Материалы

Баршина Наталья Вадимовна

Презентация по Литературе

об Обломове

о Петербурге

Скачать:

ВложениеРазмер
Office presentation icon Литература2 МБ
PDF icon Обломов955.97 КБ
PDF icon Петербург844.01 КБ

Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

« Какое таинство вокруг!..» Роль пейзажа в художественном произведении

Слайд 2

Когда суть дела обдумана заранее, слова приходят сами собой Гораций Не то, что мните вы, природа: Не слепок, не бездушный лик — В ней есть душа, в ней есть свобода, В ней есть любовь, в ней есть язык... Ф.И. Тютчев

Слайд 3

Цели урока: Обучение сочинению литературоведческого характера, направленному на раскрытие формы и содержания произведения Отбор и систематизация материала, уточнение объема сквозной темы Совершенствование исследовательской деятельности учащихся, создание атмосферы поиска и открытий в совместной работе по анализу текстов Работа в группах

Слайд 4

Словарь урока: Поэтика Пейзаж в литературном произведении Авторская позиция Психологизм

Слайд 5

Пейзаж в произведениях русской литературы

Слайд 6

Поэтика — это совокупность всех художественных средств, которые автор использует в произведении. Поскольку все средства выражения в литературе в конечном итоге сводится к языку, поэтика может быть определена и как наука о художественном использовании средств языка.

Слайд 7

Пейзаж в литературном произведении Создавая произведение, писатель погружает нас в особый худ. мир, и частью этого мира является пейзаж. Пейзаж – это изображение живой и неживой природы . Первая и простейшая функция пейзажа – обозначать место действия. Однако как бы проста на первый взгляд эта функция ни была, ее эстетическое воздействие на читателя не следует недооценивать.

Слайд 8

Роль пейзажа Создает эмоциональный фон, на котором развертывается действие Выступает как одно из условий, определяющих жизнь и быт человека Подчеркивает определенное душевное состояние героя, оттеняет ту или иную особенность его характера Усиливает эмоциональное звучание произведения и углубляет его идейное содержание Является одним из средств развития действия, одним из его этапов, элементов сюжета Входит в содержание произведения как часть национальной и социальной действительности, которую изображает писатель

Слайд 9

«Храм» и «мастерская» в романе «Отцы и дети» «…весна брала свое. Все кругом золотисто зеленело, все широко и мягко волновалось и лоснилось под тихим дыханием теп­лого ветерка…» «Солнце жгло из-за тонкой завесы сплошных беловатых облаков. Все молчало, одни петухи задорно перекликались на деревне… да где-то высоко в верхушке деревьев звенел плаксивым призывом немолчный писк молодого ястреб­ка…»

Слайд 10

«Благословенный уголок земли» в романе «Обломов» «Солнце стоит неподвижно,… воздух висит без движения…» «Правильно и невозмутимо совершается там годовой круг» «Небо там…ближе жмется к земле, чтоб обнять ее покрепче, с любовью…»

Слайд 11

«Удушливый» пейзаж в романе «Преступление и наказание» «Время серенькое, день удушливый… далеко, на самом краю неба, чернеется лесок… дорога, всегда пыльная, и пыль на ней всегда такая черная» «Это от месяца такая тишина, – подумал Раскольников, – это он, верно теперь загадку загадывает» «Здесь и на улицах, как в комнатах без форточек. Господи, что за город!»

Слайд 12

Пейзаж как способ отображения времени и места действия и как фон происходящего Роль пейзажа в романах велика, ведь благодаря пейзажу мы представляем себе место, где происходят действия. Так, любовь Ольги и Обломова закончилась по исходу лета. Осень вносит новые краски в природу, герои отдаляются друг от друга все дальше и дальше, а после окончательного расставания, на улице выпадает первый снег. Пейзаж этот символичен, снег засыпает счастье нашего героя. Каждый пейзаж в романе «Отцы и дети» имеет свое значение, свою символику, тайный смысл. Через весь роман тянется невидимая нить. Эта нить — смена времен года. Роман как бы случайно начинается весной, а заканчивается описанием прекрасного зимнего вечера. Все важнейшие эпизоды жизни Базарова описаны на фоне расцветающего жгучего лета, такого же яркого, как и его «бунтующее сердце». Сильная жара и духота – неотъемлемая часть пейзажей «Преступления и наказания». Картины эти нарисованы грязными, тусклыми, серыми красками. Невыносимая духота Петербурга – это составляющая общей безысходной атмосферы романа. Героя в романе часто сопровождает солнце заходящее, угасающее. Утреннее, восходящее же солнце появляется лишь в одном из пейзажей – на каторге, когда Раскольников вместо ненависти осознает в себе любовь и любовь к Соне.

Слайд 13

Пейзаж как средство раскрытия внутреннего мира героя Пейзаж оказывает влияние на восприятие героем окружающего мира и на его мысли и чувства. Природа стала пасмурной и ветреной, небо затянуло тучами, после того, как Обломов усомнился в чувствах Ольги. Пейзаж рисует унылое и печальное состояние в душе героя. Тургенев в своем романе симпатизирует Николаю Петровичу: беседка, «разросшаяся и благоухающая», есть символ его чистой души. Сад Одинцовой – «аллеи» стриженых елок, цветочные «оранжереи» - создает впечатление искусственной жизни. Так, Базаров, сравнивавший в разговоре с Одинцовой людей с деревьями, рассказывает Аркадию о своем детском талисмане — осине на краю ямы. Это и есть прообраз, двойник его жизни. Одинокий, гордый, озлобленный, до удивления похож он на то дерево. Все герои романа проверяются отношением к природе. Раскольникову было больно смотреть на солнце, оно как бы ослепляет его. Этим, казалось бы самым обычным, моментом Достоевский намекает, что Раскольников ослеплен своей идеей, теорией, и всё мировосприятие героя искажено.

Слайд 14

Пейзаж как средство создания эмоциональной окраски текста Во время первой встречи Ильи и Ольги природа сыграла ключевое значение. Ведь именно сорванная веточка сирени стала первым, что объединило их. В этой сцене отображается взаимная любовь героев. Вновь появляется ветка сирени в эпизоде на кладбище, которую посадили рядом с могилой покойного Обломова. Ветка символизирует кульминационные моменты жизни Ильи, но не все они прекрасны. В экспозиции романа «Отцы и дети» начальный пейзаж, изображающий бедность, нищету, приводит к мысли о необходимости искоренения, изменения порядков. Однако затем картина весеннего пробуждения природы вносит в роман светлую, бодрую ноту надежды на обновление Отечества. Также сквозь все повествование проходит образ дороги. Пейзаж передает ощущение простора и незамкнутости пространства. В «Преступлении и наказании» пейзажи, наряду с интерьерами, создают впечатление чего-то негармоничного, безобразного, искривленного: «Время серенькое, день удушливый… далеко, на самом краю неба, чернеется лесок… дорога, всегда пыльная, и пыль на ней всегда такая черная». Так, сон о забитой клячонки заставляет Раскольникова страдать и переживать самые страшные чувства. Эпизод определяет дальнейшие события романа.

Слайд 15

Пейзаж как авторская позиция и его философские взгляды Гончаров недаром помещает многостраничное описание сна Обломова, в котором красочно изображает неподвижность природы. Автор дает понять читателю, что нрав и характер главного героя есть последствие влияния такого пейзажа на ребенка с детства. Вероятно, писатель хотел оправдать Обломова в глазах читателей, сказав, что в его теперешнем состоянии он виноват в меньшей степени, чем само устройство современного общества. На протяжении всего романа «Отцы и дети» мы наблюдаем спор автора с главным героем. Лирической печалью и скорбными раздумьями наполнено описание сельского кладбища, на котором похоронен Базаров. Этот пейзаж носит философский характер. Автор задумывается о вечной жизни и вечной природе, которая дает успокоение. С помощью пейзажа Достоевский более ярко и достоверно отражает состояние безысходности, одиночества “маленького человека” в большом и бездушном городе, подчеркивает, что живя в таких условиях, люди дичают, озлобляются, теряют человеческую сущность, доброту, милосердие, поэтому в их умах зарождаются жестокие бесчеловечные идеи. Но наступает утро, когда зараженная душным зловонным городским воздухом душа очищается через страдания, открывшиеся навстречу любви, надежде, поворачиваются к людям.

Слайд 16

Итак, в русской литературе почти нет произведений, в которых отсутствовал бы пейзаж. Писатели стремились включать этот элемент в свои произведения с самыми разными целями. Пейзажи – это одно из главных средств раскрытия душевных переживаний героев. Кроме того, они служат для передачи отношения автора к происходящему. Таким образом, пейзажи в художественном произведении помогают глубоко проникнуть в душу героев и их переживания, лучше понять идейный замысел автора.


Предварительный просмотр:

Предварительный просмотр: