Методические материалы

Царегородцева Мария Вячеславовна

На данной странице размещены мои методические разработки, статьи.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Муниципальное автономное общеобразовательное учреждение Белоярского района

«СРЕДНЯЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ШКОЛА п. СОСНОВКА»

(СОШ п. СОСНОВКА)

Утверждена приказом

от__________г._   № ____

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА

по внеурочной деятельности

«Школьная риторика, или искусство быть красноречивым»

Направление «Общеинтеллектуальное»

для 5 класса

Составитель:

Царегородцева Мария Вячеславовна

учитель русского языка и литературы,

высшая категория

2015 - 2016 учебный год

Пояснительная записка

Нормативно-правовая база

Программа курса внеурочной деятельности «Школьная риторика, или искусство быть красноречивым» разработана в соответствии с Законом Российской Федерации «Об образовании», требованиями федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования, утв. приказом Минобрнауки России от 17.12.2010 № 1897 «Федерельный государственный образовательный стандарт основного общего образования», на основе авторской программы Т.А. Ладыженской и Н.В. Ладыженской "Риторика" для 5-11 классов (Программы Т.А.Ладыженской: Программа по риторике. 5-11 классы. Т.А.Ладыженская // Образовательная система «Школа 2100». Сборник программ. Основная школа. Старшая школа – М.: Баласс, 2010. стр. 94-107).

Назначение программы

Предлагаемый курс школьной риторики направлен на формирование коммуникативных (риторических) универсальных учебных действий. Кроме того, программа курса внеурочной деятельности «Школьная риторика, или искусство быть красноречивым» ориентирована на развитие у обучающихся творческих способностей, раскрытие их природных талантов, приобретение  знаний и умений  ораторского искусства и говорения, повышение общекультурного уровня, а также на развитие коммуникативных качеств и организацию досуга детей.

Актуальность и перспективность курса

         Актуальность программы заключается в том, что ни один из традиционных школьных предметов российского образования специально не учит речи. Риторика восполняет очень важную область школьного образования, её отсутствие приводит к тому, что многие ученики, хотя в целом владеют лингвистическими понятиями, грамотны, затрудняются общаться в разных ситуациях (в школе и вне школы).

Это практикоориентированные занятия, выполняющие важный социальный заказ – учат успешному общению, то есть взаимодействию людей в самых различных сферах деятельности. В основе всякого обучения лежит коммуникация, общение, поэтому данный курс, как инновационный, практико-ориентированный, помогает решать задачи формирования универсальных действий на межпредметном уровне, способствует развитию качеств личности, «отвечающих требованиям информационного общества, инновационной экономики, задачам построения демократического гражданского общества на основе толерантности, диалога культур и уважения многонационального состава российского общества».

Современная школьная риторика учитывает достижения лингвистической науки (в частности, лингвистики текста), психологии восприятия и порождения речи, теории общения и других смежных наук. У этого курса свои задачи – обучение умелой, искусной, а точнее – эффективной речи. Поэтому в центре риторики – обучение эффективному общению, общающийся человек. Безусловно, эффективное общение предполагает следование нормам литературного языка. Однако этого недостаточно. Эффективное общение – это результативное общение, при котором реализуется коммуникативное намерение, коммуникативная задача (интенция) как практического, так и духовного плана.

        Таким образом, актуальность данного курса внеурочной деятельности обусловлена его практической значимостью. Дети могут применять полученные знания и практический опыт в  выступлениях разного уровня, при общении, участвовать в творческих конкурсах различного уровня.

Возрастная группа обучающихся, на которых ориентированы занятия

Данный курс направлен на обучающихся 5 класса, однако это лишь первая ступень в освоении риторики. Линейно-ступенчатый принцип расположения материала по классам отражен в табличной форме программы (см. программы для 5–6-го, 7–9-го). Предложенные ниже программы внеурочной деятельности в табличном варианте позволяют проследить логику курса.

ПРОГРАММА
курса «Школьная Риторика» в табличной форме
5–6-й классы

5-й класс

6-й класс

Общение

Что значит общаться.
Собеседники, партнеры, коммуниканты.
Коммуникативная задача.

Адресат – кто он?
Содержание речи.
Слово ритора меняет ход истории.

Виды общения

Межличностное, групповое, массовое общение.
Словесное и несловесное общение.

Официальное – неофициальное общение.
Классное собрание.

Несловесное общение

Твой голос.
Мимика, жесты.

Великая сила голоса.
Учим голос «летать».
Жесты помогают общаться.
Уместные и неуместные жесты.

Учимся слушать

Слышать – слушать – понимать.
Кто и как слушает.
Два основных правила слушания.

Слушание бывает разным.
Установка на восприятие.
Способы и приемы слушания.

Побеседуем

Беседа, ее особенности.
Дружеская беседа.

Учимся отвечать

Разные ответы.
Как важно начать.
Развернутый ответ.
Основная часть.
Конец – делу венец.

Учимся читать

Чтение – вот лучшее учение.
Умеем ли мы читать?
«Чтоб вершки не хватать».

Учимся читать учебный текст.
Ознакомительное чтение.

Речь правильная и хорошая

Речь без ошибок.
Чья речь богаче?
Говори – пиши точно.

Клише, штампы.
Находки.

Учимся редактировать

Зачеркни ненужное.
Замени – надпиши нужное.
Включи недостающее (дополни).

Редактирование изучаемых речевых жанров.

Будь вежлив

Просить – умолять – клянчить.
Вежливый отказ.
Что такое комплимент.
Лесть — льстивые слова.

Вежливое обращение.

Похвальное слово.

Тексты и речевые жанры

Тема, основная мысль, ключевые слова, части текста.

Что значит изобретать речь.
Топ определение.
Разные речевые жанры.
Характеристика речевых жанров.

Вторичные тексты

Понятие о пересказе.
Перескажи подробно.
Перескажи кратко.

Понятие об аннотации.
Аннотации бывают разными.
Предисловие.
Отзыв.

Объявление

Что? Где? Когда?
Секреты устных объявлений.
Письменные объявления.

Рассказы

Что такое рассказ.
Как строится рассказ.
Невыдуманные рассказы.

Автор – рассказчик – герой рассказа.
Услышанный рассказ.
Выдуманные истории.

Спор

Что такое спор.
Правила спора.

Как управлять спором.
Если ты – ведущий.

Сказки и притчи

Сказочная страна, ее особенности.
Сказочные действия, герои, язык.
Сочини свою сказку.

Понятие о притче.
Уместность ее использования.

Личное письмо

Особенности писем.
Письмо – поздравление.
Письмо – просьба и т.д.

Интервью

Особенности интервью.
Как подготовиться к интервью.

ПРОГРАММА

 курса «Школьная Риторика» в табличной форме
7–9-й классы

7-й класс

8-й класс

9-й класс

Общение

Модель речевой ситуации.
Компоненты: Где? Когда мы общаемся?

Предтекстовые этапы (риторические действия, этапы подготовки к высказыванию):
1) изобретение;
2) расположение;
3) выражение;
4) запоминание;
5) произнесение.

Виды риторик:
общая и частная;
теоретическая и практическая.
Профессионально ориентированные риторики.

Коммуникативные промахи, неудачи, ошибки.
Причины коммуникативных неудач и ошибок.
Развитие самоконтроля.

Контакт.
Коммуникабельность.
Самооценка коммуникабельности.
Эффективность речи (критерии).

Виды общения

Личное – публичное, их особенности.

Контактное – дистантное общение, их особенности.
Подготовленная – частично подготовленная – неподготовленная речь.

Несловесные средства

Что мешает голосу «летать».
Совершенствуем свой голос.

Послушаем свой голос.
Голосовой сценарий.
Составляем для себя голосовой сценарий.

Голос – одежда нашей речи.

Несловесные средства

Помощники слова: взгляд, улыбка.

Поза, ее коммуникативное значение.
«Говорящие» жесты, мимика, позы на рисунках и картинах.
Молчание – золото?

Устная речь

Типы информации: логическая и эмоциональная; фактуальная; концептуальная.

Особенности устной речи.
Ситуативность, избыточность.
Сегментация; паузы обдумывания, колебания, повторы и т.д.
Приемы подготовки.

Стили публичного общения.
Взаимопроникновение стилей.

Учимся отвечать

Разновидности ответов. Определение, правила, описательная характеристика.

Инструктивная речь.
Сравнительная характеристика.
Группировка и классификация (обобщающее высказывание).

Ответ на экзаменах.

Качества речи

Коммуникативные качества речи. Уместность.

Качества речи.
Выразительная речь.

Развитие основных риторических качеств речи.

Учимся читать учебную литературу

Изучающее чтение (учебная литература).

Выписки. Приемы осмысления учебного текста. Конспекты, тезисы учебного текста.
Реферативное сообщение.
Реферат (письменный).

Речь и средства массовой информации.

Риторика уважения

Знакомство.
Совет.
Вежливое возражение.

Утешение.

Этикет в наше время.
Правила хорошего тона.

Редактирование

Этапы редактирования.
Культура цитирования.

Лингвистические словари.
Словарная статья.

Компьютер и редактирование.

Речевые жанры

Личное письмо в газету, журнал (публицистического стиля).

Личное официальное письмо (с запросом информации, с благодарностью и т.д.).

Роды, виды, жанры.

Особенности делового стиля.
Заявление.
Объяснительная записка.

Отчет о работе кружка.
Автобиография.
Протокол.

Деловые бумаги (тексты жесткой структуры и тексты полужесткой структуры).

Публичная речь

Разновидности ораторской речи: эпидейктическая, совещательная, судебная

Информационная речь: ее разновидности.

Экскурсионная речь.
Риторические фигуры.

Учимся спорить

Тезисы и аргументы.
Типы вопросов (уточняющие позицию, побуждающие к откровенности, проблемные).
Культура спора.

Способы доказательств.
Как строится аргументативный текст.
Выражение согласия.
Констатация сказанного оппонентом.
Культура выражения несогласия.

Диспут.
Дебаты.
Полемика.
Дискуссия.

Вторичные тексты

Отзыв.
Рецензия на сочинение товарища.

Инсценировка.

Рецензия на новую книгу для детей младшего возраста.

Необычные (поликодовые) тексты

Понятие о поликодовом тексте, его особенности.

История фотографии (снимка). Языковая связь текста с фотографией.

Газетные зарисовки с фотографиями.

Прецедентные тексты

Чужая речь в тексте.

Понятие о прецедентных текстах.

Способы введения прецедентных текстов.

Бытовые жанры

Беседа и разговор.

Характеристика.
Похвальное торжественное слово.
Застольное слово.

Автобиографическое повествование.
Анекдот.

Газетные жанры

Хроника.
Заметка.
Репортаж.

Портретный очерк, его особенности.

Путевой очерк.

Объём часов, отпущенных на занятия

Данный курс предполагает еженедельные занятия с учащимися. Объем учебного времени, отводимого на изучение риторики с 5-го по 9-й класс, - 1 ч в неделю. Общий объем учебного времени составляет 170ч.

Продолжительность одного занятия

        Продолжительность одного занятия может варьироваться от 1 часа до полутора. Итоговые занятия после изучения того или иного раздела, предполагающие нестандартные формы: риторические «поединки», праздники, театральные постановки, могут занимать более длительное время.

Цели и задачи реализации программы

Цель программы: формирование такой коммуникативной личности, которая, могла бы, владея определенным запасом информации, сориентироваться в конкретной речевой ситуации, построить свое высказывание в соответствии с этой ситуацией, в том числе со своим замыслом, коммуникативным намерением.

Задачи программы:

-  Осуществлять организованное словесное и невербальное воздействие, логически и эстетически оправданное.

- Стремиться к формированию яркой и эмоциональной речи, регулировать речевое поведение в соответствии с коммуникационными потребностями и психологическими особенностями собеседника или слушателя.

- Помогать формированию индивидуальной речевой манеры говорящего.

-  Способствовать овладению элементарных навыков исследовательской деятельности.

- Поощрять желание принимать активное участие в праздниках, досугах и развлечениях, используя импровизационные умения, приобретенные на занятиях и в самостоятельной деятельности.

Формы и методы работы 

Курс риторики в школе – сугубо практический. Если мы действительно хотим научить эффективному общению, т.е. такому общению, при котором говорящий достигает своей коммуникативной задачи – убедить, утешить, склонить к какому-нибудь действию и т.д., то на занятиях риторики дети должны как можно больше сами говорить и писать.

Большая часть времени уделяется практике.

Конечно, на занятиях риторики имеют место такие методы и приемы преподавания, как беседа, конкурсы, круглые столы, игры, "устные журналы", выполнение и защита проектов и т.д. Однако особое место занимают специфические приемы работы, а именно:

– риторический анализ устных и письменных текстов, речевой ситуации;

– риторические задачи;

– риторические игры.

Риторический анализ формирует группу умений У–1. Он предполагает обсуждение компонентов речевой ситуации (где, что, кому, зачем и т.д.). Вторая группа более сложных вопросов:

• что сказал говорящий (пишущий);

• что хотел сказать (написать);

• что сказал (написал) ненамеренно.

Обсуждение этих вопросов позволяет сказать не только то, ЧТО и КАК сказал РИТОР, но и в какой мере ему удалось решить свою коммуникативную задачу, т.е. насколько его речь была эффективной.

При этом мы приучаем детей оценивать не только чужую речь, речь другого человека, но и свою собственную.

Приведем некоторые формулировки заданий для риторического анализа:

• восстанови(те) по тексту коммуникативную задачу говорящего;

• каким ты представляешь себе по тексту задания личность коммуниканта;

• что ты можешь сказать об авторе этого речевого произведения;

• являются ли условия риторической задачи достаточными для ее решения;

• может ли быть несколько правильных решений этой задачи;

• какие вопросы ты бы задал говорящему, чтобы прояснить его коммуникативные намерения.

Риторические задачи формируют группу умений У–2. Эти задачи основываются на определении всех значимых компонентов речевой ситуации:

кто говорит – пишет (адресант);

почему (причина, мотив);

для чего, зачем (задача высказывания);

что – о чем (содержание высказывания);

как (в устной или письменной форме, в каком стиле и жанре и т.д.);

где (место, где происходит общение, расстояние между общающимися, если это важно);

когда (время, когда происходит общение, – сейчас, в прошлом; время, отведенное для общения, если это важно).

Ученикам предлагается войти в описанные обстоятельства (в том числе и в речевую роль) и создать высказывание, учитывающее заданные компоненты.

В риторических задачах обычно описываются близкие школьникам жизненные ситуации, но нередко предлагаются речевые роли более далекие – роль отца (матери), учителя, директора школы, журналиста, телеведущего, президента и т.д. В риторических задачах иногда действуют литературные персонажи. От их имени ученики приветствуют и благодарят, извиняются и просят и т.п.

Таким образом, риторические задачи, которые практиковались еще в риторских школах Древней Греции, учат гибкому, уместному речевому поведению, вырабатывают умение учитывать различные обстоятельства общения, что чрезвычайно важно для того, чтобы оно было эффективным.

Риторические игры, в отличие от риторических задач, содержат соревновательный элемент и предполагают определение победителя: кто (какая команда) веселее, смешнее и т.д. расскажет, быстрее произнесет скороговорку, сочинит и произнесет более задушевное, теплое похвальное слово и т.д. В отличие от словесных речевых игр, риторические игры строятся на материале программы по риторике и служат решению задач этого предмета.

Планируемые результаты освоения программы курса внеурочной деятельности "Риторика"

Личностные и метапредметные результаты освоения курса

Эти результаты в обобщенном виде можно охарактеризовать с точки зрения достижения установленных стандартом требований к результатам обучения учащихся:

– на уровне личностных результатов – овладение начальными навыками адаптации в динамично развивающемся мире, развитие самостоятельности и личной ответственности за свои поступки, в том числе в информационной деятельности, на основе представлений о нравственных нормах, социальной справедливости и свободе; развитие этических чувств, доброжелательности и эмоционально-нравственной отзывчивости, понимания и сопереживания чувствам других людей и т.д.;

– на уровне метапредметных результатов – овладение навыками смыслового чтения текстов различных стилей и жанров в соответствии с целями и задачами; осознанно строить речевое высказывание в соответствии с задачами коммуникации и составлять тексты в устной и письменной формах; овладение логическими действиями сравнения, анализа, обобщения, классификации по родовидовым признакам,; готовность слушать собеседника и вести диалог, готовность признавать возможность существования различных точек зрения и права каждого иметь свою; излагать своё мнение и аргументировать свою точку зрения и оценку событий; готовить своё выступление и выступать с аудио-, видео- и графическим сопровождением; соблюдать нормы информационной избирательности, этики и этикета и т.д.;

– на уровне предметных результатов – овладение первоначальными представлениями о нормах русского и родного литературного языка (орфоэпических, лексических, грамматических) и правилах речевого этикета; умение ориентироваться в целях, задачах, средствах и условиях общения, выбирать адекватные языковые средства для успешного решения коммуникативных задач и т.д.

Таким образом, риторика помогает решению задач, которые ставятся новым стандартом.

5-й класс

Личностными результатами изучения курса «Детская риторика» является формирование следующих умений:

осознавать роль речи в жизни людей;

оценивать некоторые высказывания людей с точки зрения их уместности, тактичности в данной ситуации;

- объяснять некоторые правила вежливого, уместного поведения людей при общении (правила при разговоре, приветствии, извинении и т.д.).

Метапредметными результатами изучения курса «Детская риторика» является формирование следующих универсальных учебных действий (УУД):

соблюдать некоторые правила вежливого общения в урочной и внеурочной деятельности;

реализовывать простое высказывание на заданную тему;

ориентироваться в своей системе знаний: приводить примеры удачного и неудачного общения в своей жизни и жизни окружающих;

самостоятельно работать с некоторыми заданиями учебника, осознавать недостаток информации, использовать школьные толковые словари;

– учиться договариваться о распределении ролей в игре, работы в совместной деятельности;

делать простые выводы и обобщения в результате совместной работы класса.

Характеристика программы

В разработанной нами программе можно выделить два смысловых блока:

– первый – «Общение», – соотносящийся в определенной мере с тем, что в классической риторике называлось общей риторикой;

– второй – «Речевые жанры», – соотносящийся с так называемой частной риторикой которая в учебниках XVIII–XIX вв. нередко обозначалась как «Роды, виды, жанры».
         Кратко охарактеризуем
содержание каждого из блоков.

         Блок «Общение» дает представление о сути того взаимодействия между людьми, которое называется общением; о видах общения (по различным основаниям); о коммуникативных качествах речи (правильность, богатство, точность, выразительность и т.д.), речевой (коммуникативной) ситуации, ее компонентах (кто, кому, почему, зачем, где, когда, как), на основе чего у детей постепенно формируется привычка и умение ориентироваться в ситуации общения, определять коммуникативное намерение (свое и партнера), оценивать степень его реализации в общении.

Основные понятийные компоненты первого блока: общение, речевая (коммуникативная) ситуация, виды общения; речевой этикет, риторические этапы подготовки текста; риторические фигуры, качества речи и т.д.

Второй блок – «Речевые жанры» – дает представление о тексте как продукте речевой (коммуникативной) деятельности; о типологии текстов и о речевых жанрах как разновидностях текста. В этом блоке центральное понятие – речевой жанр, т.е. текст определенной коммуникативной направленности. Мы имеем в виду не жанры художественной литературы, а те жанры, которые существуют в реальной речевой практике: жанр приказа, просьбы, заявления, аннотации, хроники и т.д.

Понятие речевого жанра конкретизирует содержание работы по риторике, т.к. называет тот вид высказывания, которому следует учить. Для нас это – дидактическая единица, которая во многом определяет методику обучения: знакомство с образцами конкретного жанра, осмысление его особенностей с точки зрения сферы употребления, адресата, коммуникативных задач и т.д.; анализ типичных недочетов в структуре и речевом оформлении данного жанра; создание его отдельных фрагментов (частей); и, наконец, самостоятельное создание жанра на предложенную тему.

Нельзя не видеть того, что в каждой сфере общения (в том числе в сфере профессионального общения) бытуют «свои» речевые жанры. Мы стремились отобрать и сделать предметом обучения в школе наиболее употребительные в современной жизни речевые жанры. В процессе обучения раскрывается своеобразие жанров, их разнообразие, а также синтез жанров (например, репортаж с элементами интервью, просьба с элементами комплимента). Нам важно, чтобы ученики использовали этот жанровый потенциал при создании своих текстов. Так мы учим подходам к творчеству.

Итак, основные понятийные компоненты второго блока: речевые жанры, их структурно-смысловые и стилевые особенности.

В программу каждого класса включены компоненты и первого, и второго блока, предусмотрена их взаимосвязь. Как правило, вопросы первого блока рассматриваются в динамике, с углублением и развитием от класса к классу (по ступенчатому принципу), на примере конкретных речевых жанров.

Если основная цель курса риторики – обучать эффективному общению, то школьная риторика – предмет с четко выраженной практической направленностью, где большая часть времени выделяется на формирование риторических умений;

– большое место занимают так называемые инструментальные знания – о способах деятельности (типа инструкций, конкретных рекомендаций и т.д. Например, «Как слушать собеседника», «Правила для говорящего» и т.д.);

понятийный аппарат, его отбор и интерпретация, также подчинен прагматической установке курса.

Главное внимание уделяется формированию риторических умений двух типов:

– первые (У–1) связаны с умением анализировать и оценивать общение (например, степень его эффективности, корректность поведения, уровень владения языком);

– вторые (У–2) – с умением общаться – в пределах, обозначенных в блоке «Речевые жанры», когда оценивается умение ориентироваться в ситуации, например, учитывать адресата, аудиторию; формулировать свое коммуникативное намерение; определять свои неудачи и промахи и т.п.

Курс школьной риторики должен вестись так, чтобы вызвать у учеников размышления о том, что такое взаимопонимание, контакт между людьми, как важно владеть словом в современном мире, о том, какое это бесценное богатство.

Эти размышления, связанные с проблемами эффективности общения, составят основу для формирования у выпускников школы взглядов, вкусов, идей, имеющих общекультурную ценность. Поэтому в разработанную нами программу мы включаем такой компонент, как риторические идеи. Следует отметить, что этот компонент вводится в школьные программы впервые. Нам представляется такой подход принципиально важным – в частности, для гуманитарных предметов, которые должны вносить особый вклад в духовное развитие подрастающего поколения.

В предлагаемой нами программе приведены формулировки некоторых из риторических идей, которые, безусловно, нужно рассматривать как примерные возможные (по существу и по форме). Например:

  Твоя речь – бесценное богатство – овладей им!

  По речи узнают человека. (Пословица)

  Умей благодарить и быть благодарным. (В.А. Сухомлинский)

  На доброе слово не надо скупиться. Сказать это слово – что дать напиться. (Н. Рыленков)

Структура программы для каждого класса выглядит так: вначале формулируются идеи (которые должны быть осмыслены к концу обучения в каждом классе), затем конкретные умения, формируемые на основе понятийных и инструментальных знаний.

Учебно-тематический план

Содержание курса

Количество часов

Перечень универсальных действий обучающихся

 Общение

9

Познавательные  универсальные учебные  действия:

- поиск и выделение необходимой информации

- осознанное и произвольное построение речевого высказывания в устной и письменной форме

- смысловое чтение как осмысление цели чтения и выбор вида чтения в зависимости от цели; извлечение необходимой информации; определение основной и второстепенной информации; свободная ориентация и восприятие текстов художественного, научного, публицистического и официально-делового стилей

- анализ объектов с целью выделения признаков (существенных, несущественных);

- синтез — составление целого из частей, в том числе самостоятельное достраивание с восполнением недостающих компонентов;

- выбор оснований и критериев для сравнения, сериации, классификации объектов;

- подведение под понятие, выведение следствий;

- установление причинно-следственных связей, представление цепочек объектов и явлений;

- построение логической цепочки рассуждений, анализ истинности утверждений;

- доказательство; выдвижение гипотез и их обоснование

Коммуникативные УУД:

- планирование учебного сотрудничества с учителем и сверстниками  - определение цели, функций участников, способов взаимодействия;

 - постановка вопросов - инициативное сотрудничество в поиске и сборе информации;

 - разрешение конфликтов – выявление, идентификация проблемы, поиск и оценка альтернативных способов разрешения конфликта, принятие решения и его реализация;

 - управление поведением партнера - контроль, коррекция, оценка его действий;

 - умение с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли в соответствии с задачами и условиями коммуникации; владение монологической и диалогической формами речи в соответствии с грамматическими и синтаксическими нормами родного языка.

Личностные УУД:

 – овладение начальными навыками адаптации в динамично развивающемся мире,

- развитие самостоятельности и личной ответственности за свои поступки, в том числе в информационной деятельности, на основе представлений о нравственных нормах, социальной справедливости и свободе;

- развитие этических чувств, доброжелательности и эмоционально-нравственной отзывчивости, понимания и сопереживания чувствам других людей и т.д.;

Регулятивные УУД:

- целеполагание как постановка учебной задачи на основе соотнесения того, что уже известно и усвоено учащимся, и того, что еще неизвестно;

- планирование — определение последовательности промежуточных целей с учетом конечного результата; составление плана и последовательности действий;

- прогнозирование – предвосхищение результата и уровня усвоения знаний, его временных характеристик;

- контроль в форме сличения способа действия и его результата с заданным эталоном с целью обнаружения отклонений и отличий от эталона;

- коррекция – внесение необходимых дополнений и корректив в план и способ действия в случае расхождения эталона, реального действия и его результата;

- оценка – выделение и осознание учащимся того, что уже усвоено и что еще нужно усвоить, осознание качества и уровня усвоения;

- саморегуляция как способность к мобилизации сил и энергии, к волевому усилию (к выбору в ситуации мотивационного конфликта) и к преодолению препятствий.

Речевая деятельность

6

Познавательные  универсальные учебные  действия:

- поиск и выделение необходимой информации

- осознанное и произвольное построение речевого высказывания в устной и письменной форме

- смысловое чтение как осмысление цели чтения и выбор вида чтения в зависимости от цели; извлечение необходимой информации; определение основной и второстепенной информации; свободная ориентация и восприятие текстов художественного, научного, публицистического и официально-делового стилей

- анализ объектов с целью выделения признаков (существенных, несущественных);

- синтез — составление целого из частей, в том числе самостоятельное достраивание с восполнением недостающих компонентов;

- выбор оснований и критериев для сравнения, сериации, классификации объектов;

- подведение под понятие, выведение следствий;

- установление причинно-следственных связей, представление цепочек объектов и явлений;

- построение логической цепочки рассуждений, анализ истинности утверждений;

- доказательство; выдвижение гипотез и их обоснование

Коммуникативные УУД:

- планирование учебного сотрудничества с учителем и сверстниками  - определение цели, функций участников, способов взаимодействия;

 - постановка вопросов - инициативное сотрудничество в поиске и сборе информации;

 - разрешение конфликтов – выявление, идентификация проблемы, поиск и оценка альтернативных способов разрешения конфликта, принятие решения и его реализация;

 - управление поведением партнера - контроль, коррекция, оценка его действий;

 - умение с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли в соответствии с задачами и условиями коммуникации; владение монологической и диалогической формами речи в соответствии с грамматическими и синтаксическими нормами родного языка.

Личностные УУД:

 – овладение начальными навыками адаптации в динамично развивающемся мире,

- развитие самостоятельности и личной ответственности за свои поступки, в том числе в информационной деятельности, на основе представлений о нравственных нормах, социальной справедливости и свободе;

- развитие этических чувств, доброжелательности и эмоционально-нравственной отзывчивости, понимания и сопереживания чувствам других людей и т.д.;

Регулятивные УУД:

- целеполагание как постановка учебной задачи на основе соотнесения того, что уже известно и усвоено учащимся, и того, что еще неизвестно;

- планирование — определение последовательности промежуточных целей с учетом конечного результата; составление плана и последовательности действий;

- прогнозирование – предвосхищение результата и уровня усвоения знаний, его временных характеристик;

- контроль в форме сличения способа действия и его результата с заданным эталоном с целью обнаружения отклонений и отличий от эталона;

- коррекция – внесение необходимых дополнений и корректив в план и способ действия в случае расхождения эталона, реального действия и его результата;

- оценка – выделение и осознание учащимся того, что уже усвоено и что еще нужно усвоить, осознание качества и уровня усвоения;

- саморегуляция как способность к мобилизации сил и энергии, к волевому усилию (к выбору в ситуации мотивационного конфликта) и к преодолению препятствий.

Качества речи

6

Познавательные  универсальные учебные  действия:

- поиск и выделение необходимой информации

- осознанное и произвольное построение речевого высказывания в устной и письменной форме

- смысловое чтение как осмысление цели чтения и выбор вида чтения в зависимости от цели; извлечение необходимой информации; определение основной и второстепенной информации; свободная ориентация и восприятие текстов художественного, научного, публицистического и официально-делового стилей

- анализ объектов с целью выделения признаков (существенных, несущественных);

- синтез — составление целого из частей, в том числе самостоятельное достраивание с восполнением недостающих компонентов;

- выбор оснований и критериев для сравнения, сериации, классификации объектов;

- подведение под понятие, выведение следствий;

- установление причинно-следственных связей, представление цепочек объектов и явлений;

- построение логической цепочки рассуждений, анализ истинности утверждений;

- доказательство; выдвижение гипотез и их обоснование

Коммуникативные УУД:

- планирование учебного сотрудничества с учителем и сверстниками  - определение цели, функций участников, способов взаимодействия;

 - постановка вопросов - инициативное сотрудничество в поиске и сборе информации;

 - разрешение конфликтов – выявление, идентификация проблемы, поиск и оценка альтернативных способов разрешения конфликта, принятие решения и его реализация;

 - управление поведением партнера - контроль, коррекция, оценка его действий;

 - умение с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли в соответствии с задачами и условиями коммуникации; владение монологической и диалогической формами речи в соответствии с грамматическими и синтаксическими нормами родного языка.

Личностные УУД:

 – овладение начальными навыками адаптации в динамично развивающемся мире,

- развитие самостоятельности и личной ответственности за свои поступки, в том числе в информационной деятельности, на основе представлений о нравственных нормах, социальной справедливости и свободе;

- развитие этических чувств, доброжелательности и эмоционально-нравственной отзывчивости, понимания и сопереживания чувствам других людей и т.д.;

Регулятивные УУД:

- целеполагание как постановка учебной задачи на основе соотнесения того, что уже известно и усвоено учащимся, и того, что еще неизвестно;

- планирование — определение последовательности промежуточных целей с учетом конечного результата; составление плана и последовательности действий;

- прогнозирование – предвосхищение результата и уровня усвоения знаний, его временных характеристик;

- контроль в форме сличения способа действия и его результата с заданным эталоном с целью обнаружения отклонений и отличий от эталона;

- коррекция – внесение необходимых дополнений и корректив в план и способ действия в случае расхождения эталона, реального действия и его результата;

- оценка – выделение и осознание учащимся того, что уже усвоено и что еще нужно усвоить, осознание качества и уровня усвоения;

- саморегуляция как способность к мобилизации сил и энергии, к волевому усилию (к выбору в ситуации мотивационного конфликта) и к преодолению препятствий.

Этикет

5

Познавательные  универсальные учебные  действия:

- поиск и выделение необходимой информации

- осознанное и произвольное построение речевого высказывания в устной и письменной форме

- смысловое чтение как осмысление цели чтения и выбор вида чтения в зависимости от цели; извлечение необходимой информации; определение основной и второстепенной информации; свободная ориентация и восприятие текстов художественного, научного, публицистического и официально-делового стилей

- анализ объектов с целью выделения признаков (существенных, несущественных);

- синтез — составление целого из частей, в том числе самостоятельное достраивание с восполнением недостающих компонентов;

- выбор оснований и критериев для сравнения, сериации, классификации объектов;

- подведение под понятие, выведение следствий;

- установление причинно-следственных связей, представление цепочек объектов и явлений;

- построение логической цепочки рассуждений, анализ истинности утверждений;

- доказательство; выдвижение гипотез и их обоснование

Коммуникативные УУД:

- планирование учебного сотрудничества с учителем и сверстниками  - определение цели, функций участников, способов взаимодействия;

 - постановка вопросов - инициативное сотрудничество в поиске и сборе информации;

 - разрешение конфликтов – выявление, идентификация проблемы, поиск и оценка альтернативных способов разрешения конфликта, принятие решения и его реализация;

 - управление поведением партнера - контроль, коррекция, оценка его действий;

 - умение с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли в соответствии с задачами и условиями коммуникации; владение монологической и диалогической формами речи в соответствии с грамматическими и синтаксическими нормами родного языка.

Личностные УУД:

 – овладение начальными навыками адаптации в динамично развивающемся мире,

- развитие самостоятельности и личной ответственности за свои поступки, в том числе в информационной деятельности, на основе представлений о нравственных нормах, социальной справедливости и свободе;

- развитие этических чувств, доброжелательности и эмоционально-нравственной отзывчивости, понимания и сопереживания чувствам других людей и т.д.;

Регулятивные УУД:

- целеполагание как постановка учебной задачи на основе соотнесения того, что уже известно и усвоено учащимся, и того, что еще неизвестно;

- планирование — определение последовательности промежуточных целей с учетом конечного результата; составление плана и последовательности действий;

- прогнозирование – предвосхищение результата и уровня усвоения знаний, его временных характеристик;

- контроль в форме сличения способа действия и его результата с заданным эталоном с целью обнаружения отклонений и отличий от эталона;

- коррекция – внесение необходимых дополнений и корректив в план и способ действия в случае расхождения эталона, реального действия и его результата;

- оценка – выделение и осознание учащимся того, что уже усвоено и что еще нужно усвоить, осознание качества и уровня усвоения;

- саморегуляция как способность к мобилизации сил и энергии, к волевому усилию (к выбору в ситуации мотивационного конфликта) и к преодолению препятствий.

Речевые жанры

8

Познавательные  универсальные учебные  действия:

- поиск и выделение необходимой информации

- осознанное и произвольное построение речевого высказывания в устной и письменной форме

- смысловое чтение как осмысление цели чтения и выбор вида чтения в зависимости от цели; извлечение необходимой информации; определение основной и второстепенной информации; свободная ориентация и восприятие текстов художественного, научного, публицистического и официально-делового стилей

- анализ объектов с целью выделения признаков (существенных, несущественных);

- синтез — составление целого из частей, в том числе самостоятельное достраивание с восполнением недостающих компонентов;

- выбор оснований и критериев для сравнения, сериации, классификации объектов;

- подведение под понятие, выведение следствий;

- установление причинно-следственных связей, представление цепочек объектов и явлений;

- построение логической цепочки рассуждений, анализ истинности утверждений;

- доказательство; выдвижение гипотез и их обоснование

Коммуникативные УУД:

- планирование учебного сотрудничества с учителем и сверстниками  - определение цели, функций участников, способов взаимодействия;

 - постановка вопросов - инициативное сотрудничество в поиске и сборе информации;

 - разрешение конфликтов – выявление, идентификация проблемы, поиск и оценка альтернативных способов разрешения конфликта, принятие решения и его реализация;

 - управление поведением партнера - контроль, коррекция, оценка его действий;

 - умение с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли в соответствии с задачами и условиями коммуникации; владение монологической и диалогической формами речи в соответствии с грамматическими и синтаксическими нормами родного языка.

Личностные УУД:

 – овладение начальными навыками адаптации в динамично развивающемся мире,

- развитие самостоятельности и личной ответственности за свои поступки, в том числе в информационной деятельности, на основе представлений о нравственных нормах, социальной справедливости и свободе;

- развитие этических чувств, доброжелательности и эмоционально-нравственной отзывчивости, понимания и сопереживания чувствам других людей и т.д.;

Регулятивные УУД:

- целеполагание как постановка учебной задачи на основе соотнесения того, что уже известно и усвоено учащимся, и того, что еще неизвестно;

- планирование — определение последовательности промежуточных целей с учетом конечного результата; составление плана и последовательности действий;

- прогнозирование – предвосхищение результата и уровня усвоения знаний, его временных характеристик;

- контроль в форме сличения способа действия и его результата с заданным эталоном с целью обнаружения отклонений и отличий от эталона;

- коррекция – внесение необходимых дополнений и корректив в план и способ действия в случае расхождения эталона, реального действия и его результата;

- оценка – выделение и осознание учащимся того, что уже усвоено и что еще нужно усвоить, осознание качества и уровня усвоения;

- саморегуляция как способность к мобилизации сил и энергии, к волевому усилию (к выбору в ситуации мотивационного конфликта) и к преодолению препятствий.


Муниципальное автономное общеобразовательное учреждение Белоярского района

«СРЕДНЯЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ШКОЛА п. СОСНОВКА»

(СОШ п. СОСНОВКА)

Согласовано

заместитель директора по ВР        

_________________Л.Ж.Успанова

«  » августа 2015г.

УТВЕРЖДАЮ

директор школы

_________________М.В.Иванов

                                  «  » августа 2015г.

        

КАЛЕНДАРНО-ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН      на 2015-2016  учебный год

Кружок «Школьная риторика, или искусство быть красноречивым»

Класс  _5___

Учитель _Царегородцева Мария Вячеславовна_____ 

Общее количество часов на предмет по учебному плану      _34_часа,  запланировано _34_

     

1 четверть –

2 четверть –

3 четверть -

4 четверть -

Контрольные  работы

По _1_ часу в неделю. Всего учебных недель  _34_ 

Составлен в соответствии с программой  для общеобразовательных учреждений

Учебник: Развитие речи. Школьная риторика: 5 класс: Учебное пособие для общеобразовательных учебных заведений. В 2 частях. Ладыженская Т.А., Вершинина Г.Б., Выборнова В.Ю. и др.; Под ред. Т.А.Ладыженской. М.: Баласс, 2013.

Методическое пособие: Школьная риторика: 5 класс: Методические рекомендации / Под ред. Т.А. Ладыженской.  М.: «С-инфо», «Баласс», 2010

Одобрен на заседании МО гуманитарного цикла «   » августа 2015г

Протокол №1  Руководитель  МО:                         ____________

Календарно-тематическое планирование курса «Школьная риторика»

5 класс

Название раздела или темы

Кол-во часов на изучение темы

Название темы занятия

Дата проведения занятия

Форма проведения занятия

Описание примерного содержания занятий

Общение

9

1.

Что такое риторика?

Игра

2.

Общение. Умеешь ли ты общаться.

Практикум

3.

Речевые роли.

Игра

4.

Коммуникативная задача.

Беседа

5.

Виды общения.

Практикум

6-

7.

Словесное и несловесное общение.

Игра

8-

9.

Путешествие по стране «Общение».

Конкурс

Речевая

деятельность

6

10.

Речевой дыхание.

Практикум

11.

Главный секрет Демосфена.

Практикум

12.

Твой голос. Свойства голоса.

Беседа

13.

Скороговорки и докучные сказки.

Конкурс

14.

Кто и как слушает. Правила слушания.

Практикум

15.

«Великие ораторы».

Ролевая игра

Качества

речи

6

16.

Речь правильная и хорошая.

Практикум

17.

Речь без ошибок.

Практикум

18.

Богатство речи.

Практикум

19.

Точность речи.

Практикум

20.

Учимся читать и редактировать.

Практикум

21.

«Я – редактор!»

Ролевая игра

Этикет

5

22.

Будь вежлив! Что вы знаете о вежливости?

Беседа

23.

Обращение. Выражение просьбы

Практикум

24.

Давайте говорить друг другу комплименты

Игра

25.

Учимся слушать и читать.

Практикум

26.

«Ежели вы вежливы»

Ролевая игра

Речевые жанры

8

27-

28.

Понятие о тексте Первичные и вторичные тексты.

Практикум

29.

Объявление.

Практикум

30.

Что такое рассказ?

Беседа

31.

Спор или ссора?

Практикум

32.

Сочиняем сказки.

Конкурс

33-

34.

Риторический праздник: «Поделись улыбкою своей»

Праздник

Информационно-методическое обеспечение

Печатные пособия:

  1. Вербовая Н.Н. Искусство речи. - М., 1977.
  2. Волков А.А. Основы риторики. М., 1996.
  3. Горшков А.И. Русская словесность. М., 1995.
  4. Граудина Л.К. О современной концепции отечественной риторики и культуре речи // Культура русской речи и эффективность общения. М., 1996. С. 152-177.
  5. Грудцына Л.Г. Риторические игры на уроках риторики, русского языка, литературы, внеклассного чтения. М.: Флинта:Наука, 1998.
  6. Грудцына Н.Г. Азбука общения: Книга для учащихся. Самара, 1994.
  7. Кнебель М.О. Слово о творчестве актера. - М., 1964.
  8. Культура русской речи и эффективность общения. - М., 1996.
  9. Леонарди Е.И. Дикция и орфография. - М., 1987.
  10. Львов М.Р. Риторика. Культура речи. – М.: «Академия», 2002.
  11. Максаков А.И. Учите, играя: Игры и упражнения со звучащим словом. - М., 1979.
  12. Михальская А.К. Основы риторики. 10-11 классы. - М.: «Дрофа», 1996.
  13. Михальская А.К. Как учить риторике: Метод.рекомендации к учебному пособию для 10-11 классов «Основы риторики: Мысль и слово». М., 1996.
  14. Педагогическое речеведение: словарь-справочник \Под ред. Т.А.Ладыженской и В.Н.Мещерякова. М.: Флинта: Наука, 1998.
  15. Программа по риторике. 5-11 классы. Т.А.Ладыженская // Образовательная система «Школа 2100». Сборник программ. Основная школа. Старшая школа – М.: Баласс, 2010.
  16. Развитие речи. Школьная риторика: 5 класс: Учебное пособие для общеобразовательных учебных заведений. В 2 частях. Ладыженская Т.А., Вершинина Г.Б., Выборнова В.Ю. и др.; Под ред. Т.А.Ладыженской. М.: Баласс, 2013.
  17.  Скворцов Л.И. Культура русской речи. Словарь-справочник. - М.: Издательство «Знание», 1995
  18.  Смелкова З.С. Азбука общения: Книга для преподавателя риторики в школе. Самара, 1994.
  19. Стернин И.А. Практическая риторика. Воронеж, 1996.
  20. Шевченко Н.В. Основы риторики. Дидактический материал для учителей начальной школы.  Саратов: ОАО «Издательство «Лицей», 2002.
  21. Школьная риторика: 5 класс: Методические рекомендации / Под ред. Т.А. Ладыженской.  М.: «С-инфо», «Баласс», 2010.
  22. Язовицкий Е.В. Говорите правильно. - Л., 1969.

Видео-, аудиоматериалы:

Цифровые ресурсы:

Оборудование:

  1. Интерактивная доска
  2. Компьютер
  3. Микрофоны
  4. Музыкальный центр

Предполагаемая результативность курса:

  • Характеристика основных результатов, на которые ориентирована программа:
  1. Приобретение социальных знаний, понимания социальной реальности и повседневной жизни:

  1. Формирование позитивного отношения к базовым ценностям нашего общества и к социальной реальности в целом:

Одним из результатов обучения риторике является решение задач воспитания – осмысление и интериоризация (присвоение) школьниками системы ценностей.

Ценность жизни и человека – осознание ответственности за себя и других людей, своего и их душевного и физического здоровья; ответственность за сохранение природы как среды обитания.

Ценность общения – понимание важности общения как значимой составляющей жизни общества, как одного из основополагающих элементов культуры.

Ценность добра и истины – осознание себя как части мира, в котором люди соединены бесчисленными связями, основывается на признании постулатов нравственной жизни, выраженных в заповедях мировых религий и некоторыми атеистами (например, поступай так, как ты бы хотел, чтобы поступали с тобой; не говори неправды; будь милосерден и т. д.).

Ценность семьи – понимание важности семьи в жизни человека, взаимопонимание и взаимопомощь своим родным; осознание своих корней; уважительное отношение к старшим, их опыту, нравственным идеалам.

Ценность труда и творчества – признание труда как необходимой составляющей жизни человека, творчества как вершины, которая доступна любому человеку в своей области.

Ценность социальной солидарности – обладание чувствами справедливости, милосердия, чести, достоинства по отношению к себе и к другим людям.

Ценность гражданственности и патриотизма – осознание себя как члена общества; желание служить Родине, своему народу; любовь к природе своего края и страны, восхищение культурным наследием предшествующих поколений.

  1. Приобретение опыта самостоятельного социального действия:
  • Выход за пределы аудитории:

Организация мест демонстрации успешности учащихся – проведение на школьном уровне риторических поединков, конкурсов ораторов

Участие в планируемых школой делах и мероприятиях – участие в концертах, праздниках, подготовка выступлений агитбригад

Выход за пределы ОУ – участие в районных конкурсах проектов, в общероссийских конкурсах

Выход в Интернет – ведение блога

портфель достижений школьника

Итог работы – сборник лучших детских творческих работ: сказок, загадок, четверостиший.