Материалы
Презентация по Литературе
об Обломове
о Петербурге
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
Литература | 2 МБ |
Обломов | 955.97 КБ |
Петербург | 844.01 КБ |
Предварительный просмотр:
Подписи к слайдам:
Когда суть дела обдумана заранее, слова приходят сами собой Гораций Не то, что мните вы, природа: Не слепок, не бездушный лик — В ней есть душа, в ней есть свобода, В ней есть любовь, в ней есть язык... Ф.И. Тютчев
Цели урока: Обучение сочинению литературоведческого характера, направленному на раскрытие формы и содержания произведения Отбор и систематизация материала, уточнение объема сквозной темы Совершенствование исследовательской деятельности учащихся, создание атмосферы поиска и открытий в совместной работе по анализу текстов Работа в группах
Словарь урока: Поэтика Пейзаж в литературном произведении Авторская позиция Психологизм
Пейзаж в произведениях русской литературы
Поэтика — это совокупность всех художественных средств, которые автор использует в произведении. Поскольку все средства выражения в литературе в конечном итоге сводится к языку, поэтика может быть определена и как наука о художественном использовании средств языка.
Пейзаж в литературном произведении Создавая произведение, писатель погружает нас в особый худ. мир, и частью этого мира является пейзаж. Пейзаж – это изображение живой и неживой природы . Первая и простейшая функция пейзажа – обозначать место действия. Однако как бы проста на первый взгляд эта функция ни была, ее эстетическое воздействие на читателя не следует недооценивать.
Роль пейзажа Создает эмоциональный фон, на котором развертывается действие Выступает как одно из условий, определяющих жизнь и быт человека Подчеркивает определенное душевное состояние героя, оттеняет ту или иную особенность его характера Усиливает эмоциональное звучание произведения и углубляет его идейное содержание Является одним из средств развития действия, одним из его этапов, элементов сюжета Входит в содержание произведения как часть национальной и социальной действительности, которую изображает писатель
«Храм» и «мастерская» в романе «Отцы и дети» «…весна брала свое. Все кругом золотисто зеленело, все широко и мягко волновалось и лоснилось под тихим дыханием теплого ветерка…» «Солнце жгло из-за тонкой завесы сплошных беловатых облаков. Все молчало, одни петухи задорно перекликались на деревне… да где-то высоко в верхушке деревьев звенел плаксивым призывом немолчный писк молодого ястребка…»
«Благословенный уголок земли» в романе «Обломов» «Солнце стоит неподвижно,… воздух висит без движения…» «Правильно и невозмутимо совершается там годовой круг» «Небо там…ближе жмется к земле, чтоб обнять ее покрепче, с любовью…»
«Удушливый» пейзаж в романе «Преступление и наказание» «Время серенькое, день удушливый… далеко, на самом краю неба, чернеется лесок… дорога, всегда пыльная, и пыль на ней всегда такая черная» «Это от месяца такая тишина, – подумал Раскольников, – это он, верно теперь загадку загадывает» «Здесь и на улицах, как в комнатах без форточек. Господи, что за город!»
Пейзаж как способ отображения времени и места действия и как фон происходящего Роль пейзажа в романах велика, ведь благодаря пейзажу мы представляем себе место, где происходят действия. Так, любовь Ольги и Обломова закончилась по исходу лета. Осень вносит новые краски в природу, герои отдаляются друг от друга все дальше и дальше, а после окончательного расставания, на улице выпадает первый снег. Пейзаж этот символичен, снег засыпает счастье нашего героя. Каждый пейзаж в романе «Отцы и дети» имеет свое значение, свою символику, тайный смысл. Через весь роман тянется невидимая нить. Эта нить — смена времен года. Роман как бы случайно начинается весной, а заканчивается описанием прекрасного зимнего вечера. Все важнейшие эпизоды жизни Базарова описаны на фоне расцветающего жгучего лета, такого же яркого, как и его «бунтующее сердце». Сильная жара и духота – неотъемлемая часть пейзажей «Преступления и наказания». Картины эти нарисованы грязными, тусклыми, серыми красками. Невыносимая духота Петербурга – это составляющая общей безысходной атмосферы романа. Героя в романе часто сопровождает солнце заходящее, угасающее. Утреннее, восходящее же солнце появляется лишь в одном из пейзажей – на каторге, когда Раскольников вместо ненависти осознает в себе любовь и любовь к Соне.
Пейзаж как средство раскрытия внутреннего мира героя Пейзаж оказывает влияние на восприятие героем окружающего мира и на его мысли и чувства. Природа стала пасмурной и ветреной, небо затянуло тучами, после того, как Обломов усомнился в чувствах Ольги. Пейзаж рисует унылое и печальное состояние в душе героя. Тургенев в своем романе симпатизирует Николаю Петровичу: беседка, «разросшаяся и благоухающая», есть символ его чистой души. Сад Одинцовой – «аллеи» стриженых елок, цветочные «оранжереи» - создает впечатление искусственной жизни. Так, Базаров, сравнивавший в разговоре с Одинцовой людей с деревьями, рассказывает Аркадию о своем детском талисмане — осине на краю ямы. Это и есть прообраз, двойник его жизни. Одинокий, гордый, озлобленный, до удивления похож он на то дерево. Все герои романа проверяются отношением к природе. Раскольникову было больно смотреть на солнце, оно как бы ослепляет его. Этим, казалось бы самым обычным, моментом Достоевский намекает, что Раскольников ослеплен своей идеей, теорией, и всё мировосприятие героя искажено.
Пейзаж как средство создания эмоциональной окраски текста Во время первой встречи Ильи и Ольги природа сыграла ключевое значение. Ведь именно сорванная веточка сирени стала первым, что объединило их. В этой сцене отображается взаимная любовь героев. Вновь появляется ветка сирени в эпизоде на кладбище, которую посадили рядом с могилой покойного Обломова. Ветка символизирует кульминационные моменты жизни Ильи, но не все они прекрасны. В экспозиции романа «Отцы и дети» начальный пейзаж, изображающий бедность, нищету, приводит к мысли о необходимости искоренения, изменения порядков. Однако затем картина весеннего пробуждения природы вносит в роман светлую, бодрую ноту надежды на обновление Отечества. Также сквозь все повествование проходит образ дороги. Пейзаж передает ощущение простора и незамкнутости пространства. В «Преступлении и наказании» пейзажи, наряду с интерьерами, создают впечатление чего-то негармоничного, безобразного, искривленного: «Время серенькое, день удушливый… далеко, на самом краю неба, чернеется лесок… дорога, всегда пыльная, и пыль на ней всегда такая черная». Так, сон о забитой клячонки заставляет Раскольникова страдать и переживать самые страшные чувства. Эпизод определяет дальнейшие события романа.
Пейзаж как авторская позиция и его философские взгляды Гончаров недаром помещает многостраничное описание сна Обломова, в котором красочно изображает неподвижность природы. Автор дает понять читателю, что нрав и характер главного героя есть последствие влияния такого пейзажа на ребенка с детства. Вероятно, писатель хотел оправдать Обломова в глазах читателей, сказав, что в его теперешнем состоянии он виноват в меньшей степени, чем само устройство современного общества. На протяжении всего романа «Отцы и дети» мы наблюдаем спор автора с главным героем. Лирической печалью и скорбными раздумьями наполнено описание сельского кладбища, на котором похоронен Базаров. Этот пейзаж носит философский характер. Автор задумывается о вечной жизни и вечной природе, которая дает успокоение. С помощью пейзажа Достоевский более ярко и достоверно отражает состояние безысходности, одиночества “маленького человека” в большом и бездушном городе, подчеркивает, что живя в таких условиях, люди дичают, озлобляются, теряют человеческую сущность, доброту, милосердие, поэтому в их умах зарождаются жестокие бесчеловечные идеи. Но наступает утро, когда зараженная душным зловонным городским воздухом душа очищается через страдания, открывшиеся навстречу любви, надежде, поворачиваются к людям.
Итак, в русской литературе почти нет произведений, в которых отсутствовал бы пейзаж. Писатели стремились включать этот элемент в свои произведения с самыми разными целями. Пейзажи – это одно из главных средств раскрытия душевных переживаний героев. Кроме того, они служат для передачи отношения автора к происходящему. Таким образом, пейзажи в художественном произведении помогают глубоко проникнуть в душу героев и их переживания, лучше понять идейный замысел автора.