Инновационная деятельность на базе КФУ
Многолетний опыт работы с детьми дошкольного возраста в качестве музыкального руководителя подсказал идею сделать формирование певческого голоса более интересным и понятным для детей занятием. Для этого пришлось обогатить содержание работы в этом направлении, изучить практические труды ведущих педагогов Н.А.Ветлугиной, Е.Н.Тиличеевой, В.Емельяновой. О. Кацер.
В 2016 году был создан долгосрочный проект «Учимся петь и любить музыку» и в мае 2017 года подведены его итоги.
Цель проекта - формирование детского голосового аппарата, песенных и исполнительских навыков детей, совершенствование певческого голоса и вокально – слуховой координации.
Задачи проекта:
- обучать способам певческих умений (естественность звуковедения, дикция, интонирование, дыхание).
- учить элементарной технике певческого исполнительства (пение с солистом, по подгруппам, по фразам).
- развивать эмоциональную отзывчивость у детей на песни различного характера.
- воспитывать у детей любовь и интерес к певческой деятельности.
- расширять музыкальный кругозор и представление об окружающем мире.
- охранять и беречь голос ребёнка.
Гипотеза - развитие певческих навыков дошкольников будет более эффективным при использовании нетрадиционных технологий в музыкальной деятельности.
Были изучены технологии и упражнения по работе с голосовым аппаратом ребёнка. Для того чтобы дети захотели петь, надо показать им красоту звучания певческого голоса, сделать процесс обучения интересным, убедить ребят в успешности обучения при определенной заинтересованности и настойчивости с их стороны. Голос – инструмент общедоступный, и именно он позволяет привлечь ребенка к активной музыкальной деятельности, к познанию красоты и законов музыкального искусства
Самое главное – чтобы научиться петь, надо петь!
Игры на формирование певческих навыков.
Правильное дыхание (активный, быстрый, бесшумный вдох носом, длительный выдох ртом):
1. «Ах, какой аромат!»
Мы стоим на полянке, видим перед собой цветочек, срываем его и коротко, но глубоко вдыхаем его аромат. Необходимо следить, чтобы дети вдыхали носом, а выдыхали ртом.
2. «Береги огонь!».
Берем свечку, дуем на пламя тихо и медленно, чтобы она не погасла. У кого получится дольше всех дуть на свечу, и не потушить ее при этом, тот победил.
3. «Надуваем шарик!»
Ставим руки возле губ – это импровизированный шарик. Делаем вдох и медленно вдыхаем его в «шарик» (дуть надо очень осторожно, чтобы «шарик не лопнул»). У кого получится дуть дольше всех, а соответственно и надуть больший шарик, тот молодец. Это упражнение также способствует формированию короткого и глубокого вдоха.
4. «Шарик лопнул»!
Встать ровно, в руках (между ладоней) держать воображаемый шарик. Затем в шарике образуется маленькая дырочка. На звук «с-с-с-с» шарик медленно сдувается. Задача воспитанников – максимально экономить выдох, постепенно приближая ладони друг к другу (шарик уменьшается).
5. «Аквалангисты!»
Представили себя в бассейне. «Нырнули под воду» (вдох носом, и сразу же его зажать пальцами, присесть на корточки), и потихоньку выдыхаем, у кого дыхание закончилась – «всплывает» (встает на ноги).
Игры для формирования протяжного, напевного звучания голоса.
1. «Нарисуй мелодию!»
Рисовать кисточкой мелодию песни (нарисовать голосом как кисточкой сюжет) одним широким мазком, не «отрывая кисточки от холста».
2. Песенка – это ниточка, она должна тянуться без узелков, ровно-ровно. Для мальчишек: песенка – это дорога, по которой мы едем на хорошей машине; дорога гладкая, без кочек, а машина хорошая – не глохнет на каждом шагу, а едет ровно.
3. «Игра с мячом»
Поем, и одновременно катаем по столу мячик, стараемся петь так же ровно и протяжно, как катится мячик. Для формирования навыка отрывистого пения мячик можно подбрасывать, и петь так же упруго и отрывисто. Как прыгает мячик.
Особое место в наших занятиях занимает формирование навыка фальцетного пения. Фальцетное пение – самое естественное, фонопедически правильное для детского голоса.
Игровые приемы для выхода в фальцет.
1. Толкаем машину – руки перед собой, одна ладошка на другой, с вибрацией губами «отталкиваем машину от себя» (при каждом выталкивании звук переходит из нижнего регистра в верхний).
2. Едем на машине – «руль» взяли в руки, поворачиваем, наезжаем на кочки, скатываемся и поднимаемся в горку – вибрация губами с разной звуковысотностью.
3. «Буратино и Карабас». Одна рука вверх (Это буратино, который сидит на дереве и боится Карабас), другая вниз (это Карабас, который стоит под деревом и не может поймать Буратино). Голос работает на «Ой», участвуют два голосовых регистра – высокий и низкий.
Для развития дикции и артикуляции нам очень помогают скороговорки. Но говорить их просто так скучно и неинтересно. Поэтому предлагаем использовать следующие игровые приемы:
1. Говорим скороговорки голосом героев сказок (Буратино, Карабас, Мальвина, Пьеро, Артемон, Карлсон и других).
2. Говорим скороговорки с разной высотой звука: то «сидя на Луне» - высоко, то «находясь под землей» - низко, то постепенно «поднимаясь или снижаясь в лифте» - повышаем высоту звука.
3. Говорим скороговорки тихо или громко, увеличивая или уменьшая громкость. Можно так же при этом формировать навык работы по руке дирижера: дети реагируют на ваши жесты и выполняют задание.
Не забываем так же о навыке отрывания рта:
1. «Машинка заезжает в гараж»
Рот – «гараж» должен открыться так, чтобы в него «въехала машинка» из пальцев, при этом не оцарапав кузов о стенки гаража.
2. Рот открывается так, чтобы в него мог «войти двухкамерный холодильник или жираф».
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
Учимся петь и любить музыку | 65.95 КБ |
Предварительный просмотр:
ФГАОУ ВО «Казанский (Приволжский) Федеральный
университет»
Институт психологии и образования
Приволжский межрегиональный центр повышения
квалификации и профессиональной подготовки
работников образования
Проектная работа
«Учимся петь и любить музыку».
Автор проекта.
Миронова Алевтина Михайловна,
музыкальный руководитель высшей квалификационной категории
МБДОУ «Детский сад №8 комбинированного вида «Дюймовочка»
Казань, 2016
Введение
Каждый ребёнок получает с рождения уникальный дар – голос. Дошкольный возраст – самый благоприятный период для формирования и развития певческого голоса. Занятия пением являются важной составляющей гармоничного развития дошкольника.
В пении успешно формируется весь комплекс музыкальных способностей: эмоциональная отзывчивость на музыку, ладовое чувство, музыкально-слуховые представления, чувство ритма. Пение активизирует умственные способности, развивает эстетические и нравственные представления детей.
Обучение музыке важно для каждого ребенка. Часто приходится слышать от родителей: «А есть ли у моего ребенка музыкальный слух?», «Есть ли у моего ребенка актерские способности?». Увидеть, есть ли у ребенка эти способности можно лишь в процессе обучения, более того, именно в процессе обучения происходит их развитие. Чтобы воспитать всесторонне развитого ребенка необходимо начинать его воспитание еще с рождения. Нам музыкальным руководителям отводится особая роль, так как музыкальная деятельность носит творческих характер, и оказывает влияние на развитие всех сторон. Среди многочисленных средств воздействия на детское сердце - важное место занимает песня. У детей 5-7 летнего возраста достаточно развита речь, они свободно высказывают свои суждения по содержанию песни. Именно поэтому мною был разработан проект «Учимся петь и любить музыку».
«Нет ни искусства без упражнения, ни упражнения без искусства».
Протагор.
Актуальность проекта.
Отечественные композиторы С.Прокофьев, Д.Шостакович, В.Герчик, М.Раухвергер, Е.Теличеева, А.Филиппенко и многие другие создали золотой фонд музыкальных произведений, разнообразных по жанрам, тематике, музыкальной образности для детей.
Музыкальные произведения вызывают у детей определенное отношение к социальным явлениям. Через их содержание дети познают жизнь и труд своего народа, знакомятся с персонажами отечественной истории. В процессе общения с музыкой от ребенка требуется подчинение интересам коллектива – согласованность действий, воспитываются чувство дружбы и товарищества, такие свойства личности как самообладание, выдержка, дисциплинированность, развиваются отзывчивость и инициатива.
Совместное пение охватывает детей переживаниями и требует от них единых усилий.
Педагоги – музыканты накопили большой опыт работы по формированию личности ребенка в процессе обучения пению. Весомый вклад а него внесли такие педагоги, как В.Н.Шацкая, Н.А. Метлов, Л.И.Михайлова, Е.А.Аймазов, А.Д.Войнова, Б.Л.Яровский, Д.Т.Зинич, Н.Д.Орлова, Т.В,Волчанская, С.И.Бекина. В их работах дано теоретическое обоснование системы усвоения певческих навыков, продолжена методика практической работы с детьми разных возрастов, показано влияние певческой, исполнительской деятельности на всестороннее развитие личности ребенка. Пение воспитывает эстетическое восприятие и эстетические чувства, художественно – музыкальный вкус – оценочное отношение к песне. У детей появляются любимые песни, и они поют их в повседневной жизни.
Пение способствует умственному развитию ребенка. Оно расширяет детский кругозор, увеличивает объем знаний об окружающей жизни, событиях, явлениях природы. Данную задачу я вижу во всех современных программах музыкального развития.
Моя музыкально-педагогическая деятельность в детском саду определяется педагогической идеей научить ребёнка петь хорошо, чётко, внятно, с любовью и настроением, а самое главное красиво, с большой самоотдачей.
Формирование певческих навыков – один из наиболее сложных и важных разделов музыкального воспитания детей дошкольного возраста. Обучая малышей вокалу, важно знать, что голосовой аппарат ребёнка хрупкий, нежный, непрерывно растёт в соответствии с развитием всего организма ребёнка. Поэтому необходимо не только владеть методикой обучения пению, но и беречь голос ребёнка, мною были подобраны такие приёмы вокальной техники, которые наиболее эффективно будут способствовать развитию детского голоса. Системная работа позволяет учесть физиологические и вокальные особенности каждого ребёнка, поэтому приоритетным в работе считаю индивидуально-дифференцированный подход к способностям каждого ребёнка.
Опираясь на современные методики и рекомендации известных педагогов, была выстроена собственная система формирования певческих навыков ребенка дошкольного возраста. Для этого были систематизированы и адаптированы к уровню вокальных возможностей дошкольника вокальные упражнения Е.Тиличеевой, Н.Ветлугиной, М. Картушиной, О. Кацер, А. Битус, упражнения на развитие голосового аппарата по системе В.Емельянова и упражнения на развитие напевности Д. Огороднова.
Анализ проблемы.
Основанием для выбора направления работы: «Учимся петь и любить музыку» послужили результаты диагностики в начале 2015 учебного года. Было выявлено 60% детей 5-7 лет имеющих низкий уровень развития вокальных навыков: большинство пели напряженно, интонировали не всегда чисто, вступали не вовремя, нередко замедляли темп. Результаты обследования этих же детей другими специалистами показали, что у некоторых из детей выявлены проблемы со звукопроизношением, также были дети застенчивые, робкие, с замедленной речью и слабой памятью.
Интересы современных дошкольников формируются под воздействием средств массовой коммуникации и общения со сверстниками, что приводит к потреблению музыкальных образцов низкого эстетического качества. В музыкальном окружении наших детей, к сожалению, не находится места шедеврам классического искусства, обладающим большим духовным потенциалом, воспитательными и развивающими возможностями. Современный ребенок зачастую не слышит красивого пения, у него не развивается познавательный интерес к музыке, к музыкальным инструментам.
Как правило, пению детей 5–7 лет присуще форсирование, нарушение мелодичности и напевности звучания, нечеткая дикция.
Причины отсутствия должного вокального развития ребенка кроются в недостатке музыкальной культуры семьи, в издержках сложившейся практики музыкальных занятий.
В своей работе я стремилась воспитать у ребят живой интерес к музыкальному искусству, потребность слушать музыку, желание петь. Игровая технология «Поем, играя!» основана на фонопедическом методе постановки и развития голоса В.В. Емельянова. Определены источники, формы и методы организации вокальной деятельности с дошкольниками в детском саду и дома. Доказана целесообразность применения данного опыта в оздоровлении и охране детского голоса с учетом возрастных особенностей детей дошкольного возраста. Виктор Вадимович Емельянов подчеркивал, что детский певческий голос надо, прежде всего развивать, охранять и тренировать по мере роста детского организма.
В отличие от других методик этот подход позволяет развивать внутреннюю артикуляционную мускулатуру, благодаря чему осуществляется важный для певческой деятельности синтез интонационно-речевого и вокального опыта. В этом случае развитие голоса осуществляется по экологическим критериям: ребенок способен петь громко, звучно и долго без вреда голосу.
Эффективными источниками полноценного развития певческого голоса ребенка, на мой взгляд, выступают формирование регулировочного образа о голосе, приобщение к эталону академического пения, самостоятельная певческая деятельность. Основной формой организации является вокальное занятие. Два раза в неделю по 25–30 минут в игровой форме дети осваивают вокальные приемы. Структура каждого занятия в детском саду должна быть четкой и строго определенной, чтобы выполнить последовательность вокально-речевых упражнений.
Цель. Формирование детского голосового аппарата, песенных и исполнительских навыков детей, совершенствование певческого голоса и вокально – слуховой координации.
Задачи.
1. Обучать способам певческих умений (естественность, звуковедение, дикция, интонирование, дыхание).
2. Учить элементарной технике певческого исполнительства (пение с солистом, по подгруппам, по фразам).
3.Развивать эмоциональную отзывчивость у детей на песни различного характера.
4. Воспитывать у детей любовь и интерес к певческой деятельности.
5. Расширять музыкальный кругозор и представление об окружающем мире.
6. Охранять и беречь голос ребёнка.
Условия реализации задач.
-Учёт физиологических особенностей детского голоса.
-Включение в занятия комплекса мероприятий, направленных на формирование устойчивого интереса детей к певческой деятельности, знаний о хоровом исполнительстве и особенностях голосового аппарата.
-Использование на занятиях новых методических разработок известных педагогов ( комплекс упражнений, построенных на адаптированной системе В.В. Емельянова «Фонопедический метод развития голоса», различные вокальные упражнения авторов М.Ю. Картушиной , Е. Тиличеевой и др., применение элементов «Игровой методики обучения детей пению» О.В.Кацер при знакомстве с песней и ее разучивании).
-Систематическая, планомерная работа по совершенствованию навыков.
Целевая группа проекта: воспитанники старшей группы, музыкальный руководитель, воспитатели, родители.
Объект исследования - развитие певческих способностей детей старшего дошкольного возраста
Предмет исследования – вокальные упражнения как способ формирования певческих навыков у детей старшего дошкольного возраста.
Гипотеза - развитие певческих навыков дошкольников будет более эффективным при использовании нетрадиционных технологий в музыкальной деятельности.
Проектное решение.
Интеграция образовательных областей.
«Познавательное развитие», «Социально-коммуникативное развитие», «Художественно-эстетическое развитие», « Речевое развитие»;
Методы и приёмы.
Наглядные, словесные, практические
Концентрический метод, метод мысленного пения,
Фонетический метод, метод сравнительного анализа
Объяснительно – иллюстративный метод в сочетании с репродуктивным.
Наглядный метод: показ музыкальных сказок, видеоклипов с сольными исполнениями, просмотр видео - записей детских вокальных фестивалей, личное исполнение и показ.
Словесный метод: беседы о прослушанных произведениях, характере песен.
Игровой метод: музыкально-дидактические, творческие, музыкальные, сюжетно-ролевые, имитационные, подвижные игры.
Практический метод: эксперимент, наблюдение, исследование, решение проблемных ситуаций.
Формы реализации проекта:
-интегрированные занятия с использованием всех видов музыкальной деятельности;
-семейные праздники и конкурсы;
-слушание песен в режиме дня «минутки музыки»;
-деятельность совместно с родителями;
-работа с методической литературой;
-выполнение творческих заданий;
-прослушивание музыки и песен;
-посещение музыкальных спектаклей и театров;
-подготовка развивающей среды;
-анкетирование родителей;
-выступление детей на разных уровнях.
Новизна данного проекта в следующем:
-использование современных разработок и методик (игровая технология «Поем, играя!» основана на фонопедическом методе постановки и развития голоса В.В. Емельянова, «Игровая методика обучения детей пению» О.В.Кацер, методика Джона Бина «Волшебная дудочка»);
-родители, воспитатели – соавторы;
-вовлечение зрительской аудитории, как катализатора и стимулирующего компонента;
-оснащение развивающей среды, через работу со спонсорами;
-многофункциональное использование мультимедийной техники;
При реализации проекта были использованы следующие методики, технологии, методические пособия:
- Технология проблемно - развивающего обучения.
- Здоровье - сберегающие технологии для детей.
- Использование элементов педагогики К.Орфа, педагогов-новаторов: В. Емельянова, М. Картушиной, Д. Огороднова и др.
Сроки реализации проекта долгосрочный (сентябрь -май).
Этапы реализации проекта
1. Подготовительный (сентябрь 2016г.)
2. Основной (с октября 2016г. по апрель 2017 г.)
3. Заключительный (май 2017 г.)
Программа проектных мероприятий
ЭТАПЫ ПЕДАГОГИЧЕСКОЙ ТЕХНОЛОГИИ |
I этап (чувствуем и познаём) Направлен на способность детей к подражанию, которое ярко выражено в дошкольном детстве, даём возможность прислушаться к своему голосу, почувствовать его возможности |
II этап(певучесть и интонирование) Направлен на развитие певческой интонации, здесь важно применять, игровые способы формирования координации слуха, и теперь уже певческого голоса. |
III этап (певческие умения) Направлен на работу над песней, и является процессом длительным и интересным. Для поддержания этого интереса также используются игровые задания и методы. |
Этапы | ОСНОВНЫЕ ЦЕЛЕВЫЕ ОРИЕНТИРЫ | ОСНОВНЫЕ НАПРАВЛЕНИЯ РАБОТЫ |
1. |
|
|
2. |
|
|
3. |
|
|
Проектные технологии.
Технология | Автор метода | Непосредственно деятельность |
Фонопедический метод. | В.В.Емельянов | Использование доступных упражнений адаптированных к особенностям детского восприятия и физиологическим возможностям голосового аппарата дошкольников, Освоение элементарных навыков управления голосовым аппаратом основанных на общих закономерностях голосообразования. (Например, «Сказка о язычке» может быть различного содержания и включать в себя разнообразные сочетания упражнений, в зависимости от поставленных задач вокальной работы.) |
Вокальные упражнения. | М.Ю. Картушина | Певческая установка (положение, которое должен принять вокалист перед началом пения). |
Игровая методика. | О.В.Кацер | Игровые варианты показа песни. |
Поэтапная работа формирования вокально – хоровых навыков.
На этапе формирования вокально – хоровых навыков в работу включаются одновременно почти все элементы вокально – хоровой техники, а в последующие периоды они углубляются. Их последовательность и постепенность выглядит следующим образом.
Выработка напевности звучания.
Развитие тембровых качеств.
Работа над дикцией.
Работа над интонированием.
Выстраивание пения в унисон.
Формирование навыков ансамбля и строя.
Работа над песней (Приложение №4).
Структура занятия.
Работу на занятиях вести постоянно. Вокальные упражнения включать в разделы: пение и музыкальные игры, музыкально – дидактические игры, слушание музыки.
Музыкальные занятия по обучению вокально – хоровым навыкам планирую по следующей структуре:
1 Вокально – двигательная гимнастика.
2 Танцы с пением.
3 Упражнение на развитие дыхания.
4 Вокально – хоровые движения.
5 Артикуляционная гимнастика.
6 Дикционная разминка.
7 Речевые и ритмические игры.
8 Песни.
9 Музыкальные пальчиковые игры или вокализация при слушании музыки.
10 Музыкальные игры с пением.
Основные трудности при составлении структуры занятия – это правильно распределить нагрузку на голосовой аппарат ребенка; сделать занятие ярим, интересным.
В своей работе использую общепринятые методы вокальной педагогики.
Концентрический метод.
Метод обучения направлен на формирование вокальных навыков.
Фонетический метод
Метод направлен на настройку певческого голоса на правильное звукообразование, а так же на его исправление. Метод применяется в упражнениях и на этапе разучивания песенного материала для выравнивания звучания голоса.
Объяснительно – иллюстративный метод в сочетании с репродуктивным.
Педагог дает вокальный показ, дети, подражая, воспроизводят.
Метод мысленного пения.
Активизирует слуховое внимание, направленное на восприятие и запоминание звукового эталона для подражания. Метод учит внутренней сосредоточенности, предохраняет голос от переутомления, направлен на развитие музыкально – слуховых представлений.
Метод сравнительного анализа
Сравнивания различные образы звучания голоса, дети учатся отличать правильное звукообразование и неправильное. Дети учатся оценивать собственное исполнение, формируется навык самоконтроля.
План реализации проекта.
Задачи | мероприятия | сроки | ответственный |
Работа с детьми | |||
Систематизировать работу по развитию певческой деятельности воспитанников и формированию вокальных навыков. | Разработка программы проектных мероприятий. | 1-2 недели сентября. 3-4 неделя сентября. Сентябрь. | Музыкальный руководитель. Старший воспитатель. |
Выбор проектных технологий. | |||
Подбор игр и упражнений, создание картотеки с их описанием. | |||
Определить актуальный уровень и зону ближайшего развития певческой деятельности детей. | Проведение диагностики. | Начало учебного года, середина и конец учебного года. | Воспитатель, музыкальный руководитель. |
Формировать у детей навыки чувствовать и познавать свой голос как инструмент. | Организация 1 этапа
| 2 раза в неделю, в соответствии с сеткой занятий и планом работы. | Музыкальный руководитель. |
Развивать у детей певучесть и чистое интонирование. | Организация 2 этапа основного направления работы. | 2 раза в неделю, в соответствии с сеткой занятий и планом работы. | Музыкальный руководитель. |
Формировать певческие умения при работе над песней через игровые ситуации | Организация 3 этапа основного направления работы. | 2 раза в неделю, в соответствии с сеткой занятий и планом работы. | Музыкальный руководитель. |
Формировать положительный эмоциональный опыт через общение детей и родителей в ходе совместной деятельности. | Организация совместных мероприятий с родителями в рамках заседаний семейного клуба: ( по плану ДОУ и клуба) | Ноябрь, Январь, Март, Май. | Воспитатель, музыкальный руководитель, специалисты. |
Создание условий для самореализации. | Индивидуальная работа с детьми, испытывающими затруднения. Вне занятий. | По необходимости по итогам мониторинга. | Музыкальный руководитель. |
Проанализировать работу за год, выводы и план на будущее. | Итоговое мероприятие «Праздник песни не кончается». | Май. | Воспитатель, музыкальный руководитель, специалисты. |
Работа с родителями и специалистами. | |||
Актуализировать проблему формирования и развития певческих навыков. | Оформление наглядной информации «Умеет ли ваш ребёнок петь», «Музыкальный ребёнок» и др. | Октябрь. | Музыкальный руководитель. |
Сформировать у родителей представление о вокальных способностях своего ребёнка. | Открытое занятие и мастер класс «Чтобы песенка звучала». | 1-ая неделя октября.. | Музыкальный руководитель. Воспитатель. |
Содействовать осознанию родителями необходимости беречь голосовой аппарат ребёнка. | Выступление на общем собрании ДОУ «Здоровьесбережение и детский голос». | Ноябрь. | Музыкальный руководитель. Врач ДОУ. |
Популяризировать деятельность семейного клуба. | Организация работы семейного клуба. Создание инициативной группы родителей. | В течение года. | Воспитатель, музыкальный руководитель, специалисты. |
Формировать рефлексивные умения, положительный эмоциональный опыт через общение детей и родителей в ходе совместных занятий. Проанализировать работу. | Итоговое мероприятие. Вокальный конкурс для детей старшего дошкольного возраста «Поющий соловей ДОУ «Дюймовочка». | Май. | Воспитатель, музыкальный руководитель, специалисты, администрация ДОУ. |
Бюджет проекта
Статья расходов | Источник финансирования | Объем собственных средств (руб.) | Объем запрашиваемых средств (руб.) |
Экран | ДОУ | 1100 | |
Медиапроектор | ДОУ | 14300 | |
Ноутбук | ДОУ | 21000 | |
Музыкальный центр | ДОУ | 6000 | |
Фортепиано | ДОУ | 7000 | |
Оформление стендов кабинета | Спонсорская помощь | 3500 | |
Стойка для микрофона | ДОУ | 2000 | |
Итого | 34000 |
Ожидаемые результаты реализации проекта
-создание системы работы по развитию певческих навыков;
- появление интереса к исполнительству;
-раскрытие творческого потенциала, артистизма;
-развитие навыков вокально- хорового пения (исполнение одноголосых произведений, пение а саpella в унисон, правильное распределение дыхания в длинной фразе, использование цепного дыхания),
-развитие эмоциональной отзывчивости на музыкальные произведения, исполненные в рамках проекта;
-улучшение музыкального вкуса у детей и повышение уровня педагогической грамотности у родителей, в результате ознакомления с лучшими образцами музыкальных произведений для детей и юношества;
-расширение музыкального кругозора и представления об окружающем мире,
-повышение статуса ребёнка среди сверстников.
Заключение
Использование программ и технологий О.П. Радыновой, О.В. Кацер, Т.А. Боровик, Г.А. Струве, В.В. Емельянова обогатило мой собственный педагогический опыт и явилось эффективным средством развития, как певческих способностей детей, так и здоровьесбережения. Наблюдая за результатами своей работы, анализируя их, прихожу к выводу, что не зря выбрала эту тему. Итоги подводить ещё рано. Проектная работа только на самой середине. Но уже сейчас можно сказать, что дети стали лучше петь, они с большим удовольствием и желанием занимаются, им очень нравится выступать на всех праздниках. Не собираюсь останавливаться на достигнутом. Считаю внедряемую работу необходимой составляющей всей программы развития нашего ДОУ.
Литература
1. А.Ф. Битус, «Певческая азбука ребенка». Минск: ТетраСистемс, 2007.
2.Т.А. Боровик. Ти-ти та и ди-ли-дон. Игровая теория музыки для детей 4-6 лет. - Минск, Пара Ла Оро, 2008 г.
3. Г.В. Волкова. «Логопедическая ритмика». М., Владос, 2002.
4. Н.А. Ветлугина, И.Л. Дзержинская , Л.Н. Комиссарова. Музыкальные занятия в детском саду.- М., Просвещение, 1984 г.
5. Г.Ф. Вихарева. Веселинка.- Санкт-Петербург, Детство-Пресс, 2002 г.
6.Д. Демченко “Вокальные игры с детьми” – М., 2000.
7.В.В.Емельянов Развитие голоса. Координация и тренаж, СПб, 1997.
8.М.Б. Зацепина. Музыкальное воспитание в детском саду.-М., Мозаика-синтез, 2005 г.
9.О.В. Кацер. Игровая методика обучения детей пению.- Санкт-Петербург, Музыкальная палитра, 2005 г.
10.Журналы «Музыкальный руководитель» № 3, 5- 2004 г. , 3, 5 -2005 г, 5 - 2007 г.- М., ООО «Издательский дом «Воспитание дошкольника»
11.Т.М. Орлова, С.И. Бекина. Учите детей петь.- М., Просвещение, 1987 г.
12. Д.Огороднова
13. О. П. Радынова. Музыкальные шедевры.- М., Издательство ГНОМ и Д, 2000 г.
14. К. Тарасова, статья «К постановке детского голоса» // «Музыкальный руководитель» №1-2005г., с.2
15. Е. Тиличеева
Материалы Интернет-ресурсов:
1. www.cronao.ru/aktualnyj-pedagogicheskij-opyt/doshkolnoe-obrazovanie
2. www.ipkrs.bsu.edu/sourse/metod_sluzva/teacher/op08/apo_08/kirichenko.pdf
3. www.rudocs.exdat.com/docs/index-333705.html
4. www.dslivenka6.gvarono.ru/metod/rubanova-oi/vokal_krujok-otchet.pdf
5. www.festival.1september.ru/articles/604265/
Приложение 1
Диагностика изучения начального уровня развития детского голоса | ||
№ | Показатели | Критерии оценки |
1. | Особенности тембра | «В» - голос звонкий; «С» -нет ярко выраженного тембра, но старается петь выразительно; «Н» - в голосе слышен сип и хрип, голос тусклый не выразительный; |
2. | Сила звука | «В» - голос сильный; «С» - голос не очень сильный, но ребёнок может петь не очень долго достаточно громко; «Н» - голос слабый; |
3. | Певческий диапазон | «В» - диапазон шире по сравнению с нормой; «С» -диапазон в пределах возрастной нормы; «Н» - диапазон в пределах 2-4- звуков; |
4. | Продолжительность дыхания | «В» - более 17 сек. «С» - 15-17сек. «Н» - менее 15 сек. |
5. | Задержка дыхания на вдохе | «В» - более 18 сек. «С» - 16-18 сек. «Н» - менее 16 сек. |
6. | Музыкально – слуховые представления | «В» - пение малознакомой попевки с сопровождением после 1-2 прослушиваний; «С» - пение малознакомой попевки с сопровождением после 3-4 прослушиваний; «Н» - неумение пропеть незнакомую мелодию – попевку с сопровождение после многократного повторения; |
7. | Различение звуков по высоте | «В» - различение звуков в пределах квинты, сексты; «С» -различение звуков по высоте в пределах септимы, октавы; «Н» - не различает звуки по высоте. |
Диагностика
по методике Анисимова В.П. для выявления уровня певческих навыков.
Задание 1. Сначала дети находят вокальные интонации: поют, называя свое имя или различные переклички. "Таня, где ты?" - "Я здесь". - "Как тебя зовут?" - "Марина" и т.д.
Задание 2. Спеть несколько знакомых песен (2-3) в сопровождении инструмента. При этом отмечается качество пения, характер звучания, чистота вокальной интонации.
Задание 3. Уровень индивидуального певческого развития каждого ребенка проверяют путем пения по музыкальным фразам («цепочкой»), кроме того, этот прием способствует формированию у детей правильного дыхания.
Задание 4. Спеть несложную песню без сопровождения, чтобы выяснить, может ли ребенок правильно петь без поддержки взрослого.
Задание 5. Спеть распевку в двух разных тональностях; проследить, умеет ли ребенок "настроиться".
Задание 6. Сочинить музыкальный "ответ" (педагог поет: "Как тебя зовут?" Ребенок отвечает: "Свет-ла-на").
Задание 7. Определить исполненные поочередно высокие и низкие звуки (в пределах квинты).
Задание 8. Ответить, - кто спел правильно.
Задание 9. Выяснить, какие песни из пройденного репертуара ребенок помнит и может их петь с сопровождением и без сопровождения инструмента.
Задание 10. Петь звукоподражания (поет маленькая и большая кукушка, мяукает котенок и кошка).
Приложение 2.
Блоки упражнений по методике В.В. Емельянова
Первый блок. Дыхательная гимнастика
Для развития навыков правильного певческого дыхания полезно провести упражнения для работы диафрагмы во время вдоха и выдоха («Затяни ремешок», «Надуваем шины», «Месим тесто», «Мячик»). Важно научить ребенка выполнять задержание воздуха в проговаривании скороговорок, выполняя вдох через нос, а выдох через рот, ощущая как работает диафрагма.
Комплекс дыхательной гимнастики
Упражнение НАСОС
Поставить руки замком на область диафрагмы, выполнить вдох носом, ощутить растягивание диафрагмы, выдохнуть:
- медленно – «большой насос»;
- резко коротко – «маленький насос», ощутить сжатие диафрагмы (повторить 4 раза)
Упражнение НЮХАЕМ ЦВЕТОК
Вдох носом, задержать дыхание и медленно выдыхать (повторить 4 раза)
Упражнение ГРЕЕМ РУКИ
Подставить ладони к лицу, выполнить глубокий вдох носом, широко открыть рот и выдыхать медленно на ладони теплым воздухом.
Упражнение РЕМЕШОК
Поставить руки на пояс, выполнить вдох носом, ощутить растягивание диафрагмы, выдохнуть, ощутить сжатие диафрагмы.
Упражнение МЯЧИКИ
Выполнить вдох носом, рассмотреть растягивание диафрагмы, выдыхать ритмично, регулируя взглядом работу мышцы до 8 раз за выдох.
Упражнение ЗМЕЯ
Вдох носом, челюсти сжать, издавать шипение на долгом выдохе.
Упражнение СВЕЧИ
Вдох носом, широко открыть рот, сделать 4 резких выдоха на звуке «Х», как будто тушим свечи (повторить 4 раза).
Упражнение ПУТЕШЕСТВИЕ КИСЛОРОДИКА
- Зажать правую ноздрю указательным пальцем, сделать вдох левой ноздрей, выдохнуть через рот (повторить 4 раза).
- Зажать левую ноздрю, сделать вдох правой ноздрей, выдохнуть через рот (повторить 4 раза).
- Вдох носом – выдох ртом.
- Вдох через рот – выдох через нос
Упражнение ТРИДЦАТЬ ТРИ ЕГОРКИ
Руки на пояс, вдох носом, на выдохе проговорить скороговорку, у кого сколько Егорок? Кто больше? С каждым разом постепенно увеличивать объем текста и скорость.
Второй блок. Артикуляционная гимнастика
Взрослому необходимо отслеживать правильно открытый рот, свободно опускающуюся челюсть, активные губы и язык, четко артикулирующие звук. Педагог сам активно участвует в показе упражнений, которые проводятся не менее четырех раз в разном темпе по схеме: язык – губы –челюсти. Исполнение упражнений обязательно контролируются зеркалом.
Третий блок. Массаж мышц лица и шеи
Массаж способствует разогреву мышц для пения. Все движения выполняются пальцами рук сверху вниз по четыре раза в одном темпе в последовательности: лоб скулы – гортань.
Четвертый блок. Интонационно-фонетические упражнения
Для развития голоса все приемы строятся в следующей последовательности:
- атака гласных звуков (А-О-У-Э-Ы-И), согласных (шипящие, сонорные, глухие);
- пение в разных регистрах (фальцетный, грудной-шумовой, свистковый);
- преодоление межрегистрового порога (ведение звука вниз-вверх).
Начинать разучивать каждый последующий прием можно только после хорошо освоенного предыдущего и в медленном темпе, объясняя при этом ребенку механизм вокально-речевого действия.
Пятый блок. Голосовые сигналы доречевой коммуникации
Для того чтобы ребенок контролировал собственное пение, мог развивать певческие способности и силу голоса, можно
предложить ему издавать звуки неречевого характера, спонтанно организуемые во времени и по высоте: «Крик чаек»,
«Крик радости в считалке», визг, «Огни самолета».
Шестой блок. Вокализы
Пение простых мотивов и песенок со словами и без слов развивает голос в физиологическом и эстетическом отношении.
Приложение №3
Игры на формирование певческих навыков.
Правильно берём дыхание (активный, быстрый, бесшумный вдох носом, длительный выдох ртом):
1.«Ах, какой аромат!»
Мы стоим на полянке, видим перед собой цветочек, срываем его и коротко, но глубоко вдыхаем его аромат. Необходимо следить, чтобы дети вдыхали носом, а выдыхали ртом.
2. «Береги огонь!».
Берем свечку, дуем на пламя тихо и медленно, чтобы она не погасла. У кого получится дольше всех дуть на свечу, и не потушить ее при этом, тот победил.
3. «Надуваем шарик!»
Ставим руки возле губ – это импровизированный шарик. Делаем вдох и медленно вдыхаем его в «шарик» (дуть надо очень осторожно, чтобы «шарик не лопнул»). У кого получится дуть дольше всех, а соответственно и надуть больший шарик, тот молодец. Это упражнение также способствует формированию короткого и глубокого вдоха.
4. «Шарик лопнул»!
Встать ровно, в руках (между ладоней) держать воображаемый шарик. Затем в шарике образуется маленькая дырочка. На звук «с-с-с-с» шарик медленно сдувается. Задача воспитанников – максимально экономить выдох, постепенно приближая ладони друг к другу (шарик уменьшается).
5. «Аквалангисты!»
Представили себя в бассейне. «Нырнули под воду» (вдох носом, и сразу же его зажать пальцами, присесть на корточки), и потихоньку выдыхаем, у кого дыхание закончилась – «всплывает» (встает на ноги).
Игры для формирования протяжного, напевного звучания голоса:
1. «Нарисуй мелодию!»
Рисовать кисточкой мелодию песни (нарисовать голосом как кисточкой сюжет) одним широким мазком, не «отрывая кисточки от холста».
2. Песенка – это ниточка, она должна тянуться без узелков, ровно-ровно. Для мальчишек: песенка – это дорога, по которой мы едем на хорошей машине; дорога гладкая, без кочек, а машина хорошая – не глохнет на каждом шагу, а едет ровно.
3. «Игра с мячом»
Поем, и одновременно катаем по столу мячик, стараемся петь так же ровно и протяжно, как катится мячик. Для формирования навыка отрывистого пения мячик можно подбрасывать, и петь так же упруго и отрывисто. Как прыгает мячик.
Особое место в наших занятиях занимает формирование навыка фальцетного пения. Фальцетное пение – самое естественное, фонопедически правильное для детского голоса.
Игровые приемы для выхода в фальцет:
1. Толкаем машину – руки перед собой, одна ладошка на другой, с вибрацией губами «отталкиваем машину от себя» (при каждом выталкивании звук переходит из нижнего регистра в верхний).
2. Едем на машине – «руль» взяли в руки, поворачиваем, наезжаем на кочки, скатываемся и поднимаемся в горку – вибрация губами с разной звуковысотностью.
3. «Буратино и Карабас». Одна рука вверх (Это буратино, который сидит на дереве и боится Карабас), другая вниз (это Карабас, который стоит под деревом и не может поймать Буратино). Голос работает на «Ой», участвуют два голосовых регистра – высокий и низкий.
Для развития дикции и артикуляции нам очень помогают скороговорки. Но говорить их просто так скучно и неинтересно. Поэтому предлагаем использовать следующие игровые приемы:
1. Говорим скороговорки голосом героев сказок (Буратино, Карабас, Мальвина, Пьеро, Артемон. Карлсон и других).
2. Говорим скороговорки с разной звуковысотностью: то «сидя на Луне» - высоко, то «находясь под землей» - низко, то постепенно «поднимаясь или снижаясь в лифте» - повышаем высоту звука.
3. Говорим скороговорки тихо или громко, увеличивая или уменьшая громкость. Можно так же при этом формировать навык работы по руке дирижера: дети реагируют на ваши жесты и выполняют задание.
Не забываем так же о навыке отрывания рта:
1. «Машинка заезжает в гараж»
Рот – «гараж» должен открыться так, чтобы в него «въехала машинка» из пальцев, при этом не оцарапав кузов о стенки гаража.
2. Рот открывается так, чтобы в него мог «войти двухкамерный холодильник или жираф».
Приложение №4
Работу над песней проводить в течение 7 – 8 занятий в 5 этапов.
1.Разучивание песни.
Для скорого запоминания текста и мелодии применяю выше перечисленные игровые приемы по методике О.В.Кацер.
2.Закрепление текста.
Варьировать работу позволяет применение следующих приемов:
- проговаривание текста в ритме песни негромко или шепотом.
- беззвучная активная артикуляция при мысленном пении с опорой на
внешнее звучание.
- пение эхом, когда фразу поет педагог, а затем повторяют дети.
- игра «я и вы», основанная на перемежающемся пении, когда несколько
тактов поет педагог, а после сигнала песню подхватывают дети.
3. Работа над качеством исполнения проводится при помощи следующих приемов:
- пение на звук «у» для выравнивания унисона,
- пение a capella для внимательного слушания своей интонации,
- пропевание сложных элементов со словами или вокализации,
- моделирование высоты звука рукой, схемой,
- прием «Уши – назад» (по В.В. Емельянову),
- игра «Хлопки" дети поют песню все, по хлопку, пение мысленно,
- использование детских музыкальных инструментов.
- похлопывание с пением или ритмичным проговариванием текста,
- игра «Узнай песню по ритму»,
- пение с ритмическим аккомпанементом,
- пение мелодии на слог «лю» выравнивания тембровое звучание,
- пение по фразам,
4. Закрепление песни.
Требуется вариативность заданий при повторении за счет способа звуковедения, динамики, тембра, эмоциональной выразительности:
- пение по подгруппам
- игра «Спрячем мелодию»
- сольное пение
- пение с движением
- инсценирование песни
- соревнования «Мальчики и девочки»
5. Концертное исполнение.
Каждая песня требует своего сценического воплощения. Этот этап работы с песней детям наиболее любим.