Самообразование

Анисимова Елена Николаевна

Песочная терапия в ДОУ

Скачать:


Предварительный просмотр:

План работы на тему:

«Использование песочной терапии в работе с дошкольниками».

Год

Месяц

Этапы

Содержание работы

2012-2013 учебный год

Апрель – май

Подготовительный (изучение)

Определение темы по обобщению опыта работы, обоснование ее актуальности

2013 -2014 учебный год

2014-2015

учебный год

Аналитический (изучение)

- Исследование представлений детей, родителей и педагогов о песочной терапии

 -  Составление плана работы по самообразованию

Организационный

(обобщение)

Теоретическая часть:

- Изучение методической, педагогической, психологической и другой литературы, опыта работы коллег и т.п.

Практическая часть:

- Составление конспектов занятий, картотек, разработка проектов и т. д.

их апробация.

- Изготовление пособий, атрибутов для проведения деятельности

- Проведение открытых мероприятий

- Выступление на педагогическом совете

- Участие в работе творческих групп

Исследование представлений детей и родителей  и педагогов о песочной терапии

2015 -2016 учебный год

Завершающий (внедрение)

Оформление опыта работы:

- Систематизация теоретической части

- Систематизация практического материала

- Подборка материалов и составление «Приложения» (плана работы по самообразованию, конспектов, результатов продуктивной деятельности детей, фотоматериалов и др.)

2016-2017 учебный год

Ноябрь - май

Презентационный (распространение)

Обобщение опыта.

- Выступление на педагогическом совете

- Предоставление опыта  на районном уровне



Предварительный просмотр:

Муниципальное казенное дошкольное образовательное учреждение детский сад «Сказка»

Конспект непрерывной образовательной деятельности

Тема:  

«Весёлые жучки»


Анисимова Е. Н.

воспитатель первой квалификационной категории

с. Звериноголовское 2018 год

Возрастная группа: средняя группа(4-5лет).

Количество детей: 6 человек.

Образовательная область «Познавательное развитие»

Тема: «ВЕСЁЛЫЕ ЖУЧКИ»

Цель:

Использовать песочную терапию в качестве вспомогательного средства, позволяющего стимулировать ребёнка, развить его сенсомоторные навыки, снизить эмоциональное напряжение.

Задачи:

Обучающие задачи:

- закреплять умение соотносить форму предметов с геометрическими фигурами: кругом, квадратом, треугольником;

- закреплять знание цветов.

Развивающие задачи:

- развивать  тактильную чувствительность;

- развивать коммуникативные навыки.

Воспитательные задачи:

- воспитывать любознательность, чувство сотрудничества, самостоятельность, уверенность в себе, сообразительность;

Обеспечение НОД:

Для воспитателя:  песочный человек (кукла), песочница, сито, коллекция жучков.

Для детей: песочница, песок, сито;  камешки, ракушки, пуговицы, жучки, домики картонные для жуков;  влажные салфетки.

Ход непрерывной образовательной деятельности.

Этап

Деятельность воспитателя

Деятельность детей

I.Вводная часть

Приветствие

Здравствуйте, ребята, давайте с вами познакомимся. Меня зовут Елена Николаевна.

А вас?

Ну вот, мы с вами и  познакомились.

Друзья, а вы любите играть в песок? А где вы играете в песок? А вы когда-нибудь играли в песок в группе, да еще и зимой?

Сегодня я предлагаю вам посетить Песочную страну. Здесь в песочнице, живет хранитель песка – Песочный человек. Он очень веселый, знает много игр, историй, сказок, но поделится он только с теми, кто соблюдает его правила.

Дети стоят полукругом возле воспитателя

Ребята называют свои имена.

Ребята отвечают.

Дети рассуждают.

Ритуал «входа» в Песочную страну

Чтобы попасть в песочную страну, сначала надо встать вокруг песочницы и взяться за руки. Воспитатель вместе с детьми выполняет эти действия.

Вытяните руки над песочницей ладонями вниз. Закройте, пожалуйста, глаза и произнесите со мной:

В ладошки наши посмотри,

В них доброту, любовь найди
Песочный человек, приди!

Откройте глаза.  Давайте познакомимся с Песочным человеком. Присаживайтесь на свои места. Послушаем, что он нам расскажет.

Песочный человек произносит правила песочной страны:

Я открою вам секреты,

Только надо знать при этом

Правила моей страны.
Вредных нет детей в стране —
Ведь не место им в песке!

Здесь нельзя кусаться, драться!

И нельзя песком кидаться!

Можно строить и творить;

Горы, реки и моря –

Чтобы жизнь вокруг была!

Никого не обижать,

Ничего не разорять!

Это мирная страна

Дети поняли меня!

Если будем правила выполнять, тогда и с песком можно поиграть! Поиграем?

Дети проходят к песочнице

Дети закрывают глаза и выполняют действия вместе с воспитателем

Дети садятся на стульчики

Дети произносят правила работы с песком вместе с воспитателем и Песочным человеком.  

Ребята отвечают.

II. Основная часть.

Создание сказочной ситуации

Тактильная разминка

«В сказочной стране живут необычные жучки. Они разноцветные: серый, жёлтый, синий, зеленый живут они в песочнице, и каждый раз с ними происходят необычные истории, жучки очень любят приглашать друзей в разные песочные приключения. Давайте и мы с вами поиграем с жучками.

 Но с начало мы сделаем разминку для наших ручек. Давайте представим, что наши ладошки - это маленькие жучки. Повторяем за мной:

Ручки, как жучки летают.

И в песок они ныряют.

Песочек лапками перебирают

Горку строят и ровняют

А ещё пересыпают

Через сито пропускают

Между ладошками потрут и на место уберут.

Озорные жучки очень любят играть в прятки. Поиграем с ними?

Вы закрывайте глазки и сосчитайте до 5, а жучки спрячутся.

Будем мы жучков искать и вместе с ними мы играть.

Песочек пальчиками шевелите, озорных жучков найдите.

Воспитатель напоминает правила игры с песком, при необходимости можно показать, как аккуратно искать жучков в песке.

      Молодцы ребята всех жучков нашли, ох и озорники какие. Жучки наигрались, пора им домой.

На жучка вы посмотрите, и домик по цвету им подберите.

 Какого цвета у него домик?

Правильно ли нашел домик для своего жука?

Воспитатель устанавливает картонные домики по цвету жучков. Раздаёт камешки, ракушки.

Уточняет,  какой формы камешки, ракушки, пуговицы.

Дорожку из камешков проложите, куда идти жучкам покажите.

А чтобы вам было удобней  работать, встаньте возле своей песочницы.

Ребята, нашим жучкам пора по домам, проводим каждого жучка по дорожке  к своему домику и попрощаемся с ними.

 Воспитатель предлагает детям салфетки

 Предлагает занять свои места по окончании работы с песком

В ходе тактильной разминки дети выполняют следующие действия: перебирают в песке пальчиками, строят горку, ровняют песок, пропускают песок через сито, протирают песок между ладошками.

Дети отвечают. 

Дети пальчиками аккуратно откапывают жучков.

Рассказывают, какой цветом жучок, и какой по цвету должен быть домик у жучка. 

Ребята рассматривают и называют, к какой геометрической фигуре относится тот или иной  предмет (камешки, ракушки)

Дети встают и выкладывают дорожки к нужному домику.

После выполнения задания «Найди домик жучка» дети рассматривают жучка, выполняют  с ним какие- либо действия.  

Ребята провожают своих жучков к домикам по дорожкам, которые они сделали.

По окончании работы дети вытирают руки, садятся на стулья.

III. Заключительная часть. Рефлексия

Ритуал «выхода из «Песочной страны»»

Сегодня мы познакомились с песочным человеком, который нам рассказал  правила игры с песком. Вы помогли озорным жучкам добраться   и повторяйте за мной:

В ладошки наши посмотри –

Мудрее стали ведь они!

Спасибо, милый наш песок,

Ты всем нам поиграть помог!

Воспитатель благодарит детей за занятие.

Ответы детей

Принимают подарок от Песочного человека

Дети встают и выходят



Предварительный просмотр:

Мастер-класс «Песочная терапия»

Цель: Познакомить педагогов с возможностями песочной терапии в речевом развитии детей старшего дошкольного возраста.

Задачи:

 -Дать определение песочной терапии.

-Познакомить педагогов с играми, используемыми на занятиях по речевому развитию в старших группах.

-Способствовать развитию интереса к данной методике и введению её в практическую деятельность.

-Здравствуйте, уважаемые коллеги!

       Вряд ли найдется много людей, которые в детстве не играли в песочнице. Но, строя замки из песка, едва ли кто-то из детей задумывается, что они, таким образом, выражают свои чувства и отношение к окружающему миру. Сегодня учеными разработано целое направление – песочная терапия, которая помогает не только детям, но и взрослым.

Использование песка для отображения внутреннего мира человека имеет длинную историю. Еще древние племена чертили защитные круги на земле и создавали различные рисунки из песка. Им было известно, что песок обладает сильными медитативными свойствами. Тибетские монахи издревле и по сей день практикуют создание из разноцветного песка магических кругов – мандал.

Принцип «терапии песком» был предложен еще Карлом Густавом Юнгом, замечательным психотерапевтом, основателем аналитической терапии. Быть может естественная потребность человека «возиться» с песком, сама его структура подсказали великому Юнгу эту идею.

В России песочная терапия получила распространение сравнительно недавно, а ее применение имеет свои особенности. Для обучающих целей уникальные возможности песка долгое время практически не использовались, то, чтобы заполнить этот пробел, российскими специалистами была создана система песочных игр, направленных на обучение и развитие личности в целом. Можно сказать, что сегодня песочная терапия в России уже зарекомендовала себя как эффективный практический метод в психотерапии, педагогике. Однако законченная концепция песочной терапии еще не сформирована.

Сегодня я хочу показать другой блок работы на данную тему.

 «Песочная терапия в речевом развитии детей старшего дошкольного возраста»

Прекрасно помогает песочная терапия в развитии речи. Дети намного быстрее усваивают упражнения, отраженные на песке, обожают лепить разные буквы, слова. Дети, которые с трудом разговаривают, намного быстрее преодолевают проблемы с речью, так как песок воздействует на тактильно-кинестетические центры, связанные с теми полушариями мозга, которые отвечают за развитие речевой активности. Уже подросшие дети могут учиться составлять рассказы на основе того, что они «нарисовали» на песке. Это учит их связной речи, навыкам пересказа.

     Не секрет, что развитие мелкой моторики руки как нельзя лучше способствует развитию речи у ребенка. В этой связи песочная терапия является незаменимым методом в профилактике речевых нарушений у дошкольников.

 Занятия с песком – это всегда совместное творчество педагога и детей. Расскажу о нескольких приемах и методах, которые особенно часто и плодотворно использовала  в своей практике с детьми старшего дошкольного возраста не только на занятиях, но и в индивидуальной работе с детьми.

Для этого я приглашаю вас подойти к песочнице.

Просто сыграем, как делают дети,

Что «вне игры», то для них – мишура,

Это сладчайшее дело на свете –

Общая наша игра!

Упражнение «Чувствительные ладошки».

Положите ладони на песок. Давайте его погладим внутренней, затем тыльной стороной ладони.

Расскажите, какие ощущения, ассоциации у вас вызывает песок?

Погладьте песок между ладоней. Поиграйте на поверхности песка, как на пианино.

Подобные упражнения я использую в начале занятия.

 Развитие фонематических представлений «Клад». Воспитатель закапывает в песок зелёные, синие, красные камешки. Ребёнок достаёт камешек и в зависимости от цвета камешка называет слово на данный звук (гласный, согласный твёрдый, согласный мягкий).

Автоматизация звуков. «Горочка» Набрать в руку песок и произносить звук С, насыпая горку. Вариант этого упражнения - выбрать из лежащих или наполовину закопанных в песке игрушек игрушку со звуком С и, набрав песок и произнося этот звук, засыпать ее.

Обучение грамоте. «Назови слово». Ребёнок достаёт спрятанную воспитателем букву и называет слово, начинающееся на этот звук.

Развитие связной речи«Нарисуй и расскажи». 

Кто-то рисует гуашью, а кто-то карандашом.
Я предлагаю тебе, дружок, рисунок создать песком.
Это совсем не сложно, а все даже очень просто
И что, в общем-то, замечательно, песком рисовать увлекательно
 

Я предлагаю вам пройти к столам и создать « Город», «Мой мир». Мы с вами будем рисовать песком, но сначала я вам напомню некоторые приемы рисования, А вы можете мне помогать. Итак,

  • Щепотку песка зажимают между пальцами и насыпают на стекло движением, которым мы обычно солим еду; часто так и говорят – «посолить» песком. Песок также можно набрать в ладонь, держа ее лодочкой, и легонько стряхивать его на поверхность.
  • Рисование песком возможно с помощью песочной струи, когда горсть песка зажимается в кулаке, а затем тоненькой струей высыпается из слегка разжатого кулака. Высыпать песок можно в виде прямых линий и кривых, зигзагами, кругами, спиралями.
  • Рисуют по песку с помощью пальцев, раздвигая его ими по поверхности. Можно рисовать одним пальцем или сразу несколькими – таким способом изображают волосы, волны, траву и т. д.
  • При рисовании песком иногда используют тыльную сторону ладони; это может быть одна рука, а могут быть и две руки одновременно. Так можно нарисовать птичьи крылья или крылья бабочек.
  • Рисование толстых линий, например, стволов деревьев, вместо пальцев предполагает использование ребра ладони.

            У каждого получается свой неповторимый мир. Созданную  картинку на песке обязательно сопровождает речью.

      Вот и получилась у нас картина, искрящаяся разными красками. У меня на душе спокойно и светло. Я знаю: зло никогда не поселится в нашей Песочной стране, потому что у вас добрые сердца и золотые руки.

Воспитатель предлагает салфетки

Предлагает пройти на свои места по окончании работы с песком.

     

Используя игры песочной терапии в педагогической деятельности помогает развить у ребенка все компоненты устной речи, что приводит к успешному обучению в школе.

Спасибо за внимание!