Представление собственного педагогического опыта

Монгуш Саяна Мандыковна

"Использование    современных  технологий в  учебной и воспитательной работе с целью активизации

познавательной деятельности обучающихся"

 

Актуальность

Современному  обществу, все больше  нужны образованные инициативные и  предприимчивые люди. Люди могущие принимать  решения с учетом   возможных результатов и последствий как для себя, так  для общества и  страны.

В настоящее время в России идёт становление новой системы образования, ориентированного на вхождение в мировое образовательное пространство. Этот процесс сопровождается существенными изменениями в педагогической теории и практике учебно-воспитательного процесса.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл opyt_pedagoga.docx29.52 КБ

Предварительный просмотр:

Представление собственного педагогического опыта

учителя биологии  МБОУ СОШ №2 г.Кызыла Республики Тыва

Монгуш Саяны Мандыковны,  по теме:

"Использование    современных  технологий в  учебной и воспитательной работе с целью активизации

познавательной деятельности обучающихся"

Актуальность

Современному  обществу, все больше  нужны образованные инициативные и  предприимчивые люди. Люди могущие принимать  решения с учетом   возможных результатов и последствий как для себя, так  для общества и  страны.

В настоящее время в России идёт становление новой системы образования, ориентированного на вхождение в мировое образовательное пространство. Этот процесс сопровождается существенными изменениями в педагогической теории и практике учебно-воспитательного процесса.

В документах ФГОС сформулированы требования к учителю,  в том числе -

  • уметь выбирать и использовать современные   образовательные технологии,
  • использовать технологии оценки,
  • использовать современные технологии проектирования образовательной среды»

Теоретическое обоснование.

Активизация познавательной деятельности обучающихся - процесс и результат стимулирования активности детей. Активность ребенка в обучении это вид деятельности сопровождающийся высоким уровнем мотивации, осознанной потребностью к усвоению знаний  и умений, а так же характеризующийся результативностью. Такому Виду деятельности способствуют применение современных образовательных технологий. Педагогическая технология - это такое построение деятельности учителя, в котором входящие в него действия представлены в определенной последовательности и предполагают достижения прогнозируемого результата.

Практическая значимость.

В образовательном процессе невозможно следовать какой - то одной технологии. Урок - чем он разнообразнее, тем эффективнее. Применение современных образовательных технологий позволяет внести это разнообразие в деятельность обучающихся на уроке и внеурочной деятельности, и , тем самым, активизировать познавательную деятельность.

Прежде чем выбрать и использовать образовательные технологии, необходимо их изучить. Последние несколько лет это и стало темой моей педагогической деятельности.

"Использование современных технологий в учебной и воспитательной работе с целью активизации познавательной деятельности обучающихся".

Ведущая педагогическая идея - активизации познавательной деятельности обучающихся, развитие ученика через постоянное обогащение, преобразование субъектного опыта, получаемого с применением разнообразных методов и приемов, как важного источника собственного развития.

Концептуальность

Включение ребенка в деятельность коренным образом отличается от традиционной передачи ему готового знания. Ориентация на развитие не означает отказ от формирования знаний, умений и навыков, без которых невозможно обеспечить самоопределение личности и создать условия для ее самореализации.

Цели и задачи

Цели:

  • расширение общепедагогических и психологических знаний с целью совершенствования технологий обучения и воспитания для активизации познавательной деятельности обучающихся;

Задачи:

  • расширение и углубление знаний в отношении  разных образовательных  технологий;
  • овладение достижениями педагогической науки, передовой педагогической практики;
  • выявление наиболее эффективных   образовательных технологий  в условиях современной малокомплектной школы;
  • учет результативности отдельных этапов процесса обучения;
  • создание базы для реализации творческого потенциала обучающихся, для  возможности  использования ими приобретенных  знаний  и  умений  в  повседневной жизни;
  • укрепление здоровья и физического развития школьников;
  • повышение общекультурного уровня; использование  приобретенных  знаний  и  умений  для оценки  последствий  своей  деятельности  по  отношению  к  окружающей среде,  собственному  здоровью;
  • воспитание  убежденности  в  возможности  познания  закономерностей  природы,  необходимости  бережного  отношения  к  ней,  соблюдения этических норм при проведении биоисследований;

Теоретическая база

Этапы накопления и систематизации опыта

Работа по данной теме началась в 2011-2012 у.г.  после прохождения  курсов  повышения квалификации    «Современные технологии в обучении биологии и химии» на базе  ТГИПиПКК.  Данные курсы повышения квалификации придали импульс  в выборе направления работы над методической темой.

1 этап - подготовительный.

Изучение литературы по данной теме.

Консультации со специалистами в данной области.

Выбор образовательных технологий приемлемых для применения в условиях нашей школы.

2 этап - внедренческий

Апробация и внедрение.

Подведение итогов.

3 этап - завершающий

Обобщение, внедрение и распространение опыта.

4 этап - Анализ и прогнозирование

Среди множества педагогических технологий мной были выбраны те, которые (на мой взгляд) более других подходят для широкого использования в нашей школе.

Проектно - исследовательская технология

В основе технологии лежит развитие познавательных, творческих навыков, умений самостоятельно конструировать свои знания, умений ориентироваться в информационном пространстве, развитие критического мышления и ориентирован на самостоятельную (индивидуальную, парную, групповую) деятельность учащихся.  Учебный проект как элемент творчества учащихся, сегодня  рассматривается в виде одной из органичных составляющих современных педагогических технологий. Современная педагогическая технология – это система обучения, гибкая модель организации учебного процесса, ориентированная на творческую самореализацию личности учащихся, развитие их интеллектуальных и физических возможностей, волевых качеств и творческих способностей в процессе создания нового продукта под контролем учителя, обладающего объективной и субъективной новизной и имеющего практическую значимость.

Умение решать проблемы необходимо для самостоятельной познавательной деятельности. Это умение предполагает также и умение использовать приемы проектирования для самоорганизации собственного обучения. Поэтому метод учебного проекта дает возможность вооружить ученика способами, приемами такой деятельности, то есть научить его учиться.

В современном образовательном процессе проекты обязательны для выполнения учащимися.  В своей работе я использую коллективную, групповую и индивидуальную работу над проектами. Публичная защита является очень важной частью работы по методу проектов, именно она позволяет учащимся обобщать и систематизировать знания, полученные в ходе работы. Так проект «Покормите птиц зимой» был выполнен группами и индивидуально.

Технологии ИКТ

Информационные и коммуникационные технологии (ИКТ) - это широкий спектр цифровых технологий, используемых для создания, передачи и распространения информации и оказания услуг (компьютерное оборудование, программное обеспечение, телефонные линии, сотовая связь, электронная почта, сотовые и спутниковые технологии, сети беспроводной и кабельной связи, мультимедийные средства, а также Интернет).

Применение средств ИКТ на уроках - эффективный метод формирования активизации познавательной деятельности, а также организации учебно-познавательной деятельности школьников. Использование компьютерной техники делает урок привлекательным и, по настоящему, современным, происходит индивидуализация обучения, контроль и подведение итогов проходят объективно и своевременно. Уроки с применением компьютера составлены таким образом, что каждый обучаемый работает в соответствующем ему индивидуально-психологическом темпе, что делает атмосферу на уроке комфортной.

Примером использования информационно-коммуникационных технологий в обучении это создание  и использование собственных образовательных ресурсов (презентации к урокам и внеурочной работы,  тесты в тестовой оболочке), вовлечение обучающихся в создание ИКТ проектов, использование электронных учебников и лабораторных практикумов, возможности сети интернет для дистанционной работы с обучающимися.

Технология проблемного обучения

Проблемное обучение -  это такое обучение, при котором учащиеся систематически включаются в процесс решения проблем и проблемных задач, построенных на содержании программного материала. Из этого определения следуют два вывода:

  • проблемное обучение предполагает самостоятельное полное или частичное решение посильных для учащихся проблем;
  • для решения этих проблем учащимися необходимо создавать ситуацию, побуждающую их к решению проблем.

Проблемные вопросы можно ставить на любом этапе изучения темы:

  • при объяснении материала (в начале урока), чтобы вызвать интерес к изучаемому вопросу;
  • при закреплении полученных знаний, что помогает обобщить изложенный материал и подводит учащихся к самостоятельному выводу;
  • при контроле знаний (творческое применение знаний).

Проблемное обучение основано на создании учителем проблемных ситуаций и на самостоятельном поиске вариантов их решения:

  • создание проблемной ситуации;
  • формирование гипотез разрешения;
  • проверка решения с систематизацией полученной информации.

Главное условие – наличие мотивации учащихся.

Примеры используемых  проблемных вопросов:

  • В спальне не рекомендуется разводить  много комнатных   растений, так как при этом ухудшается кислородный режим в помещении. Но известно также, что растения при фотосинтезе выделяют кислород, обогащая им окружающий воздух. Не противоречат ли эти факты друг другу? Почему?
  • Развитие с полным превращением гораздо более длительное, чем с неполным превращением. Почему так много насекомых имеет розвитие с метаморфозом?

На тему «Развитие  животных с превращением и без превращения»  мной был дан открытый урок в рамках районного конкурса «Учитель года» в  апреле 2014г.

С проблемного вопроса так же началось публичное выступление -  «Самый большой орган человека» в рамках того же конкурса.

Оптимальность и эффективность средств

Эффективность практического применения разнообразных форм и методов образовательных технологий, позволяет  добиваться поставленной цели, позволяет активизировать внимание обучающихся и их познавательную активность, способствует развитию и формированию творческих способностей  детей.

Результативность 

Краткосрочные  результаты:

  • Приобретение  знаний в отношении  применения  образовательных     технологий  в малокомплектной  школе;
  • Выявление и внедрение  наиболее эффективных   образовательных

технологий  в условиях современной малокомплектной школы;

  • создание     методических  разработок;
  • знакомство с краеведческим материалом;
  • создание проектов учащимися;

Долгосрочные   результаты:

  • совершенствование профессионального педагогического мастерства;
  • повышение эффективности образовательного процесса.
  • развитие социальных и коммуникативных компетенций учащихся, через внеурочную деятельность, а также  проектную деятельность.
  • достижение уровня экологической образованности, соответствующего потенциалу учащихся, через развитие интереса к краеведческому материалу, повышения природоохранной мотивации;
  • овладение обобщенным способом подхода к решению проблемных ситуаций: анализом фактов, выдвижением гипотез для их объяснения, проверкой их правильности и получением результата деятельности;
  • укрепление здоровья и физического развития школьников;
  • повышение общекультурного уровня; использование  приобретенных

знаний  и  умений  для оценки  последствий  своей  деятельности  по  отношению  к  окружающей среде,  собственному  здоровью;

  • убежденность  в  возможности  познания  закономерностей  природы,

необходимости  бережного  отношения  к  ней,  соблюдения этических норм при проведении биологических исследований;

  • повышение уровня заинтересованности предметом, уровня и качества знаний;
  • победы и призовые места учеников на конкурсах, олимпиадах разного уровня.

Было проведено анкетирование среди учащихся 5-9 классов. Результаты анкетирования:

ставят своей целью узнать новое – 72% учащихся;

узнать сверх программного материала, «чего не пишут в учебниках» - 32%;

хотят получить хорошую оценку – 80%;

хотят проявить себя и проверить свои возможности – 32% учащихся.

.

Динамика результативности деятельности

Показатели

Значения показателей

2011-2012

2012-2013

2013-2014

Кол-во уч-ся

%

Кол-во уч-ся

%

Кол –во уч-ся

%

Уровень обученности

23

100

21

100

22

100

Качество знаний учащихся по предмету

13

56

13

62

14

64

Кол-во уч-ся, принимавших участие в предметных олимпиадах школьного уровня (свод проводится без учета учащихся 5 кл.)

8

42

10

53

13

76

Кол-во уч-ся, принимавших участие в предметных олимпиадах муниципального уровня

2

9

3

14

3

14

Кол-во уч-ся, принимавших участие в предметных олимпиадах регионального уровня и российского уровня

-

-

-

-

-

-

Кол-во уч-ся, принимавших участие в дистанционных предметных олимпиадах и конкурсах российского уровня

10

43

10

47

13

60

Кол-во творческих работ уч-ся по предмету (проектов, исследований и др.)

31

25

31

30

36

38