мои работы
Предварительный просмотр:
МБОУ « Детский сад с приоритетным осуществлением деятельности по художественно-эстетическому развитию детей
« Василек»»
КОНСПЕКТ ОРГАНИЗОВАННОЙ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ФЦКМ
«Где зимуют лягушки»
( подготовительная группа « Звездочеты»)
Подготовила:
Иркалиева А.К., воспитатель
МДОУ « Василек» с.Енотаевка
Программные задачи:
- Закрепить представления детей о жизни лягушек в природе, особенностях их внешнего вида, питания, передвижения, появления новых лягушек.
- Познакомить детей с умением лягушек приспосабливаться к жизни в разных температурных условиях.
- Обогащать словарь (лягушачья икра, маскировочная окраска, головастики, жабры, перепонки).
- Способствовать воспитанию доброжелательного отношения к лягушкам.
Материал: презентация «Лягушки – это интересно!», игрушечный лягушонок, рассказ «Где зимуют лягушки?»
Ход:
Воспитатель сообщает детям, что на занятие пришел гость – показывает игрушечного лягушонка.
- Лягушонок Кваква узнал, что вы много знаете о настоящих живых лягушках, интересуетесь их жизнью и бережно относитесь к этим маленьким беззащитным животным. Кваква попросился к нам в гости. Я и решила: пусть побудет на нашем занятии, а вы ему расскажете все, что знаете о лягушках.
- Ребята, посмотрите на экран. И ты, Кваква, тоже смотри. На слайдах изображены лягушки, которые живут в природе, давайте с ними познакомимся.
(Слайд 1-6) Глядя на слайды, дети рассказывают, что в природе лягушки бывают разные: по размеру, по цвету. Воспитатель может задавать наводящие вопросы, связанные с внешними качествами лягушек).
- Ребята, расскажите, в каких местах обитают лягушки? Напомню вам, что рассказывать надо подробно, чтобы Квакве было интересно. Имейте в виду – он ведь игрушечный, нигде не был.
(Слайды 7-9) На экране появляются картинки с изображением пруда, болота, суши. Дети отвечают, что живут лягушки на болоте, в пруду, в озере – везде, где есть вода. Воспитатель может добавить, что без воды у нее пересыхает кожа, а они дышат не только легкими (как все наземные животные), но и через кожу.
- Обратите внимание на то, как лягушки раздувают свой горловой мешок, когда издают звуки.
(Слайд 10)
- Все жабы и лягушки квакают по-разному. Вот послушайте (звуковая запись - кваканья лягушек).
Далее воспитатель предлагает детям рассказать о том, как передвигаются, что лягушки едят в природе (в сырых местах много комаров, мошек - ими и питаются лягушки), как охотятся на мошек, кто на них охотится.
(Слайды 11-17 - закрепление полученных знаний).
Если надо, то воспитатель задает наводящие вопросы: Какой длины задние и передние лапы? Что помогает лягушке легко плавать? (перепонки между пальцами) Чем интересен язык лягушки? Какие глаза? Как передвигается?
- Ребята, обратите внимание на то, что в природе всё взаимосвязано.
(Слайд 17 - зрительная гимнастика).
- Некоторые люди считают лягушек вредными, неприятными. Это неправильно: лягушки беззащитны и безобидны. Они поедают множество комаров, мошкары и сами служат кормом для многих животных. Их не следует ловить, обижать, брать в руки.
- Ребята, я предлагаю вам немного отдохнуть и понаблюдать вместе с Кваквой за маленькими лягушатами
- Ребята, а кто расскажет, как размножаются лягушки?
(Слайд 18-19 дети рассказывают, как появляются из икры головастики, которые потом становятся лягушатами и взрослыми лягушками).
Физкультминутка «Про лягушек и комара»
Две лягушки-хохотушки (Показывают указательный и средний пальцы, остальные подбирают.)
Прыгали, скакали. (Изображают прыжки в воздухе пальцами.)
Лапкой – хлоп, другой – хлоп, (Ладонью ритмично хлопают по ноге.)
Щеки раздували. (Показывают округлость пальцами вокруг щек.)
Увидали комара, (Делают щепотку из трех пальцев руки, изображают траекторию полета комара, прослеживают ее глазами.)
Закричали: «Ква-ква-ква!» (Большой палец руки ставят против всех остальных, изображают открывание и закрывание рта.)
Улетел комар, как ветер. (Производят резкое движение руки вперед, вытянув указательный палец.)
Хорошо пожить на свете! (Поглаживание ладонью по груди.)
- Кваква, дети тебе хорошо рассказали о том, как лягушки живут в природе. Все это происходит в теплое время года: весной, летом, в начале осени. А вот что же бывает зимой, когда на улице мороз, кругом снег, пруды покрыты льдом? Ребята хотят про это узнать. Мы сейчас прочитаем про рассказ «Где зимуют лягушки?»
(Слайд 20)
- Самое трудное время для наших животных — это зима с её холодами. Как от них спастись? Многие птицы улетают на юг, где морозов не бывает. Медведи всю зиму спят в своих берлогах. Ну а лягушки?
Когда приходит осень, они ищут укромное местечко где-нибудь в пруду или болоте, забиваются глубоко в ил и засыпают на всю зиму. Иногда они даже промерзают и становятся твёрдыми, как ледышки. Но пригреет весной солнце, растопит лёд, и лягушки тоже отогреются, вылезут наружу и начнут свои концерты. Значит, лягушки приспособлены к нашей зиме, потому она для них и не страшна.
К чему ещё приспособлены лягушки, кроме климата? Да к воде. Наверно, ты не раз видел, как лежит лягушка под её поверхностью, раскинув лапки, — так, что снаружи только нос и глаза. Лежит, носом дышит, а глазами вокруг посматривает — нет ли какой опасности. Увидит тебя, гребнёт перепончатыми лапами и спрячется на дне.
А есть ли что-нибудь общее у лягушки, крокодила и бегемота? На первый взгляд — ничего. Лягушка маленькая, прыткая и никому, кроме мух, не страшна. Крокодил большой и зубастый, он ловкий охотник. Бегемот огромный, неповоротливый и ест траву. Но все они живут в воде, любят лежать у её поверхности. Дышать им в это время надо? Надо. Смотреть надо? Надо. Поэтому у них над водой выступают только глаза и ноздри. Взгляни на картинку. (Слайд 21) Бегемот — совсем как большая лягушка, а крокодил похож на тощего бегемота.
И это потому, что все они приспособлены к жизни у поверхности воды. Учёные давно заметили, что если разные животные ведут одинаковый образ жизни, то они становятся похожими друг на друга.
После чтения воспитатель задаёт детям вопросы:
- Как зимуют лягушки?
- Почему они не могут жить зимой на земле?
- Лягушонок, ты теперь знаешь много, увидел своих друзей лягушат, услышал рассказы ребят, узнал, где зимуют лягушки. Дети тоже много знают и понимают, почему к живым лягушкам надо бережно относиться.
- А сейчас я предлагаю вам вместе поиграть.
Подвижная игра «Лягушки и цапля».
Правила игры:
1) Цапля может ловить лягушек только в болоте.
2) Лягушки должны перепрыгивать, а не перешагивать через веревку.
3) Лягушка, перешагнувшая через веревку, считается пойманной.
В одном из углов группы обозначено «гнездо цапли».
Воспитатель назначает одного из играющих цаплей, остальные — «лягушки», которые стоят или прыгают в болоте.
Когда все играющие разместились на отведенных для них местах, воспитатель дает сигнал «цапля». Высоко поднимая ноги, она направляется к болоту, перешагивает через веревку, чтобы поймать лягушек.
Лягушки, спасаясь от цапли, выскакивают из болота, прыгают через веревку любым способом: отталкиваясь двумя ногами, одной ногой - лишь бы убежать от цапли. Перешагнув через веревку, цапля ловит не успевших выпрыгнуть из болота лягушек. Пойманных, цапля уводит к себе в дом, и они временно выбывают из игры (пока не сменится цапля).
Если все лягушки успели выскочить из болота и цапля никого не поймала, она возвращается к себе в дом. Новая цапля выбирается после того, как будет поймано 2—3 лягушки.
Продолжительность игры 6—7 минут.