Представление собственного педагогического опыта
"Использование современных технологий в учебной и воспитательной работе с целью активизации
познавательной деятельности обучающихся"
Актуальность
Современному обществу, все больше нужны образованные инициативные и предприимчивые люди. Люди могущие принимать решения с учетом возможных результатов и последствий как для себя, так для общества и страны.
В настоящее время в России идёт становление новой системы образования, ориентированного на вхождение в мировое образовательное пространство. Этот процесс сопровождается существенными изменениями в педагогической теории и практике учебно-воспитательного процесса.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
opyt_pedagoga.docx | 29.52 КБ |
Предварительный просмотр:
Представление собственного педагогического опыта
учителя биологии МБОУ СОШ №2 г.Кызыла Республики Тыва
Монгуш Саяны Мандыковны, по теме:
"Использование современных технологий в учебной и воспитательной работе с целью активизации
познавательной деятельности обучающихся"
Актуальность
Современному обществу, все больше нужны образованные инициативные и предприимчивые люди. Люди могущие принимать решения с учетом возможных результатов и последствий как для себя, так для общества и страны.
В настоящее время в России идёт становление новой системы образования, ориентированного на вхождение в мировое образовательное пространство. Этот процесс сопровождается существенными изменениями в педагогической теории и практике учебно-воспитательного процесса.
В документах ФГОС сформулированы требования к учителю, в том числе -
- уметь выбирать и использовать современные образовательные технологии,
- использовать технологии оценки,
- использовать современные технологии проектирования образовательной среды»
Теоретическое обоснование.
Активизация познавательной деятельности обучающихся - процесс и результат стимулирования активности детей. Активность ребенка в обучении это вид деятельности сопровождающийся высоким уровнем мотивации, осознанной потребностью к усвоению знаний и умений, а так же характеризующийся результативностью. Такому Виду деятельности способствуют применение современных образовательных технологий. Педагогическая технология - это такое построение деятельности учителя, в котором входящие в него действия представлены в определенной последовательности и предполагают достижения прогнозируемого результата.
Практическая значимость.
В образовательном процессе невозможно следовать какой - то одной технологии. Урок - чем он разнообразнее, тем эффективнее. Применение современных образовательных технологий позволяет внести это разнообразие в деятельность обучающихся на уроке и внеурочной деятельности, и , тем самым, активизировать познавательную деятельность.
Прежде чем выбрать и использовать образовательные технологии, необходимо их изучить. Последние несколько лет это и стало темой моей педагогической деятельности.
"Использование современных технологий в учебной и воспитательной работе с целью активизации познавательной деятельности обучающихся".
Ведущая педагогическая идея - активизации познавательной деятельности обучающихся, развитие ученика через постоянное обогащение, преобразование субъектного опыта, получаемого с применением разнообразных методов и приемов, как важного источника собственного развития.
Концептуальность
Включение ребенка в деятельность коренным образом отличается от традиционной передачи ему готового знания. Ориентация на развитие не означает отказ от формирования знаний, умений и навыков, без которых невозможно обеспечить самоопределение личности и создать условия для ее самореализации.
Цели и задачи
Цели:
- расширение общепедагогических и психологических знаний с целью совершенствования технологий обучения и воспитания для активизации познавательной деятельности обучающихся;
Задачи:
- расширение и углубление знаний в отношении разных образовательных технологий;
- овладение достижениями педагогической науки, передовой педагогической практики;
- выявление наиболее эффективных образовательных технологий в условиях современной малокомплектной школы;
- учет результативности отдельных этапов процесса обучения;
- создание базы для реализации творческого потенциала обучающихся, для возможности использования ими приобретенных знаний и умений в повседневной жизни;
- укрепление здоровья и физического развития школьников;
- повышение общекультурного уровня; использование приобретенных знаний и умений для оценки последствий своей деятельности по отношению к окружающей среде, собственному здоровью;
- воспитание убежденности в возможности познания закономерностей природы, необходимости бережного отношения к ней, соблюдения этических норм при проведении биоисследований;
Теоретическая база
Этапы накопления и систематизации опыта
Работа по данной теме началась в 2011-2012 у.г. после прохождения курсов повышения квалификации «Современные технологии в обучении биологии и химии» на базе ТГИПиПКК. Данные курсы повышения квалификации придали импульс в выборе направления работы над методической темой.
1 этап - подготовительный.
Изучение литературы по данной теме.
Консультации со специалистами в данной области.
Выбор образовательных технологий приемлемых для применения в условиях нашей школы.
2 этап - внедренческий
Апробация и внедрение.
Подведение итогов.
3 этап - завершающий
Обобщение, внедрение и распространение опыта.
4 этап - Анализ и прогнозирование
Среди множества педагогических технологий мной были выбраны те, которые (на мой взгляд) более других подходят для широкого использования в нашей школе.
Проектно - исследовательская технология
В основе технологии лежит развитие познавательных, творческих навыков, умений самостоятельно конструировать свои знания, умений ориентироваться в информационном пространстве, развитие критического мышления и ориентирован на самостоятельную (индивидуальную, парную, групповую) деятельность учащихся. Учебный проект как элемент творчества учащихся, сегодня рассматривается в виде одной из органичных составляющих современных педагогических технологий. Современная педагогическая технология – это система обучения, гибкая модель организации учебного процесса, ориентированная на творческую самореализацию личности учащихся, развитие их интеллектуальных и физических возможностей, волевых качеств и творческих способностей в процессе создания нового продукта под контролем учителя, обладающего объективной и субъективной новизной и имеющего практическую значимость.
Умение решать проблемы необходимо для самостоятельной познавательной деятельности. Это умение предполагает также и умение использовать приемы проектирования для самоорганизации собственного обучения. Поэтому метод учебного проекта дает возможность вооружить ученика способами, приемами такой деятельности, то есть научить его учиться.
В современном образовательном процессе проекты обязательны для выполнения учащимися. В своей работе я использую коллективную, групповую и индивидуальную работу над проектами. Публичная защита является очень важной частью работы по методу проектов, именно она позволяет учащимся обобщать и систематизировать знания, полученные в ходе работы. Так проект «Покормите птиц зимой» был выполнен группами и индивидуально.
Технологии ИКТ
Информационные и коммуникационные технологии (ИКТ) - это широкий спектр цифровых технологий, используемых для создания, передачи и распространения информации и оказания услуг (компьютерное оборудование, программное обеспечение, телефонные линии, сотовая связь, электронная почта, сотовые и спутниковые технологии, сети беспроводной и кабельной связи, мультимедийные средства, а также Интернет).
Применение средств ИКТ на уроках - эффективный метод формирования активизации познавательной деятельности, а также организации учебно-познавательной деятельности школьников. Использование компьютерной техники делает урок привлекательным и, по настоящему, современным, происходит индивидуализация обучения, контроль и подведение итогов проходят объективно и своевременно. Уроки с применением компьютера составлены таким образом, что каждый обучаемый работает в соответствующем ему индивидуально-психологическом темпе, что делает атмосферу на уроке комфортной.
Примером использования информационно-коммуникационных технологий в обучении это создание и использование собственных образовательных ресурсов (презентации к урокам и внеурочной работы, тесты в тестовой оболочке), вовлечение обучающихся в создание ИКТ проектов, использование электронных учебников и лабораторных практикумов, возможности сети интернет для дистанционной работы с обучающимися.
Технология проблемного обучения
Проблемное обучение - это такое обучение, при котором учащиеся систематически включаются в процесс решения проблем и проблемных задач, построенных на содержании программного материала. Из этого определения следуют два вывода:
- проблемное обучение предполагает самостоятельное полное или частичное решение посильных для учащихся проблем;
- для решения этих проблем учащимися необходимо создавать ситуацию, побуждающую их к решению проблем.
Проблемные вопросы можно ставить на любом этапе изучения темы:
- при объяснении материала (в начале урока), чтобы вызвать интерес к изучаемому вопросу;
- при закреплении полученных знаний, что помогает обобщить изложенный материал и подводит учащихся к самостоятельному выводу;
- при контроле знаний (творческое применение знаний).
Проблемное обучение основано на создании учителем проблемных ситуаций и на самостоятельном поиске вариантов их решения:
- создание проблемной ситуации;
- формирование гипотез разрешения;
- проверка решения с систематизацией полученной информации.
Главное условие – наличие мотивации учащихся.
Примеры используемых проблемных вопросов:
- В спальне не рекомендуется разводить много комнатных растений, так как при этом ухудшается кислородный режим в помещении. Но известно также, что растения при фотосинтезе выделяют кислород, обогащая им окружающий воздух. Не противоречат ли эти факты друг другу? Почему?
- Развитие с полным превращением гораздо более длительное, чем с неполным превращением. Почему так много насекомых имеет розвитие с метаморфозом?
На тему «Развитие животных с превращением и без превращения» мной был дан открытый урок в рамках районного конкурса «Учитель года» в апреле 2014г.
С проблемного вопроса так же началось публичное выступление - «Самый большой орган человека» в рамках того же конкурса.
Оптимальность и эффективность средств
Эффективность практического применения разнообразных форм и методов образовательных технологий, позволяет добиваться поставленной цели, позволяет активизировать внимание обучающихся и их познавательную активность, способствует развитию и формированию творческих способностей детей.
Результативность
Краткосрочные результаты:
- Приобретение знаний в отношении применения образовательных технологий в малокомплектной школе;
- Выявление и внедрение наиболее эффективных образовательных
технологий в условиях современной малокомплектной школы;
- создание методических разработок;
- знакомство с краеведческим материалом;
- создание проектов учащимися;
Долгосрочные результаты:
- совершенствование профессионального педагогического мастерства;
- повышение эффективности образовательного процесса.
- развитие социальных и коммуникативных компетенций учащихся, через внеурочную деятельность, а также проектную деятельность.
- достижение уровня экологической образованности, соответствующего потенциалу учащихся, через развитие интереса к краеведческому материалу, повышения природоохранной мотивации;
- овладение обобщенным способом подхода к решению проблемных ситуаций: анализом фактов, выдвижением гипотез для их объяснения, проверкой их правильности и получением результата деятельности;
- укрепление здоровья и физического развития школьников;
- повышение общекультурного уровня; использование приобретенных
знаний и умений для оценки последствий своей деятельности по отношению к окружающей среде, собственному здоровью;
- убежденность в возможности познания закономерностей природы,
необходимости бережного отношения к ней, соблюдения этических норм при проведении биологических исследований;
- повышение уровня заинтересованности предметом, уровня и качества знаний;
- победы и призовые места учеников на конкурсах, олимпиадах разного уровня.
Было проведено анкетирование среди учащихся 5-9 классов. Результаты анкетирования:
ставят своей целью узнать новое – 72% учащихся;
узнать сверх программного материала, «чего не пишут в учебниках» - 32%;
хотят получить хорошую оценку – 80%;
хотят проявить себя и проверить свои возможности – 32% учащихся.
.
Динамика результативности деятельности
Показатели | Значения показателей | |||||
2011-2012 | 2012-2013 | 2013-2014 | ||||
Кол-во уч-ся | % | Кол-во уч-ся | % | Кол –во уч-ся | % | |
Уровень обученности | 23 | 100 | 21 | 100 | 22 | 100 |
Качество знаний учащихся по предмету | 13 | 56 | 13 | 62 | 14 | 64 |
Кол-во уч-ся, принимавших участие в предметных олимпиадах школьного уровня (свод проводится без учета учащихся 5 кл.) | 8 | 42 | 10 | 53 | 13 | 76 |
Кол-во уч-ся, принимавших участие в предметных олимпиадах муниципального уровня | 2 | 9 | 3 | 14 | 3 | 14 |
Кол-во уч-ся, принимавших участие в предметных олимпиадах регионального уровня и российского уровня | - | - | - | - | - | - |
Кол-во уч-ся, принимавших участие в дистанционных предметных олимпиадах и конкурсах российского уровня | 10 | 43 | 10 | 47 | 13 | 60 |
Кол-во творческих работ уч-ся по предмету (проектов, исследований и др.) | 31 | 25 | 31 | 30 | 36 | 38 |