Проектная деятельность
На странице высталены мои проектные разработки, которые могут заинтересовать коллег.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
![]() | 120.5 КБ |
Предварительный просмотр:
Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение «Детский сад общеразвивающего вида с приоритетным осуществлением деятельности по физическому развитию воспитанников » № 6 «Почемучка» п.Новоорск
УТВЕРЖДАЮ
Заведующий МБДОУ
«Детский сад» № 6 «Почемучка»
_______________ М.А.Приймак
«___» _________________2013г
Проект
"Повышение профессиональной компетентности педагогов ДОУ по здоровьесбережению
через самообразование"
Автор: Шиваракова Раиса Евгеньевна
старший воспитатель
п.Новоорск-2013
Аннотация к проекту:
Самообразование является одной из наиболее важных форм повышения профессионального мастерства педагога. Одним из показателей профессиональной компетентности воспитателя является его способность к самообразованию, которое проявляется в неудовлетворенности, осознании несовершенства настоящего положения образовательного процесса и стремлении к росту, самосовершенствованию.
Особенно актуальной проблема самообразования педагогов стала в условии информационного общества, где доступ к информации, умение работать с ней являются ключевыми. Информационное общество характеризуется как общество знания, где особую роль играет процесс трансформации информации в знание. Поэтому современная система образования требует от воспитателя постоянного совершенствования знаний.
Данный проект направлен на формирование у педагогов следующих умений: ставить цели, задачи, планировать работу, работать с учебной, справочной, научно-методической литературой (подбор необходимой литературы, анализ прочитанного, написание конспектов, тезисов и т.п.), умение выделять главные, ключевые понятия в любом информационном материале, составлять опорные схемы, планы и др..
Участниками проекта являются педагоги и специалисты ДОУ.
Тема проекта: Инновации в организации воспитательно-образовательного процесса в ДОУ.
Автор проекта: старший воспитатель Шиваракова Р.Е.
Тип проекта: административный
Участники проекта:
педагоги МБДОУ № 6 п.Новоорск:
11- воспитателей;
1- музыкальный руководитель;
1- учитель-логопед;
1- инструктор по физической культуре.
Сроки реализации: сентябрь 2013г – август 2014г
Объект: процесс повышения профессиональной компетенции педагогов ДОУ по здоровьесбережению в условиях ФГОС.
Проблема: Процесс реализации федеральных государственных стандартов вызывает затруднения из-за недостаточного аналитического умения педагогов к самосовершенствованию, умения интегрировать содержание образовательных программ в процессе планирования, обеспечивая целостность воспитательно-образовательной работы.
Цель проекта: Систематизировать методическую работу в ДОУ по самообразованию, поиск эффективных путей и стремлений к совершенствованию навыков самостоятельной работы педагогов, обеспечивающую развитие профессиональной компетентности педагогов ДОУ по здоровьесбережению.
Гипотеза: Самообразование может стать эффективным условием повышения профессиональной компетенции педагогов ДОУ по здоровьесбережению, если:
- работа с педагогами в ДОУ осуществляется через совершенствование теоретического уровня и профессионального мастерства;
- процесс самообразования педагога систематически включается в методическую работу ДОУ.
Задачи:
- Совершенствовать аналитические умения педагогов, поддерживая интерес педагогов к самостоятельному решению конкретных проблем развития дошкольников, к исследовательской деятельности посредством изучения методической литературы.
- Способствовать организации раскрытию творческого потенциала педагогов, их научно-методической деятельности.
- Создавать условия выхода педагогов на уровень активного саморазвития.
- Поиск эффективных путей и стремлений к самосовершенствованию.
- Ориентироваться в вариативном образовательном пространстве.
- Грамотно отбирать технологии и методики, способствующие решению задач развития детей по здоровьесбережению.
- Умело интегрировать содержание образовательных программ в процессе планирования, обеспечивая целостность воспитательно-образовательной работы.
Актуальность:
Современное дошкольное общество испытывает самые глубокие и стремительные перемены за всю свою историю. На смену прежнему стилю жизни, когда одного образования хватало на всю жизнь, приходит новый жизненный стандарт: "Образование для всех, образование через всю жизнь": Коренным образом изменились требования к педагогам – дошкольникам. Современный воспитатель - это:
- Гармонично развитая, внутренне богатая личность, стремящаяся к духовному, профессиональному, общекультурному и физическому совершенству;
- Способный отбирать наиболее эффективные приемы, средства и технологии обучения и воспитания для реализации поставленных задач;
- Обладить высокой профессиональной компетенцией.
- Умеющий организовать рефлексивную деятельность;
Самообразование является одной из наиболее важных форм повышения профессионального мастерства педагога. Одним из показателей профессиональной компетентности воспитателя является его способность к самообразованию, которое проявляется в неудовлетворенности, осознании несовершенства настоящего положения образовательного процесса и стремлении к росту, самосовершенствованию.
Особенно актуальной проблема самообразования педагогов стала в условии информационного общества, где доступ к информации, умение работать с ней являются ключевыми. Информационное общество характеризуется как общество знания, где особую роль играет процесс трансформации информации в знание. Поэтому современная система образования требует от воспитателя постоянного совершенствования знаний. Знания можно получать разными способами. На сегодняшний день педагогам предлагается огромный спектр услуг повышения квалификации: в учебных заведениях - очное обучение, заочное обучение, дистанционное обучение, на курсах повышения квалификации, семинары , интернет - семинары и т.д. Но, не для кого не секрет, что большинство новых знаний и технологий утрачивает свою актуальность в среднем уже через пять лет. Имея многолетний опыт работы с педагогами, я пришла к выводу, что наиболее эффективный способ повышения педагогического мастерства педагогов - это самообразование. Постоянное самообразование - вот то наиболее верное решение, тот жизненный принцип современного человека, который поможет идти «в ногу со временем». Предварительно изучив инновационные методы методической работы по самообразованию, я попыталась их структурировать и применить в работе с педагогами.
Проектные действия
Основные направления методической работы
маркетинговое: изучение спроса педагогов
информационное: создание единой информационной, организационной, методической, коммуникативной учебно-воспитательной среды в ДОУ;
социально-адаптивное: подготовка педагогов к успешному выстраиванию профессиональной карьеры;
экспериментальное: вовлечение педагогов в опытно - экспериментальную работу ДОУ
психолого-педагогическое: психологическая поддержка педагогов
управленческое: повышение компетентности педагогического коллектива.
Основными критериями самообразования педагогов являются: эффективность профессиональной педагогической деятельности (рост качества образовательного процесса, воспитанности дошкольников), творческий рост педагогов, внедрение новых здоровьесберегающих технологий в образовательный процесс МДОУ.
Формы самообразования педагогов
Индивидуальная - предполагающая самостоятельную работу над повышением профессионального и методического уровня
Коллективная - направленная на активное участие педагогов в методической работе МОУ.
Компоненты готовности педагогов к самообразованию
когнитивный (базовая культура личности, профессиональные знания, умение их применять)
мотивационный (осознание личной и общественной значимости непрерывного образования)
организационный (умение выбрать источники познания и формы самообразования)
нравственно-волевой (любознательность, критичность, трудоспособность)
Условия профессионального роста
- Самообразовательная работа над рефератом по теме
- Изучение методической, педагогической и предметной литературы.
- Обзор в Интернете информации по теме
- Посещение семинаров, конференций, занятий коллег.
- Дискуссии, совещания, обмен опытом с коллегами.
- Систематическое прохождение курсов повышения квалификации.
- Проведение открытых занятий.
- Изучение информационно-компьютерных технологий.
- Общение с коллегами в МДОУ, на районном уровне и в Интернете.
- Участие в конкурсах в Интернете.
- Помещение своих разработок на сайтах в Интернете
Предполагаемые итоги реализации проекта:
Данный проект направлен на формирование у педагогов следующих умений:
- Умение ставить цели, задачи, планировать работу
- Умение работать с учебной, справочной, научно-методической литературой (подбор необходимой литературы, анализ прочитанного, написание конспектов, тезисов и т.п.)
- Умение выделять главные, ключевые понятия в любом информационном материале, составлять опорные схемы, планы и др.
- Умение систематизировать, группировать изученные факты, ситуации в смысловые блоки, составлять графики, схемы, таблицы.
- Умение высказывать обоснованное суждение по проблеме, аргументировано доказывать или опровергать суждения.
Срок реализации проектных мероприятий: календарный год
Пути решения поставленных задач:
Создать условия для самообразования педагогов:
- Постоянное приобретение методической литературы;
- Увеличение числа подписных изданий;
- Предусмотреть в графиках работы педагогов время для самостоятельной работы с литературой в методическом кабинете.
- Подобрать диагностические и исследовательские материалы по анализу и оценке потребностей педагогов в развитии.
- Включить в годовой план ДОУ мероприятия, требующие от педагогов сбора информации, анализа деятельности, изучения и решения проблем и др.
- Продумать участие педагогов в открытых мероприятиях городских творческих объединений (мастер - классы, панорама передового педагогического опыта и др.), семинарах.
Механизм реализации проекта:
Повышение уровня теоретической подготовки и профессионального мастерства педагогов можно оценить посредством следующих компонентов:
- Уровень освоения воспитанниками программного содержания, сформированность необходимых знаний, умений и навыков (диагностика ЗУН).
- Итоги контроля: тематического, итогового, собеседование (констатируются факты использования педагогами современных программ, технологий, разнообразных форм организации воспитательно-образовательного процесса по активизации познавательной деятельности детей, нетрадиционных способов взаимодействия и др.)
- Анализ участия педагогов в методической работе.
- Оценка деятельности педагога при проведении открытых мероприятий, занятий и др.
- Аттестация.
Стратегия и механизмы реализации:
Этапы реализации | Содержание работы | Форма методической работы с педагогическими кадрами | Предполагаемый результат |
Подгото витель ный этап: сентябрь-октябрь 2013г. | Изучение и анализ уровня профессиональной компетентности педагогов | Анкетирование, использование диагностических карт, карты самообразования | Выявить трудности в работе педагогов |
Основной этап: ноябрь 2013г- май 2014г | У педагогов совершенствуются аналитические и нарабатываются инновационные умения и методы работы по самообразованию. Развиваются рефлексивные способности педагогов и способности изучать и выбирать педагогические технологии, соответствующие образовательным задачам ДОУ. | Участие в районных ярмарках педагогических инноваций | Трансформация передового опыта |
Посещение семинаров, конференций, занятий коллег | Повышение профессионализма через изучение опыта работы коллег | ||
Проектировочные семинары, педагогические гостиные, круглые столы | |||
Самостоятельное изучение новинок методической литературы | Повышение профессионализма педагога через самостоятельную работу с литературой | ||
Работа в малых творческих группах с презентацией педагогических достижений | Мотивация к освоению новых методик и технологий | ||
Использование Интернет- сайта | Повышение новой информации | ||
Заключительный этап: май-август 2014г | Овладение педагогами навыками самостоятельной работы, развитие самооценки профессиональных качеств. Обобщение опыта работы по самообразованию. | Система мониторинга по вопросам самообразования | Отслеживать эффективность самообразования педагогов |
План проектных мероприятий
№ | Мероприятие | Срок | Ожидаемый результат |
1 этап | 1. Анкетирование педагогов “Оценка реализации потребностей педагогов в развитии” | сентябрь | Определить стадии развития педагогов: Активно реализуют свои потребности в саморазвитии, Отсутствует сложившаяся система развития, Стадия остановившегося развития. |
2. Анкетирование педагогов “Выявление факторов стимулирующих и препятствующих развитию педагогов” | сентябрь | Выявить способности педагогов к самообразованию | |
3.Анкетирование педагогов “Степень владения навыками самостоятельной работы” | октябрь | Оценить уровень владения необходимыми навыками самостоятельной работы | |
2 этап | Целеполагание: формулирование задач, определение путей их решения, ожидаемые результаты, выделение механизмов реализации | ноябрь | Организация последовательной системной работы по совершенствованию навыков самостоятельной работы педагогов ДОУ по самообразованию. |
Разработка памятки по самообразованию | |||
3 этап | Оформление педагогами документации по результатам диагностического обследования воспитанников на начало года (сбор, обработка, анализ результатов диагностического обследования) | Декабрь Май | Совершенствовать умение систематизировать, группировать полученный при исследовании материал, составлять графики, схемы, таблицы. |
Составление педагогами плана по самообразованию | Сентябрь | Направить работу педагогов на получение профессиональных достижений. | |
Оформление памяток по работе с методической литературой, подготовка докладов, выступлений, памятка «Как подготовиться к докладу, выступлению» | Октябрь | Совершенствовать умение работать с учебной, справочной, научно-методической литературой (подбор необходимой литературы, анализ прочитанного, написание конспектов, тезисов и т.п.) | |
Разработка рекомендаций “Исследовательская работа педагога как условие совершенствования профессиональной деятельности” | Ноябрь | Умение выделять главные, ключевые понятия в информационном материале, формулирование темы, целей и задач. | |
«Взаимодействие педагогов и родителей в сохранении психического и физического здоровья детей». (из опыта работы воспитателей) | Педсовет № 2 Ноябрь | Самостоятельное решение педагогами конкретных проблем развития дошкольников посредством изучения методической литературы | |
Практическое занятие “Деловая игра “Аукцион идей” | Декабрь | Закрепить умение работать с учебной, справочной, научно-методической литературой. | |
Самоанализ педагогов по итогам работы за 1 полугодие, год | Январь май | Развивать умения анализировать результаты наблюдений, экспериментов, составлять прогноз на будущее. | |
«Художественно – речевое развитие детей в ДОУ» | Педсовет № 3 Февраль | Поддерживать интерес педагогов к самостоятельному решению конкретных проблем развития дошкольников. | |
Оформление инновационного банка | Февраль | Анализ текущей обстановки в детском саду, составление прогноза развития. | |
Слово специалистам “Развитие интонационной выразительности речи дошкольников” (из опыта работы) | Педчас Март | Умение высказывать обоснованное суждение по проблеме, аргументировано доказывать или опровергать суждения | |
Алгоритм работы над темой самообразования. Консультация для педагогов «Профессиональная компетентность воспитателя» | По плану ДОУ в течение года | Способствовать раскрытию творческого потенциала педагогов. | |
Участие педагогов в работе консультационного центра для родителей. Выпуск тематических газет | В течение года | Пополнить копилку знаний педагогов эффективными, приоритетными приемами работы с родителями. | |
Участие педагогов в мероприятиях районных творческих объединений | В течение года по плану | Развитие потребности в постоянном пополнении педагогических знаний. | |
Изучение нормативно-правовых документов | В течение года по плану ДОУ | Повышение уровня теоретической подготовки педагогов. | |
Повышение уровня профессиональной информированности педагогов: обзор новинок методической и научной литературы (при участии педагогов) | Ежемесячно | Самостоятельное систематическое ознакомление воспитателей и других специалистов ДОУ с новейшими достижениями педагогики. | |
4 этап | Семинар- практикум: «Организация работы творческой группы в ДОУ» СОДЕРЖАНИЕ РАБОТЫ ПО САМООБРАЗОВАНИЮ | Апрель | Помочь педагогам в организации работы творческой группы Формирование общественного мнения коллектива по актуальным проблемам ДОУ и дошкольного образования в целом. |
Деловая игра “Аукцион идей” | Май | Расширение представлений педагогов о возможных формах, методах работы с дошкольниками. | |
Подведение итогов работы по проекту, оценка результатов, оформление материалов проекта | Педсовет Май | Развитие потребности педагогов в постоянном пополнении педагогических знаний. |
6. Выводы о результатах работы
Каждая деятельность бессмысленна, если в ее результате не создается некий продукт, или нет каких-либо достижений. И в личном плане самообразования воспитателя обязательно должен быть список результатов, которые должны быть достигнуты за определенный срок.
Результаты самообразования педагогов:
• разработаны методические пособия, программы, сценарии;
• разработаны дидактические материалы, тесты, наглядность, игры и пособия;
• разработаны и проведены открытые занятия по собственным, авторским технологиям;
• выступление педагогов по итогам работы и обмену опытом;
• составление картотеки по проблеме;
• советы и рекомендации по проведению воспитательно-образовательной работы;
• составлены перспективные планы работы с детьми;
• организованы выставки работ детей и педагога по теме самообразования;
• повышение качества ЗУНа у детей
Ожидаемые результаты:
Повышение профессиональной компетентности педагогов: знаний, умений и личностных качеств, в процессе совершенствования работы по самообразованию. Самостоятельная работа по самообразованию позволит педагогам пополнять и конкретизировать свои знания, осуществлять глубокий и детальный анализ возникающих в работе с детьми ситуаций. Будет развита потребность в постоянном пополнении педагогических знаний, сформируется гибкость мышления, умение моделировать и прогнозировать воспитательно-образовательный процесс, раскроется творческий потенциал.
Педагог, владеющий навыками самостоятельной работы, будет иметь возможность подготовиться и перейти к целенаправленной научно-практической, исследовательской деятельности, что свидетельствует о более высоком профессиональном, образовательном уровне, а это, в свою очередь, влияет на качество воспитательно-образовательного процесса и результативность педагогической деятельности в целом.
"Школа молодого педагога" поможет более успешно адаптироваться начинающим воспитателям, позволит быстрее найти ответы на сложные для новичка вопросы, быстрее добиться успеха в работе с детьми.
Условия реализации:
- материально-техническое обеспечение.
- методическое обеспечение изданиями периодической печати и инновационной литературой.
- грамотное построение методической работы с педагогическими кадрами.
Литература:
1. Федеральные государственные требования к структуре основной общеобразовательной программы дошкольного образования (приказ Минобрнауки РФ №655 от 23.11.2009 года)
2. Методические рекомендации МИОО и МГППУ к составлению Образовательной программы дошкольного образовательного учреждения
3. Гризик Т. О федеральных государственных требованиях к структуре основной общеобразовательной программы дошкольного образования. //Дошкольное воспитание. 2010. № 5
4. Скоролупова О., Федина Н. Образовательные области основной общеобразовательной программы дошкольного образования. //Дошкольное воспитание. 2010. № 7
5. Скоролупова О., Федина Н. Организация деятельности взрослых и детей оп реализации и освоению основной общеобразовательной программы дошкольного образования. //Дошкольное воспитание. 2010. № 8
6. Г. Яковлева Как оценить профессиональную компетентность педагога. //Дошкольное воспитание. 2009. № 10
7. Методические рекомендации к составлению Образовательной программы дошкольного образовательного учреждения
8. Федина Минина «Особенности структуры образовательной программы и воспитательно-образовательного процесса в ДОУ в соответствии с Федеральными государственными требованиями к структуре основной общеобразовательной программы дошкольного образования»
9. Федина Н.В. Понятие основной общеобразовательной программы в современном дошкольном образовании //Управление ДОУ. 2010. № 5
10. Арабаджи В.А. Творческий поиск в работе с педагогами //Управление ДОУ. 2010. № 3
11. Яковлева Г.В. Управленческое содействие педагогам в инновационной деятельности. //Управление ДОУ. 2007. № 6
12. Л.Д. Морозова педагогическое проектирование в ДОУ: то теории к практике. //Приложение к журналу «Управление ДОУ»
13. Пашкевич Т.Д. Петрусевич В.В. Профессиональная компетентность педагогов ДОУ. // Управление ДОУ.2010. № 3