительный просмотр:
ФОРМЫ И МЕТОДЫ ПОВЫШЕНИЯ ПЕДАГОГИЧЕСКОЙ КУЛЬТУРЫ РОДИТЕЛЕЙ В УСЛОВИЯХ СОТРУДНИЧЕСТВА
Бондарь Н.И.
Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение г. Иркутска детский сад комбинированного вида № 78
Проблема формирования педагогической культуры у родителей является актуальной и очень значимой на современном этапе. Педагогическая культура — сложное понятие, включающее в себя определённый объём знаний воспитания и обучения, развития дошкольника, о методах и способах и приёмах, а также умения руководить разными видами действия и устранение конфликтов.
Для проведения работы с родителями нам было важно определить понятие «педагогическая культура» родителей. Наиболее полное определение дала Д. В. Сергеева: «Педагогическая культура родителей включает понимание родителями целей и задач нравственно-трудового воспитания, применительно только к трудовой деятельности; владение его методами, соответствующая организация жизни и деятельности детей, их систематического участия, например, в труде».
Мы попытались дать определение «педагогической культуры». Под педагогической культурой родителей понимается определенный объем педагогических знаний, умений и навыков, овладение методами педагогического воздействия на ребенка и умение применять эти педагогические знания самостоятельно с целью воспитания полноценной личности ребенка.
Как показал анализ литературы, педагогическая культура родителей включает несколько компонентов: мотив — это та побудительная сила, которая направлена родителями на приобретение знаний; знания и представления об основных задачах воспитания на данном возрастном отрезке; определенные волевые усилия и качества, направленные на умение общаться (эмпатия).
Современные родители, как правило, люди от 26 до 30 лет. По мнению геронтологов, это благоприятный период для освоения педагогических знаний, благодаря образованию идет более высокий уровень интеллектуального развития, способность к логическим обобщениям и умение выделять конкретные связи. Т. о., формирование педагогической культуры у родителей — сложный процесс, включающий мотивы, знания, умения. Возраст современных родителей является сензитивным для повышения уровня педагогической культуры.
Аналитический обзор литературы показал, что на протяжении многих веков рассматривался вопрос о семейном воспитании. Проследив динамику развития данной проблемы, мы выделили следующее положение: на протяжении двадцати веков ученые независимо от мировоззрения, национальной принадлежности подчеркивали роль семьи в воспитании детей, при этом определяя педагогическую культуру родителей как основное условие полноценного семейного воспитания.
Мы пришли к выводу, что проблема повышения педагогической культуры родителей на современном этапе является актуальной, что обусловливает необходимость использования все более новых форм по повышению педагогической культуры у родителей. Одним из важных условий повышения педагогической культуры у родителей является правильный выбор условий, путей и форм содержания работы. И только в условиях сотрудничества ДОУ и родителей процесс повышения педагогической культуры будет протекать более эффективно.
Работа по формированию педагогической культуры должна строиться последовательно и поэтапно.
№ | этап | блок | цель | Формы и методы работы. |
1 | 1 | Образовательный | Дать родителям знания об индивидуально-психологических особенностях развития детей. Способствовать интересу к проблемам воспитания детей дошкольного возраста. Развивать интерес к повышению педагогической культуры. | Родительское собрание на тему «Индивидуально- психологические особенности развития детей». Беседа на тему «Ваш ребенок». Консультации «Основные виды нарушения поведения у детей». Индивидуальные консультации «Индивидуальный подход к ребенку». |
2 | 2 | Практический | Учить родителей находить эффективные способы воздействия. Привлечение родителей к взаимодействию и сотрудничеству с детьми, с ДОУ. Формировать у родителей коммуникативные качества. Сформировать педагогические умения: руководство игрой, устранение конфликтов | Родительское собрание и дискуссия по теме «Роль семьи в воспитании старшего дошкольника и взаимодействие между детьми и родителями». Консультация «Дружеское отношение взрослых и детей в семье — основа воспитания положительных черт характера ребенка». «Родитель-воспитатель» (решение педагогических ситуаций) |
3 | 3 | Релаксационный | Способствование развитию межличностных отношений в семье, умение понимать, чувствовать ребенка | Консультация «Психология семьи». Педагогический ринг по теме «Влияние педагогической культуры родителей на развитие личности ребенка». Тренинг. |
Содержание работы с родителями включает разнообразные формы и методы взаимодействия, которые носят коллективный, подгрупповой и индивидуальный характер. Совершенно новое для нашего ДОУ — использование тренинговых упражнений.
Были подобраны тренинговые упражнения, которые позволяют родителями приобретать необходимую тактику поведения с детьми.
№ | Название занятия. | Цель. |
1 | «Я и мой ребёнок — поиски взаимопонимания. Поддержка, как стратегия конструктивного взаимодействия с детьми». | Создание эмоционального настоя на работу, атмосферы доверия; выбор поддержки как стратегии поведения, формирующей у ребёнка уважение к себе. |
2 | «Типы семейного воспитания. Возможные нарушения процесса воспитания в семье». | Типы воспитания; психологические причины отклонений в семейном воспитании; возможности изменения стиля родительского отношения к детям. |
3 | «Помощь родителей, — какой она должна быть? Проблемы ошибок». | Выработка умения грамотно взаимодействовать с ребёнком. |
4 | «Как найти путь к бесконфликтной дисциплине. Правила о правилах». | Сформировать у родителей возможности выходить из конфликта не унижая достоинство ребёнка. |
5 | Мотивы «плохого поведения» детей. Причины стойкого непослушания | Учить выявлять мотивы поведения ребёнка, давать правильную оценку капризу и упрямству детей. |
6 | Чувства родителей и детей. Правила выражения чувств. | Учить использовать жесты, мимику, пантомиму для |
7 | «Поощрение хорошего поведения. Какой должна быть похвала?» | Вооружить родителей методами поощрения. |
На каждом этапе работы с родителями доминировал тот или иной метод. Так, с целью увеличения объёма знаний о целях, задачах воспитания оправдали себя родительские собрания и консультации.
На практическом этапе наиболее эффективными оказалась совместная деятельность с детьми. Безусловно, перспективным направлением в работе с родителями явилось приобретение соответствующих качеств, позволяющих родителям установить правильное общение с детьми и спрогнозировать дальнейшее развитие ребёнка, в этом плане оправдали себя тренинги.
Повышение уровня педагогической культуры у родителей способствовало улучшению межличностных отношений в семье, что сказалось на уровне воспитанности детей.
Литература
- Антонова Г. и др. Проблемы и поиск современных форм сотрудничества педагогов ДОУ с семьей// Дошкольное воспитание.- 2006 г. - № 2. - С. 66-70.
- Доронова Т.О. О взаимодействии ДОУ с семьей на основе единой программы для родителей и воспитателей «Из детства – в отрочество»// Дошкольное воспитание. – 2000 г.- № 2. - с. 87.
- Сергеева Д.В. Задачи и основы семейного воспитания // В кн.: Энциклопедия семейного воспитания и обучения. – СПб. 2008 г. - 243 с.