ПРЕДСТАВЛЕНИЕ СОБСТВЕННОГО ПЕДАГОГИЧЕСКОГО ОПЫТА

Попкова Марина Григорьевна

Педагогическая проблема, над которой я работаю –

««Нравственное обучение на уроках истории и обществознания»».

Одним из наиболее важных качеств современного человека является активная мыслительная деятельность, критичность мышления, поиск нового, желание и умение приобретать знания самостоятельно.

Актуальность данной проблемы обусловлена  современными требованиями   развития педагогической теории и практики – новыми требованиями стандарта второго поколения (ФГОС). 

Практическая значимость данной проблемы заключается в том, чтобы научить учеников самостоятельно приобретать знания, мыслить, применять свои знания в практической деятельности.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon moy_plan_samoobrazovaniya.doc73 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное бюджетное образовательное учреждение

 «Атюрьевская средняя общеобразовательная школа №1»

План профессионального самообразования учителя истории и обществознания Попковой Марины Григорьевны на 2015 -2018 гг.

Тема: «Нравственное обучение на уроках истории и обществознания»

Единая методическая проблема школьной методической службы:

     «Формирование базовых умений и компетенций как условие подготовки конкурентоспособной личности».

Индивидуальная методическая проблема:

     Формирование у учащихся картины жизни общества и человечества как в прошлом, так и в настоящем, способствовать осмыслению ими социального, нравственного опыта предшествующих поколений.

Цель профессионального самообразования:

     Систематическое повышение педагогом своей профессиональной компетентности и совершенствование профессионально-личностных качеств, педагогических способностей и практических умений.

Задачи профессионального самообразования:

- совершенствование теоретических знаний и практических умений;

- овладение новыми формами, методами и приемами работы;

- изучение и внедрение в практику передового педагогического опыта, новейших достижений педагогической науки, новых педагогических технологий.

Принципы профессионального самообразования: непрерывность, целенаправленность, интегративность, единство общей и профессиональной культуры, взаимосвязь и преемственность, доступность, опережающий характер, перманентность перехода от низкой ступени к высшей, вариативность и др.

Источники самообразования: специализированная педагогическая методическая литература; интернет; семинары, конференции, лектории, мероприятия по обмену опытом, мастер-классы, курсы повышения квалификации.

Формы самообразования: индивидуальная (через индивидуальный план); групповая (через участие в жизни школы, через сетевое взаимодействие с педагогами посредством Интернет).

Ожидаемый результат самообразования:

- повышение теоретического и научно-практического уровня профессионального мастерства и компетенции педагога;

- использование в практической деятельности педагога полученных знаний и умений по психопрофилактической работе;

- повышения качества образования школьников.

Планируемые результаты самообразования:

- наработанные педагогом-психологом материалы для психопрофилактического направления деятельности.

План самообразования разработан на 2015-2018 гг. и включает следующие этапы.

I. Теоретический этап: 2015-2016  гг.

1. Определение направления самообразования.

2. Формулирование личной индивидуальной темы: «Нравственное обучение на уроках истории и обществознания».

3. Знакомство с педагогической и методической литературой по выбранной проблеме самообразования.

II. Практическое решение проблемы: 2016-2017  гг.

  1. Накопление педагогических фактов, их отбор и анализ.
  2. Организация коллективного обсуждения прочитанной литературы.

Выступление на заседании МО с темой: «Нравственное обучение на уроках истории и обществознания».

  1. Посещение уроков коллег.

III. Оценочный этап: 2017-2018 гг.

  1. Обобщение и анализ наблюдения.
  2. Оформление результатов.
  3. Теоретическое обоснование результатов, формулирование общих выводов и определение перспектив в работе.


План-график мероприятий

 профессионального самообразования учителя истории и обществознания Попковой Марины Григорьевны.

Основные направления для самообразования педагога

Формы деятельности

Сроки выполнения

Форма

результатов  

1.

Профессиональное.

1. Изучить новые программы и учебники, уяснить их особенности и требования

2. Знакомиться с новыми педагогическими технологиями через предметные издания и Интернет.

3. Систематически выписывать журналы « Преподавание истории в школе» и «История. Первое сентября ».

4. Вести каталог статей из этих журналов.

5. Повышать квалификацию на курсах для учителей истории и обществознания.

2015-2017 гг.

Газета: «1 сентября»

Журнал: «Преподавание истории и обществознания в школе»

Методические пособия, рекомендации учителю истории и обществознания и др.

2.

Психолого-педагогическое.

1.Совершенствовать свои знания в области психологии и педагогики.

2015-2017 гг.

Методические пособия

3.

Психологическое.

Участие в муниципальном конкурсе «Учитель года»

2017 г.

Конкурсные материалы

4.

Методическое.

1. Знакомиться с новыми формами, методами и приёмами обучения  истории.

2. Принимать активное участие в работе районного и школьного МО учителей гуманитарного  цикла.

3. Организовать работу с одарёнными детьми и принимать участие в научно-практических конференциях, конкурсах творческих работ, олимпиадах.

4. Посещать  уроки  коллег и участвовать в обмене опытом.

5. Периодически проводить самоанализ профессиональной деятельности.

6. Проводить открытые  уроки  для коллег по работе.

7. Выступать с докладами  по   теме   самообразования.

2015-2018 гг.

1. Конспекты уроков

2. Материалы для проведения контрольных срезов, самостоятельных работ, тренировочных работ в форме ГИА, ЕГЭ

3. Материалы для организации индивидуального письменного опроса на уроках.

5.

Правовое.

1. Изучение нормативно-правовой литературы, регламентирующей преподавание истории, обществознание (стандарт, программа, учебный план).

2. Изучение нормативно-правовой документации, регламентирующей прохождение итоговой аттестации за курс основного и полного образования

2015-2016 гг.

1. Разработка календарно-тематического планирования по истории, обществознанию.

6.

Информационно-компьютерные технологии.

1.Пройти подготовку по программе «ИКТ для учителя-предметника.

2. Овладеть навыками создания презентаций уроков, докладов;

3.Создание презентаций и базы презентаций к урокам силами учителя и обучающихся;

4. Овладеть методами работы с интерактивной доской;

5.Создать электронную почту для контакта с единомышленниками.

2016-2017 гг.

Овладение навыками создания презентаций уроков, докладов;

Создание презентаций и базы презентаций к урокам силами учителя и обучающихся.

7

Историческое

1. Проводить предметные недели, викторины.

2. Разработка технологии игровых форм обучения на уроках истории.

3. Разработка рекомендаций по использованию ИКТ на уроках истории.

2015-2017 гг.

Материалы для проведения предметных недель, викторин.

8.

Охрана здоровья.

1. Внедрять в образовательный процесс здоровьесберегающие технологии.

2. Вести здоровый образ жизни.

2015-2018 гг.


ПЛАН РЕАЛИЗАЦИИ ПРОБЛЕМЫ

 Изучить  литературу по данной проблеме:

1.   Леонтович А.В. Исследовательская деятельность как способ формирования мировоззрения. // Народное образование, № 10, 2005.

2.   Новые педагогические и информационные технологии в системе образования / под ред. Е.С. Полат-М.:2004

3.   Пахомова Н.Ю. Проектное обучение — что это? // Методист, №1, 2004. - с. 42.

4.   Развитие исследовательской деятельности учащихся. Методический сборник. — М.: Народное образование, 2001. — 272 с.

5.   Хуторской А.В. Ключевые компетенции как компонент личностно ориентированной парадигмы образования // Ученик в обновляющейся школе: Сб. науч. трудов / Под ред. Ю.И.Дика. А.В.Хуторского. М., 2002.

6. Современный урок (1-4 ч) Т.П. Лакоценина, издат. «Учитель»

7.  Изучить  вопрос «Профессиональная компетенция учителя истории»  

8.  Документы Правительства РФ, Министерства образования РФ, относящихся  к стратегии модернизации образования.

Учебная исследовательская работа:

1.Включить в план по реализации проектной деятельности на уроках истории и предложить для разработки учащимся примерные темы проектов.

2. Разработать программу и задания по диагностике знаний учащихся (использовать ресурсы Интернет, использовать материал сайтов образовательных ресурсов) – проводить диагностику 1-2 раза в год.

3. Изучение опыта учителей – новаторов, методистов, передового опыта.

•        Изучить опыт учителей новаторов из методических газет и журналов, образовательных сайтов Интернета

•        Использовать материалы сайта «Сеть творческих учителей» по вопросам использования ИКТ.

4. Участие в системе школьной методической работы:

•        Провести открытые уроки, на которых показать применение указанных технологий.

•        Установить творческое сотрудничество с учителями-предметниками по вопросам темы самообразования.

•        Изучить передовой опыт учителей района по применению технологий.

•        Участие в заседаниях ШМО гуманитарного  цикла, педагогических советах.

•        Практические выходы (доклады, рефераты) – на районной секции учителей истории, на занятиях школьного методического объединения, на заседаниях педагогического совета школы.

•        Взаимные посещения уроков с целью обмена опытом работы.

Предполагаемые результаты самообразования

•        Повысить качество преподавания предмета  до 70%.

•        Научить детей работать с Интернетом, грамотно использовать полученный материал в творческих работах.

•        Разработать и провести и открытые уроки по собственным, новаторским технологиям

•        создать комплекты педагогических  разработок с применением новых технологий и поместить их на персональном  и  школьном сайтах.

•        Периодически проводить самоанализ своей профессиональной деятельности, отчитываться о результатах работы над темой на МО и педсоветах.

•        Разработать  дидактические материалы, тесты, создать собственную медиатеку, способствующие личностно-ориентированному подходу в изучении предмета.

Продуктивность процесса самообразования

Самообразование педагога будет продуктивным, если:

  1. В процессе самообразования реализуется потребность педагога к собственному развитию и саморазвитию.
  2.  Педагог владеет способами самопознания и самоанализа педагогического опыта. Педагогический опыт учителя является фактором изменения образовательной ситуации. Учитель понимает как позитивные, так и негативные моменты своей профессиональной деятельности, признает свое несовершенство, а, следовательно, является открытым для изменений.
  3. Педагог обладает развитой способностью к рефлексии. Педагогическая рефлексия является необходимым атрибутом учителя-профессионала (под рефлексией понимается деятельность человека, направленная на осмысление собственных действий, своих внутренних чувств, состояний, переживаний, анализ этой деятельности и формулирование выводов). При анализе педагогической деятельности возникает необходимость получения теоретических знаний, необходимость овладения диагностикой — самодиагностикой и диагностикой учащихся, необходимость приобретения практических умений анализа педагогического опыта.
  4. Программа профессионального развития учителя включает в себя возможность исследовательской, поисковой деятельности.
  5. Педагог обладает готовностью к педагогическому творчеству.
  6. Осуществляется взаимосвязь личностного и профессионального развития и саморазвития.