Учeбный материал в раздел "Детский сад". НОД по познавательному развитию.

Паншина Людмила Григорьевна

 

ФИО педагогического работника

Паншина Людмила Григорьевна

Место работы

МДОУ «Детский сад №32»

 

Используемая примерная общеобразовательная программа дошкольного образования

 

Программа «Детство» Бабаевой Т.И.

Возрастная группа

Старшая группа

 

Область (направление) основной общеобразовательной программы дошкольного образования

 

«Познавательное развитие»

Тема НОД

«Незнайка на корабле»

 

Интеграция образовательных областей

«Речевое развитие», «Социально-коммуникативное развитие»

Целеполагание

Цель:  Развитие познавательной активности детей в процессе экспериментирования.

Образовательные задачи:

- Систематизировать знания детей о магните и его свойствах, этапах очистки воды.

- Закреплять правила безопасности при проведении опытов.

- Закреплять умения работать  по схеме и в определенном порядке

Развивающие задачи:

- Развивать способность сравнивать, сопоставлять, делать выводы, помочь осознать причинно - следственные связи.

- Развивать умения работать в паре и договариваться друг с другом.

Воспитательные задачи:

Воспитывать доброжелательные отношения, желание приходить на помощь другим.

Речевые задачи:

- Обогащать словарь детей словами: магнитное поле, примагничивать, притягивать, компас.

 

Предварительная работа с детьми

Рассматривание альбомов «Свойства воды», «Свойства почвы и песка»; д.и. «Подбери предметы», «Из чего сделаны предметы»; чтение сказки «Солдат и кикимора», проведение опытов с водой, магнитами; беседа «Компас и его история», «Магнит и его свойства».

Дидактическое обеспечение НОД

Демонстрационный: этапы выполнения опытов, картинка корабля и Незнайки, ёмкость плоская с водой, компас, игла цыганская, кусочек пенопласта, 2 магнита (большой и маленький), банка с узким горлышком с водой и ключом, магнитофон с записью сигнала «СОС», микрофон, наушники.

Раздаточный: стаканчики большие, стаканчики маленькие с грязной водой, воронки, подносы, платочки бумажные одноразовые, ватные диски, скрепки, магниты, ёмкости с песком и углём.

Методы и приёмы

Практические: опыт, игровое упражнение, показ.

Наглядные: рассматривание, наблюдение.

Словесные: рассказ, беседа, художественное слово, объяснение, вопросы.

 

Виды детской деятельности

Познавательно-исследовательская деятельность

Этапы работы

Вводная часть

Дети стоят полукругом. Воспитатель:

- Ребята, когда я сегодня пришла в детский сад, то услышала тихий сигнал. Но со временем он стал слышнее всё сильней. Вот послушайте (запись сигнала «SОS»). Этот сигнал идёт вон с того корабля (на доске картинка корабля), и подаёт его Незнайка. Он отправился в путешествии с капитаном Врунгелем. Но не успели они далеко отплыть, как Незнайка  сделал много неприятностей. Капитан хотел высадить его с корабля, но Незнайка пообещал всё исправить. А как это сделать, не знает. Поэтому он просит помощи у вас. А чем мы можем ему помочь? (ответы детей)

Основная часть

- Давайте мы узнаем, что он сделал (воспитатель надевает наушники и «слушает» Незнайку). Давайте я включу микрофон, через который он будет слушать всё, что мы будем говорить, и будет исправлять свои ошибки. Гуляя по кораблю, он увидел красивый цветок, потянул к нему руки и вдруг уронил его в стоящую рядом бочку с чистой водой. Как ему быть? (ответы детей) Правильно, ему надо её очистить. Как мы будем это делать? (ответы детей) На доске есть подсказки, с помощью чего и как очистить воду, вспомните сказку про солдата и кикимору (см. приложение №1).  Я предлагаю сесть за столы и, прежде чем приступить к работе, вспомнить правила в нашей лаборатории («думать», «ничего не пробовать», «быть очень осторожным», «не кричать», «внимательно слушать», «соблюдать тишину», «работать вместе» - см. приложение №2).

Дети выполняют опыт «Очистка воды» в парах самостоятельно. Воспитатель, по необходимости, помогает и подсказывает детям.

- Дети, давайте посмотрим и сравним, какая вода стала чище, когда очистили песком, углём или с помощью ватных дисков (ответы детей). Итак, можно сделать вывод, что вода чище после очистки углём, ватных дисков, а после песка – мутная. Где можно применить такую очищенную воду (ответы детей). Да, ей можно помыть руки, использовать в рисовании, полить цветы, но не пить, т.к. надо вскипятить (звучит сигнал «SОS»).

- Ребята, опять идёт сигнал с корабля (воспитатель надевает наушники и «слушает» Незнайку). Гуляя дальше по кораблю, он зашёл к капитану в кабинет. Увидел сундучок и захотел открыть ключом, но тут зашёл капитан. Незнайка от испуга бросил ключ в стоящую рядом банку с водой. Как же ему достать ключ, не намочив рук и не выливая воду? (ответы детей) Давайте мы пройдём в другую лабораторию. С помощью этого предмета мы сможем достать ключик из банки:

Бывает маленьким, большим.

Железо очень дружит с ним.

С ним и незрячий, непременно,

Найдёт иголку в куче сена (магнит)

- Конечно, это магнит. Как вы думаете, как он нам поможет? (ответы детей) Посмотрите, у меня здесь есть подсказка (схема выполнения опыта №3)

Воспитатель проводит опыт. Подносит магнит к стенке банки сначала маленький, а потом - большой, и поднимает ключ из неё.

- Как вы думаете, почему один магнит не поднял ключ вверх, а другой поднял? (ответы детей) Да, т.к. у маленького магнита магнитная сила меньше, чем у большого. А ещё преградой может служит стенка банки. Давайте пройдём в свою лабораторию и попробуем сами выполнить этот опыт.

Дети выполняют опыт: достать из стаканчика с водой скрепки.

- Ребята, слышите сигнал с корабля (воспитатель надевает наушники и «слушает» Незнайку). Капитан подарил Незнайке магнит, с которым он пошёл играть. Очень ему нравилось примагничивать разные предметы. Но тут он увидел компас и подошёл к нему. Стрелка стала притягиваться к магниту. Так он проиграл до самого обеда. Но, когда компас взял капитан, то он уже не работал. Что же теперь делать Незнайке? (ответы детей)

- А я предлагаю пройти в другую лабораторию. Я покажу, как можно сделать компас своими руками, который может показать, куда можно плыть. В этом нам поможет схема (см. приложение №4).

Воспитатель сначала вместе с детьми рассматривает компас и определяю стороны света. Затем берёт иглу, намагничивает её кончик, потерев в одном направлении 30-40 раз. Потом вставляет в кусочек пенопласта иглу и опускает в ёмкость с водой.

- Что видим, куда повернулась намагниченный кончик иглы? К северу, а другой смотрит на юг. Вот такой компас может помочь определить разное направление. Давайте попробуем поднести магнит. Что происходит? (ответы детей) Вот такой компас можно сделать дома с родителями и даже поиграть, но нельзя подносить магнит к настоящему компасу. К чему ещё нельзя подносить магнит, и почему? (ответы детей)

Дети подходят к доске. Воспитатель вносит Незнайку с коробкой луп.

- Капитан Врунгель благодарит за то, что помогли Незнайке исправить свои ошибки. И дарит вам лупы, с помощью которых можете проводить новые опыты и узнавать новое.

Заключительная часть

Воспитатель:

- Как вы думаете, смогли мы помочь Незнайке?

- Что для этого делали?

- Что запомнили про магнит?

- Что можете рассказать родителям?