Методические материалы
На данной странице размещены мои методические разработки, статьи.
Скачать:
Предварительный просмотр:
Муниципальное автономное общеобразовательное учреждение Белоярского района
«СРЕДНЯЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ШКОЛА п. СОСНОВКА»
(СОШ п. СОСНОВКА)
Утверждена приказом
от__________г._ № ____
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
по внеурочной деятельности
«Школьная риторика, или искусство быть красноречивым»
Направление «Общеинтеллектуальное»
для 5 класса
Составитель:
Царегородцева Мария Вячеславовна
учитель русского языка и литературы,
высшая категория
2015 - 2016 учебный год
Пояснительная записка
Нормативно-правовая база
Программа курса внеурочной деятельности «Школьная риторика, или искусство быть красноречивым» разработана в соответствии с Законом Российской Федерации «Об образовании», требованиями федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования, утв. приказом Минобрнауки России от 17.12.2010 № 1897 «Федерельный государственный образовательный стандарт основного общего образования», на основе авторской программы Т.А. Ладыженской и Н.В. Ладыженской "Риторика" для 5-11 классов (Программы Т.А.Ладыженской: Программа по риторике. 5-11 классы. Т.А.Ладыженская // Образовательная система «Школа 2100». Сборник программ. Основная школа. Старшая школа – М.: Баласс, 2010. стр. 94-107).
Назначение программы
Предлагаемый курс школьной риторики направлен на формирование коммуникативных (риторических) универсальных учебных действий. Кроме того, программа курса внеурочной деятельности «Школьная риторика, или искусство быть красноречивым» ориентирована на развитие у обучающихся творческих способностей, раскрытие их природных талантов, приобретение знаний и умений ораторского искусства и говорения, повышение общекультурного уровня, а также на развитие коммуникативных качеств и организацию досуга детей.
Актуальность и перспективность курса
Актуальность программы заключается в том, что ни один из традиционных школьных предметов российского образования специально не учит речи. Риторика восполняет очень важную область школьного образования, её отсутствие приводит к тому, что многие ученики, хотя в целом владеют лингвистическими понятиями, грамотны, затрудняются общаться в разных ситуациях (в школе и вне школы).
Это практикоориентированные занятия, выполняющие важный социальный заказ – учат успешному общению, то есть взаимодействию людей в самых различных сферах деятельности. В основе всякого обучения лежит коммуникация, общение, поэтому данный курс, как инновационный, практико-ориентированный, помогает решать задачи формирования универсальных действий на межпредметном уровне, способствует развитию качеств личности, «отвечающих требованиям информационного общества, инновационной экономики, задачам построения демократического гражданского общества на основе толерантности, диалога культур и уважения многонационального состава российского общества».
Современная школьная риторика учитывает достижения лингвистической науки (в частности, лингвистики текста), психологии восприятия и порождения речи, теории общения и других смежных наук. У этого курса свои задачи – обучение умелой, искусной, а точнее – эффективной речи. Поэтому в центре риторики – обучение эффективному общению, общающийся человек. Безусловно, эффективное общение предполагает следование нормам литературного языка. Однако этого недостаточно. Эффективное общение – это результативное общение, при котором реализуется коммуникативное намерение, коммуникативная задача (интенция) как практического, так и духовного плана.
Таким образом, актуальность данного курса внеурочной деятельности обусловлена его практической значимостью. Дети могут применять полученные знания и практический опыт в выступлениях разного уровня, при общении, участвовать в творческих конкурсах различного уровня.
Возрастная группа обучающихся, на которых ориентированы занятия
Данный курс направлен на обучающихся 5 класса, однако это лишь первая ступень в освоении риторики. Линейно-ступенчатый принцип расположения материала по классам отражен в табличной форме программы (см. программы для 5–6-го, 7–9-го). Предложенные ниже программы внеурочной деятельности в табличном варианте позволяют проследить логику курса.
ПРОГРАММА
курса «Школьная Риторика» в табличной форме
5–6-й классы
5-й класс | 6-й класс |
Общение | |
Что значит общаться. | Адресат – кто он? |
Виды общения | |
Межличностное, групповое, массовое общение. | Официальное – неофициальное общение. |
Несловесное общение | |
Твой голос. | Великая сила голоса. |
Учимся слушать | |
Слышать – слушать – понимать. | Слушание бывает разным. |
Побеседуем | |
Беседа, ее особенности. | |
Учимся отвечать | |
Разные ответы. | |
Учимся читать | |
Чтение – вот лучшее учение. | Учимся читать учебный текст. |
Речь правильная и хорошая | |
Речь без ошибок. | Клише, штампы. |
Учимся редактировать | |
Зачеркни ненужное. | Редактирование изучаемых речевых жанров. |
Будь вежлив | |
Просить – умолять – клянчить. | Вежливое обращение. |
Тексты и речевые жанры | |
Тема, основная мысль, ключевые слова, части текста. | Что значит изобретать речь. |
Вторичные тексты | |
Понятие о пересказе. | Понятие об аннотации. |
Объявление | |
Что? Где? Когда? | |
Рассказы | |
Что такое рассказ. | Автор – рассказчик – герой рассказа. |
Спор | |
Что такое спор. | Как управлять спором. |
Сказки и притчи | |
Сказочная страна, ее особенности. | Понятие о притче. |
Личное письмо | |
Особенности писем. | |
Интервью | |
Особенности интервью. |
ПРОГРАММА
курса «Школьная Риторика» в табличной форме
7–9-й классы
7-й класс | 8-й класс | 9-й класс |
Общение | ||
Модель речевой ситуации. | Предтекстовые этапы (риторические действия, этапы подготовки к высказыванию): | Виды риторик: |
Коммуникативные промахи, неудачи, ошибки. | Контакт. | |
Виды общения | ||
Личное – публичное, их особенности. | Контактное – дистантное общение, их особенности. | |
Несловесные средства | ||
Что мешает голосу «летать». | Послушаем свой голос. | Голос – одежда нашей речи. |
Несловесные средства | ||
Помощники слова: взгляд, улыбка. | Поза, ее коммуникативное значение. | |
Устная речь | ||
Типы информации: логическая и эмоциональная; фактуальная; концептуальная. | Особенности устной речи. | Стили публичного общения. |
Учимся отвечать | ||
Разновидности ответов. Определение, правила, описательная характеристика. | Инструктивная речь. | Ответ на экзаменах. |
Качества речи | ||
Коммуникативные качества речи. Уместность. | Качества речи. | Развитие основных риторических качеств речи. |
Учимся читать учебную литературу | ||
Изучающее чтение (учебная литература). | Выписки. Приемы осмысления учебного текста. Конспекты, тезисы учебного текста. | Речь и средства массовой информации. |
Риторика уважения | ||
Знакомство. | Утешение. | Этикет в наше время. |
Редактирование | ||
Этапы редактирования. | Лингвистические словари. | Компьютер и редактирование. |
Речевые жанры | ||
Личное письмо в газету, журнал (публицистического стиля). | Личное официальное письмо (с запросом информации, с благодарностью и т.д.). | Роды, виды, жанры. |
Особенности делового стиля. | Отчет о работе кружка. | Деловые бумаги (тексты жесткой структуры и тексты полужесткой структуры). |
Публичная речь | ||
Разновидности ораторской речи: эпидейктическая, совещательная, судебная | Информационная речь: ее разновидности. | Экскурсионная речь. |
Учимся спорить | ||
Тезисы и аргументы. | Способы доказательств. | Диспут. |
Вторичные тексты | ||
Отзыв. | Инсценировка. | Рецензия на новую книгу для детей младшего возраста. |
Необычные (поликодовые) тексты | ||
Понятие о поликодовом тексте, его особенности. | История фотографии (снимка). Языковая связь текста с фотографией. | Газетные зарисовки с фотографиями. |
Прецедентные тексты | ||
Чужая речь в тексте. | Понятие о прецедентных текстах. | Способы введения прецедентных текстов. |
Бытовые жанры | ||
Беседа и разговор. | Характеристика. | Автобиографическое повествование. |
Газетные жанры | ||
Хроника. | Портретный очерк, его особенности. | Путевой очерк. |
Объём часов, отпущенных на занятия
Данный курс предполагает еженедельные занятия с учащимися. Объем учебного времени, отводимого на изучение риторики с 5-го по 9-й класс, - 1 ч в неделю. Общий объем учебного времени составляет 170ч.
Продолжительность одного занятия
Продолжительность одного занятия может варьироваться от 1 часа до полутора. Итоговые занятия после изучения того или иного раздела, предполагающие нестандартные формы: риторические «поединки», праздники, театральные постановки, могут занимать более длительное время.
Цели и задачи реализации программы
Цель программы: формирование такой коммуникативной личности, которая, могла бы, владея определенным запасом информации, сориентироваться в конкретной речевой ситуации, построить свое высказывание в соответствии с этой ситуацией, в том числе со своим замыслом, коммуникативным намерением.
Задачи программы:
- Осуществлять организованное словесное и невербальное воздействие, логически и эстетически оправданное.
- Стремиться к формированию яркой и эмоциональной речи, регулировать речевое поведение в соответствии с коммуникационными потребностями и психологическими особенностями собеседника или слушателя.
- Помогать формированию индивидуальной речевой манеры говорящего.
- Способствовать овладению элементарных навыков исследовательской деятельности.
- Поощрять желание принимать активное участие в праздниках, досугах и развлечениях, используя импровизационные умения, приобретенные на занятиях и в самостоятельной деятельности.
Формы и методы работы
Курс риторики в школе – сугубо практический. Если мы действительно хотим научить эффективному общению, т.е. такому общению, при котором говорящий достигает своей коммуникативной задачи – убедить, утешить, склонить к какому-нибудь действию и т.д., то на занятиях риторики дети должны как можно больше сами говорить и писать.
Большая часть времени уделяется практике.
Конечно, на занятиях риторики имеют место такие методы и приемы преподавания, как беседа, конкурсы, круглые столы, игры, "устные журналы", выполнение и защита проектов и т.д. Однако особое место занимают специфические приемы работы, а именно:
– риторический анализ устных и письменных текстов, речевой ситуации;
– риторические задачи;
– риторические игры.
Риторический анализ формирует группу умений У–1. Он предполагает обсуждение компонентов речевой ситуации (где, что, кому, зачем и т.д.). Вторая группа более сложных вопросов:
• что сказал говорящий (пишущий);
• что хотел сказать (написать);
• что сказал (написал) ненамеренно.
Обсуждение этих вопросов позволяет сказать не только то, ЧТО и КАК сказал РИТОР, но и в какой мере ему удалось решить свою коммуникативную задачу, т.е. насколько его речь была эффективной.
При этом мы приучаем детей оценивать не только чужую речь, речь другого человека, но и свою собственную.
Приведем некоторые формулировки заданий для риторического анализа:
• восстанови(те) по тексту коммуникативную задачу говорящего;
• каким ты представляешь себе по тексту задания личность коммуниканта;
• что ты можешь сказать об авторе этого речевого произведения;
• являются ли условия риторической задачи достаточными для ее решения;
• может ли быть несколько правильных решений этой задачи;
• какие вопросы ты бы задал говорящему, чтобы прояснить его коммуникативные намерения.
Риторические задачи формируют группу умений У–2. Эти задачи основываются на определении всех значимых компонентов речевой ситуации:
– кто говорит – пишет (адресант);
– почему (причина, мотив);
– для чего, зачем (задача высказывания);
– что – о чем (содержание высказывания);
– как (в устной или письменной форме, в каком стиле и жанре и т.д.);
– где (место, где происходит общение, расстояние между общающимися, если это важно);
– когда (время, когда происходит общение, – сейчас, в прошлом; время, отведенное для общения, если это важно).
Ученикам предлагается войти в описанные обстоятельства (в том числе и в речевую роль) и создать высказывание, учитывающее заданные компоненты.
В риторических задачах обычно описываются близкие школьникам жизненные ситуации, но нередко предлагаются речевые роли более далекие – роль отца (матери), учителя, директора школы, журналиста, телеведущего, президента и т.д. В риторических задачах иногда действуют литературные персонажи. От их имени ученики приветствуют и благодарят, извиняются и просят и т.п.
Таким образом, риторические задачи, которые практиковались еще в риторских школах Древней Греции, учат гибкому, уместному речевому поведению, вырабатывают умение учитывать различные обстоятельства общения, что чрезвычайно важно для того, чтобы оно было эффективным.
Риторические игры, в отличие от риторических задач, содержат соревновательный элемент и предполагают определение победителя: кто (какая команда) веселее, смешнее и т.д. расскажет, быстрее произнесет скороговорку, сочинит и произнесет более задушевное, теплое похвальное слово и т.д. В отличие от словесных речевых игр, риторические игры строятся на материале программы по риторике и служат решению задач этого предмета.
Планируемые результаты освоения программы курса внеурочной деятельности "Риторика"
Личностные и метапредметные результаты освоения курса
Эти результаты в обобщенном виде можно охарактеризовать с точки зрения достижения установленных стандартом требований к результатам обучения учащихся:
– на уровне личностных результатов – овладение начальными навыками адаптации в динамично развивающемся мире, развитие самостоятельности и личной ответственности за свои поступки, в том числе в информационной деятельности, на основе представлений о нравственных нормах, социальной справедливости и свободе; развитие этических чувств, доброжелательности и эмоционально-нравственной отзывчивости, понимания и сопереживания чувствам других людей и т.д.;
– на уровне метапредметных результатов – овладение навыками смыслового чтения текстов различных стилей и жанров в соответствии с целями и задачами; осознанно строить речевое высказывание в соответствии с задачами коммуникации и составлять тексты в устной и письменной формах; овладение логическими действиями сравнения, анализа, обобщения, классификации по родовидовым признакам,; готовность слушать собеседника и вести диалог, готовность признавать возможность существования различных точек зрения и права каждого иметь свою; излагать своё мнение и аргументировать свою точку зрения и оценку событий; готовить своё выступление и выступать с аудио-, видео- и графическим сопровождением; соблюдать нормы информационной избирательности, этики и этикета и т.д.;
– на уровне предметных результатов – овладение первоначальными представлениями о нормах русского и родного литературного языка (орфоэпических, лексических, грамматических) и правилах речевого этикета; умение ориентироваться в целях, задачах, средствах и условиях общения, выбирать адекватные языковые средства для успешного решения коммуникативных задач и т.д.
Таким образом, риторика помогает решению задач, которые ставятся новым стандартом.
5-й класс
Личностными результатами изучения курса «Детская риторика» является формирование следующих умений:
– осознавать роль речи в жизни людей;
– оценивать некоторые высказывания людей с точки зрения их уместности, тактичности в данной ситуации;
- объяснять некоторые правила вежливого, уместного поведения людей при общении (правила при разговоре, приветствии, извинении и т.д.).
Метапредметными результатами изучения курса «Детская риторика» является формирование следующих универсальных учебных действий (УУД):
– соблюдать некоторые правила вежливого общения в урочной и внеурочной деятельности;
– реализовывать простое высказывание на заданную тему;
– ориентироваться в своей системе знаний: приводить примеры удачного и неудачного общения в своей жизни и жизни окружающих;
– самостоятельно работать с некоторыми заданиями учебника, осознавать недостаток информации, использовать школьные толковые словари;
– учиться договариваться о распределении ролей в игре, работы в совместной деятельности;
– делать простые выводы и обобщения в результате совместной работы класса.
Характеристика программы
В разработанной нами программе можно выделить два смысловых блока:
– первый – «Общение», – соотносящийся в определенной мере с тем, что в классической риторике называлось общей риторикой;
– второй – «Речевые жанры», – соотносящийся с так называемой частной риторикой которая в учебниках XVIII–XIX вв. нередко обозначалась как «Роды, виды, жанры».
Кратко охарактеризуем содержание каждого из блоков.
Блок «Общение» дает представление о сути того взаимодействия между людьми, которое называется общением; о видах общения (по различным основаниям); о коммуникативных качествах речи (правильность, богатство, точность, выразительность и т.д.), речевой (коммуникативной) ситуации, ее компонентах (кто, кому, почему, зачем, где, когда, как), на основе чего у детей постепенно формируется привычка и умение ориентироваться в ситуации общения, определять коммуникативное намерение (свое и партнера), оценивать степень его реализации в общении.
Основные понятийные компоненты первого блока: общение, речевая (коммуникативная) ситуация, виды общения; речевой этикет, риторические этапы подготовки текста; риторические фигуры, качества речи и т.д.
Второй блок – «Речевые жанры» – дает представление о тексте как продукте речевой (коммуникативной) деятельности; о типологии текстов и о речевых жанрах как разновидностях текста. В этом блоке центральное понятие – речевой жанр, т.е. текст определенной коммуникативной направленности. Мы имеем в виду не жанры художественной литературы, а те жанры, которые существуют в реальной речевой практике: жанр приказа, просьбы, заявления, аннотации, хроники и т.д.
Понятие речевого жанра конкретизирует содержание работы по риторике, т.к. называет тот вид высказывания, которому следует учить. Для нас это – дидактическая единица, которая во многом определяет методику обучения: знакомство с образцами конкретного жанра, осмысление его особенностей с точки зрения сферы употребления, адресата, коммуникативных задач и т.д.; анализ типичных недочетов в структуре и речевом оформлении данного жанра; создание его отдельных фрагментов (частей); и, наконец, самостоятельное создание жанра на предложенную тему.
Нельзя не видеть того, что в каждой сфере общения (в том числе в сфере профессионального общения) бытуют «свои» речевые жанры. Мы стремились отобрать и сделать предметом обучения в школе наиболее употребительные в современной жизни речевые жанры. В процессе обучения раскрывается своеобразие жанров, их разнообразие, а также синтез жанров (например, репортаж с элементами интервью, просьба с элементами комплимента). Нам важно, чтобы ученики использовали этот жанровый потенциал при создании своих текстов. Так мы учим подходам к творчеству.
Итак, основные понятийные компоненты второго блока: речевые жанры, их структурно-смысловые и стилевые особенности.
В программу каждого класса включены компоненты и первого, и второго блока, предусмотрена их взаимосвязь. Как правило, вопросы первого блока рассматриваются в динамике, с углублением и развитием от класса к классу (по ступенчатому принципу), на примере конкретных речевых жанров.
Если основная цель курса риторики – обучать эффективному общению, то школьная риторика – предмет с четко выраженной практической направленностью, где большая часть времени выделяется на формирование риторических умений;
– большое место занимают так называемые инструментальные знания – о способах деятельности (типа инструкций, конкретных рекомендаций и т.д. Например, «Как слушать собеседника», «Правила для говорящего» и т.д.);
– понятийный аппарат, его отбор и интерпретация, также подчинен прагматической установке курса.
Главное внимание уделяется формированию риторических умений двух типов:
– первые (У–1) связаны с умением анализировать и оценивать общение (например, степень его эффективности, корректность поведения, уровень владения языком);
– вторые (У–2) – с умением общаться – в пределах, обозначенных в блоке «Речевые жанры», когда оценивается умение ориентироваться в ситуации, например, учитывать адресата, аудиторию; формулировать свое коммуникативное намерение; определять свои неудачи и промахи и т.п.
Курс школьной риторики должен вестись так, чтобы вызвать у учеников размышления о том, что такое взаимопонимание, контакт между людьми, как важно владеть словом в современном мире, о том, какое это бесценное богатство.
Эти размышления, связанные с проблемами эффективности общения, составят основу для формирования у выпускников школы взглядов, вкусов, идей, имеющих общекультурную ценность. Поэтому в разработанную нами программу мы включаем такой компонент, как риторические идеи. Следует отметить, что этот компонент вводится в школьные программы впервые. Нам представляется такой подход принципиально важным – в частности, для гуманитарных предметов, которые должны вносить особый вклад в духовное развитие подрастающего поколения.
В предлагаемой нами программе приведены формулировки некоторых из риторических идей, которые, безусловно, нужно рассматривать как примерные возможные (по существу и по форме). Например:
Твоя речь – бесценное богатство – овладей им!
По речи узнают человека. (Пословица)
Умей благодарить и быть благодарным. (В.А. Сухомлинский)
На доброе слово не надо скупиться. Сказать это слово – что дать напиться. (Н. Рыленков)
Структура программы для каждого класса выглядит так: вначале формулируются идеи (которые должны быть осмыслены к концу обучения в каждом классе), затем конкретные умения, формируемые на основе понятийных и инструментальных знаний.
Учебно-тематический план
Содержание курса | Количество часов | Перечень универсальных действий обучающихся |
Общение | 9 | Познавательные универсальные учебные действия: - поиск и выделение необходимой информации - осознанное и произвольное построение речевого высказывания в устной и письменной форме - смысловое чтение как осмысление цели чтения и выбор вида чтения в зависимости от цели; извлечение необходимой информации; определение основной и второстепенной информации; свободная ориентация и восприятие текстов художественного, научного, публицистического и официально-делового стилей - анализ объектов с целью выделения признаков (существенных, несущественных); - синтез — составление целого из частей, в том числе самостоятельное достраивание с восполнением недостающих компонентов; - выбор оснований и критериев для сравнения, сериации, классификации объектов; - подведение под понятие, выведение следствий; - установление причинно-следственных связей, представление цепочек объектов и явлений; - построение логической цепочки рассуждений, анализ истинности утверждений; - доказательство; выдвижение гипотез и их обоснование Коммуникативные УУД: - планирование учебного сотрудничества с учителем и сверстниками - определение цели, функций участников, способов взаимодействия; - постановка вопросов - инициативное сотрудничество в поиске и сборе информации; - разрешение конфликтов – выявление, идентификация проблемы, поиск и оценка альтернативных способов разрешения конфликта, принятие решения и его реализация; - управление поведением партнера - контроль, коррекция, оценка его действий; - умение с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли в соответствии с задачами и условиями коммуникации; владение монологической и диалогической формами речи в соответствии с грамматическими и синтаксическими нормами родного языка. Личностные УУД: – овладение начальными навыками адаптации в динамично развивающемся мире, - развитие самостоятельности и личной ответственности за свои поступки, в том числе в информационной деятельности, на основе представлений о нравственных нормах, социальной справедливости и свободе; - развитие этических чувств, доброжелательности и эмоционально-нравственной отзывчивости, понимания и сопереживания чувствам других людей и т.д.; Регулятивные УУД: - целеполагание как постановка учебной задачи на основе соотнесения того, что уже известно и усвоено учащимся, и того, что еще неизвестно; - планирование — определение последовательности промежуточных целей с учетом конечного результата; составление плана и последовательности действий; - прогнозирование – предвосхищение результата и уровня усвоения знаний, его временных характеристик; - контроль в форме сличения способа действия и его результата с заданным эталоном с целью обнаружения отклонений и отличий от эталона; - коррекция – внесение необходимых дополнений и корректив в план и способ действия в случае расхождения эталона, реального действия и его результата; - оценка – выделение и осознание учащимся того, что уже усвоено и что еще нужно усвоить, осознание качества и уровня усвоения; - саморегуляция как способность к мобилизации сил и энергии, к волевому усилию (к выбору в ситуации мотивационного конфликта) и к преодолению препятствий. |
Речевая деятельность | 6 | Познавательные универсальные учебные действия: - поиск и выделение необходимой информации - осознанное и произвольное построение речевого высказывания в устной и письменной форме - смысловое чтение как осмысление цели чтения и выбор вида чтения в зависимости от цели; извлечение необходимой информации; определение основной и второстепенной информации; свободная ориентация и восприятие текстов художественного, научного, публицистического и официально-делового стилей - анализ объектов с целью выделения признаков (существенных, несущественных); - синтез — составление целого из частей, в том числе самостоятельное достраивание с восполнением недостающих компонентов; - выбор оснований и критериев для сравнения, сериации, классификации объектов; - подведение под понятие, выведение следствий; - установление причинно-следственных связей, представление цепочек объектов и явлений; - построение логической цепочки рассуждений, анализ истинности утверждений; - доказательство; выдвижение гипотез и их обоснование Коммуникативные УУД: - планирование учебного сотрудничества с учителем и сверстниками - определение цели, функций участников, способов взаимодействия; - постановка вопросов - инициативное сотрудничество в поиске и сборе информации; - разрешение конфликтов – выявление, идентификация проблемы, поиск и оценка альтернативных способов разрешения конфликта, принятие решения и его реализация; - управление поведением партнера - контроль, коррекция, оценка его действий; - умение с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли в соответствии с задачами и условиями коммуникации; владение монологической и диалогической формами речи в соответствии с грамматическими и синтаксическими нормами родного языка. Личностные УУД: – овладение начальными навыками адаптации в динамично развивающемся мире, - развитие самостоятельности и личной ответственности за свои поступки, в том числе в информационной деятельности, на основе представлений о нравственных нормах, социальной справедливости и свободе; - развитие этических чувств, доброжелательности и эмоционально-нравственной отзывчивости, понимания и сопереживания чувствам других людей и т.д.; Регулятивные УУД: - целеполагание как постановка учебной задачи на основе соотнесения того, что уже известно и усвоено учащимся, и того, что еще неизвестно; - планирование — определение последовательности промежуточных целей с учетом конечного результата; составление плана и последовательности действий; - прогнозирование – предвосхищение результата и уровня усвоения знаний, его временных характеристик; - контроль в форме сличения способа действия и его результата с заданным эталоном с целью обнаружения отклонений и отличий от эталона; - коррекция – внесение необходимых дополнений и корректив в план и способ действия в случае расхождения эталона, реального действия и его результата; - оценка – выделение и осознание учащимся того, что уже усвоено и что еще нужно усвоить, осознание качества и уровня усвоения; - саморегуляция как способность к мобилизации сил и энергии, к волевому усилию (к выбору в ситуации мотивационного конфликта) и к преодолению препятствий. |
Качества речи | 6 | Познавательные универсальные учебные действия: - поиск и выделение необходимой информации - осознанное и произвольное построение речевого высказывания в устной и письменной форме - смысловое чтение как осмысление цели чтения и выбор вида чтения в зависимости от цели; извлечение необходимой информации; определение основной и второстепенной информации; свободная ориентация и восприятие текстов художественного, научного, публицистического и официально-делового стилей - анализ объектов с целью выделения признаков (существенных, несущественных); - синтез — составление целого из частей, в том числе самостоятельное достраивание с восполнением недостающих компонентов; - выбор оснований и критериев для сравнения, сериации, классификации объектов; - подведение под понятие, выведение следствий; - установление причинно-следственных связей, представление цепочек объектов и явлений; - построение логической цепочки рассуждений, анализ истинности утверждений; - доказательство; выдвижение гипотез и их обоснование Коммуникативные УУД: - планирование учебного сотрудничества с учителем и сверстниками - определение цели, функций участников, способов взаимодействия; - постановка вопросов - инициативное сотрудничество в поиске и сборе информации; - разрешение конфликтов – выявление, идентификация проблемы, поиск и оценка альтернативных способов разрешения конфликта, принятие решения и его реализация; - управление поведением партнера - контроль, коррекция, оценка его действий; - умение с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли в соответствии с задачами и условиями коммуникации; владение монологической и диалогической формами речи в соответствии с грамматическими и синтаксическими нормами родного языка. Личностные УУД: – овладение начальными навыками адаптации в динамично развивающемся мире, - развитие самостоятельности и личной ответственности за свои поступки, в том числе в информационной деятельности, на основе представлений о нравственных нормах, социальной справедливости и свободе; - развитие этических чувств, доброжелательности и эмоционально-нравственной отзывчивости, понимания и сопереживания чувствам других людей и т.д.; Регулятивные УУД: - целеполагание как постановка учебной задачи на основе соотнесения того, что уже известно и усвоено учащимся, и того, что еще неизвестно; - планирование — определение последовательности промежуточных целей с учетом конечного результата; составление плана и последовательности действий; - прогнозирование – предвосхищение результата и уровня усвоения знаний, его временных характеристик; - контроль в форме сличения способа действия и его результата с заданным эталоном с целью обнаружения отклонений и отличий от эталона; - коррекция – внесение необходимых дополнений и корректив в план и способ действия в случае расхождения эталона, реального действия и его результата; - оценка – выделение и осознание учащимся того, что уже усвоено и что еще нужно усвоить, осознание качества и уровня усвоения; - саморегуляция как способность к мобилизации сил и энергии, к волевому усилию (к выбору в ситуации мотивационного конфликта) и к преодолению препятствий. |
Этикет | 5 | Познавательные универсальные учебные действия: - поиск и выделение необходимой информации - осознанное и произвольное построение речевого высказывания в устной и письменной форме - смысловое чтение как осмысление цели чтения и выбор вида чтения в зависимости от цели; извлечение необходимой информации; определение основной и второстепенной информации; свободная ориентация и восприятие текстов художественного, научного, публицистического и официально-делового стилей - анализ объектов с целью выделения признаков (существенных, несущественных); - синтез — составление целого из частей, в том числе самостоятельное достраивание с восполнением недостающих компонентов; - выбор оснований и критериев для сравнения, сериации, классификации объектов; - подведение под понятие, выведение следствий; - установление причинно-следственных связей, представление цепочек объектов и явлений; - построение логической цепочки рассуждений, анализ истинности утверждений; - доказательство; выдвижение гипотез и их обоснование Коммуникативные УУД: - планирование учебного сотрудничества с учителем и сверстниками - определение цели, функций участников, способов взаимодействия; - постановка вопросов - инициативное сотрудничество в поиске и сборе информации; - разрешение конфликтов – выявление, идентификация проблемы, поиск и оценка альтернативных способов разрешения конфликта, принятие решения и его реализация; - управление поведением партнера - контроль, коррекция, оценка его действий; - умение с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли в соответствии с задачами и условиями коммуникации; владение монологической и диалогической формами речи в соответствии с грамматическими и синтаксическими нормами родного языка. Личностные УУД: – овладение начальными навыками адаптации в динамично развивающемся мире, - развитие самостоятельности и личной ответственности за свои поступки, в том числе в информационной деятельности, на основе представлений о нравственных нормах, социальной справедливости и свободе; - развитие этических чувств, доброжелательности и эмоционально-нравственной отзывчивости, понимания и сопереживания чувствам других людей и т.д.; Регулятивные УУД: - целеполагание как постановка учебной задачи на основе соотнесения того, что уже известно и усвоено учащимся, и того, что еще неизвестно; - планирование — определение последовательности промежуточных целей с учетом конечного результата; составление плана и последовательности действий; - прогнозирование – предвосхищение результата и уровня усвоения знаний, его временных характеристик; - контроль в форме сличения способа действия и его результата с заданным эталоном с целью обнаружения отклонений и отличий от эталона; - коррекция – внесение необходимых дополнений и корректив в план и способ действия в случае расхождения эталона, реального действия и его результата; - оценка – выделение и осознание учащимся того, что уже усвоено и что еще нужно усвоить, осознание качества и уровня усвоения; - саморегуляция как способность к мобилизации сил и энергии, к волевому усилию (к выбору в ситуации мотивационного конфликта) и к преодолению препятствий. |
Речевые жанры | 8 | Познавательные универсальные учебные действия: - поиск и выделение необходимой информации - осознанное и произвольное построение речевого высказывания в устной и письменной форме - смысловое чтение как осмысление цели чтения и выбор вида чтения в зависимости от цели; извлечение необходимой информации; определение основной и второстепенной информации; свободная ориентация и восприятие текстов художественного, научного, публицистического и официально-делового стилей - анализ объектов с целью выделения признаков (существенных, несущественных); - синтез — составление целого из частей, в том числе самостоятельное достраивание с восполнением недостающих компонентов; - выбор оснований и критериев для сравнения, сериации, классификации объектов; - подведение под понятие, выведение следствий; - установление причинно-следственных связей, представление цепочек объектов и явлений; - построение логической цепочки рассуждений, анализ истинности утверждений; - доказательство; выдвижение гипотез и их обоснование Коммуникативные УУД: - планирование учебного сотрудничества с учителем и сверстниками - определение цели, функций участников, способов взаимодействия; - постановка вопросов - инициативное сотрудничество в поиске и сборе информации; - разрешение конфликтов – выявление, идентификация проблемы, поиск и оценка альтернативных способов разрешения конфликта, принятие решения и его реализация; - управление поведением партнера - контроль, коррекция, оценка его действий; - умение с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли в соответствии с задачами и условиями коммуникации; владение монологической и диалогической формами речи в соответствии с грамматическими и синтаксическими нормами родного языка. Личностные УУД: – овладение начальными навыками адаптации в динамично развивающемся мире, - развитие самостоятельности и личной ответственности за свои поступки, в том числе в информационной деятельности, на основе представлений о нравственных нормах, социальной справедливости и свободе; - развитие этических чувств, доброжелательности и эмоционально-нравственной отзывчивости, понимания и сопереживания чувствам других людей и т.д.; Регулятивные УУД: - целеполагание как постановка учебной задачи на основе соотнесения того, что уже известно и усвоено учащимся, и того, что еще неизвестно; - планирование — определение последовательности промежуточных целей с учетом конечного результата; составление плана и последовательности действий; - прогнозирование – предвосхищение результата и уровня усвоения знаний, его временных характеристик; - контроль в форме сличения способа действия и его результата с заданным эталоном с целью обнаружения отклонений и отличий от эталона; - коррекция – внесение необходимых дополнений и корректив в план и способ действия в случае расхождения эталона, реального действия и его результата; - оценка – выделение и осознание учащимся того, что уже усвоено и что еще нужно усвоить, осознание качества и уровня усвоения; - саморегуляция как способность к мобилизации сил и энергии, к волевому усилию (к выбору в ситуации мотивационного конфликта) и к преодолению препятствий. |
Муниципальное автономное общеобразовательное учреждение Белоярского района
«СРЕДНЯЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ШКОЛА п. СОСНОВКА»
(СОШ п. СОСНОВКА)
Согласовано заместитель директора по ВР _________________Л.Ж.Успанова « » августа 2015г. | УТВЕРЖДАЮ директор школы _________________М.В.Иванов « » августа 2015г. |
КАЛЕНДАРНО-ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН на 2015-2016 учебный год
Кружок «Школьная риторика, или искусство быть красноречивым»
Класс _5___
Учитель _Царегородцева Мария Вячеславовна_____
Общее количество часов на предмет по учебному плану _34_часа, запланировано _34_
| 1 четверть – | 2 четверть – | 3 четверть - | 4 четверть - |
Контрольные работы |
По _1_ часу в неделю. Всего учебных недель _34_
Составлен в соответствии с программой для общеобразовательных учреждений
Учебник: Развитие речи. Школьная риторика: 5 класс: Учебное пособие для общеобразовательных учебных заведений. В 2 частях. Ладыженская Т.А., Вершинина Г.Б., Выборнова В.Ю. и др.; Под ред. Т.А.Ладыженской. М.: Баласс, 2013.
Методическое пособие: Школьная риторика: 5 класс: Методические рекомендации / Под ред. Т.А. Ладыженской. М.: «С-инфо», «Баласс», 2010
Одобрен на заседании МО гуманитарного цикла « » августа 2015г
Протокол №1 Руководитель МО: ____________
Календарно-тематическое планирование курса «Школьная риторика»
5 класс
№ | Название раздела или темы | Кол-во часов на изучение темы | Название темы занятия | Дата проведения занятия | Форма проведения занятия | Описание примерного содержания занятий |
Общение | 9 | |||||
1. | Что такое риторика? | Игра | ||||
2. | Общение. Умеешь ли ты общаться. | Практикум | ||||
3. | Речевые роли. | Игра | ||||
4. | Коммуникативная задача. | Беседа | ||||
5. | Виды общения. | Практикум | ||||
6- 7. | Словесное и несловесное общение. | Игра | ||||
8- 9. | Путешествие по стране «Общение». | Конкурс | ||||
Речевая деятельность | 6 | |||||
10. | Речевой дыхание. | Практикум | ||||
11. | Главный секрет Демосфена. | Практикум | ||||
12. | Твой голос. Свойства голоса. | Беседа | ||||
13. | Скороговорки и докучные сказки. | Конкурс | ||||
14. | Кто и как слушает. Правила слушания. | Практикум | ||||
15. | «Великие ораторы». | Ролевая игра | ||||
Качества речи | 6 | |||||
16. | Речь правильная и хорошая. | Практикум | ||||
17. | Речь без ошибок. | Практикум | ||||
18. | Богатство речи. | Практикум | ||||
19. | Точность речи. | Практикум | ||||
20. | Учимся читать и редактировать. | Практикум | ||||
21. | «Я – редактор!» | Ролевая игра | ||||
Этикет | 5 | |||||
22. | Будь вежлив! Что вы знаете о вежливости? | Беседа | ||||
23. | Обращение. Выражение просьбы | Практикум | ||||
24. | Давайте говорить друг другу комплименты | Игра | ||||
25. | Учимся слушать и читать. | Практикум | ||||
26. | «Ежели вы вежливы» | Ролевая игра | ||||
Речевые жанры | 8 | |||||
27- 28. | Понятие о тексте Первичные и вторичные тексты. | Практикум | ||||
29. | Объявление. | Практикум | ||||
30. | Что такое рассказ? | Беседа | ||||
31. | Спор или ссора? | Практикум | ||||
32. | Сочиняем сказки. | Конкурс | ||||
33- 34. | Риторический праздник: «Поделись улыбкою своей» | Праздник |
Информационно-методическое обеспечение
Печатные пособия:
- Вербовая Н.Н. Искусство речи. - М., 1977.
- Волков А.А. Основы риторики. М., 1996.
- Горшков А.И. Русская словесность. М., 1995.
- Граудина Л.К. О современной концепции отечественной риторики и культуре речи // Культура русской речи и эффективность общения. М., 1996. С. 152-177.
- Грудцына Л.Г. Риторические игры на уроках риторики, русского языка, литературы, внеклассного чтения. М.: Флинта:Наука, 1998.
- Грудцына Н.Г. Азбука общения: Книга для учащихся. Самара, 1994.
- Кнебель М.О. Слово о творчестве актера. - М., 1964.
- Культура русской речи и эффективность общения. - М., 1996.
- Леонарди Е.И. Дикция и орфография. - М., 1987.
- Львов М.Р. Риторика. Культура речи. – М.: «Академия», 2002.
- Максаков А.И. Учите, играя: Игры и упражнения со звучащим словом. - М., 1979.
- Михальская А.К. Основы риторики. 10-11 классы. - М.: «Дрофа», 1996.
- Михальская А.К. Как учить риторике: Метод.рекомендации к учебному пособию для 10-11 классов «Основы риторики: Мысль и слово». М., 1996.
- Педагогическое речеведение: словарь-справочник \Под ред. Т.А.Ладыженской и В.Н.Мещерякова. М.: Флинта: Наука, 1998.
- Программа по риторике. 5-11 классы. Т.А.Ладыженская // Образовательная система «Школа 2100». Сборник программ. Основная школа. Старшая школа – М.: Баласс, 2010.
- Развитие речи. Школьная риторика: 5 класс: Учебное пособие для общеобразовательных учебных заведений. В 2 частях. Ладыженская Т.А., Вершинина Г.Б., Выборнова В.Ю. и др.; Под ред. Т.А.Ладыженской. М.: Баласс, 2013.
- Скворцов Л.И. Культура русской речи. Словарь-справочник. - М.: Издательство «Знание», 1995
- Смелкова З.С. Азбука общения: Книга для преподавателя риторики в школе. Самара, 1994.
- Стернин И.А. Практическая риторика. Воронеж, 1996.
- Шевченко Н.В. Основы риторики. Дидактический материал для учителей начальной школы. Саратов: ОАО «Издательство «Лицей», 2002.
- Школьная риторика: 5 класс: Методические рекомендации / Под ред. Т.А. Ладыженской. М.: «С-инфо», «Баласс», 2010.
- Язовицкий Е.В. Говорите правильно. - Л., 1969.
Видео-, аудиоматериалы:
Цифровые ресурсы:
Оборудование:
- Интерактивная доска
- Компьютер
- Микрофоны
- Музыкальный центр
Предполагаемая результативность курса:
- Характеристика основных результатов, на которые ориентирована программа:
- Приобретение социальных знаний, понимания социальной реальности и повседневной жизни:
- Формирование позитивного отношения к базовым ценностям нашего общества и к социальной реальности в целом:
Одним из результатов обучения риторике является решение задач воспитания – осмысление и интериоризация (присвоение) школьниками системы ценностей.
Ценность жизни и человека – осознание ответственности за себя и других людей, своего и их душевного и физического здоровья; ответственность за сохранение природы как среды обитания.
Ценность общения – понимание важности общения как значимой составляющей жизни общества, как одного из основополагающих элементов культуры.
Ценность добра и истины – осознание себя как части мира, в котором люди соединены бесчисленными связями, основывается на признании постулатов нравственной жизни, выраженных в заповедях мировых религий и некоторыми атеистами (например, поступай так, как ты бы хотел, чтобы поступали с тобой; не говори неправды; будь милосерден и т. д.).
Ценность семьи – понимание важности семьи в жизни человека, взаимопонимание и взаимопомощь своим родным; осознание своих корней; уважительное отношение к старшим, их опыту, нравственным идеалам.
Ценность труда и творчества – признание труда как необходимой составляющей жизни человека, творчества как вершины, которая доступна любому человеку в своей области.
Ценность социальной солидарности – обладание чувствами справедливости, милосердия, чести, достоинства по отношению к себе и к другим людям.
Ценность гражданственности и патриотизма – осознание себя как члена общества; желание служить Родине, своему народу; любовь к природе своего края и страны, восхищение культурным наследием предшествующих поколений.
- Приобретение опыта самостоятельного социального действия:
- Выход за пределы аудитории:
Организация мест демонстрации успешности учащихся – проведение на школьном уровне риторических поединков, конкурсов ораторов
Участие в планируемых школой делах и мероприятиях – участие в концертах, праздниках, подготовка выступлений агитбригад
Выход за пределы ОУ – участие в районных конкурсах проектов, в общероссийских конкурсах
Выход в Интернет – ведение блога
портфель достижений школьника
Итог работы – сборник лучших детских творческих работ: сказок, загадок, четверостиший.