"Инновационная деятельность на базе КФУ"
Моя инновационная работа связана с темой "Мониторинг формирования УУД в условиях введения ФГОС на уроках русского языка" в рамках РИП по теме "Актуальные проблемы реализации ФГОС общего образования". Работу по данной теме начала еще в прошлом году, когда взяла 5-й класс. Достаточно актуальная проблема при переходе на ФГОС II поколения. По данной теме прошли выступления на семинарах ММО учителей русского языка и литературы, на заседании ШМО учителей русского языка и литературы.Выступила с мастер- классом также по этой теме для слушателей программы повышения квалификации учителей русского языка и литературы в рамках республиканской инновационной площадки "Инновационная образовательная программа дополнительного профессионального образования "Актуальные проблемы реализации ФГОС общего образования" . Планирую дальнейшую работу по данной теме, размещение статей в электронных СМИ и печатных сборниках.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
Статья "Мониторинг формирования УУД в условиях введения ФГОС на уроках русского языка" | 41.71 КБ |
Предварительный просмотр:
Мониторинг формирования УУД в условиях введения ФГОС на уроках русского языка
Федеральный государственный образовательный стандарт второго поколения строится на системно-деятельностном подходе. Реализация деятельностного подхода на уроке заставляет учителя перестроить свою деятельность, уйти от привычного объяснения и предоставить обучающимся самостоятельно, в определенной последовательности открыть для себя новые знания. Именно учащиеся являются главным действующим лицом на уроке. Развитие личности в системе образования обеспечивается, прежде всего, через формирование универсальных учебных действий.
Разработчиками ФГОС выделены основные виды универсальных учебных действий:
1) личностные;
и метапредметные, которые направлены на анализ и управление всей познавательной деятельностью.
Метапредметные результаты подразделяются на три вида:
2) регулятивные;
3) познавательные;
4) коммуникативные.
Овладение учащимися универсальными учебными действиями создают возможность самостоятельного успешного усвоения новых знаний, умений и компетентностей, включая организацию усвоения, то есть умения учиться.
Русский язык как школьный предмет выполняет особую роль, являясь не только объектом изучения, но и средством обучения всем школьным дисциплинам. Ни один школьный предмет не может быть хорошо усвоен, если ученик плохо или недостаточно хорошо владеет русским языком, поскольку именно русский язык — это основа формирования и развития мышления, воображения, интеллектуальных и творческих способностей учащихся, навыков самостоятельной учебной деятельности.
В частности на уроках русского языка есть возможность наиболее эффективно организовать работу по формированию и развитию познавательных, регулятивных и коммуникативных универсальных действий.
Умение учиться — существенный фактор повышения эффективности освоения учащимися предметных знаний, в том числе знаний по русскому языку.
Личностные УУД
Предмет «Русский язык», наряду с достижением предметных результатов, нацелен на личностное развитие ученика, так как дает формирование «основы для понимания особенностей разных культур и воспитания уважения к ним», нацеливает на «формирование ответственности за языковую культуру как общечеловеческую ценность».Посредством текстов учебника используется воспитательный потенциал русского языка; учащиеся приходят к пониманию необходимости беречь свой родной язык как часть русской национальной культуры; работать над развитием и совершенствованием собственной речи (система речевых упражнений: свободные диктанты, обучающие изложения и сочинения, их анализ, редактирование). Многие тексты упражнений учебников несут духовно-нравственный смысл, и, работая с ними, учитель не может пройти мимо нравственной оценки их содержания.
Регулятивные УУД
Развитие организационных умений на уроках русского языка осуществляется, прежде всего, через использование проблемно-диалогической технологии. Материал в учебнике, конспектах, презентациях, сопровождающих поурочные разработки, на уроках открытия нового знания структурирован так, чтобы для учеников была создана обстановка творческого поиска, умственного напряжения: даны проблемные ситуации, организовано наблюдение над материалом с помощью специальных вопросов и заданий (в презентациях обеспечена интерактивная наглядность, содержатся необходимые формулировки-схемы, модели, с которыми ученики должны сопоставить свои собственные выводы), работа осуществляется не только фронтально, но и в парах и группах.
Познавательные УУД
Также на уроках русского языка в процессе освоения системы понятий и правил у учеников формируются познавательные универсальные учебные действия.
Познавательные универсальные учебные действия формируются через использование технологии продуктивного чтения, присвоенную учениками систему приёмов понимания устного и письменного текста. Это могут быть:
– задания на извлечение, преобразование и использование текстовой информации (например, чтение таблицы, преобразование текста в таблицу, схему, выстраивание алгоритма по применению правила, составление по плану рассказа на лингвистическую тему и т.д.);
– использование разного ряда визуальных подсказок и ключей, формулировок проблемных вопросов, «иллюстративного» визуального ряда (представлены в учебнике, составляются самими детьми или даются в презентациях в интерактивном режиме);
– приёмы работы с правилами и определениями как учебно-научными текстами;
– система работы с различными словарями.
Коммуникативные УУД
Обогащая словарный запас и грамматический строй речи, развивая умения устной и письменной речи, работая с текстом на уроках русского языка, мы формируем коммуникативные универсальные учебные действия
Важнейшую роль в формировании УУД играет работа с текстом. Навык чтения по праву считается фундаментом всего образования. Полноценное чтение — сложный и многогранный процесс, предполагающий решение таких познавательных и коммуникативных задач, как понимание (общее, полное и критическое), поиск конкретной информации, самоконтроль, восстановление широкого контекста, интерпретация, комментирование текста и многое другое. В деятельности чтения участвуют такие механизмы, как восприятие, узнавание, сличение, понимание, осмысление, антиципация, рефлексия и др.
В педагогической практике выделяется несколько приемов работы с текстом.
1. Прием составления плана позволяет глубоко осмыслить и понять текст. Для построения плана целесообразно по мере чтения последовательно задавать себе вопрос «О чем здесь говорится?»;
2. Прием составления граф-схемы. Граф-схема – это способ моделирования логической структуры текста.
3. Прием тезирования представляет собой формулирование основных тезисов, положений и выводов текста.
4. Прием составления сводной таблицы – позволяет обобщить и систематизировать учебную информацию.
5. Прием комментирования является основой осмысления и понимания текста и представляет собой самостоятельное рассуждение и выводы по поводу прочитанного текста.
6. «Чтение с остановками», «Чтение с пометками», «Составление кластера» - в центре записывается ключевое слово и от него расходятся стрелки-лучи, показывая смысловые поля того или иного понятия.
На каждом уроке педагог должен предлагать задания по типу: «Слушаем, говорим (спрашиваем – отвечаем), читаем (понимаем), пишем».
Этапы урока | Формируемые универсальные | Методы, приёмы, средства обучения; формы организации деятельности учащихся; педагогические технологии |
1. Мотивация к учебной деятельности. | Личностные | Эмоциональный настрой |
2. Актуализация и фиксирование затруднения в пробном учебном действии. | Познавательные Коммуникативные | Постановка проблемного вопроса, организация проблемной ситуации
|
3. Выявление места и причины затруднения. | Познавательные | Проблемный диалог, технология проблемного обучения
|
4. Построение проекта выхода из затруднения (цель, план, способ, средства) | Регулятивные | Карта урока, интерактивные плакаты, презентация Проектная деятельность, задания типа: «Поставь вопросы, на которые ты знаешь ответы» |
5. Реализация построенного проекта. | Личностные | Проектная деятельность. |
6. Первичное закрепление с проговариванием во внешней речи | Познавательные Регулятивные | Групповая, парная работа |
7. Самостоятельная работа с самопроверкой по эталону. | Регулятивные Личностные, Познавательные | Используются самоконтроль, взаимоконтроль |
8. Включение в систему знаний и повторение. | Познавательные, Коммуникативные | Групповая, парная работа |
9. Рефлексия учебной деятельности на уроке (итог урока). | Коммуникативные | Самоанализ, самооценка |
Конечно, в таблице универсальные учебные действия и методы, приемы, технологии представлены в обобщённой форме. Больше конкретики будет при отборе заданий, форм организации деятельности и средств обучения к каждому этапу конкретного урока. И всё же данная таблица позволяет учителю уже при планировании видеть, на каком этапе урока какие УУД формируются при правильной организации деятельности учащихся.
Действия учителя, позволяющие сформировать универсальные учебные действия:
- Учитель, создавая проблемную ситуацию, обнаруживая противоречивость или недостаточность знаний, вместе с детьми определяет цель урока.
- Учитель учит ребенка ставить цели и искать пути их достижения, а также решения возникающих проблем.
- Перед началом решения составляется совместный план действий.
- Учитель привлекает детей к открытию новых знаний. Они вместе обсуждают, для чего нужно то или иное знание, как оно пригодится в жизни.
- Учитель учит детей тем навыкам, которые им пригодятся в работе с информацией – пересказу, составлению плана, способам эффективного запоминания, знакомит с разными источниками, используемыми для поиска информации. В ходе учебной деятельности развивается память и мышления детей.
- Учитель и ребенок общаются с позиции сотрудничества; педагог показывает, как распределять роли и обязанности, работая в коллективе. При этом я стараюсь включать каждого в учебный процесс, а также поощрять учебное сотрудничество между учениками, учениками и учителем. В совместной деятельности у учащихся формируются общечеловеческие ценности.
- Учитель обучает детей приемам работы в группах, дети вместе с учителем исследуют, как можно прийти к единому решению в работе в группах, анализируют учебные конфликты и находят совместно пути их решения.
- Учитель не сравнивает детей между собой, а показывает достижения ребенка по сравнению с его вчерашними достижениями.
- Учитель учит разным способам выражения своих мыслей, искусству спора, отстаивания собственного мнения, уважения мнения других.
- Учитель показывает и объясняет, за что была поставлена та или иная отметка, учит детей оценивать работу по критериям и самостоятельно выбирать критерии для оценки. Согласно этим критериям учеников учат оценивать и свою работу.
- Учитель и ученики вместе решают возникающие учебные проблемы. Ученикам дается возможность самостоятельно выбирать задания из предложенных.
- Учитель учит детей планировать свою работу и свой досуг.
Исследование уровней сформированности УУД. Мониторинг успешности освоения УУД.
При целенаправленной работе по достижению новых результатов возникает необходимость в измерениях, отслеживании процесса формирования УУД, то есть перед учителем встает задача: как же метапредметные результаты оценивать? Невозможно измерить новые результаты старыми методами, такие как контрольные и проверочные работы. Основное содержание оценки строится вокруг умения учиться и может проводиться в ходе различных процедур - в ходе итоговых проверочных или комплексных работ по русскому языку - текущей, тематической или промежуточной оценки и т.д.
Цель мониторинга уровня сформированности УУД: получение объективной информации о состоянии и динамике уровня сформированности универсальных учебных действий у школьников среднего звена в условиях реализации федеральных государственных стандартов нового поколения.
Задачи мониторинга:
- Отработка механизмов сбора информации об уровне сформированности УУД;
- Выявление и анализ факторов, способствующих формированию УУД;
- Апробация технологических карт и методик оценки уровня сформированности УУД;
- Формирование банка методических материалов для организации и проведения мониторинга уровня сформированности УУД у обучающихся 5-9 классов;
- Обеспечение преемственности и единообразия в процедурах оценки качества результатов начального школьного образования и основного общего образования в условиях внедрения ФГОС нового поколения;
- Разработка и апробация системы критериев и показателей уровня сформированности УУД у обучающихся основного общего образования.
Объекты мониторинга:
- Универсальные учебные действия школьников 5-9 классов;
- Психолого- педагогические условия обучения;
- Педагогические технологии, используемые в среднем звене.
Условия реализации программы мониторинга банк диагностических методик, технологические карты, кадровый ресурс.
Срок реализации программы 5 лет (ступень основного общего образования). Программа мониторинга представляет собой лонгитюдное исследование, направленное на отслеживание индивидуальной динамики уровня сформированности УУД на ступени основного общего образования.
Области применения данных мониторинга: данные, полученные в ходе мониторинга используются для оперативной коррекции учебно - воспитательного процесса.
Система критериев и показателей уровня сформированности УУД:
Критериями оценки сформированности универсальных учебных действий у обучающихся выступают:
- соответствие возрастно-психологическим нормативным требованиям;
- соответствие свойств универсальных действий заранее заданным требованиям;
- сформированность учебной деятельности у учащихся, отражающая уровень развития метапредметных действий, выполняющих функцию управления познавательной деятельностью учащихся.
Возрастно-психологические нормативы формулируются для каждого из видов УУД с учетом стадиальности их развития.
Методы сбора информации:
- анкетирование;
- тестирование;
- наблюдение;
- беседа.
Работа по достижению планируемых результатов начинается с первых дней обучения в школе. Для выявления индивидуальной динамики необходимо знать стартовые возможности ребят, поступивших в школу. Поэтому в сентябре проводится стартовая диагностика. В дальнейшем, диагностики сформированности УУД проводятся в начале и конце учебного года. Данные диагностики предусматривают 3 уровня сформированности УУД: высокий, средний, низкий. Все данные заносятся в карту мониторинга учащегося и хранятся в его Портфолио.
Анализируя результаты комплексных дигностических работ я пришла к выводу, что труднее всего формируются регулятивные УУД. Это объясняется тем, что дети действительно затрудняются в постановке задач, планировании своей деятельности и т.п. Формирование таких умений – длительный процесс.
В настоящее время большое внимание уделяется самооценке. Поэтому мною в прошлом году были разработаны Листы успешности, где каждый ученик после проведенной контрольной, тестовой или творческой работы по русскому языку имеет возможность оценить свою работу сам.
Специально для обучающихся 5-х классов, в рамках преемственности были разработаны индивидуальные листы достижений обучающегося за курс начальной школы.
Система оценивания сформированности метапредметных учебных умений предполагает использование накопительной системы оценки в ходе текущего образовательного процесса. Для этих целей используется Портфель достижений обучающегося.
Одним из самых эффективных приёмов мониторинга является создание каждым учеником своей «Карты знаний и достижений» или «Индивидуально-образовательного маршрута развития ученика». Индивидуально-образовательный маршрут может помочь учащимся: сознательно выбирать тот учебный материал, который необходим для решения учебно-практических задач. Позволяет обозначать и осознавать свой индивидуальный путь движения в учебном предмете. Делать предположения о возможных дальнейших продвижениях.
Может стать средством:
- Планирования;
- Удержания предметной логики в течение учебного года;
- Рефлексии индивидуального пути движения в учебном предмете;
- Связи универсальных учебных действий с содержанием учебных предметов.
Результаты мониторинга, проведенного в 2015-2016 учебном году
- Таблица 1.
№ | ФИ учащегося | Личностные | Регулятивные | Познавательные | Коммуникативные | |
Мотивация | Нравств. представл. | |||||
1 | Белова Ангелина | III уров | средний | низкий | низкий | средний |
2 | Белякова Софья | III уров | средний | низкий | низкий | высокий |
3 | Габбасов Данис | II уров | высокий | средний | высокий | средний |
4 | Габдрахманов Азат | I уров | высокий | высокий | средний | высокий |
5 | Галеев Василь | I уров | высокий | средний | средний | высокий |
6 | Гамалей Кьяра | I уров | высокий | высокий | высокий | высокий |
7 | Гильманов Риналь | IV уров | высокий | средний | средний | средний |
8 | Гимадиева Лиана | III уров | средний | высокий | высокий | высокий |
9 | Дуболазов Андрей | II уров | средний | средний | средний | высокий |
10 | Ерундов Данил | III уров | средний | низкий | низкий | средний |
11 | Ишмеева Рената | III уров | средний | низкий | низкий | высокий |
12 | Конюхов Иван | II уров | высокий | средний | высокий | средний |
13 | Кузнецов Аким | I уров | высокий | высокий | средний | высокий |
14 | Панасюк Валерия | I уров | высокий | средний | средний | высокий |
15 | Петрякова Анастасия | III уров | средний | низкий | низкий | низкий |
16 | Политова София | IV уров | высокий | средний | средний | средний |
17 | Попкова Аделина | III уров | средний | высокий | высокий | высокий |
18 | Прохоров Кирилл | II уров | средний | средний | средний | высокий |
19 | Работин Роман | I уров | высокий | средний | средний | высокий |
20 | Салмин Климент | I уров | высокий | высокий | высокий | высокий |
21 | Степанова Надежда | IV уров | высокий | средний | средний | средний |
22 | Федоров Глеб | III уров | средний | высокий | высокий | высокий |
23 | Феофанова Алия | II уров | средний | средний | средний | высокий |
24 | Хасанова Эвелина | II уров | средний | средний | средний | высокий |
| % в среднем по классу | I – 34,5% | В – 56%
| В – 33% | В – 33% | В – 67% |
Результаты мониторинга, проведенного в 2016-2017 учебном году
- Таблица 2.
№ | ФИ учащегося | Личностные | Регулятивные | Познавательные | Коммуникативные | |
Мотивация | Нравств. представл. | |||||
1 | Белова Ангелина | III уров | высокий | средний | средний | средний |
2 | Белякова Софья | III уров | средний | низкий | средний | высокий |
3 | Габбасов Данис | II уров | высокий | средний | высокий | высокий |
4 | Габдрахманов Азат | I уров | высокий | высокий | средний | высокий |
5 | Галеев Василь | I уров | высокий | высокий | средний | высокий |
6 | Гамалей Кьяра | I уров | высокий | высокий | высокий | высокий |
7 | Гильманов Риналь | III уров | высокий | средний | средний | средний |
8 | Гимадиева Лиана | II уров | средний | высокий | высокий | высокий |
9 | Дуболазов Андрей | I уров | высокий | средний | высокий | высокий |
10 | Ерундов Данил | III уров | высокий | средний | средний | средний |
11 | Ишмеева Рената | III уров | средний | низкий | средний | высокий |
12 | Конюхов Иван | II уров | высокий | средний | высокий | высокий |
13 | Кузнецов Аким | I уров | высокий | высокий | средний | высокий |
14 | Панасюк Валерия | I уров | высокий | высокий | средний | высокий |
15 | Петрякова Анастасия | I уров | высокий | высокий | высокий | высокий |
16 | Политова София | III уров | высокий | средний | средний | средний |
17 | Попкова Аделина | II уров | средний | высокий | высокий | высокий |
18 | Прохоров Кирилл | I уров | высокий | средний | высокий | высокий |
19 | Работин Роман | II уров | высокий | средний | высокий | высокий |
20 | Салмин Климент | I уров | высокий | высокий | средний | высокий |
21 | Степанова Надежда | I уров | высокий | высокий | средний | высокий |
22 | Федоров Глеб | I уров | высокий | высокий | высокий | высокий |
23 | Феофанова Алия | III уров | высокий | средний | средний | средний |
24 | Хасанова Эвелина | II уров | средний | высокий | высокий | высокий |
| % в среднем по классу | I – 46% | В – 79%
| В – 45,5% | В – 45% | В – 77% |
Вся эта работа помогает оценивать то, как же развиваются все виды УУД. Из таблицы видны продвижения отдельных учеников, также она дает возможность построить индивидуальную работу с некоторыми детьми по развитию конкретных УУД.Таким образом, организуя любую деятельность обучающихся, я стараюсь формировать все группы универсальных учебных действий. Мониторинг качества обучения на уровне ученика направлен на анализ уровня достижений планируемых результатов.