Перспективное планирование занятий по нетрадиционным художественно – графическим техникам рисования в младшей группе.
Сентябрь.
Тема занятия | Техника | Программное содержание | Оборудование |
1.«Мой любимый дождик». | Рисование пальчиками | Познакомить с нетрадиционной изобразительной техникой – рисование пальчикам. Показать приемы получения точек и коротких линий. Учить рисовать дождик из тучек, передавая его характер (мелкий капелькам, сильный ливень), используя точку и линию как средство выразительности. | Два листа светло-серого цвета с наклеенными тучками разной величины. Синяя гуашь в мисочках, салфетки, зонтик для игры, иллюстрации и эскизы. |
2. «Веселые мухоморы» (1-е занятие). | Рисование пальчиками | Продолжать знакомить с нетрадиционной изобразительной техникой – рисование пальчикам. Учить наносить ритмично точки на всю поверхность бумаги. Закрепить умение ровно закрашивать шляпки гриба, окунать кисть в краску по мере необходимости, хорошо её промывать. | Вырезанные из белой бумаги мухоморы различной формы; алая, малиновая и оранжевая гуашь; кисти; мисочки с белой гуашью; салфетки; иллюстрации мухоморов. |
3.«Веселые мухоморы» (2-е занятие). | Рисование пальчиками | Учить рисовать травку пальчиками (или кисточками). Учить украшать работу сухими листьями, прививать навыки наклеивания (создание элементарного коллажа). | С предыдущего занятия + сухие листья |
4. По замыслу. | Различные. | Совершенствовать умения и навыки в свободном экспериментировании с материалами, необходимыми для работы в нетрадиционной изобразительной технике. | Всё имеющиеся в наличии. |
Октябрь.
Тема занятия | Техника | Программное содержание | Оборудование |
1. «Ягоды и яблочки». | Оттиск пробкой, печатки из картофеля (круги различной величины). | Познакомить с техникой печатания пробкой, паралоновым тампонам, печаткой из картофеля. Показать приёмы получения отпечатка. Учить рисовать яблоки и ягоды, рассыпанные на тарелке, используя контраст размера и цвета. По желанию можно использовать рисование пальчиками. Развивать чувство композиции. | Круг из тонированной бумаги, гуашь в мисочках желтого, красного, фиолетового, зеленого цветов; различные печатки; салфетки; ягоды и яблоки натуральные или муляжи. |
2. «Моя любимая чашка». | Оттиск пробкой, печатки из картофеля (круги различной величины), рисование пальчиками. | Закрепить умение украшать простые по форме предметы, нанося рисунок по возможности равномерно на всю поверхность бумаги. Упражнять в технике печатанья. | Вырезанные из бумаги чашки разной формы и величины, разноцветная гуашь в мисочках, различные печатки, салфетки, выставка посуды. |
3. «Желтые листья летят». | Рисование с использованием приёма – примакивание. | Учить правильно держать кисточку, снимать лишнюю краску о край баночки; изображать листочки, прикладывая кисть всем ворсом к бумаге. Учить узнавать и правильно называть желтый цвет. Развивать эстетическое восприятие. | Бумага размером половина альбомного листа; гуашь желтая. |
4. «Рябинка». | Рисование пальчиками. | Учить рисовать на ветке ягодки (пальчиками) и листочки (примакиванием). Закрепить данные приемы рисования. Развивать цветовосприятие, чувство композиции.
| Квадратный лист бумаги с нарисованной веточкой; зеленая и желтая гуашь; кисти; оранжевая и красная гуашь в мисочках; салфетки; ветка рябины. |
Ноябрь.
Тема занятия | Техника | Программное содержание | Оборудование |
1. «Птички клюют ягоды». | Рисование пальчиками, оттиск пробкой | Учить рисовать, упражнять в технике рисования пальчиками и печатания пробкой (выполнение ягод различной величины и цвета). Закрепить навыки рисования. Развивать чувство композиции. | Половина альбомного листа различных цветов; коричневая гуашь; кисть; гуашь красного, оранжевого цветов в мисочках; пробки; рисунки книг. |
2. «Нарисуем воду в аквариуме с рыбкам». | Рисование гуашью по восковым мелкам | Упражнять детей в сплошном закрашивании плоскости листа бумаги путем нанесения размашистых мазков. Учить своевременно насыщать ворс кисти краской. Не допускать того, чтобы дети тёрли кистью по бумаге. Способствовать возникновению у детей чувства радости от полученного результата. | Листы бумаги с изображением рыбок, нарисованных педагогом цветными восковыми мелками. |
3. «Солнышко лучистое, почему ты стало часто прятаться?» | Оттиск печатками из картофеля | Упражнять в технике печатания. Закрепить понятие «лучик», применяя технику печатания. Развивать цветовосприятие. | Индивидуальный мост с жёлтым кругом в середине; красная, желтая, оранжевая, малиновая гуашь в мисочках; рисунки с изображением солнца. |
4. «Моё любимое домашнее животное». | Тычок жесткой полусухой кистью. | Познакомить с техникой рисования -тычок жесткой полусухой кистью, учить имитировать шерсть животного, т.е. используя создаваемую тычком фактуру как средство выразительности. Учить наносить рисунок по всей поверхности бумаги. | Вырезанные из бумаги фигурки домашних животных (котенок, щенок, кролик); жесткая кисть; гуашь черного, коричневого, серого цветов; иллюстрации с изображением домашних животных. |
Декабрь.
Тема занятия | Техника | Программное содержание | Оборудование |
1. «Маленькой ёлочке холодно зимой» | Рисование пальчиками, оттиск пробкой. | Закрепить умение рисовать пальчиками. Учить наносить отпечатки по всей поверхности листа (снежинки, снежные комочки). Учить рисовать ёлочку. | Тонированный лист бумаги (синий, фиолетовый); зеленая гуашь; кисть; белая гуашь в мисочке; салфетки; образцы ёлочек. |
2. «Мои рукавички» | Оттиск печатками из картофеля, пробкой, рисование пальчиками. | Упражнять в технике печатания. Закрепить умение украшать предмет, нанося рисунок по возможности равномерно на всю поверхность. | Вырезанные из бумаги рукавички разных форм и размеров; печатки; гуашь в мисочках; выставка – рукавичка; салфетки. |
3. «Шарики или другие украшения для ёлки» | Рисование гуашью кисточкой. | Учить детей изображать округлые формы и знакомые ёлочные игрушки доступными им средствами выразительности. Вызвать у детей радостные воспоминания, связанные с новогодним праздником. | Листы бумаги, линиями сгиба поделены на квадраты; гуашь различных цветов. |
4. «Мы рисуем что хотим» | Различные. | Совершенствовать умения и навыки в свободном экспериментировании с материалами, необходимыми для работы в нетрадиционных изобразительных техниках. | Всё имеющееся в наличии каждого ребенка. |
Январь.
Тема занятия | Техника | Программное содержание | Оборудование |
1. «Ёлочка пушистая, нарядная». | Тычок жесткой полусухой кистью, рисование пальчиками. | Упражнять в технике рисования тычком жесткой полусухой кистью. Продолжать учить использовать такое средство выразительности, как фактура. Закрепить умение украшать рисунок, используя рисование пальчиками. | Маленькая ёлочка, вырезанная из плотной бумаги; зеленая гуашь; жесткая кисть; гуашь красного и оранжевого цвета в мисочках; салфетка. |
2. «Весёлый снеговик». | Тычок жесткой полусухой кистью. | Упражнять в технике рисования - тычком жесткой полусухой кистью. Продолжать учить использовать такое средство выразительности, как фактура. | Вырезанный из бумаги снеговик серого или голубого цвета; белая гуашь; жесткая кисть; красный и черный маркер; ватман, тонированный тёмным цветом. |
3. «Прочный забор». | Рисование гуашью кисточкой. | Упражнять детей в рисовании прямых вертикальных линий. Побуждать детей создавать изображения на основе игровой мотивации: нарисовать прочный красивый забор для зайчат или других игрушек, которые нуждаются в их помощи и защите. | Половина листа плотной бумаги, разрезанного вдоль ; гуашь; игрушки; ножницы для воспитателя. |
4. «Мы рисуем, что хотим». | Различные. | Совершенствовать умения и навыки в свободном экспериментировании с материалами, необходимыми для работы в нетрадиционных изобразительных техниках. | Всё имеющееся в наличии. |
Февраль.
Тема занятия | Техника | Программное содержание | Оборудование |
1. «Моё любимое дерево». | Сангина, уголь (по желанию). | Закрепить умения рисовать деревья сангиной или углём. Упражнять в рисовании прямых линий со средним нажатием на палочку сангины или угля ( чтобы линия была видна хорошо и чтобы мелок не сломался). | Листы бумаги; сангина; уголь; иллюстрации и эскизы. |
2. «Цветочек для папы». | Оттиск печатками из картофеля. | Упражнять в рисовании с помощью печаток. Закрепить умение дорисовывать у полураспустившихся цветов стебельки и листочки. Развивать чувство композиции. | Открытка для папы: на лицевой стороне аппликация, на развороте – место для рисунка; печатки в форме цветов; гуашь разного цвета; кисти. |
3. «Моё любимое животное из сказок». | Тычок жесткой полусухой кистью. | Упражнять в технике тычка полусухой жёсткой кистью. Продолжать учить детей использовать такое средство выразительности, как фактура. | Ватман; гуашь различных цветов; кисти. |
4. «Мы рисуем, что хотим». | Различные. | Совершенствовать умения и навыки в свободном экспериментировании с материалами, необходимыми для работы в нетрадиционных изобразительных техниках. | Всё имеющееся в наличии. |
Март.
Тема занятия | Техника | Программное содержание | Оборудование |
1. «Мимоза для мамы». | Рисование пальчиками | Упражнять в рисовании пальчиками, скатывании шариков из салфеток. Развивать чувство композиции. | Открытка из цветной бумаги с нарисованной веточкой, вырезанные листья мимозы, салфетки 4х4, гуашь желтая в мисочках, клей, кисти. |
2. «Солнышко». | Рисование ладошками | Познакомить с техникой печатания ладошками. Учить наносить быстро краску и делать отпечатки – лучики для солнышка. Развивать цветовосприятие. | Лист ватмана с нарисованным посередине желтым кругом, гуашь алого, оранжевого, желтого, малинового цветов, кисти, пластмассовые блюдца для краски. |
3. «Божьи коровки на лужайке». | Рисование пальчиками | Упражнять в рисовании пальчиками. Закрепить умение равномерно наносить точки на всю поверхность предмета, рисовать травку различных оттенков (индивидуальная деятельность). | Вырезанные и раскрашенные божьи коровки без точек на спинках, ватман, салфетки, бумага светло- и темно – зеленого цветов, черная гуашь в мисочках. |
4. «Мы рисуем, что хотим». | Различные. | Совершенствовать умения и навыки в свободном экспериментировании с материалами, необходимыми для работы в нетрадиционных изобразительных техниках. | Всё имеющееся в наличии. |
Апрель.
Тема занятия | Техника | Программное содержание | Оборудование |
1. «Жили у бабуси два веселых гуся». | Рисование ладошкой. | Продолжать использовать ладонь, как изобразительное средство, окрашивать её краской и делать отпечаток (большой пальчик смотрит вверх, остальные в сторону). Закрепить умение дополнять изображение деталями. | Нарисованное заранее озеро, белая, серая, зеленая гуашь, кисти, красный и чёрный маркеры для рисования деталей. |
2. «Волшебные картинки (волшебный дождик)». | Рисование свечой. | Познакомить с техникой рисования свечой (волшебный дождик). Аккуратно закрашивать лист жидкой краской. Затем каждый получает волшебную картинку – лист с уже нанесенным свечой рисунком и аккуратно закрашивает её. | Свеча, гуашь синего цвета, листы плотной бумаги. Пол-листа бумаги с уже нанесенными свечёй рисунками.
|
3. «Компоты и варенье в баночках для игры в «Магазин». | Рисование гуашью. | Побуждать детей доступным каждому ребенку средствами выразительности изображать фрукты и ягоды, которые они видели, пробовали и хотели бы нарисовать. | Краски гуашь, вырезанные из бумаги силуэты банок разного размера. |
4. «Мы рисуем что хотим». | Различные. | Совершенствовать умения и навыки в свободном экспериментировании с материалами, необходимыми для работы в нетрадиционных изобразительных техниках. | Всё имеющееся в наличии. |
Май.
Тема занятия | Техника | Программное содержание | Оборудование |
1. «Травка» | Рисование ладошкой. | Упражнять в технике печатания ладошкой. Закрепить умение заполнить отпечатками всю поверхность листа. Развивать цветовосприятие.
| Лист ватмана, темно- и светло- зелёная гуашь, кисти, салфетки. |
2. «Картинка с красивыми голубыми цветами для украшения группы» | Рисование гуашью, смешивание краски. | Вызывать у детей интерес к смешиванию краски для получения светлых оттенков цветов. Увлечь детей этим процессом и предоставить возможность поупражняться в получении голубого цвета.
| Лист ватмана, украшенный красивой рамочкой, ½ альбомного листа на каждого ребенка, палитра, белая и синяя гуашь, кисти. |
3. Выставка рисунков детей данной группы |
| Учить рассматривать рисунки. Поощрять эмоциональные проявления и высказывания. Упражнять в выборе понравившихся работ. | Рисунки детей за год (выбирают несколько лучших рисунков за год). |