Личностно-ориентированные игровые технологии по речевому развитию детей старшего дошкольного возраста с ОНР
Личностно-ориентированные технологии представляют собой воплощение гуманистической философии, психологии и педагогики. В центре внимания педагога — уникальная целостная личность ребенка, стремящаяся к максимальной реализации своих возможностей, открытая для восприятия нового опыта, способная на осознанный и ответственный выбор в разнообразных жизненных ситуациях.
В традиционных дидактических системах основой любой педагогической технологии является объяснение, а в личностно-ориентированном образовании — понимание и взаимопонимание. При объяснении — только одно сознание, один субъект, монолог; при понимании — два субъекта, два сознания, взаимопонимание, диалог. Объяснение — всегда взгляд «сверху вниз», всегда назидание. Понимание — это общение, сотрудничество, равенство во взаимопонимании. Фундаментальная идея состоит в переходе от объяснения к пониманию, от монолога к диалогу, от социального контроля к развитию, от управления к самоуправлению.
Ребенку нужны педагогическая помощь и поддержка. Это ключевые слова в характеристике технологий личностно-ориентированного образования. Поддержка основывается на трех принципах, сформулированных Ш. А. Амонашвили: любить ребенка, очеловечить среду, в которой он живет; прожить в ребенке свое детство.
При рассмотрении сущности личностно-ориентированного подхода во взаимодействии педагога с детьми необходимо остановиться на ряде понятий, понимание которых при осуществлении педагогических действий является главным инструментом педагога:
Индивидуальность — неповторимое своеобразие каждого человека, осуществляющего свою жизнедеятельность в качестве субъекта развития в течение жизни.
Личность — постоянно изменяющееся системное качество, проявляющееся как устойчивая совокупность свойств индивида и характеризующее социальную сущность человека.
Самоактуализация — стремление человека стать тем, чем он может быть; полное использование самим человеком талантов, способностей, возможностей.
Самовыражение - процесс и результат развития и проявления индивидом присущих ему качеств и способностей.
Субъект — индивид или группа, обладающие осознанной и творческой активностью и свободой в познании и преобразовании себя и окружающей действительности.
Субъектный опыт - опыт жизнедеятельности, приобретаемый ребенком в конкретных условиях семьи, образовательного учреждения. К моменту поступления в школу ребенок уже является субъектом образовательного процесса, где он саморазвивается и самореализуется.
Я-концепция — осознаваемая и переживаемая человеком система представлений о самом себе, на основе которой он строит свою жизнедеятельность, взаимодействие с другими людьми, отношения к себе и окружающим.
Выбор — осуществление человеком или группой людей возможности избрать из некоторой совокупности наиболее предпочтительный вариант для проявления своей активности.
Педагогическая поддержка — деятельность педагогов по оказанию оперативной помощи детям в решении их индивидуальных проблем, связанных с физическим и психическим здоровьем, общением, успешным продвижением в обучении, жизненным и профессиональным самоопределением.
Замысел личностно-ориентированного взаимодействия — создание педагогом условий для максимального влияния образовательного процесса на развитие индивидуальности ребенка.
Можно выделить три важнейших интегрированных свойства личности педагога, которые в основном определяют успешность в личностно-ориентированном взаимодействии.
1.Социально-педагогическая ориентация — осознание педагогом необходимости отстаивания интересов и прав ребенка на всех уровнях педагогической деятельности.
2.Рефлексивные способности, которые помогут педагог остановиться, оглянуться, осмыслить то, что он делает: «Н навредить!»
3.Методологическая культура — система знаний и способов деятельности, позволяющих грамотно, осознанно выстраивать свою деятельность в условиях выбора образовательных альтернатив; одним из важных элементов этой культуры является умение педагога мотивировать деятельность своих воспитанников.
Федеральный государственный стандарт дошкольного образования определяет целевые ориентиры – социальные и психологические характеристики личности ребенка на этапе завершения дошкольного образования, среди которых речь занимает одно из центральных мест как самостоятельно формируемая функция, а именно: к завершению дошкольного образования ребенок хорошо понимает устную речь и может выражать свои мысли и желания. Также речь включается в качестве важного компонента - средства общения, познания, творчества. К концу обучения ребенок:
- активно взаимодействует со сверстниками и взрослыми, участвует в совместных играх;
- договаривается, учитывая интересы и чувства других, сопереживает неудачам и радуется успехам других,
- старается разрешать конфликты;
- может фантазировать вслух, играть звуками и словами;
- проявляет любознательность, задает вопросы, касающиеся близких и далеких предметов, и явлений, интересуется причинно-следственными связями (как? почему? зачем?);
- пытается самостоятельно придумывать объяснения явлениям природы и поступкам людей;
- обладает начальными знаниями о себе, о предметном, природном, социальном и культурном мире, в котором он живет.
Ни один из целевых ориентиров дошкольного образования не может быть достигнут без освоения речевой культуры.
Для достижения целевых ориентиров необходима систематическая профилактика и коррекция речевых нарушений у детей, поскольку многие из них имеют особенности, которые могут нарушить благоприятный ход онтогенеза речи, что наиболее ярко проявляется к пятилетнему возрасту.
Нарушения звуковой культуры речи, возникшие в дошкольном возрасте, в дальнейшем могут повлечь за собой целый ряд вторичных нарушений речи: недоразвитие фонематического слуха, задержанное формирование навыков звукового, слогового анализа слов, обеднение словарного запаса ребёнка, нарушение грамматического строя родной речи. Любое нарушение речи в той или иной степени может отразиться на деятельности и поведении ребёнка в целом. Поэтому так важно заботиться о своевременном развитии речи детей, уделять внимание ее чистоте и правильности.
Я работаю в логопедической группе, моя педагогическая деятельность направлена на оказание коррекционной помощи детям в возрасте от 5 до 7 лет с общим недоразвитием речи. В 2017 году была разработана личностно-ориентированная игровая технология по речевому развитию старших дошкольников с ОНР, учитывая принцип комплексно-тематического планирования (согласно рекомендациям учителя-логопеда) и следующие разделы:
I. Правильное звукопроизношение, подготовка к обучению грамоте.
II. Лексико-грамматический строй речи.
III. Пальчиковая гимнастика, логоритмика.
IV. Развитие мелкой моторики.
V. Подвижные и хороводные игры.
Цель – развитие речи и коррекция ее недостатков, а также формирование умения пользоваться речью как средством коммуникации для дальнейшей успешной социализации воспитанников.
Задачи:
1. Формирование правильного звукопроизношения, развитие фонематического слуха, подготовка к обучению грамоте.
2. Развитие общей и мелкой моторики, памяти, внимания, логического мышления.
3. Обогащение словарного запаса и расширение кругозора детей.
4. Овладение грамматикой родного языка.
5. Совершенствование связной речи.
Основные формы организации работы с детьми:
- индивидуальные занятия;
- подгрупповые занятия.
Методическое обеспечение образовательной технологии:
1.Новиковская О.А. «Логопедическая грамматика для детей: 2-4 лет; 4 -6 лет; 6 -8 лет» СПб «Сова» 2007.
2. Нищева Н.В. «Картотеки подвижных игр, упражнений, физкультминуток, пальчиковой гимнастики». СПб. «Д.-Пресс» 2014.
3. Теремкова Н.Э. "Логопедические домашние задания для детей 5-7 лет с ОНР" (4 альбома), издательство "СИНЕРГИЯ".
4. Хабарова Т. В. Педагогические технологии в дошкольном образовании. — СПб • ООО «ИЗДАТЕЛЬСТВО «ДЕТСТВО-ПРЕСС», 2011.
Учебно-дидактическое обеспечение:
1. Перспективный план игр и упражнений.
2. Консультации для родителей.
3. Картотеки игр и упражнений по направлениям коррекционной работы.
4. Настольно-печатные игры:
"Что где находится?"
"Истории в картинках".
"Звуковые домики" (авторская игра)
"Подбери по смыслу"
"Слова и числа"
"Четвертый лишний"
Лото по лексическим темам.
5.Демонстрационный материал по лексическим темам:
«Осень. Деревья. Грибы».
«Зима. Новый год».
«Весна».
"Одежда. Обувь. Головные уборы».
«Домашние животные и птицы».
«Дикие животные».
«Дом. Квартира».
«Транспорт».
«Профессии».
«Семья. 8 Марта».
"Овощи. Фрукты».
«Детский сад. Игрушки».
«Птицы».
«Наши защитники».
«Мебель. Посуда».
«Азбука».
«Как выращивают хлеб".
"Как шили одежду".
6. Картинки с изображением артикуляционной гимнастики.
7. Игры на развитие мелкой и общей моторики по лексическим темам.
Эффективность образовательной технологии (положительная динамика результата):
1. Закрепление навыка произношения формируемого звука в разных видах самостоятельной речи детей и коммуникативных ситуациях.
2. Автоматизация поставленных звуков посредством работы с текстами: пересказы, рассказы, стихи.
3. Овладение комплексом пальчиковой и артикуляционной гимнастики.
4. Усвоение грамматических норм родного языка.
5. Активизация, уточнение, обогащение словарного запаса.
6. Расширение знаний детей об окружающем мире, приобретение необходимых социальных навыков: внимание друг к другу, умение излагать свои мысли.
7. Повышение уровня самоорганизации ребёнка.
8. Активизация родителей в вопросах речевого развития детей старшего дошкольного возраста.